Власенкова А. И. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы»: Книга для учителя




Скачать 471.81 Kb.
Название Власенкова А. И. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы»: Книга для учителя
страница 1/4
Дата публикации 31.05.2014
Размер 471.81 Kb.
Тип Методические рекомендации
literature-edu.ru > Литература > Методические рекомендации
  1   2   3   4
МКОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на методическом совете

от 30 .08.20013г.

Зам. директора по учебной работе: Тихонова В. Ю.
Утверждено:

Директор:____ /Лавицкая О. А.

Приказ № 38 от 30. 08. 2013 года.

по русскому языку

для 10 класса


учителя русского языка

и литературы Галановой К. Д.

2013-2014уч. год

П. Кедровый

Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 10-11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего среднего (полного) образования, примерной программы по русскому языку для общего среднего (полного) образования (Письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07-06-2005 № 03-1263) и авторской программы Власенкова А.И. (Методические рекомендации к учебнику

«Русский язык . Грамматика. Текст. Стили речи.10-11 классы»: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 2008 год ).

Данное планирование предусматривает работу по учебнику «Русский язык. 10-11 классы». Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый уровень./А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2009 год.

На изучение предмета отводится 102 часа (3 часа в неделю) за счет школьного компонента, что обусловлено учебным планом МКОУ «Первомайская СОШ», анализом образовательных потребностей учащихся и их родителей, образовательной миссией учебного заведения, необходимостью подготовки учащихся к ЕГЭ в 11 классе. Дополнительные часы будут использованы на изучение и повторение наиболее трудных тем программы, на отработку навыков написания отдельных орфограмм, на отработку постановки знаков препинания, на работу с текстом, а также на углубленное изучение сведений о языке.

В планировании выделены часы на развитие речи, а также на реализацию регионального компонента в размере 10 % учебного времени (10 часов).

Планирование построено с учетом принципов системности, научности, доступности, а также преемственности между основной и средней школой.

Нормативно- правовые документы


  • Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013-2014 учебный год».

  • Федеральный базисный учебный план (приказ МО РФ 09.03.2004 г .№ 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ»).

  • Приказ МОиН Челябинской области «О формировании учебных планов ОУ Челябинской области на 2013-2014 учебный год».

  • Методические рекомендации ЧИПКРО «О преподавании учебного предмета «русский язык» в ОУ Челябинской области в 2013-2014 учебном году» от .

  • Учебный план МОУ «Первомайская СОШ» на 2013-2014 учебный год.

  • Примерная программа по русскому языку для общего среднего (полного) образования.

  • Авторская программа Власенкова А.И. (Методические рекомендации к учебнику

« Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи.10-11 классы»: Книга для учителя.- М.:

Просвещение, 2008.

Обоснование выбора программы обучения.
Выбор системы обучения и учебно-методического комплекса по предмету для реализации рабочей программы основан на анализе образовательных потребностей учащихся и их родителей (законных представителей); наличие учебно-методического, кадрового, материально- технического, информационного обеспечения, а так же миссии образовательного учреждения. В соответствии с Законом РФ « Об образовании» основной миссией МОУ «Первомайская СОШ» является: осуществление целенаправленного процесса воспитания и обучения граждан РФ в интересах учащихся и их родителей, общества, государства, сопровождающегося достижением обучающимися установленных требований федерального компонента государственного образовательного стандарта. Обеспечение единства образовательного пространства, преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) образования. А так же:

  • соответствие УМК возрастным и психологическим особенностям учащихся;

  • соответствие УМК государственному стандарту;

  • соотнесённость с содержанием государственной итоговой аттестации;

  • завершённость учебной линии;

  • обеспеченность образовательного учреждения учебниками.


Перечень компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию

рабочей программы
.Программа по русскому языку под редакцией А.И.Власенкова, Л.М. Рыбченковой- М.:

Просвещение, 2002 г.

.Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: учебник для 10-11 класса общеобразовательных учреждений / А.И. Власенков,

Л.М. Рыбчен кова.- М. : Просвещение, 2008.

В учебнике основное внимание уделяется важнейшей единице речи - тексту: его структуре, стилистическим особенностям, выразительным

средствам. В книге даются теоретические сведения и разработана система упражнений. При анализе фрагментов произведений

художественной литературы показана роль фонетических, лексических, словообразовательных, грамматических средств языка в создании

художественного образа. Содержатся задания по составлению собственных текстов. В книге систематизируются важнейшие сведения

по орфографии и пунктуации в виде повторительно – обобщающих упражнений.

.Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы»: Кн. Для учителя/А.И. Власенков,

Л.М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2005.

Издание содержит подробный развёрнутый план урока, дополнено справочными и тестовыми материалами, информацией и вариантами

тем уроков.

.Программно-методические материалы. Русский язык 10-11 классы. /Составитель: Л. М. Рыбченкова. – М.: Дрофа, 2001.

.Золотарева И. В., Дмитриева Л.П. «Поурочные разработки по русскому языку: 10 класс»

В книге поурочные планы ориентированы на педагогов, работающих с учебником русского языка для 10-11 класса А. И. Власенкова,

Л. М. Рыбченковой. Издание содержит подробные развернутые планы уроков, дополнено справочными и тестовыми материалами,

информацией и вариантами тем и уроков для углубленного изучения русского языка в 10 классе.
Цели обучения русскому языку по данной программе


Курс русского языка в X-XI классах направлен на достижение следующих целей:

. воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как

духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального

своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

. дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной

адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации

и саморазвития; информационных умений и навыков;
. освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении;

языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
. овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения

нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии

с задачами общения;

. применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры,

орфографической и пунктуационной грамотности.

Общая характеристика учебного предмета

.Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности,

которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации

к изменяющимся условиям современного мира.

. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника,

развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования

и самореализации личности.

.Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество

их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей професси

.Содержание обучения русскому языку на базовом уровне, как и на предшествующем этапе, структурировано на основе компетентностного

подхода. В соответствии с этим в старших классах развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая

(языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями

и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особен-

ностям учащихся старшей школы.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном

явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского

литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и

оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа,

национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного)

обучения русскому языку. Курс ориентирован на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся старшей школы.

Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые

обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих

языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности,

которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации углубления

деятельностного подхода к изучению русского языка в старших классах.

На базовом уровне, прежде всего, решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными

задачами образования, с задачами социализации личности. Таким образом, базовая школа обеспечивает общекультурный уровень человека,

способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы. В содержании программы предусматривается

интегрированный подход к совершенствованию лингвистических и коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное овладение

русским языком в разных сферах и ситуациях общения.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на базовом уровне среднего (полного) общего образования в объеме 68 часов. В том числе: в Х классе – 34 часов, ХI классе – 34 часов.

В программе отражён региональный (национально-региональный) компонент, на который в федеральном базисном учебном плане отводится 10 % учебного времени.

Общее количество часов на изучение русского языка в МКОУ «Первомайская СОШ» по ОБУП составляет 204 часа. Рабочая программа в соответствии с ОБУП рассчитана на 102 часа в 10 классе (из расчёта 3часа в наделю) и на 102 часа в 11 классе (из расчёта3 часа в неделю). Из вариативной части учебного плана на реализацию программного содержания образования в 10-11 классов выделено 2 часа в 10 классе и 2 часа в 11 классе (из расчета 3 часа в неделю).

Национально – региональный компонент составляет 10% учебного времени, т.е. 17 часов .

Тематика содержания учебной программы в части реализации

национально- регионального компонента
Реализация НРК осуществляется на основе рекомендаций Министерства образования и науки Челябинской области.

Поскольку в 10-11 классах основное внимание уделяется тексту и его строению, то целесообразно решение более

глубокого и детального изучения текста и его особенностей. Поэтому для реализации НРК выбрано учебное пособие для студентов, абитуриентов, преподавателей-филологов и учащихся старших классов школ гуманитарного профиля Солганик Г. Я. « Стилистика текста: Учеб. пособие.- Флинта, Наука, 2009».

В качестве иллюстративного материала текстов публицистического и научного стилей (а также для отработки орфографических и пунктуационных навыков) используются материалы областной и местной печати: газет «Губерния», «Челябинский рабочий», «Вечерний Челябинск», «Нязепетровские вести», «Панорама», «Калейдоскоп»; литературно-краеведческого альманаха «Нязюшка», этнолингвистического словаря Нязепетровского говора, «Словаря диалектных слов», составленного учащимися Первомайской СОШ, а также хрестоматий по литературе для 5-9 и 10-11 классов Южного Урала. На уроках также используются фрагменты из научно-популярной литературы о Южном Урале.

На реализацию регионального компонента выделено 10 % учебного времени, что составляет 10 часов.

Требования к уровню подготовки учащихся, успешно освоивших рабочую программу
знать/понимать

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;

  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;


использовать знания и умения в практической деятельности:

  • выявлять подтекст;

  • производить фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, речеведческий разбор, анализ художественного текста;

  • пользоваться языковыми средствами точной передачи мысли при построении научно-учебного, научно-популярного высказывания, правильно употребляя термины, обеспечивая простоту и ясность предложений, структурную четкость высказывания;

  • пользоваться общественно-политической лексикой, средствами публицистического стиля, эмоционального воздействия на слушателя, читателя;

  • писать очерк, эссе, строить устное высказывание очеркового типа;

  • писать отзыв о художественном произведении, научно-популярной, публицистической статье;

  • составлять реферат по нескольким источникам, выступать с ним, отвечать на вопросы по теме реферата, защищать развиваемые в нем положения;

Характеристика контрольно- измерительных материалов, используемых при оценивании уровня

подготовки учащихся.


№п/п

Контрольно - измерительные материалы

Характеристика контрольно - измерительных материалов

1

Малюшкин А. Б..

Комплексный анализтекста: 10-11 класс. Рабочая тетрадь. – М.:

Пособие включает в себя различные по типу и стилю тесты, задания по их анализу (определение темы и идеи, составление плана). Тесты пособия – готовый дидактический материал для проведения самостоятельной, коллективной классной и домашней работы. Задания к текстам составлены с учетом требований к ЕГЭ.

2.

Сборник диктантов по русскому языку 10-11 классы. / Авт.-составители С.С.Петровская, И. Н. Черников, Г. М. Шипицына. – М.: просвещение, 1998.

В первой части книги представлены диктанты-упражнения с пропуском орфограмм, пунктограмм с грамматическими заданиями; во второй части - те же диктанты с ответами на все задания и схемы предложений. Даются разъяснения, как наиболее эффективно, с помощью различных схем и разборов, выполнять задания по фонетике, составу слова и синтаксису.

Тексты диктантов имеют гуманитарную направленность: учащиеся получают дополнительную информацию о классических произведениях русской литературы, биографиях писателей.

Книга может использоваться учащимися для самостоятельной подготовки к диктантам.

3

Егораева Г.Т.

Тематическая рабочая тетрадь по русскому языку: Задания уровня А, В, С / Г.Т. Егораева, С.Ю. Иванова. – М.: Издательство «Экзамен», 2009. (Серия «ЕГЭ. Тематическая рабочая тетрадь»).

Тематическая рабочая тетрадь по русскому языку ориентирована на подготовку учащихся средней школы для успешной сдачи единого государственного экзамена.

Книга содержит необходимое количество тестовых заданий для отработки каждой темы ЕГЭ по русскому языку. правильные ответы после каждой темы позволяют выявить степень усвоения материала.

Подбор тестовых заданий разного уровня сложности на одну тему позволит как учащимся, так и преподавателям научиться выявлять критерии оценивания, акцентировать внимание на формулировках ряда заданий (с дополнительным вопросом или не привычно сложными формулировками) и избегать ошибок, связанных с невнимательностью и рассеянностью на экзамене.

4

А. Б. Малюшкин

Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку. 10 – 11 классы.

М. 2006 г.

Тестовые задания составлены на основе учебного пособия для 10-11 классов общеобразовательных учреждений»Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи» (авторы А, И, Власенков, Л.М. Рыбченкова). В пособии учитывается разный уровень знаний, умений и навыков учащихся: 1й, 2й варианты соответствуют базовому уровню, 3 й вариант – повышенной трудности.

В пособие включены тестовые задания, которые можно использовать для проверки знаний на любом уроке в течение всего курса обучения.

5

Г. В. Цветкова. Русский язык. 10 – 11 классы. Контрольные работы. Комплексные задания.

Сборник предназначен для проверки уровня сформированности языковой, лингвистической и коммуникативной компетенций у старшеклассников. Представленные контрольные работы изложены в форме, приближенной к технологии проведения ЕГЭ, и могут использоваться в качестве как обучающего, так и закрепляющего материала на уроках русского языка. Контрольные работы расположены по степени возрастающей трудности.

6

С.С.Петровская и др. Сборник диктантов по русскому языку. 10-11 классы. М. «Просвещение». 1998 г.

Книга содержит оригинальный, отвечающий требованиям современной методики учебно-дидактический материал для разнообразных видов словарных и тестовых диктантов.


Разбивка содержания программы на отдельные темы и объем учебных часов согласно

календарно- тематическому плану.


Название темы

Количество часов по рабочей программе

Пояснения










I.Вводный урок (знакомство с курсом русского языка в старших классах. Знакомство с учебником)

1

Рабочая программа по русскому языку для 10-11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего среднего (полного) образования, примерной программы по русскому языку для общего среднего (полного) образования.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на базовом уровне среднего (полного) общего образования в объеме 70 часов. В том числе: в Х классе – 35 часов.

Общее количество часов по рабочей программе - 102 часа. Из вариативной части учебного плана на реализацию программного содержания образования в10 классе выделено 2 часа, что позволяет увеличить количество часов на вновь изучаемый материал, а также на наиболее трудные вопросы программного материала.

Особое внимание за счет дополнительных часов уделено повторению орфографии, синтаксису и строению текста.

II.Общие сведения о языке.

8

III. Русский язык как система средств разных уровней.

67

IV.Текст. Виды его преобразования

15

V. Итоговый урок за год

1







НРК

10

102 часа

Итого
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Власенкова А. И. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы»: Книга для учителя icon Список учебников для 10 класса 2013-2014 учебный год
Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 класс
Власенкова А. И. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы»: Книга для учителя icon Программа по русскому языку к учебникам для 5 9 классов (авторы программы...
Русский язык. 7 класс. М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская и др. Русский язык. М.: Просвещение, 2012
Власенкова А. И. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы»: Книга для учителя icon Баранова М. Т., Ладыженской Т. А., Тростенцовой Л. А. и др. «Русский...
Методические рекомендации к учебнику для 6 класса общеобразовательных учреждений. Москва. «Просвещение». 2001», а также рекомендаций...
Власенкова А. И. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы»: Книга для учителя icon Рабочая программа Мись Елены Владимировны учителя русского языка...
Конкретного оу, с опорой на авторскую рабочую программу к учебнику «Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Рыбченкова...
Власенкова А. И. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы»: Книга для учителя icon Рабочая программа учебного предмета «Русский язык»
Государственного стандарта общего образования, Примерной программы по русскому языку, программы Минобрнауки РФ для общеобразовательных...
Власенкова А. И. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы»: Книга для учителя icon Реализуемые программы 2013-2014 учебный год Русский язык Программа...
...
Власенкова А. И. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы»: Книга для учителя icon Учебно-методический комплекс русский язык. Классы Учебники
Русский язык. Рабочие программы Баранов М. Т., Ладыженская Т. А, Тростенцова Л. А. 5-9 классы
Власенкова А. И. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы»: Книга для учителя icon Линия умк «Русский язык. 5–9 классы» для школ с родным (нерусским)...
Линия умк «Русский язык. 5–9 классы» под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта
Власенкова А. И. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы»: Книга для учителя icon Коллекция «Диктанты: русский язык» Российского общеобразовательного портала
Электронная версия приложения к газете «1 сентября». Имеет разделы: Материалы к уроку, Методические разработки, Анализ текста, Развитие...
Власенкова А. И. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы»: Книга для учителя icon Учебники Русский язык
Бабайцева В. В., Купалова А. Ю., Никитина Е. И. и др. Программа по русскому языку. 5-9 классы. Программы для общеобразовательных...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции