Программа для дмш, музыкальных отделений дши, вечерних школ общего музыкального образования. Мк РФ (Москва 1984г); «Примерная программа и методические рекомендации для подготовительных отделений детских музыкальных школ и детских школ искусств»




Скачать 492.59 Kb.
НазваниеПрограмма для дмш, музыкальных отделений дши, вечерних школ общего музыкального образования. Мк РФ (Москва 1984г); «Примерная программа и методические рекомендации для подготовительных отделений детских музыкальных школ и детских школ искусств»
страница1/5
Дата публикации15.06.2014
Размер492.59 Kb.
ТипПрограмма
literature-edu.ru > Курсовая работа > Программа
  1   2   3   4   5




ОДОБРЕНА УТВЕРЖДАЮ

Педагогическим советом Директор МБОУ ДОД «ДШИ»

МБОУ ДОД «ДШИ» ___________ Е.Н. Пензина

Протокол

______ от ___________ « ____» _____________20__г.
Рабочая программа

Сольфеджио
5 лет обучения

Составитель: преподаватель теоретического отделения МБОУ ДОД «ДШИ»

Атрохова Ольга Михайловна

Дудинка

2010г.
Пояснительная записка.
Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности по предмету «Сольфеджио» направлена на развитие музыкальной одарённости и творческих способностей, учащихся с учетом их индивидуальных особенностей и потребностей, выявление одаренных детей и создание всех необходимых условий для их профессионального самоопределения и творческой самореализации.

Нормативной основой данной образовательной программы «Сольфеджио» являются:

  1. Программа для ДМШ, музыкальных отделений ДШИ, вечерних школ общего музыкального образования. МК РФ (Москва 1984г);

  2. «Примерная программа и методические рекомендации для подготовительных отделений детских музыкальных школ и детских школ искусств». МК РФ (Москва 1984г);

  3. «Примерная программа для ДМШ и музыкальных отделений ДШИ. 5-ти летний срок обучения ФАКК НМЦХО. Москва 2006г;

Современное общество предъявляет высокие требования к всестороннему и гармоничному развитию личности ребенка. И в этом важном деле неотъемлемая роль принадлежит музыкально-эстетическому образованию, которое дети получают в ДМШ и ДШИ.

На музыкальном отделении ДШИ дети приобретают навыки игры на музыкальных инструментах по предметам специальности («Скрипка», «Фортепиано», «Баян», «Домра» и т.д.), знакомятся с основами теоретических и практических знаний, с шедеврами классической музыки на уроках музыкально-теоретического цикла («Сольфеджио», «Музыкальная литература», «Хор»).

Сольфеджио в ДШИ является одной из дисциплин, способствующих расширению общего музыкального кругозора учащихся и оформлению хорошего музыкального вкуса. Уроки сольфеджио помогают учащимся развить мелодический и гармонический слух, правильно интонировать услышанные мелодии, уметь их воспроизвести в памяти, записать и сыграть на музыкальном инструменте. Знания, которые учащиеся получают на уроках сольфеджио, должны им помогать на занятиях по специальности, музыкальной литературе и хору.
Данная программа содержит две программы:

  1. Программа для семилетнего срока обучения (детей фортепианного и скрипичного отделений) с включением программы для подготовительного класса. Возраст детей от 6 до 12-13 лет.

  2. Программа для пятилетнего срока обучения (для детей народных и духовых инструментов). Возраст учащихся 9-10 лет и старше.

Данная программа рассчитана на занятия с учащимися вечернего отделения.

Программа курса сольфеджио включает следующие основные разделы:

  1. Теоретические сведения.

  2. Сольфеджирование и пение с листа.

  3. Вокально-интонационные навыки.

  4. Воспитание чувства метроритма.

  5. Воспитание музыкального восприятия (анализ на слух).

  6. Музыкальный диктант.

  7. Воспитание творческих навыков.


Основными и определяющими формами работы являются: сольфеджирование, слуховой анализ и запись диктантов. Вспомогательными формами – интонационные, ритмические и творческие упражнения.

Цель программы: выявить и раскрыть музыкальные и творческие задатки детей, выработать определенные слуховые представления. Воспитать учащихся, умеющих дать понятия и объяснение средствам музыкальной выразительности и их роли в музыкальных произведениях разных жанров, выявлять наиболее характерные элементы музыкального языка в произведениях разных эпох, стилей и жанров, и способных применять полученные в учебе знания и навыки в своей практической музыкальной деятельности.
Пути реализации данной программы мы видим в решении следующих задач:

  1. Дать необходимые знания в области музыкальной грамотности.

  2. Воспитывать умения и навыки:

  • пения мелодии с дирижированием, с аккомпанементом педагога или с собственным аккомпанементом;

  • ансамблевого пения;

  • самостоятельного разучивания мелодий;

  • грамотного чтения с листа;

  • сочинение и досочинение собственных мелодий.

  1. Развивать у учащегося:

    • Мелодический слух: правильное восприятие звучащей мелодии (узнавание пройденных знакомых мелодических оборотов, типов движения мелодии, скачков, секвенций и т.д.) и интонационно чистое её воспроизведение;

    • Гармонический слух: определение звучания тех или иных интервалов и аккордов; восприятие их функционально-гармонических связей; способность воспринимать много звуков в разных созвучиях;

    • Внутренний слух: способность представлять себе звучание мелодии или её фрагмента, звучание интервала, аккорда, мелодического, гармонического оборотов, ритмического рисунка.

  2. Сформировать умения:

    • Подбора мелодии по слуху и аккомпанемента;

    • Транспонирования мелодий по слуху;

    • Транспонирования нотного текста;

    • Записи мелодий по слуху;

    • Анализа отдельных элементов в музыкальной речи;

    • Анализ произведений на слух и по нотному тексту.


Данная программа разработана и составлена с учетом современного курса сольфеджио в ДМШ и на музыкальных отделениях ДШИ, и дает возможность в обучении учитывать уровень детей с разной степенью музыкальной подготовки, что даёт возможность открытию перспективы либо ускоренного прохождения того или иного курса сольфеджио, либо наоборот его «сжатия», сокращения и упрощения. Так, в программу 5-ти летнего курса обучения, выпускники которого планируют поступление в средние специальные учебные заведения, включены ряд тем, требующих более широкий охват в курсе «Сольфеджио», ранее непредусмотренных в программе 1984г.

Такое наполнение учебного плана новыми темами стало возможно благодаря концентрированному методу подачи материала, единым блоком, группировкой в парные уроки, что даёт возможность формировать целостную систему подачи уроков, удобной для восприятия учащимися, максимальному удобству в работе, большей свободы в выборе конкретных классных и домашних заданий.


  1. Отличительные особенности данной программы:


1. В учебно-методический план 5-ти летнего курса обучения включены новые темы:

    1. характерные тритоны;

    2. две пары характерных интервалов (ув.2 → ум.7, ув.5 → ум.4)

2. Аккорды:

      1. уменьшённое трезвучие на II ступени;

      2. увеличенное трезвучие гармонического минора и гармонического мажора;

      3. септаккорд II ступени.

3. Гармонический мажор.

4. Хроматическая мажорная и минорная гаммы.

5. Родственные тональности.

6. Модуляция, отклонение, сопоставление.

7. Лады народной музыки (семиступенные диатонические).

8. Пентатоника к мажору и минору.

9. Классификация септаккордов.

10. Классификация размеров.


  1. Изменены формулировка, порядок и методика изучения тем:


1. Гармонический мажор.

2. Септаккорд.

3. Характерные интервалы.

4. Диатонические и характерные тритоны.

5. Внутритактовые синкопы.

6. Триоли.

7. Трезвучия гармонического мажора (Ум53 (II), Ув53 VIb, S53г).



  1. Разделы «Вокально-интонационные навыки, «Сольфеджирование» и «Чтение с листа» объединены, поскольку имеют общие методические задачи.



  1. Детализировано и логично выстроена линия ознакомления с музыкальным синтаксисом и музыкальными формами.



  1. Списки рекомендуемой литературы, произведений для слухового анализа и пения обновлены. В них включены учебники и пособия, появившиеся в последнее время.



  1. Формы подведения итогов приведены в соответствие с учебными планами.



Основной формой обучения по предмету «Сольфеджио» является урок. Урок проходит в форме группового занятия (наполняемость группы – в среднем 5-7 чел.).

Занятия в первом полугодии 2 раза в неделю по 40 минут, во втором полугодии – 1 раз в неделю по 40 минут. Таким образом в первом полугодии – 16 уроков (32 уч.часа), во втором полугодии – 9 уроков (18 уч.часов).

В результате занятий по предмету «Сольфеджио» дети должны уметь:

  • Интонационно точно петь выученную или незнакомую мелодию, один из голосов несложного двухголосного произведения;

  • Подбирать на инструменте мелодию и аккомпанемент;

  • Записывать звучащую мелодию;

  • Анализировать на слух и по нотному тексту, как отдельные элементы музыкальной речи, так и небольшие музыкальные произведения (в том числе из репертуара по инструменту).

Проверка накопленных знаний, умений, навыков учащихся осуществляется в соответствующих практических формах деятельности.

Итоги подводятся в конце каждой четверти в форме контрольного урока, а также в конце каждого учебного года. Переводные экзамены в 3-х и 4-х классах, выпускные экзамены в 5-х и 7-х классах.

Учебно – тематический план.
1 класс

Первое полугодие


Наименование тем

кол-во занятий

Тема 1

Метр. Ритм. Пульсация долей. Двухдольный и трехдольный метр. Ритмические рисунки с четвертями и восьмыми. Нотные знаки. Клавиатура. Регистры.

2

Тема 2

Размер. Такт. Гамма. Половинная длительность

1

Тема 3

Фраза. Мотив. Лад. Тональность. Основные понятия. Тональность До Мажор. Разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые. Вводные звуки.

4

Тема 4

Дирижирование на 2/4. паузы

1

Тема 5

Строение мажорной гаммы. Знаки альтерации.

1

Тема 6

Тональность Ре Мажор. Транспонирование.

2

Тема 7

Дирижирование на 3/4. Половинная нота с точкой.

1

Тема 8

Затакт.




Тема 9

Опевание устойчивых ступеней.

2

Контрольный урок

1

Всего

16


Второе полугодие


Наименование тем

кол-во занятий

Тема 10

Тональность Соль мажор.

2

Тема 11

Размер 4/4. целая нота. Главные ступени лада.

1

Тема 12

Тональность Фа мажор.

2

Тема 13

Шестнадцатые длительности.

2

Тема 14

Интервалы.

6

Тема 15

Тональность Си-бемоль мажор.

2

Тема 16

Одноименные тональности.

2

Контрольный урок

1

Всего

18


2 класс

Первое полугодие


Наименование тем

кол-во занятий

Тема 1

Повторение пройденного материала.

2

Тема 2

Куплетная форма. Одноименные тональности.

2

Тема 3

Параллельные тональности. Переменный лад.

2

Тема 4

Натуральный минор.

2

Тема 5

Ритмический рисунок.

2

Тема 6

Гармонический минор.

2

Тема 7

Главные трезвучия лада. Подбор аккомпанемента. Понятие «Предложение».

1

Тема 8

Мелодический минор.

2

Контрольный урок

1

Всего

16
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа для дмш, музыкальных отделений дши, вечерних школ общего музыкального образования. Мк РФ (Москва 1984г); «Примерная программа и методические рекомендации для подготовительных отделений детских музыкальных школ и детских школ искусств» iconУчебно-методическое пособие по музыкальной литературе для детских...

Программа для дмш, музыкальных отделений дши, вечерних школ общего музыкального образования. Мк РФ (Москва 1984г); «Примерная программа и методические рекомендации для подготовительных отделений детских музыкальных школ и детских школ искусств» iconАвторская образовательная программа "История хореографического искусства"...
Программа предназначена для хореографических школ и хореографических отделений детских школ искусств. Программа рассчитана на

Программа для дмш, музыкальных отделений дши, вечерних школ общего музыкального образования. Мк РФ (Москва 1984г); «Примерная программа и методические рекомендации для подготовительных отделений детских музыкальных школ и детских школ искусств» iconУправление культуры белгородской области
С целью подведения итогов работы детских музыкальных, художественных школ и школ искусств за 2012-2013 учебный год управление культуры...

Программа для дмш, музыкальных отделений дши, вечерних школ общего музыкального образования. Мк РФ (Москва 1984г); «Примерная программа и методические рекомендации для подготовительных отделений детских музыкальных школ и детских школ искусств» iconРабочая программа по классу аккордеона Составитель: преподаватель по классу аккордеона
Дмш), музыкальные отделения детских школ искусств (дши) и другие музыкальные учебные заведения школьного типа, которые формируют...

Программа для дмш, музыкальных отделений дши, вечерних школ общего музыкального образования. Мк РФ (Москва 1984г); «Примерная программа и методические рекомендации для подготовительных отделений детских музыкальных школ и детских школ искусств» iconАвторская программа факультативного курса для школ при иу «Произведения...
...

Программа для дмш, музыкальных отделений дши, вечерних школ общего музыкального образования. Мк РФ (Москва 1984г); «Примерная программа и методические рекомендации для подготовительных отделений детских музыкальных школ и детских школ искусств» iconПрограмма спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ. Волейбол
Программа составлена на основании нормативно-правовых докумен­тов, регулирующих деятельность спортивных школ, в ней отражены ос­новные...

Программа для дмш, музыкальных отделений дши, вечерних школ общего музыкального образования. Мк РФ (Москва 1984г); «Примерная программа и методические рекомендации для подготовительных отделений детских музыкальных школ и детских школ искусств» iconРабочая программа по русской литературе для общеобразовательных учреждений 8 класс, 102 часа
«Русская литература: Программа для национальных общеобразовательных учреждений. 5 – 11 классы для школ с русским (неродным) языком...

Программа для дмш, музыкальных отделений дши, вечерних школ общего музыкального образования. Мк РФ (Москва 1984г); «Примерная программа и методические рекомендации для подготовительных отделений детских музыкальных школ и детских школ искусств» iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе проекта...
Государственного стандарта для школ с родным (нерусским) языком обучения с учетом педагогических условий татарских школ республики...

Программа для дмш, музыкальных отделений дши, вечерних школ общего музыкального образования. Мк РФ (Москва 1984г); «Примерная программа и методические рекомендации для подготовительных отделений детских музыкальных школ и детских школ искусств» iconРабочая программа по русскому языку создана в соответствии с Федеральнымкомпонентом...
Федеральнымкомпонентом государственного стандарта начального общего образования, концепции ипримерной государственной программы для...

Программа для дмш, музыкальных отделений дши, вечерних школ общего музыкального образования. Мк РФ (Москва 1984г); «Примерная программа и методические рекомендации для подготовительных отделений детских музыкальных школ и детских школ искусств» iconПриднестровский государственный институт развития образования кафедра...
Своеобразие авторской комплексной программы литературного образования а. Б. Есина, А. Г. Кутузова, М. Б. Ладыгина для лицеев, гимназий...

Литература


Заказать интернет-магазин под ключ!

При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции