Скачать 0.98 Mb.
|
. Муниципальное учреждение «Городское управление народного образования» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 29 «Рябинушка» комбинированного вида»
Рабочая программа по разделу «Развитие элементов логического мышления» по программе «Развитие» для детей старшего дошкольного возраста г. Инта 2010 г. Пояснительная записка В соответствии с лицензией серия А № 285113 от 21 сентября 2009 г. МДОУ «Детский сад № 29 «Рябинушка» комбинированного вида» имеет право ведения образовательной деятельности по следующим программам: Основные:
2.«Развитие» под редакцией О. М.Дьяченко. . Дополнительные: «Гармония», автор К.В.Тарасова. Разработка рабочей программы ведётся на основе раздела «Развитие элементов логического мышления» базовой программы «Развитие», под редакцией О. М. Дьяченко. Рабочая программа составлена для воспитателей, работающих с детьми старшего дошкольного возраста 5-7 лет. Программа представлена, с целью поделиться опытом использования методов и приёмов взаимодействия с детьми на занятиях, использования дидактических и развивающих игр и упражнений на занятиях и вне их, использования материала для предшествующей и предварительной работы с детьми. (Приложение № 1). В результате работы по программе: -происходят изменения в образовательном пространстве ДОУ (меняются условия: развивающая среда пополняется дидактическими играми); -повышается уровень развития детей по разделу «Развитие элементов логического мышления»; - повышается заинтересованность воспитателей и родителей в работе с детьми. Актуальность рабочей программы: 1. Программа приводит в систему работу по разделу «Развитие элементов логического мышления». 2. Программа разработана на основе обязательного минимума содержания по развитию умственных способностей и развитию элементов логического мышления. 3. Программа обеспечивает реализацию базовой программы, т.к. составлена на её основе. Введение. Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Не следует ждать, когда ребенку исполнится 14 лет, и он достигнет стадии формально – логических операций, когда его мышление приобретает черты, характерные для мыслительной деятельности взрослых. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве. Но зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба – решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению. Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение . Чем раньше начать стимулировать и развивать логическое мышление , базирующееся на ощущениях и восприятиях ребёнка, тем быстрее осуществится плавный , естественный переход от конкретного мышления к высшей его фазе –абстрактному В старшем дошкольном возрасте у них только начинают появляться элементы логического мышления, характерного для школьников и взрослых. При решении логических задач необходимо выявлять и учитывать существенные , скрытые от восприятия признаки предметов и явлений, связи и отношения между ними. Так, определить, какой транспорт более быстрый: Самолет , автомобиль или велосипед , можно, сравнивая их по скорости передвижения – признаку , скрытому от непосредственного восприятия. Эти сложные отношения становятся понятны дошкольникам и доступны для анализа , если они представлены в наглядной форме. Приобретаемые способы мысленной деятельности позволяют детям анализировать предметы и явления, выделять в них существенные, последовательно рассуждать и делать выводы , систематизировать приобретенный опыт и знание. Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей и необходимо для успешного перехода детей к школьному обучению. Именно поэтому для своей рабочей программы я взяла тему « Развитие элементов логического мышления в старшем дошкольном возрасте». В настоящее время многие современные программы дошкольного образования акцентируют свое внимание на ребенке, как на неповторимой, творчески развивающейся личности. Немаловажная роль уделяется и уровню мыслительной деятельности дошкольника. Очень сильной и серьезной программой, на мой взгляд, ориентирующейся на развитие логического мышления ребенка, является программа «Развитие». Она подразумевает активное использование в работе с детьми различных моделей, заместителей, схем. Психическое развитие ребёнка-дошкольника отличается чрезвычайным разнообразием и динамичностью, в годы дошкольного детства происходят изменения в развитии познания, личности, общения с окружающими, детских деятельностей. Особой задачей является выделение наиболее существенных характеристик подобных изменений, интегрирующих все остальные. Такие характеристики представляют собой основные единицы, определяющие ключевые направления психического развития ребёнка. В качестве одной из таких единиц можно рассматривать развитие способностей. Подобное развитие и является основной образовательной целью программы «Развитие». Теоретическими основаниями программы «Развитие» являются следующие положения: Первое – концепция самоценности дошкольного периода развития, разработанная А. В. Запорожцем. Согласно данной концепции, основной путь развития ребёнка – это амплификация, т.е. обогащение, наполнение процесса развития наиболее значимыми именно для дошкольника формами и способами деятельности. Работа в русле амплификации предполагает не ускорение развития ребёнка с помощью обучения, а расширение его возможностей именно в дошкольных сферах жизнедеятельности. Второе – концепция развития способностей, разработанная Л.А. Венгером и его сотрудниками. Способности понимаются как ориентированные действия, которые осуществляются путём использования существующих в культуре средств. Для дошкольников такие средства носят образный характер. Это разного рода эталоны, схемы, модели, символы. Способности позволяют ребёнку самостоятельно обобщать имеющийся у него имперический опыт, анализировать новую ситуацию, находить решения различных задач. Третье – теория деятельности, разработанная А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным, В.В.Давыдовым и др. Согласно их теории развитие ребёнка осуществляется в процессе различных деятельностей. Для ребёнка – дошкольника это, прежде всего игра, а также конструирование, изобразительная деятельность, литературно-художественная. Таким образом, программа направлена на развитие у детей умственных и художественных способностей в процессе специфических дошкольных видов деятельности. Основываясь на исследованиях, проведённых в отечественной и мировой психологии, авторы программы «Развитие» сосредоточили внимание не на содержательной стороне сообщаемого детям материала (конкретных знаниях, умениях и навыков), а на способах овладения этим материалом, организации деятельности по его усвоению, что имеет первостепенное значение для развития способностей. При подборе программного материала в первую очередь учитывается, какие средства решения познавательных и творческих задач должны быть усвоены детьми, и на каком содержании эти средства могут быть усвоены наиболее эффективно. Исходя из рекомендаций авторов базовой программы, первостепенным в планировании являются развивающие задачи и их последовательность, затем средства, которые необходимы ребёнку для решения задач и освоение которых является ядром развития способностей. Такая последовательность ориентирует педагога на ключевые этапы развития способностей ребёнка. Программа реализуется на основе личностно-ориентированной модели воспитания, предполагающей наличие между взрослыми и детьми отношений сотрудничества и партнёрства. Путь ,который проходит ребёнок в своём развитии в дошкольные годы, огромен. За это время он приобретает значительно больше, чем за всю .последующую жизнь .На протяжении дошкольного детства «складывается» человек. Изменения ,которые происходят в развитии ума ребёнка –дошкольника , удивительны и неуловимы. Развитие логического мышления в программе «Развитие» выделено в отдельный раздел «Развитие элементов логического мышления». Данный раздел изучается в старшем дошкольном возрасте. Авторы программы ставят задачу в развитии детей старшего дошкольного возраста – ввести в обучение такие действия детей, которые в максимальной степени развивают их умственные способности: действия по построению и использованию наглядных моделей - расширение диапазона моделируемых отношений; - обобщенность моделируемых отношений; - изменения наглядных моделей Занятия раздела «Развитие элементов логического мышления» направлены на развитие у старших дошкольников представлений о понятийных отношениях, лежащих в основе логического мышления при помощи наглядных моделей. В программу включено освоение двух видов понятийных отношений: классификационный (отношения подчинения и соподчинения) и сериационный (отношения последовательности) Отношения сериации- это отношения между объектами, упорядоченными по степени интенсивности какого либо признака. Осваиваются при помощи ряда полосок или кружков ,равномерно возрастающей величины . Классификационные отношения- это отношения между понятиями по уровню их обобщенности или родо-видовые отношения. Установление классификационных отношений осваивается при помощи модели в виде кругов Эйлера и модели типа «древа» Программа усложняется по ряду параметров:
(На начальных занятиях дети упорядочивают или группируют реальные объекты или картинки с их изображением по заданному признаку, а затем отображают эти отношения в модели. В дальнейшем объекты обозначаются словесно. При этом словесное предъявление усложняется от последовательного диктанта к диктанту в «разбивку». 2 Усложняются действия моделирования Моделирование сериационных и классификационных отношений развивает общую способность к наглядному моделированию. Вместе с тем оно служит средством упорядочивания имеющегося у детей и подводит их к усвоению логических форм мышления, которые станут необходимыми в дальнейшем, в ходе школьного обучения. Программа предусматривает проведение занятий по подгруппам в 8-10 человек. Моделирование логических отношений выполняется на знакомом детям материале, с опорой на знания, полученные ими на занятиях или в обыденной жизни. Перед каждым занятием, предполагающим моделирование отношений между определенными понятиями, полезно провести с детьми беседу для выявления того, знакомы ли они с теми предметами, явлениями, которые будут служить материалом моделирования, и, если окажется необходимым, для пополнения соответствующих знаний В старшей группе дети осваивают при помощи наглядных моделей сериационные отношения и начинают освоение классификационных. В подготовительной группе дети продолжают осваивать классификационные модели:
2.работа над содержаниями понятий – выделение разных признаков объекта как основания классификации. Материалы для каждого возраста программы «Развитие» по разделу «Развитие элементов логического мышления» состоят из программы и планов занятий (планы занятий являются рабочим материалом). Программа содержит характеристику основных направлений работы по данному разделу, а также таблицу, в которую входят: а) последовательность развивающих задач; б) описание средств, которые необходимы ребёнку для решения задач и освоение которых является ядром развития способностей; в) описание материала, необходимого для решения поставленных задач; г) характеристика деятельности детей по решению задач. Таблица ориентирует воспитателя на ключевые этапы в развитии способностей ребёнка. Характеристика средств имеет первостепенное значение. Работая по программе «Развитие» , по разделу «Развитие элементов логического мышления» обратила внимание на то, что в методических разработках, предлагаемых авторами а) не разработаны методы и приёмы взаимодействия с детьми на занятии б) отсутствует раздел совместной деятельности с детьми. Поэтому считаю необходимым дополнить программу методами и приёмами взаимодействия с детьми, дидактическими играми и упражнениями т,к. игра- основная деятельность ребёнка в дошкольном возрасте. Внести их в совместную деятельность с детьми. А также наработки материала для предшествующей и подготовительной работы помогут в работе по программе. Цель данной учебной программы систематизировать материал по разделу «Развитие элементов логического мышления», дополнить методами ,приёмами взаимодействия с детьми, дидактическими играми , упражнениями, материалом к предварительным занятиям. Основная цель программы : Развитие у старших дошкольников представлений о понятийных отношениях, лежащих в основе логического мышления. Задачи:
Ожидаемый результат: По возрастным группам: Старшая группа:
Подготовительная группа:
Организация работы во всех возрастных группах предполагает:
Методы, используемые на занятиях:
Приемы:
Согласно теории ,разработанной А.Н. Леонтьевым Д.Б. Элькониным развитие ребёнка осуществляется в процессе различных деятельностей. А для ребёнка дошкольника - это прежде всего игра. Поэтому в программу включены дидактические игры , упражнения ,настольные игры направленные на развитие у детей элементов логического мышления. Игры можно использовать на занятиях и в повседневной жизни детей. Материал подобран с опорой на авторов Л.Ф. Тихомирова «Логика ,дети 5-7 лет», Е. А. Алябьева «Развитие логического мышления и речи детей 5-8 лет»,Т. А. Ткаченко «Логические упражнения для развития речи», И.Е. Светлова «Логика» З. А. Михайлова «Игровые задачи для дошкольников» Педагог выбирает игру , сложность которой вполне соответствует возможностям ребёнка. Доступность задания и его успешное выполнение придадут уверенность в себе ,появится желание продолжить занятия. Постепенно следует переходить к упражнениям, требующим более значительных интеллектуальных и речевых усилий. В процессе выполнения этих игр , упражнений у дошкольника активизируется способность к анализу, синтезу, сравнению , обобщению. Регулярная и планомерная работа по развитию мышления не только существенно повысит готовность ребёнка к познавательной деятельности, интерес к интеллектуальным задачам и доставит удовольствие от их выполнения, но и подготовит к обучению в школе. Каждый раз ход игры потребует от ребёнка развёрнутых речевых высказываний, подбора точных лексических и грамматических средств. При выполнении некоторых заданий особенно активно будет задействовано внимание. При проведении других потребуется серьёзная работа памяти. Дополнительно к разделу «Развитие элементов логического мышления» по программе «Развитие» в своей работе я использую: 1) дидактические игры ,задания, упражнения, которые учат детей выделять существенные признаки предметов : « Опиши предмет» , «Кто летает?», «Кто плавает?» « Съедобное – не съедобное». Л .Ф. Тихомирова «Логика». « Что плавает что тонет» под редакцией О. М. Дьяченко «Чего на свете не бывает» (Дети называют признак предмета) ; « Отгадай , что за предмет» (Узнай по описанию), «Загадки» Л. Ф. Тихомирова (Называют предмет по заданным признакам.) 2) дидактические игры ,задания, упражнения, которые учат сравнивать предметы между собой, искать черты сходства и отличия : « Давай сравним » , «Сравним картинки», «Найдём предмет непохожий на другие», «Найдём два одинаковых предмета» Л. Ф. Тихомирова. «Чем похожи , чем отличаются» Т.А. Ткаченко ; «Чем и почему похожи и не похожи стол и стул?» , « Чем и почему похожа и не похожа посуда ?» Е . А. Алябьева 3) дидактические игры ,задания, упражнения, которые учат классифицировать предметы (т. е.находить общий признак предмета и по нему объединять предметы в однородные группы) : « Что объединяет предметы?», «Разложим карточки на группы» «Что общего?»,«Я знаю», «Что лишнее?», «Что объединяет?» Л. Ф.Тихомирова. « Назови группу»№7, «Выбери лишний?»№5,10,11, «Продолжи ряд» №8 Т.А. Ткаченко, «Овощи –фрукты», «Грузчики», «Летает не летает», «Продолжи ряд», «Четвёртый лишний», «Собери шесть», «Классификация», «Новоселье» Л. М. Козырева « Домино» Л.А. Венгер, О. М. Дьяченко. 4) дидактические игры , которые знакомят с противоположными понятиями: «Назови слова противоположные по смыслу» Л. Ф.Тихомирова, «Двойной антоним» №13 Т.А. Ткаченко. 5) дидактические игры , которые знакомят с родо-видовыми отношениями: « Вопрос – ответ», « Птицы- рыбы- звери» Л. Ф.Тихомирова. 6) дидактические игры ,задания, упражнения, которые учат давать определения понятиям(определить понятие – значит установить его ближайший род и видовое отличие.) «Заполни пропуски» Л. Ф.Тихомирова, « Объясни слово»№16. Т.А. Ткаченко. 7) игры и упражнения на установление причинно- следственных связей в природных и социальных явлениях: «Почему это произошло?» , « По какой причине произошли два события?», «Учимся представлять последствия событий» , Упражнения в стихах «Установи причину и следствие» Е . А. Алябьева. А также такие дидактические и развивающие игры : «Кто веселее?», «Хитрые картинки», Л.А. Венгер, О. М. Дьяченко. «Дома зверей», « Поезд» под редакцией О. М. Дьяченко «Чего на свете не бывает» , «Подбери картинку» №3, «Закончи предложение» №2 , «Подбери слово» №4,6, «Потому что» №9 , « В чём ошибка ?» (что перепутал художник) , «В чём ошибка предложенных суждений» №14,17., « Объясни пословицу» №19. Т.А. Ткаченко. Логические задачи «Сравнение», «Различия», «Совмещения» . «Отрицания» , «Возраст». ( см приложение № 2) .Назначение логических игр , задач и упражнений состоит в активизации умственной деятельности ребят, в оживлении процесса обучения. Применяются они как на занятиях, так же в повседневной жизни детей. На занятиях используются в качестве «умственной гимнастики» в начале занятия или для выполнения конкретной программной задачи обучения. Для предшествующей , предварительной работы использую - стихотворные тексты на развитие операций обобщения, конкретизации; - вопросы к детям , направленные развитие речи и мышления. Их можно изменять , дополнять , упрощать, усложнять в соответствии с этапом и уровнем развития ребёнка. - трактовку понятий из толковых словарей. (источник Е. А. Алябьева «Развитие логического мышления и речи детей 5-8 лет» ) ( см приложение №1) Развитие элементов логического мышления
|
Доклад из опыта работы к муниципальным педагогическим чтениям музыкальных... На протяжении многих лет наш детский сад работает в направлении изучения народного творчества, воспитания и приобщения детей дошкольного... |
«Программа развитие речи детей дошкольного возраста» «Коррекционная работа» Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно – методические рекомендации.... |
||
Мбдоу дскв №62 г. Нижневартовска Горбатенко Ирина Валерьевна Воспитатель... Сенсорное развитие (от латинского sensus – чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений... |
Творческий отчет «Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность... ... |
||
Образовательная программа униципального бюджетного дошкольного образовательного... Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №26 «Родничок» осуществляет воспитание, обучение и развитие... |
Рабочая программа по разделу «Ознакомление с художественной литературой... В соответствии с лицензией мбдоу «Детский сад №29 «Рябинушка» комбинированного вида» имеет право ведения образовательной деятельности... |
||
«Музыка является могучим и ничем не заменимым средством в формировании духовного мира ребенка» Развитие музыкальной отзывчивости детей дошкольного возраста через восприятие музыки |
Рабочая программа разработана на основе целей и задач Образовательной... В рабочей программе определены целостно целевые ориентиры, задачи, основные направления, условия и средства развития ребенка в музыкальной... |
||
Непосредственно образовательная деятельность по интеллектуальному... Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №62 Журавушка |
Рабочая учебная программа для начальной школы по литературному чтению пояснительная записка Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях и ориентирована... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |