Пояснительная записка Статус документа




НазваниеПояснительная записка Статус документа
страница1/21
Дата публикации04.10.2014
Размер2.35 Mb.
ТипПояснительная записка
literature-edu.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21
Пояснительная записка

Статус документа

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и рабочей программы «Литература» под редакцией В.Я.Коровиной, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина России. При составлении рабочей программы учитывалось содержание экспериментальной работы образовательного учреждения по теме «Формирование ценностных ориентаций обучающихся I и II ступеней обучения» (обучающиеся 6 класса Б включены в процесс реализации эксперимента), в связи с чем переосмыслена содержательная сторона курса литературы, каждая тема рассматривается с учётом осмысления и интериоризации (присвоения) учащимися общенациональных базовых ценностей. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Структура документа

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень диагностических работ обучающего и контрольного характера; перечень учебно-методического обеспечения.

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы через формирование опыта эмоционально-ценностного отношения к миру.

Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.

Базовые национальные ценности производны от национальной жизни России во всей её исторической и культурной полноте, этническом многообразии. В сфере национальной жизни можно выделить источники нравственности и человечности, т. е. те области общественных отношений, деятельности и сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять
разрушительным влияниям и продуктивно развивать своё сознание, жизнь, саму систему общественных отношений. Традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, природа, человечество.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков через формирование чувств и эмоций школьников. Без человеческих эмоций, как утверждали древние философы, нет и не может быть человеческого поиска истины. Только развивая чувства и опираясь на них, мы можем достигнуть правильного и быстрого восприятия требуемых норм и правил.

Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – художественное произведение и автор, характеры героев, их чувства, эмоции и поступки.

В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль).

Чтение произведение зарубежной литературы в 6 классе проводится в начале и в конце учебного года.

При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя-шестиклассника и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.

На основе чтения и анализа прочитанного текста обучающиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.

Анализ образных средств языка проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произ­ведения и сопереживать ему.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельного чтения.

Программа первого концентра рассчитана в 5 классе на 3 часа в неделю, в 6 и 7 классах на 2 часа в неделю, 35 рабочих недель.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Литература»

С учётом осуществления школой экспериментальной деятельности одним из результатов обучения литературе в 5-6 классах является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей, которые будут положены в основу содержания каждого конкретного урока и учтены при календарно-тематическом планировании: гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода; искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие. Составляющие этих общенациональных базовых ценностей включают в себя следующие нравственные ориентиры, рассматриваемые практически в каждом из произведений учебной программы по литературе:

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – сострадание и милосердие как проявление любви, осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступили с тобой).

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение школьников к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета, в том числе «Литература» у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Следует отметить, что в данной программе также соблюдается преемственность в вопросах духовно-нравственного воспитания обучающихся, в частности обозначенные выше общенациональные ценности являются ключевыми ценностями в государственной программе начального образования «Школа-2100».

Педагогические условия, обеспечивающие развитие базовых общенациональных ценностей

1.Опора на ценностный потенциал содержания образования (прежде всего, предметов «Литература», «Изобразительное искусство», «Музыка»).

2.Сочетание традиционных форм обучения с инновационными, использование преподавания литературы как предмета, формирующего духовную сферу человека, а также разнообразных форм, методов и средств внеурочной деятельности по предмету.

3.Использование святоотеческого наследия как дополнения к ценностному ядру основного образования.

4.Интеграция учебных предметов «Литература», «Изобразительное искусство», «Музыка».

Основанием для интеграции будут служить совместные усилия педагогов литературы, изобразительного искусства и музыки по формированию обозначенных ценностей на основе общности изучаемых тем, сходстве изучаемых объектов и явлений, единстве ведущих идей, заложенных в программах

В основу формирования нравственных ценностей на уроках литературы положен деятельностный подход, который осуществляется через основные виды деятельности:

- эстетический (формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной учебной деятельности, формирование основных теоретико-художественных понятий для овладения анализом и оценкой литературно-художественных произведений);

- интеллектуальный (формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью, навыками логического мышления);

- познавательный (формирование системы гуманитарных и духовных понятий, составляющих основу научных знаний);

- творческий (создание творческих работ, проектов и т.п.);

- исследовательский (выполнение различных исследовательских работ).

В числе методов духовно-нравственного воспитания будем придерживаться тех методов, которые выделяет профессор С. И. Маслов и которые положены в основу проекта экспериментальной деятельности: методы эмоционально-ценностного акцентирования, пробуждение адекватных эмоций и эмоционально-ценностных противопоставлений.

Метод эмоционально-ценностного акцентирования заключается в том, что учитель всеми способами организует осознание учащимися своих переживаний или духовно-нравственной ценности объекта изучения, в частности текста художественного произведения, биографии писателя и т.д.

Метод пробуждения адекватных эмоций предусматривает такую организацию процесса обучения, чтобы передаваемое содержание пробуждало нравственный эмоциональный отклик в учащихся.

Метод эмоционально-ценностных противопоставлений состоит в том, что учитель, показывая противоположные ценности, обостряет переживание у учеников нравственных чувств.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Литература»

Реализация рабочей программы обеспечивает достижение обучающимися 6 класса Б следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами изучения предмета «Литература» являются следующие умения:

 оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

 оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

 эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

 понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

 высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам;

умение осознавать и определять (называть) свои эмоции (эмоциональность);

 умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать (эмпатия);

 умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи (чувство прекрасного);

 любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;

понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;

 возрастающий интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

 ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; умение избегать кон­фликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умение срав­нивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками;

 этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.

Средством достижения этих результатов будут служить тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; методика акцентного вычитывания текста.

Метапредметные результаты

Метапредметными результатами изучения учебного предмета «Литература» является формирование универсальных учебных действий (УУД), которые представлены ниже в таблице 1.

Таблица 1


Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

1. Ценить и прини-

мать следующие ба-

зовые ценности: «до

бро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «на-

стоящий друг», «спра

ведливость», «жела-

ние понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «националь

ность» и т.д.

2.Уважение к своему народу, к другим на-

родам, терпимость к обычаям и традици-

ям других народов.

3. Освоение личност

ного смысла учения; желания продолжать свою учебу.

4.Оценка жизненных ситуаций и поступ-

ков героев художест-

венных текстов с точ-

ки зрения общечелове

ческих норм, нравстве

нных и этических цен

ностей, ценностей гра

жданина России.

1. Самостоятельно формулировать за

дание: определять его цель, планиро

вать алгоритм его выполнения, кор-

ректировать рабо-

ту по ходу его вы-

полнения, самосто

ятельно оценивать.

2.Определять план выполнения зада-

ний на уроках, во внеурочной деяте-

льности, в жизнен-

ных ситуациях под руководством учи-

теля и без.

3.Определять пра-

вильность выполне

нного задания на основе сравнения с предыдущими зада

ниями или на осно-

ве различных образ

цов.

4.Корректировать выполнение зада-

ния в соответствии с планом, условия-

ми выполнения, ре

зультатом дейст-

вий на определен-

ном этапе.

5.Использовать при выполнения задания различные средства: справочную литера

туру, ИКТ.

6. Самостоятельно

определять крите-

рии оценивания, давать самооценку.


1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые бу-

дут сформированы на основе изучения дан-

ного раздела; опреде-

лять круг своего незна

ния; планировать свою работу по изучению не

знакомого материала.

2.Самостоятельно предполагать, какая дополнительная инфо-

рмация будет нужна для изучения незнако-

мого материала; отби-

рать необходимые ис

точники информации среди предложенных учителем словарей, эн

циклопедий, справоч-

ников, электронных дисков.

3.Сопоставлять и отби

рать информацию, полу

ченную из различных источников (словари, энциклопедии, справоч

ники, электронные дис-

ки, сеть Интернет).

4.Самостоятельно де-

лать выводы, перераба-

тывать информацию, преобразовывать её, представлять инфор-

мацию на основе схем, моделей, сообщений, в том числе с помощью ИКТ.

5.Анализировать, срав-

нивать героев, их посту

пки, факты.

6.Уметь передавать со

держание в сжатом, вы

борочном или развёрну

том виде.

1. Участвовать в диало

ге; слушать и понимать своих сверстников и учителя, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2.Оформлять свои мыс-

ли в устной и письмен-

ной речи в соответст-

вии с задачей коммуни-

кации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.

3.Читать вслух и про се

бя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочита

нное (смысловое чте-

ние).

4. Выполняя различные роли в группе, сотруд-

ничать со своими свер-

стниками и учителем в совместном решении проблемы (задачи).

5. Отстаивать свою точ-

ку зрения, соблюдая пра

вила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнитель-

ных сведений.

6. Критично относиться к своему мнению.Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и догова-

риваться на основе согла

сования позиций и учёта интересов.

7.Владеть монологичес

кой контекстной речью.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка Статус документа
...

Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка. Статус документа
Настоящая программа по литературе для 9 класса создана на основе следующих нормативно – правовых документов

Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка. Статус документа
Охватывает три возрастные группы, образовательный и психофизиологический уровни развития которых определяют основные виды учебной...

Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка Статус документа
Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе для 5-11 классов (базовый уровень): В. Я. Коровина, В. П....

Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка. Статус документа
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...

Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка. Статус документа
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...

Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка Статус документа рабочая программа по физике...
...

Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка Статус документа
«Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (базовый уровень)» под редакцией В. Я. Коровиной, утверждённой...

Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка. Статус документа
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами...

Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка статус документа
Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В. Я. Коровиной (М. «Просвещение», 2005 г.) и учебника «Литература 7...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции