Пояснительная записка Статус документа




Скачать 266.78 Kb.
НазваниеПояснительная записка Статус документа
страница1/4
Дата публикации28.09.2014
Размер266.78 Kb.
ТипПояснительная записка
literature-edu.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2   3   4
Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по «Литературе» для 9 класса составлена на основе «Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (базовый уровень)» под редакцией В.Я. Коровиной, утверждённой МО РФ (М.: Просвещение, 2010) в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Структура документа

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, усугубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: от освоения различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя; до начальных сведений об историзме литературы, как искусства слова (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 9 классе – литература в духовной жизни человека, шедевры родной литературы.

Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 9 класс.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю).


Календарно-тематическое планирование


№ урока

Наименование разделов и тем

Количество часов

Дата

Форма проведения урока

Формы контроля

на раздел

на тему

План

Факт










Введение

1


















Литература как искусство слова




1







Урок усвоения знаний

ИКТ

Работа с высказываниями о литературе. Выразительное чтение стихотворений и их анализ

Из древнерусской литературы

6


















«Слово о полку Игореве» - величайший памятник ДРЛ




1







Урок усвоения знаний

ИКТ

Составление плана произведения. Комментированное чтение. Анализ эпизодов



«За землю Русскую». Осмысление текста памятника




1







Комбинированный

Аналитическое чтение и ответы на проблемные вопросы



Вечные образы «Слова…»




1







Комбинированный

Составление характеристик героев. Устное сочинение «Каким предстает в тексте поэмы князь…». Выразительное чтение эпизода




Поэтическое искусство автора «Слова…»




1







Комбинированный

Чтение наизусть «Плача Ярославны»



Анализ эпизода «Плач Ярославны»




1







Урок развития речи

Анализ эпизода. Характеристика Ярославны



Мир Игоревой песни




1







Литературная игра

Викторина по тексту произведения. Защита макетов книги

Из русской литературы ХVIII века

7


















Характеристика русской литературы ХVIII века




1







Урок усвоения новых знаний

ИКТ

Составление хронологической таблицы. Конспект лекции. Работа со статьёй учебника



М.В. Ломоносов. «Живое единство наук»




1







Комбинированный

Конспект лекции. Работа со стилями.



Г.Р. Державин: поэт и гражданин. Особенности классицизма в поэзии Державина




1







Урок усвоения новых знаний

Фронтальный опрос. Выразительное чтение стихотворений



«Не раб, но человек». Жизненный подвиг А.Н. Радищева




1







Урок усвоения новых знаний

Пересказ глав «Чудово», «Пешки», «Спасская Полесть»



Сжатое изложение с творческим заданием по главе «Любань»




1







Урок развития речи

Сжатое изложение



Н.М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза»




1







Урок усвоения новых знаний

ИКТ

Комментированное чтение. Выборочный пересказ. Анализ эпизодов, изображающих пейзаж



«Призрак счастья» в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Главные герои повести




1







Урок обобщения изученного

Характеристика героев по плану. Ответы на проблемные вопросы

Из русской литературы первой половины XIX века

57


















Золотой век русской литературы




1







Урок усвоения новых знаний

Тезисный план лекции



В.А. Жуковский. Жизнь и творчество




1







Урок усвоения новых знаний

Выразительное чтение стихотворений. Сообщения



Нравственный мир героини баллады «Светлана»




1







Комбинированный

ИКТ

Выразительное чтение. Выборочный пересказ. Анализ фрагментов

А.С. Грибоедов «Горе от ума»

9


















Очерк жизни и творчества А.С. Грибоедова




1







Урок усвоения новых знаний

Комментированный пересказ на тему «Грибоедов в воспоминаниях современников». Составление плана статьи учебника



«К вам Александр Андреевич Чацкий»




1







Комбинированный

Анализ первого действия комедии



«Век нынешний и век минувший»




1







Комбинированный

Анализ 2 действия комедии



«Можно ль против всех»




1







Комбинированный

ИКТ

Анализ 3 действия комедии



«Не образумлюсь… виноват»




1







Комбинированный

Анализ 4 действия комедии



Жанр высокой комедии




1







Урок обобщения изученного

Комментарий статьи А.И. Гончарова «Мильон терзаний»



«Горе от ума» в оценке И.А. Гончарова




1







Комбинированный

Комментарий статьи А.И. Гончарова «Мильон терзаний»



Разноречивые оценки образа Чацкого




1







Урок развития речи

сочинение



Разноречивые оценки образа Чацкого




1







Урок развития речи

сочинение

А.С. Пушкин

19


















А.С. Пушкин. «Вся жизнь – один чудесный миг»




1







Урок усвоения новых знаний

Сообщение



Основные мотивы лирики А. Пушкина




1







Урок усвоения новых знаний

ИКТ

Формулировка и запись основных мотивов лирики поэта. Комментированное чтение



Развитие темы свободы в лирике А. Пушкина




1







Комбинированный

Комментированное выразительное чтение стихов и их анализ




Дружба и друзья в лирике А. Пушкина




1







Комбинированный

Комментированное выразительное чтение стихов и их анализ



Любовная лирика А. С. Пушкина




1







Комбинированный

ИКТ

Комментированное выразительное чтение стихов и их анализ



Философская лирика А. С. Пушкина




1







Комбинированный

Комментированное выразительное чтение стихов и их анализ
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка Статус документа
Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка Статус документа
...

Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка. Статус документа
Настоящая программа по литературе для 9 класса создана на основе следующих нормативно – правовых документов

Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка. Статус документа
Охватывает три возрастные группы, образовательный и психофизиологический уровни развития которых определяют основные виды учебной...

Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка Статус документа
Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе для 5-11 классов (базовый уровень): В. Я. Коровина, В. П....

Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка. Статус документа
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...

Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка. Статус документа
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...

Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка Статус документа рабочая программа по физике...
...

Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка. Статус документа
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами...

Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка статус документа
Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В. Я. Коровиной (М. «Просвещение», 2005 г.) и учебника «Литература 7...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции