Методические рекомендации и планы семинарских занятий по курсу «История Отечества» Нижний Новгород




Скачать 262.43 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации и планы семинарских занятий по курсу «История Отечества» Нижний Новгород
страница1/4
Дата публикации02.10.2014
Размер262.43 Kb.
ТипМетодические рекомендации
literature-edu.ru > История > Методические рекомендации
  1   2   3   4


Министерство образования Российской Федерации

ГОУВПО Нижегородский государственный педагогический университет

Кафедра современной истории России

Методические рекомендации и

планы семинарских занятий

по курсу «История Отечества»


Нижний Новгород

2008
Предлагаемый курс охватывает период от становления государственности славян до развития постсоветской России в начале XXI в. Планы семинарских занятий, включают важнейшие этапы исторического развития нашей страны. Особое внимание уделяется таким важным вопросам, как развитие русской государственности, формирование российской многонациональной культуры, социально-экономические преобразования в различные эпохи и их влияние на судьбы России.

Цель курса – познакомить студентов с историей нашей Родины. В рамках поставленной цели предполагается достижение следующих задач:

  • воспитание у студентов патриотических и гражданских чувств;

  • обучение первичным навыкам работы с историческим материалом;

  • активизация мыслительной деятельности студентов (умение анализировать, сопоставлять, вести дискуссии).

Курс построен по проблемно-хронологическому принципу, что способствует формированию у студентов целостного представления об истории России.

В рамках данного курса предусмотрены промежуточные и итоговые формы контроля за уровнем знаний студентов. Промежуточная аттестация студентов включает тестирование по разделам курса, написание рефератов по наиболее актуальным проблемам истории России, участие в конференциях, работу с материалами музея истории НГПУ.

Итоговая аттестация проводится по завершении курса в виде устного экзамена.

Оценка ответа студента на экзамене определяется следующими критериями:

  1. владение понятийным аппаратом;

  2. знание фактического материала;

  3. умение аргументировать свою точку зрения;

  4. умение формулировать выводы по излагаемой теме;

  5. умение связать знания с современным развитием страны.



Учебники к курсу «История Отечества»





  1. Боффа Д. История Советского Союза. В 2 т. М., 1990.

  2. Верт Н. История Советского государства. М., 1992.

  3. Новейшая история Отечества / Под ред. А.Ф. Киселева и Э.М. Щагина. М., 1998.

  4. История России: Учебник. Издание 2-е, переработанное и дополненное / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. М., 2003.

  5. Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. М., 1993.

Тема I. Киевская Русь в IX–XI вв.
1. Происхождение, быт и религия древних славян.

2. Возникновение государственности у восточных славян. Норманизм и антинорманизм.

3. Политический и социальный строй древней Руси по тексту «Русской Правды».

4. Крещение Руси и его значение.

Методические рекомендации
В данной теме особое внимание следует обратить на специфику возникновения и генезиса государства у восточных славян. Перед этим студенту следует выяснить «Что такое государство?» и условия его возникновения.

Необходимо выяснить суть исторической полемики по вопросу о происхождении славян, пути их расселения по Восточной Европе.

При подготовке второго вопроса рассмотрите теории происхождения древнерусского государства «норманскую» и «антинорманскую». Обратите внимание на историю их появления, развитие, покажите научные аргументы каждой из них, выявите степень объективности.

Ответ на третий вопрос требует анализа текста «Русской Правды». Первоначально выясните причины появления «Русской Правды», обратите внимание на ее новизну по сравнению с «обычным» правом. Какие слои населения Киевской Руси фигурируют в «Русской Правде», каково их положение в обществе. Что можно сказать о политическом строе и экономическом развитии русских земель на основании «Русской Правды».

Весьма важным является выявление внешних и внутренних факторов образования древнерусского государства, а также влияния на этот процесс христианства. Необходимо выяснить особенности христианизации Руси. Какие отношения связывали Русь и Византию до принятия христианства.. С этой целью следует сравнить его с процессом христианизации Европы и определить основные отличия. Опишите ход Крещения, какие культурные, политические, социально-экономические последствия прихода православного христианства на русские земли.
Источники и литература

1.Повесть временных лет. Н.Новгород, 1993.

2. Вернадский Г.В. Древняя Русь. М., 1996.

3. Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков IX–XI вв. М., 1998.

4. Фроянов И.Я. Древняя Русь. СПб., 1995.


Тема II. Феодальная раздробленность на Руси.
1. Социально-политическое развитие Северо-Восточной Руси в XII–XIII вв.

2. Русь и Золотая Орда: исторические споры вокруг последствий монголо-татарского ига.

3. Специфика социально-политического развития Новгорода и Пскова.
Методические рекомендации

Рассмотрите причины феодальной раздробленности на Руси. Почему в период феодальной раздробленности Киев утрачивает статус столицы Древнерусского государства. Какие возникли княжества на территории ранние единого государства. При анализе социально-политического развития Северо-Восточной Руси следует обратить внимание на такие аспекты этой проблемы, как роль южной миграции в развитии региона, борьбу княжеской власти с боярством, и взаимоотношение славян с фино-угорскими племенами.

Как возникло монгольское государство? Почему русские земли не смогли противостоять нашествию хана Батыя. Какие формы зависимости сложились у русских земель от Золотой Орды. В вопросе об установлении монголо-татарского ига особого внимания заслуживает вопрос о влиянии кочевой цивилизации монголо-татар на Руси. Покажите разные подходы, существующие в современной исторической науке, по вопросу о роли татаро-монгольского ига в судьбах русских земель.

Раскройте понятие «феодальная республика», объясните специфику развития Новгородской земли. При изучении вопроса о развитии Новгородской феодальной республики весьма важными являются такие сюжеты как феномен ушкуйничества в общественно-политической жизни Новгорода, роль различных институтов власти (князь, церковь, вече, бояре).

Источники и литература

1. Бегунов Ю.К. Александр Невский. М., 2005.

2. Кучкин В.А. Русь под игом: как это было. М., 1991

3. Кучкин В.А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси X–XIV вв. М., 1984.

4. Мартышин О.В. Вольный Новгород. Общественно-политический строй и право феодальной республики. М., 1992.

5. Феннел Д. Кризис средневековой Руси 1200–1304. М., 1989.

Тема III. Возвышение Москвы. Образование и укрепление единого русского государства в XVXVI вв.
1. Возвышение Москвы в XIV веке.

2. Политические, социальные и религиозные факторы централизации московского государства при Иване III и Василии III.

3. Политика Ивана IV Грозного
Вопросы и задания


  1. Назовите юридические нормы крепостного права, впервые закрепленные Судебником Ивана III.

  2. Какие изменения произошли в системе государственного управления России в эпоху Ивана IV?

  3. В чем причина поражения России в Ливонской войне?

  4. Какую цель преследовала опричнина? Была ли она достигнута?

  5. В чем суть конфликта между Иваном IV Грозным и князем Андреем Курбским?


Методические рекомендации

Назовите основные причины возвышения Москвы в XIV в., какую политику проводили первые московские князья, почему им удалось победить княжество Тверское. Выясните, почему Дмитрий Донской сумел перейти к открытой борьбе с Золотой Ордой, какие процессы происходили в монгольском государстве.

При изучении вопроса о складывании Русского централизованного государства необходимо уяснить предпосылки этого процесса, а также выявить специфику образования единого русского государства. С этой целью требуется сравнить его с аналогичными процессами в Европе. Рассмотрите основные внутренние преобразования Ивана III и его внешнюю политику. Отметьте преобразования связанные с концепцией «Москва – Третий Рим»

Изучая эпоху Ивана IV, следует привлечь опубликованные источники. «Домострой», составленный священником Сильвестром, переписку Ивана Грозного с Андреем Курбским, воспоминания иностранцев о России Генриха Штадена, Дж. Горсея, Сигизмунда Герберштейна, Якова Маржерета и др. На основании изучения вышеперечисленных источников необходимо - объяснить суть реформ Избранной Рады, отследить постепенный переход к политике «опричнины», объяснить ее суть и последствия для страны. Отдельно рассмотрите внешнюю политику Ивана IV выделите удачные свершения и поражения русского оружия и дипломатии. Подведите итоги правления Ивана Грозного покажите взаимосвязь его царствования со Смутным временем в истории России.

Источники и литература

1.Алексеев Ю.Г. Под знаменем Москвы: борьба за единство Руси. М., 1992.

2.Зимин А.А. реформы Ивана Грозного. М., 1980.

3.Кузнецов Е.В. Рождение России. Арзамас, 2004.

4.Скрынников Р.Г. Иван Грозный. М., 1980.

5.Скрынников Р.Г. Царство террора. М., 1993.

6.Хорошкевич А.Л. Россия в системе международных отношений середины XVI в. М., 2003.
Тема IV. Россия в XVII в. Особенности социально-политического развития.
1. Кризис российской государственности на рубеже XVI–XVII вв. Причины, этапы и последствия Смуты.

2.Переход от сословно-представительной монархии к абсолютизму. Завершение оформления крепостного права.

3. Внешняя политика России в XVII в.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации и планы семинарских занятий по курсу «История Отечества» Нижний Новгород iconМетодические рекомендации по освоению курса планы лекционных и семинарских занятий
Методические рекомендации предназначены для обеспечения студентов и преподавателей системы высшего и средне-специального образования...

Методические рекомендации и планы семинарских занятий по курсу «История Отечества» Нижний Новгород iconМетодические рекомендации к лекционным и практическим занятиям Нижний Новгород
Основы тифлопедагогики: Методические рекомендации к лекционным и практическим занятиям. Н. Новгород: нгпу, 2007. 40 с

Методические рекомендации и планы семинарских занятий по курсу «История Отечества» Нижний Новгород iconМетодические рекомендации по написанию выпускных квалификационных работ нижний Новгород
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Методические рекомендации и планы семинарских занятий по курсу «История Отечества» Нижний Новгород iconОтечественная история Планы семинарских занятий Казань 2010 ббк т3(2)я...
Ислаев Ф. Г., д и н., профессор кафедры истории и обществоведческих дисциплин иро рт

Методические рекомендации и планы семинарских занятий по курсу «История Отечества» Нижний Новгород iconМетодические указания для выполнения практических занятий по дисциплине...
Семахин Е. А. История экономических учений. Методические указания для выполнения практических занятий. Н. Новгород: вгипу, 2010....

Методические рекомендации и планы семинарских занятий по курсу «История Отечества» Нижний Новгород iconПрограмма и учебно-методические рекомендации по курсу «Немецкая публицистика...
Важной составляющей обучения является анализ большого количества аутентичных публицистических материалов, их обсуждение на семинарских...

Методические рекомендации и планы семинарских занятий по курсу «История Отечества» Нижний Новгород iconУчебное пособие Нижний Новгород 2007 Печатается по решению редакционно-издательского...
История России: основные термины и понятия: Учебное пособие / Составитель к и н. Н. Н. Грехова. Н. Новгород, 2007. 33 с

Методические рекомендации и планы семинарских занятий по курсу «История Отечества» Нижний Новгород iconМетодические рекомендации по дисциплине «История русского искусства»
Методические рекомендации адресованы студентам заочной формы обучения всех направлений бакалавриата ибк

Методические рекомендации и планы семинарских занятий по курсу «История Отечества» Нижний Новгород iconМетодические указания для проведения практических занятий для студентов...
В методических указаниях приведены планы практических занятий, задания, контрольные вопросы для самопроверки

Методические рекомендации и планы семинарских занятий по курсу «История Отечества» Нижний Новгород iconЭлективный курс учебная программа планы семинарских занятий задания...
Учебно-методического комплекса по дисциплине «Этика и нормы морали», составленного в соответствии с Государственным образовательным...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции