Дружбы в лирике пушкина




НазваниеДружбы в лирике пушкина
страница1/8
Дата публикации10.10.2014
Размер1.1 Mb.
ТипДокументы
literature-edu.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8

ТЕМА ДРУЖБЫ В ЛИРИКЕ ПУШКИНА

Чувство дружбы у Пушкина — это огромная ценность, которой равновелики лишь любовь, творчество и внутренняя свобода.

Тема дружбы проходит через все творчество Пушкина, начиная с лицейского периода и заканчивая последним годом жизни. В ли­цейский период, который является в основном подражательным, дружба им осмысливается в свете «легкой поэзии» Парни, которая в русской литературе вначале была отчасти культивирована Ба­тюшковым. В своей подражательной лирике Пушкин воспринимает этот стиль Батюшкова и Парни, и пафос дружеской лирики лицей­ского периода состоит в составлении некоей оппозиции классицис­тическим ценностям.

Рассудок, бог с тобою...

Под стон ученых дураков...

Без них мы пить умеем.

(«К студентам»)

Лирика Пушкина этого периода насыщена анакреонтической тематикой, которая состоит в воспевании эпикурейских ценностей.

В стихотворении «К студентам» поэтизируется веселая пирушка, воспевается вино и радости дружеского беззаботного общения:

Друзья, досужей нас кабак

Все тихо, все в покое

Скорее скатерть и бокал

Сюда вино златое!

Оппозицию классицизму в дружеской лирике лицейского пе­риода составляют и сентименталистские ценности, среди которых важное место занимает дружба «С Ниферой, с портиком, и с кни­гой, и с бокалом» («К Каверину», 1817 г.). В этом послании, как и во всех остальных посланиях лицейского периода, Пушкин призы­вает всех своих друзей оставить волнения и заботы света и присо­единиться к интимному кругу друзей, объединенных под призы­вом: «Блажен, кто веселится в покос, без забот...»

Покой, беззаботное веселье, шумный пир друзей,— вот что со­ставляет, по мнению поэта, человеческое счастье. Как и поэты-сен­тименталисты, Пушкин ставит чувство дружбы выше обществен­ных и государственных благ:

И станут самые цари

Завидовать студентам.


Самое ценное в дружбе Пушкин видит в сердечности и искрен­ности друзей:

Он друг без этикета.

Не требует привета

Лукавой суеты.

Чувство сердечной привязанности к своим друзьям Пушкин пронесет через всю свою жизнь, оно присутствует даже в граждан­ской лирике петербургского периода. Поэтам-декабристам дружба виделась как союз людей, одержимых одной идеей. Пушкин в своей гражданской лирике не приемлет такой классицистический взгляд, и чувство дружбы в его стихах в этот период выглядит иначе, чем у декабристов. Высокая цель не должна исключить на­слаждение дружеским общением, даже наоборот, дружба становит­ся опорой и поддержкой в гражданском служении долгу и Отечест­ву. Соединение интимного чувства дружбы, равно как и любви, с высокими гражданскими чувствами отражено в стихотворении «К Чаадаеву». Поэт призывает адресата к высокой цели не только как политического единомышленника, но как друга, что подчеркнуто обращениями типа: «мой друг», «товарищ, верь...»

В этот же период Пушкин начинает разрабатывать в своих сти­хах тему свободы, и дружба становится как бы «третьим компонен­том»в ряду «любовь и тайная свобода». В стихотворении «Посла­ние к кн. Горчакову» «младых повес счастливая семья, где ум кипит, где в мыслях волен я», дружеское общение становятся как бы почвой этой свободы.

Но друзья не вечны, дружеские пиры происходят все реже и реже, наступает разочарование и в гражданских идеях, и Пушкин уезжает в южную ссылку, где оказывается целиком охвачен роман­тическими настроениями. Дружеская лирика в этот период творче­ства поэта очень своеобразна, романтик никогда не ищет счастья в друзьях, он порывает со своим прошлым. Всю довольно малочис­ленную дружескую лирику этого периода отчетливо характеризует стихотворение «Дружба». Мотив этого стихотворения затем подхва­тит Лермонтов, и это станет лейтмотивом его лирики.

У Пушкина теперь друзьями становятся море и горы, но с ними поэт не может быть на равных, хотя и говорит о шуме моря, про­щаясь с ним, что он:

как друга ропот заунывный,

как зов его в прощальный час.

Уже само по себе стихотворение «К морю» является прощаль­ным. Южные романтические наброски поэта сменяются филосо­фичностью лирики и внутренним самосозерцанием. Буря, бушевав­шая в душе романтика, утихла, уступив место гармонии и покою. Но наследие романтического периода — свобода — не оставляет поэта. Тема внутренней свободы выбора каждого человека звучит и в дружеской лирике поэта. Дружеские чувства не зависят от поли­тики, в них мы вольны. В стихотворении «19 октября 1827 г.», на­писанном на годовщину открытия лицея, Пушкин говорит о том, что он по-прежнему помнит о всех своих друзьях, где бы они ни были. Для него они все равны, и те, кто на «царской службе», и те, кто в «мрачных пропастях земли». «Я гимны прежние пою», — признается поэт в стихотворении «Арион».

Пушкин остается по-прежнему верен своим друзьям-декабрис­там и поддерживает их в трудный для них час своим знаменитым посланием в Сибирь «Во глубине сибирских руд...».

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен.

Но в этом стихотворении, открывающем цикл, написанный к лицейской годовщине, уже четко просматривается тема одиночест­ва. Поэту невыразимо больно и грустно оттого, что с ним сейчас нет его друзей:

Печален я, со мною Друга нет,

С кем долгую запил бы я разлуку.

Эти настроения все больше завладевают Пушкиным, и каждое последующее «19 октября» окрашено в более мрачные тона. Пора­женный смертью Дельвига, Пушкин пишет: «И мнится, очередь за мной...» Стихотворение «Чем чаще празднует лицей...» тоже на­полнено грустью. Итак, в конце жизни, пережив «бурь порыв мя­тежный», Пушкин опять возвращается к лицейской теме, но теперь она звучит по-другому.

Верна мысль критика о том, что «лицей становился в сознании Пушкина идеальным царством дружбы, а лицейские друзья — иде­альной аудиторией его поэзии», хранителями культа дружбы, тему которой Пушкин пронес почти через все свое творчество.




«Россия, Русь! Храни себя, храни...» (по произведениям русских писателей XIX и XX веков)

Тему России можно рассмотреть в творчестве двух поэтов XIX и XX вв. - Лермонтова и Блока, так как в их взглядах на родину много общего, Эта тема проходит через все творчество и Лермонтова, и Блока. У них она ярко выражена, эти поэты сознательно работали над ней. Этого нельзя заме­тить, например, у Пушкина: в его творчестве, несомненно, присутствует мотив любви к России, но он не выделен отдельно. Существование четко определенного мотива России в творчестве обоих поэтов можно определить и так: оба поэта творили в переломные моменты истории. Лермонтов - в эпоху безвременья, наступившую после поражения декабристов. Блок же пережил две революции, был свидетелем их последствий, предпосылок. В такие периоды жизни особенно остро стоит вопрос о дальнейшем развитии страны, о ее будущем.

У Лермонтова чувство любви к России зародилось очень рано и оста­лось навсегда. Так, 15-летний юноша Лермонтов писал: «Я родину люблю. и больше многих». Нужно заметить, что тема родины для поэта гораздо шире темы России. Это связано с воплощением образа родины, который, в свою очередь, зависит от художественного метода Лермонтова. Он поэт-романтик, следовательно, помимо конкретного образа России у него при­сутствует и обобщенно-символический образ родины.

В романтических произведениях поэта родина является неким роман­тическим идеалом. В частности, в поэме «Мцыри» герой говорит о том. что он «знал одной лишь думы власть», имея в виду «думу» о возвраще­нии на родину, желая прижаться «с тоской к груди другой, хоть незнако­мой, но родной». Здесь у Лермонтова выражен мотив оторванности от родины; герой непобедим лишь до тех пор, пока ходит по родной земле, а оторванность от нее ведет к гибели. В стихотворении «Листок» этот мотив также прослеживается. Листок, оторванный «от ветки родимой», «засох и увял». Даже у благодатного Черного моря не находит приюта среди «зе­леных ветвей», «райских птиц». Автор испытывает презрение к тем, у кого нет родины, кто свободен от «страстей и страданий». Так, он сравнивает таких людей с тучами («Тучи»), которым всего лишь «наскучили нивы бесплодные», и они, «вечно холодные, вечно свободные», мчатся «в сторо­ну южную».

Кроме романтического идеала у Лермонтова есть и конкретное вопло­щение образа России

Она становится предметом идейно-творческих раз­думий автора. Он писал: «В России нет прошедшего, она вся в настоящем и будущем». Стихотворение «Родина» - выступление Лермонтова по од­ному из важнейших вопросов идейно-политической борьбы того времени в России, о путях ее развития. Стихотворение это было написано поэтом под впечатлением путешествия по России. Он отказывается от основных точек зрения на вопрос о дальнейшей судьбе России. По Лермонтову, любовь к родине не определяется идеями декабристов («ни слава, куплен­ная кровью»), религиозными идеалами («ни полный гордого доверия покой»), а также принципами славянофилов («ни темной старины Заветные • преданья»). Лермонтов утверждает свою любовь: это его глубоко личное чувство («но я люблю - за что, не знаю сам»). Лжепатриотизму он проти­вопоставляет свое чувство, свою «странную любовь». Добролюбов пи­сал о Лермонтове: «Он понимает любовь к Отечеству истинно, свято, разумно». В стихотворении «Родина» поэтом с удивительной точностью переданы могучие масштабы России: «безбрежные леса», «разливы рек, подобные морям». «Родина» - одно из немногих реалистических произве­дений поэта. Мы можем найти здесь неприукрашеиное описание пейзажа средней полосы России. Его составляют «проселочные пути», «белеющие березы», «желтая нива», «полное гумно». В «Родине» продолжены слова я мысли Пушкина из главы «Путешествие Онегина». Подобно Лермонто­ву, Пушкин пишет: «Люблю песчаный косогор, перед избушкой две ряби­ны, калитку, сломанный забор». «Родина» Лермонтова полна глубокой нежности к родной земле, сердечной привязанности, без которой нет связи с Отчизной. Если вначале поэт пишет, что «любит-что, не знает сам», то потом конкретизирует: отрада вызвана созерцанием этого уклада жизни, этой природы.

Лермонтов затрагивает и социальные аспекты темы родины. «Прощай, немытая Россия...» - смелое обвинение российской действительности, это протест против «рабов, господ», против преданности народа «голубым мундирам» (жандармам).

Созвучно стихотворению «Прощай, немытая Россия» и произведение Лермонтова «Предсказание», имеющее реальную историческую основу -крестьянские «холерные бунты». Оно также направлено против «короны царей», против любви черни к царям, против безропотного неосознанного народного страдания.


Кроме того, у Лермонтова присутствует образ малой родины. Так, в стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен» поэт описывает свое детство в Тарханах, «родные все места»: «барский дом», сад, «спящий пруд», «темную аллею». Воспоминания, связанные с этими местами, он сравнивает со «свежим островком» среди пустыни.

Поэтической родиной поэта является, безусловно, Кавказ. Так, в произ­ведении «Синие горы Кавказа, приветствую вас!..» он пишет, обращаясь к горам: «Облаками меня одеваЯй, вы к небу меня приучили»; а также: «Как я любил твои горы, Кавказ!». Восхищался поэт и «снегами» и «далекими льди­нами утесов», и «путями неизвестными над пропастью», и «покрытой льдом безымянной рекой», и чистым воздухом.

Своей малой родиной считал поэт Москву. Так, в стихотворении «Мос­ква, Москва...» он писал: «Москва— моя родина и такою будет для меня всегда...».

Тема России четко выделена также у Блока. В 1908 году он писал к Станиславскому о родине: «Этой теме я сознательно я бесповоротно посвя­щаю жизнь. Все ярче сознаю, что это первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему-то я подхожу давно, с начала своей сознательной жизни...».

В творчестве Блока постепенно проявляется образ родины и России, но чувство безоглядной любви к родине, как и у Лермонтова, пронизывает все его произведения. Так, в конце стихотворения «Осенняя воля» Блок вос­клицает о родине: «Как и жить и плакать без тебя!». В ранних стихотворени­ях Блока много неясного в его отношении к России и народу, в его произве­дениях, как и у Лермонтова, прослеживаются романтические мотивы. Так, в стихотворении «Русь» Россия Блока колдовская, таинственная. Она «и во сне необычайна», «дебрями окружена», в ней «народы» «ведут ночные хо­роводы», «ведуны с ворожеями чаруют злаки на полях». Но за этим сказоч­ным романтическим обликом скрываются и печальные картины. В тексте стихотворения встречаются такие сочетания: «зарево горящих сел», «ведь­мы тешатся с чертями», «девушка на злого друга точит лезвеё», «нищета страны родимой» и т. д. Несмотря на это. Блок чувствует кровное родство со всем русским. «В лоскутах ее (Руси) дохмотий души скрываю наготу», -говорит герой поэта

.

Блок писал, что в России для него «жизнь или смерть, счастье или поги­бель». И наиболее полно эти чувства отразились в цикле «Родина». Здесь содержатся раздумья поэта о прошлом, настоящем, будущем страны. Это страстный монолог человека, для которого любовь к родине - нечто глубо­ко личное, как и у Лермонтова. Блок обращается к родине: «О, нищая моя страна... О, бедная моя жена...» («Осенний день»). Чувство его при этом лишено всякой умильности. Он видит не только «прекрасные черты» и «разбойную красу», но и «избы серые», «лес да поле». Такое же щемящее чувство любви, как у Лермонтова, вызывают у Блока «избы, крытые соло­мой». Блоковская «Россия» начинается реалистичной картиной проселоч­ной дороги, как и у Лермонтова: «вязнут спицы... в расхлябанные колеи». Облик России двоится в понимании Блока: это страна с «лесами да полями», а также красавица-крестьянка с «платком узорным до бровей» и «мгновен­ным взором из-под платка».

В теме России Блока присутствует и мотив вольности, бунта. Так, кра­сота России, по Блоку, буйная, «разбойная». Но это положительная черта: «не пропадешь, не сгинешь ты» («Родина»). Этот мотив неуспокоенности ярко прослеживается в цикле Блока «На поле Куликовом». Он пишет: «И вечный бой! Покой нам только снится... Покоя нет!.. Не может сердце жить покоем». Эти нотки романтизма близки лермонтовским произведениям с их духом протеста, сопротивления, борения, мятежа.

И у Блока, как у Лермонтова, есть предвказания о судьбах России. Это выделено в стихотворении «В огне и холоде тревог..». Оно пронизано ве­рой в затаенные силы родины, в ее могущество, в светлое будущее. «Пусть день далек», но поэт верит, что «новый век взойдет».

От картин природы, от образа Русь - жена Блок переходит к 'конк­ретному восприятию действительности; к воспеванию очистительного пожара революции. Как и Лермонтов, Блок верит в будущее, в то, что «страшный мир» погибнет в этом пожаре, воссияет мир новый: «старый мир, как пес безродный стоит» и «мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем».

Эти мысли содержатся в поэме «Двенадцать». Символику одухотворен­ного будущего в этом произведении несет чистый образ Христа, так как истинной ценностью для Блока являются христианские идеалы.

  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Дружбы в лирике пушкина iconДружбы в разные периоды творчества Пушкина
Пушкина (А. А. Дельвиг, И. И. Пущин, В. К. Кюхельбекер). Во всем творчестве Пушкина актуальны темы дружбы и лицейского братства,...

Дружбы в лирике пушкина iconЛюбви в лирике А. С. Пушкина Пейзажная лирика А. С. Пушкина Тема...
«Чумакевич Э. В. Сочинения на отлично! Русская литература. 9–11 классы.»: Питер; Санкт-Петербург; 2011

Дружбы в лирике пушкина iconТема: «Философские мотивы в лирике Пушкина. Анализ стихотворения «Элегия»
Это не могло не отразиться на его лирике, поэтому философские мотивы пронизывают все его творчество

Дружбы в лирике пушкина iconУрока: «Тема любви в лирике А. С. Пушкина»
Выразительно читать стихотворения А. С. Пушкина («На холмах Грузии…», «Я помню чудное мгновенье…», «Я вас любил…», «Мадонна»), подготовиться...

Дружбы в лирике пушкина iconДружбы в творчестве Пушкина
Пушкин – один из самых известных русских авторов. Он был поэтом, прозаиком, драматургом. В россии очень любят творчество Пушкина....

Дружбы в лирике пушкина iconЛитературный вечер «Дружба в жизни и лирике А. С. Пушкина» Цели:...
Пушкина, приносила ему ни с чем не сравнимую радость, вдохновляла на создание прекрасных стихов

Дружбы в лирике пушкина iconУрок литературы в 9-м классе по лирике А. С. Пушкина в рамках эксперимента...
Открытый урок литературы в 9-м классе по лирике А. С. Пушкина в рамках эксперимента «синтез слова и музыки»

Дружбы в лирике пушкина iconУрок литературы и русского языка в 9 классе. Тема урока: А. С. Пушкин. Лицей. Лирика дружбы
Оборудование: портрет А. С. Пушкина Е. Гейтмана (гравюра 1822 г.). Книги: М. Басина «В садах лицея», «А. С. Пушкина. Жизнь и творчество....

Дружбы в лирике пушкина iconТема: «Любовь, как гармония душ в интимной лирике А. С. Пушкина»
Образовательная: познакомить с любовной лирикой А. С. Пушкина; вызвать интерес к личности и творчеству поэта; изучить факты, свидетельства,...

Дружбы в лирике пушкина iconЭкзаменационные билеты по литературе в 11 классе. Билет №1
Тема поэта и поэзии в лирике а с пушкина ( на примере одного-двух стихотворений)

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции