«Образы мадонн в творчестве А. С. Пушкина»




Скачать 100.84 Kb.
Название«Образы мадонн в творчестве А. С. Пушкина»
Дата публикации13.10.2014
Размер100.84 Kb.
ТипДоклад
literature-edu.ru > Культура > Доклад
МОУ «Намская средняя общеобразовательная школа №2»

Доклад

«Образы мадонн в творчестве А.С. Пушкина»

Выполнила:

Гаврильева Вера

ученица 8 «б» класса

Руководитель: Кириллина Т.Г.

Намцы, 2008

Оглавление:

Введение

Глава I.

Глава II.

Заключение

Список использованной литературы

Введение

"Рафаэлевская мадонна для Пушкина – эталон женской красоты. Красота и благородство образа мадонны Рафаэля благотворно действовали на самые лучшие умы России. Так, В.Г.Белинский писал, увидев "Сикстинскую мадонну" Рафаэля: "Я невольно вспомнил Пушкина – то же благородство, та же грация выражения, при той же верности и строгости очертаний, недаром Пушкин любил Рафаэля, он родня ему по натуре".

Художник-варвар кистью сонной

Картину гения чернит.

И свой рисунок беззаконный

На ней бессмысленно чертит.

Но краски чуждые, с летами,

Спадают ветхой чешуей;

Созданье гения пред нами

Выходит с прежней красотой.

Это отрывок из пушкинского стихотворения «Возрождение». Существует предположение, что оно было навеяно молодому Пушкину хранящейся в Эрмитаже рафаэлевской мадонной, очищенной от позднейших записей.

Цель: воспитание чувства прекрасного, нравственного идеала на примере муз А.С.Пушкина и мадонн Рафаэля.

Задачи:

1. Познакомиться с творчеством поэта и художника

2. Найти способы передачи идеала женственности, красоты

3. Выявить самобытность и неповторимость искусства

Гении живописи и словесности, как раз проявили в своем вдохновенном творчестве то мудрое спокойствие, которое выше, значительнее восторга, ту силу ума, что обеспечивает соразмерность частей единого художественного целого – и то, что было ими создано, являет действительно истинное великое совершенство.

Глава I. Рафаэль Санти - художник эпохи Возрождения


Как известно, Рафаэль – Великий мастер Высокого Возрождения. Сын художника, поэта-гуманиста, о котором мы знаем немного. Рафаэль Санти рано достиг высших почестей. Римский папа хотел увенчать его небывалой для живописи наградой, и лишь преждевременная смерть помешала Рафаэлю стать кардиналом.
Но главной своей вершины он достиг в области живописи, став Великим мастером Высокого Возрождения. Известный автопортрет художника написан им в 1506 г., когда Рафаэлю было 23 года.
Голова его и плечи чётко вырисовываются на гладком фоне. Взгляд задумчив и мечтателен. Рафаэль как бы смотрит на мир и проникается его гармонией. Но художник ещё робок, он бесконечно юн, ласковая кротость разлита по его лицу. Однако в его облике уже чувствуется нарождающееся душевное равновесие. Резко выступающая нижняя губа, линия рта, красиво и энергично изогнутая, тонкий овальный подбородок выдают решимость и властность.

В раннем произведении Рафаэля, названном "Мадонна Конестабиле", по имени последнего владельца, гармония, единство человека и природы воспеты с большим лиризмом и непосредственностью. Задумчивость, оттенок лёгкой грусти в лице юной Мадонны созвучны настроению, которое рождает прозрачный весенний пейзаж. Главные линии фигур, соответствующие форме картины, мягкая живописная манера подчёркивают нежность и хрупкость облика женщины матери, красоту мира, его окружающего.
Мадонна великолепна. Сколько нежности, целомудрия, любви, душевной гармонии в её образе..

"Сикстинская мадонна".
"Сикстинская мадонна" по праву признана вершиной творчества великого живописца.
В.А. Жуковский после посещения Дрезденской галереи, где и по сей день экспонируется эта картина, писал: "... на лице её ничего не выражено, но в нём находишь в каком-то таинственном соединении всё: спокойствие, чистоту, величие и даже чувство, но чувство уже перешедшее за границу земного. И далее Жуковский произносит слово определение: "Гений чистой красоты был с неё".
Раздвигающийся занавес вверху – это мотив явления чуда, слева – Святой Сикст потрясён видением вместе со святой коленопреклонённой Варварой – как бы посредники между зрителем и мадонной. Мария спускается с небес; границей земного и небесного миров является парапет, на который облокотились чудесные ангелочки. Рафаэль остановил вечное движение матери, приносящей свою жертву, своего сына во имя будущего – символ высшей красоты и жертвенной материнской любви.

Глава II. «Чистейшей прелести чистейший образец».

Прекрасные полотна Рафаэля вдохновили поэта на создание целого ряда глубоко лирических стихотворений, воспевающих женскую красоту, среди них замечательное стихотворение "Кто знает край …" 1828 г.
Это стихотворение обращено к Марии Мусиной-Пушкиной, вернувшейся из путешествия по Италии. Сам Пушкин никогда не был в Италии и вообще за границей, однако, силой своего богатого воображения в ореоле поэтического вымысла представил себе неизведанный южный край.

А.С.Пушкин прекрасно знал античную историю и литературу, древнегреческие и римские мифы, что позволило ему свободно использовать античные образы в своей поэзии.
Флорентийская Киприда – знаменитая античная статуя Венеры, хранящаяся во Флоренции (Италия), в галерее Уффицы.
Под образом мадонны молодой поэт, вероятно, подразумевал прославленную Мадонну дела Седиа Рафаэля, которая выставлена в галерее Питти (Флоренция).
Говоря о ваятеле безымянном, поэт, очевидно, имел в виду неизвестного скульптора III-го века до н.э., создавшего Венеру Медицийскую.
В этом стихотворении поражает могучая зрелость таланта поэта, сила выражения и обилие глубоких мыслей, высказанных с прекрасной простотой. Каждая сторона изящна, музыкальна и зрима. Читаешь стихотворение и зрительно представляешь описываемые картины Этому способствует обилие метафор, эпитетов, сравнений, олицетворений (небо блещет, неизъяснимой синевой; послушный мрамор оживлял; чудеса немых искусств, мрамор перед ней страдает, кажется, обидой; задумчивой красой; пламенный резец; небесные черты ; харитою венчанный, ты, вдохновенный Рафаэль…
В заключительных строках "Пиши Марию, но другую. С другим младенцем на руках" поэт имеет в виду то, что Мусину-Пушкину звали Марией и у нее в это время был маленький сын. Пушкин, по словам П.А.Вяземского, был очарован Мусиной-Пушкиной и, конечно же, завидовал ей, видевшей бессмертные полотна Рафаэля. Судя по всему, и она была неравнодушна к нему. Пушкин часто бывал у них в доме и в доме ее родителей – князя М.М.Урусова…
Стихотворение "Кто знает край …" появилось как результат рассказов М. А. Мусиной-Пушкиной о пребывании в Италии.

Образ рафаэлевской мадонны присутствует также в стихотворении "Ее глаза" (1828 г.)

Это стихотворение – ответ П.А.Вяземскому на его стихотворение "Черные очи", где он воспевает Александру Осиповну Россет (Смирнову).Пушкин противопоставляет очам Россет глаза Олениной и сравнивает их с глазами "Сикстинской мадонны" Рафаэля

Поднимет – Ангел Рафаэля
Так созерцает божество…

Какова же история создания этого стихотворения?

Стихотворение адресовано Анне Олениной – девушке, которую поэт мечтал увидеть своей женой.
Вырастая в семье крупного петербургского сановника, Президента академии художеств, Анна Оленина с детства вращалась в кругу выдающихся людей своего времени, сама была образованной и общительной личностью.
В начале 1829 г. Пушкин посватался к Анне, но, как традиционно случается, получил отказ. Вот тогда-то как прощание и возникло стихотворение, вдохновившее впоследствии великого русского композитора Даргомыжского на создание известного романса. Однако современные исследователи жизни и творчества поэта считают, что не все так просто в несостоявшейся женитьбе на Анне Олениной. Надежда Кандакова – поэт и глубокий знаток творчества Пушкина – предлагает свою версию. Она основывает ее на недавно опубликованных в России дневниках Анны Олениной. Есть свидетельства, что Пушкину было дано согласие на брак с Анной. И по этому случаю устроили семейный вечер, где должно было состояться объявление о помолвке. Гости собрались, а Пушкина не было. Он приехал спустя час, удалился с отцом Анны в кабинет, там состоялся разговор, но гостям никаких объяснений дано не было. Их дает дневник Анны Олениной. В это время она переживала очень сильное любовное чувство, но не к Пушкину. Остатки этого чувства еще тлели, полюбить другого она была не готова. И Пушкин, по мнению Н.Кондаковой, почувствовал это и ушел сам.

По мнению известных литературоведов, стихотворение А.С. Пушкина "Я вас любил…", написанное им в это время, посвящено А.Олениной. А то светлое чувство, выраженное этими стихами, навсегда останется воплощением истинного благородства и человеческого достоинства, сумевшего стать выше вполне понятного и законного эгоизма любви".
Во Всероссийском музее А.С.Пушкина в Царском селе, среди его экспонатов в кабинете поэта у стола над диваном висит гравюра А.Л.Романе с картины Рафаэля, известной под названием "Бриджуотерская мадонна". По мнению исследователя пушкиноведа М. А. Цявловского, старинную копию этой картины, выставленной для обозрения публики, Пушкин видел летом 1830 г. На Невском проспекте в магазине книгопродавца И. В. Сленина. Хотя по мнению пушкиноведа Владимира Данченко, в книге "Пушкин об Италии" – он утверждает, что эта картина принадлежала кисти Пьетро Перуджино, учителя Рафаэля.
В письме невесте из Петербурга в Москву от 30 июня 1830 г. поэт писал: "Прекрасные дамы просят меня показать ваш портрет и не могут простить мне, что его у меня нет. Я утешаюсь тем, что часами простаиваю перед белокурой мадонной, похожей на вас как две капли воды: я бы купил ее, если бы она не стоила 40 тысяч рублей". Мадонна Рафаэля не только напоминала Пушкину Наталью Николаевну Гончарову, но и вдохновила поэта на создание его поэтического шедевра – сонета "Мадонна".
Сонет был впервые напечатан в альманахе "Сиротка" на 1831 год. Этот альманах можно видеть на столе пушкинского кабинета.

Это стихотворение обращено к Наталье Николаевне Гончаровой, тогда еще невесте Пушкина.
Как известно, 30 июня 1830 года поэт писал: "Часами простаиваю перед белокурой мадонной, похожей на вас как две капли воды; я бы купил ее, если бы она не стоила 40 тыс.рублей". Это была старинная копия картины Рафаэля "Бриджуотерская мадонна", продававшаяся в качестве подлинника в книжном магазине И.В. Сленина, в Петербурге. Очевидно, именно она воодушевляла Пушкина на создание поистине волшебных строчек, с любовью слетающих с уст поэта.
Прием отрицания, с которого начинается стихотворение: " Не множеством картин старинных мастеров" еще более подчеркивает желание автора созерцать только
одну картину с изображением пречистой мадонны – "чистейшей прелести чистейший образец".
Поражает лексика стихотворения: ни одного лишнего или малоговорящего слова. Со свойственной Пушкину простотой выражаются глубочайшие чувства любви и восторга к своей мадонне. Употребление слов высокого стиля (обитель, пречистая, божественный спаситель, взирали, творец, ниспослал), использование описательных слов в превосходной степени (пречистая, чистейший) органично вплетаются в ткань стихотворения, придавая ему торжественность и плавность. Стихотворение написано в форме сонета.

Автор особенно подчеркивает чистоту и невинность своей мадонны. "Тебя мне ниспослал, тебя, моя мадонна, чистейшей прелести чистейший образец." "Пречистая – вот эталон женственности, сосредоточие благодетелей, образец для подражания". Ее чарующий облик – вершина совершенства и гармонии. Такой видит ее Пушкин, такой видим ее и мы. Именно эту божественную, небесную красоту поэт все время искал на земле.
Изображенная кистью художника, она является идеалом, предметом желаний и мечтаний. Ее волнующая, дурманящая прелесть греет сердце и душу. Простое созерцание божественного лика приносит покой, радость, умиротворение. Лицезреть ее – вот высшее благо. Поэт говорит, что "лишь одной картины он "желал быть вечно зритель". Мы видим, что не взирая на то, что мадонна с младенцем Иисусом купаются "во славе и лучах", они остаются столь же просты и скромны. И в этом их подлинное величие", которое восхищает "Она с величием, он – с разумом в очах взирали кроткие, во славе и в лучах".
Как мы видим, Пушкин не выходит за рамки классического построения сонета, четко следует правилам, обязывающим, чтобы он состоял из 14 строк: двух четверостиший и двух трехстиший. Но несмотря на такое небольшое количество строк, поэт мастерски вкладывает в положенные строки голос души, язык сердца, красноречивые чувства.
У поэта не было возможности приобрести картину и "освятить ею свою обитель. Но взамен он получил гораздо большее. Он нашел божественную красоту на земле, обрел свою мадонну из плоти и крови. Как похожа она на ту самую Мадонну, увиденную им на картине. Кажется, словно с полотна шагнула она к поэту. Столь же невинна, столь же чиста. Пушкин верит, что она небесный, божественный дар, "ниспосланный ему самим Творцом в ответ на долгие мольбы".
Светлое чувство к Наталье Николаевне согрело и озарило душу, заставило поверить в чудо, в то, что мечты осуществимы. Возможно, именно поэтому, последние строки наполнены необъятной радостью от сознания того, что самое заветное желание исполнено, что он обрел удивительный божественный дар. На первом плане стихотворения тема святой любви к святой женщине матери и женщине-подруге. И любовь к земному эталону любви так же прекрасна.

Заключение

Список использованной литературы

1. Г.Г.Бунатян. «Город муз». 1975 г.

2. С.Н.Вильчковский. «Царское село»

3. С.Я.Ласточкин; Ю.Ф. Рубежанский. «Царское село – резиденция российскихмонархов»

4. М.Руденская; С. Руденская. «В садах Лицея».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Образы мадонн в творчестве А. С. Пушкина» iconРеферат по литературе на тему: «Женские образы в творчестве А. С. Пушкина»
Пушкина. Так и я, прочитав роман «Евгений Онегин», комментарии к нему и статьи В. Г. Белинского, задумался над фразой: «Татьяна –...

«Образы мадонн в творчестве А. С. Пушкина» iconДружбы в разные периоды творчества Пушкина
Пушкина (А. А. Дельвиг, И. И. Пущин, В. К. Кюхельбекер). Во всем творчестве Пушкина актуальны темы дружбы и лицейского братства,...

«Образы мадонн в творчестве А. С. Пушкина» iconПетра Великого, его образы, вызывают интерес в любой период времени,...
Петр и Петровская эпоха в творчестве А. С. Пушкина 20 –х годов 19 века

«Образы мадонн в творчестве А. С. Пушкина» icon«Музыка в сказках Пушкина»
Цель: Сформировать представление учащихся о значениях сказок Пушкина в творчестве русских композиторов

«Образы мадонн в творчестве А. С. Пушкина» iconУчащихся о жизни и творчестве А. С. Пушкина; познакомить с жанром...
Цель урока. Углубить представление учащихся о жизни и творчестве А. С. Пушкина; познакомить с жанром послания; раскрыть особенности...

«Образы мадонн в творчестве А. С. Пушкина» iconДуховности в творчестве Пушкина. Развитие этой темы в стихотворениях...
О картине, которая вдохновила Пушкина к написанию стихотворения "Мадонна", обращенного к невесте Наталье Николаевне Гончаровой

«Образы мадонн в творчестве А. С. Пушкина» iconМбоу «Гимназия №2» Урок литературы в 8 классе Учитель: Липина О....
А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова о русской природе

«Образы мадонн в творчестве А. С. Пушкина» iconДружбы в творчестве Пушкина
Пушкин – один из самых известных русских авторов. Он был поэтом, прозаиком, драматургом. В россии очень любят творчество Пушкина....

«Образы мадонн в творчестве А. С. Пушкина» icon«Творчество А. С. Пушкина. Мир волшебных сказок.» Цель урока
Цель урока: расширить знания о творчестве А. С. Пушкина; развить речь, творческие способности детей

«Образы мадонн в творчестве А. С. Пушкина» icon«Сказочные образы А. С. Пушкина в музыке Н. А. Римского-Корсакова»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Сосново»

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции