Пояснительная записка 2 содержание программы 4




Скачать 340.86 Kb.
Название Пояснительная записка 2 содержание программы 4
страница 1/5
Дата публикации 07.10.2014
Размер 340.86 Kb.
Тип Пояснительная записка
literature-edu.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5

ПРОГРАММА КУРСА «МУЗЫКА» 4 класс 2

Пояснительная записка 2

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 4

Тема1. «МУЗЫКАЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МИРУ СТАРИННОЙ ЕВРОПЕЙСКОЙ МУЗЫКИ» 4

Урок 1. ВСТРЕЧИ СО ЗНАМЕНИТЫМИ КОМПОЗИТОРАМИ: Иоганн Себастьян Бах 4

Урок 2. ВСТРЕЧИ СО ЗНАМЕНИТЫМИ КОМПОЗИТОРАМИ: Вольфганг Амадей Моцарт 4

Урок З. В РЫЦАРСКИХ ЗАМКАХ 5

Урок4. НА БАЛАХ 5

Урок 5. НА БАЛАХ: полонез 6

Урок 6. НА БАЛАХ: вальс и его «король» композитор Иоганн Штраус 6

Урок 7. НА БАЛАХ: менуэт, гавот, мазурка, полька. 6

Урок 8. НА КАРНАВАЛАХ 7

Тема 2. «МУЗЫКАЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ОТ РУСИ ДО РОССИИ» 8

Урок 1. С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА? 8

Урок 2. РУСЬ ИЗНАЧАЛЬНАЯ: И. Стравинский. Балет «Весна священная» 8

Урок 3. РУСЬ ИЗНАЧАЛЬНАЯ: М. Балакирев. Симфоническая поэма «Русь». 8

Урок 4. РУСЬ ИЗНАЧАЛЬНАЯ:. Г. Свиридов. Кантата «Деревянная Русь» 9

Урок 6. РУСЬ СКОМОРОШЬЯ 9

Урок 7. РУСЬ СКАЗОЧНАЯ: И. Стравинский. Балет «Жар-птица» 9

Урок 8. РУСЬ СКАЗОЧНАЯ: Н. Римский-Корсаков, Опера «Сказка о царе Салтане» 10

Урок 9. РУСЬ БЫЛИННАЯ: Н. Римский-Корсаков. Опера-былина «Садко» 10

Урок 10.РУСЬ ГЕРОИЧЕСКАЯ: А. Бородин. Опера «Князь Игорь» , 11

Урок 11.РУСЬ ГЕРОИЧЕСКАЯ: М. Глинка. Опера «Иван Сусанин» («Жизнь за царя») 11

Тема 3. МУЗЫКАЛЬНЫЙ МИР РОССИИ XX ВЕКА 12

Урок1. МУЗЫКА РЕВОЛЮЦИИ 12

Урок 2. У ПИОНЕРСКОГО КОСТРА 12

УрокЗ. В КИНОТЕАТРЕ И У ТЕЛЕВИЗОРА 12

Урок 4. МУЗЫКА О ВОЙНЕ И НА ВОЙНЕ 12

Урок 5. МУЗЫКА НА ЗАЩИТЕ МИРА 13

Урок 6. НА КОСМОДРОМЕ 13

Урок 7. НА СТАДИОНЕ 13

Урок 8. НА ФЕСТИВАЛЕ АВТОРСКОЙ ПЕСНИ 14

Тема 4. В ГОСТЯХ У НАРОДОВ РОССИИ. 14

Урок1. У КОЛЫБЕЛИ 14

Урок 2. НА СВАДЬБЕ 15

Урок З. НА ФОЛЬКЛОРНОМ ФЕСТИВАЛЕ 15

Д/у УРОК ИГРЫ НА ГИТАРЕ 16

Д/у УРОК ФОЛЬКЛОРА 16

Основные требования к уровню знаний и умений учащихся 16

ПРОГРАММА КУРСА «МУЗЫКА» 4 класс

Пояснительная записка


Программа предназначена для общеобразовательных школ. Она разработана на преемственной основе с програм­мами Т.И. Баклановой для 1-3 классов и на основе общей для всех классов начальной школы концепции автора (см. Бакланова Т.И. Обучение в 1 классе по учебнику «Музыка» Т.И. Баклановой: Программа. Методические рекомендации. Поурочные разработки. М., Астрель, 2005, Бакланова Т.И. Обучение во 2 классе по учебнику «Музыка» Т.И. Баклано­вой: Программа. Методические рекомендации. Поурочные разработки. М., Астрель, 2006, Бакланова Т.И. Обучение в

3 классе по учебнику «Музыка» Т.И. Баклановой: Програм­ма. Методические рекомендации. Поурочные разработки. М., Астрель, 2009).

Программа полностью соответствует Государственному стандарту начального общего образования по искусству (см. журн. «Начальная школа». 2004. №10). Она позволяет учителю музыки на современном уровне решать все пре­дусмотренные этим документом цели и задачи, и прежде всего, — формировать и развивать музыкальную культуру личности учащихся в контексте актуальных проблем духовно-нравственного и патриотического воспитания.

Для эффективного решения этих проблем программа для 4 класса, как и все предыдущие программы, предусматри­вает несколько взаимосвязанных контекстов преподавания музыки в школе: аксиологический, психологический, се­мантический, исторический, культурологический, этно­культурный, информационный, экологический, художест­венно-эстетический и арт-терапевтический.

В программе уделено особое внимание реализации таких требований Государственного образовательного стандарта, как знакомство детей с шедеврами российской и зарубеж­ной классической' музыки, с жизнью и творчество]» вели­ких композиторов-классиков, со знаменитыми музыкальными театрами и музеями, с фольклором народов России и зарубежных стран, а также с основными «вехами» истории отечественной музыкальной культуры (от древности до на­чала XXI века). В соответствии со стандартом, в программу включены не только слушание музыки, различные виды му­зыкально-исполнительской и музыкально-познавательной деятельности, но также драматизация музыкальных произ­ведений, пластические движения под музыку, дальнейшее знакомство детей с различными источниками и каналами информации о музыкальном искусстве. Так же как и в про­граммах для 1-3 классов, предлагаются арт-терапевтические задания, адаптированные специалистами для использо­вания на уроках музыки в школе. Программа позволяет эф­фективно выявлять и развивать музыкальные, творческие и духовные способности учащихся в процессе различных видов музыкальной, музыкально-изобразительной, музы­кально-театральной, музыкально-танцевальной деятельнос­ти. Ею предусмотрено использование на уроках музыки сов­ременных психолого-педагогических технологий, включая технологии проектной деятельности, тестирования.

Программа для 4 класса представляет собой одну из час­тей целостной музыкально-образовательной системы «Музы­кальный мир», разработанной автором для начальной шко­лы. В 4 классе завершается начавшееся с 1 класса воображае­мое путешествие по Музыкальному миру. Познакомившись в предыдущих классах с миром музыкальных звуков, инто­наций, мелодий, ритмов, с произведениями различных ви­дов и жанров, с их авторами и исполнителями, с волшебны­ми способностями музыки преодолевать пространство и вре­мя, отражать окружающий мир и преображать человека, учащиеся 4 класса смогут совершить путешествие в историю музыки. Исторический контекст, наряду с аксиологическим и этнокультурным, явился приоритетными при разработке данной программы. Он реализуется на основе интеграции уроков музыки с уроками по программе «Окружающий мир».

Программа для 4 класса структурирована в виде 5 обра­зовательных маршрутов: «Путешествие по музыкальному миру Европы», «Музыкальное путешествие от Руси до Рос сии», 4Путешествие по музыкальному миру России XX ве­ка», «В гостях у народов России» и «Школа Скрипичного ключа» (дополнительный маршрут). По мере прохождения первого маршрута учащиеся знакомятся с различными фор­мами бытовой музыкальной культуры Европы (семейным музыкальным творчеством, музыкальными рыцарскими тур­нирами, балами, карнавалами), что призвано, прежде всего, способствовать формированию у них потребностей в освое­нии аналогичных современных форм музыкального досуга.

Во втором образовательном маршруте перед учащимися предстают различные музыкальные образы — «отражения» истории России («Русь изначальная», «Русь православная», «Русь героическая» и др.), имеющие важное значение для патриотического воспитания младших школьников на ма­териале и средствами русского классического искусства.

Третий маршрут основан на музыкальных «отражени­ях» России XX века в творчестве выдающихся российских композиторов прошлого века (И. Дунаевского, Д. Кабалевс­кого, А. Пахмутовой, Д. Шостаковича и др.). Он знакомит учащихся с малоизвестными современным школьникам стра­ницами музыкальной истории нашей страны, демонстрирует неразрывную связь музыкального искусства с совре­менной жизнью людей. В этом маршруте особое значение в связи с празднованием 65-летия Победы в Великой Отечест-­
венной войне приобретает тема «Музыка на войне и о вой­не»-, и в связи с подготовкой к Олимпиаде в Сочи 2014 г. —тема «На стадионе». .

Четвертый образовательный маршрут «В гостях у наро­дов России» призван не только знакомить детей с культур­ным многообразием нашей страны, но и формировать у де­тей культуру межэтнического общения.

Каждый маршрут включает несколько тем. Учебный ма­териал каждой темы состоит из инвариантной и вариативной частей, что обеспечивает возможность разноуровнего обучения. Объём учебного материала и набор творческих за­даний по каждой теме и на каждом уроке могут варьиро­ваться учителем в зависимости от возможностей школы и особенностей состава учащихся в классе. Содержание тех или иных уроков может быть дополнено изучением региональных особенностей музыкальной культуры. На протя­жении всего маршрута учащимися рекомендуется вести «Дневник путешествий по Музыкальному миру».

При разработке данной программы автор опирался на лучшие традиции преподавания музыки в школе (прежде всего — по программе Д.Б. Кабалевского). Вместе с тем на­ша программа базируется на результатах новых исследова­ний в области методологии и методики музыкального обра­зования (Э.Б. Абдулина, Ю.Б. Алиева, Л.А. Безбородовой, Л.П. Дугановой, Э.П. Костиной, М.С. Красильниковой, Е. Д. Критской, Л.С. Майковской, Т.В. Надолинской, Б.В. Ни­колаевой, Л.А. Рапацкой, Г.П. Сергеевой, Г.М. Цыпина, Л.В. Школяр и др.), аксиологической теории музыкального образования (А.И. Щербаковой), психологии музыкального сознания (Л.А. Терентьевой), музыкальной терапии (Р. Блаво), национального образования (И.Ф. Гончарова) и этнонациональной политики (Р.Г. Абдулатипова).

Обучение по данной программе станет более эффектив­ным, если уроки музыки будут взаимосвязаны с различны­ми формами дополнительного музыкального образования, сочетаться с посещением учащимися музыкальных теат­ров, концертных залов и музеев, проведением в школе кон­курсов военно-патриотической песни, концертов авторской песни, фольклорных фестивалей, чтением книг о музыке, семейной музыкально-творческой деятельностью.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка 2 содержание программы 4 icon 1. Пояснительная записка Содержание программы
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Пояснительная записка 2 содержание программы 4 icon Структура и содержание рабочей программы по музыке пояснительная...
Программа адресована учителям начальных классов, работающим по умк «Школа России»
Пояснительная записка 2 содержание программы 4 icon Пояснительная записка. 1 Введение. 2 Возрастные особенности. 3 Организация...
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения рабочей программы по образовательным областям
Пояснительная записка 2 содержание программы 4 icon Содержание: пояснительная записка
...
Пояснительная записка 2 содержание программы 4 icon Пояснительная записка Содержание Основной образовательной программы...
Красноярск, 660111, ул. Тельмана 29 "А" тел/факс: (391) 224-23-38, тел: (391) 224-23-36
Пояснительная записка 2 содержание программы 4 icon Пояснительная записка. Пояснительная записка. Факультатив по русскому...
Программу разработала учитель русского языка и литературы мкоу «Павловская средняя общеобразовательная школа» Леонова О. Э
Пояснительная записка 2 содержание программы 4 icon Содержание пояснительная записка
Рабочая программа предназначена для 5 9 и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного...
Пояснительная записка 2 содержание программы 4 icon Пояснительная записка введение «Содержание образования в конкретном...

Пояснительная записка 2 содержание программы 4 icon Пояснительная записка Уровень рабочей программы базовый
Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина; под...
Пояснительная записка 2 содержание программы 4 icon Пояснительная записка 4 возрастные и индивидуальные особенности контингента...
Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей ооп
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции