Рабочая программа по классу аккордеона Составитель: преподаватель по классу аккордеона




Скачать 0.53 Mb.
Название Рабочая программа по классу аккордеона Составитель: преподаватель по классу аккордеона
страница 1/5
Дата публикации 07.06.2014
Размер 0.53 Mb.
Тип Рабочая программа
literature-edu.ru > Право > Рабочая программа
  1   2   3   4   5


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ им. Б.Н. МОЛЧАНОВА»

Одобрена; Утверждаю:

Педагогическим Советом Директор МБОУ ДОД ДШИ

От 29.10.2010г. _Е.Н. Пензина.

Протокол №40 29.10.2010г



Рабочая программа по классу аккордеона


Составитель: преподаватель по классу аккордеона

Гисс Людмилы Яковлевны

г. Дудинка 2010г


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Наиболее массовым звеном в системе начального музы­кального образования являются детские музыкальные школы (ДМШ), музыкальные отделения детских школ искусств (ДШИ) и другие музыкальные учебные заведения школьного типа, которые формируют мировоззрение, эстетические взгля­ды подрастающего поколения, развивают художественные спо­собности и профессиональное мастерство молодых музыкантов.

В вопросах начального музыкального образования детским музыкальным школам и школам искусств принадлежит ведущая роль, так как они решают основополагающие задачи в приобщении детей к музы­кальному творчеству, развитии способности к музыкальной де­ятельности, обучении игре на различных музыкальных инстру­ментах, формировании художественного вкуса, выявлении наи­более одаренных с целью продолжения совершенствования му­зыкальных способностей в средних специальных музыкальных учебных заведениях культуры и искусства.

Программ по предмету «аккордеон» не так уж много.

Моя программа опирается на новые учебные планы, предусматривающие как пятилетний так и семилетний срок обучения. Составлена на основе Дополнительной образовательной программы ДШИ им. Б.Н. Молчанова художественно-эстетической направленности по музыкальному искусству «Инструментальное исполнительство» (Одобрена: педагогическим Советом. Протокол №36 от 0.09.09), программы МК СССР 1988г. рекомендованной к применению и распространению среди ДМШ и музыкальных отделений щкол искусств составленную : Л.В. Гавриловым, В.И. Евстихиевой, Н.В. Троицкой.

В своей программе предлагаю дифференци­рованный (с учетом возраста, музыкальных способностей и других индивидуальных особенностей учащихся) подход к процессу обучения, включая требования по специальности для учеников как с 5-летним, так и с 7-летним сроком обуче­ния с подразделением на группы профессиональной ориента­ции и общего музыкального образования.

Многие дети, обладая средними способностями, поступают в музыкальные школы с целью получения навыков домашнего музицирования. Поэтому подход к программным требованиям для таких учеников должен быть более упрощенным. Замена сложных произведений крупной формы — на более простые по фактуре и формообразованию, сольного исполнительства — на ансамблевое, игры наизусть — исполне­нием программы (части программы) по нотам. Занимающиеся в группе общего музыкального образования должны научиться вла­деть основным комплексом практических навыков игры на инст­рументе (чтение нот с листа, подбор по слуху, импровизация, транспонирование, переложения для аккордеона и т.д.).

Главной целью обучения игре на аккордеоне является раскрытие средствами музыкального исполнительского искусст­ва дарования ученика (эмоционального и интеллектуального), подготовка его к активной творческой работе, реализация всех его творческих способностей. Для успешного осуществления творческого музицирования на ранней стадии обучения педаго­гу необходимо постепенно, но неуклонно вводить своего воспи­танника в чудесный мир музыки, стремиться заинтересовать, увлечь его в музыкальное искусство, в процесс обучения и, ко­нечно же, в музицирование, то есть научить понимать образно- художественное содержание музыкальных произведений.

Материалом для работы педагога на индивидуальных за­нятиях являются классические и современные произведения русских, советских и зарубежных композиторов, оригинальные произведения, написанные для аккордеона, а также для других инструментов — органа, фортепиано и т.д.
Введение в аккордеонный репертуар переложений важно, по­скольку они вносят в него необходимое стилистическое и жан­ровое разнообразие.

Программа для категории учащихся профессиональной ориентации предъявляет более высокие требования и составле­на таким образом, чтобы каждый ученик на выпускном экзаме­не смог показать уровень музыкально-исполнительской подго­товки, соответствующий правилам и условиям приема в сред­ние специальные учебные заведения музыкального профиля.

Особое внимание следует уделить одному из самых важных периодов обучения музыке- его начальному этапу. Следует увеличить «донотный» период в обучении (имеется в виду введение записи нот и чтение их уже после того, как ребенок играет и поет ряд песенок, показанных ему педагогом). Согласно известной теории психолога Гальперина , сознательное изучение ребенком нотной грамоты начинается только после данного этапа. Такой подход вырабатывает в ученике умение опираться в процессе игры на слух , а не только на зрительную и мышечную память. Увеличение этого этапа в обучении позволит также сделать максимально постепенным переход от основного занятия детства (игры) к учебе.

КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Основные принципы учебно-воспитательной работы

Обучение и воспитание аккордеониста в детской музы­кальной школе и на музыкальных отделениях детских школ искусств является единым процессом, в котором каждая из его сторон имеет свои задачи и способы их реализации. Воспита­тельную работу педагога специального класса аккордеона ДШИ нельзя использовать как дополнение к процессу обуче­ния. Надо стремиться к тому, чтобы обучение стало воспиты­вающим.

Учебно-воспитательная работа в ДШИ должна быть тес­но связана со всеми видами педагогической деятельности, и осуществляться как бы незаметно для ученика. Необходимо знать индивидуальные и возрастные особенности ученика, его темперамент и черты характера, музыкальные данные и осо­бенности их развития, чтобы выработать правильный индиви­дуальный подход и достичь желаемых результатов. Очень важно найти соответствующие формы и способы воздействия на эмоциональную сферу ученика, пробудить его интерес к занятиям, обучению.

Основная часть учебно-воспитательной работы проходит на уроке. Однако педагогу не следует забывать о внеклассной ра­боте.

Одной из форм учебно-воспитательной работы с начина­ющими аккордеонистами является их личное участие в концер­тах, аккордеонных фестивалях и конкурсах, просмотр видео­записей концертов аккордеонистов, прослушивание аудиокас­сет с высокохудожественной аккордеонной музыкой.
Развитие музыкальных способностей аккордеониста
Для выявления музыкальных данных тех, кто поступает в детскую щколу искусств, педагог должен владеть всеми видами приемных испытаний, уметь в процессе каждого из них уви­деть и определить проявление каких-либо конкретных способ­ностей ребенка. По исполнению ребенком знакомой песни можно установить степень мелодического слуха, музыкально­го ритма, музыкальной памяти, эмоциональности; при повто­рении голосом сыгранного экзаменатором отдельного звука определить степень звуковысотного интонационного слуха; тот же вид испытаний, после отвлекающих вопросов, дает возмож­ность судить о наличии музыкальной памяти, внимательности; при повторении голосом сыгранных мелодических, гармонических интервалов можно определить наличие относитель­ного слуха, умение выделить из общего звучания верхний или нижний звук.

Чувство музыкального ритма распознается при повторении поступающим ритмического рисунка фрагмента произведения, сыгранного экзаменатором; движение под раз­нообразную музыку дает возможность определить и чувство музыкального ритма, и эмоциональное отношение к музыке разного характера; повторение голосом простых, небольших по объему мелодий дает возможность выявить наличие музы­кальной памяти, точности сохранения в памяти конкретных музыкальных представлений. При собеседовании выясняется самостоятельность мышления, сообразительность, некоторые черты характера испытуемого.

Практика показывает, что дети медлительные, безучаст­ные, рассеянные, как правило, успевают недостаточно, несмот­ря на наличие хороших музыкальных данных. Предпочтение следует отдавать тем, кто, обладая хорошими музыкальными данными, отличается эмоциональностью, вниманием, умением достаточно быстро переключиться с одного задания на другое.

В развитии эмоционального отношения ученика к музыке большое значение имеют не столько формы работы, сколько их содержание и качество выполнения. Не всякое проигрыва­ние музыкального произведения может оказать нужное эмоциональное воздействие, а лишь исполнение высокохудожествен­ное; не всякое произведение, а только то, которое отвечает его душевному состоянию и пониманию. Поэтому работа по раз­витию эмоциональности ученика требует тщательной подготов­ки, обдумывания методов и средств ее реализации.

В развитии музыкального слуха ученика нельзя целиком полагаться только на занятия сольфеджио. Лишь совместные усилия педагогов разных дисциплин дадут возможность до­биться положительных результатов в этой важной области музыкального воспитания. При этом следует хорошо овладеть методикой развития музыкального слуха.

Работая над музы­кальным произведением, нужно обращать внимание ученика на развитие мелодии, характерность ее отдельных интонаций, а допускаемые ошибки разбирать обязательно с опорой на слух; при игре инструктивного материала необходимо активи­зировать музыкальный слух ученика, требуя штриховой, рит­мической, динамической точности исполнения; при игре с ли­ста, транспонировании или игре по слуху нужно также опи­раться на музыкальные представления, связывая их с игровы­ми движениями; при игре ученика в ансамбле или оркестре развивать его умение слышать общее звучание и находить мес­то для своей партии.

Для развития чувства музыкального ритма необходимо знать наиболее типичные недочеты ритмики в игре ученика, уметь применять способы для их устранения. Часто встречает­ся неточное воспроизведение пунктирного ритма, когда пере­держиваются короткие длительности нот, искажаются длитель­ности синкоп и т.д.

К способам, которые помогают устранить перечисленные дефекты, можно отнести запись в нотах отсчета долей такта по мелким длительностям, помогающую яснее представить их соотношение, или вести ровный счет долей такта вслух. Надо помнить, что счет вслух является лишь вспомогательным при­емом достижения ритмической точности, так как он не дает возможности ощущать живой ритм музыки. Счет должен пре­кращаться сразу же после достижения учеником нужной ритмичности. Приемом, поясняющим ритмический рисунок, мо­жет служить иная запись нот, когда временная единица дро­бится на ряд мелких длительностей, по которым легче вести счет. Важно добиваться, чтобы ученик понимал выразительное значение ритма в связи с характером, содержанием, художе­ственной образностью произведения.

Воспитание музыкальной памяти ученика — постоянная забота педагога. Ученик, обладающий развитой музыкальной памятью, лучше, быстрее читает с листа, точнее транспониру­ет и играет по слуху. Понятие "музыкальная память" включа­ет в себя различные виды: зрительную, слуховую, двигатель­ную, смысловую. Каждая из видов музыкальной памяти име­ет свои особенности и методы развития. В работе с учеником следует также учитывать факторы, способствующие прочнос­ти запоминания.

Начальный этап обучения аккордеониста
Начальное обучение должно быть основано на развитии музыкального мышления ученика, его музыкально-слуховых представлений, на накоплении им определенного музыкально­го опыта и изучения на этой основе нотной грамоты.

Не рекомендуется начинать обучение сразу с изучения нотной грамоты без соответствующей подготовки, без опоры на музыкальные представления и музыкальный опыт ученика.

Задачи начального этапа следует решать комплексно, в разумной последовательности, с использованием различных форм показа и образных пояснений, а также с обязательным активным участием в них самого ученика. Важное значение на начальном этапе обучения имеет организация игровых движе­ний ученика, поэтому вначале следует освоить правильную посадку и постановку игрового аппарата.

Посадка учащегося, положение инструмента

Правильная посадка учащегося является основой форми­рования его исполнительских навыков. Существуют различные подходы к данной проблеме, которые изложены во многих школах и самоучителях игры на аккордеоне. В частности, А. Мирек рекомендует на начальном этапе обучения (1—2 классы) один вариант посадки, а для последующего периода обучения (старшие классы, училище), когда требуется "боль­шая устойчивость" и в зависимости от "индивидуальной при­способляемости ученика", посадка может изменяться.

Посадка аккордеониста формируется на начальном этапе обучения и контролируется педагогом в процессе всего перио­да обучения. Правильная посадка аккордеониста основывает­ся на логике рациональной организации процесса игры на ин­струменте. Следует обязательно учитывать физические данные ученика, размеры, вес и качество аккордеона, поэтому пра­вильный подбор инструмента является одним из главных фак­торов его успешного обучения.

Ученику следует заниматься на жестком стуле, сидеть на его передней половине. Необходимо иметь основные точки опоры — на стул и на пол. Инструмент должен устойчиво сто­ять на бедре левой ноги, параллельно корпусу, гриф — упи­рается в бедро правой ноги. Ремни тщательно подгоняются педагогом соответственно телосложению ребенка. Следует об­ратить внимание на длину ремня левого полукорпуса: рука должна свободно перемещаться вдоль клавиатуры.

Естественного положения правой руки, кисти можно дос­тичь, опустив в свободном падении руку вдоль туловища. Да­лее, согнув руку в локте, перенести это положение на клавиа­туру. У современного аккордеона клавиатура совершен­на. Пальцы правой руки следует удобно расположить под зву­ками ми, фа-диез, соль-диез, ля-диез, до (е, fis, gis, ais, с). "Эти пять нот — содержание первого урока фортепианной игры Шопена" — пишет по этом поводу Г. Нейгауз. Левая рука имеет свои особенности в постановке. При всем многообразии положений левой руки на клавиатуре, обращают на себя внима­ние три основные позиции, впервые описанные Ю. Акимовым и И. Гвоздевым в "Прогрессивной школе игры на баяне".

Кисть не проваливается, не поднимается, не провисает – она как бы продолжает предплечье. Плечи опущены, у испол­нителя должно быть ощущение легкости в игровом aппарате. Но нужно помнить, что максимальной свободы добиться нельзя, так как некоторые усилия мы затрачиваем на удержа­ние рук у клавиатур, при игре — на сжим, разжим. Посадка и постановка не должны быть статичны, данное описание дает лишь исходное положение рук, корпуса. Положение корпуса и постановку рук исполнителю не следует понимать как нечто застывшее и неизменное. Главным объективным фактором, определяющим постановку, является характер исполняемой музыки.

Звукоизвлечение и штрихи
Для образования звука на аккордеоне необходимо приве­сти в действие клавиши и мех. Этим действиям сопутствует целая система: палец — клавиша — рычаг — клапан — воз­дух — резонатор — планка — язычок — звук. Сложность процесса эвукоизвлечения влияет на формирование навыков звукоизвлечения, приемов достижения нужного звучания.

Разное качество звучания на аккордеоне можно получить различными способами прикосновения пальца к клавише (туше) и разными способами ведения меха.

К основным приемам туше на аккордеоне относят нажим, толчок и удар. Наиболее типичные способы ведения меха: ров­ное; с ускорением или в замедленном движении; рывок меха и частая смена направлений его движения (тремоло мехом). Взаимодействие приемов туше и способов ведения меха дает возможность получать множество разнохарактерных звучаний. Приемы используются для достижения выразительной, красоч­ной игры: прием нажима клавиши, как правило, используется для мягкой атаки звука при штрихе легато, когда звуки плав­но переходят один в другой; приемом толчка клавиши можно получать более определенное, подчеркнутое звучание штрихом нон легато (а также портаменто, маркато), когда палец быст­ро погружается в клавишу до упора, а затем так же быстро отталкивается от нее; приемом удара, как одним пальцем, так и с помощью кисти руки, достигать более острого звучания при штрихе стаккато.

Аккордеонисту необходимо овладеть способами окончания звука.

В процессе обучения ученик осваивает основные штрихи: легато, нон легато, стаккато. Аккордеонисту следует освоить также разновидности основных штрихов, таких как легатисси­мо, стаккатиссимо, портаменто, деташе и другие, в зависимос­ти конкретных художественных требований изучаемых произ­ведений.

Работа над качеством звука, над различными приемами звукоизвлечения, штрихами необходима не только для дости­жения художественных результатов исполнения музыкальных произведений. Она важна и для развития музыкального слу­ха, чтобы сделать его более тонким, чутким и совершенным.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по классу аккордеона Составитель: преподаватель по классу аккордеона icon Рекомендации для летнего чтения к 7 классу
А. С. Пушкин. Поэмы: «Медный всадник», «Полтава», повести: «Пиковая дама», «Повести Белкина», драма «Борис Годунов»
Рабочая программа по классу аккордеона Составитель: преподаватель по классу аккордеона icon Литература XIX века · А. С. Пушкин"Полтава", "Арап Петра Великого",...
После окончания 7 класса для чтения предлагается следующий список литературы. Обязательно к 8 классу надо за лето прочесть то, что...
Рабочая программа по классу аккордеона Составитель: преподаватель по классу аккордеона icon Математическое моделирование функционирования кластерных и распределенных систем распознавания
Распознавание представляет собой задачу преобразования входной информации, в качестве которой уместно рассматривать некоторые параметры,...
Рабочая программа по классу аккордеона Составитель: преподаватель по классу аккордеона icon Контрольная работа составлена в соответствии с программой, утвержденной...
Автор-составитель: Соболевская Ю. Н., преподаватель второй квалификационной категории уо «Минский торговый колледж» Белкоопсоюза
Рабочая программа по классу аккордеона Составитель: преподаватель по классу аккордеона icon Рабочая программа Музыкальная литература 4 года обучения Составитель:...
В процессе изучения музыкальных произведений учащиеся должны также приобрести умение разбирать музыкальные произведения
Рабочая программа по классу аккордеона Составитель: преподаватель по классу аккордеона icon Рабочая программа по литературе 10 класс Составитель Голикова И. В
Ю. В. Лебедева «Русская литература XIX век» на основе программы литературного образования, автор – составитель: В. Я. Коровина, издательство:...
Рабочая программа по классу аккордеона Составитель: преподаватель по классу аккордеона icon 1. Развитие налогообложения
Составитель: ст преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин А. В. Семенова
Рабочая программа по классу аккордеона Составитель: преподаватель по классу аккордеона icon Дополнительного образования детей
Составитель программы: преподаватель моу дод «Пенжинская детская школа искусств»
Рабочая программа по классу аккордеона Составитель: преподаватель по классу аккордеона icon Дополнительного образования детей
Составитель программы – преподаватель моу дод «Пенжинская детская школа искусств»
Рабочая программа по классу аккордеона Составитель: преподаватель по классу аккордеона icon Рабочая программа Слушание музыки 5 (7) класс Составитель: преподаватель...
Шостаковича способен устоять и перед физическим уничтожением, и перед духовным порабощением, оставаясь личностью. Симфония встречена...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции