Заседание методического объединения классных руководителей по теме «Организация безопасной психологической среды в образовательном учреждении»




Скачать 221.84 Kb.
НазваниеЗаседание методического объединения классных руководителей по теме «Организация безопасной психологической среды в образовательном учреждении»
Дата публикации22.05.2014
Размер221.84 Kb.
ТипЗаседание
literature-edu.ru > Психология > Заседание
Методические рекомендации по профилактике суицидального поведения среди несовершеннолетних.

Уважаемые коллеги!

Представляю вам методические рекомендации по профилактике суицидального поведения среди несовершеннолетних.

Прошу Вас реагировать на данный вопрос спокойно, стараться не акцентировать обучающихся, педагогов, родителей на слове «суицид», т.к это может вызвать обратную реакцию и спровоцировать в дальнейшем нездоровый интерес к данному вопросу (опыт прошлых лет).

План проводимых мероприятий в образовательном учреждении:

  1. Заседание методического объединения классных руководителей по теме «Организация безопасной психологической среды в образовательном учреждении» (протокол).

  2. Встреча родителей с психологом на родительском собрание или заседание родительской общественности по теме «Роль родителей в профилактике суицидальных попыток».

  3. В школьных дневниках прописать «телефон доверия» психологической службы, провести беседу о роли «телефона доверия».

  4. Проверить наличие договоров с окружными психологическими центрами «Доверие», «Зеленая ветка». Привлекать специалистов в профилактическую работу образовательного учреждения.

  5. Психологические диагностики проводить только по запросу, с разрешением родителей (если вы что, то заметили или заметил классный руководитель), но стараться найти специалиста, который поможет вне учреждения, так как это вопрос очень серьезный и не всегда школьный психолог может с этим справиться, а может даже навредить.

  6. Акцент в работе по данному вопросу делать на наблюдение за обучающимися, работе с родителями, педагогами.

  7. Проанализировать деятельность социально-психологической службы и классных руководителей по работе с обучающимися и семьями «группы риска».



Приложение

Материал для работы с педагогами и родителями

Суицид. История человечества свидетельствует о том, что насилие, агрессивность, жестокость распространены среди людей так же, как любовь, доброта, милосердие. Особая жестокость — это агрессия, направленная на себя (аутоагрессия). Она проявляется в актах самоуниже­ния, самообвинения, в нанесении себе телесных повреж­дений и в самоубийстве — суициде. Особенность само­убийства в том, что смерть является делом рук самого потерпевшего и всегда представляет насильственный акт. Следует, однако, четко признать, что всегда есть обстоя­тельства, которые доводят человека до самоубийства. Поэтому слово «самоубийство» носит условное значение. Существует убеждение, что кончают с собой психи­чески больные люди. На самом деле они составляют лишь 25-27%, еще 19% — это алкоголики. Большая же часть самоубийц — это здоровые люди. Специалисты убежде­ны, что суициды — это результат влияния социальной среды, подрывающей веру человека. Намерение лишить себя жизни появляется у человека в условиях, когда он оценивает ситуацию как неразрешимый конфликт.
Причин самоубийств много. Это — болезнь, предатель­ство, тяжелые условия жизни, проблема отцов и детей, любовные отношения, религиозное влияние и т. п. Поку­шений на самоубийство больше у женщин (в 8-10 раз), завершенных суицидов — у мужчин (в 4 раза). Сейчас наблюдается рост самоубийств среди детей и подростков. Профилактика суицидов заключается в психологи­ческих, педагогических и социальных мероприятиях, направленных на восстановление утраченного психоло­гического и физиологического равновесия человека. Защита от социальных опасностей заключается в про­филактических мероприятиях, направленных на ликви­дацию этих опасностей. Кроме того, требуется соответ­ствующая подготовка человека, позволяющая адекватно действовать в опасных ситуациях. Нужна юридическая, психологическая, информационная и силовая подготов­ка. В процессе обучения необходимо осваивать модели поведения, учитывающие конкретные ситуации.
Формы и методы профилактика суицидального поведения

Сегодня существует Международная ассоциация по предотвращению самоубийств, по рекомендации которой во многих городах мира и нашей страны были созданы службы предупреждения самоубийств. Это новая форма организации медицинской и социально-психологической помощи людям, нуждающимся в квалифицированном совете или медикаментозном лечении. Службы ориентированы на широкие круги населения в первую очередь на лиц, испытывающих состояние психологического кризиса, людей, подверженных влиянию стрессогенных факторов и являющихся потенциально суицидоопасными. Одним из главных принципов деятельности служб является их анонимность. Сознание, что личные, мучительные для человека вопросы не получат огласку, делает пациента более раскованным, облегчает установление с ним контакта. Неукоснительно соблюдается еще один принцип, рекомендуемый международными суицидологическими организациями, – подразделение службы не должно располагаться на территории психиатрических учреждений. Это устраняет барьер, мешающий человеку обратиться к психотерапевту. Ведь нередко такому шагу препятствует страх прослыть психически больным, быть поставленным на психиатрический учет.

Проблемой суицидального поведения несовершеннолетних занимаются также учреждения социальной защиты населения, управления здравоохранения, общественные организации, психологические центры. Существуют различные формы психопрофилактической работы.

Первая формаорганизация социальной среды.

Воздействуя на социальные факторы, можно предотвратить нежелательное поведение личности. Воздействие может быть направлено на общество в целом, например, через создание негативного общественного мнения по отношению к отклоняющемуся поведению. Объектом работы также может быть семья, социальная группа (школа, класс) или конкретная личность. Профилактика суицидального поведения у подростков включает, прежде всего, социальнуюрекламу по формированию установок на здоровый образ жизни.

Вторая форма психопрофилактической работы - информирование.

Это наиболее привычное направление психопрофилактической работы в форме лекций, бесед, распространения специальной литературы или видео- и телефильмов. Суть подхода заключается в попытке воздействия на когнитивные процессы личности с целью повышения еѐ способности к принятию конструктивных решений. Перспективному развитию данного подхода может способствовать отказ от преобладания запугивающей информации, а также дифференциация по полу, возрасту, социально- экономическим характеристикам.

Третья формаактивное социальное обучение социально-важным навыкам. Данная модель преимущественно реализуется в форме групповых тренингов. В настоящее время распространены следующие формы:

1.Тренинг устойчивости к негативному социальному влиянию (развивает способность сказать «нет» в случае негативного давления сверстников).

2.Тренинг аффективно-ценностного обучения (формируются навыки принятия решения, повышается самооценка, стимулируются процессы самоопределения и развития позитивных ценностей).

3. Тренинг формирования жизненных навыков (формируются умения общаться, поддерживать дружеские связи и конструктивно разрешать конфликты).

Четвѐртая формаорганизация деятельности, альтернативной

девиантному поведению.

Альтернативными формами активности признаны: познание (путешествие), испытание себя (походы в горы, спорт с риском), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе профессиональная, религиозно-духовная, благотворительная).

Пятая формаорганизация здорового образа жизни. Она исходит из представлений о личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом. Здоровый стиль жизни предполагает здоровое питание, регулярные физические нагрузки, соблюдение режима труда и отдыха, общение с природой, исключение излишеств.

Шестая форма - активизация личностных ресурсов.

Активные занятия подростков спортом, их творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста, арттерапия - всѐ это активизирует личностные ресурсы, в свою очередь обеспечивающие активность личности, еѐ здоровье и устойчивость к негативному внешнему воздействию.

Седьмая форма - минимизация негативных последствий суицидального поведения.

Данная форма работы используется в случаях уже сформированного суицида. Она направлена на профилактику рецидивов или их негативных последствий. В различных видах психопрофилактической работы могут использоваться схожие формы и методы.

По способу организации работы выделяют следующие формы профилактики: индивидуальная, семейная, групповая работа. В целях предупреждения суицидального поведения используются различные социально-психологические методы. Среди ведущих методов психопрофилактической работы: информирование, групповые дискуссии, тренинговые упражнения, ролевые игры, моделирование эффективного социального поведения, психотерапевтические методики.

Загадка смерти всегда будет волновать человечество: вряд ли возможно и однозначное мнение относительно самоубийства. Наверное, и в самом гуманном обществе обстоятельства будут приводить людей к опасной черте. Но, опираясь на неповторимую ценность каждой человеческой жизни, общество может помочь любому выработать жизнеутверждающее мировоззрение, проникнуться верой в великое предназначение человека.

Взаимодействие классного руководителя и учителей- предметников по профилактике суицидального поведения

Переход учащихся из начального в среднее звено школы – один из труднейших периодов школьного обучения. Оснований для такого утверждения более чем достаточно: состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью, иногда недисциплинированностью, снижением интереса к учѐбе и еѐ результатам, с психологической – снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности. Это значит, что увеличивается число детей, испытывающих значительные затруднения при обучении и адаптации к новым условиям организации учебного процесса.

В этот период подростки растерянны, не могут понять, как строить взаимоотношение с педагогами, какие требования обязательны для выполнения. На пятиклассника обрушивается поток информации с непонятными для него словами, терминами. Новая обстановка и разные кабинеты, новый коллектив сверстников, разные стиль и методика обучения на уроках – эти условия усиливают необходимость работы классного по организации и координации педагогической работы с учащимися и коллективом.

Учителя-предметники в целом проводят больше время, чем классный руководитель с обучающимися. Педагоги образовательных учреждений должны осуществлять профилактическую работу как непосредственно на уроках по предмету, так и на внеклассных мероприятиях. Например, на уроках литературы затрагивая темы вредных привычек и асоциальных форм поведения, учителя формируют критическое отношение к реальной действительности, способствуют выработке правильной личностной позиции в отношении различных жизненных ситуаций.

В тоже время педагоги не могут знать, достаточно полно личностных особенностей подростков, обстоятельств их жизни. С целью снижения неблагоприятных факторов адаптации, предотвращения девиантного развития личности подростка классный руководитель знакомит учителей с результатами изучения детей и классного коллектива.

Он организует совместно с учителями-предметниками поиск средств, способов, обеспечивающих успешность ребенка в учебной деятельности, его самореализацию на уроке и во внеучебное время.

Классный руководитель систематически информирует учителей о динамике развития ребенка, его трудностях и достижениях, об изменении ситуации в семье. В случае затруднений, возникающих у ребенка и его родителей, связанных с обучением, он стремится привлечь учителей к обсуждению путей преодоления этих трудностей и помогает педагогам скорректировать их действия. Необходимо познакомить учителей с особенностями психического развития детей, имеющих отклонения в развитии, со специальными способами педагогического влияния на таких детей. С другой стороны классный руководитель изучает стиль, основные методы и приемы работы своих коллег с учащимися, выявляет успехи, проблемы, достижения, эффективные способы работы учителей со школьниками и родителями, организует обмен опытом педагогической работы, поддерживает, стимулирует стремление учителей оказать педагогическую поддержку ребенку, установить сотруднические отношения с родителями. В то же время он заинтересованно принимает предложения учителей, проявление их инициативы, реагирует на замечания, проблемы, поставленные учителями.

В целях профилактики суицидального поведения среди подростков классный руководитель информирует учителей-предметников о состоянии воспитания, особенностях родителей, организует встречи педагогов и родителей с целью обмена информацией, об успехах обучения и воспитания ребенка, оказания помощи родителям в организации домашней работы с учащимися.

Целесообразно привлекать учителей-предметников к планированию и организации внеучебной работы в классе, что способствует развитию познавательных и профессиональных интересов школьников.

Классному руководителю целесообразно выявлять типичные проблемы в работе с коллективом, отдельными группами учащихся, проводить специальные семинары для педагогов.

Полезно организовать посещение учебных занятий с последующим обсуждением действий учителей по отношению к конкретному ребенку и способов взаимодействия педагогов с коллективом.

Основной формой работы с учителями-предметниками являются индивидуальные беседы, которые возникают по мере необходимости. Эти беседы должны быть спланированы так, чтобы не упустить важного этапа в организации работы учителя с ребенком и предупредить возможные трудности и конфликты. Важно проводить такие беседы как совместные размышления, совместный поиск решения той или иной проблемы.

В ряде случаев необходимо организовывать индивидуальную консультацию учителя со специалистами, если у него возникают проблемы с ребенком.

Рекомендации педагогам по оказанию поддержки ребенку,

имеющему признаки суицидального риска:

- не отталкивайте его, если он решил разделить с вами проблемы, даже если вы потрясены сложившейся ситуацией;

- доверьтесь своей интуиции, если вы чувствуете суицидальные наклонности в данном индивиде, не игнорируйте предупреждающие знаки;

- не предлагайте того, чего не в состоянии сделать;

- дайте знать, что хотите ему помочь, но не видите необходимости в том, чтобы хранить все в секрете, если какая-то информация может повлиять на его безопасность;

- сохраняйте спокойствие и не осуждайте его, не зависимо от того, что он говорит;

- говорите искренне, постарайтесь определить, насколько серьезна угроза: вопросы о суицидальных мыслях не приводят к попыткам покончить счеты с жизнью, на самом деле они помогут почувствовать облегчение от осознания проблемы;

- постарайтесь узнать у него план действий, так как конкретный план – это знак реальной опасности;

- убедите его, что есть конкретный человек, к которому можно

обратиться за помощью;

- не предлагайте упрощенных решений;

- дайте понять, что хотите поговорить о чувствах, что не осуждаете его за эти чувства;

- помогите ему понять, что сильный стресс мешает полностью

-осознать ситуацию, ненавязчиво посоветуйте, как найти какое-либо решение и управлять кризисной ситуацией;

- помогите найти людей и места, которые смогли бы снизить пережитый стресс;

-при малейшей возможности действуйте так, чтобы несколько

изменить его внутреннее состояние;

- помогите ему понять, что присутствующее чувство безнадежности

не будет длиться вечно.

Роль родителей в профилактике суицидальных попыток

Работа с родителями, семьей представляет собой сложный и необходимый для профилактики девиантного поведения несовершеннолетних вид деятельности, так как семья является одним из важнейших факторов, влияющих на формирование отклонений в поведении детей и подростков.

Одна из важнейших задач педагогов, классных руководителей - способствовать единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания родителей и детей, созданию комфортных условий для ребенка в семье, формированию навыков их совместной деятельности и общения. Взаимодействие на основе взаимной заинтересованности в результатах воспитания поможет педагогам и родителям объединить свои усилия в создании условий для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации, для преодоления трудностей и самореабилитации в случае неудачи.

Взаимодействие педагогов с родителями предусматривает разработку единых требований к ребенку, определение воспитательных задач и организацию совместной деятельности педагогов и родителей по реализации этих задач, что предполагает изучение ребенка в семье и школе с помощью специальных методик и составление программы его развития.

Одной из форм педагогической профилактики является социально- педагогическая диагностика. Социально-педагогическая диагностика с учащимися и их родителями – специалистами образовательного учреждения, в котором происходит сбор информации о влиянии на личность и социум социально- психологических, педагогических, экологических и социологических факторов в целях повышения эффективности педагогических факторов.

Целью диагностической работы с родителями является диагностика типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и к собственной семье. Результаты диагностической работы не только дают специалисту информацию о возможных неблагополучиях в системе семейного воспитания, детско-родительских отношений, но и позволяют выявить область возможных проблем в тех семьях, где дисбаланс семейных отношений еще не наступил, но уже имеются некоторые негативные тенденции.

Диагностическая работа может проводиться как групповым, так и индивидуальным методом, сообщение же результатов диагностики всегда

осуществляется индивидуально Диагностическая работа с учащимися позволяет своевременно выявить группу детей с повышенным риском формирования различных вредных привычек и девиации поведения, а также особенности аномального развития детей.

Информационно-просветительская работа с родителями направлена на формирование жизнеспособной личности, гуманистически ориентированной по отношению к обществу и к себе самой, углубление и конкретизацию знаний о предупреждении правонарушений и преступлений несовершеннолетних.

Информационно-просветительская работа с родителями имеет целью

профилактику, предупреждение возможных нарушений в семейных отношениях и семейном воспитании. С этой целью родителей необходимо знакомить с теми формами семейных отношений и семейного воспитания, которые могут приводить к негативным отклонениям в поведении детей и подростков.

Информационно - просветительская работа с родителями должна быть направлена на разъяснение влияния супружеских отношений и типа семейного воспитания на развитие негативных отклонений в поведении детей и подростков. Основная форма работы класса и родителей – это родительское собрание. Другими, в том числе активными формами взаимодействия педагогов и родителей могут быть лекции, семинары, беседы, конференции, вечера вопросов и ответов, диспуты, встречи с учителями, тематические родительские собрания с привлечением специалистов (медиков, психологов, юристов и т. д.).

Уважаемые родители, вспомните, пожалуйста, кто кого чаще упрекает в черствости и неблагодарности: вы ребенка, или он вас? Вот то-то. А между тем, именно вы, родители, – неизбежные участники самоубийства собственного ребенка. В семьях с нормальными взаимоотношениями суицида не происходит. Ни на любовной почве, ни на какой другой. Потому что ребенку есть с кем поговорить. Вы давно разговаривали с сыном или дочкой?

Иногда родители становятся главной причиной самоубийства. Дом подростка – это модель мира. А если мир так ужасен, как бывает иногда обстановка в семье, то зачем жить?

Один мальчик не смог вынести регулярного зрелища, как пьяный отец избивает мать. Как ей помочь, он не знал, а оставить все как есть, не мог. Для него самоубийство казалось единственно возможным выходом из создавшейся ситуации.

Одна девочка наглоталась таблеток во время очередной гулянки родителей. В течение нескольких дней она оставалась без помощи – родителям было не до дочки. В конце концов, ей удалось самой добраться до телефона и вызвать «Скорую».

Иногда трагедией оборачивается ситуация, которая внешне выглядит вполне нормально. В больницу с острым отравлением доставили девочку.

Мать, воспитывающая ее без мужа, хотела для дочери «лучшего будущего».

Оно, по ее мнению, целиком зависело от учебы. Девочку отдали в спецшколу, все время переводили из класса в класс повышенной сложности. В итоге, ничего, кроме постоянной зубрежки, у нее в жизни не было. Никаких друзей, потому что только она успевала приспособиться к одному коллективу, как он тут же менялся. Постоянное напряжение, дикая опека со стороны матери – и в результате долгие беседы с психиатром. Ему пришлось потратить не один час, чтобы убедить девочку, что есть и другие способы объясниться с матерью, чем подобный акт протеста.
Рекомендуемые формы профилактической работы с обучающимися

Акция «Я выбираю жизнь»

Воспитательный час «Поиск позитивных путей разрешения конфликтных ситуаций»

Конкурс сочинений о смысле жизни (например, «Несколько слов о поиске смысла в жизни» или «Классики литературы о смысле жизни»)

Проблемные мастерские для педагогов, родителей, учащихся «Нормы неконфликтного общения», «Пути получения помощи в ситуации дискомфорта или стресса»

Тренинговые занятия «Дорога к спасению души»

Круглый стол «Я в этом мире не один» (по проблеме одиночества личности учащегося в социуме и дома)

Конференция «Наше духовное богатство»

Воспитательный час «Экстремальная ситуация. Как себя вести?»

Психолого-педагогические групповые консультации на темы «Умей владеть собой», «Приемы снятия психологического напряжения»,

«Экзамен без стресса» и др.

Кинолекторий на тему «Нравственные ценности» и др.

Час информирования «10 сентября – Всемирный день предотвращения самоубийств»

Цикл классных часов (3 занятия) для учащихся 8 – 11 классов «Жизнь прекрасна!»
Рекомендуемые формы профилактической работы с родителями

Родительский лекторий «Подростковый суицид»

Информационные листы и памятки для родителей

Психолого-педагогическое консультирование родителей по вопросам проблемных (конфликтных) взаимоотношений с детьми.

Психолого- педагогические консультации на темы: «Роль семьи в развитии ребенка», «Семейная атмосфера», «Супружеский конфликт и эмоциональное состояние ребенка», «Детско-родительский конфликт и способы его преодоления», «Семейная жестокость» и т.д.

Работа с семьѐй ребѐнка, попавшего в трудную жизненную ситуацию или испытывающего кризисное состояние.

Работа "Телефона доверия".

Консультации для родителей по определенному графику.

Приглашение родителей и учащихся (по необходимости) на индивидуальные беседы с юристом, педагогом, психологом.

Работа по профилактике отрицательных привычек: курение, токсикомания, наркомания.

Педагогические поручения, например, организация труда в семье, семейного праздника, режима дня ребенка, семейного чтения или написание письма своему ребенку и т.д.

Педагогические практикумы на следующие темы: «Какой вы родитель», «Как помочь ребенку учиться», «Какой у вас ребенок», «Претензии к моему ребенку» и т.д

Таблица для первичного выявления детей группы суицидального риска

(для классного руководителя)

Укажите, пожалуйста, напротив каждого фактора фамилии обучающихся, у которых было или Вы замечали:



Факторы

Особености

Фамилия

ИДЕАЛЬНЫЕ

Открытые высказывания о желании покончить жизнь

самоубийством («Я собираюсь покончить с собой», «Я не могу так жить»).




Косвенные высказывания о возможности суицидальных действий

(«Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не

Придется за меня волноваться»).





СИТУАТИВНЫЕ

Суициды родственников, родителей.




Смерть близкого родственника.




Неизлечимые или тяжелые соматические заболевания близких

родственников, самого ребенка.




Наличие в семье психических больных.




Разводящиеся родители, конфликты в семье.




Алкоголизм или наркомания родителей, асоциальная семья.




Неполная семья, семья с отчимом или мачехой.




Резкое изменение социального статуса родителей (потеря работы, разорение).






Изменение места жительства, места учебы

(в течение последнего года)



Является отверженным.




Является жертвой насилия: физического, эмоционального,

сексуального (укажите какого).




ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ

Резкая потеря интереса к деятельности (досуговой, учебной, домашней помощи).




Резкое изменение стиля поведения и способов общения (был таким – стал другим).




Стремление к изоляции, устойчивое сильное уединение.




Употребление подростком наркотиков.




Изменение аппетита, сна, ритма жизни.




Стремление к рискованным действиям




Резкое несоблюдение правил личной гигиены.




Частые случаи травматизма, самоповреждение,

членовредительство.






Классный руководитель __________________________________ (фамилия)

Дата________________ подпись____________________________

Мероприятия по формированию антисуицидальных установок личности

Факторы личности

Мероприятия

Эмоциональная привязанность к значимым родным и близким

Конкурс рисунков «Моя семья»

Спортивный праздник «Наша дружная

семья»

Игра «Я и мои друзья»

Выраженное чувство долга, обязательность

Литературная конференция «Долг чести»

Конкурс чтецов «И помнит вся Россия…»

Концентрация внимания на состоянии собственного здоровья, боязнь причинения себе физического ущерба

Конкур стенгазет «Не навреди»

Мозговой штурм «Надо ли изменить свое

поведение»

Учѐт общественного мнения и избегание осуждения со стороны окружающих, представления о позорности самоубийства и неприятие (осуждение) суицидальных моделей поведения

Дискуссия «Марионетка»

Беседа «Жизнь – дар Божий»

Убеждения о неиспользованных жизненных возможностях

Вечер встречи с интересными людьми

Деловая игра «Мой старт»

Наличие жизненных, творческих, семейных и других планов и замыслов

Конкурс рассказов «История моей

семьи»

Конкурс проектов «Мои потомки»

Психологическая гибкость, умение компенсировать негативные личные переживания, использовать методы снятия психической напряжѐнности

Тренинги «На тропе доверия»

Игра «Умей сказать «нет»

Наличие актуальных жизненных ценностей и целей

Дискуссия «Для чего живет человек?»

Планирование ближайшего и перспективного будущего

Сочинение «Мои планы»

Деловая игра «Я через 10 лет»


Дополнительные материалы для профилактики суицидального

поведения у подростков

Признаки готовящегося самоубийства

О возможном самоубийстве говорит сочетание нескольких признаков.

1. Приведение своих дел в порядок - раздача ценных вещей, упаковывание. Человек мог быть неряшливым, и вдруг начинает приводить все в порядок. Делает последние приготовления.

2. Прощание. Может принять форму выражения благодарности различным людям за помощь в разное время жизни.

3. Внешняя удовлетворенность - прилив энергии. Если решение покончить с собой принято, а план составлен, то мысли на эту тему перестают мучить, появляется избыток энергии. Внешне расслабляется - может показаться, что отказался от мысли о самоубийстве. Состояние прилива сил может быть опаснее, чем глубокая депрессия.

4. Письменные указания (в письмах, записках, дневнике).

5. Словесные указания или угрозы.

6. Вспышки гнева у импульсивных подростков.

7. Потеря близкого человека, за которой следуют выше перечисленные

признаки. Потеря дома.

8. Бессонница.
ПАМЯТКА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ ПРИЗНАКИ ПОДРОСТКОВОГО СУИЦИДА

кратковременные конфликты в сферах близких отношений (в семье, школе, группе);

конфликт воспринимается как крайне значимый и травматичный, вызывая внутренний кризис и драматизацию событий;

суицидальный поступок воспринимается в романтически-героическом ореоле:

как смелый вызов, как решительное действие, как мужественное решение и т.п.;

суицидное поведение демонстративно, в нем есть признаки "игры на публику";

суицидальное поведение регулируется скорее порывом, аффектом, в нем нет продуманности, взвешенности, точного просчета;

средства самоубийства выбраны неумело (прыжок с балкона 2-3 этажа, малотоксические вещества, тонкая веревка и т.п.).


ПРИЧИНЫ ПРОЯВЛЕНИЯ СУИЦИДА

Отсутствие доброжелательного внимания со стороны взрослых

Резкое повышение общего ритма жизни

Социально-экономическая дестабилизация

Алкоголизм и наркомания среди родителей

Жестокое обращение с подростком, психологическое, физическое и

сексуальное насилие

Алкоголизм и наркомания среди подростков

Неуверенность в завтрашнем дне

Отсутствие морально-этических ценностей

Потеря смысла жизни

Низкая самооценка, трудности в самоопределении

Бедность эмоциональной и интеллектуальной жизни

Безответная влюбленность

Общей причиной суицида является социально-психологическая дезадаптация, возникающая под влиянием острых психотравмирующих ситуаций, нарушения взаимодействия личности с ее ближайшим окружением. Однако для подростков это чаще всего не тотальные нарушения, а нарушения общения с близкими, с семьей.

ПРЕДПОСЫЛКИ ПРОЯВЛЕНИЯ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

- Биологические

- Личностные (напряжение потребностей и желаний, неумение найти способы их удовлетворения, отказ от поиска выхода из сложных ситуаций, низкий уровень самоконтроля, неумение ослабить нервно-психическое напряжение, эмоциональная нестабильность, импульсивность, повышенная внушаемость, бескомпромиссность и отсутствие жизненного опыта)

- Социальные
ЧТО МОЖЕТ УДЕРЖАТЬ

Установите заботливые взаимоотношения с ребенком

Будьте внимательным слушателем

Будьте искренними в общении, спокойно и доходчиво спрашивайте о тревожащей ситуации

Помогите определить источник психического дискомфорта

Вселяйте надежду, что все проблемы можно решить конструктивно

Помогите ребенку осознать его личностные ресурсы

Окажите поддержку в успешной реализации ребенка в настоящем и помогите

определить перспективу на будущее.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Заседание методического объединения классных руководителей по теме «Организация безопасной психологической среды в образовательном учреждении» iconПротокол №1 заседания методического объединения классных руководителей от 14. 09. 12
Заместитель директора по воспитательной работе Захарова Т. А.; классные руководители 1-11 классов

Заседание методического объединения классных руководителей по теме «Организация безопасной психологической среды в образовательном учреждении» iconПлан работы методического объединения
Доклад на семинар секции классных руководителей «Психолого-педагогическая диагностика личности учащегося и детского коллектива»

Заседание методического объединения классных руководителей по теме «Организация безопасной психологической среды в образовательном учреждении» iconЗаседание мо классных руководителей (воспитательный план на 1 полугодие)
«Профессионально творческое развитие и саморазвитие учителей в рамках образовательной системы школы»

Заседание методического объединения классных руководителей по теме «Организация безопасной психологической среды в образовательном учреждении» iconСодержание: пояснительная записка
...

Заседание методического объединения классных руководителей по теме «Организация безопасной психологической среды в образовательном учреждении» iconПлан работышкольного отделения
Заседание методического объединения учителей английского языка «Проведение школьного и районного этапов Всероссийской олимпиады школьников...

Заседание методического объединения классных руководителей по теме «Организация безопасной психологической среды в образовательном учреждении» iconПротоколы заседаний методического объединения начальных классов 2012-2013 уч год Заседание №1
Соотносительный анализ календарно-тематического планирования на 1 полугодие с учебными предметными программами

Заседание методического объединения классных руководителей по теме «Организация безопасной психологической среды в образовательном учреждении» iconТема курсов
Организация целостного интегрированного образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении

Заседание методического объединения классных руководителей по теме «Организация безопасной психологической среды в образовательном учреждении» iconДетских и подростковых суицидов
Методические рекомендации предназначены для руководителей и специалистов органов управления образованием, руководителей государственных...

Заседание методического объединения классных руководителей по теме «Организация безопасной психологической среды в образовательном учреждении» iconИсследование источников и литературы по конкретной теме
Негосударственном образовательном учреждении высшего профессионального образования

Заседание методического объединения классных руководителей по теме «Организация безопасной психологической среды в образовательном учреждении» iconКак формы отклоняющегося поведения несовершеннолетних
Методические рекомендации предназначены для руководителей и специалистов органов управления образованием, руководителей государственных...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции