Программа учебной дисциплины язык русских писателей второй пололвины ХХ века (лингвостилистический и лингвокультуроведческий аспекты)




Скачать 330.33 Kb.
НазваниеПрограмма учебной дисциплины язык русских писателей второй пололвины ХХ века (лингвостилистический и лингвокультуроведческий аспекты)
страница1/3
Дата публикации28.09.2014
Размер330.33 Kb.
ТипПрограмма
literature-edu.ru > Литература > Программа
  1   2   3
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



ЯЗЫК РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ ВТОРОЙ ПОЛОЛВИНЫ ХХ ВЕКА



(лингвостилистический и лингвокультуроведческий аспекты)

Магистратура по направлению 520300 – «Филология»



Магистерская программа «Русский язык и культура в современном мире»
Квалификация (степень) «магистр»


Аннотация

Цель освоения дисциплины « Язык русских писателей второй половины ХХ века. Лингвостилистический и лингвокультуроведческий аспекты» – познакомить учащихся с методикой работы с текстами русской художественной литературы разных жанров, изучить функционирование русского языка в текстах различных жанров русской литературы второй половины ХХ века; показать специфику способа выражения авторской позиции в художественном тексте, а также – научить магистрантов видеть языковые и художественные элементы текста, выводящие его в широкий контекст русской культуры.

Присущее русским писателям специфическое отношение к слову ставится в контекст социальной и культурной истории России: оно анализируется как выражение определённого взгляда на мир и на место человека в мире. Слово переходит границы литературы, ему находятся эквиваленты в различных видах искусств, параллели в образе жизни, типе поведения и мироощущении.

Особое внимание уделяется методике «медленного чтения», то есть умению видеть и понимать роль и значимость любого лингвистически выраженного элемента художественного текста в порождении его глубинного смысла.

Неотъемлемой задачей курса является анализ практического материала – художественных текстов.

В ходе занятий магистрант получит представление о своеобразии языка и стиля отдельных писателей; познакомится с важнейшими закономерностями эволюции языка русской литературы; познакомится с классическими и современными концепциями изучения языка художественной литературы.

Самостоятельная работа магистрантов включает в себя изучение научно-методической литературы, чтение и анализ отрывков из художественных текстов, работу над составлением лексического комментария к художественному тексту, подготовку докладов и творческих работ. Примерные темы рефератов, докладов и творческих работ:

«Современные теории анализа языка художественного текста»; « Неологизмы в прозе Александра Солженицына»; « Роль библейской лексики в поэзии Бориса Пастернака»; «Специфика сравнений в прозе Бориса Пастернака»; « Язык поэзии Иосифа Бродского» и.т п.

Цели и задачи дисциплины

А. Целями освоения дисциплины «Язык русских писателей второй половины ХХ века (лингвостилистический и лингвокультуроведческий аспекты)» являются:

  • изучение функционирования русского языка в текстах различных жанров русской литературы второй половины ХХ века;

  • углубление и расширение на материале данных текстов знаний по истории русского языка и его современному состоянию – в таких областях, как лексика, морфология, словообразование, синтаксис, стилистика, художественная речь;

  • расширение «пассивного» словаря учащихся (понимание значения слов в тексте без словаря) с 2–3 тысяч до 10–12 тысяч лексических единиц;

  • формирование у учащихся чётких представлений о своеобразии языка и стиля отдельных писателей;

  • ознакомление учащихся с важнейшими закономерностями эволюции языка русской литературы;

  • формирование у учащихся адекватного восприятия реалий русской культуры, отражённых в художественных текстах;

  • знакомство учащихся с классическими и современными концепциями изучения языка художественной литературы.

Б. Задачи освоения дисциплины.

Названные цели конкретизируются в следующих задачах:

  • Сформировать представление о принципах лингвостилистического и идейно-художественного анализа языка художественного текста.

  • Сформировать навыки и умения по лингвостилистическому и идейно-художественному анализу языка конкретного художественного произведения.

  • Сформировать навыки и умения по составлению лексического комментария, отработки навыков объяснения значения лексических единиц в контексте конкретного художественного произведения

  • Сформировать навыки проведения самостоятельных исследований.

  • Совершенствование навыков комментированного чтения и интерпретации художественного текста.



1. Место дисциплины в структуре ООП (учебный план магистратуры; ММ – магистр МГУ):

Вариативная часть. Профессиональный цикл. Курс по выбору

2 курс

3 семестр

Курс «Язык русских писателей второй половины ХХ века (лингвостилистический и лингвокультуроведческий аспекты)» входит в вариативную часть ООП магистра по специализации «Русский язык и культура в современном мире» (индивидуальные образовательные траектории в области изучения русской литературы).

Для освоения дисциплины необходимы знания, навыки и умения, приобретенные в бакалавриате.

Курс обеспечивает практическое владение русским языком в объёме, достаточном для усвоения базовых литературоведческих и культуроведческих курсов по указанной специализации и последующей работы в области изучения и преподавания русского языка, литературы и культуры, прежде всего в зарубежной аудитории.

Курс «Язык русских писателей второй половины ХХ века» соотнесён с основными курсами специализации «Русский язык и культура в современном мире» (индивидуальные образовательные траектории в области изучения русской литературы): «Русская литература XX века (ч. 2), «Анализ литературного произведения», «Русская классика в контексте мировой литературы»; а также тесно связан с циклом историко-лингвистических дисциплин: «Старославянский язык», «Историческая грамматика русского языка», «История русского литературного языка» – и практическим курсом русского языка как иностранного: в частности, с занятиями по лексике и грамматике, практической стилистике, с практическими занятиями по звучащей речи (учащиеся работают с аудиозаписями художественных текстов).

Общая трудоемкость: 72ч., 2 зач. ед.;

Форма промежуточная аттестации: зачет;

 Формы проведения:

А.

лекции – 18 ч.;

практические занятия (семинары) – 18 ч.;

самостоятельная работа 36 ч.;

— формы текущего контроля: устный опрос, коллоквиумы, письменные контрольные работы, творческая работа (написание рефератов, составление лексического комментария), работа со словарем;


2.1 Структура и содержание дисциплины «Язык русских писателей второй половины ХХ века»







п/п


Раздел

дисцип-лины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов (с.р.с.) и трудоемкость (в часах)

Формы

текущего

контроля

успеваемости

(по неделям

семестра)

Форма

промежуточной

аттестации

(по семестрам)














лекции



с.р.с.


Семи-нары /прак-тичес-кие заня-тия


с.р .с.





1


Введение в изучение предмета. Язык литературы второй половины ХХ века.

3

1

1

1

1

1

Устный опрос

2

Поэзия ВОВ. Своеобразие поэтического языка.

3

2,3

2

2

2

2

Письменная

контрольная

работа

Устный опрос

4

Твардовский « Василий Теркин»

3

4,5

2

2

2

2

Письменная

контрольная

работа

Устный опрос

6

Анна Ахматова Реквием

3

6,7

2

2

2

2

Письменная

контрольная

работа

Реферат

8

Борис Пастернак

« Доктор Живаго»

3

8,9

2

2

2

2

Письменная

контрольная

работа

Реферат

10

Поэзия 60-х гг

Андрей Вознесенский

3

10

1

1

1

1

Письменная

контрольная работа

Устный опрос

11

Василий Шукшин

3

11

1

1

1

1

Письменная

3 контрольная работа

У3стный опрос

12

Анализ языка и стиля произведений Александра Солженицына.

3

12

1

1

1

1

Пи3сьменная

Кон3трольная

Рабо3та

Рефер3ат

13

Соединение публицистического и художественного стилей. Анализ отрывка из романа «Красное колесо. Март семнадцатого. Смерть Вяземского».

3

1314

2

2

2

2

Письме3нная

Контрол3ьная

Работа3

Реферат3


15

Язык поэзии Иосифа Бродского Система тропов. Роль поэтических символов. Своеобразие синтакси-ческих конструкций, поэтических фигур в ли-рике Иосифа Бродского.


3

15

1

1

1

1

Письменная

контрольная работа

Устный опрос

Реферат

16

Язык писателей конца XX века. Постмодернизм. Деконструкция как основной художественный прием. Языковые средства стилизации.


3

16

17

2

2

2

2

Письменная контрольная работа

Реферат

18

Язык и стиль романа Михаила Шишкина

« Венерин голос»

3

18

1

1

1

1

Письменная контрольная работа

Реферат






3














зачет












18

18

18

18




Содержание курса

Введение в изучение предмета. Язык литературы второй половины ХХ века. История и методология изучения. Дискуссия о состоянии современного литературного языка. Понятие идиостиля.

Поэзия ВОВ. Своеобразие поэтического языка.

Твардовский «Василий Теркин» особенности поэтического языка. Народно-поэтическая основа стиля. Особенности синтаксиса, строфики и фоники.

Анна Ахматова. Лингвостилистический, лингвокультуроведческий и идейно-художественный анализ отрывков из поэм «Реквием», « Поэма без героя». Своеобразие поэтического языка (лексика, своеобразие метафор, сравнений; синтаксис и строфика).

Борис Пастернак « Доктор Живаго». Жанровое своеобразие романа « Доктор Живаго». Язык поэтических и прозаических частей романа – их стилистическое единство. Художественное пространство и время романа. Своеобразие лексики. Библейская лексика в романе. Семантические неологизмы как способ переформирования словосмысла. Анализ отрывков из романа и стихов «Зимняя ночь», « Август».

Поэзия 60-х гг . Андрей Вознесенский. Поэтический цикл «Треугольная груша». Лексическое и синтаксическое своеобразие. Своеобразие метафор и сравнений. Неологизмы. Особая изобразительность языка.

Василий Шукшин. Лингвостилистический, лингвокультуроведческий и идейно-художественный анализ рассказов «Срезал», «Сапожки», « Чудик» (по выбору). Особенности словаря и синтаксиса рассказов. Специфика построения диалогов. Речевая характеристика персонажей. Роль речевой детали.

Анализ языка и стиля прозы Александра Солженицына. « Один день Ивана Денисовича». Особенности стиля. Языковые средства выражения авторской точки зрения. Речевая характеристика персонажей. Особенности несобственно-прямой речи и несобственно-авторской речи.

Александр Солженицын. « Красное колесо» - жанровое своеобразие произведения. Лингвостилистический, лингвокультуроведческий и идейно-художественный анализ отрывка «Красное колесо. Март семнадцатого» (Смерть Вяземского). Соединение публицистического и художественного стилей (лексика, синтаксис, особенности структуры текста).

Язык поэзии Иосифа Бродского. Система тропов. Роль поэтических символов. Своеобразие синтаксических конструкций, поэтических фигур в лирике Иосифа Бродского. Анализ стихов «Ниоткуда с любовью, надцатого мартобря,…»; «Ни страны, ни погоста не хочу выбирать…»; « Я был только тем, чего ты касалась ладонью».

Язык писателей конца XX века. Постмодернизм. Деконструкция как основной художественный приём. Языковые средства стилизации и создания иронии в рассказах Виктора Ерофеева, Людмилы Петрушевской, Виктора Пелевина и др.

Лексическое и синтаксическое своеобразие монологической прозы. Речевые структуры современной прозы (монолог – наиболее частотный тип повествования). Лингвостилистический и лингвокультуроведческий анализ отрывков из повести Евгения Гришковца « Рубашка».

Расширение словаря современной прозы (Андрей Геласимов « Нежный возраст»).

Язык и стиль романа Михаила Шишкина «Венерин Волос». Языковые средства создания многоголосья романа. Номинация персонажей. Концепция художественного языка и концепт «Слово» в романе. Лингвостилистический, лингвокультуроведческий и идейно-художественный анализ отрывков из романа.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа учебной дисциплины язык русских писателей второй пололвины ХХ века (лингвостилистический и лингвокультуроведческий аспекты) iconПрограмма учебной дисциплины язык русских писателей второй трети...
«медленного чтения», то есть умению видеть и понимать роль и значимость любого лингвистически выраженного элемента художественного...

Программа учебной дисциплины язык русских писателей второй пололвины ХХ века (лингвостилистический и лингвокультуроведческий аспекты) iconПрограмма учебной дисциплины язык русских писателей первой половины...
Хх века; показать специфику способа выражения авторской позиции в художественном тексте, а также – научить магистрантов видеть языковые...

Программа учебной дисциплины язык русских писателей второй пололвины ХХ века (лингвостилистический и лингвокультуроведческий аспекты) iconПрограмма учебной дисциплины язык русских писателей первой трети...
«медленного чтения», то есть умению видеть и понимать роль и значимость любого лингвистически выраженного элемента художественного...

Программа учебной дисциплины язык русских писателей второй пололвины ХХ века (лингвостилистический и лингвокультуроведческий аспекты) iconПрограмма учебной дисциплины язык русских писателей рубежа ХIХ xx...
Хiх–хх веков; показать специфику способа выражения авторской позиции в художественном тексте, а также – научить магистрантов видеть...

Программа учебной дисциплины язык русских писателей второй пололвины ХХ века (лингвостилистический и лингвокультуроведческий аспекты) iconПрограмма учебной дисциплины язык русской поэзии первой половины...
«медленного чтения», то есть умению видеть и понимать роль и значимость любого лингвистически выраженного элемента художественного...

Программа учебной дисциплины язык русских писателей второй пололвины ХХ века (лингвостилистический и лингвокультуроведческий аспекты) iconПрограмма учебной дисциплины актуальные проблемы изучения русской...
Актуальные проблемы изучения русской литературы второй половины ХХ – начала ХХI века

Программа учебной дисциплины язык русских писателей второй пололвины ХХ века (лингвостилистический и лингвокультуроведческий аспекты) iconКол час
Русская литература 19 века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы 19 века. Художественные открытия...

Программа учебной дисциплины язык русских писателей второй пололвины ХХ века (лингвостилистический и лингвокультуроведческий аспекты) iconУчебной дисциплины «Коммуникативно-грамматический анализ переводного...
Общепрофессиональный блок, вариативная часть Составная часть дисциплины «Прикладные аспекты специализированной области филологии»...

Программа учебной дисциплины язык русских писателей второй пололвины ХХ века (лингвостилистический и лингвокультуроведческий аспекты) iconУрока,68 часов Тема Дата
Произведения русских писателей 19 века. А. С. Пушкин. Страницы жизни и творчества. Стихотворение «И. И. Пущину.»

Программа учебной дисциплины язык русских писателей второй пололвины ХХ века (лингвостилистический и лингвокультуроведческий аспекты) iconПрограмма учебной дисциплины Современный русский язык: стилистика...
Образовательная программа магистратуры «Русский язык и культура в современном мире»

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции