Программа дисциплины утверждаю




Скачать 189.16 Kb.
Название Программа дисциплины утверждаю
Дата публикации 17.10.2014
Размер 189.16 Kb.
Тип Программа дисциплины
literature-edu.ru > Литература > Программа дисциплины



министерство образования и науки рф

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«новосибирский государственный педагогический

университет»

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой

современного русского языка

Института филологии, массовой информации и психологии

Л.Н. Храмцова _________

«__ »__________ 2012 г.

Современный литературный процесс

в аспекте обучения русскому языку как иностранному

Направление подготовки:

032700. 68 Филология
Магистерская программа:

Русский язык как иностранный

Индивидуальная программа для иностранных граждан
Степень выпускника:

Магистр

Форма обучения:

очная

Новосибирск 2012
СОСТАВИТЕЛЬ – Мароши Валерий Владимирович, доктор филол. н., доцент, профессор кафедры русской литературы и теории литературы ________________

РЕКОМЕНДОВАНО К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

на заседании кафедры современного русского языка

(протокол № _____ от «____» ___________2012 г.)

СОГЛАСОВАНО
Директор ________________________ Е.Ю. Булыгина
Начальник УМАиД : _______________ Ю. В. Северина
Директор библиотеки _________________ _ Л.Н. Есина

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель освоения дисциплины «Современный литературный процесс в аспекте обучения русскому языку как иностранному» – формирование у магистрантов навыков анализа разных жанров и стилевых направлений современной художественной литературы, подготовка магистранта к решению следующих задач профессиональной деятельности:

а) совершенствование общепрофессиональной компетенции – овладение приёмами анализа современного художественного текста и разных типов нарратива

б) формирование представлений о специфике страт современной отечественной литературы ;

в) совершенствование навыков анализа художественного текста на русском языке;

г) владение навыками квалифицированного анализа, комментирования, реферирования и обобщения результатов научных исследований и литературно-критических работ,

д) формирование умения подготовки учебно-методических материалов по отдельным филологическим дисциплинам.

Место дисциплины в структуре ООП магистратуры. Курс «Современный литературный процесс в аспекте обучения русскому языку как иностранному» (М2.В.ДВ.4.1) – учебная дисциплина по выбору профессионального цикла учебного плана по направлению 032700 Филология магистерской программы «Русский язык как иностранный». Программа адаптирована для иностранных граждан.

Дисциплина изучается в третьем семестре.

Актуальность данной дисциплины обусловлена тем, что многие молодые научные исследователи не обладают системным знанием современного литературного процесса, не умеют анализировать тексты произведений современной литературы. Таким образом, освоение данной учебной дисциплины необходимо для реализации профессиональной компетенции в прикладной области.

Данная учебная дисциплина занимает важное место в профессиональной подготовке магистранта. Во-первых, при её изучении, так же как и учебных курсов «Лингводидактическое описание русского языка как иностранного, «Социолингвистические аспекты изучения языка, «Разговорная и письменная речь», «Актуальные проблемы межкультурной коммуникации» формируется способность к самостоятельному пополнению, критическому анализу и применению теоретических и практических знаний в сфере гуманитарных наук для собственных научных исследований (ПК-4); владение навыками самостоятельного исследования системы языка и основных закономерностей функционирования фольклора и литературы в синхроническом и диахроническом аспектах; изучения устной и письменной коммуникации с изложением аргументированных выводов (ПК-5).

Данный учебный курс тесно связан по специализации с такими дисциплинами, как спецсеминар, «Анализ художественного текста в иностранной аудитории» «Язык в социокультурном пространстве», «Активные процессы в современном русском языке и современная языковая ситуация»: они позволяют совершенствовать навыки квалифицированного анализа, комментирования, реферирования и обобщения результатов научных исследований, проведённых другими специалистами (ПК – 6).

Во-вторых, освоение данной учебной дисциплины необходимо для реализации профессиональных компетенций научного работника, работающего в высшей школе. Это формирование навыка квалифицированной интерпретации различных типов текстов, в том числе раскрытия их смысла и связей с породившей их эпохой, анализ языкового и литературного материала для обеспечения преподавания и популяризации филологических знаний (ПК-8).

Формы контроля. Оценка результатов обучения осуществляется в ходе текущего контроля и промежуточной аттестации.

Текущий контроль осуществляется в форме проверки домашних заданий к каждому занятию и самостоятельной работы в компьютерном классе, презентации собственной рефлексивной позиции, в виде контрольной работы и сообщения магистрантом по выбранной теме.

Примерный список тем сообщений
Современная ироническая поэзия (В. Вишневский, И. Иртеньев, Вс. Емелин).

2. Жанр баллады в современной отечественной поэзии.

3. Постконцептуализм в поэзии 1990-2000-х годов.

4. Эволюция «женской прозы» в 1990-2000-е годы.

5. Проза русского постмодернизма.

6. Постреализм и неореализм в прозе 1990-2000-х годов.

7. Поэтика современного отечественного детектива.

8. Основные жанры отечественной фантастики.

9. Жанр «исторической альтернативы» в современной отечественной фантастике.

10. Современная отечественная батальная проза.

11. Дистопия в прозе 2000- годов.

12. «Новая драма» в драматургии 1990-2000-х годов.

13. «Питерские фундаменталисты» в прозе 2000-х.

14. Группа «Осумбез» в поэзии 2000-х годов.

15. Литературное объединение «Вавилон» и проект «Арго» в литературном процессе 1990-2000-х годов

16. Проза М. Кантора.

17. Литературные и журналистские стратегии А.А. Проханова.

18. Стратегии издательства «Ad Marginem».

19. Литературно-критические стратегии В. Топорова.

20. Литературно-критические стратегии Л. Данилкина.

Промежуточная аттестация осуществляется в форме зачёта, который представляет собою выполнение контрольной работы.

К зачёту допускаются магистранты, выполнившие учебный план текущего семестра (самостоятельная работа, собеседование по прочитанной научной литературе, доклад). Магистрант должен продемонстрировать умение подготовить свою научную статью к публикации или дать редакторскую оценку чужой, оценить концепцию или проект / макет научного издания.

«Зачтено» ставится в том случае, если магистрант показал глубокие знания по теории в течение семестра, а также справился с практическими заданиями, выполненными самостоятельно и в аудитории.

«Незачёт» ставится в том случае, если магистрант показал слабые знания по теории, при выполнении практического задания, допустил много ошибок и неточностей, не сделал доклад.

Преподаватель имеет право поставить оценку «автоматически», по результатам работы в семестре в случае, если магистрант посетил все лекции и практические занятия, отлично выполнял все виды работ в течение всего периода обучения, сделал глубокое сообщение по выбранной теме.

Требования к результатам освоения программы. Курс направлен на формирование следующих компетенций: ОК -1, ПК-2, ПК-4, ПК 5, ПК-6, ПК-8 (таблица 1).
Таблица 1. Требования к результатам освоения программы

Формируемые компетенции

Дескрипторы

ОК-1 – способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень

Знать – об основных направлениях современной русской культуры и литературы;

Уметь осуществлять рефлексию о состоянии современной русской культуры и литературы;

Владеть навыком различения и идентификации направлений современной русской культуры и литературы

ПК-2 – способность демонстрировать углубленные знания в избранной конкретной области филологии

Знать

–стилеобразующие особенности современных художественных текстов ;

– жанры современной художественной литературы;

– основные признаки современного нарратива

Уметь

– анализировать художественные тексты разного типа;

– осуществлять рефлексию относительно жанровой, направленческой и стилевой отнесенности предложенного текста

Владеть навыком

– идентификации современного художественного текста;

– применять полученные знания в работе с текстам современной художественной литературы

ПК-4, способность к самостоятельному пополнению, критическому анализу и применению теоретических и практических знаний в сфере гуманитарных наук для собственных научных исследований

Знать

- научные методики анализа современной литературы

с точки зрения социологии, политологии, лингвистики;

-Уметь

- применять научные методики анализа современной литературы

Владеть навыками самостоятельного анализа современной литературы с точки зрения социологии, политологии, лингвистики

ПК -5,; владение навыками самостоятельного исследования системы языка и основных закономерностей функционирования фольклора и литературы в синхроническом и диахроническом аспектах; изучения устной и письменной коммуникации с изложением аргументированных выводов

Знать

- динамику развития современной литературного процесса

- методику подхода к сетевой литературе

- основные методики анализа языка современной литературы

Уметь

- применять методики анализа постмодернистских и неореалистических текстов

- применять методики анализа текстов фрагментарного типа

Владеть навыками

- анализа языка современной литературы

- сетевой литературы

ПК-6 – владение навыками квалифицированного анализа, комментирования, реферирования и обобщения результатов научных исследований, проведённых другими специалистами, с использованием современных методик и методологий, передового отечественного и зарубежного опыта

Знать

– круг сетевых и научных источников по тематике современного литературного процесса.

Уметь

– находить текстовые и аналитические материалы по тематике современного литературного процесса.

Владеть навыком

– поиска информации по проблематике современной литературы;

- использования современных зарубежных методик анализа художественного дискурса.

ПК-8– владение навыками квалифицированной интерпретации различных типов текстов, в том числе раскрытия их смысла и связей с породившей их эпохой, анализ языкового и литературного материала для обеспечения преподавания и популяризации филологических знаний

Знать

- типологию тематики, сюжетов, жанров современной русской литературы;

- типологические особенности современной русской литературы как литературы переходного типа;

Уметь выявлять типологию различных направлений современной русской литературы

Владеть навыком анализа различных направлений современной русской поэзии, прозы и драматургии


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел 1. Периодизация современного литературного процесса. Страты литературы

Тема 1.1. Переходный характер современной литературы. 1990-е как «журнальный период». 2000-е как «издательский период».

Тема 1.2. Паралитература, массовая литература, «толстожурнальная литература», альтернативная литература.
Раздел 2. Взаимодействие художественных систем в современном литературном процессе

Тема 2.1. Постмодернизм, неореализм, неосентиментализм, натурализм, соцреализм как дискурсы современной литературы.

Тема 2.2. Основные направления в современной поэзии. Поэт и поэтические объединения. Проблемы современного стиха
Раздел 3. Жанры и темы современной литературы

Тема 3.1. Проблема автора в современной массовой литературе. Система жанров. Повествовательные и речевые стереотипы.

Тема 3.2. Жанр святочного рассказа в современной прозе.

Тема 3.3. Топос разрушенного рая: деревенская проза на современном этапе (Борис Екимов, Светлана Мамаева, Захар Прилепин, Дмитрий Горчев).

Тема 3.4. Локальные школы современной драмы. «Новая драма». Современная драма и театр. Монодрама. Драматургия «вербатим.

Тема 3.5. Проблема дискурса современной литературной критики: Виктор Топоров и Лев Данилкин как эталоны современного критика.
Содержание дисциплины «Современный литературный процесс в аспекте обучения русскому языку как иностранному» структурировано по видам учебных занятий с распределением объёмов учебной нагрузки (табл. 2, 3).
Таблица 2. Тематическое планирование




Тематические разделы и темы дисциплины

Виды и формы учебной работы, в часах

Лекции

ПЗ

ЛЗ

СР

I. Периодизация современного литературного процесса. Страты литературы

1.1.

Институты современного литературного процесса. Толстые и тонкие журналы. Писательские союзы и объединения. Литературные премии. Роль издателей.Роль других институтов (библиотека, школа, ЛИТО, форумы молодых писателей

1







10

1.2.

Децентрализация литературы и литературного процесса: литература регионов России

1







10

II. Взаимодействие художественных систем в современном литературном процессе

2.1.

Основные направления в современной поэзии. Поэт и поэтические объединения. Проблемы современного стиха




4




10

2.2.

Язык, хронотопы, жанры, типы повествования, система персонажей современной прозы




4*




10

III. Жанры и темы современной литературы

3.1.

Проблема автора в современной массовой литературе. Система жанров. Повествовательные и речевые стереотипы.










10

3.2.

Жанр святочного рассказа в современной прозе.










10

3.3.

Топос разрушенного рая: деревенская проза на современном этапе (Борис Екимов, Светлана Мамаева, Захар Прилепин, Дмитрий Горчев)










10

3.4.

Локальные школы современной драмы. «Новая драма». Современная драма и театр. Монодрама. Драматургия «вербатим».




4*




10

3.5.

Проблема дискурса современной литературной критики: Виктор Топоров и Лев Данилкин как эталоны современного критика




2




10




Итого:

4

14




90




В том числе в интерактивной форме*




8*








Общая трудоёмкость дисциплины составляет зачётная единица,108 часов, 3 зачетные единицы.
Таблица 3. Технологическая карта самостоятельной работы магистранта



Темы дисциплины

Задания

для самостоятельной работы

Форма

отчета

Трудоемкость задания

(в часах)

1.1.

Институты современного литературного процесса. Толстые и тонкие журналы.

Писательские союзы и объединения.

Литературные премии.

Роль издателей.

Роль других институтов (библиотека, школа, ЛИТО, форумы молодых писателей

  1. Составить список ведущих толстых литературных журналов.

  2. Ознакомиться с работой журналов «Арион», «Вопросы литературы», «Современная драматургия», «Афиша», «Сноб».

  3. Составить список журналов из электронного «Журнального зала».




  1. Составить список самых крупных российских издательств, выпускающих художественную литературу.

конспект

10

1.2.

Децентрализация литературы и литературного процесса: литература регионов России.


  1. Ознакомиться с антологиями «Поэзия и проза регионов России», «Освобожденный Улисс. Современная русская поэзия за пределами России».

  2. Прочитать на выбор отрывки из произведений а) Иванов А. «Сердце пармы»б) Ганиева А. Салам тебе, Далгат в) Кузнецов-Тулянин А. Язычник


конспект

10

2.1.

Основные направления в современной поэзии.

Поэт и поэтические объединения.

Проблемы современного стиха.



Прочитать произведения:

  1. Сваровский Ф. « Олег со звезд»





  1. Емелин В. Желание быть премьер-министром

3) Кальпиди В. Правила поведения во сне

конспект

10

2.2.

Язык, хронотопы, жанры, типы повествования, система персонажей современной прозы

Прочитать статью Марии Ремизовой

Астенический синдром.
Образ интеллигента в современной прозе // Дружба народов. 2003. № 6;

Лев Данилкин «Клудж» // Новый мир. 2010. № 1.

конспект

10

3.1.

Проблема автора в современной массовой литературе. Система жанров. Повествовательные и речевые стереотипы.

Прочитать

Чупринин С. Автор фантомный // Русская литература сегодня: Жизнь по понятиям. – М.:2006;

Купина Н. А., Литовская М.А. Массовая литература сегодня: Учебное пособие для вузов (гриф)- М.: Флинта : Наука, 2009.

конспект

10

3.2.

Жанр святочного рассказа в современной прозе.

Прочитать:

Душечкина Е.В. Русский святочный рассказ: становление жанра. – СПб.:1995;

Крупин В. Мария Сергеевна.

Павлов О. Конец века.

конспект

10

3.3.

Топос разрушенного рая: деревенская проза на современном этапе (Борис Екимов, Светлана Мамаева, Захар Прилепин, Дмитрий Горчев).

Прочитать:

Екимов Б. Пиночет;

Дмитрий Горчев. Жизнь без Карло.

конспект

10

3.4.

Локальные школы современной драмы. «Новая драма».

Современная драма и театр. Монодрама. Драматургия «вербатим»


Прочитать пьесы:

1) Гришковец Е. «Как я съел собаку»;

2) Богаев О. Русская народная почта

конспект

10

3.5

Проблема дискурса современной литературной критики: Виктор Топоров и Лев Данилкин как эталоны современного критика.

Прочитать по 1 рецензии из книг:
Данилкин Л. «Парфянская стрела»,

«Круговые объезды по кишкам нищего»
Топоров В. «Жесткая ротация»Прочитать пьесы:

1) Гришковец Е. «Как я съел собаку»;

2) Богаев О. Русская народная почта.

конспект

10

Итого

90


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература

Купина Н. А., Литовская М.А. Массовая литература сегодня: Учебное пособие для вузов (гриф)- М.: Флинта : Наука, 2009.- 424 с;.

Черняк М. А. Современная русская литература. М., 2008..
Дополнительная литература

Абашева М.П. Литература в поисках лица (русская проза в конце ХХ века: становление авторской идентичности). Пермь, 2001;

Абашева М.П., Воробьева Н.В. Русская женская проза на рубеже ХХ-ХХI веков. Пермь, 2007.

Белокурова С.П., Друговейко С.В. Русская литература. Конец ХХ века. СПб., 2001;

Богданова О.В. Постмодернизм в контексте современной русской литературы (60-е–90-е годы ХХ–начала ХХI века). СПб., 2004.

Громова М.И. Русская драматургия конца ХХ - начала XXI века. М., 2007

Давыдова Т.Т., Сушилина И.К. Современный литературный процесс в России. М., 2007.

Данилкин Л. Клудж. // Новый мир. 2010. № 1.

Зимина Л.А. Художественная литература. Концептуальные основания издательских стратегий современности. Дис. ... д-ра филол. наук. М., 2004.

Иванова Н. Скрытый сюжет. Русская литература на переходе через век. М., 2003;

Игошева Т.В. Современная русская литература. Великий Новгород, 2002.

Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: 1950-1990-е годы. В 2 т. Т. 2: 1968-1990. М., 2003

Ремизова М. Только текст. М, 2007.

Подлубнова Ю.С. Современный литературный процесс. Проза 2000-х гг. : конспект лекций. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2009.

Скоропанова И.С. Русская постмодернистская литература. М., 2002.

Тернова Т.А. Современный литературный процесс. Воронеж, 2007.

Семенов В.Б. Русская проза конца ХХ века: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. В 2 т. М., 2005.

Чупринин С. Нулевые: годы компромисса // Знамя, 2009. № 2.

Чупринин С.И. Русская литература сегодня. Жизнь по понятиям. М., 2007;

Чупринин С.И. Русская литература сегодня. Большой путеводитель. М., 2007.

Шром Н.И. Литература современной России. 1987-2003. М., 2005.
Электронные образовательные ресурсы НГПУ (авторизованный доступ)

Муратова, Н. А. "Отсутствующая структура" современной драмы : пьеса Вячеслава Дурненкова "Экспонаты" / Н. А. Муратова. // Минус-прием: вопросы поэтики : межвуз. сб. науч. работ / под ред. Н. А. Ермаковой ; Новосиб. гос. пед. ун-т, Ин-т филологии, массовой информации и психологии. - Новосибирск, 2011. - С. 147-151. - Режим доступа: http://lib.nspu.ru/file/sbo/760204/be431ec4fbdd19b6.pdf., авторизованный доступ. – Загл. с экрана.

Силантьев, Игорь Витальевич. Газета и роман : риторика дискурсных смешений / И. В. Силантьев ; отв. ред. Ю. В. Шатин ; Ин-т филологии СО РАН. - Москва : Языки славянской культуры, 2006. - 224 с. - (Studia philologica). - Библиогр.: с. 209-214. - Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/73247/, авторизованный доступ. – Загл. с экрана.

Филологические аспекты книгоиздания : сб. науч.ст.. Вып. 2 / науч. ред. Т. И. Стексова ; Новосиб. гос. пед. ун-т, Ин-т филологии, массовой информации и психологии. Новосибирск: Гаудеамус, 2012. 380 с. - Режим доступа: http://lib.nspu.ru/file/library/238919/8955fa0b861709fc.pdf, авторизованный доступ. – Загл. с экрана.

Давыдова Т. Т.    Русский неореализм [Электронный ресурс] : идеология, поэтика, творческая эволюция : учебное пособие / Т. Т. Давыдова.  - 3-е изд., стер. - Москва : Флинта, 2011. - 336 с. - Доступна эл. версия. ЭБС "Университетская библиотека ONLINE". - Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/83203/. - ISBN 978-5-89349-663-5, авторизованный доступ. – Загл. с экрана.

.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины утверждаю icon Программа дисциплины утверждаю

Программа дисциплины утверждаю icon Программа дисциплины утверждаю

Программа дисциплины утверждаю icon Программа дисциплины утверждаю

Программа дисциплины утверждаю icon Программа дисциплины утверждаю

Программа дисциплины утверждаю icon Программа дисциплины утверждаю

Программа дисциплины утверждаю icon Программа дисциплины утверждаю

Программа дисциплины утверждаю icon Программа дисциплины утверждаю

Программа дисциплины утверждаю icon Программа дисциплины утверждаю
Целью освоения дисциплины «Активные процессы в современном русском языке и современная языковая ситуация» является формирование представления...
Программа дисциплины утверждаю icon Рабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1-21/01 утверждаю
Обеспечивающее подразделение кафедра Электроники и автоматики физических установок
Программа дисциплины утверждаю icon Программа дисциплины утверждаю
Составитель – Лаппо Марина Александровна, канд филол наук, доцент кафедры современного русского языка
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции