Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой




Скачать 119.03 Kb.
НазваниеОзнакомление детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой
Дата публикации13.10.2014
Размер119.03 Kb.
ТипДокументы
literature-edu.ru > Литература > Документы
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой.
Для детей старшего дошкольного возраста характерно стремление расширить свой кругозор, желание выявить и вникнуть в существующие в нашем мире связи и отношения. Кроме того, ребёнку необходимо упорядочить уже накопленные и поступающие знания. Старшему дошкольнику нужно не просто давать информацию, а учить находить её самостоятельно и использовать. В этом ребёнку помогают различные источники: книга, телевидение, Интернет, СМИ, общение со сверстниками и взрослыми. Однако надо отметить, что престиж чтения за последние годы снизился, и книга постепенно заменяется другими источниками получения информации. Данные исследований начала 90-х годов свидетельствуют о том, что значительная часть детей (до33%) вообще не любит читать. Происходит это во многом и потому, что о проблемах детского чтения начинают говорить тогда, когда ребёнок уже является школьником. И это не правильно. Приобщать ребёнка к книге необходимо задолго до школы. Художественная литература воспитывает в ребёнке ценности, без которых невозможна духовная жизнь общества и отдельного человека. Книга заставляет человека думать, даёт ему самое ценное – знания. «Чтение для ума – то же, что упражнение для … тела». (Р.Стиль)

Таким образом, целью нашей работы является развитие у детей старшего дошкольного возраста познавательных способностей средствами художественной литературы.

Для решения данной цели нами были поставлены следующие задачи:

  1. Воспитывать интерес, любовь к художественной литературе

  2. Учить детей эмоционально и выразительно передавать содержание небольших прозаических текстов и читать наизусть стихотворения.

  3. Участвовать в драматизации знакомых литературных произведений.

  4. Знакомить с книгой, как с источником получения информации.

  5. Учить различать жанры литературных произведений и некоторыми особенностями каждого жанра.

Один из наиболее значимых блоков нашей работы – это ознакомление детей с творчеством великого русского поэта А.С.Пушкина. Литературный вечер «В стране Лукоморье» - это итоговое занятие, обобщающее и закрепляющее знания детей о жизни и творчестве А.С.Пушкина. Данному мероприятию предшествовала большая предварительная работа с привлечением сотрудников детского сада и родителей (данная работа указана в конспекте). Таким образом, ознакомление с творчеством А.С.Пушкина проходила через многие виды деятельности детей, что позволило нам вызвать у них интерес и любовь к этому великому русскому поэту.

Литературный вечер «В стране Лукоморье».

(конспект)
Участники: дети подготовительной группы, родители, воспитатели группы, музыкальный руководитель.

Цель:

  • развивать интерес к творчеству великого русского поэта А.С.Пушкина;

  • приобщить родителей к творческой деятельности детей, развивать у родителей интерес к художественной литературе через взаимодействие с детским садом.


Задачи:

  • Воспитывать у детей интерес к поэзии, любовь к родному языку;

  • Закрепить знания о творчестве и биографии А.С.Пушкина;

  • Воспитывать эмоциональные чувства на поэзию, живопись, музыку;

  • Упражнять в умении называть произведение по отрывку;

  • Развивать интерес к сценическому искусству;

  • Развивать наблюдательность, находчивость;

  • Формировать умение четко, ясно и последовательно отвечать на поставленные вопросы;

  • Обогатить словарь детей различными выражениями, красочными эпитетами.


Предварительная работа:

  • Знакомство с биографией и творчеством А.С.Пушкина;

  • Чтение сказок и стихотворений А.С.Пушкина;

  • Беседы с детьми о творчестве А.С.Пушкина, объяснение этимологии устаревших слов, встречающихся в стихах и сказках А.С.Пушкина;

  • Рассматривание иллюстраций к сказкам А.С.Пушкина;

  • Проведение выставки книг со сказками А.С.Пушкина;

  • Рисование иллюстраций к сказкам А.С.Пушкина;

  • Оформление книги по сказкам А.С.Пушкина с использованием рисунков детей;

  • Разучивание небольших отрывков из сказок А.С.Пушкина и чтение по ролям (привлечение родителей к данному виду деятельности);

  • Просмотр мультфильмов по сказкам А.С.Пушкина совместно с родителями;

  • Посещение библиотеки совместно с родителями, рассматривание книг со сказками А.С.Пушкина в разных изданиях;

  • Слушание отрывков из опер Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане…» и «Сказка о золотом петушке»;

  • Изготовление и подбор декораций и оборудования к литературному вечеру совместно с родителями.

  • Разучивание русского народного танца «Сударушка».

  • Привлечение родителей к репетициям, разучивание ролей сказочных персонажей.


Оборудование и материалы: портрет А.С.Пушкина, книги со сказками А.С.Пушкина, плакат с изображением дуба (к отрывку из поэмы «Руслан и Людмила») с отрывными листочками - вопросами, плакат с кроссвордом по сказкам А.С.Пушкина, аудиозаписи опер Н. Римского Корсакова «Сказка о царе Салтане…» и «Сказка о золотом петушке», конверты с картинками – подсказками, ларец с подарком для детей – новая книга со сказкам А.С. Пушкина.

Ход.

Звучит «Марш Черномора» из оперы Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане…». Дети торжественно входят в зал, их встречают родители (на зрительских местах), воспитатель и музыкальный руководитель. Дети садятся на стульчики.
Воспитатель. Ребята, куда мы с вами сегодня попали? Оглядитесь вокруг и посмотрите, чей портрет висит стене?

Дети. Портрет А.С.Пушкина.

Воспитатель. Верно. Скажите, а что за книги у нас здесь на выставке?

Дети. Книги со сказками А.С.Пушкина.

Воспитатель. Правильно, ребята. Мы сегодня с вами совершим путешествие по сказкам А.С.Пушкина, в сказочную страну под названием «Лукоморье». А кто помнит, что такое лукоморье?

Дети. Лукоморье – это старинное русское название изогнутого морского берега, залива.

Воспитатель. Верно. Лукоморье – это старинное слово, настолько старинное, что действительно стало сказочным. А ведь мы с вами учили это стихотворение. Давайте прочтем его все вместе, и оно станет паролем для прохода в сказочную страну.
6 ребят выходят в центр зала и по очереди читают вступление к поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».
1-ый ребёнок. У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;
2-ой ребёнок. Идёт на право – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;
3-ий ребёнок. Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей…
4-ый ребёнок. Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя;

Там в облаках перед народом

Через леса, через моря

Колдун несёт богатыря;
5-ый ребёнок. В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;

Там ступа с Бабою Ягой

Идёт, бредёт сама собой;

Там царь Кащей над златом чахнет;

Там русский дух… там Русью пахнет!
6-ой ребёнок. И я там был, и мёд я пил;

У моря видел дуб зелёный;

Под ним сидел и кот учёный

Свои мне сказки говорил.
Воспитатель. Молодцы, я очень рада, что вы хорошо помните это стихотворение А.С.Пушкина.
Гаснет свет, звучит музыка Пьера Гюнта «Утро». Загорается свет и появляется Учёный кот.
Кот. Здравствуйте, ребята, Здравствуйте, дорогие гости! Это я, Учёный кот. Пришёл я к вам на праздник и не с пустыми руками. Принёс я вам подарок ценный. Но чтобы получить мой подарок, вам необходимо собрать пять конвертов с подсказками. А подсказки вы получите за своё мастерство, знания и умения. Ну, что, согласны?
Дети соглашаются.
Кот. Очень хорошо. Вот вам моё задание. Посмотрите, вот тот самый дуб зелёный с златой цепью, по которой я люблю гулять. А на дубу листочки с отрывками из сказок А.С.Пушкина. Отгадаете все сказки, дам я вам подсказку.
Кот приглашает детей к плакату с изображением волшебного дуба, отрывает по очереди листочки и зачитывает детям отрывки из сказок А.С.Пушкина.
Кот. «Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На поднятых парусах

Мимо острова крутого,

Мимо города большого;

Пушки с пристани палят,

Кораблю пристать велят.»

Дети. Это отрывок из «Сказки о царе Салтане…»

Кот. Правильно.

«Вот неделя, другая проходит,

Ещё пуще старуха вздурилась;

Опять к рыбке старика посылает…»

Дети. Отрывок из «Сказки о рыбаке и рыбке».

Кот. Правильно.

«И царевна к ним сошла,

Честь хозяям отдала,

В пояс низко поклонилась;

Закрасневшись извинилась,

Что-де в гости к ним зашла,

Хоть звана и не была».

Дети. Отрывок из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях».

Кот. Правильно.

«Вот проходит восемь дней,

А от войска нет вестей:

Было ль, не было ль сраженья,-

Нет Дадону донесенья».

Дети. Отрывок из «Сказки о золотом петушке».

Кот. Правильно.

«Поп не ест, не пьёт, ночи не спит:

Лоб у него заране трещит».

Дети. Отрывок из «Сказки о попе и о работнике его Балде».

Кот. Молодцы, ребята! Отгадали все сказки. Дам я за это вам конверт с подсказкой, только сейчас его не открывайте. Надо собрать ещё четыре конверта.

Воспитатель. Хорошо, Учёный кот, постараемся найти все подсказки. А сейчас посмотри наше умение. Отправься с нами в путешествие в одну из сказок А.С.Пушкина.

Кот. С большим удовольствием!
В зал выносится декорации деревенского домика, музыкальный руководитель включает русскую народную мелодию; к домику, повязав платочки, подходят и рассаживаются девочки – «сестрицы». Рядом встаёт «автор» из числа детей.
Автор. Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

1-ая девица. «Кабы я была царица,-

Автор. Говорит одна девица,-

1-ая девица. То на весь крещёный мир,

Приготовила б я пир».

2-ая девица. «Кабы я была царица,-

Автор. Говорит её сестрица,-

2-ая девица. То на весь бы мир одна

Наткала я полотна».

3-ая девица. «Кабы я была царица,-

Автор. Третья молвила сестрица,-

3-ая девица. Я б для батюшки-царя

Родила богатыря».

Автор. Только вымолвить успела,

Дверь тихонько заскрипела,

И в светлицу входит царь,

Стороны той государь…
Воспитатель. Ну, что, Учёный кот понравилась тебе наша сценка?

Кот. Да, очень понравилась. А в какой сказке мы побывали, ребята?

Дети. В «Сказке о царе Салтане…»

Кот. Всё вы знаете. Придётся вам ещё один конверт дать.

Воспитатель. Ребята, у нас теперь два конверта. Сколько конвертов осталось найти?

Дети. Осталось найти три конверта.

Музыкальный руководитель. Ребята, мы сейчас с вами побывали в «Сказке о царе Салтане…» А.С.Пушкин написал эту удивительную сказку, а композитор Н.А.Римский Корсаков, прочитав её, сочинил к ней музыку. Ведь музыка тоже может всё рассказать, но не словами, а звуками. Если внимательно следить, как меняется окраска музыки, её настроение, то становится понятно, о чём повествует сказка, рассказанная музыкой. Мы сейчас послушаем музыкальный фрагмент из «Сказки о царе Салтане…», а вы слушая эту музыку, постарайтесь определить, какого героя сказки нарисовал композитор.
Дети слушают фрагмент «Белка».
Музыкальный руководитель. Давайте сначала скажем, какое настроение у музыки?

Дети. Музыка весёлая, игривая, задорная, плясовая, лёгкая, шутливая, скачущая, солнечная.

Музыкальный руководитель. Какому же герою эта музыка близка, кого нарисовал композитор?

Дети. Белку.
Звучит русская народная мелодия и в зал входит Белочка.

Белочка. Здравствуйте, ребята! Услышала я о вашем празднике и решила прийти к вам в гости. Вы так замечательно описывали мелодию, так точно угадали её настроение. Вы такие молодцы! И дам я за это вам конвертик ещё один. Вы же подсказки собираете?

Дети. Да!
Белочка даёт детям ещё один конверт.
Воспитатель. Ребята, сколько у нас уже конвертов?

Дети. У нас три конверта.

Белочка. Ребята, если ваш праздник посвящён сказкам А.С.Пушкина, вы, наверное, много знаете об этом великом поэте?

Дети. Да!

Белочка. Приготовила я вам вопросы интересные. Есть сложные, есть попроще. Надеюсь, ваши родители помогут вам. Наберёте 15 очков, дам я вам ещё одну подсказку. Согласны?

Дети. Да!

Белочка. Хорошо. На вопросы мои могут отвечать и ребята, и их родители. Но детский ответ оценивается у меня в 2 балла, а взрослый всего в 1 балл. Ну, что, готовы?

Дети. Да!
Вопросы:

  1. Где родился А.С.Пушкин? (В Москве.)

  2. Когда родился А.С.Пушкин? (6 июня 1799 года.)

  3. Кто были родители А.С.Пушкина? (Сергей Львович Пушкин, отставной офицер, Надежда Осиповна Ганнибал, внучка арапа из Эфиопии Абрама Петровича)

  4. Как звали няню А.С.Пушкина? (Арина Родионовна.)

  5. Какое стихотворение посвятил А.С.Пушкин своей няне? («Няне».)

  6. Где учился А.С.Пушкин? (В лицее.)

  7. В каком возрасте Александра отдали в лицей? (В 12 лет.)

  8. Какое время года было самое любимое у А.С.Пушкина? ( Осень.)

  9. Что написал Жуковский на своем портрете, предназначенном для подарка А.С.Пушкину? (Победителю-ученику от побеждённого учителя…)

  10. Как звали жену А.С.Пушкина? (Наталья Николаевна Гончарова.)

  11. Как погиб А.С.Пушкин? (На дуэли.)

  12. Где произошла роковая дуэль? (На Чёрной речке.)


Белочка. Молодцы! На все вопросы ответили. Вот вам ещё одна подсказка.

Воспитатель. Ребята, у нас уже четыре подсказки. Осталось найти всего одну. Как женам её получить?

Звучит фрагмент из оперы Н.А.Римского Корсакова «Сказка о золотом петушке». В зал входит Петушок.
Петушок. Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали?

Дети. Да! Ты Петушок из «Сказки о золотом петушке» А.С.Пушкина.

Петушок. Правильно. Принёс я вам подарок. Вот, посмотрите, пожалуйста!
Петушок передаёт сказочно оформленный свиток воспитателю.
Воспитатель. Что же это такое? Ребята, да это же кроссворд! Это сказочный кроссворд и называется он «Сказки Пушкина». В строчках этого кроссворда мы должны записать нужные слова. Для этого предлагаются вопросы. Если мы всё правильно сделаем, то узнаем ключевое слово.

Петушок. А за это ключевое слово я дам вам последний конверт.

Воспитатель. А вот и вопросы.
Воспитатель зачитывает вопросы, дети отвечают и с помощью Петушка вписывают нужные слова в кроссворд.
Воспитатель. Сколько богатырей было в «Сказке о мёртвой царевне…»?

Дети. Семь.

Воспитатель. Какой выкуп попросил старик у золотой рыбки в первый раз?

Дети. Корыто.

Воспитатель. Как звали работника, который служил у попа?

Дети. Балда.

Воспитатель. Кто подарил царю Дадону золотого петушка?

Дети. Звездочёт.

Воспитатель. Кем назначил царь Салтан вторую сестрицу?

Дети. Ткачихой.

Воспитатель. Как звали князя, правившего на острове Буяне?

Дети. Гвидон.

Воспитатель. Ребята, мы с вами разгадали весь кроссворд. Давайте в выделенном столбце прочитаем ключевое слово.

Дети. Ключевое слово – сказка.

Петушок. Правильно. Я вижу, что вы знаете сказки А.С.Пушкина и любите их. И я с радостью дам вам последний конверт.

Воспитатель. Мы собрали все пять конвертов. Что же нам теперь делать?

Кот. Открывайте конверты!
Дети открывают конверты и раскладывают на столике пять картинок: корыто, комар, яблоко, чертёнок, шапка звездочёта.
Кот. Вам необходимо сопоставить предмет со сказкой. Сколько сказок написал А.С.Пушкин?

Дети. Пять.

Кот. Пять сказок – пять предметов. Вы готовы?

Дети. Корыто – «Сказка о рыбаке и рыбке».

Комар – «Сказка о царе Салтане».

Яблоко – «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Чертёнок – «Сказка о попе и о работнике его Балде».

Шапка звездочёта – «Сказка о золотом петушке».
Неожиданно гаснет свет, звучит отрывок из оперы Н.А.Римского Корсакова «Сказка о царе Салтане». Загорается свет и на столике перед детьми появляется ларец.
Кот. Вы всё правильно сделали, выполнили все задания, собрали все подсказки и правильно назвали сказки. Вы молодцы! Вы настоящие знатоки и любители сказок А.С.Пушкина. За всё это вот вам подарок очень ценный.
Кот достаёт из ларца большую красочную книгу со сказками А.С.Пушкина и вручает её детям.
Кот. Лучший подарок – это книга. Относитесь к ней бережно, и пусть она приносит вам много радости!

Дети. Спасибо!

Музыкальный руководитель. Все события, описанные в сказках А.С.Пушкина, происходят в Древней Руси. Давайте станцуем все вместе русский народный танец «Сударушка».
Дети, воспитатели, Музыкальный руководитель, Кот, Белочка, Петушок встают в хоровод и танцуют.
Кот. Пришло время прощаться. Нам пора уходить, но мы обязательно ещё придём к вам в гости со страниц сказок. Будете нас ждать?

Дети. Да!

Кот, Белочка, Петушок. До свидания!

Воспитатель. Наш праздник подошёл к концу. Спасибо родителям за внимание, за помощь и за участие.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой iconДоклад из опыта работы к муниципальным педагогическим чтениям музыкальных...
На протяжении многих лет наш детский сад работает в направлении изучения народного творчества, воспитания и приобщения детей дошкольного...

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой iconТворческий отчет «Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность...
...

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой iconНепосредственно образовательная деятельность по интеллектуальному...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №62 Журавушка

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой icon«Программа развитие речи детей дошкольного возраста»
«Коррекционная работа» Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно – методические рекомендации....

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой iconТехнология «Театрализованная деятельность в образовательной и внеучебной...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «центр развития ребёнка детский сад №14 сказка» московской области...

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой iconСовременные подходы к оздоровлению детей старшего дошкольного возраста...
Одной из важнейших теоретических и практических задач оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении является внедрение...

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой iconХудожественная литература для старшего дошкольного возраста
Продолжать знакомить с книгами. Обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации. Сравнивать иллюстрации разных художников...

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой iconРабочая программа по разделу «Развитие элементов логического мышления»...
В соответствии с лицензией серия а №285113 от 21 сентября 2009 г. Мдоу «Детский сад №29 «Рябинушка» комбинированного вида» имеет...

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой iconОбразовательная программа принято на заседании Педагогического совета...
Особенности организации образовательного процесса в группах старшего дошкольного возраста

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой iconРабочая программа по разделу «Ознакомление с художественной литературой...
В соответствии с лицензией мбдоу «Детский сад №29 «Рябинушка» комбинированного вида» имеет право ведения образовательной деятельности...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции