Программа дисциплины утверждаю




Скачать 319.39 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины утверждаю
страница1/4
Дата публикации19.10.2014
Размер319.39 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
literature-edu.ru > Литература > Программа дисциплины
  1   2   3   4



министерство образования и науки рф

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«новосибирский государственный педагогический


университет»

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой

современного русского языка

Института филологии,

массовой информации и психологии

Л.Н. Храмцова

«___» ____________ 2012 г.

Теоретические и прикладные аспекты

современной лексикографии
Направление подготовки:

032700.68 Филология
Магистерская программа

Русский язык как иностранный
Степень выпускника:

Магистр

Форма обучения:

заочная


Новосибирск 2012

СОСТАВИТЕЛЬ – Булыгина Елена Юрьевна, кандидат филол. наук, доцент, профессор кафедры современного русского языка ____________________________
РЕКОМЕНДОВАНО К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

на заседании кафедры современного русского языка

(протокол № _____ от «____» ___________20__ г.)

СОГЛАСОВАНО
Директор ________________________ Е. Ю. Булыгина
Начальник УМАиД _______________ Ю.В. Северина


Директор библиотеки ______________ Л.Н. Есина

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Целью освоения дисциплины «Теоретические и прикладные аспекты современной лексикографии» является подготовка магистров к решению следующих задач профессиональной деятельности:

а) освоение студентами теоретических основ современной русской лексикографии, принципов устройства словаря;

б) формирование у магистрантов-филологов представления о типологии словарей и особенностях их использования в коммуникативной деятельности;

в) знакомство студентов с основными этапами становления русской лексикографии, современными лексикографическими теориями;

д) освоение основных методов семантических исследований, основанных на обращении к лексикографическим источникам;

е) формирование навыков исследовательской работы и применения полученных знаний в прикладных областях (в преподавании русского языка в школе, в лингвистическом экспертировании, текстовом обеспечении рекламы и связей с общественностью, делопроизводстве и преподавании русского языка как иностранного).

Место дисциплины в структуре ООП магистратуры. Курс «Теоретические и прикладные аспекты современной лексикографии» (М1.В.ОД.4) является обязательной дисциплиной вариативной части общенаучного цикла учебного плана магистерской программы «Русский язык как иностранный» по направлению 032700.68 Филология.

Дисциплина изучается на втором курсе.

Курс «Теоретические и прикладные аспекты современной лексикографии», соединяя словоцентрическое и текстоцентрическое направления современной русистики, рассматривает корпус современных лексикографических изданий и сосредоточивает внимание на теоретических проблемах современной русской лексикографии (ПК-1; ПК-2). Объем и содержание данного курса, вслед за дисциплинами: «Филология в системе гуманитарного знания», «Текст как объект филологического исследования», «Теория и методика обучения русскому языку как иностранному», «Подготовка и редактирование научных текстов», подчинены задаче подготовки современного филолога, обладающего глубокими теоретическими знаниями (ОК-1) и умеющего применять их в практике преподавания в высшей и средней школе, в прикладной деятельности, а также в практике научного исследования (ПК-18; ПК-20). Современный филолог должен ориентироваться в массиве современных словарей, понимать их назначение и уметь использовать их, опираясь на современные информационные технологии (ОК-5), в этом отношении данная дисциплина сохраняет преемственные связи с курсом «Информационные технологии», совершенствуя названную компетенцию, и с блоком дисциплин, посвящённых обучению русскому языку как ностранному.. Специалист в области русского языка как иностранного должен также знать и основные направления современной учебной лексикографии.

Формы контроля. Оценка результатов обучения осуществляется в ходе текущего контроля и промежуточной аттестации.

Текущий контроль осуществляется в форме собеседования, обсуждения докладов (лексикографические обзоры (см. Приложение 2), мини-исследования по лексикографии (см. Приложение 1), а также проверки конспектов основных лингвистических работ по изучаемым проблемам. Промежуточная аттестация осуществляется в форме экзамена по результатам тестирования магистрантов (тестовые материалы – сертификат № РОСС RU. СП 16.Н00055/55).
Требования к результатам освоения программы. Курс направлен на формирование следующих компетенций: ОК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-18, ПК -20 (таблица 1).

Таблица 1. Требования к результатам освоения программы

Формируемые компетенции

Дескрипторы

ОК-5 – способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности

Знать:

– методы и программные средства обработки текстовой информации для создания словарей,

– инструментальные средства в рамках компьютерной лексикографии.

Уметь: анализировать лексикографические базы данных, компьютерные картотеки, программы обработки текста.

Владеть: навыками работы с компьютерными лексикографическими программами; с бумажными и электронными версиями лексикографических изданий, с лексикографическими базами данных.

ПК-1 – способность демонстрировать знания современной научной парадигмы в области филологии и динамики её развития, системы методологических принципов и методических приемов филологического исследования

Знать:

– основные положения теории лексикографии,

– основные направления развития современной русской лексикографии,

–основные определения теории лексикографии,

– типы словарей,

– модели лексикографического описания,

– о роли словарей в отражении национальной специфики языка и формировании речевой культуры общества.

Уметь: анализировать и обобщать полученную информацию, логически соотнося содержательные блоки из разных разделов курса, а также соотнося содержание изучаемой дисциплины с предшествующими и последующими лингвистическими дисциплинами.

Владеть навыками:

– чтения и анализа научной литературы по теории лексикографии;

– сопоставления разных научных позиций и выбора наиболее адекватной и обоснованной;

– анализа конкретных лексикографических источников

ПК-2 – способность демонстрировать углублённые знания в избранной конкретной области филологии

Знать:

–основные типы современных русских словарей;

– принципы устройства словаря;

– о роли словарей в отражении национальной специфики языка и формировании речевой культуры общества.

Уметь:

– определять тип словаря; степень уместности и целесообразности использования разных типов словарей в конкретных целях;

– профессионально использовать разные типы словарей для решения конкретных филологических задач (исследовательских, редакторских, экспертных и др.);

– извлекать из словарей разные виды информации (собственно лингвистическую, лингвокультурологическую, прагматическую, энциклопедическую и др.).

Владеть:

– понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;

– навыками самостоятельной работы с учебной, научной, методической и справочной литературой по лексикографии; оценивания и сопоставления научных взглядов и концепций; – навыками подготовки обзорных выступлений на основе этого материала.

ПК-18 – способность и готовность к участию в разработке научных, социальных, педагогических, творческих, рекламных, издательских и других проектов

Знать:

– основные положения теории функциональных стилей;

– основные принципы организации научного текста: особенности его лексической и грамматической структуры;

– специфику текстовой композиции.

Уметь: формулировать цели и задачи текста-исследования, актуальность, новизну и практическую значимость.

Владеть навыками:

– публичного выступления,

– презентации научных и прикладных проектов.

ПК-20 – владение навыками организации и проведения учебных занятий, практик, семинаров, научных дискуссий и конференций

Знать: основные источники языкового материала (разные типы словарей) и методы его анализа.

Уметь: извлекать данные о языковом феномене из лексикографических источников разных типов и языковых корпусов.

Владеть: методикой отбора языкового материала для конкретного учебного и/или исследовательского задания.


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Раздел 1. Общая характеристика современной русской лексикографии.

Тема 1.1. Лексикография как научная и прикладная дисциплина.

Объект лексикографии. Задачи современной лексикографии. Связь лексикологии и лексикографии. Роль лексикографии в обществе. Словарь как особый жанр справочной литературы. Основные понятия и термины лексикографии: словарная статья, заглавное слово, словник, толкование, иллюстрации (речения цитаты), помета, отсылка.

Тема 1.2. Из истории русской лексикографии.

Азбуковники, толковники, первые переводные словари. Словарь Академии Российской как факт национальной культуры, его роль в развитии лексикографии. «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля. Основные этапы становления современной русской лексикографии.
Раздел 2. Типология русских словарей.

Тема 2.1.Типология словарей Л.В.Щербы.

От противоположений Л.В.Щербы до современных типологий А.М.Цывина, Н.А.Лукьяновой, В.Д.Черняк и В.А.Козырева.

Тема 2.2. Основные типы словарей.

Классификация словарей: одноязычные и переводные, академические и учебные, аспектные и комплексные. Словарь энциклопедический и лингвистический (в частности, толковый).
Раздел 3. Принципы устройства словарей.

Тема 3.1. Структура словаря.

Макроструктура словаря. Отбор лексики, объём и характер словника. Способы расположения языкового материала в словаре: алфавитный, гнездовой, частично гнездовой. Индексы и приложения в словаре.

Тема 3.2. Словарная статья.

Микроструктура словаря. Словарная статья: её устройство и содержание. Лексикографически значимые параметры и их информативный потенциал. Способы семантизации слова в толковом словаре. Иллюстративный материал в словаре. Традиционная словарная статья. Зоновое устройство словарной статьи.

Тема 3.3. Метаязык словаря.

Система помет в толковых и аспектных словарях.
Раздел 4. Современные подходы к лексикографическому описанию языка. Влияние динамических процессов, происходящих в языке, на лексикографию.

Тема 4.1. Социокультурные запросы времени и словари.

Отражение в лексикографии антропоцентрического направления в лингвистике. Лингвистическая прагматика в лексикографии. Агнонимы в словарях и лексиконе языковой личности. Идеографические и ассоциативные словари. Их роль в отражении ЯКМ, типичных и индивидуальных черт лексикона языковой личности. Принципы создания новых словарей активного типа (Ю.Д.Апресян. Новый объяснительный словарь синонимов). Системная лексикография (понятие интегральности лингвистического описания, понятия лексикографического типа и лексикографического портрета).

Тема 4.2. Современная языковая ситуация и словарь.

Влияние изменений языковой ситуации на концепции создания новых словарей. Динамические процессы в сфере лексики и их отражение в толковых словарях. Словари новых слов. Словари пассивной лексики.
Раздел 5. Современные информационные технологии и словари.

Тема 5.1. Компьютерная лексикография. On-line словари.

Компьютерная лексикография, история становления, задачи компьютеризации в лексикографии, корпусная лексикография. Методы и программные средства обработки текстовой информации для создания словарей. Инструментальные средства в рамках компьютерной лексикографии: базы данных, компьютерные картотеки, программы обработки текста. Компьютерные лексикографические программы: программы поддержки лексикографических работ, компьютерные (автоматические) словари различных типов, включающие лексикографические базы данных.

Содержание дисциплины «Теоретические и прикладные аспекты современной лексикографии» структурировано по видам учебных занятий с распределением объёмов учебной нагрузки (таблицы 2, 3).
Таблица 2. Тематическое планирование




Тематические разделы и темы дисциплины

Виды и формы учебной работы, в часах

Лекции

ЛЗ

ПЗ

СР

I.. Общая характеристика современной русской лексикографии

1.1.

Лексикография как научная и прикладная дисциплина.

1







10

1.2.

Из истории русской лексикографии.







2*

10

II. Типология русских словарей

2.1.

Типология словарей Л.В.Щербы










10

2.2.

Основные типы словарей

2




2

16

III. Принципы устройства словарей

3.1.

Структура словаря










11

3.2.

Словарная статья

1




2*

12

3.3.

Метаязык словаря










10

IV Современные подходы к лексикографическому описанию языка. Влияние динамических процессов, происходящих в языке, на лексикографию

41.

Социокультурные запросы времени и словари






2*

14

42

Современная языковая ситуация и словарь










14

V.Современные информационные технологии и словари

51.

Компьютерная лексикография. On-line словари







2*

14




ИТОГО

4

0

10

121




В том числе в интерактивной форме*







8*





Трудоемкость дисциплины в часах – 144 часа, 4 ЗЕТ, в том числе экзамен (9 час.).
Таблица 3. Технологическая карта самостоятельной работы студента

Тематический план дисциплины

Задания для самостоятельной работы


Форма отчета

Трудоемкость задания (часы)

1.Общая характеристика современной русской лексикографии.

Чтение рекомендованной лингвистической литературы. Подготовка сообщений по истории русской лексикографии.

Участие в практическом занятии; обсуждение подготовленных сообщений по истории русской лексикографии.

20

2.Типология русских словарей.

Чтение рекомендованной лингвистической литературы: Щерба Л.В. Опыт общей теории лексикографии// Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л., 1974 (или в хрестоматии, электронный вариант).

Знакомство с разными типами словарей. Подготовка лексикографических обзоров с использованием компьютерной презентации.

Участие в практическом занятии; обсуждение типологии словарей Л.В.Щербы и современных классификаций словарей; обсуждение лексикографических обзоров.

26

3. Принципы устройства словаря.

Самостоятельная подготовка темы «Способы семантизации ЛЗ в толковом словаре» (с опорой на статью Д.И. Арбатского); анализ разных толковых словарей с точки зрения способов толкования ЛЗ.

Чтение лингвистической литературы и подготовка конспекта: Виноградов В.В. Основные типы лексических значений // Избранные труды. Лексикология и лексикография. М., 1977. С. 169-189;

анализ словарных статей с целью выявления способов представления информации о типах ЛЗ.

Подготовка материала по проблеме семного варьирования ЛЗ слова в речи с опорой на языковые корпусы; подготовка ответа на вопрос о типах корпусов и о возможностях работы с этими источниками.

С опорой на языковые корпусы разработка своей словарной статьи.

Участие в практическом занятии; обсуждение сообщения, посвященного одному из словарей.

Предъявление материалов языковых корпусов. Обсуждение индивидуальных лексикографических разработок.


33

4. Современные подходы к лексикографическому описанию языка. Влияние динамических процессов, происходящих в языке, на лексикографию

Чтение лингвистической литературы.

Подготовка мини исследований по лексикографии по предложенной тематике.

Участие в практическом занятии; обсуждение мини исследований по лексикографии. Обсуждение признаков научной дискуссии как коммуникативного события.

28

5. Современные информационные технологии и словари

Знакомство с лексикографическими базами данных, языковыми корпусами (ruscorpora.ru и др.). Выполнение заданий с использованием on-line словарей.

Участие в практическом занятии; работа с лексикографическими базами данных и on-line словарями.

14

Итого

121



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Основная литература

Бобунова М. А. Русская лексикография XXI века: учебное пособие / отв. ред. А. Т. Хроленко]. – М.: Флинта : Наука, 2009. - 200 с.

Дубичинский В.В.. Лексикография русского языка: учебное пособие. – М. : Флинта : Наука, 2009. - 432 с. 

Шимчук Э.Г. Русская лексикография : учебное пособие для вузов по специальности и направлению подготовки "Филология" : рек. УМО вузов РФ. – М. : Академия, 2009. - 336 с.
Дополнительная литература

Апресян Ю.Д., Апресян В.Ю. ЯКМ и системная лексикография. М., 2006.

Арбатский Д.И. Основные способы толкования значения слова // РЯШ. 1970. № 3 (или в хрестоматии, электронный вариант).

Булыгина Е.Ю., Трипольская Т.А. Лингвокультурологическое описание наименований городских пространств (на материале разных типов словарей)// Сибирский филологический журнал. 2012. № 2. Научное издание. Новосибирск: НГУ, 2012.

Введенская Л.А. Русская лексикография. М., 2007.

Виноградов В.В. Толковые словари русского языка. // Избранные труды. Лексикография и лексикология. М., 2007.

Воробьев В. В. Лингвокультурология- М.: Рос. ун-т дружбы народов, 2008.

Гришаева Л. И. Введение в теорию межкультурной коммуникации: Учебное пособие для вузов (гриф)- М.: Академия, 2007.

История русской лексикографии. СПб, 2008.

Карпова О.М. Словари языка писателей и цитат в английской лексикографии- М.: МГОУ, 2007.

Карпова О. М. Английская лексикография: учебное пособие для вузов по специальностям направления "Лингвистика и межкультурная коммуникация" : рек. УМО вузов РФ. – М. : Академия, 2010.

Козырев В.А., Черняк В.Д. Вселенная в алфавитном порядке. СПб., 2000.

Козырев В.А., Черняк В.Д. Русская лексикография: пособие для вузов. - М, 2004.

Красных В.В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология: Курс лекций- М.: Гнозис, 2002.

Крысин Л. П. Слово в современных текстах и словарях: очерки о русской лексике и лексикографии. М.: Знак, 2008.

Лексические приметы эпохи в неологических словарях // Русистика: лингвистическая парадигма конца ХХ века: Сб. статей в честь С.Г.Ильенко. СПб., 1998.

Лингвистическая прагматика в словаре. СПб., 1997.

Национальная специфика языка и её отражение в нормативном словаре. М., 1988.

Новые версии лексикографической интерпретации языковой реальности. Материалы Всероссийской научной конференции «Язык. Система. Личность: Современная языковая ситуация и её лексикографическое представление». Екатеринбург, 2010.

Словарь и культура русской речи : к 100-летию со дня рождения С. И. Ожегова : сборник / Ин-т рус. яз. РАН. – М. : Индрик, 2001.

Теория языка и словари. Кишенев, 1988.

Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация: Учеб.пособие (гриф)- М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004.

Шмелёв А.Д. Русская языковая модель мира: материалы к словарю. М., 2002.

Щерба Л.В. Опыт общей теории лексикографии// Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л., 1974 (или в хрестоматии, электронный вариант).

Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность / под ред. Л. Р. Зиндера, М И. Матусевич. – Л..: ЛКИ, 2008. - 432 с.

Henri Bejoint. Modern Lexicography: An Introduction. Oxford University Press, 2004.

Reinhard Hartmann. Teaching and Researching Lexicography. Longman, 2001.

Sidney I. Landau. Dictionaries. The Art and Craft of Lexicography. 2nd Edition. Cambridge University Press, 2001.
Электронные ресурсы НГПУ (авторизованный доступ)

Апресян Ю. Д. Исследование по семантике и лексикографии. Т. I. Парадигматика. М: Языки славянских культур, 2009. – Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/73322/, авторизованный. – Загл. с экрана.

Болотнова Н. С. Современный русский язык : лексикология, фразеология, лексикография : контрольно-тренировочные занятия : учебное пособие по специальности "Русский язык и литература" : рек. УМО вузов РФ / Н. С. Болотнова, А. В. Болотнов. - Москва : Флинта : Наука, 2009. - 224 с.. - Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/83070/, авторизованный. – Загл. с экрана.

Крысин Л.П. Слово в современных текстах и словарях. – М.: Знак, 2008. – 321 с. – Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/73294/., авторизованный. – Загл. с экрана.
Интернет-ресурсы (открытый доступ)

1Материалы языковых корпусов:

Национальный корпус русского языка - http://ruscorpora.ru ;

Integrum - http://www.integrum.ru
Словари on-line:

http//www.slovopedia.com/;

http//www.megabook.ru/;

http://mas- dict.narod.ru/;

http://www.ling.helsinki.fi/,

http:// www.diclib.com/,

http://www.slovari.ru/,

http://www.Словари.299.ру,

http://www.vseslova.ru,

http://www.slovopedia.com,

http://www.slovari.yandex.ru,

http://www.dict.t-mm.ru,

http://www.dict.rambler.ru, http://www.speakrus.ru/dict/index.htm
Электронные библиотеки:

www.gumer.info ,

www.elivre.ru
Образовательные порталы:

www.philology.ru ;

www.gramma.ru ;

www.gramota.ru
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины утверждаю iconПрограмма дисциплины утверждаю

Программа дисциплины утверждаю iconПрограмма дисциплины утверждаю

Программа дисциплины утверждаю iconПрограмма дисциплины утверждаю

Программа дисциплины утверждаю iconПрограмма дисциплины утверждаю

Программа дисциплины утверждаю iconПрограмма дисциплины утверждаю

Программа дисциплины утверждаю iconПрограмма дисциплины утверждаю

Программа дисциплины утверждаю iconПрограмма дисциплины утверждаю
Целью освоения дисциплины «Активные процессы в современном русском языке и современная языковая ситуация» является формирование представления...

Программа дисциплины утверждаю iconПрограмма дисциплины утверждаю
Современный литературный процесс в аспекте обучения русскому языку как иностранному

Программа дисциплины утверждаю iconРабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1-21/01 утверждаю
Обеспечивающее подразделение кафедра Электроники и автоматики физических установок

Программа дисциплины утверждаю iconПрограмма дисциплины утверждаю
Составитель – Лаппо Марина Александровна, канд филол наук, доцент кафедры современного русского языка

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции