Программа дисциплины утверждаю




Скачать 321.08 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины утверждаю
страница1/5
Дата публикации18.10.2014
Размер321.08 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
literature-edu.ru > Литература > Программа дисциплины
  1   2   3   4   5




министерство образования и науки рф

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«новосибирский государственный педагогический

университет»

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ



УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой

современного русского языка Института филологии, массовой информации и психологии

Л.Н. Храмцова

«___» ____________ 20__г.

АКТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ

И СОВРЕМЕННАЯ ЯЗЫКОВАЯ СИТУАЦИЯ
Направление подготовки:

032700.68 Филология
Магистерская программа:
Русский язык как иностранный

Индивидуальная программа для иностранных граждан
Степень выпускника:

Магистр
Форма обучения:

очная

Новосибирск 2012

СОСТАВИТЕЛЬ – Людмила Николаевна Храмцова, канд. филол. наук, доцент

РЕКОМЕНДОВАНО К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

на заседании кафедры современного русского языка

(протокол № _____ от «____» ___________20__ г.)

СОГЛАСОВАНО
Директор _______________________ Булыгина Е.Ю.
Начальник УМАиД _______________ Северина Ю.В.
Директор библиотеки ______________ Есина Л.Н.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Целью освоения дисциплины «Активные процессы в современном русском языке и современная языковая ситуация» является формирование представления о языке как о постоянно изменяющемся объекте и в то же время объекте стабильном и устойчивом.

Задачи, реализуемые в процессе изучения курса:

а) установление связей между развитием языка и стимулирующими его изменениями в реальной жизни общества:

б) выработка научного представления о нормах литературного языка в их историческом развитии;

в) изучение языковых процессов, происходящих на различных уровнях (фонетическом, лексическом, словообразовательном, морфологическом, синтаксическом) языковой системы;

г) выработка квалифицированного отношения к тенденциям в современном русском языке, отраженным в практике печати, и умения различать системные изменения и речевые ошибки, распространенные в современных СМИ.

Место дисциплины в структуре ООП магистратуры. Дисциплина «Активные процессы в современном русском языке и современная языковая ситуация» (М1.В.ДВ.1.2) является дисциплиной по выбору вариативной части общенаучного цикла учебного плана магистерской программы «Русский язык как иностранный» по направлению 032700.68 Филология.

Дисциплина изучается в третьем семестре.

При изучении данной дисциплины совершенствуется компетенция «способность демонстрировать знания современной научной парадигмы в области филологии и динамики её развития, системы методологических принципов и методических приемов филологического исследования» (ПК-1), полученная в первом семестре при изучении дисциплины «Филология в системе современного гуманитарного знания». Дисциплина «Активные процессы в современном русском языке и современная языковая ситуация» имеет преемственные связи с такими учебными курсами, как «Страноведение», «Актуальные проблемы межкультурной коммуникации», «Практическая лингвокультурология»: в процессе обучения совершенствуется компетенция «умение выстраивать прогностирующие сценарии и модели развития коммуникативных и социокультурных ситуаций» (ПК-16). Освоение данной учебной дисциплины необходимо для формирования у магистрантов способности и готовности к участию в разработке научных, социальных, педагогических, творческих, рекламных, издательских и других проектов (ПК-18). В формировании данной компетенции прослеживается связь с дисциплинами: «Инновации в обучении русскому языку как родному, русскому языку как неродному, русскому языку как иностранному», «Педагогическое общение и психолингвистические аспекты изучения языка», «Подготовка и редактирование научных текстов».

Формы контроля. Оценка результатов обучения осуществляется в ходе текущего контроля и промежуточной аттестации.

Текущий контроль осуществляется в следующих формах: выполнение практических заданий; конспектирование литературы; выступление с докладом на практическом занятии; презентация на занятии материалов из текстов СМИ, иллюстрирующих активные процессы в современном русском языке.

Промежуточная аттестация осуществляется в форме зачёта, который проводится в виде собеседования по всему содержанию дисциплины. При этом учитываются результаты текущего контроля по всем видам работ, предусмотренных планом лекционных и практических занятий.

Требования к результатам освоения программы. Курс направлен на формирование следующих компетенций: ПК-1, ПК-16, ПК-18 (таблица 1).
Таблица 1. Требования к результатам освоения программы

Формируемые компетенции

Дескрипторы

ПК-1 – способность демонстрировать знания современной научной парадигмы в области филологии и динамики её развития, системы методологических принципов и методических приемов филологического исследования

Знать: новые тенденции в развитии языка в области произношения, системы ударений; в словообразовании, морфологии и синтаксисе; процессы в лексике и фразеологии; в становлении и закреплении современной литературной нормы.

Уметь: использовать свои знания при анализе текстов современных публикаций; верно оценивать активные процессы в современном русском языке.

Владеть: навыками анализа языковых фактов в “социальном контексте”

ПК-16 – умение выстраивать прогностирующие сценарии и модели развития коммуникативных и социокультурных ситуаций

Знать: различные формы воздействия социальных процессов на язык и языка на общество.

Уметь: использовать в определенных коммуникативных ситуациях эффективные формы социального и речевого поведения.

    Владеть: общей речевой культурой и стилистикой деловой и научной сфер общения.

ПК-18 – способность и готовность к участию в разработке научных, социальных, педагогических, творческих, рекламных, издательских и других проектов.

Знать: основные тенденции развития современного русского языка с целью применения полученных знаний в научно-исследовательской и прикладной деятельности.

Уметь: различать системные изменения и речевые ошибки, распространенные в современных СМИ.

Владеть: навыками в области литературного редактирования, в частности правильно ориентироваться при выборе языкового варианта.



СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ



Раздел 1. Социологический уровень изучения языка.

Тема 1.1. Взаимодействие внутренних законов языка и современных социальных факторов.

Основные принципы социологического изучения языка. Отражение в языке общественного развития. Порождение языковых изменений историей общества. Взаимодействие внутренних закономерностей в развитии языка и внешних, социальных факторов. Необходимость изучения активных процессов в языке.

Изменения в условиях функционирования современного русского языка (период перестройки, распад СССР, крушение тоталитарной государственной системы). Изменение круга носителей языка, создание новой государственности, развитие науки, техники, расширение контактов с зарубежными странами.

Возросшее влияние СМИ на речевую компетенцию современника.

Раздел 2. Изменение статуса литературного языка в современных условиях.


Тема 2.1. Языковая норма и вариантность.

Понятие языковой нормы. Динамический характер нормы. Нормы императивные и диспозитивные. Вариантность норм, причины вариантности. Критерии нормативности.

Тема 2.2. Языковая нормативность и ненормативность в текстах современных СМИ.

Влияние психолингвистических факторов на особенности языковой эпохи и речевое поведение нашего современника. Демократизация литературного языка. «Праздник вербальной свободы» (И. Волгин). Ложное истолкование тезиса о свободе слова. Вопрос о речевой компетенции современника. Изменение отношения к литературной норме. Рост вариантности в языке. Вхождение в литературный язык сниженных вариантов (разговорных, просторечных, жаргонных). Неприятие бюрократического языка прошлого. Новояз. Рефлексы новояза в современной русской речи.

Динамизм современной языковой ситуации. Ортология как раздел лингвистики. Современные нормативные словари.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины утверждаю iconПрограмма дисциплины утверждаю

Программа дисциплины утверждаю iconПрограмма дисциплины утверждаю

Программа дисциплины утверждаю iconПрограмма дисциплины утверждаю

Программа дисциплины утверждаю iconПрограмма дисциплины утверждаю

Программа дисциплины утверждаю iconПрограмма дисциплины утверждаю

Программа дисциплины утверждаю iconПрограмма дисциплины утверждаю

Программа дисциплины утверждаю iconПрограмма дисциплины утверждаю

Программа дисциплины утверждаю iconПрограмма дисциплины утверждаю
Современный литературный процесс в аспекте обучения русскому языку как иностранному

Программа дисциплины утверждаю iconРабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1-21/01 утверждаю
Обеспечивающее подразделение кафедра Электроники и автоматики физических установок

Программа дисциплины утверждаю iconПрограмма дисциплины утверждаю
Составитель – Лаппо Марина Александровна, канд филол наук, доцент кафедры современного русского языка

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции