Отдел образования Пролетарского района
Согласовано
педсовет от 10.09.2013 г.
|
«Утверждаю»
Заведующий МБДОУ №24
___________________ Алферова Е.Г.
|
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ЦЕНТРА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКОГО САДА ПЕРВОЙ КАТЕГОРИИ №24
ПРОЛЕТАРСКОГО РАЙОНА ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ
2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД
|
Настоящая образовательная программа разработана для муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения центра развития ребенка - детского сада первой категории № 24 Пролетарского района города Ростова-на-Дону. Общеобразовательная программа МБДОУ обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 2 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.
Нормативно - правовые основания образовательной программы.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад первой категории № 24 Пролетарского района города Ростова-на-Дону, далее именуемое МБДОУ, является муниципальным, гражданским, светским некоммерческим дошкольным бюджетным образовательным учреждением, реализующим основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
Место нахождения МБДОУ №24:
344019, г. Ростов-на-Дону, ул. Верхненольная,12 (1 корпус)
Ул.1-я Майская,47/13 (2корпус) тел.(863) 283-14-32; 251-12-88
Дошкольное образовательное учреждение создает условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.
Образовательная программа МБДОУ определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей, посещающих МБДОУ, и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей, коррекцию недостатков речевого, физического и психического развития.
Образовательная программа МБДОУ № 24 разработана в соответствии с документами:
на Федеральном уровне:
м. и
Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании»;
Семейным кодексом РФ от 08.12.1995 № 223 ФЗ (с изм. и доп.);
Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ (с изм. и доп.);
Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2011 № 2562;
Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки РФ приказ от 23.11.2009 г. № 655;
Федеральными государственными требованиями к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, утверждённые приказом Министерства образования и науки Российской Федерации приказ № 2151 от 20 июля 2011г.;
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 №26 «Об утверждении Сан ПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»»
письмом Министерства образования России от 02.06.98 № 89/34-16 «О реализации права дошкольных образовательных учреждений на выбор программ и педагогических технологий»;
инструктивно-методическим письмом Министерства образования РФ «О гигиенических требованиях и максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» от 14.03.2000 г. № 65/23-16;
Письмом Министерства образования РФ «О психолого-медико - педагогическом консилиуме (ПМПк) в образовательном учреждении» от 27.03.2000 г. № 27/901-6.
на муниципальном уровне:
Инструктивно-методическим письмом МУ «Управление образования города Ростова-на-Дону » от 30.11.2009 № 3594 «О разработке документов («Образовательная программа», «Годовой календарный учебный график», «Расписание занятий»), регламентирующих образовательный процесс в дошкольных образовательных учреждениях города Ростова-на-Дону».
с документами МБДОУ № 24:
уставом муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения центра развития ребенка - детский сад первой категории № 24 Пролетарского района города Ростова-на-Дону (утверждён приказом Управления образования города Ростова-на-Дону № 458 от 10.07.2012 года);
лицензией на образовательную деятельность серия 61 Л01№ 0000247, регистрационный № 3000 от 12 ноября 2012 г.;
ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ МДОУ.
Учитывая Типовое положение о дошкольном учреждении, а также исходя из специфики работы МБДОУ № 24, педагогический коллектив основной целью своей работы видит введение детей в мир общечеловеческой культуры через фундаментальные проблемы, которые ребёнок самостоятельно «открывает» на основе мышления и творческого воображения в разных видах активной деятельности, расширяя жизненный опыт. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;
обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей;
воспитание с учётом возрастных категорий детей, гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
создание условий для социально-личностного развития детей, их ранней социальной адаптации;
развитие индивидуальности, коммуникативной культуры и социальной активности ребёнка в коллективной творческой деятельности;
создание условий для предоставления родителям возможности дополнительного образования в следующих направлениях: коррекция психических отклонений в развитии ребёнка, предшкольная подготовка, формирование основ здорового образа жизни, художественно-эстетическое развитие и воспитание интереса к англоязычной культуре;
взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;
оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
Образовательная программа построена на основе следующих
ПРИНЦИПОВ:
принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);
принцип соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному "минимуму");
принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
принцип решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
принцип построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Приоритетное направление деятельности детского сада – познавательно-речевое и художественно-эстетическое развитие дошкольников.
Образовательная программа МБДОУ № 24 обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 2 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому, физическому. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.
Возрастные особенности контингента детей
Комплектование групп
Группа
|
Название группы
|
Номер группы
|
Наполняемость
|
Общеразвивающей направленности группа младше – средняя
|
«Непоседы»
|
№ 1
|
33
|
Общеразвивающей направленности группа старше-подготовительная
|
«Фантазеры»
|
№ 2
|
28
|
Группа кратковременного пребывания
|
«Предшкольная пора»
|
№ 3
|
10
|
Общеразвивающей направленности группа младшая
|
«Солнышко»
|
№ 4
|
38
|
Общеразвивающей направленности группа средняя
|
«Капитошки»
|
№ 5
|
39
|
Общеразвивающей направленности группа старшая
|
«Почемучки»
|
№ 6
|
39
|
Общеразвивающей направленности группа подготовительная
|
«Семицветики»
|
№ 7
|
43
|
Структура содержания дошкольного образования
|
Образовательные области
|
Физическое развитие
|
«Физическая культура»
- развитие основных движений детей;
- сохранение и укрепление здоровья воспитанников;
- воспитание физических и личностных качеств.
|
«Здоровье»
- сохранение и укрепление здоровья детей;
- воспитание культурно-гигиенических навыков;
- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни;
- развитие физических, личностных и интеллектуальных, качеств.
|
Познавательно-речевое развитие
|
«Коммуникация»
- развитие активной речи детей в различных видах деятельности;
- практическое овладение воспитанниками нормами русской речи;
- развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
- развитие личностных и интеллектуальных качеств.
|
«Чтение детям художественной литературы»
- формирование целостной картины мира;
- развитие литературной речи;
- приобщение к словесному искусству;
- развитие личностных и интеллектуальных качеств.
|
«Познание»
- развитие познавательно-исследовательской деятельности, конструирование;
- формирование сенсорных, элементарных математических представлений;
- формирование целостной картины мира;
- расширение кругозора детей;
- развитие личностных и интеллектуальных качеств.
- формирование адекватных представлений ребенка о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;
- формирование целостной картины мира;
- развитие личностных и интеллектуальных качеств.
|
Художественно-эстетическое развитие
|
«Музыка»
- развитие музыкально-ритмической деятельности;
- приобщение к музыкальному искусству;
- развитие физических, личностных и интеллектуальных качеств.
|
«Художественное творчество»
- развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
- развитие творчества;
- приобщение к изобразительному искусству;
- развитие физических (мелкой моторики рук), личностных и интеллектуальных качеств.
|
Социально-личностное развитие
|
«Социализация»
- личностное развитие воспитанников;
- формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, а также принадлежности к мировому сообществу;
- приобщение к нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
- развитие физических, личностных и интеллектуальных качеств.
|
«Труд»
- формирование трудовых умений и навыков, адекватных возрасту детей;
- воспитание сознательного отношения к труду как к основной жизненной потребности, трудолюбия;
- развитие физических, личностных и интеллектуальных качеств.
|
«Безопасность»
- формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности;
- формирования основ экологического сознания (безопасности окружающего мира);
- развитие личностных и интеллектуальных качеств.
|
Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми
образовательных областей:
1. Физическая культура
В ДОУ реализуется программа Л.Д. Глазыриной «Физическая культура дошкольников».
Цель физического развития: формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:
Всестороннее физическое совершенствование функций организма;
Формирование двигательных умений и навыков;
Развитие физических качеств;
Формирование интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями;
Всестороннее гармоничное развитие ребенка (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое.
Средства физического развития:
Физические упражнения
Эколого – природные факторы
Психогигиенические факторы
|