Программа учебной дисциплины Современный русский язык: стилистика Магистратура по направлению 520300 «Филология»




Скачать 230.03 Kb.
НазваниеПрограмма учебной дисциплины Современный русский язык: стилистика Магистратура по направлению 520300 «Филология»
Дата публикации04.10.2014
Размер230.03 Kb.
ТипПрограмма
literature-edu.ru > Литература > Программа




программа учебной дисциплины

Современный русский язык: стилистика



Магистратура по направлению 520300 – «Филология»

Образовательная программа магистратуры «Русский язык и культура в современном мире»

Квалификация (степень) «магистр»



Аннотация

Курс по выбору «Современный русский язык: стилистика» предназначен для магистрантов филологического факультета. В рамках курса рассматриваются современные проблемы зарубежной и отечественной стилистики. На практических занятиях приобретаются навыки анализа научных текстов, написания статей, рефератов и курсовых работ, составления библиографии. В качестве материала для исследования используются тексты СМИ, произведения современной и классической литературы, разговорная речь, деловые документы и т.д. Значительное внимание уделяется изучению фатической, метаязыковой и магической функций языка. Слово и текст рассматриваются как носители культурного и национального наследия русского языка.

  1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Стилистика современного русского языка»


являются:

  • изучение стилистической системы современного русского языка; признаков и стилистических свойств отдельных языковых единиц, которые объединяют их (в пределах общей системы языка) в частные, функционально однородные подсистемы.




  • освоение теоретических основ соответствующей области лингвистического знания.

  1. Место дисциплины в структуре ООП

Вариативная часть. Профессиональный цикл. Курс по выбору.

1 курс

1 семестр

Данная дисциплина предназначена для магистрантов и является частью магистерской программы «Русский язык и культура в современном мире». Поскольку дисциплина начинает профессиональную подготовку магистра (преподается в I семестре I курса), ее изучение подразумевает наличие у обучающихся специальных знаний и умений, и навыков, приобретенных в бакалавриате.

Дисциплина занимает важное место в программе подготовки магистра, так как предоставляет теоретические знания и вырабатывает практические навыки, необходимые для полного освоения курса «Стилистика русского языка».
3. Требования к результатам освоения дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

а) Универсальные компетенции:

  • способность анализировать и оценивать философские проблемы при решении социальных и профессиональных задач (М-ОНК-1);

  • способность самостоятельно формулировать научные проблемы на основе адекватного анализа научной традиции и современных тенденций развития словообразования и морфологии (М-ОНК-2);

  • способность к самостоятельному пополнению, критическому анализу и применению теоретических и практических знаний в сфере грамматики слова для собственных научных исследований и практической деятельности (М-ОНК-3).

б) инструментальные компетенции:

  • владение русским языком как иностранным в устной и письменной форме для осуществления коммуникации в учебной, научной и профессиональной сферах общения; владение терминологией специальности на иностранном языке; умение готовить публикации, проводить презентации, вести дискуссии и защищать представленную работу на иностранном языке (М-ИК-1);

  • владение нормами русского литературного языка и функциональными стилями речи; способность демонстрировать в речевом общении личную и профессиональную культуру (М-ИК-2);

  • владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; умение анализировать и совершенствовать методы, способы и средства работы с информацией в соответствии с поставленными задачами (М-ИК-3);

  • владение навыками использования программных средств, умение работать в компьютерных сетях, в том числе Интернет, способность самостоятельно определять и осваивать необходимое для профессиональной деятельности аппаратное и программное обеспечение (М-ИК-4).

в) системные компетенции:

  • способность к творчеству, порождению инновационных идей, выдвижению самостоятельных гипотез (М-СК-1);

  • способность к поиску, критическому анализу, обобщению и систематизации научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных путей и методов их достижения (М-СК-2);

  • способность к самостоятельному обучению и разработке новых методов исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля деятельности; к инновационной научно-образовательной деятельности (М-СК-3);

  • владение навыками участия в работе научных, педагогических, производственных и др. коллективов на основе глубокого понимания коммуникативных процессов (М-СК-4).



Профессиональные компетенции

а) Общепрофессиональные компетенции:

  • знание актуальных проблем, традиционных и современных методов филологической науки, понимание структуры и перспектив развития филологии как области знаний, междисциплинарных связей филологии (М-ПК-1);

  • владение категориально-терминологическим аппаратом современной филологии; знание важнейших филологических отечественных и зарубежных научных школ (М-ПК-2);

  • владение навыками самостоятельного филологического исследования и аргументированного представления его результатов (М-ПК-3);

  • владение навыками квалифицированного анализа, комментирования, реферирования и обобщения результатов научных исследований с использованием современных методик и методологий, передового отечественного и зарубежного опыта (М-ПК-4);

  • владение навыками квалифицированной филологической экспертизы, критики, интерпретации, комментария и анализа различных типов текстов (М-ПК-5);

  • умение применять филологическую теорию в прикладных областях (М-ПК-7);

  • умение создавать, редактировать, реферировать и систематизировать тексты различной стилевой и жанровой принадлежности (М-ПК-8);

  • умение трансформировать различные типы текста (изменение стиля, жанра, целевой принадлежности текста, перевод словесных текстов в мультимедийные, печатных в гипертекстовые и электронные и т.п.) (М-ПК-9);

  • способность к планированию и осуществлению публичных выступлений с применением навыков ораторского искусства (М-ПК-10);

  • владение навыками последовательного устного и письменного перевода разностилевых текстов с основного и второго языков на родной и с родного на данные языки (М-ПК-11);

  • способность и готовность к участию в разработке научных, культурных, социальных, педагогических, творческих, рекламных, издательских проектов (М-ПК-15);

  • владение навыками подготовки научных, научно-популярных, литературно-художественных, публицистических и др. изданий, работы с официальными и историческими документами (М-ПК-16);

  • владение навыками организации научно-исследовательских и производственных работ для решения конкретных задач в соответствии с магистерской программой (М-ПК-17).

Профильные компетенции:

Знание уровневой системы русского языка (фонологии, лексикологии, фразеологии, словообразования, морфологии и синтаксиса) и принципов ее функционирования.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

  • специфику стилистики как уровня языковой системы и как область научного знания;

  • системные явления в области стилистики СРЯ;

  • основы современных теоретических концепций соответствующей области лингвистики;

  • основные положения ведущих научных школ стилистики и предлагаемые ими принципы стилистического анализа;

  • особенности актуальных процессов в области стилистики и развития стилистических норм.

Уметь:

  • определять стилистическую принадлежность текста;

  • анализировать текст на основе полученных теоретических знаний;

  • использовать в научных и практических целях соответствующие толковые и фразеологические словари;

  • хорошо излагать свои мысли в письменной и устной форме в соответствии с речевой ситуацией.

Владеть:

  • навыками самостоятельного чтения современной лингвистической литературы по изучаемым вопросам;

  • навыками работы с электронными корпусами русского языка, в частности с «Национальным корпусом русского языка» (www.ruscorpora.ru).


4. Структура и содержание дисциплины

4.1. Структура дисциплины. Общая трудоемкость дисциплины, изучаемой в течение одного (первого) семестра, составляет 2 зачетные единицы, 72 часа. В том числе: 18 часов – лекции, 18 часов - семинарские занятия, 36 часов – самостоятельная работа.





п/п

Раздел

дисциплины
Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов (с.р.с.) и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)













лекции

с.р.с.

семинары / практические занятия

с.р.с.

-

1

Вводная лекция. Направления современной стилистики.

I

1

1




1

2

-

2

Основные понятия стилистики. Виды коннотаций.

I

2, 3

2




2

4

контрольная работа

3.

Функции языка

I

4

1




1

2

-

4.

Формы существования национального языка

I

5

1




1

2

-

5.

Функциональные стили

I

6,7

2




2

4

тест

6.

Разговорная речь

I

8, 9

2




2

4

контрольная работа

7.

Официально-деловой стиль

I

10

1




1

2

-

8.

Научный стиль

I

11

1




1

2

тест

9.

Публицистический стиль

I

12,13

2




2

4

тест

10.

Язык художественной литературы

I

14,15


2




2

4

тест

11

Стилистические средства русского языка

I

16


1




1

2

контрольная работа

12.

Тенденции развития стилистической

Системы современного русского языка

I

17,18

2




2

4

контрольная работа

13.




I
















Экзамен




Итого







18

18

18

18




* Тесты выполняются по Интернету в рамках самостоятельной работы студентов.

4.2. Содержание дисциплины

Стилистика как филологическая наука. Стиль. Стилистическое значение слова. Функции языка. Формы существования национального языка

Виды коннотаций. Оценочный, эмоциональный, социально-жанровый, функционально-обусловленный и другие компоненты значения.

Функции языка. Коммуникативная, познавательная, регулятивная, метаязыковая, фатическая и другие функции языка.

Формы существования национального языка. Литературные и нелитературные формы. Разговорная речь. Функциональные стили. Язык художественной литературы.

Разговорная речь. Отличительные черты разговорной речи: спонтанность, открытость, неофициальность и др. Основные способы номинации в разговорной речи. Использование элементов разговорной речи в разных функциональных стилях и языке художественной литературы.


Функциональные стили. Критерии выделения функционального стиля. Официально-деловой стиль. Научный стиль. Публицистический стиль

Официально-деловой стиль. Подстили официально-делового стиля: законодательный, административный и дипломатический стиль

Научный стиль. Основные жанры научной речи. Особенности устной и письменной формы научного стиля. Терминология.

Публицистический стиль. Соотношение понятий язык СМИ и публицистический стиль. Эволюция публицистического стиля. Жанры публицистики и их языковые характеристики


Специфические черты публицистической метафоры. Язык рекламы

Язык художественной литературы. Эстетическая функция языка как доминирующая функция ЯХЛ. Понятие художественной картины мира Литература традиционализма и модернизма. Особенности стиля
5. Рекомендуемые образовательные технологии

Курс предполагает широкое использование интерактивных форм обучения, в том числе с привлечением сетевых технологий. Письменные домашние задания и тесты выполняются в электронной форме и высылаются преподавателю по e-mail.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

В качестве основного средства текущего контроля предлагаются аудиторные и внеаудиторные письменные задания (контрольные работы). В качестве дополнительной формы текущего контроля тестирование. Форма промежуточного контроля – зачет.

.


Примерный список вопросов к зачету

  1. Основные понятия стилистики: стиль, стилистическое значение.

  2. Содержание понятия стилистическое значение: виды коннотативных значений слова.

  3. Оценочный компонент значения слова

  4. Социально-жанровый компонент значения слова.

  5. Функционально обусловленный компонент значения слова.

  6. Временной и территориальный компоненты значения слова.

  7. Эмоциональный и экспрессивный компоненты значения слова.

  8. Схема коммуникативного акта и ее связь с функциями языка.

  9. Функции языка и их распределения в функциональных стилях.

  10. Коммуникативная и воздействующая функции языка.

  11. Познавательная функция языка

  12. Фатическая и метаязыковая функция языка

  13. Регулятивная функция языка и ее проявление в разных функциональных стилях

  14. Магическая функция языка.

  15. Шарль Балли как основатель современной функциональной стилистики.

  16. Основные параметры функционального стиля.

  17. Разговорная речь. Основные стилистические особенности.

  18. Специализация метафоры в разговорной речи.

  19. Научный стиль и его стилистические особенности.

  20. Специализация метафоры в научном стиле.

  21. Публицистический стиль и его стилистические особенности.

  22. Специализация метафоры в языке СМИ.

  23. Официально-деловой стиль и его стилистические особенности.

  24. Язык художественной литературы как разновидность речевой деятельности.

  25. Специализация метафоры в языке художественной литературы.

  26. Современные тенденции в развитии стилистической системы языка.

  27. Взаимодействие функциональных стилей в русском языке. Влияние разговорной речи на публицистический стиль, официально-делового стиля на разговорную речь и т.д.

  28. Стилистические функции единиц разных уровней языка.

  29. Соотношение понятий «функционального стиля» и «функционально ориентированного текста».

  30. Роль В.В.Виноградова в развитии отечественной стилистики.


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины


п/п

Автор

Название книги / статьи

Отв. редактор (для коллектив­ных работ)

Место изда-ния

Издатель-ство

Год изда-ния

1

Арнольд И.Р.


Стилистика современного английского языка.



М.


Просвеще-ние

2000


2

Арутюнова Н.Д.


Типы языковых значений. Оценка. Событие. Факт




М.


Наука


1988


3

Балли Ш.


Французская стилистика.





М.

УРСС


2003

4

Вежбицкая А.


Язык. Культура. Познание.





М.


Русские словари

1997


5

Виноградов В.В.



Проблемы русской стилистики.





М.


Высшая школа

1981


6

Винокур Г.О.



О языке художественной литературы.




М.


Высшая школа


2009


7

Винокур Т.Г.



Закономерности стилистического использования языковых единиц




М.


Либроком


2000

8

Кара-Мурза Е.С.



Русский язык в рекламе. – Цикл статей на портале «Русский язык».




www.gramota.ru.


2001


9

Кожина М.Н.


Стилистика русского языка: учебник / Кожина М.Н., Дускаева Л.Р., В.А.Салимовский



М.



Флинта: Наука


2008

10

Колесов В.В.


«Жизнь происходит от слова...».




СПб.


Златоуст


1999

11

Корнилов О.А.



Языковые картины мира как производные национальных менталитетов.



М.


КДУ


2011

12

Костомаров В.Г.



Наш язык в действии: Очерки современной русской стилистики.



М.



Гардарики


2005

13

Санников В.З.

Русский язык в зеркале языковой игры.






М.



Языки славянской культуры



2002

14

Солганик Г.Я.



Практическая стилистика русского языка.




М.


Академия


2006

15

Чудинов А.П.



Россия в метафорическом зеркале.




Екате-ринбург

УрГПУ


2001

16

Словари



Большой толковый словарь русского языка

Под ред. С.А.Кузнецова


СПб.



Норинт



2000

17

Даль В.И.



Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х тт.




М.


Русский язык

1998

18


Краткий справочник по русскому языку


Под ред. П.А.Леканта.

М.


АСТ-Пресс Книга

2010

19


Стилистический

энциклопедический

словарь русского языка

под ред. М. Н. Кожиной.


М.



Флинта: Наука


2004

20


Толковый словарь русского языка начала XXI века. Актуальная лексика.

Под ред. Г.И.Скляревской

СПб.



Эксмо



2006

21

Баш Л.М., Боброва А.В. и др.

Современный словарь иностранных слов: толкование, словоупотребление, словообразование, этимология



М.


Цитадель


2001

22




Фразеологический словарь русского языка

Под ред.

А.И. Молоткова

М.

Астрель-АСТ

2006


в) Интернет-ресурсы и программное обеспечение:


  1. Энциклопедия Кругосвет: www.krugosvet.ru

  2. Национальный корпус русского языка: www.ruscorpora.ru

  3. Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ: www.gramota.ru


8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Материально-техническое обеспечение дисциплины предполагает:

  • доступ к Интернету в аудиторное и внеаудиторное время;

  • использование на занятиях компьютерного проектора и интерактивной электронной доски;

  • доступность указанной литературы и словарей.


Программа составлена в соответствии с требованиями ОС МГУ по специальности «Филология».

Разработчик:
доцент кафедры русского языка

филологического факультета

МГУ им. М.В. Ломоносова О.Н.Григорьева

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа учебной дисциплины Современный русский язык: стилистика Магистратура по направлению 520300 «Филология» iconПрограмма учебной дисциплины Лексикология в практике преподавания...
Мп «Русский язык как иностранный: лингводидактические и лингвокультурологические основы преподавания»

Программа учебной дисциплины Современный русский язык: стилистика Магистратура по направлению 520300 «Филология» iconПрограмма учебной дисциплины Словообразование в практике преподавания...
Мп «Русский язык как иностранный: лингводидактические и лингвокультурологические основы преподавания»

Программа учебной дисциплины Современный русский язык: стилистика Магистратура по направлению 520300 «Филология» iconПрограмма учебной дисциплины церковнославянский язык русской редакции...
Магистерская программа – «Фундаментальное изучение современного русского языка и его истории»

Программа учебной дисциплины Современный русский язык: стилистика Магистратура по направлению 520300 «Филология» iconПрограмма практики текстологическая практика Магистратура по направлению...
Место практики в структуре ооп впо по направлению подготовки магистров «Филология»

Программа учебной дисциплины Современный русский язык: стилистика Магистратура по направлению 520300 «Филология» iconПрограмма учебной дисциплины Испанская разговорная речь Магистратура...
Магистерская программа «Иберо-романская филология // Функционально-коммуникативные и социолингвистические аспекты изучения и преподавания...

Программа учебной дисциплины Современный русский язык: стилистика Магистратура по направлению 520300 «Филология» iconПрограмма учебной дисциплины Русский язык в свете глобальных проблем...
Учащиеся знакомятся как с важнейшими тенденциями развития и бытования современного русского языка, обусловленными как законами самого...

Программа учебной дисциплины Современный русский язык: стилистика Магистратура по направлению 520300 «Филология» iconПрограмма учебной дисциплины историческая фонетика русского языка...
Магистерская программа – «Фундаментальное изучение современного русского языка и его истории»

Программа учебной дисциплины Современный русский язык: стилистика Магистратура по направлению 520300 «Филология» iconПрограмма учебной дисциплины Историческая морфология русского языка...
Магистерская программа «Фундаментальное изучение современного русского языка и его истории»

Программа учебной дисциплины Современный русский язык: стилистика Магистратура по направлению 520300 «Филология» iconПрограмма учебной дисциплины Лексикология в практике преподавания...
...

Программа учебной дисциплины Современный русский язык: стилистика Магистратура по направлению 520300 «Филология» iconПрограмма учебной дисциплины культурно-языковые процессы 18 века...
Дать филологу представления о взаимодействии культурно-исторических и лингвистических процессов, протекавших в момент формирования...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции