Скачать 200.6 Kb.
|
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Актуальные проблемы изучения русской литературы второй половины ХХ – начала ХХI века. Магистратура по направлению 520300 – «Филология» Магистерская программа «Русский язык и культура в современном мире» Квалификация (степень) «магистр» Аннотация Цель освоения дисциплины «Актуальные проблемы изучения русской литературы второй половины XX – начала XXI века» – передать учащимся сумму актуальных знания по литературному процессу половины XX – начала XXI века, познакомить учащихся с произведениями русской художественной литературы разных жанров, показать особенности мировоззрения и стиля писателей разных направлений. Самостоятельная работа магистрантов включает в себя изучение научно-методической литературы, чтение и анализ художественных текстов, работу над составлением лексического комментария к художественному тексту, подготовку докладов и творческих работ. Примерные темы рефератов, докладов и творческих работ: «Современные тенденции в развитии русской литературы»; « Проза Александра Солженицына конца 1950-х годов»; «Своеобразие военной лирики А. Т. Твардовского».
Целями освоения дисциплины «Актуальные проблемы изучения русской литературы второй половины ХХ – начала ХХI века» являются:
IV. Место дисциплины в структуре ООП: А. Информация об образовательном стандарте и учебном плане: ММ – магистр МГУ; направление подготовки: «Филология»; профиль подготовки: магистерская программа «Русский язык и культура в современном мире» Б. Информация о месте дисциплины в образовательном стандарте и учебном плане: вариативная часть; профессиональный цикл курс по выбору второй курс; первый семестр. Данная дисциплина предназначена для магистрантов и является третьей частью курса «История русской литературы ХХ века.». Дисциплина завершает профессиональную подготовку специалиста, ее изучение подразумевает наличие у обучающихся теоретических основ литературоведения и умение анализировать литературные тексты. Необходимы знания, умения и навыки, приобретенные в бакалавриате. Дисциплина занимает важное место в программе подготовки магистранта, так как закрепляет основные теоретические знания, вырабатывает практические навыки анализа текстов художественной литературы, даёт представление о современном литературном процессе. 3. Требования к результатам освоения дисциплины. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: Универсальные компетенции: а) общенаучные: (частично) способность самостоятельно формулировать научные проблемы на основе адекватного анализа научной традиции и современных тенденций (М-ОНК-2); способность к самостоятельному пополнению, критическому анализу и применению теоретических и практических знаний в сфере гуманитарных наук для собственных научных исследований и практической деятельности (М-ОНК-3). б) инструментальные: (частично) владение иностранным языком в устной и письменной форме для осуществления коммуникации в учебной, научной, профессиональной и социально-культурной сферах общения; владение терминологией специальности на иностранном языке; умение готовить публикации, проводить презентации, вести дискуссии и защищать представленную работу на иностранном языке (М-ИК-1); владение нормами русского литературного языка и функциональными стилями речи; способность демонстрировать в речевом общении личную и профессиональную культуру, духовно-нравственные убеждения; умение ставить и решать коммуникативные задачи во всех сферах общения, управлять процессами информационного обмена в различных коммуникативных средах (М-ИК-2); владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; умение анализировать и совершенствовать методы, способы и средства работы с информацией в соответствии с поставленными задачами (М-ИК-3); владение навыками использования программных средств, умение работать в компьютерных сетях, в том числе Интернет, способность самостоятельно определять и осваивать необходимое для профессиональной деятельности аппаратное и программное обеспечение (М-ИК-4). в) системные: (частично) способность к творчеству, порождению инновационных идей, выдвижению самостоятельных гипотез (М-СК-1); способность к поиску, критическому анализу, обобщению и систематизации научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных путей и методов их достижения (М-СК-2); способность к самостоятельному обучению и разработке новых методов исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля деятельности; к инновационной научно-образовательной деятельности (М-СК-3); Профессиональные компетенции Общепрофессиональные компетенции: (частично) знание актуальных проблем, традиционных и современных методов филологической науки, понимание структуры и перспектив развития филологии как области знаний, междисциплинарных связей филологии (М-ПК-1); владение категориально-терминологическим аппаратом современной филологии; знание важнейших филологических отечественных и зарубежных научных школ (М-ПК-2); владение навыками самостоятельного филологического исследования и аргументированного представления его результатов (М-ПК-3); владение навыками квалифицированного анализа, комментирования, реферирования и обобщения результатов научных исследований с использованием современных методик и методологий, передового отечественного и зарубежного опыта (М-ПК-4); владение навыками квалифицированной филологической экспертизы, критики, интерпретации, комментария и анализа различных типов текстов (М-ПК-5); способность с филологической и общегуманитарной точки зрения осмыслять, описывать и анализировать разнообразные феномены языка, литературы, культуры, сознания, общественной жизни (тексты, произведения, ситуации, процессы и т.п.) (М-ПК-6); умение применять филологическую теорию в прикладных областях (М-ПК-7); умение создавать, редактировать, реферировать и систематизировать тексты различной стилевой и жанровой принадлежности (М-ПК-8); умение трансформировать различные типы текста (изменение стиля, жанра, целевой принадлежности текста, перевод словесных текстов в мультимедийные, печатных в гипертекстовые и электронные и т.п.) (М-ПК-9); Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать:
Уметь:
Владеть:
4. Структура и содержание дисциплины 4.1. Структура дисциплины. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зач. ед., 72 ч..
- * Тесты выполняются по Интернету в рамках самостоятельной работы студентов. 4.2. Содержание дисциплины Специфика литературы периода Великой Отечественной войны. Коррекция жанровой системы. Лирика периода ВОВ. Её эволюция. Поэма А.Твардовского «Василий Тёркин». Жанровое своеобразие. Структура. Проблематика. Публицистика периода ВОВ. Проза этого периода. Рассказ А.Толстого «Русский характер». Реальные герои в художественной литературе периода ВОВ. Роман А.Фадеева «Молодая гвардия». Проза о ВОВ в послевоенной литературе. Рассказ М. Шолохова «Судьба человека» как этапное явление русской литературы. Проза о деревне как феномен русской литературы второй половины ХХ века. Истоки. Традиции. Специфика бытования. Творчество Ф.Абрамова. Повести «Пелагея», «Алька». Феномен творчества В.М.Шукшина. Специфика новеллистики В.М.Шукшина. Характерология. Своеобразие национальных литератур народов России и бывшего СССР. Связь с русской литературой ХХ века. Творчество Ч.Айтматова. Повесть «Белый пароход». Феномен городской прозы. Творчество Ю.Трифонова. Повесть «Обмен». Творчество А.И.Солженицына. Тематическое многообразие его произведений. «Матрёнин двор», «Один день Ивана Денисовича». Историческая проза как культурный феномен. Своеобразие исторической романистики второй половины ХХ века – начала ХХ1 века. Тематический и временной диапазоны. Роман А.Иванова «Летоисчисление от Иоанна». Неомифологические тенденции в русской литературе к.ХХ –нач.ХХ1 вв.Повесть А.Кима «Белка». Русская детская литература 2 половины ХХ – начала ХХ1 вв. Тематическое, родовое, жанровое многообразие литературы для детей, подростков и юношества. Особенности русской драматургии 2 половины ХХ – начала ХХ1 вв. А.Арбузов, В.Розов, А.Вампилов, Н.Садур. Тенденции развития русской поэзии 2 половины ХХ – начала ХХ1 веков. «Тихая» и «громкая» лирика. Авторская песня. Творчество Ю.Визбора. Б.Окуджавы, В.Высоцкого. Особенности современного литературного процесса. 5. Рекомендуемые образовательные технологии Курс предполагает широкое использование интерактивных форм обучения, в том числе с привлечением сетевых технологий. Письменные домашние задания и тесты выполняются в электронной форме и высылаются преподавателю по e-mail. 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины В качестве основного средства текущего контроля используется тестирование, проводимое по Интернету. В качестве дополнительной формы текущего контроля предлагаются и внеаудиторные письменные задания (контрольные работы). Промежуточная аттестация по итогам освоения дисциплины – зачет. Примерный список вопросов к зачету
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины А) учебно-методическая литература:
Б) Художественная литература:
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины Материально-техническое обеспечение дисциплины предполагает:
Программа составлена в соответствии с требованиями ОС МГУ по специальности «Филология». Разработчик: доцент кафедры истории русской литературы ХХ века филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова О.С. Октябрьская |
Программа учебной дисциплины актуальные проблемы изучения русской... Актуальные проблемы изучения русской литературы первой половины ХХ века (20-е – 50-е годы) |
Программа учебной дисциплины Актуальные проблемы изучения русской... «Основные тенденции в развитии русской литературы рубежа xix–xx веков»; «Проза И. А. Бунина»; «Своеобразие лирики А. А. Блока» |
||
Программа курса актуальные проблемы современной португалистики Магистратура... Место курса в структуре ооп впо по направлению подготовки магистров «Филология» |
Программа учебной дисциплины Испанская разговорная речь Магистратура... Магистерская программа «Иберо-романская филология // Функционально-коммуникативные и социолингвистические аспекты изучения и преподавания... |
||
Программа учебной дисциплины церковнославянский язык русской редакции... Магистерская программа – «Фундаментальное изучение современного русского языка и его истории» |
Учебной дисциплины актуальные проблемы изучения и преподавания русского... Актуальные проблемы изучения истории русской культуры (лингвистический и методический аспекты) |
||
Программа учебной дисциплины культурно-языковые процессы 18 века... Дать филологу представления о взаимодействии культурно-исторических и лингвистических процессов, протекавших в момент формирования... |
Учебной дисциплины актуальные проблемы изучения истории русской культуры:... Актуальные проблемы изучения истории русской культуры: лингвистический и методический аспекты |
||
Программа учебной дисциплины Современный русский язык: стилистика... Образовательная программа магистратуры «Русский язык и культура в современном мире» |
Программа учебной дисциплины Историческая морфология русского языка... Магистерская программа «Фундаментальное изучение современного русского языка и его истории» |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |