МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ им. Б.Н. МОЛЧАНОВА»
Одобрена; Утверждаю:
Педагогическим Советом Директор МБОУ ДОД ДШИ
От 29.10.2010г. _Е.Н. Пензина.
Протокол №40 29.10.2010г
Рабочая программа по классу аккордеона
Составитель: преподаватель по классу аккордеона
Гисс Людмилы Яковлевны
г. Дудинка 2010г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Наиболее массовым звеном в системе начального музыкального образования являются детские музыкальные школы (ДМШ), музыкальные отделения детских школ искусств (ДШИ) и другие музыкальные учебные заведения школьного типа, которые формируют мировоззрение, эстетические взгляды подрастающего поколения, развивают художественные способности и профессиональное мастерство молодых музыкантов.
В вопросах начального музыкального образования детским музыкальным школам и школам искусств принадлежит ведущая роль, так как они решают основополагающие задачи в приобщении детей к музыкальному творчеству, развитии способности к музыкальной деятельности, обучении игре на различных музыкальных инструментах, формировании художественного вкуса, выявлении наиболее одаренных с целью продолжения совершенствования музыкальных способностей в средних специальных музыкальных учебных заведениях культуры и искусства.
Программ по предмету «аккордеон» не так уж много.
Моя программа опирается на новые учебные планы, предусматривающие как пятилетний так и семилетний срок обучения. Составлена на основе Дополнительной образовательной программы ДШИ им. Б.Н. Молчанова художественно-эстетической направленности по музыкальному искусству «Инструментальное исполнительство» (Одобрена: педагогическим Советом. Протокол №36 от 0.09.09), программы МК СССР 1988г. рекомендованной к применению и распространению среди ДМШ и музыкальных отделений щкол искусств составленную : Л.В. Гавриловым, В.И. Евстихиевой, Н.В. Троицкой.
В своей программе предлагаю дифференцированный (с учетом возраста, музыкальных способностей и других индивидуальных особенностей учащихся) подход к процессу обучения, включая требования по специальности для учеников как с 5-летним, так и с 7-летним сроком обучения с подразделением на группы профессиональной ориентации и общего музыкального образования.
Многие дети, обладая средними способностями, поступают в музыкальные школы с целью получения навыков домашнего музицирования. Поэтому подход к программным требованиям для таких учеников должен быть более упрощенным. Замена сложных произведений крупной формы — на более простые по фактуре и формообразованию, сольного исполнительства — на ансамблевое, игры наизусть — исполнением программы (части программы) по нотам. Занимающиеся в группе общего музыкального образования должны научиться владеть основным комплексом практических навыков игры на инструменте (чтение нот с листа, подбор по слуху, импровизация, транспонирование, переложения для аккордеона и т.д.).
Главной целью обучения игре на аккордеоне является раскрытие средствами музыкального исполнительского искусства дарования ученика (эмоционального и интеллектуального), подготовка его к активной творческой работе, реализация всех его творческих способностей. Для успешного осуществления творческого музицирования на ранней стадии обучения педагогу необходимо постепенно, но неуклонно вводить своего воспитанника в чудесный мир музыки, стремиться заинтересовать, увлечь его в музыкальное искусство, в процесс обучения и, конечно же, в музицирование, то есть научить понимать образно- художественное содержание музыкальных произведений.
Материалом для работы педагога на индивидуальных занятиях являются классические и современные произведения русских, советских и зарубежных композиторов, оригинальные произведения, написанные для аккордеона, а также для других инструментов — органа, фортепиано и т.д.
Введение в аккордеонный репертуар переложений важно, поскольку они вносят в него необходимое стилистическое и жанровое разнообразие.
Программа для категории учащихся профессиональной ориентации предъявляет более высокие требования и составлена таким образом, чтобы каждый ученик на выпускном экзамене смог показать уровень музыкально-исполнительской подготовки, соответствующий правилам и условиям приема в средние специальные учебные заведения музыкального профиля.
Особое внимание следует уделить одному из самых важных периодов обучения музыке- его начальному этапу. Следует увеличить «донотный» период в обучении (имеется в виду введение записи нот и чтение их уже после того, как ребенок играет и поет ряд песенок, показанных ему педагогом). Согласно известной теории психолога Гальперина , сознательное изучение ребенком нотной грамоты начинается только после данного этапа. Такой подход вырабатывает в ученике умение опираться в процессе игры на слух , а не только на зрительную и мышечную память. Увеличение этого этапа в обучении позволит также сделать максимально постепенным переход от основного занятия детства (игры) к учебе.
КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Основные принципы учебно-воспитательной работы
Обучение и воспитание аккордеониста в детской музыкальной школе и на музыкальных отделениях детских школ искусств является единым процессом, в котором каждая из его сторон имеет свои задачи и способы их реализации. Воспитательную работу педагога специального класса аккордеона ДШИ нельзя использовать как дополнение к процессу обучения. Надо стремиться к тому, чтобы обучение стало воспитывающим.
Учебно-воспитательная работа в ДШИ должна быть тесно связана со всеми видами педагогической деятельности, и осуществляться как бы незаметно для ученика. Необходимо знать индивидуальные и возрастные особенности ученика, его темперамент и черты характера, музыкальные данные и особенности их развития, чтобы выработать правильный индивидуальный подход и достичь желаемых результатов. Очень важно найти соответствующие формы и способы воздействия на эмоциональную сферу ученика, пробудить его интерес к занятиям, обучению.
Основная часть учебно-воспитательной работы проходит на уроке. Однако педагогу не следует забывать о внеклассной работе.
Одной из форм учебно-воспитательной работы с начинающими аккордеонистами является их личное участие в концертах, аккордеонных фестивалях и конкурсах, просмотр видеозаписей концертов аккордеонистов, прослушивание аудиокассет с высокохудожественной аккордеонной музыкой.
Развитие музыкальных способностей аккордеониста
Для выявления музыкальных данных тех, кто поступает в детскую щколу искусств, педагог должен владеть всеми видами приемных испытаний, уметь в процессе каждого из них увидеть и определить проявление каких-либо конкретных способностей ребенка. По исполнению ребенком знакомой песни можно установить степень мелодического слуха, музыкального ритма, музыкальной памяти, эмоциональности; при повторении голосом сыгранного экзаменатором отдельного звука определить степень звуковысотного интонационного слуха; тот же вид испытаний, после отвлекающих вопросов, дает возможность судить о наличии музыкальной памяти, внимательности; при повторении голосом сыгранных мелодических, гармонических интервалов можно определить наличие относительного слуха, умение выделить из общего звучания верхний или нижний звук.
Чувство музыкального ритма распознается при повторении поступающим ритмического рисунка фрагмента произведения, сыгранного экзаменатором; движение под разнообразную музыку дает возможность определить и чувство музыкального ритма, и эмоциональное отношение к музыке разного характера; повторение голосом простых, небольших по объему мелодий дает возможность выявить наличие музыкальной памяти, точности сохранения в памяти конкретных музыкальных представлений. При собеседовании выясняется самостоятельность мышления, сообразительность, некоторые черты характера испытуемого.
Практика показывает, что дети медлительные, безучастные, рассеянные, как правило, успевают недостаточно, несмотря на наличие хороших музыкальных данных. Предпочтение следует отдавать тем, кто, обладая хорошими музыкальными данными, отличается эмоциональностью, вниманием, умением достаточно быстро переключиться с одного задания на другое.
В развитии эмоционального отношения ученика к музыке большое значение имеют не столько формы работы, сколько их содержание и качество выполнения. Не всякое проигрывание музыкального произведения может оказать нужное эмоциональное воздействие, а лишь исполнение высокохудожественное; не всякое произведение, а только то, которое отвечает его душевному состоянию и пониманию. Поэтому работа по развитию эмоциональности ученика требует тщательной подготовки, обдумывания методов и средств ее реализации.
В развитии музыкального слуха ученика нельзя целиком полагаться только на занятия сольфеджио. Лишь совместные усилия педагогов разных дисциплин дадут возможность добиться положительных результатов в этой важной области музыкального воспитания. При этом следует хорошо овладеть методикой развития музыкального слуха.
Работая над музыкальным произведением, нужно обращать внимание ученика на развитие мелодии, характерность ее отдельных интонаций, а допускаемые ошибки разбирать обязательно с опорой на слух; при игре инструктивного материала необходимо активизировать музыкальный слух ученика, требуя штриховой, ритмической, динамической точности исполнения; при игре с листа, транспонировании или игре по слуху нужно также опираться на музыкальные представления, связывая их с игровыми движениями; при игре ученика в ансамбле или оркестре развивать его умение слышать общее звучание и находить место для своей партии.
Для развития чувства музыкального ритма необходимо знать наиболее типичные недочеты ритмики в игре ученика, уметь применять способы для их устранения. Часто встречается неточное воспроизведение пунктирного ритма, когда передерживаются короткие длительности нот, искажаются длительности синкоп и т.д.
К способам, которые помогают устранить перечисленные дефекты, можно отнести запись в нотах отсчета долей такта по мелким длительностям, помогающую яснее представить их соотношение, или вести ровный счет долей такта вслух. Надо помнить, что счет вслух является лишь вспомогательным приемом достижения ритмической точности, так как он не дает возможности ощущать живой ритм музыки. Счет должен прекращаться сразу же после достижения учеником нужной ритмичности. Приемом, поясняющим ритмический рисунок, может служить иная запись нот, когда временная единица дробится на ряд мелких длительностей, по которым легче вести счет. Важно добиваться, чтобы ученик понимал выразительное значение ритма в связи с характером, содержанием, художественной образностью произведения.
Воспитание музыкальной памяти ученика — постоянная забота педагога. Ученик, обладающий развитой музыкальной памятью, лучше, быстрее читает с листа, точнее транспонирует и играет по слуху. Понятие "музыкальная память" включает в себя различные виды: зрительную, слуховую, двигательную, смысловую. Каждая из видов музыкальной памяти имеет свои особенности и методы развития. В работе с учеником следует также учитывать факторы, способствующие прочности запоминания.
Начальный этап обучения аккордеониста
Начальное обучение должно быть основано на развитии музыкального мышления ученика, его музыкально-слуховых представлений, на накоплении им определенного музыкального опыта и изучения на этой основе нотной грамоты.
Не рекомендуется начинать обучение сразу с изучения нотной грамоты без соответствующей подготовки, без опоры на музыкальные представления и музыкальный опыт ученика.
Задачи начального этапа следует решать комплексно, в разумной последовательности, с использованием различных форм показа и образных пояснений, а также с обязательным активным участием в них самого ученика. Важное значение на начальном этапе обучения имеет организация игровых движений ученика, поэтому вначале следует освоить правильную посадку и постановку игрового аппарата.
Посадка учащегося, положение инструмента
Правильная посадка учащегося является основой формирования его исполнительских навыков. Существуют различные подходы к данной проблеме, которые изложены во многих школах и самоучителях игры на аккордеоне. В частности, А. Мирек рекомендует на начальном этапе обучения (1—2 классы) один вариант посадки, а для последующего периода обучения (старшие классы, училище), когда требуется "большая устойчивость" и в зависимости от "индивидуальной приспособляемости ученика", посадка может изменяться.
Посадка аккордеониста формируется на начальном этапе обучения и контролируется педагогом в процессе всего периода обучения. Правильная посадка аккордеониста основывается на логике рациональной организации процесса игры на инструменте. Следует обязательно учитывать физические данные ученика, размеры, вес и качество аккордеона, поэтому правильный подбор инструмента является одним из главных факторов его успешного обучения.
Ученику следует заниматься на жестком стуле, сидеть на его передней половине. Необходимо иметь основные точки опоры — на стул и на пол. Инструмент должен устойчиво стоять на бедре левой ноги, параллельно корпусу, гриф — упирается в бедро правой ноги. Ремни тщательно подгоняются педагогом соответственно телосложению ребенка. Следует обратить внимание на длину ремня левого полукорпуса: рука должна свободно перемещаться вдоль клавиатуры.
Естественного положения правой руки, кисти можно достичь, опустив в свободном падении руку вдоль туловища. Далее, согнув руку в локте, перенести это положение на клавиатуру. У современного аккордеона клавиатура совершенна. Пальцы правой руки следует удобно расположить под звуками ми, фа-диез, соль-диез, ля-диез, до (е, fis, gis, ais, с). "Эти пять нот — содержание первого урока фортепианной игры Шопена" — пишет по этом поводу Г. Нейгауз. Левая рука имеет свои особенности в постановке. При всем многообразии положений левой руки на клавиатуре, обращают на себя внимание три основные позиции, впервые описанные Ю. Акимовым и И. Гвоздевым в "Прогрессивной школе игры на баяне".
Кисть не проваливается, не поднимается, не провисает – она как бы продолжает предплечье. Плечи опущены, у исполнителя должно быть ощущение легкости в игровом aппарате. Но нужно помнить, что максимальной свободы добиться нельзя, так как некоторые усилия мы затрачиваем на удержание рук у клавиатур, при игре — на сжим, разжим. Посадка и постановка не должны быть статичны, данное описание дает лишь исходное положение рук, корпуса. Положение корпуса и постановку рук исполнителю не следует понимать как нечто застывшее и неизменное. Главным объективным фактором, определяющим постановку, является характер исполняемой музыки.
Звукоизвлечение и штрихи
Для образования звука на аккордеоне необходимо привести в действие клавиши и мех. Этим действиям сопутствует целая система: палец — клавиша — рычаг — клапан — воздух — резонатор — планка — язычок — звук. Сложность процесса эвукоизвлечения влияет на формирование навыков звукоизвлечения, приемов достижения нужного звучания.
Разное качество звучания на аккордеоне можно получить различными способами прикосновения пальца к клавише (туше) и разными способами ведения меха.
К основным приемам туше на аккордеоне относят нажим, толчок и удар. Наиболее типичные способы ведения меха: ровное; с ускорением или в замедленном движении; рывок меха и частая смена направлений его движения (тремоло мехом). Взаимодействие приемов туше и способов ведения меха дает возможность получать множество разнохарактерных звучаний. Приемы используются для достижения выразительной, красочной игры: прием нажима клавиши, как правило, используется для мягкой атаки звука при штрихе легато, когда звуки плавно переходят один в другой; приемом толчка клавиши можно получать более определенное, подчеркнутое звучание штрихом нон легато (а также портаменто, маркато), когда палец быстро погружается в клавишу до упора, а затем так же быстро отталкивается от нее; приемом удара, как одним пальцем, так и с помощью кисти руки, достигать более острого звучания при штрихе стаккато.
Аккордеонисту необходимо овладеть способами окончания звука.
В процессе обучения ученик осваивает основные штрихи: легато, нон легато, стаккато. Аккордеонисту следует освоить также разновидности основных штрихов, таких как легатиссимо, стаккатиссимо, портаменто, деташе и другие, в зависимости конкретных художественных требований изучаемых произведений.
Работа над качеством звука, над различными приемами звукоизвлечения, штрихами необходима не только для достижения художественных результатов исполнения музыкальных произведений. Она важна и для развития музыкального слуха, чтобы сделать его более тонким, чутким и совершенным.
|