Рабочая программа по разделу «Развитие элементов логического мышления» по программе «Развитие» для детей старшего дошкольного возраста




Скачать 0.98 Mb.
Название Рабочая программа по разделу «Развитие элементов логического мышления» по программе «Развитие» для детей старшего дошкольного возраста
страница 1/8
Дата публикации 27.05.2014
Размер 0.98 Mb.
Тип Рабочая программа
literature-edu.ru > Биология > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8
.

Муниципальное учреждение «Городское управление народного образования»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 29 «Рябинушка» комбинированного вида»

ПРИНЯТО:

на педагогическом совете №

протокол №

« »_______________________2010 г.

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МБДОУ «Детский сад № 29 «Рябинушка» комбинированного вида»

___________________Н.В. Ананьина

« »__________________2010 г.

Рабочая программа по разделу

«Развитие элементов логического мышления»

по программе «Развитие»

для детей старшего дошкольного возраста


г. Инта

2010 г.

Пояснительная записка

В соответствии с лицензией серия А № 285113 от 21 сентября 2009 г. МДОУ «Детский сад № 29 «Рябинушка» комбинированного вида» имеет право ведения образовательной деятельности по следующим программам:

Основные:

  1. «Программа воспитания и обучения в детском саду», автор М.А.Васильева.

2.«Развитие» под редакцией О. М.Дьяченко.

.

Дополнительные:

«Гармония», автор К.В.Тарасова.

Разработка рабочей программы ведётся на основе раздела «Развитие элементов логического мышления» базовой программы «Развитие», под редакцией О. М. Дьяченко.

Рабочая программа составлена для воспитателей, работающих с детьми старшего дошкольного возраста 5-7 лет.

Программа представлена, с целью поделиться опытом использования методов и приёмов взаимодействия с детьми на занятиях, использования дидактических и развивающих игр и упражнений на занятиях и вне их, использования материала для предшествующей и предварительной работы с детьми. (Приложение № 1).

В результате работы по программе:

-происходят изменения в образовательном пространстве ДОУ (меняются условия: развивающая среда пополняется дидактическими играми);

-повышается уровень развития детей по разделу «Развитие элементов логического мышления»;

- повышается заинтересованность воспитателей и родителей в работе с детьми.

Актуальность рабочей программы:

1. Программа приводит в систему работу по разделу «Развитие элементов логического мышления».

2. Программа разработана на основе обязательного минимума содержания по развитию умственных способностей и развитию элементов логического мышления.

3. Программа обеспечивает реализацию базовой программы, т.к. составлена на её основе.
Введение.
Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Не следует ждать, когда ребенку исполнится 14 лет, и он достигнет стадии формально – логических операций, когда его мышление приобретает черты, характерные для мыслительной деятельности взрослых. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве.

Но зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба – решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению.

Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение . Чем раньше начать стимулировать и развивать логическое мышление , базирующееся на ощущениях и восприятиях ребёнка, тем быстрее осуществится плавный , естественный переход от конкретного мышления к высшей его фазе –абстрактному В старшем дошкольном возрасте у них только начинают появляться элементы логического мышления, характерного для школьников и взрослых. При решении логических задач необходимо выявлять и учитывать существенные , скрытые от восприятия признаки предметов и явлений, связи и отношения между ними. Так, определить, какой транспорт более быстрый: Самолет , автомобиль или велосипед , можно, сравнивая их по скорости передвижения – признаку , скрытому от непосредственного восприятия. Эти сложные отношения становятся понятны дошкольникам и доступны для анализа , если они представлены в наглядной форме. Приобретаемые способы мысленной деятельности позволяют детям анализировать предметы и явления, выделять в них существенные, последовательно рассуждать и делать выводы , систематизировать приобретенный опыт и знание. Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей и необходимо для успешного перехода детей к школьному обучению. Именно поэтому для своей рабочей программы я взяла тему « Развитие элементов логического мышления в старшем дошкольном возрасте».

В настоящее время многие современные программы дошкольного образования

акцентируют свое внимание на ребенке, как на неповторимой, творчески развивающейся личности. Немаловажная роль уделяется и уровню мыслительной деятельности дошкольника.

Очень сильной и серьезной программой, на мой взгляд, ориентирующейся на развитие логического мышления ребенка, является программа «Развитие». Она подразумевает активное использование в работе с детьми различных моделей, заместителей, схем.

Психическое развитие ребёнка-дошкольника отличается чрезвычайным разнообразием и динамичностью, в годы дошкольного детства происходят изменения в развитии познания, личности, общения с окружающими, детских деятельностей. Особой задачей является выделение наиболее существенных характеристик подобных изменений, интегрирующих все остальные.

Такие характеристики представляют собой основные единицы, определяющие ключевые направления психического развития ребёнка. В качестве одной из таких единиц можно рассматривать развитие способностей. Подобное развитие и является основной образовательной целью программы «Развитие».
Теоретическими основаниями программы «Развитие» являются следующие положения:

Первое – концепция самоценности дошкольного периода развития, разработанная А. В. Запорожцем. Согласно данной концепции, основной путь развития ребёнка – это амплификация, т.е. обогащение, наполнение процесса развития наиболее значимыми именно для дошкольника формами и способами деятельности. Работа в русле амплификации предполагает не ускорение развития ребёнка с помощью обучения, а расширение его возможностей именно в дошкольных сферах жизнедеятельности.

Второе – концепция развития способностей, разработанная Л.А. Венгером и его сотрудниками. Способности понимаются как ориентированные действия, которые осуществляются путём использования существующих в культуре средств. Для дошкольников такие средства носят образный характер. Это разного рода эталоны, схемы, модели, символы. Способности позволяют ребёнку самостоятельно обобщать имеющийся у него имперический опыт, анализировать новую ситуацию, находить решения различных задач.

Третье – теория деятельности, разработанная А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным, В.В.Давыдовым и др. Согласно их теории развитие ребёнка осуществляется в процессе различных деятельностей. Для ребёнка – дошкольника это, прежде всего игра, а также конструирование, изобразительная деятельность, литературно-художественная.

Таким образом, программа направлена на развитие у детей умственных и художественных способностей в процессе специфических дошкольных видов деятельности.

Основываясь на исследованиях, проведённых в отечественной и мировой психологии, авторы программы «Развитие» сосредоточили внимание не на содержательной стороне сообщаемого детям материала (конкретных знаниях, умениях и навыков), а на способах овладения этим материалом, организации деятельности по его усвоению, что имеет первостепенное значение для развития способностей. При подборе программного материала в первую очередь учитывается, какие средства решения познавательных и творческих задач должны быть усвоены детьми, и на каком содержании эти средства могут быть усвоены наиболее эффективно.

Исходя из рекомендаций авторов базовой программы, первостепенным в планировании являются развивающие задачи и их последовательность, затем средства, которые необходимы ребёнку для решения задач и освоение которых является ядром развития способностей. Такая последовательность ориентирует педагога на ключевые этапы развития способностей ребёнка.

Программа реализуется на основе личностно-ориентированной модели воспитания, предполагающей наличие между взрослыми и детьми отношений сотрудничества и партнёрства. Путь ,который проходит ребёнок в своём развитии в дошкольные годы, огромен. За это время он приобретает значительно больше, чем за всю .последующую жизнь .На протяжении дошкольного детства «складывается» человек. Изменения ,которые происходят в развитии ума ребёнка –дошкольника , удивительны и неуловимы.

Развитие логического мышления в программе «Развитие» выделено в отдельный раздел «Развитие элементов логического мышления». Данный раздел изучается в старшем дошкольном возрасте. Авторы программы ставят задачу в развитии детей старшего дошкольного возраста – ввести в обучение такие действия детей, которые в максимальной степени развивают их умственные способности:

действия по построению и использованию наглядных моделей

- расширение диапазона моделируемых отношений;

- обобщенность моделируемых отношений;

- изменения наглядных моделей

Занятия раздела «Развитие элементов логического мышления» направлены на развитие

у старших дошкольников представлений о понятийных отношениях, лежащих в основе

логического мышления при помощи наглядных моделей. В программу включено

освоение двух видов понятийных отношений: классификационный (отношения подчинения и соподчинения) и сериационный (отношения последовательности)

Отношения сериации- это отношения между объектами, упорядоченными по степени

интенсивности какого либо признака. Осваиваются при помощи ряда полосок или кружков ,равномерно возрастающей величины .

Классификационные отношения- это отношения между понятиями по уровню их обобщенности или родо-видовые отношения. Установление классификационных отношений осваивается при помощи модели в виде кругов Эйлера и модели типа «древа»

Программа усложняется по ряду параметров:

  1. Меняется форма, в которой представляется детям моделируемое содержание

(На начальных занятиях дети упорядочивают или группируют реальные объекты или картинки с их изображением по заданному признаку, а затем отображают эти

отношения в модели. В дальнейшем объекты обозначаются словесно. При этом словесное предъявление усложняется от последовательного диктанта к диктанту в «разбивку».

2 Усложняются действия моделирования

Моделирование сериационных и классификационных отношений развивает

общую способность к наглядному моделированию. Вместе с тем оно служит средством упорядочивания имеющегося у детей и подводит их к усвоению логических

форм мышления, которые станут необходимыми в дальнейшем, в ходе школьного обучения.

Программа предусматривает проведение занятий по подгруппам в 8-10 человек.
Моделирование логических отношений выполняется на знакомом детям материале, с опорой на знания, полученные ими на занятиях или в обыденной жизни. Перед каждым занятием, предполагающим моделирование отношений между определенными понятиями, полезно провести с детьми беседу для выявления того, знакомы ли они с теми предметами, явлениями, которые будут служить материалом моделирования, и, если окажется необходимым, для пополнения соответствующих знаний

В старшей группе дети осваивают при помощи наглядных моделей сериационные отношения и начинают освоение классификационных.
В подготовительной группе дети продолжают осваивать классификационные модели:

  1. классификационные отношения между понятиями в виде «древа» - наглядное представление родовидовой иерархии понятий;

2.работа над содержаниями понятий – выделение разных признаков объекта как основания классификации.
Материалы для каждого возраста программы «Развитие» по разделу «Развитие элементов логического мышления» состоят из программы и планов занятий (планы занятий являются рабочим материалом). Программа содержит характеристику основных направлений работы по данному разделу, а также таблицу, в которую входят: а) последовательность развивающих задач; б) описание средств, которые необходимы ребёнку для решения задач и освоение которых является ядром развития способностей; в) описание материала, необходимого для решения поставленных задач; г) характеристика деятельности детей по решению задач. Таблица ориентирует воспитателя на ключевые этапы в развитии способностей ребёнка. Характеристика средств имеет первостепенное значение. Работая по программе «Развитие» , по разделу «Развитие элементов логического

мышления» обратила внимание на то, что в методических разработках, предлагаемых

авторами а) не разработаны методы и приёмы взаимодействия с детьми на занятии

б) отсутствует раздел совместной деятельности с детьми. Поэтому считаю необходимым

дополнить программу методами и приёмами взаимодействия с детьми, дидактическими играми и упражнениями т,к. игра- основная деятельность ребёнка в дошкольном возрасте.

Внести их в совместную деятельность с детьми. А также наработки материала для предшествующей и подготовительной работы помогут в работе по программе.
Цель данной учебной программы систематизировать материал по разделу «Развитие элементов логического мышления», дополнить методами ,приёмами взаимодействия с детьми, дидактическими играми , упражнениями, материалом к предварительным занятиям.
Основная цель программы : Развитие у старших дошкольников представлений о понятийных отношениях, лежащих в основе логического мышления.
Задачи:

  1. Учить детей анализировать предметы и явления на основе наглядных моделей.

  2. Учить детей выделять и учитывать существенные признаки предметов и явлений, связи и отношения между ними на основе наглядных моделей.

  3. Учить детей последовательно рассуждать и делать выводы об иерархии родовидовых понятий.

  4. Развивать умение систематизировать приобретенный опыт и знания.

  5. Развивать функции мыслительной деятельности.



Ожидаемый результат:

По возрастным группам:
Старшая группа:

  1. Дети умеют использовать сериационный ряд как модель сериационных отношений между понятиями.

  2. Дети в своей деятельности учитывают сериационные отношения между понятиями.

  3. Умеют устанавливать родо-видовые отношения.

  4. Умеют строить модели классификационных отношений между понятиями.


Подготовительная группа:

  1. Дети владеют структурой классификационного древа.

  2. Дети могут выделять понятийные группы в разнородном материале.

  3. Умеют отображать отношения между понятиями.

  4. Дети умеют использовать знание существенных признаков понятий для выяснения того, относится ли объект к данному понятию


Организация работы во всех возрастных группах предполагает:


Группа

Общее количество НОД

Количество НОД в неделю

Длительность НОД

Количество диагностических НОД

Старшая

32

1

25 мин

4 занятия

Подготовительная

24

1

30 мин.

4 занятия


Методы, используемые на занятиях:


Наглядные

Словесные

Практические

- наблюдения

- рассматривание иллюстраций, фотографий, схем, моделей, энциклопедий

- показ дио- и видеофильмов

- настольно-печатные игры



- беседа

- рассказ воспитателя

- чтение художественных произведений, энциклопедической литературы

- вопросы поискового характера

-метод предварительной ошибки.

-игровая мотивация

- дидактическая игра

- игра-драматизация

- инсценировка

- игра-занятие

- совместная деятельность взрослого с ребенком

- самостоятельная деятельность

-моделирование

- экспериментирование

-замещение


Приемы:

  • сравнение

  • объяснение

  • пояснение

  • указание

  • вопросы

  • художественное слово

  • показ

  • повторение

  • упражнение

  • поручение

  • оценка проделанной работы

  • совет

  • взаимопроверка

  • анализ собственной деятельности

Согласно теории ,разработанной А.Н. Леонтьевым Д.Б. Элькониным развитие ребёнка осуществляется в процессе различных деятельностей. А для ребёнка дошкольника - это прежде всего игра. Поэтому в программу включены дидактические игры , упражнения ,настольные игры направленные на развитие у детей элементов логического мышления. Игры можно использовать на занятиях и в повседневной жизни детей. Материал подобран с опорой на авторов Л.Ф. Тихомирова «Логика ,дети 5-7 лет», Е. А. Алябьева «Развитие логического мышления и речи детей 5-8 лет»,Т. А. Ткаченко «Логические упражнения для развития речи», И.Е. Светлова «Логика» З. А. Михайлова «Игровые задачи для дошкольников» Педагог выбирает игру , сложность которой вполне соответствует возможностям ребёнка. Доступность задания и его успешное выполнение придадут уверенность в себе ,появится желание продолжить занятия. Постепенно следует переходить к упражнениям, требующим более значительных интеллектуальных и речевых усилий. В процессе выполнения этих игр , упражнений у дошкольника активизируется способность к анализу, синтезу, сравнению , обобщению. Регулярная и планомерная работа по развитию мышления не только существенно повысит готовность ребёнка к познавательной деятельности, интерес к интеллектуальным задачам и доставит удовольствие от их выполнения, но и подготовит к обучению в школе. Каждый раз ход игры потребует от ребёнка развёрнутых речевых высказываний, подбора точных лексических и грамматических средств. При выполнении некоторых заданий особенно активно будет задействовано внимание. При проведении других потребуется серьёзная работа памяти. Дополнительно к разделу «Развитие элементов логического мышления» по программе «Развитие» в своей работе я использую: 1) дидактические игры ,задания, упражнения, которые учат детей выделять существенные признаки предметов : « Опиши предмет» , «Кто летает?», «Кто плавает?» « Съедобное – не съедобное». Л .Ф. Тихомирова «Логика». « Что плавает что тонет» под редакцией О. М. Дьяченко «Чего на свете не бывает» (Дети называют признак предмета) ; « Отгадай , что за предмет» (Узнай по описанию), «Загадки» Л. Ф. Тихомирова (Называют предмет по заданным признакам.)

2) дидактические игры ,задания, упражнения, которые учат сравнивать предметы между собой, искать черты сходства и отличия : « Давай сравним » , «Сравним картинки», «Найдём предмет непохожий на другие», «Найдём два одинаковых предмета» Л. Ф. Тихомирова. «Чем похожи , чем отличаются» Т.А. Ткаченко ; «Чем и почему похожи и не похожи стол и стул?» , « Чем и почему похожа и не похожа посуда ?» Е . А. Алябьева

3) дидактические игры ,задания, упражнения, которые учат классифицировать предметы (т. е.находить общий признак предмета и по нему объединять предметы в однородные группы) : « Что объединяет предметы?», «Разложим карточки на группы» «Что общего?»,«Я знаю», «Что лишнее?», «Что объединяет?» Л. Ф.Тихомирова. « Назови группу»№7, «Выбери лишний?»№5,10,11, «Продолжи ряд» №8 Т.А. Ткаченко, «Овощи –фрукты», «Грузчики», «Летает не летает», «Продолжи ряд», «Четвёртый лишний», «Собери шесть», «Классификация», «Новоселье» Л. М. Козырева « Домино» Л.А. Венгер, О. М. Дьяченко.

4) дидактические игры , которые знакомят с противоположными понятиями: «Назови слова противоположные по смыслу» Л. Ф.Тихомирова, «Двойной антоним» №13 Т.А. Ткаченко.

5) дидактические игры , которые знакомят с родо-видовыми отношениями: « Вопрос – ответ», « Птицы- рыбы- звери» Л. Ф.Тихомирова.

6) дидактические игры ,задания, упражнения, которые учат давать определения понятиям(определить понятие – значит установить его ближайший род и видовое отличие.) «Заполни пропуски» Л. Ф.Тихомирова, « Объясни слово»№16. Т.А. Ткаченко.

7) игры и упражнения на установление причинно- следственных связей в природных и социальных явлениях: «Почему это произошло?» , « По какой причине произошли два события?», «Учимся представлять последствия событий» , Упражнения в стихах «Установи причину и следствие» Е . А. Алябьева.

А также такие дидактические и развивающие игры : «Кто веселее?», «Хитрые картинки», Л.А. Венгер, О. М. Дьяченко. «Дома зверей», « Поезд» под редакцией О. М. Дьяченко «Чего на свете не бывает» , «Подбери картинку» №3, «Закончи предложение» №2 , «Подбери слово» №4,6, «Потому что» №9 , « В чём ошибка ?» (что перепутал художник) , «В чём ошибка предложенных суждений» №14,17., « Объясни пословицу» №19. Т.А. Ткаченко. Логические задачи «Сравнение», «Различия», «Совмещения» . «Отрицания» , «Возраст». ( см приложение № 2) .Назначение логических игр , задач и упражнений состоит в активизации умственной деятельности ребят, в оживлении процесса обучения. Применяются они как на занятиях, так же в повседневной жизни детей. На занятиях используются в качестве «умственной гимнастики» в начале занятия или для выполнения конкретной программной задачи обучения.

Для предшествующей , предварительной работы использую - стихотворные тексты на развитие операций обобщения, конкретизации; - вопросы к детям , направленные развитие речи и мышления. Их можно изменять , дополнять , упрощать, усложнять в соответствии с этапом и уровнем развития ребёнка. - трактовку понятий из толковых словарей. (источник Е. А. Алябьева «Развитие логического мышления и речи детей 5-8 лет» ) ( см приложение №1)


Развитие элементов логического мышления

Содержание рабочей учебной программы

Объём учебной нагрузки по программе

(количество частей занятий)

Старшая

подготовительная

Освоение действий замещения понятий или признака понятий



7



3

Освоение действий по использованию наглядных моделей (на наглядном или словесном материале)



14 + 4



13

Освоение действий по построению наглядной модели понятийных отношений




6 + 9



15
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по разделу «Развитие элементов логического мышления» по программе «Развитие» для детей старшего дошкольного возраста icon Доклад из опыта работы к муниципальным педагогическим чтениям музыкальных...
На протяжении многих лет наш детский сад работает в направлении изучения народного творчества, воспитания и приобщения детей дошкольного...
Рабочая программа по разделу «Развитие элементов логического мышления» по программе «Развитие» для детей старшего дошкольного возраста icon «Программа развитие речи детей дошкольного возраста»
«Коррекционная работа» Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно – методические рекомендации....
Рабочая программа по разделу «Развитие элементов логического мышления» по программе «Развитие» для детей старшего дошкольного возраста icon Мбдоу дскв №62 г. Нижневартовска Горбатенко Ирина Валерьевна Воспитатель...
Сенсорное развитие (от латинского sensus – чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений...
Рабочая программа по разделу «Развитие элементов логического мышления» по программе «Развитие» для детей старшего дошкольного возраста icon Творческий отчет «Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность...
...
Рабочая программа по разделу «Развитие элементов логического мышления» по программе «Развитие» для детей старшего дошкольного возраста icon Образовательная программа униципального бюджетного дошкольного образовательного...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №26 «Родничок» осуществляет воспитание, обучение и развитие...
Рабочая программа по разделу «Развитие элементов логического мышления» по программе «Развитие» для детей старшего дошкольного возраста icon Рабочая программа по разделу «Ознакомление с художественной литературой...
В соответствии с лицензией мбдоу «Детский сад №29 «Рябинушка» комбинированного вида» имеет право ведения образовательной деятельности...
Рабочая программа по разделу «Развитие элементов логического мышления» по программе «Развитие» для детей старшего дошкольного возраста icon «Музыка является могучим и ничем не заменимым средством в формировании духовного мира ребенка»
Развитие музыкальной отзывчивости детей дошкольного возраста через восприятие музыки
Рабочая программа по разделу «Развитие элементов логического мышления» по программе «Развитие» для детей старшего дошкольного возраста icon Рабочая программа разработана на основе целей и задач Образовательной...
В рабочей программе определены целостно целевые ориентиры, задачи, основные направления, условия и средства развития ребенка в музыкальной...
Рабочая программа по разделу «Развитие элементов логического мышления» по программе «Развитие» для детей старшего дошкольного возраста icon Непосредственно образовательная деятельность по интеллектуальному...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №62 Журавушка
Рабочая программа по разделу «Развитие элементов логического мышления» по программе «Развитие» для детей старшего дошкольного возраста icon Рабочая учебная программа для начальной школы по литературному чтению пояснительная записка
Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях и ориентирована...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции