МБОУ «Гимназия № 2»
Урок литературы в 8 классе
Учитель: Липина О.В.
Поэзия родной природы в творчестве А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова,
Ф. И. Тютчева, А.А. Фета, А. Н. Майкова
Цели урока:
расширить представление учащихся о творчестве поэтов XIX века; продолжить знакомство со стихами А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова о русской природе;
совершенствовать навыки анализа стихотворения;
раскрыть значение родной природы для воспитания чувства любви к большой и малой Родине; развивать эмоционально-чувственную сферу учащихся в процессе анализа стихотворений.
Ход урока
1.Вступительное слово учителя.
Русских поэтов всегда привлекала родная природа, лишенная ярких, броских, экзотических красок. Со стихами о природе поэтов первой половины XIX века А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова вы хорошо знакомы, а вот стихи Ф. И. Тютчева, А.А.Фета и А. Н. Майкова (поэтов второй половины XIX века) вы только начинаете узнавать.
2. Работа со статьей учебника «Поэзия родной природы», стр. 41-42, аналитическое чтение, беседа.
1. Что привлекало поэтов в русской природе?
Предполагаемый ответ: Милая прелесть и скромная простота, внутренняя красота, спокойствие, величие, степенность.
2. Согласны ли вы с тем, что природа выступает искусным «врачом», укрепляющим дух, вносящим успокоение и гармонию.
Предполагаемый ответ: Согласны. Одни поэты черпают в ней силы для борьбы и веры в лучшее будущее народа, других природа побуждает проникнуться светлым оптимизмом.
Итоговый вопрос. Какую еще роль играет природа в жизни человека?
Запись в тетрадь предполагаемого ответа:
Природа изображалась в лирике не просто фоном, на котором проходит жизнь и деятельность человека, но и неотъемлемой частью его души. Природа неотделима от чувства родной земли, связана с «малым домом» родного края и с «большим домом» - Отчизной, но у каждого поэта свое видение и отношение к русской природе.
2. Работа с текстами стихотворений. (Восприятие, истолкование).
1. Слушаем подготовленное выразительное чтение учащимися стихотворений А. С. Пушкина «Цветы последние милей…», М. Ю. Лермонтова «Осень», Ф.И. Тютчева «Осенний вечер».
Вопрос: С какой порой связаны эти стихотворения?
Предполагаемый ответ: Осень, начало осени, поздняя осень.
Вопрос: Каким чувством пронизаны строки?
Предполагаемый ответ: Грусть, уныние, предчувствие зимы, холодов, бурь.
2..Слушаем подготовленное выразительное чтение учащимися стихотворений А.А. Фета «Первый ландыш» и А.Н. Майкова «Поле зыблется цветами…»
Вопрос: Какое время года описано в этих стихотворениях, с каким чувством и настроением человека оно связано?
Предполагаемый ответ: Ранняя весна, пробуждение природы, яркость и чистота красок; с чувством надежды, любви, радости.
Вопрос: Что объединяет эти стихотворения?
Предполагаемый ответ: Описание природы и чувства, вызванные описанием таких разных времен года.
Вопрос: Как называется описание природы?
Предполагаемый ответ: пейзаж.
Повторение теоретических сведений о том, что такое пейзаж.
Вывод: художники изображают пейзаж с помощью красок, а поэты рисуют словами.
3. Работа с текстами стихотворений. Сравнительный анализ.
1. Запись в таблицу эпитеты, олицетворения, метафоры.
|
А.С. Пушкин
|
М.Ю. Лермонтов
|
Ф.И. Тютчев
|
Осень
|
Цветы последние
Унылые мечтания
Разлуки час
|
Листья пожелтели, кружатся, летят
Зелень мрачная
Месяц тускл
|
Светлость осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть
Зловещий блеск
Пестрота дерев Багряные листья
Туманная и тихая лазурь
Сиротеющая земля
Холодный ветр
Ущерб, изнеможенье
Улыбка увяданья, стыдливость страданья
|
|
А.Н. Майков
|
А.А. Фет
|
Весна
|
Поле зыблется цветами
В небе льются света волны
Жаворонков пение
Голубые бездны
Блеск полдня
Свет
Улыбка
Голоса
|
Первый ландыш
Солнечные лучи
Душистая чистота
Первый луч
Луч весенний ярок
Воспламеняющая весна
Ели поникшие
Вдох благоухает
Избыток жизни молодой
Туман, месяц поле серебрит
|
Вывод:
Осень: В стихотворениях поэтов показана сущность русской природы, таинственная прелесть осенних вечеров становиться поводом для размышления о человеческой судьбе и о божественной сущности страдания. В поэтических строках показано сближение и взаимопонимание человека и природы. Стихотворения насыщены изобразительными средствами поэтического языка: эпитетами, сравнениями, олицетворениями и метафорами.
Весна: Стихотворения о весне полны цвета, движения, звуков, ощущением неги, радости, желанием жить. В этот звучащий, наполненный светом и жизнью мир входит поэт и ведет за собой своего спутника – читателя, приглашает увидеть особую жизнь природы: жизнь вечного и обновляющегося мира.
4. Анализ поэтического языка.
Задание № 1 по вариантам: Ученики, сидящие на первом варианте, находят и подчеркивают в первой колонке таблицы перечисленные тропы. Ученики, сидящие на втором варианте, находят и подчеркивают во второй колонке таблицы перечисленные тропы.
Проверка, обсуждение.
Задание № 2 по вариантам: Ученики, сидящие на первом варианте, находят и выписывают из первой колонки таблицы слова, обозначающие и передающие цвет. Ученики, сидящие на втором варианте, находят и выписывают из второй колонки таблицы слова, обозначающие и передающие цвет.
Обсуждение.
Вопрос:
Какое стихотворение и время года ближе вам? Свой ответ аргументируйте данными таблицы, поэтическими строчками.
Задание № 3. Творческое задание. Попробуйте нарисовать цветовое видение осени или весны, переданные поэтами в стихотворении, красками на альбомном листе. Это не должна быль сюжетная картина или пейзаж, а цветовые, эмоциональные ощущения поэтических строк, по возможности подпишите строки. Учащиеся приступают к рисованию, затем рисунки оформляются в выставку.
5. Подведение итогов. Заключительное слово учителя. Мы рассмотрели лишь некоторые стороны мира родной природы (природа - неотъемлемая часть души русского человека) в стихах поэтов XIX века, в дальнейшем проследим, как развивается эта традиция в русской поэзии XX века.
6. Домашнее задание: Стихотворение наизусть (по выбору), стр. 42-44.
|