Учащихся о жизни и творчестве А. С. Пушкина; познакомить с жанром послания; раскрыть особенности жанра на примере ранней лирики А. С. Пушкина. Оборудование урока




Скачать 73.27 Kb.
Название Учащихся о жизни и творчестве А. С. Пушкина; познакомить с жанром послания; раскрыть особенности жанра на примере ранней лирики А. С. Пушкина. Оборудование урока
Дата публикации 08.10.2014
Размер 73.27 Kb.
Тип Урок
literature-edu.ru > Литература > Урок
«Лицейское братство».

(Жанр дружеского послания в ранней лирике А.С.Пушкина).
Цель урока. Углубить представление учащихся о жизни и творчестве А.С. Пушкина; познакомить с жанром послания; раскрыть особенности жанра на примере ранней лирики А. С. Пушкина.
Оборудование урока. Портрет А.С.Пушкина, портреты друзей-лицеистов,

изображения Лицея, парков Царского Села.

И в жизни сей мне будет утешенье:

Мой скромный дар и счастие друзей…

А.С.Пушкин

Ход урока.

Вступительное слово учителя.

Лицей, о котором писал Пушкин в своих стихах, был местом, где поэт приобрёл настоящих друзей, местом настоящего «лицейского братства». Мы обратимся к стихотворениям поэта, которые он посвятил своим друзьям, узнаем о том, каковы были идеалы лицеистов, их интересы и занятия.

Литературная викторина по жизни и творчеству А.С.Пушкина.

  1. Когда родился А.С. Пушкин?

  2. Назовите родителей А.С.Пушкина.

  3. Кто из предков поэта был выходцем из Африки?

  4. На каком языке общались в доме А.С.Пушкина?

  5. Кто из близкого окружения знакомил будущего поэта с русским языком?

  6. Назовите имена других детей в семье Пушкиных.

  7. Кто ещё из семьи Пушкиных был знаменитым поэтом?

  8. Любимые развлечения маленького Пушкина?

  9. С кем из прислуги любил гулять по Москве А.С.Пушкин?

  10. Почему выбор родителей пал на Царскосельский лицей?

  11. Какие предметы Пушкин любил, а какие давались ему с трудом?

  12. Какие профессора оставили большой след в духовном развитии Пушкина?

  13. Какие журналы выпускали лицеисты?

  14. Кто из лицеистов, кроме Пушкина, был наделён большим поэтическим даром?

  15. Кто из друзей Пушкина оставил замечательные воспоминания об учёбе в Лицее?

Инсценировка «Друзья А.С.Пушкина».

Ведущий. Мы расскажем вам историю одного класса. Класс как класс – 30 человек. Мальчишки как мальчишки. Позже потомки назовут ребят этого выпуска по-разному: «люди 19 октября», «Пушкинский выпуск».

Все они были достойными людьми. Сам поэт высоко ценил всю свою жизнь лицейских товарищей.

А.С.Пушкин. Я хочу доказывать моим друзьям, что не только их люблю и верую в них, но признаю за долг и им, и себе доказывать, что они для меня – первые из порядочных людей.

Иван Пущин. В Лицее мы были не только друзьями, но и соседями. Пушкин жил в комнате №14, а я - № 13. Мы часто вместе проказничали, и за это нас наказывали: смещали за последние парты, но по истечении срока возвращали обратно.

А.С.Пушкин. Мы часто по вечерам делились своими мыслями, мечтали, разговаривая потихоньку, шёпотом – наши комнаты разделяла тонкая перегородка.

Вильгельм Кюхельбекер. Долговязый и неуклюжий, я был предметом постоянных насмешек товарищей. Однако меня и побаивались: характер у меня был вспыльчивый. Но больше всего я любил поэзию. Правда стихи выходили у меня такие же длинные и неуклюжие, как и я сам. Ох, и доставалось мне за них от товарищей. Особенно от Пушкина.

А.С.Пушкин. Однажды я написал на тебя эпиграмму, и ты потребовал дуэли. Нашими секундантами были Пущин и Дельвиг. Они же зарядили пистолеты клюквой. Ты стрелял первым и промахнулся.

В. Кюхельбекер. А ты вовсе не хотел стрелять. Я неистово закричал: «Стреляй! Стреляй!» А ты только ответил: «Полно дурачиться, милый, пойдём чай пить». И мы тотчас помирились.

Антон Дельвиг. Я посвятил Пушкину такие стихи:

Я Пушкина младенцем полюбил.

С ним разделял и грусть, и наслажденье,

И первый я его услышал пенье,

И за себя богов благословил…

Никто из писателей не поворачивал так каменными сердцами нашими, как ты…

А.С.Пушкин. Впоследствии, в 1825 г., я так был благодарен Дельвигу, когда он приехал ко мне в ссылку, в Михайловское, утешить меня, несмотря ни на какие запреты.

О, Дельвиг мой: твой голос пробудил

Сердечный жар, так долго усыплённый,

И бодро я судьбу благословил…

Фёдор Матюшкин. Матюшко – так ласково называли меня в Лицее. Я с детства бредил морем, мечтал стать адмиралом. И стал им. Совершил кругосветное путешествие, да не один раз. На севере Восточной Сибири есть мыс, названный мысом Матюшкина.

А.С.Пушкин. …Счастливый путь! С лицейского порога

Ты на корабль перешагнул шутя,

И с той поры в морях твоя дорога,

О, волн и бурь любимое дитя!

Константин Данзас. А меня в Лицее звали «медведь». За то, что одновременно отчаянный и какой-то флегматичный. Я был последним из лицеистов, кто видел Пушкина живым. Мне довелось стать его секундантом на дуэли с Дантесом.

А.С.Пушкин. Я до последних минут умолял после дуэли: «Просите за Данзаса, Данзас – он мне как брат».

А.Горчаков. Перед расставанием, прощаясь с Лицеем, Пушкин предрек мне «путь счастливый и славный». Но свой путь поэт определил как печальный и тёмный. Наши судьбы ещё только складывались, но Пушкин оказался во многом прав: я сделал блестящую карьеру, стал министром и прожил долгую жизнь и был последним из оставшихся в живых лицеистов первого выпуска.

Ведущий. А пока они, лицеисты, ещё молоды. Каждый год, 19 октября, они будут собираться все вместе, чтобы вспомнить то счастливое время, когда они учились, взрослели.

…Каждый выпускник Лицея пошёл своей дорогой, но лицейскому братству Пушкин и его товарищи были верны всегда.

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа неразделим и вечен –

Неколебим, свободен и беспечен

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина,

И счастие куда б ни повело,

Всё те же мы: нам целый мир чужбина,

Отечество нам Царское Село.

Этот отрывок из стихотворения «19 октября» часто называют гимном дружбы. Гимн – это один из жанров лирики, торжественная песнь в честь героев или какого-либо важного события. А мы знакомимся сейчас с жанром послания. Пушкин за годы учёбы в Лицее создал множество посланий, адресованных друзьям.

Жанр послания (запись в тетрадях).

Послание – стихотворное произведение, написанное в форме письма или обращения к какому-либо лицу (лицам).

Вывод. Жанр послания сформировался ещё в древнеримской литературе. Стихотворное дружеское послание было распространено и в пушкинское время. В таких посланиях шел свободный, легкий разговор с другом, они носили доверительный характер.

Главное в послании, которое мы прочитали, не его поэтическое совершенство, а живое чувство, нежность, доверие к сестре.

Комментированное чтение послания «К Пущину»

- Какие приметы говорят о том, что стихотворение написано в жанре послания?

- Что объединяет это послание с предыдущим?

- Определите, каким размером написано это стихотворение?

Вывод. Послание обращено к другу, стиль его соответствует доверительному и в то же время шутливому разговору. Для стихотворения характерна искренняя, теплая интонация, в нем выражены нежные дружеские чувства.

Комментированное чтение «Послания к Юдину».

- Какой вы представили мечту Пушкина о будущем?

- В стихотворении есть оценки-характеристики («резвый поэт», «невольник мечты младой»). Как вы их объясните?

Незадолго до окончания Лицея Пушкин пишет послание «Товарищам». В нем он размышляет о возможной для каждого лицеиста карьере. Самого же поэта привлекает только свободное творчество, даже если его непременная принадлежность – красный колпак шута. Его судьба, как мы видим определена самим поэтом ещё в школьные годы.

Чтение послания «К товарищам».

На окончание Лицея Пушкин пишет послание, адресованное друзьям, с которыми он провёл годы учения.

- Как Пушкин называет время учёбы в лицее?

- Какие дороги ждут лицеистов?

- Какая из дорог привлекает Пушкина?

- Какие качества в людях выделяет поэт?

- Что для Пушкина ценно и дорого в жизни?

Два пути, недостойных честного человека неизбежны только для тех, кому почести дороже чести. Таких среди лицеистов было немного. Пушкин словно предупреждает своих товарищей о том, какие опасности ждут их на пути…

И каждый смотрит на дорогу

С волненьем гордых, юных дум…

Каждый выпускник Лицея пошел своей дорогой, но лицейскому братству Пушкин и его товарищи были верны всегда.
* * *

Заключительное слово учителя.

Итак, мы познакомились с лицейским периодом в жизни Пушкина. Узнали о его друзьях-лицеистах, о жизни в «лицейском братстве», из стихотворений поняли особенности складывающегося мировоззрения поэта.

Познакомились с жанром послания, с помощью которого автор мог выразить нежные дружеские чувства, беседовать о самом важном для него, сокровенном.


филина Ольга Ивановна

Д.т.77-50-51

М.т. 8 906 385 45 79

Уфилина Ольга Ивановна

Д.т. 77-50-51

М.т.8 906 385 45 79

Уфилина Ольга Ивановна

Д.т.77-50-51

М.т.8 906 385 45 79

Уфилина Ольга Ивановна

Д.т. 77-50-51

М.т.8 906 385 45 79

Уфилина Ольга Ивановна

Д.т.77-50-51

М.т.8 906 385 45 79


Уфилина Ольга Ивановна

Д.т. 77-50-51

М.т.8 906 385 45 79

Уфилина Ольга Ивановна

Д.т. 77-50-51

М.т.8 906 385 45 79

Уфилина Ольга Ивановна

Д.т. 77-50-51

М.т.8 906 385 45 79

Уфилина Ольга Ивановна

Д.т. 77-50-51

М.т.8 906 385 45 79

Уфилина Ольга Ивановна

Д.т. 77-50-51

М.т.8 906 385 45 79

Уфилина Ольга Ивановна

Д.т. 77-50-51

М.т.8 906 385 45 79

Уфилина Ольга Ивановна

Д.т. 77-50-51

М.т.8 906 385 45 79

Уфилина Ольга Ивановна

Д.т. 77-50-51

М.т.8 906 385 45 79

Уфилина Ольга Ивановна

Д.т. 77-50-51

М.т.8 906 385 45 79

Уфилина Ольга Ивановна

Д.т. 77-50-51

М.т.8 906 385 45 79

Уфилина Ольга Ивановна

Д.т. 77-50-51

М.т.8 906 385 45 79

Уфилина Ольга Ивановна

Д.т. 77-50-51

М.т.8 906 385 45 79

Уфилина Ольга Ивановна

Д.т. 77-50-51

М.т.8 906 385 45 79








Справочная литература
Литература справочного характера
Русский язык
Литература


Поэтическая

мастерская
Богоматерь Владимирская

Духовное наследие

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учащихся о жизни и творчестве А. С. Пушкина; познакомить с жанром послания; раскрыть особенности жанра на примере ранней лирики А. С. Пушкина. Оборудование урока icon Дружбы в разные периоды творчества Пушкина
Пушкина (А. А. Дельвиг, И. И. Пущин, В. К. Кюхельбекер). Во всем творчестве Пушкина актуальны темы дружбы и лицейского братства,...
Учащихся о жизни и творчестве А. С. Пушкина; познакомить с жанром послания; раскрыть особенности жанра на примере ранней лирики А. С. Пушкина. Оборудование урока icon Тема: «Особенности эпистолярного жанра»
Цель: познакомить учащихся с эпистолярным жанром – со структурой письма и его этикетными особенностями; научить выдерживать письмо...
Учащихся о жизни и творчестве А. С. Пушкина; познакомить с жанром послания; раскрыть особенности жанра на примере ранней лирики А. С. Пушкина. Оборудование урока icon План урока: Пушкин и Любовь (вступительное слово учителя). «Женщины в жизни А. С. Пушкина»
Показать богатство содержания, глубину мысли и художественное совершенство любовной лирики А. С. Пушкина
Учащихся о жизни и творчестве А. С. Пушкина; познакомить с жанром послания; раскрыть особенности жанра на примере ранней лирики А. С. Пушкина. Оборудование урока icon Тема: «Любовная лирика А. С. Пушкина. Образно-стилистическое богатство лирики»
А. С. Пушкина и их адресатами; помочь учащимся увидеть своеобразие любовной лирики А. С. Пушкина, которое заключается в необычайном...
Учащихся о жизни и творчестве А. С. Пушкина; познакомить с жанром послания; раскрыть особенности жанра на примере ранней лирики А. С. Пушкина. Оборудование урока icon Конспект открытого урока в 9 классе по теме: «Любовная лирика А. С. Пушкина»
Оборудование: сборник произведений А. С. Пушкина, письма, фотографии и портреты А. С. Пушкина, сестер Раевских, Е. Воронцовой, А....
Учащихся о жизни и творчестве А. С. Пушкина; познакомить с жанром послания; раскрыть особенности жанра на примере ранней лирики А. С. Пушкина. Оборудование урока icon «Любви все возрасты покорны…» (по творчеству А. С. Пушкина)
Цели: изучить любовную лирику А. С. Пушкина, познакомить с её адресатами; раскрыть духовный потенциал творчества
Учащихся о жизни и творчестве А. С. Пушкина; познакомить с жанром послания; раскрыть особенности жанра на примере ранней лирики А. С. Пушкина. Оборудование урока icon Конспект урока для 6 класса по теме: «Стихотворение А. С. Пушкина «Зимнее утро»
Образовательная цель: познакомить учащихся со стихотворением А. С. Пушкина «Зимнее утро»
Учащихся о жизни и творчестве А. С. Пушкина; познакомить с жанром послания; раскрыть особенности жанра на примере ранней лирики А. С. Пушкина. Оборудование урока icon Учебник "Литературное чтение. 3 класс" Э. Кац, М., "Астрель", 2011
Цель урока: помочь ребенку стать читателем-исследователем, подвести его к осознанию богатства мира отечественной литературы как искусства...
Учащихся о жизни и творчестве А. С. Пушкина; познакомить с жанром послания; раскрыть особенности жанра на примере ранней лирики А. С. Пушкина. Оборудование урока icon «Творчество А. С. Пушкина. Мир волшебных сказок.» Цель урока
Цель урока: расширить знания о творчестве А. С. Пушкина; развить речь, творческие способности детей
Учащихся о жизни и творчестве А. С. Пушкина; познакомить с жанром послания; раскрыть особенности жанра на примере ранней лирики А. С. Пушкина. Оборудование урока icon Картины зимы в стихотворении А. С. Пушкина «Зимнее утро» Тип урока:...
Продолжить знакомство с биографией и творчеством А. С. Пушкина; познакомить со стихотворением А. С. Пушкина «Зимнее утро»
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции