Аннотация к рабочей программе по речи и культуре общения для 7-8 класса.
Рабочая программа по учебному предмету «Речь и культура общения» предназначена для 7- 8-х классов. Рабочая программа разработана на основе примерной образовательной программы по предмету «Речь и культура общения», разработанной коллективом авторов - ДолининойТ.А., Архаровой Д.И., Дзюба Е.В.
Курс «Речь и культура общения» направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к эффективному речевому взаимодействию:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку, речи и тексту как явлениям культуры, средствам общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
- совершенствование речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих коммуникативный успех в разных сферах и ситуациях общения; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому совершенствованию;
- освоение знаний о коммуникативно-направленной речевой деятельности в различных сферах и ситуациях общения и о технологиях использования речевых действий;
- формирование и развитие умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию, опирающихся на технологии и алгоритмы необходимых действий.
Приоритетные задачи курса «Речь и культура общения» на второй ступени обучения:
1) продолжить работу по снятию психологической и речевой зажатости;
2) выстроить риторическую деятельность по созданию авторского и адресно ориентированного ситуативно уместного текста в соответствии с риторическим каноном (изобретение содержания, расположение и оформление материала, исполнение текста), эту работу сосредоточить на повествовательных и описательно-повествовательных текстах;
3) работать с основными способами развития мысли: индукцией, дедукцией, анализом, синтезом, аналогией, противопоставлением;
4) осваивать основные способы выражения мысли – смысловые модели (топы) как элемент чисто риторических технологий по созданию и восприятию ситуативно уместного повествовательного текста;
5) осваивать основные способы расположения и оформления повествовательного текста с точки зрения автора и его адресата;
6) учиться риторически грамотному исполнению повествовательного текста;
7) осваивать анализ риторических параметров повествовательного и описательно-повествовательного чужого текста, опираться на этот анализ при написании изложения по этому тексту.
Основное назначение рабочей программы учебного предмета «Речь и культура общения » для 7-8-х классов – определение комплекса основных характеристик образования обучающихся - организационно-педагогических условий, объема, содержания, планируемых результатов освоения образовательной программы по учебному предмету.
Рабочая программа по учебному предмету «Речь и культура » для 7-8 х классов разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федерального уровня
Ст. 28 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (принят Государственной Думой 21.12.2012 г., одобрен Советом Федерации 26.12.2012 г.);
Приказа Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Приказа Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2012 г. № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013-2014 учебный год»;
Постановления Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993);
Регионального уровня:
Закона Свердловской области от 15.07.2013 г. № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области»;
Постановления Правительства Свердловской области от 05.09.2008 г. № 935-ПП «О введении системы оплаты труда работников общеобразовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования»;
Письма Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 06.04.2010 г. № 59 «О внесении изменений в образовательные программы, учебные планы образовательных учреждений Свердловской области».
Муниципального уровня:
Приказа управления образования Администрации города Нижний Тагил «О продолжительности учебного года и каникул в образовательных учреждениях города Нижний Тагил в 2013-2014 учебном году».
Образовательного учреждения:
Лицензии на право ведения образовательной деятельности, выданной Министерством общего и профессионального образования Свердловской области (регистрационный № 12970 от 17.03.2011 г.);
Свидетельства о государственной аккредитации, выданного Министерством общего и профессионального образования Свердловской области (регистрационный № 5741 от 10.05.2011 г.);
Устава МБОУ СОШ № 36 (новая редакция 2011 года);
Программы развития МБОУ СОШ № 36;
Основной образовательной программы основного общего образования (5-9 классы);
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык » для 7-8 х классов рассчитана на 17 учебных часов в течение учебного года, на 0,5 недельных учебных часа.
В курсе РиКО большое внимание уделяется основам работы с письменным текстом – приобретению и развитию умений / навыков, необходимых при создании информационно-логических основ этого текста, выборе и реализации композиционного решения текста и в процессе речевого оформления выразительного по форме авторского текста.
Работая над созданием собственного текста, школьники учатся делать текст убедительным и воздействующим на мысли, чувства адресата и уместным в ситуации и сфере общения.
Работая с предложенным текстом в позиции адресата, школьники учатся не только воспринимать и понимать его содержание, но и целостно интерпретировать его, что необходимо а) для создания текста-отклика (рецензия, отзыв), б) для работы с текстовой информацией (написания плана, тезисов, конспекта).
В процессе изучения РиКО используются следующие виды уроков: урок изучения нового материала, урок обобщения и систематизации изученного, урок с разнообразными видами заданий (комбинированный), урок-практикум, урок творчества, урок-игра, урок-презентация работ.
Согласуясь с задачами урока, содержанием учебного материала, материальным обеспечением урока, степенью подготовленности учеников, использую следующие методы и приемы при организации занятий:
объяснительно-иллюстративные (как правило, когда содержание материала сложное);
методы проблемного изучения: проблемное изложение, частично-поисковые методы, исследовательские методы;
методы организации учебно-познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические; аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные; репродуктивные, проблемно-поисковые, методы самостоятельной работы учащихся;
методы стимулирования и мотивации: методы стимулирования интереса к учению; методы стимулирования долга и ответственности (убеждение, предъявление требований, поощрения, порицания);
методы контроля и самоконтроля;
методы самостоятельной познавательной активности: наблюдение, работа с книгой, конструктивные, творческие и др.);
методы программированного обучения (медиапрезентации, составление мини-фильмов).
Реализация рабочей программы учебного предмета «Речь и культура общения » в 7-8-х классах предполагает использование следующего учебно-методического комплекса:
1. Учебно-программное обеспечение:
1. Примерная программа курса «Речи и культура общения» для основного общего образования. V – IX классы. /Сост. Долинина Т.А., Архарова Д.И., Дзюба Е.В. – Екатеринбург, 2007.
2. Учебно-теоретическое обеспечение:
1. Архарова Д.И., Долинина Т.А., Чудинов А.П. Речь и культура общения /Практическая риторика: Учебное пособие для 7, 8 класса общеобразовательных школ. – Екатеринбург: ИД «Сократ», 2003. – 176 с.
3. Учебно-практическое обеспечение:
1. Архарова Д.И., Долинина Т.А. Играем – учимся. Учимся играя: Сборник коммуникативных игр и речевых упражнений: Пособие для учителей / Урал. Гос. пед. ун-т.- Екатеринбург, 1997. – 68 с.
4. Учебно-методическое обеспечение: – указываются методические рекомендации по изучению курса, методические рекомендации по выполнению контрольных, практических и лабораторных работ, практикумов, разработке исследовательских проектов и т.п.;
1. Архарова Д.И., Долинина Т.А., Чудинов А.П. Речь и культура общения (практическая риторика). 7,8 класс: Методич. рекомендации для учителей / Урал. Гос. ун-т. – Екатеринбург, 2002. – 116 с.
5. Учебно-справочное обеспечение:
1. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 53000 слов / С.И.Ожегов; Под общ. Ред. Проф. Л.И. Скворцова. – 24-е изд., испр. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и образование», 2007. – 640 с.
2. Орфографический словарь русского языка. – СПб.: ООО «Виктория плюс», 2007. – 320 с.
3. Розенталь Д.Э. Современный русский язык / Д.Э.Розенталь, И.Б.Голуб, М.А.Теленкова. – 8 изд. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 448 с.
4. Словарь иностранных слов: свыше 21000 слов / отв. редакторы В.В. Бурцева, Н.М. Семёнова. – 4-е изд., стереотип. – М.: Рус. Яз. – Медиа, 2007. – 817 с.
5. Тихонов А.Н. Учебный фразеологический словарь русского языка: ок. 2000 единиц / А.Н. Тихонов, Н.А.Ковалёва. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 520 с.
Рабочие программы по учебным предметам на 2013-2014 учебный год:
1. Приняты на заседании педагогического совета МБОУ СОШ № 36 (протокол № 1 от 30.08.2013 г.);
2. Утверждены приказом по школе от 30.08.2013 г. № 150.
Рабочая программа имеет следующую структуру:
Титульный лист;
Пояснительная записка;
Обязательный минимум содержания образования по предмету в соответствии с ФК ГОС;
Требования к уровню подготовки обучающихся;
Учебно-тематический план;
Организационно-содержательная модель реализации рабочей программы, включающая календарно-тематическое поурочное планирование;
Критерии оценивания обучающихся (устные ответы, письменные работы);
Перечень учебно-методического обеспечения;
Список литературы.
Составитель рабочей программы ___________________, учитель русского языка и литературы I квалификационной категории
|