Программа учебной дисциплины актуальные проблемы изучения русской литературы второй половины ХХ начала ХХI века. Магистратура по направлению 520300 «Филология»




Скачать 200.6 Kb.
Название Программа учебной дисциплины актуальные проблемы изучения русской литературы второй половины ХХ начала ХХI века. Магистратура по направлению 520300 «Филология»
Дата публикации 24.09.2014
Размер 200.6 Kb.
Тип Программа
literature-edu.ru > Литература > Программа



ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Актуальные проблемы изучения русской литературы второй половины ХХ – начала ХХI века.

Магистратура по направлению 520300 – «Филология»

Магистерская программа «Русский язык и культура в современном мире»

Квалификация (степень) «магистр»

Аннотация
Цель освоения дисциплины «Актуальные проблемы изучения русской литературы второй половины XX – начала XXI века» – передать учащимся сумму актуальных знания по литературному процессу половины XX – начала XXI века, познакомить учащихся с произведениями русской художественной литературы разных жанров, показать особенности мировоззрения и стиля писателей разных направлений.

Самостоятельная работа магистрантов включает в себя изучение научно-методической литературы, чтение и анализ художественных текстов, работу над составлением лексического комментария к художественному тексту, подготовку докладов и творческих работ. Примерные темы рефератов, докладов и творческих работ:

«Современные тенденции в развитии русской литературы»; « Проза Александра Солженицына конца 1950-х годов»; «Своеобразие военной лирики А. Т. Твардовского».


  1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Актуальные проблемы изучения русской литературы второй половины ХХ – начала ХХI века»

являются:

  • Ознакомление с литературным процессом второй половины ХХ – начала ХХI века

  • Изучение ярких писательских индивидуальностей данного периода.

  • Закрепление теоретических основ литературоведческой науки.


IV. Место дисциплины в структуре ООП:
А. Информация об образовательном стандарте и учебном плане:
ММ – магистр МГУ;

направление подготовки: «Филология»;

профиль подготовки: магистерская программа «Русский язык и культура в современном мире»

Б. Информация о месте дисциплины в образовательном стандарте и учебном плане:

вариативная часть; профессиональный цикл

курс по выбору

второй курс;

первый семестр.
Данная дисциплина предназначена для магистрантов и является третьей частью курса «История русской литературы ХХ века.». Дисциплина завершает профессиональную подготовку специалиста, ее изучение подразумевает наличие у обучающихся теоретических основ литературоведения и умение анализировать литературные тексты. Необходимы знания, умения и навыки, приобретенные в бакалавриате.

Дисциплина занимает важное место в программе подготовки магистранта, так как закрепляет основные теоретические знания, вырабатывает практические навыки анализа текстов художественной литературы, даёт представление о современном литературном процессе.
3. Требования к результатам освоения дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Универсальные компетенции:

а) общенаучные: (частично)

способность самостоятельно формулировать научные проблемы на основе адекватного анализа научной традиции и современных тенденций (М-ОНК-2);

способность к самостоятельному пополнению, критическому анализу и применению теоретических и практических знаний в сфере гуманитарных наук для собственных научных исследований и практической деятельности (М-ОНК-3).

б) инструментальные: (частично)

владение иностранным языком в устной и письменной форме для осуществления коммуникации в учебной, научной, профессиональной и социально-культурной сферах общения; владение терминологией специальности на иностранном языке; умение готовить публикации, проводить презентации, вести дискуссии и защищать представленную работу на иностранном языке (М-ИК-1);

владение нормами русского литературного языка и функциональными стилями речи; способность демонстрировать в речевом общении личную и профессиональную культуру, духовно-нравственные убеждения; умение ставить и решать коммуникативные задачи во всех сферах общения, управлять процессами информационного обмена в различных коммуникативных средах (М-ИК-2);

владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; умение анализировать и совершенствовать методы, способы и средства работы с информацией в соответствии с поставленными задачами (М-ИК-3);

владение навыками использования программных средств, умение работать в компьютерных сетях, в том числе Интернет, способность самостоятельно определять и осваивать необходимое для профессиональной деятельности аппаратное и программное обеспечение (М-ИК-4).

в) системные: (частично)

способность к творчеству, порождению инновационных идей, выдвижению самостоятельных гипотез (М-СК-1);

способность к поиску, критическому анализу, обобщению и систематизации научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных путей и методов их достижения (М-СК-2);

способность к самостоятельному обучению и разработке новых методов исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля деятельности; к инновационной научно-образовательной деятельности (М-СК-3);

Профессиональные компетенции

Общепрофессиональные компетенции: (частично)

знание актуальных проблем, традиционных и современных методов филологической науки, понимание структуры и перспектив развития филологии как области знаний, междисциплинарных связей филологии (М-ПК-1);

владение категориально-терминологическим аппаратом современной филологии; знание важнейших филологических отечественных и зарубежных научных школ (М-ПК-2);

владение навыками самостоятельного филологического исследования и аргументированного представления его результатов (М-ПК-3);

владение навыками квалифицированного анализа, комментирования, реферирования и обобщения результатов научных исследований с использованием современных методик и методологий, передового отечественного и зарубежного опыта (М-ПК-4);

владение навыками квалифицированной филологической экспертизы, критики, интерпретации, комментария и анализа различных типов текстов (М-ПК-5);

способность с филологической и общегуманитарной точки зрения осмыслять, описывать и анализировать разнообразные феномены языка, литературы, культуры, сознания, общественной жизни (тексты, произведения, ситуации, процессы и т.п.) (М-ПК-6);

умение применять филологическую теорию в прикладных областях (М-ПК-7);

умение создавать, редактировать, реферировать и систематизировать тексты различной стилевой и жанровой принадлежности (М-ПК-8);

умение трансформировать различные типы текста (изменение стиля, жанра, целевой принадлежности текста, перевод словесных текстов в мультимедийные, печатных в гипертекстовые и электронные и т.п.) (М-ПК-9);

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

  • Способность совершенствовать, развивать и самостоятельно углублять знания, навыки и умения в области исследования литературного произведения;

  • Владение навыками работы с различными источниками информации в области исследования и преподавания литературы монографиями, учебниками, учебными пособиями, справочниками, энциклопедиями, каталогом и интернетом;

  • Способность продемонстрировать и использовать в учебном процессе сумму теоретических и практических знаний в области литературоведения;

  • Способность к исчерпывающему анализу конкретного художественного текста;

  • Способность к самостоятельной научно-исследовательской работе в области литературоведения.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

  • специфику литературного процесса второй половины ХХ – начала ХХI века и иметь представление о наиболее ярких писательских индивидуальностях изучаемого периода;




  • основы современных теоретических концепций соответствующих областей литературоведения;




  • об актуальных процессах в области современного литературоведения.

Уметь:

  • анализировать художественные тексты на основе полученных теоретических знаний;

  • выявлять основные тенденции в современном литературном процессе;

  • использовать в научных и практических целях соответствующую научно-информационную литературу.

Владеть:

  • навыками самостоятельного чтения современной научно-критической литературы по изучаемым вопросам;

  • навыками работы с электронными ресурсами.


4. Структура и содержание дисциплины

4.1. Структура дисциплины.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зач. ед., 72 ч..



п/п

Раздел

Дисциплины
Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов (с.р.с.) и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)













Лекции

с.р.с.

семинары / практические занятия

с.р.с.

-

1

Лирика Великой Отечественной войны

3

1

1

1

1

1

-

2

А.Твардовский «Василий Тёркин», «По праву памяти»

3

2

1

1

1

1

тест

3

Проза и драматургия Великой Отечественной войны

3

3

1

1

1

1

-

4

М.Шолохов «Судьба человека».Анализ произведения.

3

4

1

1

1

1

тест

5

В.Распутин «Живи и помни».Изучение произведения.

3

5

1

1

1

1




6

Проза о деревне.Повести Ф.Абрамова «Пелагея», «Алька».

3

6

1

1

1

1

-

7

Анализ рассказов В.М.Шукшина

3

7

1

1

1

1

Контрольная работа

8

Своеобразие национальных литератур в русском литературном процессе. Ч.Айтматов «Белый пароход».

3

8

1

1

1

1

тест

9

Городская проза. Творчество Ю.Трифонова. Повесть «Обмен»

3

9


1

1

1

1

тест

10

Драматургия второй половины ХХ века. Творчество А.Арбузова, В.Розова

3

10

1

1

1

1




11

Драматургия А.Вампилова. Повесть «Старший сын»

3

11

1

1

1

1

контрольная работа

12

Особенности лирики второй половины ХХ века

3

12

1

1

1

1


-

13


Феномен авторской песни

3

13

1

1

1

1

тест

14


Неомифологические тенденции в русской литературе второй половине ХХ века. А.Ким

3


14


1


1

1


1



15

Творчество А.И Солженицына

3

15

1

1

1

1




16


Тенденции развития исторической прозы. Д.Балашов «Похвала Сергию»

3


16


1

1

1


1


Тест


17

Детская литература. Основные тенденции развития

3


17


1


1

1


1

Контрольная работа


18

Постмодернистские тенденции в русской литературе начала ХХ1 века

3

18

1

1

1


1




























Зачет




Итого







18

18

18

18




-

* Тесты выполняются по Интернету в рамках самостоятельной работы студентов.

4.2. Содержание дисциплины

Специфика литературы периода Великой Отечественной войны. Коррекция жанровой системы. Лирика периода ВОВ. Её эволюция. Поэма А.Твардовского «Василий Тёркин». Жанровое своеобразие. Структура. Проблематика.

Публицистика периода ВОВ. Проза этого периода. Рассказ А.Толстого «Русский характер». Реальные герои в художественной литературе периода ВОВ. Роман А.Фадеева «Молодая гвардия».

Проза о ВОВ в послевоенной литературе. Рассказ М. Шолохова «Судьба человека» как этапное явление русской литературы.

Проза о деревне как феномен русской литературы второй половины ХХ века. Истоки. Традиции. Специфика бытования.

Творчество Ф.Абрамова. Повести «Пелагея», «Алька».

Феномен творчества В.М.Шукшина. Специфика новеллистики В.М.Шукшина. Характерология.

Своеобразие национальных литератур народов России и бывшего СССР. Связь с русской литературой ХХ века. Творчество Ч.Айтматова. Повесть «Белый пароход».

Феномен городской прозы. Творчество Ю.Трифонова. Повесть «Обмен».

Творчество А.И.Солженицына. Тематическое многообразие его произведений. «Матрёнин двор», «Один день Ивана Денисовича».

Историческая проза как культурный феномен. Своеобразие исторической романистики второй половины ХХ века – начала ХХ1 века. Тематический и временной диапазоны. Роман А.Иванова «Летоисчисление от Иоанна».

Неомифологические тенденции в русской литературе к.ХХ –нач.ХХ1 вв.Повесть А.Кима «Белка».

Русская детская литература 2 половины ХХ – начала ХХ1 вв. Тематическое, родовое, жанровое многообразие литературы для детей, подростков и юношества.

Особенности русской драматургии 2 половины ХХ – начала ХХ1 вв. А.Арбузов, В.Розов, А.Вампилов, Н.Садур.

Тенденции развития русской поэзии 2 половины ХХ – начала ХХ1 веков. «Тихая» и «громкая» лирика. Авторская песня. Творчество Ю.Визбора. Б.Окуджавы, В.Высоцкого.

Особенности современного литературного процесса.
5. Рекомендуемые образовательные технологии

Курс предполагает широкое использование интерактивных форм обучения, в том числе с привлечением сетевых технологий. Письменные домашние задания и тесты выполняются в электронной форме и высылаются преподавателю по e-mail.

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

В качестве основного средства текущего контроля используется тестирование, проводимое по Интернету. В качестве дополнительной формы текущего контроля предлагаются и внеаудиторные письменные задания (контрольные работы).

Промежуточная аттестация по итогам освоения дисциплины – зачет.
Примерный список вопросов к зачету

  1. Литература периода Великой Отечественной войны. Жанровое своеобразие, проблематика.

  2. Лирика первой половины 1940-х гг. Тематика. Герой и время.

  3. Героическое и трагическое в поэмах А.Т.Твардовского «Василий Тёркин», «По праву памяти».

  4. Проза периода ВОВ. Жанровое своеобразие. Тематика. Проблематика.

  5. Тема ВОВ в литературе 2 половины ХХ века. Этапы развития. Эволюция темы.

  6. Анализ рассказа А.Н.Толстого «Русский характер».

  7. Жанровое своеобразие рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека». Образ главного героя.

  8. Тематика, проблематика, образная система повести В.Распутина «Живи и помни».

  9. Проза о деревне 2 половины ХХ века .Истоки, традиции, круг творческих индивидуальностей.

  10. Анализ повестей Ф.Абрамова «Пелагея», «Алька».

  11. Творчество В.М.Шукшина. Типология характеров.

  12. Художественное своеобразие повести Ч.Айтматова «Белый пароход».

  13. Городская проза. Представители. Проблематика.

  14. Творчество Ю.Трифонова. Повесть Ю.Трифонова «Обмен». Художественное своеобразие.

  15. Феномен творчества А.И.Солженицына. Типология характеров и своеобразие проблематики.

  16. Анализ повестей А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича», «Матрёнин двор».

  17. Специфика жанра исторического романа. Историческая романистика второй половины ХХ – начала ХХ1 веков.

  18. Анализ романа А.Иванова «Летоисчисление от Иоанна».

  19. Неомифологические тенденции в русской литературе 2 половины ХХ – нач. ХХI века.

  20. Анализ повести А.Кима «Белка».

  21. Своеобразие русской детской литературы 2 половины ХХ – нач. ХХI века. Тенденции развития.

  22. Природоведческая литература для детей. Творчество М.Пришвина, К.Паустовского, Ю.Яковлева.

  23. Герой и адресат русской детской литературы 2 половины ХХ – нач.ХХI века. Творчество В.Драгунского, Н.Носова, Г.Цыферова.

  24. Специфика подростково-юношеской литературы 2 половины ХХ – начала ХХI века. Творчество Т.Крюковой, В.Крапивина.

  25. Своеобразие русской драматургии 2 половины ХХ – нач. ХХI века. Основные тенденции развития.

  26. Тематика и проблематика пьес В.Розова,

  27. Творчество А.Вампилова.

  28. Художественное своеобразие пьесы А.Арбузова «Таня».

  29. Основные тенденции развития русской поэзии 2 половины ХХ – нач. ХХI века

  30. Авторская песня. Имена. Тематика и проблематика.

  31. Поэтическое творчество А.Вознесенского.

  32. Анализ поэзии В.Высоцкого.

  33. Современный литературный процесс. Основные тенденции развития.

  34. Творчество Т.Толстой и Л.Улицкой.



7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

А) учебно-методическая литература:

  1. Герасименко А.П., Зайцев В.А. История русской литературы второй половины ХХ века.- М.,2004.

  2. Современная русская литература(1990-е гг – начало ХХ1 в.: Учебное пособие. Под ред. С.И.Тиминой. – СПб,2010.

  3. Зайцев В.А. Лекции по истории русской поэзии ХХ века (1940-2000). – М.,2009.

  4. Октябрьская О.С. Пути развития русской детской литературы ХХ века (1920-2000-е). – М.,2012.


Б) Художественная литература:


  1. В.Лебедев –Кумач Священная война.

  2. М.Исаковский Лирика.

  3. С.Орлов Лирика

  4. Ю.Друнина Лирика

  5. К.Симонов Лирика

  6. А.Твардовский Василий Тёркин По праву памяти

  7. А.Толстой Русский характер

  8. М.Шолохов Судьба человека.

  9. В.Распутин Живи и помни

  10. А.Фадеев Молодая гвардия

  11. Ф.Абрамов Пелагея ,Алька

  12. В.Шукшин Чудик, Срезал, Стенька Разин, Думы, Крепкий мужик

  13. Ч.Айтматов Белый пароход

  14. Ю.Трифонов Обмен

  15. А.Солженицын Один день Ивана Денисовича, Матрёнин двор

  16. А.Ким Белка

  17. А.Иванов Летоисчисление от Иоанна

  18. М.Пришвин Лисичкин хлеб, Изобретатель, Ёж, Золотой луг

  19. К.Паустовский Барсучий нос, Кот Ворюга, Заячьи лапы

  20. В. Драгунский Он живой и светится, Друг детства, Тайное становится явным, Заколдованная буква

  21. Носов Н. Мишкина каша, Бобик в гостях у Барбоса, Живая шляпа

  22. Т.Крюкова Мир кино. Костя + Ника

  23. Крапивин В. Самолет по имени Серёжка

  24. А.Арбузов Таня

  25. А.Вампилов Старший сын

  26. А.Вознесенский Лирика

  27. В.Высоцкий Лир ика

  28. Т.Толстая Любишь-не любишь

  29. Л.Улицкая Сонечка



8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Материально-техническое обеспечение дисциплины предполагает:

  • доступ к Интернету в аудиторное и внеаудиторное время;

  • использование на занятиях компьютерного проектора и интерактивной электронной доски;

  • доступность указанной литературы.


Программа составлена в соответствии с требованиями ОС МГУ по специальности «Филология».

Разработчик:
доцент кафедры истории

русской литературы ХХ века

филологического факультета

МГУ им. М.В. Ломоносова О.С. Октябрьская

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа учебной дисциплины актуальные проблемы изучения русской литературы второй половины ХХ начала ХХI века. Магистратура по направлению 520300 «Филология» icon Программа учебной дисциплины актуальные проблемы изучения русской...
Актуальные проблемы изучения русской литературы первой половины ХХ века (20-е – 50-е годы)
Программа учебной дисциплины актуальные проблемы изучения русской литературы второй половины ХХ начала ХХI века. Магистратура по направлению 520300 «Филология» icon Программа учебной дисциплины Актуальные проблемы изучения русской...
«Основные тенденции в развитии русской литературы рубежа xix–xx веков»; «Проза И. А. Бунина»; «Своеобразие лирики А. А. Блока»
Программа учебной дисциплины актуальные проблемы изучения русской литературы второй половины ХХ начала ХХI века. Магистратура по направлению 520300 «Филология» icon Программа курса актуальные проблемы современной португалистики Магистратура...
Место курса в структуре ооп впо по направлению подготовки магистров «Филология»
Программа учебной дисциплины актуальные проблемы изучения русской литературы второй половины ХХ начала ХХI века. Магистратура по направлению 520300 «Филология» icon Программа учебной дисциплины Испанская разговорная речь Магистратура...
Магистерская программа «Иберо-романская филология // Функционально-коммуникативные и социолингвистические аспекты изучения и преподавания...
Программа учебной дисциплины актуальные проблемы изучения русской литературы второй половины ХХ начала ХХI века. Магистратура по направлению 520300 «Филология» icon Программа учебной дисциплины церковнославянский язык русской редакции...
Магистерская программа – «Фундаментальное изучение современного русского языка и его истории»
Программа учебной дисциплины актуальные проблемы изучения русской литературы второй половины ХХ начала ХХI века. Магистратура по направлению 520300 «Филология» icon Учебной дисциплины актуальные проблемы изучения и преподавания русского...
Актуальные проблемы изучения истории русской культуры (лингвистический и методический аспекты)
Программа учебной дисциплины актуальные проблемы изучения русской литературы второй половины ХХ начала ХХI века. Магистратура по направлению 520300 «Филология» icon Программа учебной дисциплины культурно-языковые процессы 18 века...
Дать филологу представления о взаимодействии культурно-исторических и лингвистических процессов, протекавших в момент формирования...
Программа учебной дисциплины актуальные проблемы изучения русской литературы второй половины ХХ начала ХХI века. Магистратура по направлению 520300 «Филология» icon Учебной дисциплины актуальные проблемы изучения истории русской культуры:...
Актуальные проблемы изучения истории русской культуры: лингвистический и методический аспекты
Программа учебной дисциплины актуальные проблемы изучения русской литературы второй половины ХХ начала ХХI века. Магистратура по направлению 520300 «Филология» icon Программа учебной дисциплины Современный русский язык: стилистика...
Образовательная программа магистратуры «Русский язык и культура в современном мире»
Программа учебной дисциплины актуальные проблемы изучения русской литературы второй половины ХХ начала ХХI века. Магистратура по направлению 520300 «Филология» icon Программа учебной дисциплины Историческая морфология русского языка...
Магистерская программа «Фундаментальное изучение современного русского языка и его истории»
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции