Литература по проблеме общения приложение




НазваниеЛитература по проблеме общения приложение
страница1/15
Дата публикации22.06.2014
Размер2.34 Mb.
ТипЛитература
literature-edu.ru > География > Литература
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


65 – 049


С
М452 (17) - 74
Книга «О природе человеческого общения» – первая из книг Владимира Соковнина, вышедшая в 1974 году и представлявшая собой монографию для защиты докторской диссертации. В ней отражено одно из первых в стране системных философско-психологических исследований природы человеческого общения.
Два издания книги давно разошлись. В настоящее время автор готовит 3-е исправленное и дополненное издание. В тоже время интерес к книге еще достаточно велик и потому автор разместил ее в электронной библиотеке koob.ru для свободного скачивания. Кроме того он включил в книгу главу «Общение под знаком фасцинации» из книги «ФАСЦИНОЛОГ, Штрихи к профессии третьего тысячелетия», также доступной для скачивания.
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ……………………………………………………. 3

Глава I. ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ

Общение как коммуникация ……………………………... 8

Общение и знак …………………………………………….. 14

Общение как взаимопонимание ………………………… 26

Общение как взаимовлияние ……………………………. 48

Общение как деятельность ………………...……….……… 63

Общение как отношение ………………………………….. 65

Отношения общения

в структуре социальных отношений …………………….. 70

Глава II ПРОБЛЕМЫ НОРМАТИВНОГО ОБЩЕНИЯ.

Социальные нормы и общение ………….……………... 85

Социальные детерминанты

нормативного общения …………………..……………. 96

Нормативное документированное общение ……….… 107

Влияние нормативности на

внутреннее общение и на знаковые средства ………… 110

Интердиктивное общение …………………………….. 117

3 а к л ю ч е н и е ………………………………………… 135

Литература по проблеме общения ………………………. 139
Приложение. Общение под знаком фасцинации ……….…148–176
МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КИРГИЗСКОЙ ССР

КИРГИЗСКИЙ ЖЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧСКИЙ ИНСТИТУТ

им. В. В. МАЯКОВСКОГО


О ПРИРОДЕ
ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО


ОБЩЕНИЯ


(ОПЫТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА)
Издание второе,

исправленное и дополненное


ИЗДАТЕЛЬСТВО «МЕКТЕП»

ФРУНЗЕ 1974

ВВЕДЕНИЕ

Проблема человеческого общения волновала умы мыслителей издавна. Мало кто из философов прошлого не касался ее в своих трудах. Однако лишь в послед­нее время общение людей стало предметом всесторон­него научного исследования. Это связано прежде всего с факторами идеологической борьбы, обострение которой на современном этапе развития общества неоднократно подчеркивалось в решениях съездов КПСС и документах Международных Совещаний коммунистических и рабо­чих партий. Потребность в знании и овладении опти­мальными способами идеологического влияния на умы людей настоятельно выдвигает необходимость глубокого научного анализа закономерностей человеческого об­щения.

Немаловажной причиной акцентации внимания на процессах общения является также повышенный интерес человечества к тайнам духовной жизни личности и обще­ства и те существенные объективные изменения в техни­ческих средствах общения, которые вызвала современная научно-техническая революция.

Буржуазные идеологи особое внимание уделяют ис­следованию прикладных вопросов общения и прежде всего влияния на сознание человека средств массовой информации. Маклюэнизм, как практическая разработка методов оптимального воздействия на психологию лю­дей в сфере применения технических средств массового общения, деидеологической обработки масс или, напро­тив, воспитания политически ортодоксально мыслящего обывателя, взят на вооружение многими буржуазными радио- и телевизионными компаниями. Конечно, все это не случайно. Средства массовой информации приобрели первостепенное значение именно благодаря способности служить в качестве средства глобального «оболванивания» трудящихся капиталистического мира и орудия идеологических диверсий.

Знание действия механизмов массового общения, бе­зусловно, необходимо социалистическому обществу как для противоборства буржуазной идеологии, так и для лучшей пропаганды коммунистических идей. Однако при этом не следует забывать, что массовая коммуника­ция является только частью общения (частью очень важной, но не единственно важной) и решение ее про­блем во многом зависит от разработки общей теории со­циальной коммуникации. Исследование особенностей знакового поведения людей, речевой деятельности, нор­мативного общения, этнического своеобразия коммуни­кативных систем, социально-психологических механиз­мов общения и т. д. совершенно необходимо для глубо­кого понимания закономерностей всего общения, в.том числе и массового.

Решение проблемы общения имеет важное значение для разработки многих вопросов в теории пропаганды, науке организации и управления, педагогике и т. д. Так, педагогический процесс имеет почти исключительно ком­муникативную природу. Значительная, если не большая, часть педагогических воздействий на учащихся реали­зуется в групповых коммуникативных ситуациях. Потребность в общении формируется в детские годы, и только правильно организованная внутришкольная ком­муникация педагогов и учащихся может привести к удовлетворительному её развитию. С изучением законо­мерностей общения связано решение многих теоретиче­ских и прикладных проблем в социологии, социальной психологии, психолингвистике, этнолингвистике, этно­психологии, теории информации и других науках.

Исследование общения имеет в нашей стране еще небольшую традицию. Правда, попытки выделения фе­номена общения в качестве предмета научного анализа восходят, пожалуй, к первым десятилетиям нашего века. Здесь выделяются работы И. А. Бодуэна де Куртенэ, В. М. Бехтерева, Л. П. Якубинского, Л. С. Выгот­ского. Каждый из них касался каких-либо аспектов об­щения в связи со своими специальными научными интересами. Бодуэн в своих исследованиях языка пришел к необходимости его изучения в единстве с про­цессами общения. Он критиковал языковедов за то, что они рассматривают язык, «отвлекаясь от социального общения людей»1. В. М. Бехтерев при анализе коллек­тивной психологии (рефлексологии) не мог не касаться социально-психологических сторон общения и оставил в этой области немало ценных наблюдений и гипотез2. Л. П. Якубинский положил начало изучению специфиче­ски коммуникативных форм речи 3. По верному замеча­нию А. А. Леонтьева, в статье Л. П. Якубинского «О диа­логической речи» выражено стремление «нащупать» реа­лизацию речи как отражения форм социального обще­ния 4. Л. С. Выготского интересовали вопросы психоло­гии речи и воздействия речевого знака на социальное поведение человека 5. Его взгляды на процесс социаль­ной актуализации языка, выделение особой речемыслительной деятельности, его теория «сигнификации» в настоящее время широко обсуждаются в психологии и психолингвистике.

Мы не ставим перед собой задачу дать исторический обзор исследования проблемы общения. Такой обзор должен стать, очевидно, содержанием специальной ра­боты. Хочется лишь отметить, что интерес к проблеме человеческого общения вновь и с большей силой возрос в шестидесятые годы. Работа А. А. Бодалева «Восприя­тие человека человеком»6, изданная в 1965 году, яви­лась началом психологических исследований невербаль­ных коммуникативных контактов между людьми. Инте­рес к проблеме общения был вызван, наряду с прочим, бурным развитием социальной психологии и психолинг­вистики, наук, в которых общение людей является од­ним из важнейших объектов исследования. Именно это
1 И. А. Бодуэн де Куртенэ. Избранные труды по общему
языкознанию, т. 2, М., 1963, стр. 206.

2 См.: В. М. Бехтерев. Коллективная рефлексология. М., 1924.

3 См.: Л. Якубинский. О диалогической речи.— «Русская
речь». Пг., 1923; см. также: Л. П. Якубинский. Программа кур­са лекций «Эволюция речи».— «Записки института живого слова, 1». Пг., 1919.

4 А. А. Л е о н т ь е в. Психолингвистика. Л., «Наука», 1967, стр. 87. .

5 См.: Л. С. Выготский. Мышление и речь. В его кн. Из­
бранные психологические исследования. М., изд-во АПН РСФСР,

1 1.S56; он же. Развитие высших психических функций. М., 1960, стр. 109, 111; 121, 160 и др.

в А. А. Б о д а л е в. Восприятие человека человеком. Изд-во ЛГУ, 1965.

обстоятельство, как нам кажется, позволило Е. С. Кузь­мину высказать мысль, что «острая необходимость в социальной психологии как науке и возникает из необ­ходимости изучения непосредственных, психологических способов, форм и средств общения между людьми»1.

Возросший интерес к проблеме общения со стороны специальных наук привел к необходимости философско­го осмысления феномена общения. Иначе и не могло быть, так как общение относится к ряду универсальных явлений общественной жизни и охватывает множество ее сторон, начиная от языковых и кончая нравственны­ми и политическими. Возникла необходимость в разра­ботке категориального аппарата зарождающейся теории общения.

Именно в шестидесятые годы, главным образом во второй их половине, появились работы, в которых так или иначе ставились философские вопросы теории об­щения и предпринималась попытка их марксистского решения2.

В последние годы успешно завершен ряд диссерта­ционных исследований по проблеме общения: В. М. Соковнин (1968), В. Ф. Лобас (1969), Е. Д. Жарков (1970), М. А. Жукова (1970), Б. Ю. Юферов (1970), Б. А. Ро­дионов (1971), Т. Д. Каракеев (1971), О. А. Уварова (1972), В. П. Реш (1972), Р. О. Рыкун (1973) и др.3.

В 1971 году вышла первая в стране книга, в которой философии общения отведено значительное место. Это книга Б. Д. Парыгина «Основы социально-психологи­ческой теории»4. В ней автором выделены важные фило­софские аспекты проблемы общения и предпринята


1 Е. С. Кузьмин. Основы социальной психологии. Изд- ЛГУ, 1967, стр. 13.

2 См.: Б. Д. Парыгин. Социальная психология как наука. Изд-во ЛГУ, 1965, стр, 83, 135–139; Б. Ф. Поршнев Социальная психология и история. М., 1966; А. А. Леонтьев. Слово в речевой деятельности. М., 1965; Он же. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1969; А. А. Б рудный. Язык, сознание и общение.– «Проблемы сознания (материалы симпозиума)». М., 1966; В. М. С ок о в н и н. Общение и его средства.– «Сознание и общение». Фрунзе, 1968; Он же. Человеческое общение и идеология.– «Идеология и общественная психология». Фрунзе, 1968.

3 См. прилагаемую к книге библиографию.

4. Б. Д. П а р ы г и н. Основы социально-психологической теории.

М., «Мысль», 1971

успешная попытка их анализа с позиций марксистской теории.

Внимание к проблеме общения и необходимость координации исследований вылились в организацию не­скольких симпозиумов и семинаров по общению. Можно выделить два Всесоюзных симпозиума в Ленинграде (1970 и 1973 гг.), симпозиум в г. Алма-Ате (1973 г.), семинар в Москве (1973)'. Философским вопросам теории общения на них было уделено значительное внимание.

Очевидно, в настоящее время можно говорить не только о потребности в философско-эвристическом под­ходе к проблеме общения, но и о создании теории со­циального общения, в которой философская часть была бы не только необходимой, но и одной из важнейших.

Данная работа не претендует на охват большого круга философских проблем теории общения. В ней предпринята попытка дать обобщенное представление о процессе социального общения в целом, а также о таких его сторонах и особенностях, которые еще не на­шли достаточного освещения в марксистской литерату­ре.




1 См.: Социально-психологические и лингвистические характе­ристики форм общения и развития контактов между людьми (тези­сы). Л., 1970; Общение как предмет теоретических и прикладных исследований (тезисы). Л., 1973; Мышление и общение (материалы Всесоюзного симпозиума). Алма-Ата, 1973. См. также информацию о симпозиуме в Ленинграде: «Вопросы психологии», № 4, 1973, о симпозиуме в Алма-Ате: «Вопросы психологии», № 6, 1973; Мате­риалы научного семинара «Семиотика средств массовой коммуника­ции», в двух частях. Изд-во МГУ, 1973.

Глава I

ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ

Общение как коммуникация
Чаще всего общение людей определяется как обмен мыслями, чувствами, переживаниями'. И это справедливо, так как в процессе реального общения люди имеют целью побудить друг друга к совершению тех или иных поступков, что с необходимостью связано с направленным выражением и передачей мыслей и чувств.

В последнее время в связи с развитием кибернетики и теории информации общение стали определять также как процесс передачи информации, как обмен информа­цией 2. В самом деле, любая сообщаемая мысль содер­жит в себе информацию о чем-либо (в том числе о внутренних чувствах и переживаниях).

Г. Гибш и М. Форверг считают, что определения об­щения как обмена мыслями или информацией ведут к неоправданному сужению проблемы общения. По их мнению, понятие человеческого общения шире и не тож­дественно обмену информацией3. Хотя Г. Гибш и М. Форверг безусловно правы, все-таки бесспорно и то, что обмен мыслями, чувствами, переживаниями (инфор­мацией о них) является содержательным признаком общения. Мысль Н. Винера о том, что «всякий организм скрепляется наличием средств приобретения, использо­вания, хранения и передачи информации»4, сейчас широ-

1 См.: Л. С. Выготский. Избранные психологические исследования. М., 1956, стр. 51; С. Л. Рубинштейн. Принципы и пути развития психики. М., 1959, стр. ПО.

2 Л. О. Резников. Гносеологические вопросы семиотики. ЛГУ, 1964, стр. 143; К. Ч е р р и. Человек и информация М., 1972.

3 Г. Г.и б ш и М. Ф о р в е р г. Введение в марксистскую социальную психологию. М., 1972, стр. 243.

4 Н. В и н е р. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине. М., «Советское радио», 1958, стр. 234.

ко принята. Для сложных «организмов», точнее — для сложных самоорганизующихся систем, в том числе для общества, информационная связь абсолютно необходима и, по мнению Б. С. Украинцева, является важнейшим принципом их функционирования1. Этот принцип выте­кает из природы существования системы как множест­ва разнообразных элементов, связанных в целостность и взаимодействующих в пределах целостности2. Чтобы это разнообразие элементов образовало жизнестойкую систему, необходимы средства, связывающие их в един­ство и упорядочивающие их поведение. Информацион­ная связь и является одним из важнейших средств со­единения элементов в систему, функционирования эле­ментов и системы в целом.

Человеческие отношения, этот основной вид взаимо­связи элементов социальной системы, абсолютно невоз­можны без информации и ее направленной передачи. Направленное выражение мысли, ее передача и восприятие (перевод коммуникантом на язык собственных мыс­лей, понимание) являются необходимыми элементами человеческих отношений, а их совокупность образует информационную структуру социального общения.

Процесс передачи мыслей в общении людей можно рассматривать как любой информационный процесс в ки­бернетических системах. Именно поэтому достижения теории информации могут с успехом применяться при анализе общения3, а само оно стало рассматриваться как специфическая социальная форма информационной свя­зи. Сходство процесса обмена мыслями и любой направ­ленной передачи информации привело к тому, что тер­мин «коммуникация» стал употребляться как синоним термина «общение». Понятие коммуникации определяет­ся в кибернетике как «обмен информацией между слож­ными динамическими системами или их частями, кото­рые в состоянии принимать информацию, накапливать ее, преобразовывать и т. д.»4. Исходя из такого понима-

1 Б.. С. Украинцев. Самоуправляемые системы и причин­ность. М., 1972, стр. 47–52.

2 Б. С. У к р а и н ц е в. Указ, работа, стр. 43.

3 А. Д. Урсул. Информация. Методологические аспекты.
1971, стр. 184.

4 А. Д. Урсул. Указ. работа, стр. 186.

ния коммуникации, передачу мыслей, общение людей можно называть социальной коммуникацией.

Действительно, акт общения включает те же компо­ненты, которые являются обязательными для любой коммуникации1: источник информации, создающий сооб­щения (человек, социальная группа); передатчик (мозг, речевые органы), преобразующий, кодирующий сообще­ние в сигналы (знаки речи, жесты, мимика), пригодные для передачи; канал связи2, способный проводить дан­ные сигналы; приемник, воспринимающий сигналы и вос­производящий, декодирующий принятое сообщение (ор­ганы восприятия, мозг); адресат или получатель инфор­мации (человек). Рассматриваемое со стороны инфор­мационных процессов человеческое общение формально ничем не отличается от других способов передачи сооб­щений, и поэтому схемы информационных передач вообще и человеческой коммуникации, приводимые в ра­ботах по теории связи и теории информации, принципи­ально сходны. Можно сравнить некоторые из таких схем, чтобы убедиться в этом.
Схема Р. Шералиевой3




1 См.: К. Штейнбух. Автомат и человек. М., «Советское ра­дио», 1967, стр. 50, 116; И. 3 е м а н. Познание и информация. Гно­сеологические проблемы кибернетики. М., «Прогресс» 1966, стр. 85–87.

2 Под каналом связи принято понимать физическую среду, про­водящую сигналы и связывающую передатчик и приёмник. См.:
Г. Г лисо н. Введение в дескриптивную лингвистику. М., 1959, стр. 35;

И. 3 е м а и. Указ. работа, стр. 85–87.

3 См.: Р. Шералиева. Информация и коммуникация. В сб. «Философско-психологические проблемы коммуникации». Фрунзе, Изд-во «Илим», 1971, стр. 21.

Схема К. Черри 1

По сути тот же принцип лежит и в основе схемы словесной коммуникации, предложенной Р. Якобсоном 2.

Context

Message.

Addresser…………………………… Addresee
Contakt

Code

Здесь под словом context следует понимать предмет сообщения, message означает само речевое сообщение, передающее информацию, под contakt' подразумева­ются физические каналы и психологические связи, ко­торые позволяют реализовать коммуникацию и с по­мощью которых addresser и addresee (адресант и адре­сат) осуществляют обмен информации. Code - исполь­зуемая обоими коммуникантами система знаковых средств.

Именно сходство перечисленных элементов коммуни­кации в любых ее разновидностях позволяет надеяться на создание общей теории коммуникации. Одним из
1 См.: К. Черри. Указ. работа, стр. 232; ср.: К. Штейнбух. Указ. работа, стр. 50

2. Roman Jacobson. Linguistics and Poetics. – «Style in Language», ed.be Th. A. Sebeok, MIT, 1960.

центральных понятий теории коммуникации, от разра­ботки которого во многом зависит понимание процесса общения, является понятие информации. Информация является одним из важнейших стержневых элементов коммуникации, без которого ее как таковую трудно представить.

Многое для объяснения механизмов социальной ком­муникации дает уже статистическая теория информации, созданная К. Шенноном. Мнение А. Н. Серавина, будто статистическая теория принципиально бессодержательна для объяснения природы социальной коммуникации, представляется чрезмерно скептическим. Уже введение понятия информации, выделение элементов направлен­ной информационной связи, определение количествен­ной меры информации было очень продуктивным, так как выявляло новый, еще не исследованный вид матери­альной связи в сложных организованных системах, в том числе и в человеческом обществе. Среди достижений статистической теории информации и связи можно на­звать также введение понятия пропускной способности канала коммуникации. Было обнаружено, что при любой информационной связи канал связи «обладает опреде­ленной пропускной способностью, т. е. через него можно передать некоторое максимальное количество информа­ции в единицу времени»2. Сверх этого количества канал информацию не принимает, коммуникация либо прекра­щается, либо становится искаженной. Существуют пре­делы приема и переработки информации не только для систем технической связи, но и для организма. Так, че­ловек способен при чтении «пропускать» от 18 до 45 бит/сек., при счете – 12 бит/сек и т. д.3.

Не менее важным для понимания социальных инфор­мационных процессов явилось и понятие избыточности кода и сообщения. Избыточное сообщение надежно, оно реализует коммуникацию. Это такое сообщение, которое содержит элементы необязательные, несущественные для выражения и передачи информации, но повышаю–

1 См.: Л. Н. Серавин. Теория информации с точки зрения биолога. Изд-во ЛГУ, 1973, стр. 6–8, 93 и др.

2 А. Д. У р с у л. Указ. работа, стр. 26.

3 См.: К. Ш т е й н б у х. Указ. работа, стр. 300.

щие надежность, «уверенность», чтo выраженная инфор­мация дойдет до приемника1.

Человеческий язык, как код особого рода, также под­чиняется закону избыточности, и именно избыточность позволяет ему быть надежным средством общения лю­дей. Требование избыточности распространяется, оче­видно, на все элементы и уровни общения. Так, нормы общения (см. подробнее во второй главе) являются вы­ражением избыточности на уровне регуляции коммуни­кативного поведения.

Таким образом, теория информации Шеннона дает немало ценного для анализа социальной коммуникации. Более верной представляется оценка этой теории, дан­ная И. И. Гришкиным, который отмечает, что она ока­зала глубокое влияние на изучение различных, в том числе и неколичественных, аспектов информации и ком­муникации 2.

Однако количественные методы статистической тео­рии информации действительно не могут дать достаточно глубокого представления о качественных аспектах передачи и обмена информацией в обществе. И. И. Гришкин замечает, что «шенноновское понятие информации и его мера количества информации эксплицируют прежде все­го структурно-синтаксический аспект передачи информа­ции в технических системах связи»3. Количественными характеристиками статистической теории трудно, если не невозможно, интерпретировать такие, например, свойства обмена информацией в обществе, как способность «ло­гического отрицания»4, степень ценности информации для того или иного субъекта коммуникации, особенно­сти оценки содержания информации в зависимости от интеллектуального и культурного развития участников коммуникации. Уникальна такая особенность общения людей как хитрость. С позиций количественной меры ин­формации ее навряд ли возможно измерить и объяс­нить. Все эти и многие другие особенности человеческой коммуникации детерминированы ее социальным качест-



1 «Избыточность сообщения – это та часть решений при пере­даче, которая не является носителем действительного содержания сообщения». –

И. З е м а н. Указ. работа, стр. 105.

2 См.: И. И. Гришки н. Понятие информации. М., 1973, стр. 17.

3 Там же.

4 К. Ш т е й н б у х. Указ, работа, стр. 300

вом и включением в нее особой формы отражения дейст­вительности, какой является абстрактное мышление. Сознание и мышление, а также социальные отношения делают человеческую коммуникацию особым видом об­мена информацией, к которому закономерности, откры­тые статистической теорией, приложимы в ограниченной степени и лишь в той мере, в какой социальная комму­никация сходна со всеми возможными формами направленной передачи информации.

Необходимость более глубокого, адекватного позна­ния информации и процессов ее циркуляции привели к созданию в последние годы так называемых семантиче­ской и прагматической теорий информации (Р. Карнап, Д. Маккей, Е. К. Войшвилло, Ю. А. Шрейдер, А. А. Харкевич и др.). В них предметом исследования становится преимущественно качественная сторона информации, оп­ределение ее ценности, способов оценки, изменения в процессе передачи, социальных и психологических усло­вий и механизмов и т. д.1. Эти теории находятся в стадни становления, «в настоящее время предпринимаются лишь первые попытки исследования социальной инфор­мации и, разумеется, проблема определения этого поня­тия еще ожидает своего решения»2. В будущем, очевид­но, станет возможным выражение многих коммуникатив­ных характеристик человека и общества, в том числе интеллекта, особенностей мышления, памяти и т. д. «в из­меряемых параметрах, выработанных на основе теории информации»3.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература по проблеме общения приложение iconТуркменский ковер: выставка одного предмета. К проблеме интерпретации
К проблеме интерпретации древнего тюркского мировоззрения в условиях малых музеев

Литература по проблеме общения приложение iconПрограмма по культуре общения под редакцией И. А. Стернина в 8 классе...
Рабочая программа учебного предмета «Культура общения. 8 класс» составлена на основе Сборника «Культура общения 5-11 классы. Программа....

Литература по проблеме общения приложение iconПояснительная записка Статус документа
Рабочая программа по культуре общения для учащихся 8 «В» класса на 2013-2014 учебный год составлена на основе программы «Культура...

Литература по проблеме общения приложение icon«Памятники г. Нарьян-Мара – участникам и событиям Великой Отечественной...
Разработка экскурсии по теме «Памятники г. Нарьян-Мара – участникам и событиям Великой Отечественной войны» с. 5

Литература по проблеме общения приложение iconУчебный план «Психология делового общения и этикет» Цель: повышение квалификации
Определение понятия «общение», его содержание, цели, виды, стороны и функции. Стили общения

Литература по проблеме общения приложение iconМетодические рекомендации для самостоятельной работы студентов 1...
Ознакомить студентов с понятием об общении, уровнями и видами общения, коммуникативными навыками

Литература по проблеме общения приложение iconДесятилетний юбилей. Перспективы 203 Приложение Заметки об абортах...
Г. И. Брехман. Новый взгляд на неродившегося и новорожденного ребенка. Предисловие научного редактора

Литература по проблеме общения приложение iconРабочая программа по учебному предмету «Речь и культура общения»
Рабочая программа по учебному предмету «Речь и культура общения» предназначена для 7- 8-х классов. Рабочая программа разработана...

Литература по проблеме общения приложение iconРабочая программа по учебному предмету «Речь и культура общения»
Рабочая программа по учебному предмету «Речь и культура общения» предназначена для 9 класса. Рабочая программа разработана на основе...

Литература по проблеме общения приложение iconТолекова Мария Исабаевна Портфолио учителя Отчёт с группа №8 3 -го...
...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции