Скачать 151.04 Kb.
|
Методические рекомендации по вопросам разработки программы объединения по интересам Клецова О.А., зам.зав. учебно-методическим отделом УО «Национальный центр художественного творчества детей и молодёжи» Создание программы объединения по интересам иногда представляется педагогу-практику затруднительным. Надеемся, что наш материал, в основу которого легли разработки республиканской научно-методической секции, материалы педагогов дополнительного образования Российской Федерации, поможет в этой деятельности и станет очередной ступенькой к вершинам педагогического мастерства. Советы педагогу дополнительного образования детей и молодёжи Приступая к разработке программы объединения по интересам, прежде всего, следует изучить нормативные правовые документы, научно-методическую, педагогическую литературу, в том числе статьи в специальных журналах и Интернете. Это делать необходимо постоянно, так как работа с новой информацией является важным средством собственного профессионального развития педагога, а параллельно будет разработан раздел программы «Литература и информационный ресурс». Программа объединения по интересам в какой-то мере «заставляет» педагога осмыслить сущность своей деятельности, свою педагогическую позицию. Программа объединения по интересам должна опираться на определенные научные принципы:
Теория и практика создания программ диктует также определённое требование к их содержанию и оформлению. К ним относятся:
Содержание образовательных программ должно быть направлено на:
Структурные элементы программы: 1. Титульный лист. 2. Пояснительная записка. 3. Учебно-тематический план. 4. Содержание программы. 5. Ожидаемые результаты. 6. Формы и методы реализации программы. 7. Литература. При работе над текстом программы рекомендуем составить аннотированную структуру программы объединения по интересам, которая может выглядеть следующим образом:
Затруднения педагога при написании программы 1. Работа с понятийным аппаратом. Любая программа оперирует множеством понятий (собственных терминов), необходимых в образовательном процессе. Среди них необходимо выделить определённый круг ключевых понятий, без которых освоение предмета просто невозможно, но не стоит без необходимости «утяжелять» текст (особенно в пояснительной записке, методическом обеспечении). В процессе работы над программой следует постоянно следить за тем смыслом, который автор-составитель вкладывает в используемый термин. Если речь идёт о сугубо педагогических, психологических, философских понятиях – необходима работа с соответствующими специальными словарями, энциклопедиями. 2. Разработка пояснительной записки. В этом разделе трудности возникают при формулировании цели и задач программы. Цель формулируется в самом сжатом обобщённом виде. Цель – это то, к чему стремятся, чего хотят достигнуть, осуществить (С.И. Ожегов «Словарь русского языка»). Для формулировки цели используются существительные: создание, обеспечение, приобщение, развитие, формирование и т.п. Цель может быть направлена на:
Задача – это то, что требует разрешения, выполнения (С.И. Ожегов «Словарь русского языка»). Задачи программы объединения – это пути, способы поэтапного достижения цели в обучении, воспитании, развитии учащихся. Обучающие задачи отвечают на вопрос: что узнает, чему научится, какие представления получит, чем овладеет, в чем разберется учащийся, освоив программу. Развивающие задачи связаны с развитием творческих способностей и возможностей учащихся, а также внимания, памяти, мышления, воображения и т.д. Воспитательные задачи отвечают на вопрос: какие ценностные ориентиры, отношения, личностные качества будут сформированы у учащихся. Формировать задачи следует в одной грамматической форме, желательно – глагольной: способствовать, развивать, приобщать, воспитывать, сформировать, расширить, углубить, предоставить возможность, обеспечить, поддержать и т.д. 3. Для многих педагогов серьезной проблемой является написание текста программы. Не следует увлекаться излишней терминологией, экскурсами в историю предмета, критическими замечаниями и т.п. При оформлении раздела «учебно-тематический план» следует помнить, что программа – стратегический документ, рассчитанный не на один год; поэтому в этом разделе должны быть обозначены основные содержательные блоки (разделы, темы) и количество часов на их освоение. Не следует путать с учебно-воспитательным планом, который вносится в журнал и где конкретизируются темы, сроки на учебный год! Если первое представляет собой устоявшуюся схему с названием тем, разделов, количества часов (теория – практика), то второе – это краткое изложение того, что станет предметом изучения (аннотация темы, раздела). Разбивать тему (раздел) на огромное число мелких единиц не стоит (это предстоит сделать в плане объединения на учебный год). Содержательную часть программы следует структурировать таким образом, чтобы оно позволило раскрыть все ведущие теоретические идеи (теория) и ответы на них (практика). В программу объединения по интересам включаются основные (наиболее важные для данного направления деятельности) формы воспитательной работы, а актуальные для конкретного учебного года мероприятия находят своё отражение снова же в плане учебно-воспитательной работы объединения по интересам на учебный год. 4. Система определения результативности освоения программы предполагает различные формы её выявления. Педагоги, как правило, предлагают несколько традиционных форм: открытые, итоговые занятия, тесты. Рекомендует расширить спектр форм: беседа, опрос, прослушивание, просмотр, выставка, концерт, конкурс, диагностика (диагностические игры), анкетирование, анализ освоения программы (раздела, темы), анализ участия в социально значимой деятельности объединения и т.п. Формами фиксации результатов могут быть: награды (дипломы, грамоты), готовые работы учащихся, протоколы диагностики, аудио-, видеозаписи, фото, портфолио, аналитические материалы, статьи в СМИ и др. Формы предъявления результатов: концерты, выставки, портфолио, итоговые занятия, защита проектов и творческих работ, демонстрация (моделей, готовых изделий) и др. Ожидаемые результаты по годам обучения могут быть следующими:
Вопросы, которые чаще всего задают педагоги, приступая к разработке программы объединения по интересам. На какие документы следует ориентироваться, приступая к созданию программы?
Это не значит, что педагог должен указать весь перечень документов, их надо знать и опираться на них при разработке программы. Каков алгоритм создания программы?
Что необходимо учитывать при разработке программы?
Что такое образовательно-методический комплекс (ОМК) и что в него входит?
ОМК является важным средством совершенствования педагогического процесса, позволяет педагогу осуществлять свою деятельность системно, сокращает затраты ресурсов и времени, помогает педагогу повысить свою компетентность. Включение в ОМК активных методов обучения, диагностических методик обеспечивают реализацию личностных интересов и потребностей учащихся, развивают самостоятельность, способствуют их творческой самореализации. Что представляет собой программа, построенная по модульному принципу? В последнее время среди программ объединений по интересам, поступающих к нам по итогам конкурсов, стали встречаться программы, построенные по модульному принципу. Модуль (от лат. modulus – мера) – часть какой-либо системы, имеющая самостоятельную целостность. Принцип модульного построения программ пришёл из европейского высшего образования, где студент выбирает те модули, которые ему особенно нужны для образования и в той последовательности, которая диктуется его потребностями. Все модули должны быть методически и идеологически согласованы между собой. При проектировании модульных программ необходимо учитывать следующее:
Рекомендации по рецензированию программы объединения по интересам
Эти рекомендации позволят педагогу провести собственное рецензирование программы, её корректировку и подготовку к утверждению. Литература
|
Методические рекомендации Армавир 2010 Терешкова Л. А. Технология разработки рабочей программы практики для основной образовательной программы по направлениям подготовки... |
Пояснительная записка 2 содержание программы 4 «Музыка» Т. И. Баклановой: Программа. Методические рекомендации. Поурочные разработки. М., Астрель, 2005, Бакланова Т. И. Обучение... |
||
Программа объединения по интересам культурно-досугового уровня имеет... Программа объединения по интересам культурно-досугового уровня имеет следующую структуру |
Общие вопросы\Порядок разработки и утверждения должностных инструкций... Общие вопросы\Порядок разработки и утверждения должностных инструкций работников образовательных учреждений (методические рекомендации)24179.... |
||
Власенкова А. И. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык.... Письмо Департамента государственной политики в образовании моин РФ от 07-06-2005 №03-1263) и авторской программы Власенкова А. И.... |
Заседание методического объединения классных руководителей по теме... Методические рекомендации по профилактике суицидального поведения среди несовершеннолетних |
||
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. Методические... Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (институт) |
Методические рекомендации по дисциплине «История русского искусства» Методические рекомендации адресованы студентам заочной формы обучения всех направлений бакалавриата ибк |
||
Методические рекомендации по проектированию основных образовательных... Нормативные документы для разработки ооп по направлению подготовки (бакалавр/ специалист) 8 |
Методические рекомендации и планы семинарских занятий по курсу «История... Особое внимание уделяется таким важным вопросам, как развитие русской государственности, формирование российской многонациональной... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |