Программа дисциплины утверждаю




Скачать 219.85 Kb.
Название Программа дисциплины утверждаю
Дата публикации 16.10.2014
Размер 219.85 Kb.
Тип Программа дисциплины
literature-edu.ru > Литература > Программа дисциплины



министерство образования и науки рф

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«новосибирский государственный педагогический университет»


ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой

современного русского языка

Института филологии,

массовой информации и психологии

Л.Н. Храмцова

_________ ___________

« »__________ 2012 г.

Педагогическое общение И

ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКА
Направление подготовки:

032700. 68 Филология
Магистерская программа:

Русский язык как иностранный

Индивидуальная программа для иностранных граждан
Степень выпускника:

Магистр

Форма обучения:

очная

Новосибирск 2012

СОСТАВИТЕЛЬ – Зайдман Ирина Наумовна, канд. пед. н., доцент, профессор кафедры теории обучения русскому языку и педагогической риторики________________
РЕКОМЕНДОВАНО К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

на заседании кафедры современного русского языка

(протокол № _____ от «____» ___________2012 г.)

СОГЛАСОВАНО
Директор ________________________ Е.Ю. Булыгина
Начальник УМАиД: _______________ Ю.В. Северина
Директор библиотеки ______________ Л.Н. Есина

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель освоения дисциплины «Педагогическое общение и психологические аспекты изучения языка» – развитие имеющихся у магистранта и освоение ими новых коммуникативных стратегий и тактик, совершенствование владения стилистическими и языковыми нормами, принятыми в разных сферах коммуникации, развитие умения адекватно использовать коммуникативно-речевые умения в решении профессиональных задач.

В результате магистрант готовится к решению следующих задач:

в области педагогической деятельности

- проведение учебных занятий и внеклассной работы по русскому языку и литературе, по филологическим дисциплинам в ОУ среднего, среднего профессионального и высшего профессионального образования;

в области организационно-управленческой деятельности

- организация и проведение учебных занятий и практик, деятельности студенческих обществ, воспитательной работы среди учащихся;

в области прикладной деятельности

- квалифицированная трансформация различных типов текста (изменение стиля, жанра, целевой принадлежности текста), планирование и осуществление публичных выступлений.

Курс предусматривает соединение лекционных, семинарских, лабораторных, тренинговых форм проведения занятий, использование упражнений на технику речи и постановку голоса, развитие мимики и пантомимики, снятие мышечных зажимов, применение психодраматических техник, заданий на ролевое взаимодействие с последующей рефлексией.

Место дисциплины в структуре ООП магистратуры. Курс «Педагогическое общение и психологические аспекты изучения языка» (М1.В.ДВ.2.2) является дисциплиной по выбору вариативной части общенаучного цикла учебного плана магистерской программы «Русский язык как иностранный» по направлению 032700.68 Филология. Курс адаптирован для иностранных граждан.

Дисциплина изучается в первом семестре.

Преподавание данной дисциплины осуществляется одновременно, параллельно с курсами: «Филология в системе современного гуманитарного знания» (ОК-6), «Теория и методика обучения русскому языку как иностранному» (ОК-6, ПК-9, ПК-17), «Разговорная и письменная речь» (ПК-3).

Развитые при изучении данной дисциплины компетенции будут востребованы магистрантами при освоении дисциплин: «Общее языкознание» (ПК-6), «Пунктуация в функционально-семантическом аспекте» (ОК-6), «Активные процессы в современном русском языке и современная языковая ситуация» (ПК-16), «Деловой иностранный язык» (ПК-3, ПК-16), «Теория и методика обучения русскому языку как иностранному» (ОК-6, ПК-9, ПК-17), «Инновации в обучении русскому языку как родному, русскому языку как неродному, русскому языку как иностранному» (ОК-6; ПК-9), «Сопоставительная лингвистика» (ПК-6), «Языковая картина мира: сопоставительный аспект» (ПК-6), «Разговорная и письменная речь» (ПК-3), «Теория и практика лингводидактического тестирования» (ПК-17), «Профессионально ориентированное обучение русскому языку как иностранному» (ОК-6, ПК-3, ПК-17), «Методика обучения видам речевой деятельности» (ОК-6, ПК-9), «Анализ художественного текста в иностранной аудитории» (ОК-6, ПК-9), «Современный литературный процесс в аспекте обучения русскому языку как иностранному» (ПК-6), «Русская культура в аспекте обучения русскому языку как иностранному» (ПК-16).

Актуальность изучения данной дисциплины обусловлена тем, что речь – основное средство профессионального воздействия и взаимодействия, одно из основных средств обучения. Руководитель \ учитель служит для подчиненных, коллег, учеников образцом культуры речевого поведения, речевой этики и этикета. Владение речью предполагает не только соблюдение языковых норм, но прежде всего способность адекватного коммуникативного поведения, умения продуктивно, бесконфликтно общаться в сфере профессиональной деятельности, поэтому дисциплина «Педагогическое общение и психолингвистические аспекты изучения языка» актуальна в подготовке магистрантов. Именно магистрантам предстоит общение в разных областях: научной, педагогической, учебной.

Осознание магистрантами межпредметного характера курса, понимание того, что представляет собой речь, общение, какие профессионально значимые коммуникативные умения у них сформированы, над чем еще надо работать, способствует пробуждению интереса к профессии, к теории и методике обучения, к педагогике, лингвистике, ориентирует на самостоятельные научные исследования.

Формы контроля. Оценка результатов обучения осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.

В качестве самостоятельной работы магистрант изучает каждый теоретический вопрос темы по источникам, представленным в списке основной литературы; подбирает (записывает) реальный речевой материал профессиональной коммуникации по теме и анализирует его; выполняет по одному из заданий для самостоятельной работы, осуществляет рефлексивный анализ собственного общения по рассматриваемым проблемам.

Текущий контроль осуществляется в форме проверки и анализа домашних заданий к каждому занятию и анализа выбранных магистрантами способов коммуникативного поведения в процессе решения риторических педагогических задач, а также контрольной работы (риторического анализа педагогический ситуации).

Промежуточный контроль – зачет, который магистранты получают на основании собеседования по самостоятельно изученной литературе и качества рефлексии, написанной магистрантом по итогам изучения дисциплины.

К зачёту допускаются магистранты, выполнившие учебный план по дисциплине (самостоятельная работа, домашние заданий, участие в решении риторических задач на занятиях).

«Зачтено» ставится в том случае, если магистрант показал глубокие знания по теории в течение семестра, а также удовлетворительно справился с практическими заданиями, выполненными самостоятельно и в аудитории.

«Не зачтено» ставится в том случае, если магистрант показал слабые знания теории, не выполнил домашние задания, не участвовал в коммуникативных упражнениях на занятиях, не выполнил рефлексивного анализа.

Преподаватель имеет право поставить зачет «автоматически», по результатам работы в семестре, если магистрант посетил все лекции и практические занятия, отлично выполнял все виды работ в течение периода обучения, сделал глубокий риторический анализ и осуществил адекватную рефлексию.
Требования к результатам освоения программы. Курс направлен на формирование следующих компетенций: ОК-4, ОК-6, ПК-3, ПК-6; ПК-9, ПК-16, ПК-17.

Таблица 1. Требования к результатам освоения программы

Формируемые компетенции

Дескрипторы

ОК-4 – способность проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, нести ответственность за собственные решения

Знать: причины педагогических провокаций и конфликтов;

уметь: осуществлять поиск вариантов в сложных педагогических ситуациях;

владеть: тактиками, приемами решения сложных педагогических ситуаций.

ОК-6 – способность порождать новые идеи (креативность), адаптироваться к новым ситуациям, переоценивать накопленный опыт, анализировать свои возможности

Знать: варианты организации речевого поведения в учебно-педагогических ситуациях;

уметь: анализировать педагогическое общение с позиций адекватности речевого и невербального поведения;

владеть: приемами нестандартного реагирования в разных учебно-речевых ситуациях, способами разрушения манипулятивного поведения.

ПК-3 – владение коммуникативными стратегиями и тактиками, стилистическими и языковыми нормами и приёмами, принятыми в разных сферах коммуникации, адекватно использовать их при решении профессиональных задач


Знать:

- особенности устной и письменной речи;

- способы фиксации коммуникативного поведения и приемы его анализа;

- особенности разных стилей педагогического общения;

уметь:

- записывать устную речь, отражая ее особенности;

- использовать средства устной и письменной речи для решения профессиональных задач;

владеть:

- разными стилями педагогического общения.

ПК-6 – владение навыками квалифицированного анализа, комментирования, реферирования и обобщения результатов научных исследований, проведённых другими специалистами, с использованием современных методик и методологий, передового отечественного и зарубежного опыта

Знать: составляющие риторического анализа;

уметь: критически осмысливать риторико-методические рекомендации, представленные в научно-методической литературе;

владеть: способностью видеть неоднозначность риторических педагогических решений, их зависимость от особенностей речевой ситуации.


ПК-9 – владение навыками проведения учебных занятий и внеклассной работы по русскому языку и литературе, по филологическим дисциплинам в ОУ среднего, среднего профессионального и высшего профессионального образования

Знать: виды речевой деятельности и их особенности в работе педагога;

уметь: анализировать коммуникативные особенности речевой деятельности и поведения педагога;

владеть: риторическим анализом.

ПК-16 – умение выстраивать прогностические сценарии и модели развития коммуникативных и социокультурных ситуаций

Знать: тактики поведения в споре, способы манипуляций;

уметь: анализировать манипулятивное поведение, видеть уловки в споре;

владеть: готовностью рефлексировать свое речевое поведение, совершенствовать собственную речевую деятельность.

ПК 17 – знание теории и владение практическими навыками проектирования, конструирования, моделирования структуры и содержания образовательного процесса в области филологии

Знать: иметь представление о риторической стороне учебного занятия, внутренней стороне урока;

уметь: анализировать внутреннюю сторону урока, риторический компонент учебного занятия;

владеть: способностью планировать риторический компонент учебного занятия.


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Раздел 1. Понятие профессионального общения. Коммуникативная деятельность педагога. Стили общения.

Тема 1.1. Предмет риторики профессионального общения как части деловой коммуникации. Речь как источник педагогической и психологической информации, как свидетельство уровня развития языковой личности и отражение языковой картины мира индивида. Понятие о риторике урока. Внутренняя сторона урока. Виды аудитории, их потребности. Позиции оратора с точки зрения их продуктивности. Риторический педагогический идеал. Риторический анализ.

Тема 1.2. Виды речевой деятельности, их взаимосвязь. Этапы РД, их специфика. Коммуникативная деятельность педагога. Понятие коммуникативного круга. Основные характеристики делового и педагогического общения. Текст как способ познания мира. Виды общения в профессиональной деятельности. Речевые жанры педагогического общения (беседа, разговор по телефону, собрание, совещание, презентация, прием посетителей, классный час, выступление на родительском собрании, экскурсионная речь и др.); выявление индивидуальных речевых жанров, их продуктивности. Учебно-речевые ситуации общения (введение информации, организация учебно-практической деятельности, подведение итогов, оценка, знакомство).

Тема 1.3. Декларируемые и недекларируемые цели коммуникации. Психологические роли в общении. Стили педагогического общения и тактики в общении, вербальные и невербальные способы их проявления. Совмещение разных стилей. Связь выбранной субъектом позиции в тактике и стиле общения со структурой личности в трансактном анализе.
Раздел 2. Особенности устной и письменной профессиональной коммуникации.

Тема 2.1. Особенности устной и письменной форм речи. Чтение / письмо в профессиональной деятельности. Избыточность, лаконизм, прерывистость, особенности порядка слов, характерные для устной речи. Требования к устной и письменной речи учителя и учащихся. Средства и свойства устной речи, профессиональная целесообразность их использования; темп, тон, громкость как отражение (или способ сокрытия) психологического состояния субъекта. Учитель \ руководитель как образец культуры речевого поведения. Качества образцовой речи (правильность и чистота речи, точность, логичность, уместность, коммуникативная целесообразность), их нарушение в речи педагогов. Учебно-научный подстиль научного стиля как основной стиль общения педагога и учащихся в ситуации урока.

Тема 2.2. Невербальная коммуникация. «Язык внешнего вида», его функции. Невербальные средства общения (жесты, мимика), их использование в педагогической деятельности. Бессознательные и намеренно используемые жесты. Соответствие вербального и невербального компонентов коммуникации.

Тема 2.3. Говорение в профессиональной деятельности педагога. Разновидности устной речи (диалог, монолог). Функции и структура монолога и диалога в педагогическом общении. Средства установления контакта со слушателями. Диалог. Виды диалогов. Особенности педагогического диалога в различных педагогических учебно-речевых ситуациях. Спор, виды спора, тактики в споре. Диспут. Дискуссия. Полемика. Дебаты. Роль ведущего в дискуссии.

Тема 2.4. Слушание в профессиональной деятельности руководителя, педагога; эмпатия. Виды слушания (глобальное, детальное, критическое). Нерефлексивное и рефлексивное слушание. Способы и приемы профессионального слушания.
Раздел 3. Сложные педагогические ситуации в профессиональном общении.

Тема 3.1. Педагогический конфликт. Конфликт как необходимое условие развития взаимоотношений субъектов. Природа конфликта, причины педагогического конфликта, развитие и пути его разрешения в межличностном общении. Конфликтные ситуации с коллегами, администрацией, родителями, учениками. Причины и предупреждение, разрешение конфликтов. Основные поведенческие стратегии в конфликтных ситуациях.

Тема 3.2. Провокации в профессиональном общении, их признаки, причины, приемы обнаружения, способы прерывания. Манипулятивное общение в профессиональной деятельности, его признаки, прерывание манипуляций. Метафора как риторический педагогический прием. Использование притч в процессе коммуникации.

Тема 3.3. Профессиональная рефлексия, способы совершенствования коммуникативных способностей. Анализ трудностей в общении. Конструктивные и неконструктивные стратегии общения. Описательная и оценочная коммуникации. Эмпатическое слушание. Понятие обратной связи. Способы личностной подготовки к процессу продуктивной коммуникации. Техники саморегуляции. Способы совершенствования коммуникативных способностей, умений спонтанного реагирования.
Содержание дисциплины «Педагогическое общение» структурировано по видам учебных занятий с распределением объёмов учебной нагрузки (табл. 2, 3).


Таблица 2. Тематическое планирование




Тематические разделы и темы дисциплины

Виды и формы учебной работы, в часах

Лекции

ПЗ

ЛЗ

СР

1. ПОНЯТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ. КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА. СТИЛИ ОБЩЕНИЯ.

1.1.

Предмет риторики профессионального общения как части деловой коммуникации.




3/1*




5

1.2.

Коммуникативная деятельность педагога.




3/1*




5

1.3.

Стили педагогического общения и тактики в общении




4/2*




7

II. ОСОБЕННОСТИ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ

2.1.

Особенности устной и письменной форм речи.




4/1*




8

2.2.

Невербальная коммуникация




2/1*




4

2.3.

Говорение в профессиональной деятельности педагога.




4/2*




12

2.4.

Слушание в профессиональной деятельности руководителя, педагога; эмпатия




3/1*




6

III. СЛОЖНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБЩЕНИИ.

3.1.

Педагогический конфликт.




6/4*




12

3.2.

Провокации в профессиональном общении




5/3*




9

3.3.

Профессиональная рефлексия




2*




4




ИТОГО




36




72




Из них в интерактивной форме*




18*







Общая трудоёмкость дисциплины составляет 108 часов, 3 зачётные единицы, в том числе зачет.
Таблица 3. Технологическая карта самостоятельной работы магистранта



п.п.

Темы

дисциплины

Задания

для самостоятельной работы

Форма отчета

Трудоемкость задания (час).

1.1.

Предмет риторики профессионального общения как части деловой коммуникации.

Проанализируйте речь педагога с точки зрения качеств образцовой речи

Охарактеризуйте учебно-речевую ситуацию общения, оцените риторические приемы, обеспечивающие его продуктивность.

Письменный анализ, его обсуждение в аудитории

5

1.2.

Коммуникативная деятельность педагога.

Составьте карту речевой деятельности педагога.

На конкретном примере выявите специфику построения научно-популярной лекции на педагогическую тему.

Презентация речевых карт, анализ содержания и структуры лекции

5

1.3.

Стили педагогического общения и тактики в общении

Охарактеризуйте педагогический стиль общения педагога, приведите конкретные примеры его вербального и невербального поведения

Ролевые игры – предъявление – «оживление» записанных примеров

7

2.1.

Особенности устной и письменной форм речи.

Запишите устную педагогическую речь в школе (вузе), проанализируйте ее с точки зрения особенностей устной речи и эффективности коммуникации.

Анализ записанной партитуры, обсуждение, выступление в аудитории

8

2.2.

Невербальная коммуникация

Опишите невербальные средства общения, их функцию в педагогической деятельности конкретного учителя

Описание наблюдений, обсуждение в группах

4

2.3.

Говорение в профессиональной деятельности педагога.

Выявите особенности педагогического диалога в самостоятельно записанных примерах. Дайте рекомендации по совершенствованию диалогического общения в наблюдаемом ученическом коллективе

Предъявление выполненного анализа в виде монолога.

Слушатели задают вопросы, организуя диалог. Рефлексия.

12

2.4.

Слушание в профессиональной деятельности руководителя, педагога; эмпатия

1.На основе наблюдений заполните примерами таблицу «Речевой день педагога».

2.Составьте карту речевой активности ученика на разных уроках.

3.Составьте карту речевой активности класса, сопоставьте речевую активность класса на разных уроках.

Представление материала наблюдений в виде карты, ее проверка, анализ.

6

3.1.

Педагогический конфликт.

1.Предложите собственные варианты вербальной и невербальной реакции учителя в нестандартной (неожиданной) педагогической ситуации. Дайте обоснование предложенному решению

2.Подберите (запишите) текст, в котором представлен спор, связанный с профессиональной деятельностью педагога, выявите тактики ведения спора, приемы аргументации, оцените их эффективность.

Ролевая игра

12

3.2.

Провокации в профессиональном общении

Приведите примеры провокаций и манипуляций педагога / учащихся в деловом общении, проанализируйте их, оцените перлокутивный эффект.

Ролевая игра

9

3.3.

Профессиональная рефлексия

Подберите (запишите) текст для риторического анализа, выполните анализ.

Проанализируйте собственную речевую деятельность, напишите рефлексию

Обсуждение письменного риторического анализа. Анализ преподавателем рефлексий магистрантов

4

Итого

72


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература
Баранник, А.С. Эффективные профессиональные коммуникации: учебное пособие / А. С. Баранник. - Новосибирск, 2008. – 180 с.

Бессонова, А. В. Деловая и педагогическая риторика: учебно-методический комплекс / А. В. Бессонова. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2011. – 196 с.

Стернин, И.А. Практическая риторика : учебное пособие для вузов по специальности "Русский язык и литература" : доп. УМО вузов РФ / И. А. Стернин.  - Москва : Академия, 2008. - 272 с.: табл. - Библиогр.: с. 262-264.
Дополнительная и научная литература

Айслер-Мертц, К. Язык жестов = Die Sprache Der Hande / Cristiane Eisler-Mertz / К.Айслер-Мертц ; пер. с нем. К. Давыдовой.  - Москва : ФАИР-ПРЕСС, 2002. - 160 с. : ил. - (Грандиозный мир).

Аннушкин, В. И. Риторика: вводный курс: учебное пособие / В. И. Аннушкин. - Москва: Флинта: Наука, 2008. - 296 с.

Атватер, И. Я вас слушаю / И. Аватер. - М., 1984.

Баева, О.А. Ораторское искусство и деловое общение: Учеб. пособие. — 2-е изд., исправл. / О. А. Баева. — Минск: Новое знание, 2001. — 328 с; ил.

Бороздина, Г. В. Психология делового общения / Г. В. Бороздина. - М., 2000.

Гарянина, В. А. Психология общения. учебн. пособие / В. А. Горянина. - М., 2002.

Десяева, Н. Д. Культура речи педагога: учебное пособие для педагогических вузов / Н. Д. Десяева, Т. А. Лебедева, Л. В. Ассуирова. - М.: Academia, 2006. – 192 с.

Евдокимова, Е. В. Русский язык и культура речи: учебно-методический комплекс / Е.В. Евдокимова, А. С. Баранник, И. Н. Зайдман, А. В. Бессонова. Новосибирск, 2007. 276 с.

Ершова, А. П. Режиссура урока, общения и поведения учителя : пособие для учителя : рек. М-вом общего и проф. образования РФ  / А.П. Ершова, В.М. Букатов; Акад. пед. и соц. наук ; Моск. псих.-социальный ин-т.  - Москва : МПСИ : Флинта, 1998. - 232 с.

Коротаева, Е. В. Педагогика и психология общения / Е. В. Коротаева. // Русский язык в школе. - 2008. - № 3. - С. 16-20.

Крупенин, А.Л. Эффективный учитель. Книга о превращении детей в хороших учеников / А. Л. Крупенин, Л. А. Крохина. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.

Ладыженская, Т. А. Живое слово: устная речь как средство и предмет обучения / Т.А. Ладыженская. - М., 2001. – 127 с.

Михальская, А. К. Педагогическая риторика: история и теория / А.К. Михальская. - М., 1998.

Мурашов, А. А.  Речевое мастерство учителя : Педагогическая риторика / А. А. Мурашов.  - Москва: Педагогическое общество России, 1999. - 392 с. 

Мурашов, А. А. Риторика – учителю: искусство вести урок. // Русский язык в школе. 2012. № 5. - С. 25-30.

Педагогическая риторика: практикум: учебное пособие для вузов по специальности "Русский язык и литература": доп. УМО вузов РФ / под ред. Н. А. Ипполитовой.  Москва : Олимп, 2003. – 386 с.

Поварнин, С. И. Искусство спора / С. И. Поварнин. - М., 2009.

Подгурецки, Юзеф. Социальная коммуникация и ее применение в образовании : монография / Ю. Подгурецки, А. Домбровска, В. Крашенинников ; Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск : НГПУ, 2012. - 306 с. - Библиогр.: с. 298-304. - Режим доступа: http://lib.nspu.ru/file/library/220314/12fd89a62fccedfa.pdf. - Доступна эл. версия в ЭБ НГПУ. - ISBN 978-5-85921-878-3.

Риторика: культура речи учителя (педагогическая риторика) : сборник программ учеб. курсов / Л.М. Зельманова, Н.Г. Грудцына, Н.А. Ипполитова и др.; сост. и ред. Н.А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская.  - Москва : Флинта : Наука, 1999. - 160 с. 

 Риторика: методология и практика: сборник программ : доп. УМО вузов РФ / отв. ред. и сост. М. И. Панов, Л. Е. Тумина ; [Москов. гос. пед. ун-т].  - Москва : МГПУ ; Ярославль : Ремдер, 2003. - 724 с.

Смирнов, С. Д. Педагогическая деятельность и педагогическое общение / С.Д. Смирнов. // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2011. - № 3. - С. 5-18.
Электронные образовательные ресурсы НГПУ (авторизованный доступ)

Айсмонтас, Б.Б. Психология педагогического общения // Электронный учебник «Педагогическая психология» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ido.rudn.ru/psychology/pedagogical_psychology/14.html , авторизованный. – Загл. с экрана.

Бессонова, А.В. Деловая и педагогическая риторика: учебно-методический комплекс /А. В. Бессонова. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2011. – 196 с.  - Режим доступа: http://lib.nspu.ru/file/library/222685/be25368d101180da.pdf, авторизованный. – Загл. с экрана.

Тимошенко, Т.Е. Риторика. Практикум / Т. Е. Тимошенко. - Москва: Флинта, 2009. - 49 с. - Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/57581/, авторизованный. – Загл. с экрана.

Андриенко, Е. В. Педагогический профессионализм : монография / Е. В. Андриенко ; Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск : НГПУ, 2011. - 188 с. - Библиогр.: с. 182-186. - Режим доступа: http://lib.nspu.ru/file/library/204208/1d599af0797d7fd9.pdf, авторизованный. – Загл. с экрана.
Интернет-ресурсы (открытый доступ)

Культура письменной речи: [сайт]. - URL: http://www.gramma.ru, свободный. – Загл. с экрана.

СЛОВАРИ. РУ (русские словари): [сайт]. - URL: http://www.slovari.ru, свободный. – Загл. с экрана.

Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ – русский язык для всех: [сайт]. - URL: http://www.gramota.ru , свободный. – Загл. с экрана.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины утверждаю icon Программа дисциплины утверждаю

Программа дисциплины утверждаю icon Программа дисциплины утверждаю

Программа дисциплины утверждаю icon Программа дисциплины утверждаю

Программа дисциплины утверждаю icon Программа дисциплины утверждаю

Программа дисциплины утверждаю icon Программа дисциплины утверждаю

Программа дисциплины утверждаю icon Программа дисциплины утверждаю

Программа дисциплины утверждаю icon Программа дисциплины утверждаю
Целью освоения дисциплины «Активные процессы в современном русском языке и современная языковая ситуация» является формирование представления...
Программа дисциплины утверждаю icon Программа дисциплины утверждаю
Современный литературный процесс в аспекте обучения русскому языку как иностранному
Программа дисциплины утверждаю icon Рабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1-21/01 утверждаю
Обеспечивающее подразделение кафедра Электроники и автоматики физических установок
Программа дисциплины утверждаю icon Программа дисциплины утверждаю
Составитель – Лаппо Марина Александровна, канд филол наук, доцент кафедры современного русского языка
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции