Программа учебной дисциплины язык русских писателей рубежа ХIХ xx веков (лингвостилистический и лингвокультуроведческий аспекты)




Скачать 301.87 Kb.
НазваниеПрограмма учебной дисциплины язык русских писателей рубежа ХIХ xx веков (лингвостилистический и лингвокультуроведческий аспекты)
страница1/3
Дата публикации02.10.2014
Размер301.87 Kb.
ТипПрограмма
literature-edu.ru > Литература > Программа
  1   2   3
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



ЯЗЫК РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ РУБЕЖА ХIХ – XX ВЕКОВ



(лингвостилистический и лингвокультуроведческий аспекты)


Магистратура по направлению 520300 – «Филология»



Магистерская программа «Русский язык и культура в современном мире»
Квалификация (степень) «магистр»


Аннотация

Цель освоения дисциплины «Язык русских писателей рубежа ХIХ-ХХ веков. Лингвостилистический и лингвокультуроведческий аспекты» – познакомить учащихся с методикой работы с текстами русской художественной литературы разных жанров, изучить функционирование русского языка в текстах различных жанров русской литературы рубежа ХIХ–ХХ веков; показать специфику способа выражения авторской позиции в художественном тексте, а также – научить магистрантов видеть языковые и художественные элементы текста, выводящие его в широкий контекст русской культуры.

Присущее русским писателям специфическое отношение к слову ставится в контекст социальной и культурной истории России: оно анализируется как выражение определённого взгляда на мир и на место человека в мире. Слово переходит границы литературы, ему находятся эквиваленты в различных видах искусств, параллели в образе жизни, типе поведения и мироощущении.

Особое внимание уделяется методике «медленного чтения», то есть умению видеть и понимать роль и значимость любого лингвистически выраженного элемента художественного текста в порождении его глубинного смысла.

Неотъемлемой задачей курса является анализ практического материала – текстов русской художественной лдитературы.

В ходе занятий магистрант получит представление о своеобразии языка и стиля отдельных писателей; познакомится с важнейшими закономерностями эволюции языка русской литературы; познакомится с классическими и современными концепциями изучения языка художественной литературы.

Самостоятельная работа магистрантов включает в себя изучение научно-методической литературы, чтение и анализ отрывков из художественных текстов, работу над составлением лексического комментария к художественному тексту, подготовку докладов и творческих работ.

Примерные темы рефератов, докладов и творческих работ:

«Современные теории анализа языка художественного текста»; «Язык ранних произведений А.П. Чехова»; « Особенности синтаксиса рассказов И.Бунина»; «Концепция поэтического слова символистов и акмеистов»; « Заумный язык. Поэзия футуристов» и т.д

Цели и задачи дисциплины

А. Целями освоения дисциплины «Язык русских писателей рубежа XIX – XX веков (лингвостилистический и лингвокультуроведческий аспекты)» являются:

  • изучение функционирования русского языка в текстах различных жанров русской литературы рубежа XIX – XX веков;

  • углубление и расширение на материале данных текстов знаний по истории русского языка и его современному состоянию – в таких областях, как лексика, морфология, словообразование, синтаксис, стилистика, художественная речь;

  • расширение «пассивного» словаря учащихся (понимание значения слов в тексте без словаря) с 2–3 тысяч до 10–12 тысяч лексических единиц;

  • формирование у учащихся чётких представлений о своеобразии языка и стиля отдельных писателей;

  • ознакомление учащихся с важнейшими закономерностями эволюции языка русской литературы;

  • формирование у учащихся адекватного восприятия реалий русской культуры, отражённых в художественных текстах;

  • знакомство учащихся с классическими и современными концепциями изучения языка художественной литературы.

Б. Задачи освоения дисциплины.

Названные цели конкретизируются в следующих задачах:

  • Сформировать представление о принципах лингвостилистического и идейно-художественного анализа языка художественного текста.

  • Сформировать навыки и умения по лингвостилистическому и идейно-художественному анализу языка конкретного художественного произведения.

  • Сформировать навыки и умения по составлению лексического комментария, отработки навыков объяснения значения лексических единиц в контексте конкретного художественного произведения

  • Сформировать навыки проведения самостоятельных исследований.

  • Совершенствование навыков комментированного чтения и интерпретации художественного текста.



1. Место дисциплины в структуре ООП (учебный план магистратуры; ММ – магистр МГУ):

Вариативная часть. Профессиональный цикл. Курс по выбору

1 курс

1 семестр
Курс «Язык русских писателей рубежа XIX – XX веков (лингвостилистический и лингвокультуроведческий аспекты)» входит в вариативную часть ООП магистра по специализации «Русский язык и культура в современном мире» (индивидуальные образовательные траектории в области изучения русской литературы);

Для освоения дисциплины необходимы знания, навыки и умения, приобретенные в бакалавриате.

Курс обеспечивает практическое владение русским языком в объёме, достаточном для усвоения базовых литературоведческих и культуроведческих курсов по указанной специализации и последующей работы в области изучения и преподавания русского языка, литературы и культуры, прежде всего в зарубежной аудитории.

Курс «Язык русских писателей» соотнесён с основными курсами специализации «Русский язык и культура в современном мире» (индивидуальные образовательные траектории в области изучения русской литературы): «Русская литература конца XIX–XX вв., «Русская литература XX века (ч. 1), «Анализ литературного произведения», «Русская классика в контексте мировой литературы»; а также тесно связан с циклом историко-лингвистических дисциплин: «Старославянский язык», «Историческая грамматика русского языка», «История русского литературного языка» – и практическим курсом русского языка как иностранного: в частности, с занятиями по лексике и грамматике, практической стилистике, с практическими занятиями по звучащей речи (учащиеся работают с аудиозаписями художественных текстов).

Общая трудоемкость: 72ч., 2 зач. ед.;

Форма промежуточная аттестации: зачет;

 Формы проведения:

А.

лекции – 18 ч.;

практические занятия (семинары) – 18 ч.;

самостоятельная работа 36 ч.;

— формы текущего контроля: устный опрос, коллоквиумы, письменные контрольные работы, творческая работа (написание рефератов, составление лексического комментария), работа со словарем;


2.1 Структура и содержание дисциплины «Язык русских писателей рубежа ХIХ и ХХ веков».






п/п


Раздел

дисцип-лины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов (с.р.с.) и трудоемкость (в часах)

Формы

текущего

контроля

успеваемости

(по неделям

семестра)

Форма

промежуточной

аттестации

(по семестрам)














лекции



с.р.с.


Семи-нары /прак-тичес-кие заня-тия


с.р .с.





1

Введение в изучение предмета. Язык художественной литературы. История и методология изучения. Научные школы, возникшие в Росси в конце XIX – начале ХХ веков.


1


1


1




1




1


1


Устный опрос

2

I.Язык прозы А.П.Чехова. Ранние рассказы. Особенности стиля. Речевая характеристика персонажей как способ выражения авторской оценки. Способы выражения несобственно-авторской речи.

Использование «канцеляризмов» и разговорных конструкций. Просторечная лексика.


1

2,3

2

2

2

2

Письменная контрольная работа

Устный опрос

4.

Язык прозы А.П.Чехова

Язык поздних рассказов Чехова.

Роль речевой и предметной детали, особенности сравнений, символизм пейзажной лексики.






4,5

2

2

2

2

Письменная контрольная работа

Доклад

6

Язык драматургии А.П.Чехова. Способ построения диалогов. Лексический и синтаксический анализ языка персонажей.

Роль подтекста и языковые способы его создания. Язык ремарок.

Язык драматургии Чехова как источник прецедентных фраз и образов современной культуры (анализ отрывков из комедии Чехова «Чайка»).




6

1

1

1

1

Доклад

7

5. Язык драматургии Максима Горького.

Способ построения диалогов. Лексический и синтаксический анализ языка персонажей.

Язык драматургии Горького как источник прецедентных фраз и образов современной культуры (анализ отрывков из пьесы « На дне»).



7

1

1

1

1

Письменная контрольная работа

Устный опрос

8

Язык произведений Ивана Бунина.

Пейзажная и экспрессивная лексика.


1

8

1

1

1

1

Письменная контрольная работа

9

Особенности синтаксиса и лексико-тематического построения текста рассказов Ивана Бунина. (на примере анализа рассказа «Лёгкое дыхание» )

1

9,10

2

2

2

2

Письменная контрольная работа

Устный опрос

11

Концепция «поэтического слова» символистов. Язык поэзии Александра Блока.

1


11

1

1

1

1

Устный опрос

12

Язык поэзии Александра Блока. Понятие «ключевой лексики». Анализ концептов русской лингвокультуры (воля, свобода, степь, тоска,

Русь) на примере анализа стихов из цикла «На поле Куликовом».


1

12

1

1

1

1

Письменная контрольная работа

Доклад

13

Язык прозы символистов. Поэзия и проза – поиски единства. Язык романа Андрея Белого « Петербург» ( анализ фрагментов).

1

13 .

1

1

1

1

Устный опрос

14

Концепция поэтического слова акмеистов.

Роль образов мировой культуры. Предметность лексики. ( Анализ поэтического языка Анны Ахматовой, Николая Гумилёва, Осипа Мандельштама).

1

1415


2


2


2


2

Письменная работа

Устный опрос

16

Концепция поэтического языка футуристов. Заумный язык.

Установка на поэтический эксперимент. Приём «поэтического сдвига».



1

16


1


1


1


1


Устный опрос

17

Поэтический язык В.Маяковского. Установка на языковую новизну – доминирующая художественная задача Владимира Маяковского.


1

17.

1

1

1

1

Письменная контрольная работа

Устный опрос

18

Библейская лексика и образы в поэзии Маяковского. Анализ отрывков из поэмы

« Облако в штанах».

1

18

1

1

1

1

Письменная контрольная работа

Доклад







1
















зачет




Итого




.

18

18

18

18




  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа учебной дисциплины язык русских писателей рубежа ХIХ xx веков (лингвостилистический и лингвокультуроведческий аспекты) iconПрограмма учебной дисциплины язык русских писателей второй трети...
«медленного чтения», то есть умению видеть и понимать роль и значимость любого лингвистически выраженного элемента художественного...

Программа учебной дисциплины язык русских писателей рубежа ХIХ xx веков (лингвостилистический и лингвокультуроведческий аспекты) iconПрограмма учебной дисциплины язык русских писателей первой трети...
«медленного чтения», то есть умению видеть и понимать роль и значимость любого лингвистически выраженного элемента художественного...

Программа учебной дисциплины язык русских писателей рубежа ХIХ xx веков (лингвостилистический и лингвокультуроведческий аспекты) iconПрограмма учебной дисциплины язык русских писателей второй пололвины...
Хх века; показать специфику способа выражения авторской позиции в художественном тексте, а также – научить магистрантов видеть языковые...

Программа учебной дисциплины язык русских писателей рубежа ХIХ xx веков (лингвостилистический и лингвокультуроведческий аспекты) iconПрограмма учебной дисциплины язык русских писателей первой половины...
Хх века; показать специфику способа выражения авторской позиции в художественном тексте, а также – научить магистрантов видеть языковые...

Программа учебной дисциплины язык русских писателей рубежа ХIХ xx веков (лингвостилистический и лингвокультуроведческий аспекты) iconПрограмма учебной дисциплины Актуальные проблемы изучения русской...
«Основные тенденции в развитии русской литературы рубежа xix–xx веков»; «Проза И. А. Бунина»; «Своеобразие лирики А. А. Блока»

Программа учебной дисциплины язык русских писателей рубежа ХIХ xx веков (лингвостилистический и лингвокультуроведческий аспекты) iconПрограмма учебной дисциплины язык русской поэзии первой половины...
«медленного чтения», то есть умению видеть и понимать роль и значимость любого лингвистически выраженного элемента художественного...

Программа учебной дисциплины язык русских писателей рубежа ХIХ xx веков (лингвостилистический и лингвокультуроведческий аспекты) iconУчебной дисциплины «Коммуникативно-грамматический анализ переводного...
Общепрофессиональный блок, вариативная часть Составная часть дисциплины «Прикладные аспекты специализированной области филологии»...

Программа учебной дисциплины язык русских писателей рубежа ХIХ xx веков (лингвостилистический и лингвокультуроведческий аспекты) iconУрок по теме: «Мироощущение человека эпохи рубежа XIX xx веков»
Вводный урок по теме: «Мироощущение человека эпохи рубежа XIX – XX веков» (2 часа)

Программа учебной дисциплины язык русских писателей рубежа ХIХ xx веков (лингвостилистический и лингвокультуроведческий аспекты) iconТематическое планирование уроков русской литературы в 11 классе
Культурно – политическая ситуация в России в конце ХIХ начале ХХ века. Характеристика литературного процесса конца ХIХ века начала...

Программа учебной дисциплины язык русских писателей рубежа ХIХ xx веков (лингвостилистический и лингвокультуроведческий аспекты) iconПрограмма учебной дисциплины Современный русский язык: стилистика...
Образовательная программа магистратуры «Русский язык и культура в современном мире»

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции