Рабочая программа по разделу «Ознакомление с художественной литературой и развитие речи» по программе




НазваниеРабочая программа по разделу «Ознакомление с художественной литературой и развитие речи» по программе
страница1/6
Дата публикации15.05.2014
Размер0.69 Mb.
ТипРабочая программа
literature-edu.ru > Авто-обзор > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6
Муниципальное учреждение

«Городское управление народного образования»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 29 «Рябинушка» комбинированного вида»

Рабочая программа по разделу

«Ознакомление с художественной литературой

и развитие речи» по программе

«Развитие»

г. Инта

2010 г.
Пояснительная записка

В соответствии с лицензией МБДОУ «Детский сад № 29 «Рябинушка» комбинированного вида» имеет право ведения образовательной деятельности по следующим программам:

Основные:

«Обучение и воспитание в детском саду», автор М.А.Васильева.

«Развитие», автор Л.А.Венгер.

Дополнительные:

«Гармония», автор К.В.Тарасова.

Разработка рабочей программы ведётся на основе раздела «Ознакомление с художественной литературой и развитие речи» базовой программы «Развитие», автор Л.А.Венгер.

Психическое развитие ребёнка-дошкольника отличается чрезвычайным разнообразием и динамичностью, в годы дошкольного детства происходят изменения в развитии познания, личности, общения с окружающими, детских деятельностей. Особой задачей является выделение наиболее существенных характеристик подобных изменений, интегрирующих все остальные.

Такие характеристики представляют собой основные единицы, определяющие ключевые направления психического развития ребёнка. В качестве одной из таких единиц можно рассматривать развитие способностей. Подобное развитие и является основной образовательной целью программы «Развитие».
Теоретическими основаниями программы «Развитие» являются следующие положения:

Первое – концепция самоценности дошкольного периода развития, разработанная А. В. Запорожцем. Согласно данной концепции, основной путь развития ребёнка – это амплификация, т.е. обогащение, наполнение процесса развития наиболее значимыми именно для дошкольника формами и способами деятельности . Работа в русле амплификации предполагает не ускорение развития ребёнка с помощью обучения, а расширение его возможностей именно в дошкольных сферах жизнедеятельности.

Второе – концепция развития способностей, разработанная Л.А. Венгером и его сотрудниками. Способности понимаются как ориентированные действия, которые осуществляются путём использования существующих в культуре средств. Для дошкольников такие средства носят образный характер. Это разного рода эталоны, схемы, модели, символы. Способности позволяют ребёнку самостоятельно обобщать имеющийся у него имперический опыт, анализировать новую ситуацию, находить решения различных задач.

Третье – теория деятельности, разработанная А.Н. Леоньтьевым, Д.Б. Элькониным, В.В.Давыдовым и др. Согласно их теории развитие ребёнка осуществляется в процессе различных деятельностей. Для ребёнка – дошкольника это, прежде всего игра, а также конструирование, изобразительная деятельность, литературно-художественная.

Таким образом программа направлена на развитие у детей умственных и художественных способностей в процессе специфических дошкольных видов деятельности.

Основываясь на исследованиях, проведённых в отечественной и мировой психологии, авторы программы «Развитие» сосредоточили внимание не на содержательной стороне сообщаемого детям материала (конкретных знаниях, умениях и навыков ), а на способах овладения этим материалом, организации деятельности по его усвоению, что имеет первостепенное значение для развития способностей. При подборе программного материала в первую очередь учитывается, какие средства решения познавательных и творческих задач должны быть усвоены детьми и на каком содержании эти средства могут быть усвоены наиболее эффективно.

Исходя, из рекомендаций авторов базовой программы первостепенным в планировании являются развивающие задачи и их последовательность, затем средства, которые необходимы ребёнку для решения задач и освоение которых является ядром развития способностей. Такая последовательность ориентирует педагога на ключевые этапы развития способностей ребёнка.

Программа реализуется на основе личностно-ориентированной модели воспитания, предполагающей наличие между взрослыми и детьми отношений сотрудничества и партнёрства.
Работа по разделу «Ознакомление с художественной литературой и развитие речи» программы «Развитие» осуществляется по трём основным направлениям.

Первое направление: ознакомление детей с художественной литературой.

Второе направление: освоение специальных средств литературно-речевой деятельности.

Третье направление: развитие познавательных способностей на материале ознакомления с детской художественной литературой.

Сюда входят задания, направленные на развитие мышления и воображение детей:

-задания на отбор заместителей для обозначения персонажей сказки;

-использование отдельных заместителей персонажей сказки (выбор и показ нужного заместителя ) в процессе рассказывания сказки взрослым;

-использование готовой пространственной модели при пересказе знакомой сказки (модель представляет собой наглядный план сказки);

-самостоятельное построение и использование пространственных моделей при пересказе;

-создание образов воображения целостных ситуаций на основе использования заместителей, предметов и наглядных моделей-планов.

Работа по данному разделу носит комплексный характер; решение задач по развитию речи ребёнка включено в его литературно-художественную деятельность и в основном ею мотивированно. Однако ряд задач по развитию речи, и прежде всего по освоению средств художественной выразительности (антонимов, сравнений, синонимов, эпитетов), вынесен в специальные игры-упражнения, которые входят в содержание отдельных занятий.

Введение ребёнка в мир художественной литературы начинается с его ознакомления с разными литературными жанрами. Поэтому список литературы для чтения включает в себя сказки, рассказы, стихи, потешки, загадки. Начинается подобное ознакомление с целостного познавательно-эмоционального переживания ребёнка, который, с одной стороны, понимает представленное в произведении содержание, с другой стороны, эмоционально реагирует на это содержание, сопереживает героям, испытывает эстетические чувства, воспринимает художественные средства выразительности (рифма и ритм стихотворения, повторы и особые лексические обороты и т. п.).

Целостные переживания возникают и развиваются благодаря выразительному чтению взрослого, разучиванию ряда произведений, проживанию произведений в играх-драматизациях, участию в настольном и кукольном театре и др.

Однако наличие такого целостного переживания является только началом проникновения детей в художественное произведение. Дальше ребёнок продвигается по пути более точного понимания события произведения, воссоздание его основной структуры, освоение средств художественной выразительности, что проявляется в возможности передать в собственном рассказе основное содержание произведения, его главные события. Таким образом ребёнок переходит с позиции слушателя на позицию рассказчика, владеющего средствами собственной передачи литературного текста. Сначала эти средства даются ребёнку во внешнем плане. Ими являются условные заместители персонажей произведения, символы, наглядные модели, которые позволяют ребёнку проявить своё отношение к героям произведения, передать его основные события. Постепенно внешние действия с такими заместителями становятся внутренними, умственными, позволяя ребёнку произвольно направлять себя на передачу авторского текста. К концу дошкольного возраста дети могут самостоятельно пересказать небольшие произведения, выделяя в них основные события и смысл.

Помимо «выхода» в позицию рассказчика, осуществляется также постепенный «выход» в авторскую позицию, когда ребёнок сам начинает проявлять себя в литературно-художественном творчестве. Здесь дети на каждом этапе проходят путь от использования внешних средств, на которые опирается их творчество, к самостоятельной творческой деятельности. Старшие дошкольники могут уже сами создавать собственные произведения, передавая в литературной форме своё отношение к действительности.

Основным материалом, который служит направленному развитию авторской позиции и рассказчика, является сказка. В сказке наиболее явно представлены как смысловые характеристики героев сказки, так и её структура (наличие определённой последовательности основных событий).

Таким образом, в процессе проведения занятий происходит развитие как эмоционального, так и аналитического компонентов литературно-художественного творчества.

Материалы для каждого возраста программы «Развитие» состоят из программы и планов занятий (планы занятий являются рабочим материалом). Программа содержит характеристику основных направлений работы по данному разделу, а также таблицу, в которую входят: а) последовательность развивающих задач; б) описание средств, которые необходимы ребёнку для решения задач и освоение которых является ядром развития способностей; в) описание материала, необходимого для решения поставленных задач; г)характеристика деятельности детей по решению задач. Таблица ориентирует воспитателя на ключевые этапы в развитии способностей ребёнка. Характеристика средств имеет первостепенное значение.

Работая по программе «Развитие», уделяя особое внимание разделу «Ознакомление с художественной литературой и развитие речи», изучая различные методики и технологии по развитию речи дошкольников, обратила внимание, что в методических разработках, предлагаемых авторами а) не разработаны методы и приёмы взаимодействия с детьми; б) отсутствует раздел совместной деятельности с детьми; в) нет рекомендаций по содержанию духовно- материальной среды и отсутствуют требования к речи воспитателя как к одному из важнейших средств речевого развития ребёнка.

Кроме того, из примерной сетки занятий, предложенной авторами программы видно, что в каждой возрастной группе планируется проведение двух занятий в неделю по ознакомлению с художественной литературой и развитие речи.

Однако авторами предложено 27-33 конспекта занятий по данному разделу (в зависимости от возрастной группы), таким образом, одно занятие в неделю может планироваться на усмотрение воспитателя.

По моему мнению. недостаточно внимания уделено первому направлению данного раздела ( ознакомление детей с художественной литературой).

Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль и в развитии речи дошкольника.

Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образцы русского литературного языка.

Огромно её воспитательное, познавательное и эстетическое значение, т.к, расширяя знания ребёнка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.

Поэтому, я считаю необходимым сделать доработку тематического планирования занятий по ознакомлению детей с художественной литературой на каждую возрастную группу, опираясь на пособие Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой».

Целью разрабатываемой мною рабочей программы является: формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком.
Для достижения поставленной цели мною определены следующие задачи:
-Расширить круг представлений детей об окружающем через художественные образы.

-Тщательно относится к художественному восприятию литературных произведений, научить слышать, слушать и понимать литературные произведения , выделять в них самое главное ,.используя особые средства : заместители персонажей, пространственно-временные модели .

- Научить детей воспринимать изобразительно-выразительные средства. -

- Развивать исполнительское творчество детей, умение естественно, выразительно пересказывать художественные произведения с опорой на заместители, пространственно-временные модели, планировать и проводить игры-драматизации с использованием пространственных моделей

- Развивать воображение детей, их образные представления на основе схематических изображений, заместителей предметов, моделей- планов.

- Развитие эмоциональной сферы ребенка, умения обозначать свое отношение к персонажам сказок при помощи символических средств .

- Формировать продуктивное творчество.

Ожидаемый результат:

По всем возрастным группам:

- воспитание интереса к художественной литературе, развитие способности к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечение усвоения содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него.

- формирование первоначальных представлений об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия), об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке.

- воспитание литературно-художественного вкуса, способности понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов; развитие поэтического слуха.

2 младшая группа:

- в процессе разыгрывания сказки взрослым (настольный, кукольный театр) узнают сказку и могут пересказать ее небольшой эпизод;

- самостоятельно выбирают заместители персонажей сказки и разыгрывают ее по ходу рассказывания взрослым;

- размещают условные заместители персонажей и декораций на игровой площадке, соблюдая пространственно-временные отношения;

- используют цвет для обозначения своего отношения к персонажам сказки.

Средняя группа:

- выбирают заместители и пересказывают сказку, разыгрывая ее с помощью заместителей;

- размещают условные заместители персонажей и декораций на игровой площадке, соблюдая пространственно-временную последовательность событий, при этом каждый ребенок раскладывает два заместителя;

- «превращают» заместители в героев своих историй, называя 1-2 события, которые с ними случились;

- самостоятельно придумывают детали, выражающие их отношение к персонажам сказки.

Старшая группа:

- дети пересказывают сказку по эпизодам, опираясь на пространственно-временную модель, составленную при помощи взрослого;

- размещают условные заместители персонажей и декораций на фланелеграфе, соблюдая пространственно-временную последовательность событий сказки;

- дополняют деталями схематическое изображение предмета и сочиняют про него историю;

- передают свое отношение к персонажам сказки при помощи символических средств на материале продуктивной деятельности (рисование, аппликация).

Подготовительная группа:

- дети самостоятельно составляют пространственно-временную модель сказки и пересказывают сказку;

- пересказывают сказку без опоры на внешние средства;

- сочиняют сказку на заданную тему;

- сочиняют сказки и истории с опорой на символические средства;

- самостоятельно придумывают символы, передающие внутренние характеристики персонажа.


Карта программных требований по разделу « Ознакомление с художественной литературой и развитие речи программы «Развитие» » (автор-составитель кандидат педагогических наук Потолицына Н.Б.)


« Развитие»



Ознакомление с художественной литературой


Развитие познавательных способностей


Освоение средств художественной выразительности, развитие звуковой культуры речи


Ознакомление с детской художественной литературой и развитие речи.



II младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

1.

Развитие эмоциональной сферы ребёнка: сопереживания, сочувствия эстетических чувств. Усвоение морально- эстетических норм и сведений об окружающем мире: - явлениях живой и неживой природы;

- мире человеческих отношений;

- произведениях культуры;

- мире собственных переживаний.

II–II–II

Практика усложняется по содержанию.

II – II – II

Практика усложняется по содержанию.

II – II – II

Развитие эмоциональной отзывчивости.




Активное использование эпитетов при описании предметов. Ответы по содержанию прочитанного:

- описание картинок;

-игрушек;

- персонажей сказки по вопросам воспитателя на основе называния наглядных признаков предметов.

эпитеты цвет



величена форма

свойства

(гладкий, пушистый)
Разучивание и выразительное чтение стихотворений. Развитие ЗКР,

Овладение звуковой лексической и грамматической культурой. Развитие связной и выразительной речи:

- выделение эпитетов, сравнений;

- использование при описании предметов;

- пересказу сказок, сочинении историй;

- выразительное чтение стихотворений;

- драматизация предложений с индивидуальными ролями с интонационной и мимической выразительностью.

Поиск в произведениях эпитетов, сравнений, их активное использование с указанием наглядных и ненаглядных признаков (грустный, весёлый). Использование синонимов, антонимов. Описание по прочитанному картин, игрушек, предметов и событий. Пересказ прочитанного. Рассказывание придуманных эпизодов знакомых сказок. Сочинение собственных. Заучивание и чтение стихотворений. Драматизация литературных произведений со смысловым разнообразием ролей, интонаций и

Использовать эпитеты, обозначение наглядные и ненаглядные свойства объектов. Использование сравнений, антонимов, синонимов. Ответы на вопросы по прочитанному. Описание картинок, игрушек, событий и предметов. Пересказ прочитанного. Придумывание новых эпизодов, сочинение собственных ( без наглядной опоры). Пересказ и рассказывание без вспомогательных вопросов. Вести беседы на интересующие темы. Свободно обсуждать события происходящие дома и в детском саду Выразительно читатьу. сы по прочитанноа детском саду и дома. и ролямдных признаков предметов._____________________________________________________






выразительная речь и правильное произношение гласных звуков, некоторых согласных.




мимической выразительностью. Свободное ведение беседы на интересующие темы. Обсуждение событий происшедших в детском саду и дома.

И рассказывать стихи. Драматизировать литературные произведения.

3

Развитие познавательных способностей:

- развитие наглядных форм символизации;

- умение отбирать заместителя для обозначения персонажей сказки;

- умение использовать отдельные заместители персонажей сказки в процессе рассказывания сказки взрослым;

- уметь создавать образы воображения отдельных предметов с опорой на некоторые признаки реальности;

- уметь строить образы воображения целостных ситуаций в совместной творческой деятельности со взрослыми.

Развитие познавательных способностей:

- умение отбирать условные заместители для обозначения персонажей сказки и узнавать различные ситуации сказки, разыгрывание с помощью заместителей;

- умение использовать заместители при пересказе конкретных эпизодов сказки;

- умение создавать образы воображения отдельных предметов с опорой на некоторые признаки реальности;

- умение строить образы воображения целостных ситуаций в самостоятельной творческой деятельности;

- умение пользоваться двигательными моделями;

- рассказывание сказки с помощью заместителей в процессе рассказывания сказки взрослым;

- умение пользоваться моделями сериационного ряда (в кумулятивных сказках типа «Репка»);

- умение создавать новый образ ситуации.

Способности:

- умение использовать готовую пространственную модель при пересказе знакомой ситуации (наглядное планирование сказки);

- умение самостоятельно строить и использовать пространственные модели при пересказе;

- умение строить развёрнутые детализированные образы воображения на основе опоры на отдельные признаки реальности;

- умение создавать воображаемую ситуацию с разнообразными деталями;

- умение в реализации образов воображения при создании целостных произведений на основе использования заместителей предметов и наглядных моделей –планов;

- умение сочинять сказки и истории, опираясь на отдельные признаки предметов и пространственные модели.

Умственные способности:

- умение строить и использовать пространственные модели при пересказе;

- составление индивидуальных моделей;

- планирование пересказа сказки без помощи наглядной модели и осуществление последовательного пересказа без опоры на внешние вспомогательные средства;

- использование пространственных моделей при планировании и проведении игр-драматизаций;

- самостоятельное распределение ролей и расстановка деятельных лиц, декораций на игровой площадке;

- реализация образов воображения при создании целостных произведений на основе использования заместителей предметов и наглядных моделей-планов;

- три заместителя, которые меняются по параметрам (цвет,















форма, величина);

- реализация образов воображения при создании целостных произведений с опорой на высказывания других детей;

- коллективное сочинение историй (1-2 фразы говорит каждый ребёнок);

- умение предвидеть и планировать ход историй;

- умение свободно комбинировать представления отдельных объектов и целостных сюжетов без опоры на средства (игрушки, картинки, заместители предметов, модели);

- умение сочинять оригинальные истории и сказки на тему, с описанием деталей опираясь на собственное воображение.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по разделу «Ознакомление с художественной литературой и развитие речи» по программе iconРабочая программа по разделу «Развитие элементов логического мышления»...
В соответствии с лицензией серия а №285113 от 21 сентября 2009 г. Мдоу «Детский сад №29 «Рябинушка» комбинированного вида» имеет...

Рабочая программа по разделу «Ознакомление с художественной литературой и развитие речи» по программе iconОзнакомление детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой
Художественная литература воспитывает в ребёнке ценности, без которых невозможна духовная жизнь общества и отдельного человека. Книга...

Рабочая программа по разделу «Ознакомление с художественной литературой и развитие речи» по программе iconПерспективное планирование нод: Чтение художественной литературы....
Рассматривание картины В. Серова «Октябрь». Повторение стихотворений об осени. Чтение рассказа Г. Скребитского «Осень»

Рабочая программа по разделу «Ознакомление с художественной литературой и развитие речи» по программе iconРабочая программа учебной дисциплины «физика»
Формирование навыков проведения научных исследований, ознакомление с современной научной аппаратурой. Ознакомление с историей физики...

Рабочая программа по разделу «Ознакомление с художественной литературой и развитие речи» по программе iconРабочая программа по чтению и развитию речи 8 класс
Рабочая программа составлена на основе обязательного минимума содержания образования для 8 класса, изложенного в Программе по чтению...

Рабочая программа по разделу «Ознакомление с художественной литературой и развитие речи» по программе iconРабочая учебная программа по искусству (изо) 4 класс
В. С. Кузина, Ломова С. П игнатьева С. Е. и др. (Изобразительное искусство. 1-4 кл. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений....

Рабочая программа по разделу «Ознакомление с художественной литературой и развитие речи» по программе iconПрограммно-методическое обеспечение мдоу детский сад «Теремок» Наименование...
Обеспечение обучающихся, воспитанников учебной литературой, указанной в учебной программе предмета(курса, дисциплины) в качестве...

Рабочая программа по разделу «Ознакомление с художественной литературой и развитие речи» по программе iconЛюби русский язык. Говори правильно и красиво
Цель: Развитие познавательного интереса к языку и речи; формирование навыков лингвистической и коммуникативной компетенции; развитие...

Рабочая программа по разделу «Ознакомление с художественной литературой и развитие речи» по программе iconТеоретические основы развития связной русской речи учащихся в процессе работы
Выводы по 3 разделу

Рабочая программа по разделу «Ознакомление с художественной литературой и развитие речи» по программе iconМбоу сош №31 отчет о проведении декады русского языка
Одним из средств привития любви и внимания к предметам является предметная неделя, т к она предполагает развитие у школьников не...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции