«Музыка в сказках Пушкина»




Скачать 38.32 Kb.
Название «Музыка в сказках Пушкина»
Дата публикации 14.10.2014
Размер 38.32 Kb.
Тип Сказка
literature-edu.ru > Литература > Сказка
  «Музыка в сказках Пушкина»

Цель: Сформировать представление учащихся о значениях сказок Пушкина в творчестве русских композиторов.

Задачи:

1.Воспитать любовь и интерес  к Родине через творчество русских композиторов, поэтов.

2.Закрепить и углубить литературные образы  созданные в «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкиным и в опере Н. А. Римским-Корсаковым.

3.а) Развить умение слушать, размышлять о музыке, сравнить, сопоставлять, обобщать.

   б) Развить вокально-хоровые навыки.

   в) Развивать фантазию, мышление детей путём синтеза искусств (музыки, поэзии и  изобразительного искусства)

Музыкальный материал:

1. «Зимний вечер» - русская народная песня.

2. Оркестровое вступление ко 2 д. Оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане ».

3. Симфоническая картина «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова.

4. «Чудо сказки»  музыка В. Голикова .

Наглядно-методические пособия:

1.Портреты А. С. Пушкина.

2.Картинки с изображением музыкальных инструментов.

3.Портрет Н. А. Римского-Корсакова.

4.Репродукции картин М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь» И. Билибина.

5.Текст «Сказка о царе Салтане» А.С. Пушкина.

    Ход занятия: 

1.Организационный момент.

У.-Ребята, давайте вспомним о А.С. Пушкине, его няне, Арине Родионовне, с которой у него были искренние и душевные отношения. Пушкин крепко любил свою няню и написал несколько стихотворений, обращённых к ней.

У.-Вспомните произведения, посвящённые няне.

Д.-ответы детей

 У.- На стихотворение «Зимний вечер»был написан романс М. Яковлевым и русская народная песня, давайте ее послушаем.

Слушание русской народной песни «Зимний вечер».

У.-Арина Радионовна пела Пушкину песни, рассказывала сказки. Она была великой сказочницей. Пушкин с её слов записывал сказки, которые потом переложил в стихи. Народную сказку «О царе Салтане» Пушкин впервые услышал от няни в годы Михайловской ссылки. И в одном из писем поэт пишет: «Что за прелесть эти сказки! - Каждая есть поэма!». И сегодняшний наш урок будет посвящён сказке А.С. Пушкина, получившей вторую жизнь в музыке.

Сказки всегда начинались одинаково.  «В некотором царстве, в некотором государстве…», «Жили-были…».

У.-А как начинаются музыкальные сказки?

Д.-Таинственно, завораживающе, торжественно.

У.-Многие сказки Пушкина получили вторую жизнь в музыке русских композиторов М.И. Глинки, Н.А. Римского-Корсакова. В 1899 году Римский-Корсаков  написал оперу «Сказка о царе Салтане». Это был год столетнего юбилея со дня рождения великого русского поэта.

У.-Сейчас мы с вами услышим, как могут начинаться музыкальные сказки-оперы.

Звучит Праздничная фанфара.

У.-Чем же открывается опера? сказка?

Д.-Опера-сказка открывается праздничными фанфарами.

У.-А какой инструмент исполнял фанфары?

Д.-Труба со своим звонким голосом.

У.-А как вы считаете, почему этот инструмент использует композитор.

Д.-Потому, что у трубы призывное звучание.

У.-Труба со своим звонким голосом, как будто призывает: «Слушайте и смотрите! Сказка начинается». Так в старину перед началом ярмарочных представлений скоморохи кричали, зазывали, привлекали  народ к своим балаганам.

Сейчас мы с вами будем слушать вступление ко 2 д. оперы, а вы внимательно следитеза развитием музыки и поэтического текста.

Слушание оркестрового вступления ко 2 д. оперы.

У.-Что объединяет литературный текст и музыку?

Д.-Картина морской стихии.

У.-Что изобразила музыка?

Д.-Музыка изображает движение волн, блеск звёзд на небе, плывущую по волнам бочку, плач царицы.

У.-А какие инструменты подчёркивают изобразительность музыкальных образов.       Д.-звучание струнных и деревянных духовных инструментов.

У.-А если бы вы были художниками, какую бы вы картину нарисовали?

Д.-ответы ребят

У.-Не только композиторы обращались к сказочным сюжетам, но и художники создавали свои живописные полотна к произведениям А.С. Пушкин. Посмотрите, как с помощью красок художник И. Билибин создал образ бушующего моря.

Созвучна ли она с музыкой?

Д.-Да.

У.-В каждой сказке есть чудеса, а в сказке Пушкина их целых три. Назовите их, прочитайте отрывки из сказки.

Д.-Чудо первое-белочка, второе - тридцать три богатыря, чудо третье-царевна-Лебедь. (Дети зачитывают отрывки из сказки).

У.-Последней картине  оперы предшествует симфоническое вступление, которое композитор назвал «Три чуда». И у каждого чуда есть своя музыкальная тема - яркая картина, только написанная не красками, а звуками.

 Послушайте, как Римский-Корсаков изображает «Три чуда».

Слушание симфонической картины «Три чуда»

При разборе обратить внимание детей как композитор использует в музыке изобразительные моменты отображающие каждое чудо.

 «Во саду ли, в огороде»-можно использовать игру на музыкальных инструментах.

 

Микрообобщение

Исполнение песни «Чудо сказки»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Музыка в сказках Пушкина» icon Детская литература
Сказки А. С. Пушкина в детском чтении. Их идейно-художественные особенности. А. Ахматова и С. Маршак о сказках Пушкина
«Музыка в сказках Пушкина» icon Тема: Сказки А. С. Пушкина
Ведущий: Тема нашей встречи – сказки А. С. Пушкина. Спешим поделиться не только всем, что знаем о сказках А. С. Пушкина, но и своим...
«Музыка в сказках Пушкина» icon Свято-Покровская православная гимназия Внеклассное чтение
Правильно – о сказках А. С. Пушкина. Некоторые ребята нарисовали иллюстрации к прочитанным сказкам. Давайте рассмотрим- какие сказки...
«Музыка в сказках Пушкина» icon Рабочая учебная программа музыка
Музыка: 1-4 кл, 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е. Д. Крицкая, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2007 год). Программа...
«Музыка в сказках Пушкина» icon Сценарий мероприятия «Сказочный мир А. С. Пушкина»
Еще при жизни его называли “солнцем русской поэзии”. Пушкин первым из русских поэтов заговорил простым народным языком. Этот язык...
«Музыка в сказках Пушкина» icon Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка»
Музыка: 1- 4 кл, 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е. Д. Крицкая, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2010 год)....
«Музыка в сказках Пушкина» icon Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка»
Музыка: 1- 4 кл, 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е. Д. Крицкая, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2010 год)....
«Музыка в сказках Пушкина» icon Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка»
Музыка: 1- 4 кл, 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е. Д. Крицкая, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2010 год)....
«Музыка в сказках Пушкина» icon Урок развития речи и музыки Осеннее настроение ( Поэзия А. С. Пушкина...
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №16
«Музыка в сказках Пушкина» icon Рабочая программа по музыке составлена для организации образовательного...
«Музыка» в маоу лицее №82 г. Челябинска по программе для общеобразовательных школ «Музыка» (5-7 кл.) авторы: Е. Д. Критская, Г. П....
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции