Методические рекомендации Армавир 2010




НазваниеМетодические рекомендации Армавир 2010
страница1/4
Дата публикации19.10.2014
Размер0.65 Mb.
ТипМетодические рекомендации
literature-edu.ru > Право > Методические рекомендации
  1   2   3   4
Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«АРМАВИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Терешкова Л.А.

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ

ДЛЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

ПО НАПРАВЛЕНИЯМ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРИАТА


Методические рекомендации


Армавир 2010
Терешкова Л.А. Технология разработки рабочей программы практики для основной образовательной программы по направлениям подготовки бакалавриата: Методические рекомендации. - Армавир: РИЦ АГПА, 2010. – 35 с.
Рецензент:

Проректор по учебной работе и лицензированию,

кандидат филологических наук, доцент

Д.А. Ковальчук

В методических рекомендациях рассмотрены основные подходы разработки рабочей программы практики бакалавров, приведены примерная структура программы практики, рекомендации по оформлению основных документов по итогам практики.

Предназначены для разработчиков основных образовательных программ высшего профессионального образования по педагогическим направлениям по направлениям подготовки в условиях введения в действие федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения и перехода на систему уровневой подготовки.

Могут быть использованы и при разработке программ практик для основных образовательных программ по непедагогическим направлениям подготовки бакалавриата в Армавирской государственной педагогической академии.

© Терешкова, 2010

© ГОУ ВПО «Армавирская государственная

педагогическая академия», 2010

ВВЕДЕНИЕ

Данные методические рекомендации разработаны в помощь руководителям основных образовательных программ бакалавриата по следующим педагогическим направлениям подготовки 050100 «Педагогическое образование», 50400 «Психолого-педагогическое образование», 050700 – «Специальное (дефектологическое) образование», 051000 «Профессиональное обучение по отраслям», в связи с переходом к введению новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), ориентированных на компетентностный подход.

Законодательной основой процесса реформирования высшего образования являются Федеральные законы России «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)» от 24.10.2007 № 232-ФЗ и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ (в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта)» от 01.12.2007 № 309-ФЗ.

Выявление эффективных путей практического овладения студентами опытом профессиональной педагогической деятельности в педагогическом вузе, разработка целостной концепции профессиональной практической подготовки и нахождение путей ее практической реализации являются одним из актуальных направлений исследований педагогической науки, проблемой модернизации педагогического образования в условиях системных изменений, происходящих сегодня в высшем образовании. Поэтому среди компонентов основных образовательных программ важнейшее место отводиться различного вида практикам, поскольку именно практики как вид учебной деятельности студентов предоставляют значительные возможности для формирования и оценивания профессиональных компетенций.

Методические рекомендации «Технология разработки рабочей программы практики для основной образовательной программы по направлениям подготовки бакалавриата» содержат четыре основных раздела. В первом разделе «Требования ФГОС ВПО к учебным и производственным практикам» по следующим педагогическим направлениям по направлениям подготовки 050100 «Педагогическое образование», 50400 «Психолого-педагогическое образование», 050700 – «Специальное (дефектологическое) образование», 051000 «Профессиональное обучение по отраслям». Во второй части приведена методология расчета сроков и продолжительности практики. Основная часть методических рекомендаций посвящена рассмотрению структуры рабочей программы практики, которая является, на наш взгляд, оптимальной и максимально отражающей весь необходимый для организации и проведения практики объем информации. В методических рекомендациях приведены требования к оформлению программ практики, необходимые приложения.

Данные методические рекомендации могут быть использованы и при разработке программ практики основных образовательных программ по непедагогическим направлениям подготовки бакалавриата в Армавирской государственной педагогической академии.

В методических рекомендациях использованы следующие основные термины, определения, сокращения

Зачетная единица (крéдит) – мера трудоемкости образовательной программы. Эта единица должна учитывать все виды работ студента, предусмотренные в утвержденном индивидуальном плане: аудиторную (лекции, практические и семинарские занятия), самостоятельную работу, подготовку и защиту курсовых и дипломных работ и др.

Качество образования – комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным стандартам и требованиям, потребностям личности, общества и государства

Квалификация – характеристика уровня подготовки (готовности) к выполнению определенного вида профессиональной деятельности или конкретных трудовых функций

Компетенция – готовность действовать на основе имеющихся знаний, умений и навыков при решении задач, общих для многих видов деятельности

Кредит – унифицированная единица измерения объема трудоемкости учебной нагрузки обучающегося

Направление подготовки – совокупность образовательных программ различного уровня в одной профессиональной области.

Направленность (профиль) образования – целевая ориентация образовательной программы, определяющая ее предметно-тематическое содержание и (или) преобладающие виды учебной деятельности

Обучающийся – лицо, зачисленное в установленном порядке в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, и осваивающее образовательную программу

Объект профессиональной деятельности – системы, предметы, явления, процессы, на которые направлено воздействие

Область профессиональной деятельности – совокупность объектов профессиональной деятельности в их научном, социальном, экономическом, производственном проявлении

Основная образовательная программа бакалавриата (бакалаврская программа) – совокупность учебно-методической документации, включающей в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии

Практика – вид (форма) учебной деятельности, направленной на формирование и развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью

Промежуточная (текущая) аттестация обучающихся – процедура оценки педагогическим работником качества освоения обучающимися отдельной части или всего объема одного учебного курса, предмета, дисциплины (модуля)

Профиль – совокупность основных типичных черт профессии (направления подготовки, специальности, специализации), определяющих конкретную направленность образовательной программы

Результаты обучения – усвоенные знания, умения, навыки и освоенные компетенции

Стандарт (от англ. standard – норма, образец, мерило) – в широком смысле слова – образец (эталон, модель или другой аналог) принимаемый за исходный для сопоставления с ним других объектов по набору признаков или параметров, о которых можно договориться как об обязательных

Уровень образования – формализованный показатель завершенного цикла образования определенного объема и степени сложности, основные характеристики которого определяются федеральным государственным образовательным стандартом

Учебная дисциплина (предмет) – система знаний и умений, отражающая содержание определенной науки и/ или деятельности, и осваиваемая в рамках образовательной программы

Учебный план – документ, определяющий перечень, последовательность и распределение по периодам обучения учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), практик, предусмотренных образовательной программой, временные затраты (трудоемкость) на их освоение, а также виды учебной и самостоятельной деятельности, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся

Федеральный государственный образовательный стандарт – технический нормативный правовой акт, устанавливающий обязательные требования к образованию определенного уровня

ВПО – высшее профессиональное образование

ООП – основная образовательная программа

ОК – общекультурные компетенции

ПК – профессиональные компетенции

ФГОС ВПО – федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования.

ОУ – образовательное учреждение

I. ТРЕБОВАНИЯ ФГОС ВПО К УЧЕБНЫМ И

ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ ПРАКТИКАМ
Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлениям подготовки 050100 «Педагогическое образование», 50400 «Психолого-педагогическое образование», 050700 – «Специальное (дефектологическое) образование», 051000 «Профессиональное обучение по отраслям». Основные образовательные программы бакалавриата предусматривают изучение ряда учебных циклов, среди которых немаловажное место занимают учебная и производственная практики.
1.1. Требования ФГОС ВПО 050100 «Педагогическое образование»
Трудоемкость и коды формируемых компетенций

в ходе учебных и производственных практик

по направлению 050100 «Педагогическое образование»


Код

УЦ

ООП

Учебные циклы, разделы

и проектируемые результаты

их освоения

Трудоемкость

(зачетные

единицы)

Перечень

дисциплин для

разработки

примерных

программ, а так

же учебников и

учебных пособий

Коды

формируемых компетенций

Б.5

Учебная и

производственная

практики

практические умения и навыки определяются ООП вуза в соответствии с профилем подготовки

24-30




ОПК-3

ОПК-4

ОПК-5

ОПК-6

ПК- 1-11


Таким образом, у выпускника по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» с квалификацией (степенью) «бакалавр» в процессе учебных и производственных практик должны быть освоены следующие компетенции:

общепрофессиональными (ОПК):

  • владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

  • способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);

  • владеет одним из иностранных языков на уровне профессионального общения (ОПК-5);

  • способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-6).

в области педагогической деятельности:

  • способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

  • готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);

  • способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3);

  • способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);

  • готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

  • способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6);

  • готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7);

в области культурно-просветительской деятельности:

  • умеет разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК- 8);

  • способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9);

  • способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10);

  • способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК- 11).

В п. 7.15. «Требования к организации учебной и производственной практик» раздела «Требования к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата» определено что «Раздел основной образовательной программы бакалавриата «Учебная и производственная практики» является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.

Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.

Практики могут проводиться в сторонних организациях (образовательных учреждениях, организациях, НИИ, фирмах, учреждениях культуры, искусства, спорта) или на кафедрах и в лабораториях вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.

Педагогическая (производственная) практика, включая летнюю практику, предполагает отчет студента об итогах практики и отзыв работодателя. Учебная практика предполагает отчет студента об итогах практики и отзыв руководителя практики. По результатам аттестации выставляется дифференцированная оценка.

Разделом учебной практики может являться научно-исследовательская работа обучающегося. В случае ее наличия при разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить возможность обучающимся:

– изучать научно-педагогическую литературу и другую специальную информацию, достижения отечественной и зарубежной науки и образования в соответствующей области знаний;

– участвовать в проведении научных исследований или выполнении проектных разработок;

– осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-педагогической информации по теме (заданию);

– составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию);

– выступить с докладом на конференции.

1.2. Требования ФГОС ВПО 050400 «Психолого-педагогическое образование»
Трудоемкость и коды формируемых компетенций в ходе

учебных и производственных практик по направлению

050400 «Психолого-педагогическое образование»


Код

УЦ

ООП

Учебные циклы, разделы

и проектируемые результаты

их освоения

Трудоемкость

(зачетные

единицы)

Перечень

дисциплин для

разработки

примерных

программ, а так

же учебников и

учебных пособий

Коды

формируемых компетенций

Б.5

Учебная и

производственная практики

практические умения и навыки определяются ООП вуза

30




ОПК-4

ОПК-5

ОПК-6



Итак, у выпускника по направлению подготовки 50400 «Психолого-педагогическое образование»с квалификацией (степенью) «бакалавр» в процессе учебных и производственных практик должны быть освоены следующие профессиональные компетенции:

общими для всех видов профессиональной деятельности (ОПК):

  • готов использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для учащихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов (ОПК- 4);

  • готов организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую и др. (ОПК-5);

  • способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6).

В п. 7.15. «Требования к организации учебной и производственной практик» раздела «Требования к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата» определено, что «Раздел основной образовательной программы бакалавриата «Учебная и производственная практики» является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Оценка практической подготовки выпускника, по сути, оценка качества программы. В рамках учебной или производственной практики необходимо предусмотреть летнюю психолого-педагогическую практику в детских оздоровительных лагерях.

Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.

Практики могут проводиться в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза (учебная практика), обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.

Аттестация по итогам практики не оценивается без оценки тех компетенций, которые должны быть освоены в ходе практики.

Разделом учебной практики может являться научно-исследовательская работа обучающегося. В случае ее наличия при разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить обучающимся возможность:

  • изучать научную и профессиональную литературу по программе подготовки, связанную с психолого-педагогической деятельностью;

  • доступа к современным электронным базам данных, содержащим современную, в том числе зарубежную исследовательскую и иную профессиональную литературу по профилю подготовки;

  • доступа к тематическим и профессионально ориентированным интернет – ресурсам;

  • осуществлять сбор и обработку научной информации в процессе выполнения научно-исследовательской работы;

  • участвовать в проведении научных исследований совместно с научными сотрудниками и преподавателями вузов, финансируемых за счет внешних источников (грантов);

  • работать на современных компьютерных средствах, оснащенных лицензионным программным обеспечением, в том числе для обработки статистической информации;

  • выступать с научными сообщениями и докладами на научных симпозиумах, круглых столах и конференциях.


1.3. Требования ФГОС ВПО 050700 – «Специальное (дефектологическое) образование»
Трудоемкость и коды формируемых компетенций

в ходе учебных и производственных практик по направлению

050700 – «Специальное (дефектологическое) образование»



Код

УЦ

ООП

Учебные циклы, разделы

и проектируемые результаты

их освоения

Трудоемкость

(зачетные

единицы)

Перечень

дисциплин для

разработки

примерных

программ, а так

же учебников и

учебных пособий

Коды

формируемых компетенций

Б.5

Учебная и

производственная практики

практические умения и навыки определяются ООП вуза

28




ОК-3

ОК-7

ПК-1-14



Таким образом, у выпускника по направлению подготовки 050700 – «Специальное (дефектологическое) образование» с квалификацией (степенью) «бакалавр» в процессе учебных и производственных практик должны быть освоены следующие компетенции:

общекультурные компетенции:

  • способностью понимать и анализировать экономические проблемы и общественные процессы (в том числе в сфере образования), быть активным субъектом экономической деятельности (ОК-3);

  • способностью использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности (ОК-7);

в области коррекционно-педагогической деятельности:

  • способностью к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ (ПК-1);

  • готовностью к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с ОВЗ (ПК-2);

  • способностью к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования (ПК-3);

  • готовностью к взаимодействию с общественными организациями, семьями лиц с ограниченными возможностями здоровья, к осуществлению психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ПК-4);

в области диагностико-консулътативной деятельности:

  • способностью организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с ОВЗ с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории (ПК-5);

  • способностью к анализу результатов медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных (клинико-психолого-педагогических) классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики (ПК-6);

  • способностью осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности (ПК-7);

  • готовностью к оказанию консультативной помощи лицам с ОВЗ, их родственникам и педагогам по проблемам обучения, развития, семейного воспитания, жизненного и профессионального самоопределения (ПК-8);

в области исследовательской деятельности:

  • готовностью к сбору, анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности (ПК-9);

  • способностью к планированию, организации и совершенствованию собственной коррекционно-педагогической деятельности (ПК-10);

  • готовностью к использованию знаний в области современного русского литературного языка в профессиональной деятельности, к лингвистическому анализу (ПК-11);

  • способностью использовать данные медицинской документации в процессе организации и осуществления коррекционно-педагогической работы с лицами с ОВЗ (ПК-12);

  • в области культурно-просветительской деятельности:

  • готовностью к формированию общей культуры лиц с ограниченными возможностями здоровья и к взаимодействию с учреждениями культуры

  • по реализации просветительской работы с лицами с ОВЗ и их семьями (ПК-13);

  • способностью осуществлять работу по популяризации дефектологических знаний среди населения (ПК-14).

В п. 7.15. «Требования к организации учебной и производственной практик» раздела «Требования к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата» определено, что «Раздел основной образовательной программы бакалавриата «Учебная и производственная практики» является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. При реализации ООП предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная (педагогическая).

Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.

Практики проводятся в сторонних организациях системы образования, здравоохранения и социальной защиты; или на кафедрах и в лабораториях вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.

Педагогическая (производственная) практика предполагает отчет студента об итогах практики и отзыв работодателя. Учебная практика предполагает отчет студента об итогах практики и отзыв руководителя практики. По результатам аттестации выставляется дифференцированная оценка.

Разделом учебной практики может являться научно-исследовательская работа обучающегося. В случае ее наличия при разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить возможность обучающимся:

  • изучать специальную литературу и другую научную информацию о достижениях отечественной и зарубежной науки в сфере своей профессиональной деятельности;

  • участвовать в проведении научных исследований;

  • осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научной информации по теме (заданию);

  • составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию);

  • принимать участие в образовательных выставках и форумах, а также научных конференциях, выступить с докладом на конференциях.»


1.4. Требования ФГОС ВПО 051000 «Профессиональное обучение по отраслям»
Трудоемкость учебных и производственных практик по направлению

051000 «Профессиональное обучение по отраслям»



Код

УЦ

ООП

Учебные циклы, разделы

и проектируемые результаты

их освоения

Трудоемкость

(зачетные

единицы)

Перечень

дисциплин для

разработки

примерных

программ, а так

же учебников и

учебных пособий

Коды

формируемых компетенций

Б.5

Учебная и

производственная практики

практические умения и навыки определяются ООП вуза

13








ФГОС ВПО 051000 «Профессиональное обучение по отраслям» не определяет коды формируемых компетенций, которые в обязательном порядке должны быть освоены в процессе учебных и производственных практик. Таким образом, перечень формируемых компетенций также как и практические умения и навыки определяются руководителем и разработчиками основной образовательной программы.

В п. 7.15. «Требования к организации учебной и производственной практик» раздела «Требования к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата» определено, что Раздел основной образовательной программы бакалавриата «Учебная и производственная практики» является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.

Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.

Практики проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза (учебная практика), обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.

Квалификационная практика по рабочей профессии проводится на действующих предприятиях (организациях). Организация практики должна обеспечивать формирование компетенций практической работы и необходимой квалификации по рабочей профессии.

Бакалавр профессионального обучения должен достигать такого уровня квалификации по профессии начального или среднего профессионального образования, который превышает планируемый уровень квалификации выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования.

Педагогическую практику обучающиеся должны проходить в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования, учебно-курсовой сети предприятий, учреждений, организаций в роли стажеров преподавателей по общепрофессиональному и специальному циклам дисциплин и мастеров профессионального обучения.

Преддипломная практика - является завершающим этапом практического обучения. Организация практики должна обеспечивать овладение первоначальным профессионально-педагогическим опытом, проверки профессионально-педагогической готовности будущего бакалавра профессионального обучения по профилю.

Технологическая практика - это практика по профилю специализации, направленная на закрепление, расширение, углубление, систематизацию знаний, полученных при изучении профессиональных и специальных дисциплин по профилю подготовки.

По итогам учебной практики обучающимся представляется отчет и сдача квалификационного экзамена по рабочей профессии.

По итогам педагогической, технологической и преддипломной практик обучающимся представляется отчет, в котором фиксируются собранные данные и результаты их обработки, а так же анализ всех видов его деятельности, на основании чего выносится решение в соответствии с формой отчетности, избранной вузом.

Разделом учебной практики может являться научно-исследовательская работа обучающегося. В случае ее наличия при разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить возможность обучающимся:

  • изучать специальную литературу и другую научную информацию, достижения отечественной и зарубежной науки в сфере своей профессиональной деятельности;

  • участвовать в проведении научных исследований;

  • осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научной информации по теме (заданию);

  • составлять отчеты (разделы отчета) по теме или её разделу (этапу, заданию);

  • принимать участие в образовательных выставках и форумах, а так же научных конференциях, выступать с докладами на конференциях.»


Подводя итог выше сказанному, заметим, что при разработке программ учебной и производственной практик необходимо учесть следующее:

1. Трудоемкость практик должна определяться только целым числом зачетных единиц. Трудоемкость практики внутри академического года включается в общую трудоемкость соответствующего семестра. Трудоемкость практики вне академического года также включается в общую трудоемкость следующего за ней семестра.
2. Компетенции, приведенные во ФГОС, являются обязательными для разработки вузом основных образовательных программ. Вместе с тем вуз имеет право предусматривать дополнительные компетенции с учетом направленности (профиля) своей основной образовательной программы.
II. МЕТОДОЛОГИЯ РАСЧЕТА

СРОКОВ И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ПРАКТИКИ
С подписанием Россией Болонской декларацию в 2002 г., возникла необходимость перехода на общеевропейские стандарты образования, что предусматривает, в том числе, расчет учебной нагрузки студентов в зачетных единицах (кредитах). В связи с тем, что трудоемкость одного учебного года для освоения основной образовательной программы задана однозначно - 60 зачетных единиц для очного отделения, и 50 зачетных единиц – для заочного, а реальная продолжительность учебного года, выраженная в учебных неделях, и установленное вузом значение еженедельной учебной нагрузки студентов в академических часах могут различаться, при разработке основных образовательных программ вуз может использовать соответствие одной зачетной единицы академическим часам в интервале от 32 до 38 академических часов. Министерство образования РФ рекомендовало пересчитывать учебную нагрузку, в том числе отводимую на практику студентов, в кредиты (Информационное письмо Минобразования России от 28.11.2002 г. № 14-52-988ин/13) путем простого деления общей (аудиторной и самостоятельной) учебной нагрузки в семестре на 36 (36 часов общей нагрузки в неделю). Нормативной базой перехода российских вузов к использованию кредитной системы является также «Примерное положение об организации учебного процесса в высшем учебном заведении с использованием системы зачетных единиц», принятое Министерством образования РФ 09.03.2004, № 15-55-357ин/15.

Опираясь на данную методику, количество зачетных единиц можно подсчитывать исходя из единой методологии расчета – 1 зачетная единица = 27 астрономическим часам = 36 академическим часам продолжительностью по 45 минут; 1 неделя практик = 54 академическим часам = 1,5 зачетным единицам.

Таким образом, ФГОС ВПО «третьего поколения» для квалификации «Бакалавр» по направлению:

1) по направлению 050100 «Педагогическое образование» предусматривает выделение на учебную и производственную практики от 24 до 30 кредитов, что соответствует периоду от 16 до 20 недель в процессе всех лет обучения.

2) по направлению 050400 «Психолого-педагогическое образование» предусматривает выделение на учебную и производственную практики 30 кредитов, что соответствует периоду в 20 недель в процессе всех лет обучения.

3) по направлению 050700 – «Специальное (дефектологическое) образованиепредусматривает выделение на учебную и производственную практики 28 кредитов, что соответствует периоду в18,5 недель в процессе всех лет обучения.

4) по направлению 051000 «Профессиональное обучение по отраслям» предусматривает выделение на учебную и производственную практики 13 кредитов, что соответствует периоду в 8,5 недель в процессе всех лет обучения.

Прежний традиционный подход при определении сроков и продолжительности практик (разделение по неделям) не всегда может дать целое число зачетных единиц. Поэтому, на наш взгляд, целесообразнее данный расчет сроков практик вести исходя из дней. Тогда 1 зачетная единица = 36 академическим часам = 4 учебным дням по 9 академических часов (с учетом самостоятельной работы). Например, если при подготовке учителей информатики ранее была предусмотрена учебная (вычислительная практика), которая по графику учебного процесса проходила в течение 1 недели, то теперь ее необходимо будет провести в течение 4 учебных дней с отрывом от обучения. Другим вариантом может быть распределение данного кредита на 4 недели по 1 дню в неделю, отведенному только на вычислительную практику, проходящую в компьютерных классах вуза.

Примечание. Продолжительность рабочего дня студентов при прохождении практики составляет для студентов в возрасте от 16 до 18 лет не более 36 часов и не менее 30 часов в неделю (ст.92 ТК РФ), в возрасте от 18 лет и старше не более 40 часов и не менее 36 часов в неделю (ст. 91 ТК РФ).

III. РЕКОМЕНДУЕМАЯ СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ
Программы практик проектируются на основе отбора задач, направленных на анализ компетентности. Следовательно, при разработке программ необходимо по-новому расставить приоритеты: на первое место выносится характеристика компетентности как цели программы, затем предлагаются способы ее становления, далее производится отбор информации, опыта, которые способствуют решению конкретных задач и развитию компетентности. 

Системный (взаимосвязанный, взаимообусловленный) характер практикам придает и ориентация современного педагогического образования на реализацию компетентностного подхода. Компетентностный подход, являясь основой разработки программ обучения,  ориентирует на достижение нового качества профессиональной практической подготовки, оценку динамики развития профессиональной компетентности студентов. Концепция компетентностного подхода в педагогическом образовании ориентирует на необходимость:

  • отбора и структурирования содержания практической подготовки с учетом основных тенденций развития образования, в соответствии с современными задачами и типичными проблемами профессиональной деятельности специалиста образования, с опорой на достижения в педагогической науке и практике;

  • использования разнообразных технологий организации практики, которые выступают одновременно и в качестве элементов содержания педагогического образования, и в качестве средств практической подготовки студентов.

Рабочая программа практики - нормативный документ, регламентирующий планирование, организацию, управление и проведение всех видов практики, предусмотренных ОПП по направлениям подготовки бакалавриата, и является одним из источников оценки качества педагогической деятельности бакалавра в области образования.

В общем случае программа практики бакалавра/магистра может состоять из следующих разделов:

  1. Общие положения (пояснительная записка)

  2. Цели и виды практики (для конкретного вида практики по определенному профилю подготовки бакалавриата).

  3. Организация практики.

  4. Содержание и этапы практики

  5. Методическое сопровождение и обеспечение практики

В разделе 1. «Общие положения» могут быть указаны следующие аспекты прохождения практики бакалаврами:

1.1.Цели и задачи составления программы практики (в цели и задачи рабочей программы практики входит конкретное определение содержания, объема практических умений и навыков, с учетом предусмотренных ФГОС ВПО компетенций, которые обязательно должны быть освоены в ходе практик).

1.2. Нормативные и методические документы, служащие основанием для вуза при организации практики бакалавров (требования к уровню подготовки выпускника по учебной и производственной практике федеральный государственный стандарт; рабочий учебный план по направлению/профилю подготовки; календарный график учебного процесса; сквозная программа направления/профиля; методические указания к выполнению отчетов о практике или других работ (проектов), связанных с практикой; рекомендации по разработке программы практики и т.п.).

1.3. Нормативно-методические документы, разработанные в вузе и регламентирующие деятельность студента в период практики, а также виды отчетности студента о прохождении практики (положение о прохождении непрерывной практики в вузе/ на факультете/ на кафедрах; дневник студента по практике (формы документов могут быть представлены в приложении к программе практики).

1.4. Место учебной практики в структуре ООП бакалавриата. В данном пункте указываются:

  • циклы (разделы) ООП, предметы, курсы, дисциплины, предыдущие практики, на освоении которых базируется данная практика, а также дается описание логической и содержательно-методической взаимосвязи данной практики с другими частями ООП.

  • требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям обучающегося, приобретенным в результате освоения предшествующих частей ООП и необходимым при освоении данной практики.

  • теоретические дисциплины и практики, для которых прохождение данной практики необходимо как предшествующее.

1.5. Сроки и продолжительность практики: указывается в каком семестре предусмотрена практика, в какие месяцы, сколько недель (дней) составляет продолжительность практики и сколько зачетных единиц (кредитов) получает студент в ходе прохождения практики. Если по направлению подготовки предусмотрено заочное отделение для бакалавров, то для него также указываются соответствующие сроки.

В разделе 2. «Цели и виды практики» определяется комплекс задач, образующий содержание практики. Для степени «Бакалавр» в основу данного пункта могут быть положены характеристики будущей профессиональной деятельности бакалавров, содержащиеся в разделе 4 Федерального государственного стандарта «третьего поколения» для квалификации (степени) «Бакалавр» (область профессиональной деятельности бакалавров; объекты профессиональной деятельности бакалавров; виды профессиональной деятельности бакалавров; задачи профессиональной деятельности бакалавров).

В программы подготовки бакалавра по направлениям подготовки 050100 «Педагогическое образование», 50400 «Психолого-педагогическое образование», 050700 – «Специальное (дефектологическое) образование», 051000 «Профессиональное обучение по отраслям», как правило, включаются основные два вида практики:

1. Учебная (учебно-исследовательская, учебная практика по рабочей профессии) практика в образовательной программе подготовки бакалавров, которая проводится на базе того или иного образовательного или научно-исследовательского учреждения, в котором преподаются профильные дисциплины  направления. В ходе этой практики студентам предоставляется возможность сбора экспериментальных данных по заранее разработанной программе исследования, связанной с определенным аспектом изучения процесса овладения обучающимися содержанием профильных дисциплин направления. По итогам практики студент представляет отчет, в котором фиксируются полученные экспериментальные данные и результаты их обработки.

2. Производственная (в том числе летняя педагогическая и преддипломная практики), которая проводится на базе учреждений соответствующих виду практики и требованиям ФГОС. В ходе этой практики студентам предоставляется возможность реализации плана организационно-воспитательной работы с учащимися, а также целенаправленной подготовки и проведения цикла занятий (уроков) по одной из профильных дисциплин направления в образовательного учреждения. Кроме того, студент должен принять участие во внеклассной работе с учащимися (коррекционной и развивающей), построенной на базе профильного предметного содержания. По итогам практики студентом представляется отчет с анализом всех видов его деятельности.

При разработке и реализации основной образовательной программы целесообразно определить единую стратегию построения различных видов практики. Необходимость такой стратегии обусловлена тем, что:

  • различные виды практик являются составной
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации Армавир 2010 iconМетодические рекомендации по выполнению дипломных работ утверждены...
Голова А. Г., Спиридонова Г. В. Методические рекомендации организации, выполнения и защиты выпускной квалификационной работы для...

Методические рекомендации Армавир 2010 iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального...
Формирование комплектов олимпиадных задач

Методические рекомендации Армавир 2010 iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины. Методические...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (институт)

Методические рекомендации Армавир 2010 iconМетодические рекомендации по дисциплине «История русского искусства»
Методические рекомендации адресованы студентам заочной формы обучения всех направлений бакалавриата ибк

Методические рекомендации Армавир 2010 iconМетодические рекомендации по выполнению курсовой работы по дисциплине «Экономика организации»
Гарина Е. П. Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по дисциплине «Экономика организации». – Н. Новгород: вгипу,...

Методические рекомендации Армавир 2010 iconМетодические рекомендации по проведению информационно-разъяснительной...
Организация и проведение конкурсов школьных письменных творческих работ на тему Переписи-2010 («Конкурсы школьных сочинений») 15

Методические рекомендации Армавир 2010 iconМетодические рекомендации по освоению курса планы лекционных и семинарских занятий
Методические рекомендации предназначены для обеспечения студентов и преподавателей системы высшего и средне-специального образования...

Методические рекомендации Армавир 2010 iconМетодические рекомендации по проведению «Уроков семьи и семейных ценностей»
Методические рекомендации предназначены для заместителей директоров образовательных учреждений по воспитательной работе, классных...

Методические рекомендации Армавир 2010 iconМетодические рекомендации по использованию дискуссионных форм обучения...
...

Методические рекомендации Армавир 2010 iconМетодические рекомендации по совершенствованию качества образования
Министерства образования Республики Беларусь от 23. 09. 2010 г. №612 «Об организации и проведении мониторинга качества общего среднего...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции