Скачать 269.7 Kb.
|
Муниципальное казённое вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение г. Астрахани «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 10» АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА ДЛЯ ШКОЛ ПРИ ИУ «Произведения “неволи” в русской и зарубежной литературе»
Астрахань, 2012 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая программа авторского факультативного курса разработана с одной стороны, исходя из современных требований к уровню литературного образования, с другой – с учётом специфики школ при ИУ. Ориентирована программа на учащихся старших классов вечерних (сменных) общеобразовательных школ при исправительных учреждениях. Понятие «произведения “неволи”» в названии курса восходит к фольклорному жанру: песням неволи. Оно шире, нежели распространённое тематическое обозначение «лагерная» (например, проза). Здесь и далее под «произведениями “неволи”» следует понимать тексты, связанные с ограничением свободы архетипически: на уровне темы, мотива, условия, места создания, образа и пр. Данный курс рассчитан на 36 часов (1 час в неделю); включает введение, 6 разделов («УНТ. От романтизма к реализму» – 3, «Реализм 2-й половины ХIХ века – начала ХХ века» – 4, «Довоенная литература ХХ века» – 5, «Литература ГУЛАГа» – 7, «Личность и государство в послевоенной литературе» – 9, «Из зарубежной литературы» – 6) – всего 34 часа и заключение. Такая временная нагрузка обусловлена факультативной направленностью. Актуальность – объясняется недостатком (точнее, почти полным отсутствием) в современной педагогике специальных методических разработок и исследований по преподаванию литературы в школах при ИУ. Состоит актуальность в ориентации на конкретный тип учащихся (осуждённых – как правило, с прерванным обучением, с низким уровнем знаний). Новизна состоит в принципе подбора художественных текстов для курса. Проанализировав данные школьной библиотеки по наиболее востребованным учащимися-осуждёнными книгам, были отмечены следующие (не противоречащие морали) особенности интересующей литературы: психологизм, остросюжетность, тематика, связанная с историей, боевыми действиями и неволей. Преимущественно в соответствии с ними отбирались классические произведения для изучения в рамках курса. Мы постарались максимально широко представить литературу (создать мини-модель, в первую очередь, отечественной литературы). Таким образом в курс вошли произведения различных литературных направлений (от романтизма до постмодернизма), эпох (от фольклорных песен до лирики ХХI века), родов и жанров, стран (отечественная и зарубежная, в том числе восточная), учтено литературное краеведение (астраханское), история перевода и пр. Отдельные тексты, указанные в программе, рассматриваются также на занятиях основного школьного курса. Такое дублирование связано либо с большим объёмом произведения (например, «Архипелаг ГУЛАГ» А.И. Солженицына), либо с чрезмерной популярностью автора (к примеру, С.А. Есенина) в среде учащихся-осуждённых. Напротив, ввиду ограниченного количества часов в программу не попали, безусловно, того заслуживающие очерки В.М. Дорошевича, лирика А.А. Барковой, «Одлян, или Воздух свободы» Л.А. Габышева, «Слепящая тьма» А. Кестлера» и др. Впрочем, список произведений, как и предложенную периодизацию, не следует считать каноническими. Они могут корректироваться в соответствии с предъявляемыми задачами аналогичных курсов. Цель – посредством специального подбора произведений для факультативного курса привести учащихся-осуждённых к более глубокому, целостному осмыслению основного курса литературы. Задачи – мотивировать, заинтересовать, привлечь внимание учащихся-осуждённых к классической литературе; – сформировать у учащихся-осуждённых целостное представление о литературном процессе; – на материале «интересных» произведений рассмотреть проблемы истории и теории литературы; – закрепить полученные ранее на уроках навыки и умения анализа художественного текста; – воспитывать у учащихся-осуждённых моральные качества на примере авторов и персонажей литературных произведений. Методы и формы обучения. Настоящий факультативный курс разбит на разделы, охватывающие (за исключением «зарубежного») произведения по периодическому (временному) признаку. При выделении общих и частных особенностей разбираемых текстов востребованы индуктивный и дедуктивный методы. При ведении курса рекомендуется строить занятия из двух частей. Ввиду того, что на каждом занятии изучаются новые авторы и произведения, удобно первую часть организовывать в виде лекции, сообщения нового материала. Хорошо использовать аудиокниги, видеофильмы, мультимедийные ресурсы: сайты поэтов и писателей, электронные пособия, библиотеки. Таким образом, на данном этапе наиболее оптимальны словесные и наглядные методы, а также различные методы мотивации. Привлечение внимания к материалу – обязательное условие, без которого практически невозможен переход ко второй части урока. Также обязателен на занятиях пересказ содержания произведений учителем или учащимися (репродуктивный метод сообщения готовых знаний), в случаях, когда он сопровождается выводами, реализуется метод продуктивный. На втором этапе рекомендуется устраивать обсуждение пройденного материала. Проводить его можно в форме дискуссии. Помимо рассмотрения проблем и вопросов по текущей теме, на занятиях следует проводить повторение и закрепление ранее изученного литературоведческого аппарата (привлечение различных терминов и понятий при анализе произведений). Здесь будет востребован контроль хода и результатов отработки. Из других методов контроля (в виду ограниченного количества часов и специфики курса) применяется итоговый контроль. В качестве итога прохождения курса на последнем занятии планируется проведение недифференцированного зачёта в виде конференции, круглого стола или собеседования по вопросам. Оборудование: компьютер, DVD-проигрыватель, CD-проигрыватель, телевизор, мультимедиа-проектор, экран, принтер, мультимедийные диски, учебники, распечатки текстов, фотографии литераторов и иллюстрации к произведениям*. ___________ * В оформлении титульного листа программы использован рисунок Юло Соостера «Солнечный день в лагере». ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОБУЧЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ Учащиеся должны знать: – основополагающие черты русской литературы; – литературные направления XIX-XX века, их эстетические особенности; – важнейшие биографические сведения об изученных авторах; – характерные стилистические особенности творчества изученных авторов; – факты взаимосвязи мировоззрения и творчества изученных авторов; – сюжет рассмотренных художественных произведений; – основные литературоведческие понятия (тема, идея, композиция, фольклор, литературное направление, течение, род литературы, жанр, мотив, система образов, традиция, стиль, изобразительные средства, поэтический размер и др.). Учащиеся должны уметь: – пересказывать содержание художественного произведения; – выделять основные черты биографии литераторов; – анализировать художественное произведение, используя элементарный литературоведческий аппарат; – выделять тему, идею и композиционные особенности художественного произведения; – определять родово-жанровую принадлежность художественного текста; – выявлять авторскую позицию в прочитанном произведении; – охарактеризовать систему образов и выразительные языковые средства; – обосновывать свою оценку прочитанного произведения. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН факультативного курса для школ при ИУ «Произведения “неволи” в русской и зарубежной литературе» (36 часов, 1 час в неделю)
___________ * Ввиду оговорённой выше организации занятий, а также уплотнённости программы теоретические и практические часы (за исключением урока-введения и заключения-зачёта) не обозначаются. На каждом занятии рассматривается новое литературное произведение, теория и практика при этом сочетаются. Их соотношение обычно зависит от жанра рассматриваемого текста. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВВЕДЕНИЕ (1 час) |
Программа факультативного курса по подготовке к гиа Результаты сдачи гиа девятиклассниками* напрямую зависят от грамотно спланированной подготовки учащихся. Для достижения максимального... |
Авторская образовательная программа "История хореографического искусства"... Программа предназначена для хореографических школ и хореографических отделений детских школ искусств. Программа рассчитана на |
||
Рассмотрена и одобрена Утверждена М. Б. Ладыгина.(Авторская программа по литературе(5-11 классы) для школ и классов с углубленным изучением литературы под редакцией... |
Рабочая программа факультативного курса для обучающихся 5 класса "Волшебный мир сказки" В решении комплекса воспитательных задач литературе как искусству словесного образа, имеющему высокую степень эмоционального воздействия... |
||
Рабочая программа по русской литературе для общеобразовательных учреждений 8 класс, 102 часа «Русская литература: Программа для национальных общеобразовательных учреждений. 5 – 11 классы для школ с русским (неродным) языком... |
Рабочая программа факультативного курса для 11 классов Данная программа позволит подготовить учащихся к сознательному выбору профиля. Программа рассчитана на 2013-2014 учебный год в количестве... |
||
Аннотация к рабочей программе по Литературе Программа построена так, что в ней последовательно даются этапы развития литературы: «Устное народное творчество», «Из древнерусской... |
Рабочая программа по литературе для 11 класса (уровень: базовый) Мо РФ для общеобразовательных школ «Русский язык. 10-11 классы», программы курса «Литература» Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А.... |
||
Литературный турнир для старшеклассников по русской классической... |
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «Языкознание и литературоведение», по профилю «Русская литература» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры русской... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |