ПРОГРАММА КУРСА «МУЗЫКА» 4 класс 2
Пояснительная записка 2
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 4
Тема1. «МУЗЫКАЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МИРУ СТАРИННОЙ ЕВРОПЕЙСКОЙ МУЗЫКИ» 4
Урок 1. ВСТРЕЧИ СО ЗНАМЕНИТЫМИ КОМПОЗИТОРАМИ: Иоганн Себастьян Бах 4
Урок 2. ВСТРЕЧИ СО ЗНАМЕНИТЫМИ КОМПОЗИТОРАМИ: Вольфганг Амадей Моцарт 4
Урок З. В РЫЦАРСКИХ ЗАМКАХ 5
Урок4. НА БАЛАХ 5
Урок 5. НА БАЛАХ: полонез 6
Урок 6. НА БАЛАХ: вальс и его «король» композитор Иоганн Штраус 6
Урок 7. НА БАЛАХ: менуэт, гавот, мазурка, полька. 6
Урок 8. НА КАРНАВАЛАХ 7
Тема 2. «МУЗЫКАЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ОТ РУСИ ДО РОССИИ» 8
Урок 1. С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА? 8
Урок 2. РУСЬ ИЗНАЧАЛЬНАЯ: И. Стравинский. Балет «Весна священная» 8
Урок 3. РУСЬ ИЗНАЧАЛЬНАЯ: М. Балакирев. Симфоническая поэма «Русь». 8
Урок 4. РУСЬ ИЗНАЧАЛЬНАЯ:. Г. Свиридов. Кантата «Деревянная Русь» 9
Урок 6. РУСЬ СКОМОРОШЬЯ 9
Урок 7. РУСЬ СКАЗОЧНАЯ: И. Стравинский. Балет «Жар-птица» 9
Урок 8. РУСЬ СКАЗОЧНАЯ: Н. Римский-Корсаков, Опера «Сказка о царе Салтане» 10
Урок 9. РУСЬ БЫЛИННАЯ: Н. Римский-Корсаков. Опера-былина «Садко» 10
Урок 10.РУСЬ ГЕРОИЧЕСКАЯ: А. Бородин. Опера «Князь Игорь» , 11
Урок 11.РУСЬ ГЕРОИЧЕСКАЯ: М. Глинка. Опера «Иван Сусанин» («Жизнь за царя») 11
Тема 3. МУЗЫКАЛЬНЫЙ МИР РОССИИ XX ВЕКА 12
Урок1. МУЗЫКА РЕВОЛЮЦИИ 12
Урок 2. У ПИОНЕРСКОГО КОСТРА 12
УрокЗ. В КИНОТЕАТРЕ И У ТЕЛЕВИЗОРА 12
Урок 4. МУЗЫКА О ВОЙНЕ И НА ВОЙНЕ 12
Урок 5. МУЗЫКА НА ЗАЩИТЕ МИРА 13
Урок 6. НА КОСМОДРОМЕ 13
Урок 7. НА СТАДИОНЕ 13
Урок 8. НА ФЕСТИВАЛЕ АВТОРСКОЙ ПЕСНИ 14
Тема 4. В ГОСТЯХ У НАРОДОВ РОССИИ. 14
Урок1. У КОЛЫБЕЛИ 14
Урок 2. НА СВАДЬБЕ 15
Урок З. НА ФОЛЬКЛОРНОМ ФЕСТИВАЛЕ 15
Д/у УРОК ИГРЫ НА ГИТАРЕ 16
Д/у УРОК ФОЛЬКЛОРА 16
Основные требования к уровню знаний и умений учащихся 16
ПРОГРАММА КУРСА «МУЗЫКА» 4 класс Пояснительная записка Программа предназначена для общеобразовательных школ. Она разработана на преемственной основе с программами Т.И. Баклановой для 1-3 классов и на основе общей для всех классов начальной школы концепции автора (см. Бакланова Т.И. Обучение в 1 классе по учебнику «Музыка» Т.И. Баклановой: Программа. Методические рекомендации. Поурочные разработки. М., Астрель, 2005, Бакланова Т.И. Обучение во 2 классе по учебнику «Музыка» Т.И. Баклановой: Программа. Методические рекомендации. Поурочные разработки. М., Астрель, 2006, Бакланова Т.И. Обучение в
3 классе по учебнику «Музыка» Т.И. Баклановой: Программа. Методические рекомендации. Поурочные разработки. М., Астрель, 2009).
Программа полностью соответствует Государственному стандарту начального общего образования по искусству (см. журн. «Начальная школа». 2004. №10). Она позволяет учителю музыки на современном уровне решать все предусмотренные этим документом цели и задачи, и прежде всего, — формировать и развивать музыкальную культуру личности учащихся в контексте актуальных проблем духовно-нравственного и патриотического воспитания.
Для эффективного решения этих проблем программа для 4 класса, как и все предыдущие программы, предусматривает несколько взаимосвязанных контекстов преподавания музыки в школе: аксиологический, психологический, семантический, исторический, культурологический, этнокультурный, информационный, экологический, художественно-эстетический и арт-терапевтический.
В программе уделено особое внимание реализации таких требований Государственного образовательного стандарта, как знакомство детей с шедеврами российской и зарубежной классической' музыки, с жизнью и творчество]» великих композиторов-классиков, со знаменитыми музыкальными театрами и музеями, с фольклором народов России и зарубежных стран, а также с основными «вехами» истории отечественной музыкальной культуры (от древности до начала XXI века). В соответствии со стандартом, в программу включены не только слушание музыки, различные виды музыкально-исполнительской и музыкально-познавательной деятельности, но также драматизация музыкальных произведений, пластические движения под музыку, дальнейшее знакомство детей с различными источниками и каналами информации о музыкальном искусстве. Так же как и в программах для 1-3 классов, предлагаются арт-терапевтические задания, адаптированные специалистами для использования на уроках музыки в школе. Программа позволяет эффективно выявлять и развивать музыкальные, творческие и духовные способности учащихся в процессе различных видов музыкальной, музыкально-изобразительной, музыкально-театральной, музыкально-танцевальной деятельности. Ею предусмотрено использование на уроках музыки современных психолого-педагогических технологий, включая технологии проектной деятельности, тестирования.
Программа для 4 класса представляет собой одну из частей целостной музыкально-образовательной системы «Музыкальный мир», разработанной автором для начальной школы. В 4 классе завершается начавшееся с 1 класса воображаемое путешествие по Музыкальному миру. Познакомившись в предыдущих классах с миром музыкальных звуков, интонаций, мелодий, ритмов, с произведениями различных видов и жанров, с их авторами и исполнителями, с волшебными способностями музыки преодолевать пространство и время, отражать окружающий мир и преображать человека, учащиеся 4 класса смогут совершить путешествие в историю музыки. Исторический контекст, наряду с аксиологическим и этнокультурным, явился приоритетными при разработке данной программы. Он реализуется на основе интеграции уроков музыки с уроками по программе «Окружающий мир».
Программа для 4 класса структурирована в виде 5 образовательных маршрутов: «Путешествие по музыкальному миру Европы», «Музыкальное путешествие от Руси до Рос сии», 4Путешествие по музыкальному миру России XX века», «В гостях у народов России» и «Школа Скрипичного ключа» (дополнительный маршрут). По мере прохождения первого маршрута учащиеся знакомятся с различными формами бытовой музыкальной культуры Европы (семейным музыкальным творчеством, музыкальными рыцарскими турнирами, балами, карнавалами), что призвано, прежде всего, способствовать формированию у них потребностей в освоении аналогичных современных форм музыкального досуга.
Во втором образовательном маршруте перед учащимися предстают различные музыкальные образы — «отражения» истории России («Русь изначальная», «Русь православная», «Русь героическая» и др.), имеющие важное значение для патриотического воспитания младших школьников на материале и средствами русского классического искусства.
Третий маршрут основан на музыкальных «отражениях» России XX века в творчестве выдающихся российских композиторов прошлого века (И. Дунаевского, Д. Кабалевского, А. Пахмутовой, Д. Шостаковича и др.). Он знакомит учащихся с малоизвестными современным школьникам страницами музыкальной истории нашей страны, демонстрирует неразрывную связь музыкального искусства с современной жизнью людей. В этом маршруте особое значение в связи с празднованием 65-летия Победы в Великой Отечест- венной войне приобретает тема «Музыка на войне и о войне»-, и в связи с подготовкой к Олимпиаде в Сочи 2014 г. —тема «На стадионе». .
Четвертый образовательный маршрут «В гостях у народов России» призван не только знакомить детей с культурным многообразием нашей страны, но и формировать у детей культуру межэтнического общения.
Каждый маршрут включает несколько тем. Учебный материал каждой темы состоит из инвариантной и вариативной частей, что обеспечивает возможность разноуровнего обучения. Объём учебного материала и набор творческих заданий по каждой теме и на каждом уроке могут варьироваться учителем в зависимости от возможностей школы и особенностей состава учащихся в классе. Содержание тех или иных уроков может быть дополнено изучением региональных особенностей музыкальной культуры. На протяжении всего маршрута учащимися рекомендуется вести «Дневник путешествий по Музыкальному миру».
При разработке данной программы автор опирался на лучшие традиции преподавания музыки в школе (прежде всего — по программе Д.Б. Кабалевского). Вместе с тем наша программа базируется на результатах новых исследований в области методологии и методики музыкального образования (Э.Б. Абдулина, Ю.Б. Алиева, Л.А. Безбородовой, Л.П. Дугановой, Э.П. Костиной, М.С. Красильниковой, Е. Д. Критской, Л.С. Майковской, Т.В. Надолинской, Б.В. Николаевой, Л.А. Рапацкой, Г.П. Сергеевой, Г.М. Цыпина, Л.В. Школяр и др.), аксиологической теории музыкального образования (А.И. Щербаковой), психологии музыкального сознания (Л.А. Терентьевой), музыкальной терапии (Р. Блаво), национального образования (И.Ф. Гончарова) и этнонациональной политики (Р.Г. Абдулатипова).
Обучение по данной программе станет более эффективным, если уроки музыки будут взаимосвязаны с различными формами дополнительного музыкального образования, сочетаться с посещением учащимися музыкальных театров, концертных залов и музеев, проведением в школе конкурсов военно-патриотической песни, концертов авторской песни, фольклорных фестивалей, чтением книг о музыке, семейной музыкально-творческой деятельностью.
|