Авторская образовательная программа "История хореографического искусства" пояснительная записка курс




Скачать 116.49 Kb.
НазваниеАвторская образовательная программа "История хореографического искусства" пояснительная записка курс
Дата публикации27.09.2014
Размер116.49 Kb.
ТипОбразовательная программа
literature-edu.ru > История > Образовательная программа
Авторская образовательная программа "История хореографического искусства"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс “История хореографического искусства” рассматривает формирование, преемственность и закономерности развития основных этапов зарубежной и отечественной хореографии; творческую деятельность великих балетмейстеров, композиторов, танцовщиков; произведения классической, народной, бытовой и современной хореографии.

Данная авторская программа предназначена для хореографических школ и хореографических отделений детских школ искусств. Программа рассчитана на 3 года обучения (3-5 классы).Возраст учащихся 9-14 лет. Форма занятий групповая, занятия проводятся один раз в неделю, продолжительность урока 45 минут. Объем всего курса составляет 102 часа, количество учебных недель – 34.

Варианты программы могут быть использованы не только на ступени дополнительного образования, но и в средних специальных учебных заведениях.

Цель курса:

  • сформировать у учащихся целостное представление об исторических особенностях развития зарубежной и отечественной хореографии.

Задачи курса:

  • дать знания по предмету;

  • погрузить учащихся в атмосферу изучаемой эпохи, ознакомив с художественными стилями, хореографией, музыкой, костюмом, архитектурой;

  • провести параллель между изучаемым теоретическим материалом и практическим на уроках по классическому, народно-сценическому, историко-бытовому и современному танцам;

  • развить активное самостоятельное мышление учащихся;

  • активизировать познавательный интерес учащихся к искусству в целом;

  • воспитать художественный вкус на примере выдающихся произведений хореографии, музыки и других видов искусств.

Материал выстроен в хронологическом порядке: от древности по XX век включительно. Темы сгруппированы в разделы. Весь учебный материал систематизирован по определенным принципам:

  • опора на исторические факты (каждую изучаемую эпоху следует связывать с общей характеристикой исторического периода);

тематика прослеживается от западного искусства к отечественному (наряду со специфическими особенностями отмечается общность культур, их взаимовлияние);

  • три последних десятилетия XX– начало XXI веков предлагается изучать в форме бесед с элементами дискуссии;

особенностью программы является принцип разносторонних межпредметных связей, т.е. опора на историю, литературу, мировую художественную культуру, историю искусств, музыкальную литературу, хореографические дисциплины.

Программа состоит из двух частей и включает девять разделов.

Первый год обучения – I часть – История зарубежной хореографии

Раздел 1. Танцевальное искусство от древности до XIX века – открывается вводным уроком “Хореография как вид искусства”. Он знакомит учащихся с предметом и основными понятиями курса: хореография, танец, балет, балетмейстер, балетный спектакль и т.д.

Раздел охватывает длительный по времени период, включающий первобытные пляски, зарождение традиций бальной хореографии, возникновение ранних форм профессионального танца и определение балетного искусства как самостоятельного вида театральных представлений.

Раздел 2. Танцевальное искусство XIX века – посвящен изучению одного столетия, ставшего этапным между рождением балета и его кризисом. Предлагается взглянуть с разных ракурсов на сложную и противоречивую эпоху: возникновение коренных изменений в бальной хореографии и музыке, расцвет романтического балета и появление развлекательных спектаклей.

Тема “Танцевальное искусство глазами художников” подчеркивает необычное взаимодействие хореографии и живописи, влияние танца на восприятие, вдохновение, виденье художников разных направлений рубежа XIX-XX веков.

Раздел 3. Танцевальное искусство XX века – отражает перемены, произошедшие в хореографии многих стран; рассказывает о нововведениях, повлиявших на эстетику танцевального искусства.

Центральное место занимает материал о творчестве Айседоры Дункан и развитии танца модерн.

Раздел завершается изучением музыкальной и танцевальной культуры середины и второй половины XX века.

Второй год обучения – II часть – История отечественной хореографии.

Раздел 4. Танцевальное искусство от истоков до XIX века – формирует у учащихся представление о самобытности национальных традиций танца. Отмечает главные составляющие развития русской профессиональной хореографии – влияние западноевропейского балетного искусства и народной танцевальной культуры. Рассматривает влияние крепостного балета на формирование театральных представлений. В разделе также отмечается создание балетных школ Москвы и Петербурга.

Заключительная тема характеризует все преобразования в области хореографии на рубеже XVIII-XIX веков. Данная тема помогает обобщить и проанализировать изученный материал, а также является вводной для программы следующего раздела.

Раздел 5. Русский балетный театр первой половины XIX века – посвящен изучению прогрессивных явлений начала XIX века, связанных с самоопределением балетного искусства России.

В содержании отражена творческая судьба первых балетмейстеров, стоявших у колыбели русского балета. В раздел включены биографические уроки, связанные с жизнью и творчеством И.Вальберха и Ш.Дидло.

Тема “Пушкинский бал” продолжает изучение бальной хореографии. Особое внимание уделяется влиянию музыки и хореографии Западной Европы на салонную культуру России.

Учащиеся знакомятся не только с танцевальным искусством, но и с богатым музыкальным наследием (П.Чайковский, М.Глинка, А.Алябьев, А.Грибоедов, Б.Сметана).

Раздел 6. Балетный театр второй половины XIX века – возникновение симфонического балета.

Раздел охватывает период расцвета отечественной хореографии, включая сотрудничество хореографов с композиторами-симфонистами. Серии уроков посвящены произведениям М.Глинки и П.Чайковского.

Последняя тема года рассматривает творчество балетмейстера Мариуса Петипа, который ознаменовал своей деятельностью целую эпоху в развитии русского хореографического искусства и повлиял на развитие европейской хореографии.

Уделяется внимание творческому сотрудничеству М.Петипа с композиторами А.Глазуновым, ставшим непосредственным продолжателем традиций балетной музыки П.Чайковского.

Третий год обучения

Раздел 7. Реформаторы балетной сцены XХ века – освещает положение балета, выявляют творческие противоречия, возникшие внутри балетного театра. Характеризует работу балетмейстеров-новаторов А.Горского, М.Фокина, В.Нижинского, К.Голейзовского, Р.Захарова, стремящихся к воплощению на балетной сцене эстетических принципов нового столетия (объединения классического и пластического танца, жанровое многообразие, обращение к произведениям литературы, “драмбалет”).

Подробно рассматривается уникальное явление отечественной культуры “Русские сезоны” С.Дягилева, благодаря которым произошел новый расцвет русского балета и его победное шествие по всему миру.

Раздел 8. Исполнительское мастерство – своеобразная история русского балета XX века в лицах. В разделе описывается жизнь и творчество блистательных балерин и танцовщиков. Выбор был остановлен на тех, кто внес наиболее значительный вклад в развитие хореографического искусства России XX века. Программой предусмотрено знакомство с творчеством композиторов С.Прокофьева, А.Хачатуряна, Р.Щедрина и подробное рассмотрение балетов “Ромео и Джульетта”, “Золушка”, “Спартак”, “Кармен-сюита”.

При изучении тем раздела рекомендуется:

  • данные музыкальные произведения рассмотреть во взаимосвязи с темами, посвященными исполнительскому мастерству;

  • на примере перечисленных спектаклей показать контрастность тем, сюжетов и образов, а также подходы к их решению;

  • отметить характерные особенности музыкальной культуры XX века.

Раздел 9. Многообразие танцевальных форм – является заключительным и обобщающим.

Темы раздела перекликаются с вводным уроком курса “Хореография как вид искусства”. В соответствии с ним в разделе, помимо классического танца, представлены народно-сценический и современный бальный танцы.

Беседу о хореографическом искусстве второй половины XX – начале XXIв.в. рекомендуется строить с опорой на журнальные и газетные публикации (“Балет”, “Музыкальная жизнь”, “Культура” и др. издания). В материал третьего года обучения включено большое количество музыкальных примеров, что позволит учащимся познакомиться с произведениями многих известных композиторов: А.Бородина, К.Вебера, К.Дебюсси, И.Стравинского, Р.Шумана, С.Василенко, Н.Римского-Корсакова, К.Сен-Санса, Б.Асафьева, А.Глазунова, А.Аренского, Ф.Шопена и др.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения истории хореографического искусства учащиеся должны

Знать и понимать:

  • теорию и историю хореографии;

  • периодизацию зарубежного и отечественного хореографического искусства;

  • основные стили и направления в искусстве;

  • роль хореографии в жизни людей и в своей собственной жизни;

  • виды хореографии и её выразительные средства;

  • имена и основные произведения выдающихся русских и зарубежных балетмейстеров, танцовщиков, композиторов.

Уметь:

  • различать характерные черты различных музыкальных произведений (современная или старинная, народная или композиторская музыка);

  • сравнивать наиболее яркие художественные стили;

  • владеть понятийным аппаратом курса;

  • приводить примеры общезначимых культурных ценностей от древнейших времён до наших дней;

  • соотносить конкретный пример хореографического искусства с определённой эпохой, стилем, направлением, национальной школой, автором;

  • владеть навыками поиска информации в области хореографического искусства из различных источников (словари, энциклопедии, книги по искусству, сеть Интернет и др.);

  • описывать и анализировать знакомые произведения искусства и выражать своё отношение к ним (устно и письменно).

Формы контроля успеваемости и подведения итогов

Помимо часов, отведенных на изучение тем раздела в каждой четверти, предусмотрены часы для осуществления промежуточного и итогового контроля.

Разновидностями промежуточного контроля является поурочный контроль, а также тематический контроль, охватывающий содержание ряда уроков.

По окончании четверти проводится контрольный урок с использованием разнообразных форм и методов проверки знаний материала четверти. Экзаменов по данному предмету нет.

Основными формами контроля являются:

  • тесты;

  • музыкальные викторины;

  • устные опросы;

  • тематические кроссворды (возможно, составленные учащимися);

  • угадайки с использованием иллюстраций;

  • рефераты.

Виды тестов:

а) выбрать правильный вариант ответа из нескольких предложенных;
б) дать письменное пояснение к термину или понятию. Возможны игры-тесты: по переводу определить термин или наоборот, дать точный перевод термина (материал из словаря).


Музыкальные викторины тоже могут быть с различными заданиями:

а) назвать конкретное произведение;
б) определить стилевое направление;
в) назвать автора.


Создание презентаций и защита проектов(для старших учащихся).

Для проекта, используемого как итоговое занятие, могут быть предложены темы, завершающие изучение определённого раздела программы и представленные как итог работы по разделу или же по всему курсу.

Варианты устного контроля:

а) индивидуальные и фронтальные опросы;
б) ответы на вопросы с последующей письменной работой, когда ключевые формулировки и термины заносятся в словарь.


Для проверки прочности знаний учащихся, их умения ориентироваться в полученной информации, рекомендуется использовать письменные работы с различными заданиями, построенными на материале словаря.

Например, выбрать из словаря названия стилей искусства и расположить их в хронологическом порядке, выбрать названия музыкальных инструментов, имена русских композиторов XX века и т.п.

Реферат:

наиболее сложная форма письменной работы, сочетающая в себе план и конспект. Выбор такой формы свидетельствует о знании литературы по конкретной теме, о собственном мнении ученика, о навыках анализа и обобщения изученного материала, умении правильно оформить работу. Реферат может быть посвящен узкой теме или оформляться как зачетная работа по всему курсу истории хореографического искусства – на усмотрение преподавателя.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

В программе представлено максимальное количество материала, который может быть качественно усвоен за данный период обучении.

Содержание включает примеры понятий, иллюстраций, музыкальных и литературных произведений. Преподаватель по своему усмотрению может внести некоторые изменения. Например, привлечь другие имена в раздел “Исполнительское мастерство” или использовать музыкальные примеры и наглядный материал в соответствии со своими творческими наклонностями и вкусами. Главным требованием является художественная ценность представленных произведений.

Программа предполагает использование разнообразных форм работы: рассказ и беседа с привлечением иллюстративно-наглядного материала (рисунки, репродукции, фотографии), просмотр видеокассет и DVD, слушание аудиозаписей, дискуссия. Дополнительной формой работы является посещение балетных спектаклей, танцевальных фестивалей, конкурсов, различных выставок и т.д. с последующим анализом в форме беседы или творческой письменной работы (творческого сочинения).

При рассмотрении тем, посвященных танцевальному искусству разных эпох, рекомендуется использовать репродукции подлинных произведений искусства изучаемого периода (особенно при знакомстве с костюмом).

Характеристика музыкальных произведений (балетов) должна обязательно включать сведения о композиторе, истории создания, знакомство с содержанием, разбор музыкальной и хореографической структуры произведения в тесном единстве.

При изучении каждого пласта культуры следует знакомить учащихся с исторической обстановкой. Возможно проведение интегрированных уроков с привлечением материала, изучаемого на хореографических дисциплинах. Например: урок по истории хореографического искусства и историко-бытовому танцу на тему “Пушкинский бал” и т.п.

Большую роль в запоминании полученных знаний играет составление учащимися словаря и заполнение составленных преподавателем синхронистических таблиц. Словарь ведется со второго урока и в него заносятся новые термины, понятия курса, имена выдающихся представителей эпохи: балетмейстеров, танцовщиков, композиторов. С этой же целью следует привлекать учащихся к другим видам творческой деятельности. Это может быть рисование на тему “История костюма”, рисование под впечатлением от изученного материала или на тему “Ваше представление о …” (готической архитектуре, танце Индии, танцах эпохи средневековья, романтическом балете и пр.). Основной вид домашних заданий по истории хореографического искусства – работа со словарем и записями в тетрадях. Исходя из этого, преподавателю следует давать под запись достаточное количество материала, чтобы сформировать у учащихся целостное представление об изучаемой теме. При этом необходимо рационально распределять на занятии письменную работу, рассказ, беседу и другие виды деятельности.

В 5 классе дополнительной формой обучения является домашняя учебная работа, направленная на формирование умений самостоятельного выполнения задания, развитие самостоятельного мышления.

Например: подготовить сообщение или написать реферат о жизни и творчестве балетмейстеров или танцовщиков, не вошедших в тематический план, но сделавших свой вклад в развитие хореографического искусства (Н.Бессмертнова, Ю.Дудинская, Л.Лавровский, М.Семёнова и др.).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Авторская образовательная программа \"История хореографического искусства\" пояснительная записка курс iconРабочая программа по истории России, 8 класс Пояснительная записка...
«История России с древнейших времён до конца XVIII века». Программа курса и тематическое планирование рассчитаны на преподавание...

Авторская образовательная программа \"История хореографического искусства\" пояснительная записка курс iconРабочая программа по курсу «история» 7 класс
Программы для общеобразовательных учреждений. «История» (5-9 кл.). М., «Просвещение», 2001г. Курс «Новая история 1500-1800 гг.»;...

Авторская образовательная программа \"История хореографического искусства\" пояснительная записка курс iconПояснительная записка Направленность дополнительной образовательной...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр эстетического воспитания и образования...

Авторская образовательная программа \"История хореографического искусства\" пояснительная записка курс iconПояснительная записка Курс «Литература рк»
Курс «Литература рк» ориентирован на продолжение приобщения обучающихся к истокам коми культуры, т е формирование этнокультурных...

Авторская образовательная программа \"История хореографического искусства\" пояснительная записка курс iconОбразовательная программа оу 2013 информационно-концептуальный модуль...
Образовательная программа (далее Программа) муниципального бюджетного образовательного учреждения городского округа «город Дербент»...

Авторская образовательная программа \"История хореографического искусства\" пояснительная записка курс iconПояснительная записка
Данная программа ориентирована на завершённый четырёхлетний курс лицейского образования и на использование технологии многоаспектного...

Авторская образовательная программа \"История хореографического искусства\" пояснительная записка курс iconПояснительная записка к образовательной программе школы нормативно правовая база
Образовательная программа начального общего образования. I уровень обучения (4 классы)

Авторская образовательная программа \"История хореографического искусства\" пояснительная записка курс iconПояснительная записка Данная дополнительная образовательная программа...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Авторская образовательная программа \"История хореографического искусства\" пояснительная записка курс iconПояснительная записка рабочая программа курса «История России.»
Рабочая программа курса «История России.» составлена на основе Федеральной примерной программы Основного общего образования по истории...

Авторская образовательная программа \"История хореографического искусства\" пояснительная записка курс iconАгаркова Н. Г, Агарков Ю. А. Азбука. 1 класс: Учебник. Под ред. М. Л. Каленчук
Программа(государственная, авторская, год издания, авторская – где и кем утверждена)

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции