Методические рекомендации по дисциплине «История русского искусства»




Скачать 296.64 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по дисциплине «История русского искусства»
страница1/3
Дата публикации26.09.2014
Размер296.64 Kb.
ТипМетодические рекомендации
literature-edu.ru > История > Методические рекомендации
  1   2   3


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна»

ИНСТИТУТ БИЗНЕС-КОММУНИКАЦИЙ

КАФЕДРА
Истории и теории дизайна и медиакоммуникаций

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по дисциплине

«История русского искусства»


для студентов заочной формы обучения

(сокращенная образовательная программа)

направления подготовки
031600.62 – РЕКЛАМА И Связи с общественностью

100.400.62 –Туризм



Автор-составитель:

доц. Иванов Н.А.

Санкт-Петербург

2012
Утверждено на заседании кафедры истории и теории дизайна и медиакоммуникаций

14.06.2012, протокол № 10
Методические рекомендации адресованы студентам заочной формы обучения всех направлений бакалавриата ИБК.

Методические рекомендации содержат перечень тем контрольных и курсовых работ, требования к их содержанию и оформлению, списки литературы, вопросы к экзамену и зачету, приложения.


СОДЕРЖАНИЕ


I. Перечень вопросов к экзамену (зачету)
II. Список рекомендуемой литературы
Ш. Методические рекомендации по выполнению и оформлению
курсовой работы

IV. Приложения

Дисциплина «История русского искусства изучается в 3 семестре.

В межсессионный период выполняется курсовая работа, которая служит допуском к экзамену.

Цель дисциплины: сформировать компетенции обучающегося в области истории русского искусства.

Задачи дисциплины:

  • Воспитать патриотизм, уважение к истории, культуре, истории искусства и традициям нашей страны, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

  • Дать представление о сохранении отечественного художественного наследия;

  • Предоставить возможности для усвоения знаний о важнейших событиях, процессах и явлениях отечественной и всемирной истории, истории культуры, овладения элементарными методами историко-культурного, художественного и искусствоведческого познания, умениями работать с различными источниками по истории искусства и памятниками мировой художественной культуры;

  • Сформировать ценностные ориентиры в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными и художественными традициями;

  • Раскрыть принципы подготовки обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований;

  • Показать особенности поиска необходимой информации в музеях, галереях и художественных фондах, архивах, библиотеках, в библиотечных и электронных каталогах, в сетевых ресурсах.




  1. Перечень вопросов к ЭКЗАМЕНУ


1. Формы художественных связей с Византией и особенности восприятия византийских традиций на Руси.

2. Иконопись X—XIII веков в Древней Руси. Техника, стилистика, иконография. Характеристика основных памятников.

3. Архитектура Киевской Руси.

4. Владимиро-суздальская школа и ее основные памятники: церковь Покрова на Нерли, Дмитриевский собор во Владимире и др.

5. Основные памятники Новгорода второй половины XIV в. — высшая точка эволюции новгородского зодчества.

6. Деисусный чин Благовещенского собора — центральный памятник московской иконописи последней четверти XIV в.

7. Искусство Андрея Рублева и его круга как русская национальная интерпретация византийской художественной культуры позднепалеологовского времени.

8. Монументальная иконопись Новгорода и творчество Феофана Грека.

9. Архитектура конца XV-начала XVI вв.: строительные работы в Московском Кремле и приглашение итальянских мастеров.

10. Расцвет псковской архитектуры.

11. Творчество Дионисия: росписи собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре.

12. Сложение типа шатрового храма: церковь Вознесения в Коломенском и др.

13. Ретроспективные тенденции, историзм культурной политики Ивана Грозного. (Лицевой летописный свод)

14. Икона «Церковь воинствующая» («Благословенно воинство небесного царя...») — зримое воплощение устремлений Российского государства к созиданию Святой Руси.

15. Годуновское зодчество. (1590-е годы — 1604 г.).

16. Архитектура Ярославля XVII в.

17. Строительство патриарха Никона, смысл его культурной политики.

18. «Нарышкинское барокко» в архитектуре конца XVII века и нарастание западноевропейского влияния в русском искусстве.

19. Борьба иконоборцев и иконопочитателей в середине XVII века, ее выражение в искусстве.

20. Строгановская школа живописи как искусство московских кремлевских мастеров.

21. Творчество Симона Ушакова и эволюция принципов иконописи, икона «Насаждение древа государства Российского».

22. Творчество Прокопия Чирина, Никифора Савина, Назария Истомина и пр.
23. Петровское барокко.

24. И. Н. Никитин. Особенности постпенсионерского этапа - неоднозначность портретной концепции и способность взаимодействия образа со зрителем.

25. И. П. Аргунов. Уникальная проблема крепостного творчества.

26. М. И. Козловский. Идиллическое направление в творчестве скульптора.

27. В. Боровиковский. Сентиментализм и ампир в поздних портретах 1800-х годов

28. О. Кипренский. Концепция личности и ее новизна.

29. С. Щедрин. Образ Италии в пейзажах Щедрина и его соотношение с романическим «культом Италии».

30. А. Венецианов. Своеобразие его изображения крестьянского мира.

31. К. Брюллов. Компромисс между классицизмом и романтизмом.

32. А. Иванов и его место в русском искусстве. Соотношение библейской и античной тематики.

33. П. Федотов. Концепция бытовой картины и ее отличие от венециановского варианта.

34. В.В. Верещагин. «Этнографический жанр» и баталистика.

35. И. Крамской. Портретная концепция. Эволюция. Типическое и индивидуально-характерное.

36. А. Саврасов и И. Шишкин: две концепции национального пейзажа.

37. Ф. Васильев, А. Куинджи: варианты преобразования романтической традиции.

38. И. Репин. Жанровое и тематическое многообразие творчества.

39. В. Суриков. Сюжет и тема: проблема художественного цикла. Историческое и современное.

40. В. Васнецов. Раннее творчество. Обращение к эпосу и сказочным сюжетам: поиск живописной метафоры.

41. М. Врубель. Тема Демона.

42. В. Серов. Концепция светского парадного портрета.

43. Историко-бытовая живопись А.Рябушкина.

44. К. Сомов. Культивирование «галантного жанра».

45. Л. Бакст. Картина «Древний ужас».

46. Б. Кустодиев. Своеобразие сюжетов и стилизаторских приемов.

47. З. Серебрякова. Монументальное и камерное в стилизации.

48. Н. Рерих. Языческий мир как объект стилизации.



  1. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ литературы


Основная литература


  1. Аленов М. М. История русского искусства: т. 1-2. – М., 2007.

  2. Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. – СПб., 2008.

  3. Грабарь И. Э. История русского искусства. – М., 2009.

  4. Ильина Т. В. История искусств. Отечественное искусство / Т. В. Ильина. – М., 2009.

  5. История русского искусства. В 22 т. – М., 2007.

  6. Лисовский В. Г. Архитектура России XVIII - начала XX века. Поиски национального стиля – М., 2009

  7. Новицкий А. П. История русского искусства. – М., 2007.

  8. Шедевры мировой архитектуры. – М., 2008.

б) дополнительная литература и другие информационные источники

  1. Вагнер, Г. К., Владышевская Т. Ф. Искусство Древней Руси. / Г. К. Вагнер – М., 1993.

  2. Вздорнов Г. И. Фрески Феофана Грека в церкви Спаса Преображения в Новгороде. / Г. И. Вздорнов – М., 1978.

  3. Евангулова, О. С. Искусство в России 1-й четверти ХVIII века. / О. С. Евангулова – М., 1985.

  4. История русского и советского искусства / Под ред. Д. В. Сарабьянова. Изд. 2-е, переработанное и дополненное. – М, 1989.

  5. История русского искусства: В 13 т. / Под общ. ред. акад. И. Э. Грабаря и др. – М., 1953- 1969.

  6. Очерки истории искусства / Под ред. И. Григоровича и Г. Поспелова. – М., 1987.

  7. Сарабьянов Д. В. История русского искусства второй половины ХIХ в. / Д. В. Сарабьянов – М., 1989.

  8. Сарабьянов Д. В. Модерн / Д. В. Сарабьянов – М., 2001.

  9. Сарабьянов Д. В. Русская живопись ХIХ в. среди европейских школ / Д. В. Сарабьянов.– М., 1980.

  10. Смирнова Э. С. Живопись Великого Новгорода ХIII — начала ХVI в. / Э.С. Смирнова – М., 1976.

  11. Шедевры русской живописи в музеях СССР [Изоиздание]. Истоки традиций 11-17 века. От барокко к романтизму: конец 17 - начало 19 в : альбом. Авт.-составитель Т.В.Ильина. – М., 1989. – 296 с.

  12. http://www.icon-art.info/library.php?lng=ru

  13. http://www.russiancity.ru/

  14. http://www.hist.msu.ru/ER/museum.htm

  15. http://feb-web.ru/

Ш. Методические рекомендации по выполнению и оформлению курсовой работы
Курсовая работа – неотъемлемая часть учебного процесса. В ходе ее выполнения студент закрепляет материал, полученный на аудиторных занятиях, приобретает навыки научного мышления, осваивает методологию исследования, самостоятельно получает дополнительные теоретические знания, закрепляет их на практике. Курсовая работа – итог учебно-теоретической, а также творческой работы студента. В курсовой работе студент реализует интерес к разным сферам приложения стилистических средств, интересующим его проблемам их функционирования, редактирования, систематизирует теоретические знания, накапливает эмпирический материал для дипломного проекта.

I. Ход исследования.

1. Выбор темы.

Работа над курсовым сочинением начинается с выбора темы. Выбранная тема должна отражать реальную научную или эмпирическую проблему, то есть быть актуальной.

2. План исследования.

План обговаривается с научным руководителем. Он включает изучение литературы, формирование теоретической базы, формулировку рабочей гипотезы и практическую работу.

3. Сбор и изучение литературы.

Основную литературу рекомендует преподаватель. Но библиографию по избранной конкретной теме (монографии, статьи, рецензии) собирает сам студент, обращаясь в справочные отделы библиотек (библиографические указатели, реферативные журналы. семинарии, тематические картотеки и пр.), к алфавитному и систематическому каталогам.

Стоит также воспользоваться электронными базами данных:

http://www.inion.ru/product/db_2.htm : Библиографические базы данных ИНИОН (Институт научной информации по общественным наукам) по социальным и гуманитарным наукам.

Можно обратиться в виртуальные справочные службы:

http://vss.nlr.ru/query_form.php: Виртуальная справочная служба РНБ «Спроси библиографа» (сайт РНБ, см. также Архив запросов)

http://korunb.nlr.ru/query_form.php: Виртуальная справочная служба КОРУНБ.

На основе прочитанного формируется теоретическая база. Студент должен хорошо представлять степень разработанности темы, различные научные подходы к ней, идеи, концепции, гипотезы, овладеть необходимой терминологией. После изучения литературы представление о проблеме исследования должно быть системным, четким и разносторонним.

4. Рабочая гипотеза.

Гипотеза – это примерное представление о том, каких результатов вы хотите добиться. В ходе работы гипотеза может уточняться, изменяться и даже опровергаться. Но в любом случае исследование необходимо начинать, отталкиваясь от каких–либо предположений. Например, если вы решили исследовать использование заимствований в языке Рунета, вы можете предположить их мощную экспансию в эту сферу и вам не избежать определения своей позиции в отношении притока заимствованной лексики в современный русский язык.

5. Сбор и обработка эмпирических данных.

После формирования теоретической базы исследования следует переходить к практической части. Необходимо определить эмпирический материал, который вы будете изучать. К отбору материала нужно подходить тщательно и строго: он должен быть репрезентативным для избранной проблемы. Если вам предстоит анализ стиля молодежной печати, вы должны собрать информацию обо всех изданиях этого направления без исключения. Результаты эмпирических исследований часто оформляют графически: в виде таблиц, графиков, диаграмм. Это делает выводы работы наглядно-убедительными.

II. Написание работы.

После завершения исследования его результаты оформляются в письменной форме. К ней предъявляются специфические требования.

Типовая структура курсовой работы предполагает наличие в ней следующих обязательных компонентов:

  1. титульный лист

  2. оглавление

  3. введение

  4. основной текст

  5. заключение

  6. список использованной литературы

  7. приложения

Введение

Введение – не просто композиционная часть работы, но и документ, включающий в себя ее важные квалификационные характеристики. Если содержание основной части индивидуально и диктуется конкретной спецификой темы, то содержание введения соответствует принятому стандарту, и должно содержать ряд общезначимых формулировок:

- обоснование актуальности темы курсовой работы;

- характеристика разработанности темы в научной литературе

- цели и задачи работы;

- предполагаемые методы и способы достижения поставленных целей и задач

-прочие вопросы, являющиеся важными для правильного понимания сущности данной работы.

Введение излагается без разбивки на подпункты, в виде цельного текста, разделенного на абзацы. Начинается оно с обоснования актуальности выбранной темы. В этом проявляется научная и профессиональная зрелость автора работы. Не следует доказывать значимость выбранной темы, достаточно кратко обрисовать ситуацию, сложившуюся в современной науке и практике по исследуемой проблеме.

Описание степени разработанности темы в научной литературе предполагает, что студент должен продемонстрировать знакомство с имеющимися источниками, способность к осмыслению и объективной оценке накопленных ранее знаний и опыта по поставленной теме. Задача состоит в том, чтобы показать существующие достижения и пробелы, которые возможно будут заполнены при написании работы. Данный раздел логически предшествует формулировке цели исследования. Внимательное изучение источников позволит выделить и сгруппировать имеющиеся точки зрения. Это даст возможность показать, какая методология в решении данной проблемы является наиболее эффективной. Подача материала в этом разделе введения может осуществляться двумя путями: в хронологическом порядке, начиная с концепций, появившихся раньше других по времени, и заканчивая наиболее современными; в логическом порядке, диктуемом логикой развития научного исследования темы. Как правило, логический порядок предпочтительнее, поскольку позволяет полнее раскрыть тему.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по дисциплине «История русского искусства» iconМетодические рекомендации по выполнению курсовой работы по дисциплине «Экономика организации»
Гарина Е. П. Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по дисциплине «Экономика организации». – Н. Новгород: вгипу,...

Методические рекомендации по дисциплине «История русского искусства» iconМетодические рекомендации по выполнению и защите курсовой работы...
Методические рекомендации по выполнению и защите курсовой работы по дисциплине «Учет и операционная деятельность в банках» разработаны...

Методические рекомендации по дисциплине «История русского искусства» iconМетодические рекомендации по совершенствованию качества урока искусства...
Т. е можно говорить об авторском характере урока искусства. Причем успех зависит не только от личности учителя, но и в огромной степени...

Методические рекомендации по дисциплине «История русского искусства» iconМетодические рекомендации по выполнению и защите курсовой работы...
Методические рекомендации по выполнению и защите курсовой работы по дисциплине «Финансы (организаций) предприятий» разработаны для...

Методические рекомендации по дисциплине «История русского искусства» iconМетодические рекомендации к выполнению курсовых работ по дисциплине «Документоведение»
Методические указания подготовлены для студентов, обучающихся по специальности 032002 – Документационное обеспечение управления и...

Методические рекомендации по дисциплине «История русского искусства» iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины. Методические...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (институт)

Методические рекомендации по дисциплине «История русского искусства» icon«история русского языка (история русского литературного языка)»
«История русского языка (история русского литературного языка)» составлен на основе гос впо по направлению 050300. 62 Филологическое...

Методические рекомендации по дисциплине «История русского искусства» iconМетодические указания к выполнению курсовой работы для студентов...
Методические указания содержат перечень тем и примерные планы курсовых работ по дисциплине «Анализ хозяйственной деятельности», а...

Методические рекомендации по дисциплине «История русского искусства» iconМетодические рекомендации по выполнению курсовых работ для студентов...
Методические рекомендации по выполнению курсовых работ для студентов очной и заочной форм обучения по дисциплине «Экономика организации»...

Методические рекомендации по дисциплине «История русского искусства» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд. 12 История литературы...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 12 История литературы для студентов, обучающихся по специальности 050403. 65...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции