Пояснительная записка Статус документа




НазваниеПояснительная записка Статус документа
страница1/6
Дата публикации11.10.2014
Размер0.76 Mb.
ТипПояснительная записка
literature-edu.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6
Раздел I

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по литературе разработана на основе:

  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта,утверждённого Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004, №1089;

  • Регионального базисного учебного плана образовательных учреждений Ивановской области, реализующих программы общего образования (приказ Департамента образования Ивановской области от 31.05.2012 №988-о);

  • Примерной программы основного общего образования по русскому языку для образовательных учреждений, созданной на основе федерального компонента государственного стандарта;

  • Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык 5-9 классы. Авторы: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации, М.:Просвещение, 2011 г.;

  • Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе общеобразовательных учреждений на 2013-2014 учебный год от19.12.2012 №1067;

  • Положения о разработке и порядке утверждения рабочих программ по учебному курсу, предмету, дисциплине МКОУ Костяевской ООШ;

  • Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ Костяевской ООШ;

  • Учебного плана МКОУ Костяевской ООШ.

Обоснование выбора примерной программы для разработки рабочей

программы

Обоснованием выбора авторской программы является соответствие содержания программы, целей и задач обучения требованиям федерального государственного образовательного стандарта, определяет стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. В настоящую программу внесены изменения: добавлены изучаемые дидактические единицы, изменено распределение количества часов на изучаемые разделы в соответствии с учебным планом образовательного учреждения, обоснованно изменен порядок изучения некоторого материала.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Структура документа.

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку, основное содержание учебного предмета с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов, описание учебно-методического обеспечения для учителя и обучающихся; календарно-тематический план учителя (приложение к рабочей программе).

Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы, что соотносится с задачей формирования у учащихся представления о логике развития литературного процесса. Программа включает в себя перечень выдающихся произведений художественной литературы с аннотациями к ним. Таким образом, детализируется обязательный минимум содержания литературного образования: указываются направления изучения творчества писателя, важнейшие аспекты анализа конкретного произведения (раскрывается идейно-художественная доминанта произведения); включаются историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия, помогающие освоению литературного материала.

Теоретико-литературные понятия предложены в программе в аннотации к предлагаемым для изучения произведениям и рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений.

Данная программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

Цели обучения

Концепция модернизации российского образования определяет цели общего образования на современном этапе. Она подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей». На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют следующие цели:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской культуре, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтение и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.


Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Федеральный базисный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение учебного предмета «Литература» в 5 классе в объеме 68 часов, в 6 классе – 68 часов, в 7 классе – 68 часов, в 8 классе – 68 часов, в 9 классе – 102 часа на этапе основного общего образования. Региональный компонент и компонент образовательного учреждения МКОУ Костяевской ООШ также предусматривают изучение литературы в 5 классе в объеме 68 часов

(из расчета 2 учебных часов в неделю), в 6 классе – 68 часов (из расчета 2 учебных часов в неделю), в 7 классе – 68 часов (из расчета 2 учебных часов в неделю), в 8 классе – 68 часов (из расчета 2 учебных часов в неделю), в 9 классе – 102 часа (из расчета 3 учебных часов в неделю).

Предусмотрены в рамках отведенного времени часы на внеклассное чтение и развитие письменной речи обучающихся.

Общая характеристика учебного предмета

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Программа выстроена с учётом специфики каждого класса. Её реализация обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, пересказывать кратко, выборочно, полно. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, справочники, Интернет, словари.

Главная идея программы – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков.

В программу включены произведения зарубежной литературы, которые изучаются в конце каждого курса.

Основные теоретические понятия, изучаемые в каждом классе, подчинены основным целям всего курса «Литература».

Основные теоретико-литературные понятия.

Художественная литература как искусство слова.

Художественный образ.

Фольклор. Жанры фольклора.

Литературные роды и жанры.

Основные литературные направления:

классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.

Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.

Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.

Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.

Основные виды устных и письменных работ, предусмотренных рабочей программой.

Устно:

  • правильное, беглое выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть;

  • устный пересказ - подробный, выборочный, сжатый ( или краткий ) от другого лица, художественный ( с использованием художественных особенностей текста ) - небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки;

  • развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя (в том числе групповая, сравнительная);
    отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию;

  • подготовка сообщения, доклада, эссе, интервью на литературную тему, диалог литературных героев ( воображаемый, на основе прочитанного ); создание собственного текста (сказки, частушки, рассказа, сценки и т.д);

  • свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений (в процессе беседы, интервью, сообщений, докладов и т.д. );

  • использование словарей (орфографических, орфоэпических, литературных, энциклопедических, мифологических, словарей имен и т.д.), каталогов.

Письменно:

  • письменный развернутый и точный ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с чтением и изучением литературы;

  • создание письменного рассказа-характеристики одного из героев или группы героев ( групповая характеристика ), двух героев ( сравнительная характеристика );

  • создание небольшого письменного отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, фильм, спектакль;
    создание письменного плана будущего сочинения, доклада ( простого и сложного );

  • создание письменного оригинального произведения ( сказки, частушки, рассказа );

  • свободное владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 8 классе.

Формы организации образовательного процесса

Основная форма организации учебного процесса – урок. Возможна модификация традиционного урока: очная или заочная экскурсия в дом-музей писателя или по литературным местам; диспут, литературная викторина, пресс-конференция, творческий конкурс. В планировании учебного материала, а также в зависимости от цели урока используются следующие формы проведения урока:

- урок-лекция;

- урок-зачет;

- урок-практикум;

- урок-исследование;

- урок-семинар;

- урок-концерт;

- урок внеклассного чтения;

- урок проблемного обучения

Методы, приёмы и виды деятельности обучающихся на уроке

Курс литературы опирается на следующие методы, приемы и виды учебной деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

1. Метод творческого восприятия (метод творческого чтения)

2. Анализирующе - интерпретирующий метод (поисковый, исследовательский)

3.Синтезирующий метод (реализует двойной аспект: искусство и наука в преподавании литературы).

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения разных жанров, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, устное словесное рисование, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Технологии обучения

Концепция модернизации российского образования подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей». Проблема достижения всеми обучающимися обязательного минимума решается использованием технологии уровневой дифференциации обучения. Уровневая дифференциация выражается в том, что обучаясь по одной программе и учебникам, обучающиеся могут усваивать материал на различных уровнях. Определяющим при этом является уровень обязательной подготовки. На его основе формируются более высокие уровни овладения материалом.

Широкое использование современных технологий обучения, таких как социокультурно-адаптивная, здоровьесберегающая, технология обучения в сотрудничестве, ИКТ и проектная методика, игровые технологии, позволяют интенсифицировать процесс обучения и сделать его более увлекательным и эффективным.

Программа также предусматривает другие варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса: таблицы, раздаточный материал, материалы для итогового и промежуточного контроля, тестовые задания, видеофильмы, литературоведческие справочники и словари.

Виды и формы контроля

Одно из требований принципа систематичности и последовательности предполагает необходимость осуществления контроля на всех этапах образовательного процесса по литературе. Этому способствует применение следующих видов контроля:

Предварительный – диагностика начального уровня знаний обучающихся с целью выявления ими важнейших элементов учебного содержания, полученных при изучении предшествующих разделов, необходимых для успешного усвоения нового материала (беседа по вопросам; мозговой штурм; тестирование, письменный опрос).

Текущий (поурочный) – систематическая диагностика усвоения основных элементов содержания каждого урока по ходу изучения темы или раздела (беседа; индивидуальный опрос; подготовка сообщений, докладов, рефератов, проектов; работа по карточкам; составление схем, таблиц, рисунков, написание мини-сочинений).

Промежуточный – по ходу изучения темы, но по истечении нескольких уроков: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный), выразительное чтение (в том числе наизусть), развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста, характеристика литературного героя, конспектирование (фрагментов критической статьи, лекции учителя, статьи учебника), сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-культурную темы, презентация проектов.

  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка Статус документа
Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка. Статус документа
Настоящая программа по литературе для 9 класса создана на основе следующих нормативно – правовых документов

Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка. Статус документа
Охватывает три возрастные группы, образовательный и психофизиологический уровни развития которых определяют основные виды учебной...

Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка Статус документа
Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе для 5-11 классов (базовый уровень): В. Я. Коровина, В. П....

Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка. Статус документа
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...

Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка. Статус документа
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...

Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка Статус документа рабочая программа по физике...
...

Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка Статус документа
«Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (базовый уровень)» под редакцией В. Я. Коровиной, утверждённой...

Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка. Статус документа
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами...

Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка статус документа
Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В. Я. Коровиной (М. «Просвещение», 2005 г.) и учебника «Литература 7...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции