Дружбы в творчестве Пушкина




НазваниеДружбы в творчестве Пушкина
страница1/5
Дата публикации10.10.2014
Размер0.51 Mb.
ТипДокументы
literature-edu.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4   5
Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837)
Пушкин – один из самых известных русских авторов. Он был поэтом, прозаиком, драматургом. В России очень любят творчество Пушкина. Его называют «наше всё» и «Солнце русской поэзии».

Пушкин был из семьи дворян. Его родители были не очень богатыми, но Пушкин получил очень хорошее образование. Он учился в лицее, который находился недалеко от одного из дворцов царя. В лицее Пушкин познакомился со многими своими друзьями, с ними он дружил всю жизнь. Когда Пушкин закончил лицей, он жил в Петербурге. Он часто критиковал царя в своих стихотворениях, писал о необходимости отмены крепостного права в России. За это царь отправил его в ссылку сначала в Крым и на Кавказ (Южная ссылка), потом в село Михайловское, где жила няня Пушкина. Когда Пушкин вернулся из ссылки, он женился. Его жена, Наталья Николаевна Гончарова, была очень красивой женщиной, она нравилась многим мужчинам. Однажды один человек по фамилии Дантес оскорбил её: он сказал, что жена изменяет Пушкину с другим мужчиной. Поэт вызвал Дантеса на дуэль. Пушкин погиб на этой дуэли, ему было 37 лет.

Тема дружбы в творчестве Пушкина.

Только Пушкин один из всех русских поэтов писал так много о друзьях и дружбе. Дружба для Пушкина – это объединение людей, которые друг друга понимают. У них одинаковые взгляды на мир (одинаковые точки зрения) и мнения.

Стихотворение «19 октября 1827 года». 19 октября – это день основания Царскосельского лицея, в котором учился Пушкин. Поэт и его друзья каждый год отмечали этот день как праздник. У Пушкина много стихотворений с названием «19 октября». В стихотворении «19 октября 1827 года» лирический герой Пушкина желает, чтобы бог помог его друзьям, когда им весело и когда им плохо, дал им счастливую любовь. Он хочет, чтобы бог помог тем его друзьям, которые находятся в другой стране, и друзьям, которые отправлены в ссылку в Сибирь за участие в восстании декабристов.

В стихотворении «Во глубине сибирских руд…» (1827 год) Пушкин обращается к своим друзьям-декабристам. Жанр этого стихотворения – послание. Он говорит им, что их дело было важным, что их никто не забудет. Он просит их надеяться, что они снова станут свободными, что они смогут продолжать то, что начали делать для освобождения народа от крепостного права.

«К Чаадаеву» (1818 год) - это стихотворение одновременно и дружеская, и гражданская лирика. Это послание. Пушкин обращается в нём к философу Чаадаеву, который тоже критиковал русское правительство и царя. Для Пушкина свобода – это смысл жизни. Пушкин говорит, что нужно отдать Родине лучшее, что есть в душе. Он всю жизнь мечтал о том, чтобы русских крестьян освободили от крепостного права. Это очень важно для поэта. Он сравнивает ожидание освобождения с тем, как влюблённый юноша ждёт встречи с любимой девушкой. Поэт просит Чаадаева бороться за свободу, верить в то, что крестьян освободят. Тогда все будут счастливы и вспомнят, кто помог сделать это счастье реальным.
Любовная лирика Пушкина.

Стихотворения Пушкина о любви – это его поэтическая автобиография. Он пишет о тех чувствах, которые переживал в жизни, когда любил разных женщин.

Стихотворение «Я вас любил…» (1829). Любовь – это чувство, когда человек может пожертвовать многим для другого человека. Лирический герой Пушкина вспоминает свою любовь к героине. Он говорит о том, что, возможно, он ещё не перестал её любить. Он вспоминает, какие чувства он испытывал - он боялся говорить о своих чувствах, ревновал. Теперь он желает ей счастья, хотя понимает, что она не любит его. Он желает ей, чтобы её так же искренно и нежно любил другой человек, которого, наверное, любит или ещё полюбит героиня. В стихотворении несколько раз повторяются слова «я вас любил». В результате мы можем почувствовать, что герой всё больше и больше волнуется и придаёт этим словам очень большое значение.

В стихотворении «Ты и вы» (1828 год) Пушкин пишет о разнице, которая существует между обращением к человеку на «ты» и на «вы». В XIX веке обращение на «вы» было обязательным в общении девушек и юношей. Героиня случайно обращается к герою на «ты», и от этого он чувствует радость, начинает мечтать о том, что она его любит. Обращение на «ты» Пушкин называет сердечным, то есть тёплым, добрым, а «вы» - слово пустое, в котором нет никаких чувств. По этикету, герой обращается к героине «как вы милы», но думает «Как тебя люблю».

Стихотворение «К***» (1825) посвящено Анне Петровне Керн, девушке, которую когда-то любил Пушкин, но её имя не называется в стихотворении. Пушкин никогда не называл в произведениях имён женщин, которых он любил. В стихотворении три части. В первой лирический герой говорит о своей первой встрече с героиней. Он говорит, что это было «чудное мгновенье» - удивительный момент, чудо. Для него героиня обладает чистой красотой, она очень необычна. Вторая часть – это описание горя, грусти, потому что герой находится в заточении, в глуши. Здесь отражается факт из биографии Пушкина, когда поэт был отправлен в ссылку в село Михайловское. В заточении герой забыл нежный голос, красоту любимой девушки. Третья часть – это новая встреча героев. Это возвращение к жизни, к любви. Герой снова чувствует радость, потому что снова видит героиню. Теперь он снова может верить, любить, писать произведения – то есть жить.

«Мадонна» (1830). Стихотворение посвящено жене Пушкина Наталье Гончаровой. Словом «Мадонна» в Италии называли мать бога Иисуса Христа, деву Марию. В этом стихотворении лирический герой Пушкина называет свою любимую женщину Мадонной. Это значит, что он считает, что она похожа на мать бога. Она такая же чистая душой, красивая, любящая людей. Мадонна – это ещё и мать, которая любит своего ребёнка. Лирический герой считает, что её появление в его жизни – это подарок от бога, потому что раньше он мечтал видеть у себя в доме хотя бы картину, на которой нарисована Мадонна, а сейчас бог услышал его желание и послал ему любимую женщину, которая похожа на Мадонну.

Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836) – произведение, в котором Пушкин подводит итог своего творчества, говорит о его результатах. Это стихотворение является свободным переводом произведения древнеримского поэта Горация. До Пушкина переводы этого стихотворения делали русские поэты М.В. Ломоносов и Г.Р. Державин. Каждый из этих авторов в своём переводе писал о том, что важного именно он сделал для развития русской литературы.

Пушкин сравнивает своё творчество с памятником, потому что люди будут помнить его благодаря его произведениям. Часть его души будет жить в его произведениях, пока на земле живёт хотя бы один поэт. Пушкин пишет, что о нём узнают все народы, которые тогда жили в Российской империи: например, финны, тунгусы, калмыки. Пушкин называет несколько причин, по которым его творчество долго будут любить люди. Свою заслугу он видит в том, что не боялся в трудное время, в которое ему пришлось жить, писать о свободе, просить царя Николая I о прощении декабристов («милость к падшим призывал»). Пушкин считает, что то, что он сделал для людей, намного важнее, чем политика и деятельность царей. О своём «памятнике» он пишет «вознёсся выше он главою непокорной Александрийского столпа». Александрийский столп – это колонна в Петербурге, памятник царю Александру I.

В конце стихотворения Пушкин высказывает важную мысль о том, что главное для поэта – не обращать внимания на мнение глупых людей, не бояться обиды и не ждать, что его будут хвалить. Главное для поэта – слушать то, что говорит ему Бог и пробуждать в душах людей добрые чувства.
Александр Сергеевич Пушкин

Любовная лирика

* * *

Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.

К ***

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной

В тревогах шумной суеты,

Звучал мне долго голос нежный

И снились милые черты.
Шли годы. Бурь порыв мятежный

Рассеял прежние мечты,

И я забыл твой голос нежный,

Твой небесные черты.
В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без любви.
Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.
И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

1825
МАДОННА

Не множеством картин старинных мастеров

Украсить я всегда желал свою обитель,

Чтоб суеверно им дивился посетитель,

Внимая важному сужденью знатоков.
В простом углу моем, средь медленных трудов,

Одной картины я желал быть вечно зритель,

Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,

Пречистая и наш божественный спаситель -
Она с величием, он с разумом в очах -

Взирали, кроткие, во славе и в лучах,

Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.
Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.

1830
ТЫ И ВЫ

Пустое вы сердечным ты
Она, обмолвясь, заменила
И все счастливые мечты
В душе влюбленной возбудила.
Пред ней задумчиво стою,
Свести очей с нее нет силы;
И говорю ей: как вы милы!
И мыслю: как тебя люблю!
Дружеская и вольнолюбивая лирика Пушкина
19 ОКТЯБРЯ 1827

Бог помочь вам, друзья мои,

В заботах жизни, царской службы,

И на пирах разгульной дружбы,

И в сладких таинствах любви!
Бог помочь вам, друзья мои,

И в бурях, и в житейском горе,

В краю чужом, в пустынном море

И в мрачных пропастях земли!

1827

Примечания
19 октября 1811 - день основания Царскосельского Лицея, куда поступили тогда же Пущин, Дельвиг, Кюхельбекер, Пушкин и другие лицеисты "первого набора".
* * *

Во глубине сибирских руд

Храните гордое терпенье,

Не пропадет ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье.
Несчастью верная сестра,

Надежда в мрачном подземелье

Разбудит бодрость и веселье,

Придет желанная пора:
Любовь и дружество до вас

Дойдут сквозь мрачные затворы,

Как в ваши каторжные норы

Доходит мой свободный глас.
Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут - и свобода

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут.

1827
К ЧААДАЕВУ

Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман,

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман;

Но в нас горит еще желанье;

Под гнетом власти роковой

Нетерпеливою душой

Отчизны внемлем призыванье.

Мы ждем с томленьем упованья

Минуты вольности святой,

Как ждет любовник молодой

Минуты верного свиданья.

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

1818
Позднее творчество Пушкина. Итоги.
* * *

Exegi monumentum.*

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастёт народная тропа,

Вознёсся выше он главою непокорной

Александрийского столпа.**
Нет, весь я не умру - душа в заветной лире

Мой прах переживёт и тлeнья убежит -

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.
Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,

И назовёт меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий

Тунгус, и друг степей калмык.
И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.
Веленью бoжию, о муза, будь послушна,

Обиды не страшась, не требуя венца;

Хвалу и клевету приeмли равнодушно

И не оспаривай глупца.
* "Я воздвиг памятник" (лат.). Эпиграф взят из произведений Горация, знаменитого римского поэта (65-8 гг. до н. э.).

** Александрийский столп - колонна, поставленная в честь царя Александра I на Дворцовой площади в Петербурге.
Роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
Это произведение считают одним из самых главных в творчестве А.С. Пушкина. Он писал «Евгения Онегина» долго, с 1823-го по 1831-й годы.

Жизнь отдельных людей в этом романе в стихах показана прочно связанной с жизнью всего российского общества. Через судьбы героев Пушкин показывает нам время, в которое жили его герои и он сам, эпоху 1820-х годов.

Роман в стихах – это лиро-эпический жанр, который соединяет в себе особенности двух родов литературы – лирики и эпоса. От лирики здесь есть стихотворная форма и красочный язык. Кроме этого, о всех событиях нам рассказывает особенный герой – Автор. Именно с его точки зрения мы видим всех других героев произведения. Автор является героем, который управляет сюжетом, он решает, как и о чём рассказывать. К нему сходятся судьбы всех героев. Речь Автора очень эмоциональная, она передаёт нам его отношение к героям и ко всему вокруг1. Этот герой чем-то похож на самого Пушкина, но это не полная его копия: Пушкин как бы смотрит на себя со стороны, как на другого человека. От эпоса здесь есть сюжет, в основе которого лежат события.

Можно сказать, что в этом произведении 2 сюжета: сюжет героев и сюжет Автора. Они связаны. Сюжет героев постоянно прерывается сюжетом автора.

В основе романа – принцип симметрии – сюжет первых семи глав, как в зеркале, отражается в последней, восьмой. История любви Онегина и Татьяны повторяется, но наоборот: любовь Татьяны к Онегину меняется на влюблённость Онегина в Татьяну. Письмо Татьяны меняется на письмо Онегина. «Проповедь» Онегина сменяется уроком, который ему даёт Татьяна.

Важным элементом сюжета является сон Татьяны в пятой главе. Татьяне снится, что медведь приносит её в маленький дом посреди зимнего леса. В доме она видит Онегина. Он сидит за столом вместе с ужасными чудовищами. Когда в дом входят Ленский и Ольга, Онегин ножом убивает Ленского. События из сна являются знаком скорой беды – они соотносятся с ссорой Ленского и Онегина на празднике именин Татьяны и с дуэлью, на которой Онегин убивает Ленского.

«Евгений Онегин» – это реалистическое произведение. В романе есть большое описание жизни русского общества начала XIX века. В основном это жизнь дворянства в Петербурге, в Москве, в деревне. Литературный критик В.Г. Белинский назвал это произведение «энциклопедией русской жизни». В первой главе Автор очень подробно рассказывает о типичном дне из жизни Онегина в Петербурге – мы узнаём многое о жизни молодых дворян того времени, об их воспитании и интересах.

Пушкин ставит перед собой и читателями много вопросов. Главные проблемы в этом произведении – проблемы выбора, смысла жизни, свободы и несвободы, правды и лжи. Путь Онегина – это путь от ложного к истинному. Вначале он – человек, который зависит от обстоятельств, а в конце он научился думать и чувствовать свободно. Но за свободу приходится дорого заплатить, многое потерять, поэтому Онегин в восьмой главе уже не такой, какой в первых главах. Он многое понял, поэтому его разочарованность стала не ложной, а настоящей.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Дружбы в творчестве Пушкина iconДружбы в разные периоды творчества Пушкина
Пушкина (А. А. Дельвиг, И. И. Пущин, В. К. Кюхельбекер). Во всем творчестве Пушкина актуальны темы дружбы и лицейского братства,...

Дружбы в творчестве Пушкина iconДружбы в лирике пушкина
Чувство дружбы у Пушкина — это огромная ценность, которой равновелики лишь любовь, творчество и внутренняя свобода

Дружбы в творчестве Пушкина icon«Музыка в сказках Пушкина»
Цель: Сформировать представление учащихся о значениях сказок Пушкина в творчестве русских композиторов

Дружбы в творчестве Пушкина iconРеферат по литературе на тему: «Женские образы в творчестве А. С. Пушкина»
Пушкина. Так и я, прочитав роман «Евгений Онегин», комментарии к нему и статьи В. Г. Белинского, задумался над фразой: «Татьяна –...

Дружбы в творчестве Пушкина iconУчащихся о жизни и творчестве А. С. Пушкина; познакомить с жанром...
Цель урока. Углубить представление учащихся о жизни и творчестве А. С. Пушкина; познакомить с жанром послания; раскрыть особенности...

Дружбы в творчестве Пушкина iconУрок литературы и русского языка в 9 классе. Тема урока: А. С. Пушкин. Лицей. Лирика дружбы
Оборудование: портрет А. С. Пушкина Е. Гейтмана (гравюра 1822 г.). Книги: М. Басина «В садах лицея», «А. С. Пушкина. Жизнь и творчество....

Дружбы в творчестве Пушкина iconДуховности в творчестве Пушкина. Развитие этой темы в стихотворениях...
О картине, которая вдохновила Пушкина к написанию стихотворения "Мадонна", обращенного к невесте Наталье Николаевне Гончаровой

Дружбы в творчестве Пушкина iconМбоу «Гимназия №2» Урок литературы в 8 классе Учитель: Липина О....
А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова о русской природе

Дружбы в творчестве Пушкина icon«Творчество А. С. Пушкина. Мир волшебных сказок.» Цель урока
Цель урока: расширить знания о творчестве А. С. Пушкина; развить речь, творческие способности детей

Дружбы в творчестве Пушкина icon«Образы мадонн в творчестве А. С. Пушкина»
Рафаэля благотворно действовали на самые лучшие умы России. Так, В. Г. Белинский писал, увидев "Сикстинскую мадонну" Рафаэля: "Я...

Литература


Заказать интернет-магазин под ключ!

При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции