Скачать 301.87 Kb.
|
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫЯЗЫК РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ РУБЕЖА ХIХ – XX ВЕКОВ(лингвостилистический и лингвокультуроведческий аспекты) Магистратура по направлению 520300 – «Филология»Магистерская программа «Русский язык и культура в современном мире» Квалификация (степень) «магистр»Аннотация Цель освоения дисциплины «Язык русских писателей рубежа ХIХ-ХХ веков. Лингвостилистический и лингвокультуроведческий аспекты» – познакомить учащихся с методикой работы с текстами русской художественной литературы разных жанров, изучить функционирование русского языка в текстах различных жанров русской литературы рубежа ХIХ–ХХ веков; показать специфику способа выражения авторской позиции в художественном тексте, а также – научить магистрантов видеть языковые и художественные элементы текста, выводящие его в широкий контекст русской культуры. Присущее русским писателям специфическое отношение к слову ставится в контекст социальной и культурной истории России: оно анализируется как выражение определённого взгляда на мир и на место человека в мире. Слово переходит границы литературы, ему находятся эквиваленты в различных видах искусств, параллели в образе жизни, типе поведения и мироощущении. Особое внимание уделяется методике «медленного чтения», то есть умению видеть и понимать роль и значимость любого лингвистически выраженного элемента художественного текста в порождении его глубинного смысла. Неотъемлемой задачей курса является анализ практического материала – текстов русской художественной лдитературы. В ходе занятий магистрант получит представление о своеобразии языка и стиля отдельных писателей; познакомится с важнейшими закономерностями эволюции языка русской литературы; познакомится с классическими и современными концепциями изучения языка художественной литературы. Самостоятельная работа магистрантов включает в себя изучение научно-методической литературы, чтение и анализ отрывков из художественных текстов, работу над составлением лексического комментария к художественному тексту, подготовку докладов и творческих работ. Примерные темы рефератов, докладов и творческих работ: «Современные теории анализа языка художественного текста»; «Язык ранних произведений А.П. Чехова»; « Особенности синтаксиса рассказов И.Бунина»; «Концепция поэтического слова символистов и акмеистов»; « Заумный язык. Поэзия футуристов» и т.д Цели и задачи дисциплины А. Целями освоения дисциплины «Язык русских писателей рубежа XIX – XX веков (лингвостилистический и лингвокультуроведческий аспекты)» являются:
Б. Задачи освоения дисциплины. Названные цели конкретизируются в следующих задачах:
1. Место дисциплины в структуре ООП (учебный план магистратуры; ММ – магистр МГУ): Вариативная часть. Профессиональный цикл. Курс по выбору 1 курс 1 семестр Курс «Язык русских писателей рубежа XIX – XX веков (лингвостилистический и лингвокультуроведческий аспекты)» входит в вариативную часть ООП магистра по специализации «Русский язык и культура в современном мире» (индивидуальные образовательные траектории в области изучения русской литературы); Для освоения дисциплины необходимы знания, навыки и умения, приобретенные в бакалавриате. Курс обеспечивает практическое владение русским языком в объёме, достаточном для усвоения базовых литературоведческих и культуроведческих курсов по указанной специализации и последующей работы в области изучения и преподавания русского языка, литературы и культуры, прежде всего в зарубежной аудитории. Курс «Язык русских писателей» соотнесён с основными курсами специализации «Русский язык и культура в современном мире» (индивидуальные образовательные траектории в области изучения русской литературы): «Русская литература конца XIX–XX вв., «Русская литература XX века (ч. 1), «Анализ литературного произведения», «Русская классика в контексте мировой литературы»; а также тесно связан с циклом историко-лингвистических дисциплин: «Старославянский язык», «Историческая грамматика русского языка», «История русского литературного языка» – и практическим курсом русского языка как иностранного: в частности, с занятиями по лексике и грамматике, практической стилистике, с практическими занятиями по звучащей речи (учащиеся работают с аудиозаписями художественных текстов). Общая трудоемкость: 72ч., 2 зач. ед.; Форма промежуточная аттестации: зачет; Формы проведения: А. лекции – 18 ч.; практические занятия (семинары) – 18 ч.; самостоятельная работа 36 ч.; — формы текущего контроля: устный опрос, коллоквиумы, письменные контрольные работы, творческая работа (написание рефератов, составление лексического комментария), работа со словарем; 2.1 Структура и содержание дисциплины «Язык русских писателей рубежа ХIХ и ХХ веков».
|
Программа учебной дисциплины язык русских писателей второй трети... «медленного чтения», то есть умению видеть и понимать роль и значимость любого лингвистически выраженного элемента художественного... |
Программа учебной дисциплины язык русских писателей первой трети... «медленного чтения», то есть умению видеть и понимать роль и значимость любого лингвистически выраженного элемента художественного... |
||
Программа учебной дисциплины язык русских писателей второй пололвины... Хх века; показать специфику способа выражения авторской позиции в художественном тексте, а также – научить магистрантов видеть языковые... |
Программа учебной дисциплины язык русских писателей первой половины... Хх века; показать специфику способа выражения авторской позиции в художественном тексте, а также – научить магистрантов видеть языковые... |
||
Программа учебной дисциплины Актуальные проблемы изучения русской... «Основные тенденции в развитии русской литературы рубежа xix–xx веков»; «Проза И. А. Бунина»; «Своеобразие лирики А. А. Блока» |
Программа учебной дисциплины язык русской поэзии первой половины... «медленного чтения», то есть умению видеть и понимать роль и значимость любого лингвистически выраженного элемента художественного... |
||
Учебной дисциплины «Коммуникативно-грамматический анализ переводного... Общепрофессиональный блок, вариативная часть Составная часть дисциплины «Прикладные аспекты специализированной области филологии»... |
Урок по теме: «Мироощущение человека эпохи рубежа XIX xx веков» Вводный урок по теме: «Мироощущение человека эпохи рубежа XIX – XX веков» (2 часа) |
||
Тематическое планирование уроков русской литературы в 11 классе Культурно – политическая ситуация в России в конце ХIХ начале ХХ века. Характеристика литературного процесса конца ХIХ века начала... |
Программа учебной дисциплины Современный русский язык: стилистика... Образовательная программа магистратуры «Русский язык и культура в современном мире» |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |