«Центр развития ребенка – детский сад №30» Партизанского городского округа




Скачать 423.64 Kb.
Название«Центр развития ребенка – детский сад №30» Партизанского городского округа
страница1/3
Дата публикации17.10.2014
Размер423.64 Kb.
ТипРеферат
literature-edu.ru > Лекции > Реферат
  1   2   3
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №30»

Партизанского городского округа

Использование элементов хромотерапии в работе учителя-логопеда с детьми «группы риска» и тяжелой речевой патологией

Бужинская Ольга Владимировна

учитель-логопед

МБДОУ «ЦРР – детский сад №30» ПГО


2013 год

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………...3

Глава 1. Особенности логопедической работы с детьми «группы риска»……...6

1.1 Психофизические и социальные причины отклонения в развитии

речи детей …………………………………………………………………………6

1.2 Целесообразность использования хромотерапии в работе

с детьми дошкольного возраста …………………………………………… …..7

Глава 2. Опыт работы по использованию элементов хромотерапии

на логопедических занятиях …………………………………………………..10

2.1 Методика «Букет на поляне» …………………………………………………...10

2.2 Методика «Волшебные квадраты»………………………………………………12

2.3 Выбор цвета и самооценка деятельности. Цветные прописи …………………13

2.4 Методика «Цветные платки»……………………………………………….........15

2.5 Использование элементов хромотерапии в работе

по коррекции звукопроизношения…………………………………….........16

2.6 Вариативность применения элементов хромотерапии в

логопедической работе………………………………………………………...19

Заключение……………………………………………………………………………23

Список литературы…………………………………………………………………...25

Приложения…………………………………………………………………………...27

Введение

В последние десятилетия отечественная логопедия интенсивно развивается, появляются инновационные направления коррекционно-педагогической работы.

Децелерация, т.е. замедленный темп физического и интеллектуального  развития детей, становится довольно распространенным явлением.   При децелерации речевые нарушения носят  системный характер, вызывая изменения поведения, деформируя личность. Децелерации больше подвержены дети «группы риска». Под понятием «дети группы риска» подразумеваются следующие категории детей:

1) дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико- патологической характеристики;

2) дети, оставшиеся без попечения родителей;

3) дети из неблагополучных, асоциальных семей;

4) дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;

5) дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации.

Особенность детей группы риска в том, что формально, юридически они могут считаться детьми, не требующими особых подходов (у них есть семья, родители, они посещают обычное образовательное учреждение), но фактически, оказываются в ситуации, когда не реализуются в полной мере или попираются их базовые права. При относительно благополучном соматическом состоянии, отсутствии дефектов органов артикуляции и достаточной иннервации речевого аппарата, коррекционная работа с использованием общепринятых программ, приемов и методов работы не дает положительных результатов. Можно предположить, что в данном случае речевые проблемы являются не причиной, а следствием психологических проблем детей, то есть выступают первопричиной сопутствующих нарушений.

Нахождение детей в неблагоприятных условиях для развития приводит к депривации. Депривация есть лишение средств и возможностей удовлетворения основных психических потребностей, среди которых можно выделить следующие:

1) потребность в общении;

2) потребность в познавательной (ориентированной) деятельности;

3) потребность в двигательной активности;

4) потребность общения со сверстниками;

5) потребность в личной идентификации;

6) потребность быть объектом любви и заботы, внимания, ласки, нежности;

7) потребность в положительных эмоциях.

Следствием депривации являются задержка в развитии речи, социальных навыков, тонкой моторики, интеллекта. Наиболее опасна в детском возрасте материнская депривация. (См. Приложение 1)

Установление доверительного контакта с ребенком, длительно находящимся в психотравмирующей ситуации, становится приоритетным при организации коррекционной работы.

Вышеизложенное определяет актуальность данной работы и позволяет рассматривать речевые нарушения, как вторичные вследствие неблагоприятного влияния окружающей среды на общее развитие ребенка.

Цель: обобщение и анализ опыта логопедического сопровождений детей «группы риска» при использовании элементов хромотерапии для оптимизации коррекционного процесса.

Объектом исследования являются особенности речевого развития, эмоционального детей «группы риска».

Предмет исследования - процесс оказания и виды логопедической помощи, предоставляемой детям-логопатам с использованием элементов хромотерапии.

Гипотезой исследования является предположение о том, что эффективность логопедической реабилитации зависит от психологического состояния детей «группы риска» и страдающих тяжелыми нарушениями речи, разнообразия форм и методов работы, в том числе и воздействием цветовой гаммы.

В качестве основных задач выделены следующие:

- изучить и проанализировать традиционные формы и методы коррекционной работы с детьми «группы риска»;

- определить пути оптимизации деятельности учителя-логопеда в области речевой, психологической реабилитации детей «группы риска» путем использования элементов хромотерапии.

Методы исследования: обзор и анализ традиционных программ, литературы по проблеме в области применения хромотерапии; изучение, обобщение практических материалов из личного опыта работы учителя-логопеда МБДОУ «ЦРР- детский сад №30» Партизанского городского округа.

Практическая значимость работы заключается в том, что в ней рассмотрены социальные факторы, как определяющие возникновение речевых нарушений у детей «группы риска». Предложены нетрадиционные формы и методы работы, направленные на стабилизацию эмоционального состояния и устранение отклонений в речевом развитии детей «группы риска».

Результатом исследования является возможность создания адаптированной к использованию на коррекционных занятиях технологии хромотерапии для логопедического сопровождения детей «группы риска» и тяжелой речевой патологией.

Научная значимость, по мнению автора, заключается в следующем: подготовка и реализация адаптированной к использованию в работе учителя-логопеда технологии хромотерапии, будет способствовать формированию положительного эмоционального фона и развитию коммуникативных навыков детей, что повысит эффективность работы с детьми «группы риска». Сформулированные выводы и предложения могут быть использованы учителями-логопедами дошкольных и социальных учреждений.
Глава 1. Особенности логопедической работы с детьми «группы риска»
1.1 Психофизические и социальные причины отклонений в развития речи детей.

Органические нарушения возникают при поражении механизмов в центральной или периферической части речевого аппарата в пренатальный и постнатальный периоды развития. Функциональные нарушения речи, как правило, возникают вследствие воздействия социальных причин: соматической ослабленности, педагогической запущенности, стрессов и психических заболеваний, социальной или эмоциональной депривации. Последствия депривации можно устранить активной стимуляцией, усилением эмоциональных контактов, преобразованием социальных отношений и т. д.

Взаимодействие логопеда с социально-неблагополучными семьями неэффективно, а иногда и просто невозможно. Частые пропуски занятий, полное игнорирование требований логопеда, невыполнение домашнего задания, отсутствие медикаментозного лечения затрудняют работу логопеда.

Дети, воспитывающиеся в неблагоприятном социуме, не нацелены на достижение положительного результата, речевые проблемы для них не являются доминантными. Интерес к логопедическим занятиям низок, а зачастую отсутствует совсем. Резко возросло число детей с тяжелыми формами речевых патологий. У детей, не имеющих возможности речевого самовыражения, возникают сходные проблемы с детьми, находящимися в условиях социальной депривации.

Зачастую, не учитываются в работе интересы ребенка, его жизненный опыт, склонности и привычки. Мало внимания уделяется развитию познавательной сферы, памяти, внимания, мышления с ребенка речевыми нарушениями, не учитывается то, что эмоции детей в целом остаются импульсивными. Процесс развития эмоциональной сферы у дошкольников с нарушениями речи станет наиболее эффективным, при создании условий, в которых ребенок чувствовал бы себя комфортно, внутренне свободно и раскрепощено, что заставляет искать пути оптимизации коррекционного логопедического воздействия.

1.2 Целесообразность использования хромотерапии в работе с детьми дошкольного возраста

К 5- 6 годам дети начинают планировать свою продуктивную и игровую деятельность, т.е. воображение становится произвольным, а именно с детьми такого возраста чаще всего сталкиваются логопеды.

Воображение ребенка - это не только эмоциональный полет фантазии, но также снимающий все пространственные и временные ограничения способ постижения окружающего мира, что расширяет границы детских возможностей и вдохновляет ребенка на познание и творчество. Воображение ребенка не консервативно, свободно от запретов, шаблонов, клише и вместе с тем более спонтанно, чем у взрослых.

Примерно 70% информации мы получаем через зрительный анализатор, поэтому так важно использовать наглядность в воспитательно-образовательном процессе. Воздействие цвета на людей неоднозначно, а сугубо индивидуально, носит избирательный характер, и это необходимо учитывать в работе с дошкольниками.

Большое внимание для оздоровления детей уделяется цветотерапии. Установлено, что даже употребление овощей и фруктов нужного цвета, ношение одежды определенных цветов тоже могут дать положительный терапевтический эффект. Педагогам необходимо владеть элементарной информацией о цветотерапии и использовать эти знания в учебно-образовательном процессе.

Хромотерапия — наука, изучающая свойства цвета. (См. Приложение 2) Зная основные свойства цвета, его воздействие на психику человека, учитывая спонтанность детского воображения, можно проводить первичную диагностику психоэмоционального состояния ребенка и его дальнейшую коррекцию. Личный опыт работы показал эффективность использования хромотерапии в логопедической работе.
Глава 2. Использование элементов хромотерапии в работе логопеда
2.1 Методика «Букет на поляне»

Цель: диагностика и коррекции эмоционального состояния детей. Изначально нами использовались листы белого картона формата А4, но интерес у детей угасал быстро. Использование листов картона форматов А2, А3 красного, оранжевого, розового, желтого, коричневого, синего, голубого, фиолетового, зеленого, белого, черного цветов привело к неожиданным результатам. Дети начали воспринимать цветной картон не как лист бумаги, а как кусочек личного пространства (задания выполнялись именно на нем). Пятилетний мальчик из многодетной асоциальной семьи подметил: «Парта – она «всехняя», а красная бумажка (картон) – моя. У меня здесь букетик растет, тетрадочка лежит, а здесь я рядом сижу». Каждый раз, приходя на занятие, требовал «свою бумажку» и «свой букетик». Только спустя два месяца поддался на уговоры выбрать лист другого цвета, но при этом первую «свою бумажку» не разрешал брать никому.

Для букетов изготовили разноцветные цветы ромашек разного размера. На каждого ребенка должно быть не менее трех ромашек каждого цвета и размера. В начале занятия предлагаю детям выбрать большой лист цветного картона для основы и выложить на нем букет из ромашек. Ребенок может положить не более трех ромашек разного цвета и размера. (Для оценки результата достаточно ознакомиться с характеристикой цветовой гаммы (См. Приложение 2) или изучить известный тест М.Люшера). На первых занятиях одни дети выбирают ромашки, не задумываясь, другие долго не решаются составить букет. Дети эмоциональные, агрессивные выбирают насыщенные цвета, крупные ромашки, стараются добавить цветы в букет. Для них характерно желание изменить первоначальный состав букета. Дети неуверенные, боязливые, с полным или частичным отсутствием речи, составляют букет на менее ярких листах, берут ромашки поменьше, и, зачастую одного цвета. Изменить композицию не пытаются. Выбор листа для выкладывания букета может проходить с помощью взрослого: что ребенку предложат, то он и возьмет.

Составленный букет дети отодвигают на любой удобный для них край листа-основы. Для тренировки памяти, иногда прошу детей перевернуть ромашки обратной стороной, а через какое-то время вспомнить, какого цвета ромашки у самого ребенка или у его соседа. Дети второго года обучения, овладевшие речью на уровне свободной коммуникации, могут подсказать отгадывающему цвет своих ромашек с помощью ассоциаций: «Моя первая ромашка, как солнце…(желтая), вторая «ромашка похожа цветом на … апельсин, арбуз, молоко и т.д.). Эти упражнения развивают внимание, мышление, формируют лексико-грамматический строй.

По мере роста доверия к педагогу, привыкания к занятиям и требованиям, букеты становились все разнообразнее. Дети просили разрешения еще добавить цветы. Дополнительные ромашки ребенок берет за верный ответ, старательное выполнение заданий (именно старательное, т.к. для логопедических занятий важен не только результат, но и то, как мы к нему приближаемся). В конце занятия детям предлагаю заменить лист-основу и составить новый букет. Всегда видно: устал ребенок на занятии или наоборот, зарядился положительными эмоциями. Светлый лист заменил на более темный – устал, темный на более светлый – все в порядке, оставил тот же, тоже неплохой показатель, конечно, если этот лист изначально не был черного или излишне агрессивного цвета. Через один – два месяца обучения, дети без напоминания клали на стол приглянувшегося цвета лист, составляли букеты, и, что самое главное, научали комментировать свой выбор, говорили о настроении, самочувствии и т.д. Состояние безречевых детей оцениваем по мимике, жестам. Внимательный педагог сможет определить эмоциональное состояние ребенка. Выбор цвета у безречевых детей проходит более сложно, чем у детей активно говорящих.

2.2 Методика «Волшебные квадраты»

Цель: развитие неречевых процессов, внимания, умения действовать в соответствии с инструкцией, активизация мыслительной деятельности. За основу берем листы белого картона размером 20см x 15см., т.к. белый цвет дает больший простор для фантазии. На картон-основу наклеиваем произвольно по три квадрата размером 6см x 6см. Поле под одним из квадратов оставляем пустым. Для свободного выбора даем одиночные квадраты того же размера, что и на листе-основе. Лист-основу ребенок выбирает сам. При затруднении, с выбором может помочь взрослый. (С детьми импульсивными, гиперактивными, или наоборот, очень инертными, желательно, провести индивидуальную предварительную работу). Ребенок может одним квадратом любого цвета заполнить пустое поле, а вторым накрыть тот из наклеенных квадратов, цвет которого в данный момент ему не нравится. Разрешается не заполнять пустое поле, но при этом накрыть два любых квадрата на листе-основе. В течение занятия ребенок может дважды поменять свой выбор, заменить выбранные одиночные квадраты. Лист-основу менять не разрешается. Для детей с речевыми и психологическими проблемами это не только выбор цветового решения. Это и выбор в более широком смысле слова. Во-первых, ребенок учится делать самостоятельный выбор, во-вторых, понимает, что выбор есть всегда, но иногда приходится принимать окончательное решение, в-третьих, есть правила, которые менять нельзя, в-четвертых, стремится к усовершенствованию достигнутого результата и т.д.

2.3 Выбор цвета и самооценка деятельности. Цветные прописи

Предлагаемые материалы могут отвергаться детьми по разным причинам: не нравятся цвет, форма, размер, вызывают неприятные ассоциации и т.п. Следует учитывать в работе индивидуальные вкусы ребенка. Мы не претендуем на использование цветовой гаммы в качестве цветолечения, а стараемся создать благоприятный эмоциональный фон, помочь детям раскрепоститься, получить удовольствие от занятий, сместить акцент с

Цветные прописи – это креативно! отрицательных переживаний на положительные. Как бы ни менялось психоэмоциональное состояние ребенка, в выборе всегда прослеживается предпочтение определенной цветовой гамме, что учитывается при планировании коррекционной работы.

Дети не очень любят писать в прописях, поэтому используем при выполнении задания цветные ручки. Ребенок сам выбирает ручку приятного для него цвета. Может быть, это неправильно методически, зато как весело и разнообразно: сегодня страничка синяя, завтра зеленая, а послезавтра вообще полосатая. Результативность работы возрастает в полтора – два раза. Увеличиваются и темп, и качество.

В начале работы казалось, что игра с цветом будет отвлекать от основной задачи: преодоления недостатков речи. Практика показала обратное. За достигнутый результат ребенок выбирает квадрат любого цвета и кладет его рядом с собой. В конце занятия в оценочной тетради ребенок зарисовывает то количество квадратиков, которое он заработал, и обязательно того же цвета. Сначала дети необъективны в самооценке и зарисовывают большее количество квадратов, чем заработали. По мере улучшения речевых навыков, самооценка становится более адекватной. Зачем приписывать себе что-то, когда итак результат достаточно высок!

Тетрадь Яны Г., 6лет, страдающей моторной алалией, осложненной задержкой психического развития; 2 год обучения. Прослеживается положительная динамика в формировании адекватной самооценки.

В зависимости от состояния ребенка, аккуратно предлагаем свой выбор цвета. Например, желтый, красный, если ребенок заторможен, утомился. Или зеленый, синий, если он излишне возбужден. Дети любят рисовать красками, гуашью с помощью пальцев на листе, стекле, друг у друга на лице. Нанесение узоров друг другу требует симпатии, доверия и применяется только в случае эмоционально устойчивых, приятельских отношений.

2.4 Методика «Цветные платки»

Цель: создание благоприятного эмоционального фона, установление доверительного контакта; развитие творческих способностей.

Для индивидуальной работы с детьми тревожными, недоверчивым, с задержкой развития использовали цветные платки. Детям перед занятием предлагали выбрать любой платок и накинуть его на плечи. Желательно, чтобы один из платков был накинут на плечи логопеда. Педагог для себя отмечает, какой платок выбирает ребенок и перед его приходом, накидывает себе на плечи. На занятии снимает платок с плеч и предлагает его ребенку, а взамен просит выбрать для себя другой. Если на третьем, четвертом занятии ребенок оставляет платок взрослому и выбирает себе другой, или выбирает ему платок такого же цвета, значит, контакт установлен.

Платки использовали при работе над формированием правильного дыхания, при обыгрывании сценок, сказок, как сюрпризные моменты и т.д. Придумывали фокусы-обманы. Например, прячем под платок мелкий предмет. В течение занятия надо предмет незаметно перепрятать. Это помогает развивать внимание детей, совершенствует умение выполнять сразу несколько действий. Прием «Пишу, рисую, слушаю»» является хорошей подготовкой к написанию диктантов в школе. Ребятам предлагается выполнение цветных графических заданий или рисование на свободную тему, с одновременным прослушиванием и проговариванием речевого материала.

2.5 Использование элементов хромотерапии в работе по коррекции звукопроизношения

Результативным оказалось использование хромотерапии в работе по коррекции звукопроизношения. При постановке и автоматизации наиболее трудных для данного ребенка звуков, учитывались его цветовые предпочтения. Например, ребенок чаще выбирал зеленый цвет. В начале занятия ребенку ненавязчиво предлагалось выбрать лист-основу зеленого цвета, на котором он не только составит свой букет, но и будет работать с раздаточным материалом все занятие. При созерцании приятного цвета, сглаживаются ожидание неудачи, страх перед «трудным» звуком, исчезает внутреннее напряжение. Для раздаточного материала используем карточки разного цвета, на них наклеиваем картинки на конкретные звуки. Каждому звуку соответствует определенный цвет. Например, при дифференциации звуков р – л используем синие карточки с картинками в названии которых есть звук р, а голубые - л. Рассмотрев картинки, выявляем цветовую закономерность. Это способствует правильному проговариванию отрабатываемых звуков в названии предметов, формирует ассоциативные связи, дает чувство уверенности.

Рекомендуем занятие наоборот: предложите детям картинки с предметами одного цвета: розовая роза, розовый пиджак, розовая ромашка, розовый рюкзак, розовый редис и т.п., дети их называют и, тем самым, автоматизируются звуки р, рь. Картинки нужного цвета можно вырезать из бумаги или нарисовать вместе с детьми.

Использование элементов хромотерапии в работе с детьми, имеющими несложные дефекты звукопроизношения, скорее всего, будет носить эпизодический характер, но, тем не менее, улучшит качество работы. Элементы новизны, разнообразия повысят интерес к логопедическим занятиям. Гибкость, неординарность детского мышления и воображения, позволяют создавать рисунки и аппликации в одном цвете, позволяют экспериментировать с цветом. Детей не удивишь зеленой сосулькой, красным крокодилом или желтым слоном. Интересны интегрированные занятия по коррекции звукопроизношения и ИЗО- деятельности. Конспект интегрированного занятия по автоматизации звуков с, сь прилагается. (См. приложение 3). На «цветных» занятиях дети придумывают рифмовки, подбирают нужные по смыслу слова, согласовывают в роде, числе, падеже.

Для родителей, активно взаимодействующих с педагогом, предлагаются домашние задания: придумать сказку на заданный звук, или пар слов, например, на звуки с, сь, з, зь: зеленая солонка. Консультации проводим в форме практикумов, используем элементы хромотерапии. Родители, видя эмоциональный настрой ребенка, стараются закрепить достигнутый результат дома.

В нашей практике был один «трудный» папа. В их семье считалось: отдали ребенка в детский сад и забыли, а там уж всему научат. «Цветные» домашние задания полностью изменили картину. Дома между папой и мамой проходят настоящие соревнования, кто лучше поможет ребенку при выполнении домашнего задания. У папы открылся художественный талант! А у мамы обнаружилось поэтическое дарование.
Артем, 6 лет. Рассказывает «желтую сказку», придуманную дома. Справа аппликация к сказке: Желтая поляна, желтая трава,

Желтая – прежелтая осенью листва.

Желтые цветочки, желтая звезда,

Желтая лисичка, желтый старый куст,

Желтая собачка, желтые цветы, желтый солнца круг,

Желтую картинку сочинил мой друг.

Элементы хромотерапии применяем на всех видах занятий и с любой категорией детей. Но наибольший эффект такие занятия дают при работе с детьми «группы риска» и тяжелой речевой патологией. Дети становятся контактными, раскрепощенными, проявляют интерес к логопедическим занятиям.

2.6 Вариативность применения элементов хромотерапии в логопедической работе

Элементы хромотерапии используем при отработке лексико-грамматических категорий, развитии мелкой моторики рук, правильного дыхания, координации движений.

Предлоги – тема трудная. Монотонность и однообразность работы снижают интерес детей к занятиям. Другое дело, если предлоги изучать по картинкам, выполненным самостоятельно. Иллюстрация к стихотворению С.Михалкова «Котята», выполненная детьми, поможет закрепить знание предлогов, умение ориентироваться на листе бумаги. Наглядность к занятиям стараемся готовить вместе, иногда при выполнении домашнего задания. Пособия, изготовленные таким образом, недолговечны, не всегда красивы и аккуратны, зато помогают поднять самооценку ребенка, вызвать интерес к нему со стороны сверстников. Каждому ребенку хочется, чтобы именно его работы использовались на занятиях. Избежать обид помогает коллективное творчество. Воспитатели групп охотно делятся выполненными в группе аппликациями, рисунками.

Использование цветовой гаммы при выполнении пальчиковой гимнастики, например, в игре «Пианино» дает хороший результат. Дети плотно раскладывают разноцветные квадраты и по заданию взрослого нажимают «клавишу» заданного цвета. Сначала это делается медленно, одной рукой, затем двумя руками с увеличением темпа. При выполнении задания обеими руками должно быть по две одинаковые клавиши.

«Мозаика» - дети последовательно выкладывают в длину квадраты заданного цвета, причем цвет в полосе повторяться не должен. Повторяющийся красный кладем на красный, желтый на желтый и так далее. Усложняем задание. Предлагаем детям выложить квадраты так, чтобы рядом не было ни одного квадрата одинакового цвета. Детей путаем: называем несколько раз подряд, например, квадрат синего цвета. Ребенок должен подумать и принять самостоятельное решение: можно положить квадрат на квадрат; отложить квадрат в сторону и забыть о нем; использовать его в конце работы; положить поодаль, оставив место для квадрата другого цвета и т.п. На первый взгляд упражнения просты, но при их систематическом применении у детей улучшается внимание, память, развивается мышление. Играм с квадратами находим более широкое применение: работаем над звуками, лексикой, грамматикой, связной речью (назови/загадай/опиши предметы на заданный цвет; согласуй цвет с предметом, с предметом и числительным; придумай «желтую сказку», «синий рассказ» и т.д.)

Речевые физкультминутки укрепляют здоровье, расслабляют, развивают координацию движений, совершенствуют речевые навыки и т.д. Физкультминутки придумываем сами. Например, физкультминутка на автоматизацию и дифференциацию звуков с, сь, ш, з, зь, ж :

Желтые букашки в лужицу присели,

Желтые букашки попили, полетели.

Вон вдали ромашки, зеленые листочки,

Ветерком колышутся синие цветочки.

Желтые веснушки на лице Наташки,

Синие штанишки у мальчишки Пашки.

Мишки-шалунишки, толстые-топтышки,

С зайцами скакали по лесной дорожке…

Дождик с неба брызнул, убежало солнце,

И уселась сойка на мое оконце.

Побежали мишки, зайцы и букашки,

Девочки Наташки и мальчишки Пашки!

Мокрые штанишки, мокрые рубашки,

Прячьтесь все девчонки, прячьтесь все мальчишки!

(Дети движениями сопровождают текст).

Изучаем с детьми свойства цвета. Ребята знают теплые и холодные тона, спокойные и возбуждающие. Учимся дышать «цветом». Например, дышим как синее море: губы узкой трубочкой вперед, воздух выходит холодной тонкой струей (рисуем синюю полоску на листе бумаги); дышим, как жаркое желтое солнце: рот широко открываем, делаем «горячий» выдох из глубины рта (рисуем желтую полоску); дышим, как спокойное зеленое поле: рот приоткрыт произвольно, делаем произвольный плавный выдох (рисуем зеленую полоску); дышим, как черная ночь: рот открыт средним «хоботком», делаем вдох и выдыхаем вперед слегка вытягивая губы и собирая «хоботок» к центру (рисуем черную полоску); дуем на раскаленный металл: агрессивный, напористый длительный выдох, губы собираем к центру рта (рисуем красную полоску) и т.п. Вот вам и готовое пособие для занятий в кабинете и для домашнего задания, выполненное своими руками. Интересно, полезно, быстро! Дети с более развитыми конструктивными умениями и навыками, могут вырезать и наклеить полоски из цветной бумаги, или приклеить уже готовые.

Учителю-логопеду приходится форсировать, упрощать коррекционный процесс. Времени на индивидуальную работу остается мало. Поэтому, повторюсь: данные приемы и методы рекомендуются, в первую очередь, для работы с небольшой группой особенных детей, нуждающихся, в нашей поддержке и понимании. Цветовые средства коррекционного воздействия должны грамотно отбираться с учетом конкретной ситуации.

Ежедневную монотонную работу можно превратить в увлекательное путешествие. «Цветные» занятия одинаково полезны как детям, так и взрослым. На логопедических занятиях с использованием хромотерапии из руководящего и созерцающего педагога невольно превращаешься в активного, заинтересованного участника коррекционного процесса и ловишь себя на мысли, что угнаться за фантазией детей невозможно.

Заключение

Эксперимент организации логопедических занятий с использованием элементов хромотерапии для детей дошкольного возраста «группы риска» и тяжелой речевой патологией носил наблюдательно-описательный характер. В эксперименте участвовала только одна группа детей, в которую вошли все воспитанники, нуждающихся в особом подходе. Деление детей на контрольную и экспериментальную группы посчитали некорректным. Сравнительную характеристику проводили в соотнесении с детьми предыдущего года обучения. В сравнении с детьми предыдущего года обучения, уровень развития речи детей так же не достиг возрастной нормы, но все-таки наблюдались более высокие показатели психоэмоционального, речевого и общего развития. Дети стали более внимательными, вырос объем активного и пассивного словаря, улучшились грамматические и лексические показатели. Сократился временной промежуток установления контакта между учителем-логопедом и детьми. Дошкольники эмоционально выражали свои чувства, проявляли интерес к занятиям, адекватно оценивали свои достижения и стремились к конечному результату. Снизился или полностью исчез страх речи в социально и личностно значимых ситуациях, возросла коммуникативная активность. Повышенный интерес к занятиям, выполнению домашних заданий проявили и родители.

Элементы хромотерапии способствуют развитию основных психических процессов у детей и могут стать связующим звеном при переходе от одного вида работы к другому.

Т.о., подтверждены возможности развивающего воздействия на социальную ситуацию личностного, психологического и речевого развития детей дошкольного возраста «группы риска», средствами создания благоприятной предметной окружающей среды и использования элементов хромотерапии. Для детей с задержкой развития, особенно с задержкой развития социального характера, важно не заниматься, а проживать занятие, чувствовать заинтересованность педагога в их личном успехе.
Коррекционные логопедические занятия должны ориентироваться на всестороннее речевое развитие, психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом, восполнение пробелов в формировании психофизиологических предпосылок развития речи на сенсорном уровне, чему и способствует активное использование цветовой гаммы.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Центр развития ребенка – детский сад №30» Партизанского городского округа iconУчебный план муниципального бюджетного дошкольного образовательного...
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «центр развития ребенка детский сад №50»

«Центр развития ребенка – детский сад №30» Партизанского городского округа iconМбдоу «центр развития ребёнка детский сад №50» № фио

«Центр развития ребенка – детский сад №30» Партизанского городского округа iconГородского округа самара
Доу муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №229 городского округа Самара

«Центр развития ребенка – детский сад №30» Партизанского городского округа iconАдминистрации
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение- центр развития ребенка детский сад №18

«Центр развития ребенка – детский сад №30» Партизанского городского округа iconПо уставу
Муниципального дошкольного образовательного учреждения Центр Развития ребёнка- детский сад «Классика» г. Нерюнгри

«Центр развития ребенка – детский сад №30» Партизанского городского округа iconПринято
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад «Буратино»

«Центр развития ребенка – детский сад №30» Партизанского городского округа iconПо уставу
Муниципального дошкольного образовательного учреждения Центр Развития ребёнка- детский сад «Классика» г. Нерюнгри

«Центр развития ребенка – детский сад №30» Партизанского городского округа iconАнализ воспитательно-образовательной работы доу
Муниципального бюджетного дошкольного оброзовательного учреждения «центр развития ребенка детский сад №11 «светлячок»

«Центр развития ребенка – детский сад №30» Партизанского городского округа iconУчреждение центр развития ребенка
Мбдоу детский сад №37 с. Месягутово для детей с общим недоразвитием речи и с фонетико-фонематическими нарушениями речи в соответствии...

«Центр развития ребенка – детский сад №30» Партизанского городского округа iconТехнология «Театрализованная деятельность в образовательной и внеучебной...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «центр развития ребёнка детский сад №14 сказка» московской области...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции