Урок по литературе в 9 классе на тему: «Татьяны милый идеал»




Скачать 72.25 Kb.
НазваниеУрок по литературе в 9 классе на тему: «Татьяны милый идеал»
Дата публикации09.10.2014
Размер72.25 Kb.
ТипУрок
literature-edu.ru > Литература > Урок


Открытый урок по литературе

в 9 классе на тему:

«Татьяны милый идеал»

(по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»)
Учитель русского языка и литературы МОУСОШ №9

Беседина В.А.
Цели:

  • Раскрыть глубину, цельность, поэтическую одухотворенность натуры главной героини;

  • Определить авторское отношение к любовной драме Татьяны;

  • Выяснить, почему не состоялось счастье главных героев;

  • Раскрыть средства создания образа Татьяны.

Оборудование: портрет А.С.Пушкина

иллюстрации к роману «Евгений Онегин»

фрагмент из оперы П.Чайковского (ария Онегина)

художественное чтение (арт. Юрский)

вальс

выставка «А.С.Пушкин «Евгений Онегин»

диск «А.С.Пушкин в зеркале двух столетий»
Ход урока.

Звучит классическая музыка. Декорации: стол со свечами. Перо. Письмо.

Выразительное чтение наизусть «Письма Татьяны»

Вступление. Слово учителя: Любому читателю известны строки письма Татьяны, героини романа Пушкина «Евгений Онегин». Наш урок посвящен ей, Татьяне Лариной.

Давайте вместе определим тему урока.

(Предлагают учащиеся)

Ребята, а как называется в литературе образ, воплотивший в себе лучшие черты?

(работа учащихся со словарем: слово «идеал»)

Итак, тема урока «Татьяны милый идеал» ( цели урока на доске)

Постарайтесь в ходе урока записать цитаты, характеризующие образ Татьяны.

I страница в изучении образа Татьяны (детство и юность Татьяны)

I «Итак, она звалась Татьяной…»

Прочитаем первые строки Пушкина, в которых он говорит о Татьяне (гл. II строфа 24). «Ее сестра звалась Татьяна…»

1 вопрос. Какова роль имени в создании образа главной героини? (ответы учащихся)

2 вопрос. Что повлияло на формирование мироощущения Татьяны? (ответы учащихся на основе анализа строф гл.2)

3 вопрос. Почему поэт подчеркивает, что она не блещет красотой внешней? Какой внутренний мир Татьяны? (ответы учащихся)

Белинский В.Г. писал: «Весь внутренний мир Татьяны заключался в жажде любви, ничто другое не говорило ее душе, ум ее спал»

4 вопрос. Каких героинь напоминает вам Татьяна? Что дает сравнение Татьяны со Светланой, героиней баллады Жуковского? (учащиеся сравнивают Татьяну с Машей Мироновой, героиней повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Отмечают черты сходства со Светланой Жуковского: поэтичность, мечтательность, влюбленность)

Ребята, обратимся к иллюстрациям к роману «Евгений Онегин». Перед вами портреты Татьяны, героини пушкинского романа. Художники Кузьмин, Рейтерн, Соколов, Константинов, Добужинский неоднократно обращались к этому образу.

А такой изобразили Татьяну наши современники, ученики 9 А класса (портреты Татьяны на доске).

Переходим ко  странице. (Встреча Татьяны с Онегиным и любовь к нему).

 «Душа ждала кого-нибудь

и дождалась».

  1. Проследите по страницам 17 – 21 второй главы, прислушивается ли Татьяна к словам няни, которая рассказывает ей о патриархальных отношениях к любви и браку

(чтение по ролям)

Вывод: Она няню не слушает. Татьяна в смятении, она не может сдерживать свои чувства и пишет письмо. Перед нами не кокетка, она не может лицемерить - «Татьяна любит не шутя»

2. Почему Пушкин обращается к внутреннему монологу, раскрывая душевный склад Татьяны? Что вам открыло письмо Онегину?

(ответ учащихся. Средства раскрытия образа Татьяны: портрет, авторская характеристика, внутренний монолог: письмо, сон Татьяны)

Иллюстрации: «Татьяна у окна», «Татьяна пишет письмо».

3. Считаете ли вы, что встреча в саду Татьяны с Онегиным самая тяжелая в ее жизни? (глава строфа )

  • выразительное чтение наизусть монолога Онегина

  • ответ учащихся: какая Татьяна в сцене в саду.

Давайте вспомним, каким предстает Онегин в начале романа?

(ответ учащихся: «забав и роскоши дитя», молодой повеса» и т.д.

А теперь прослушаем фрагмент. Художественное чтение отрывка романом мастером слова С. Юрским.

(видеозапись фрагмента).

Зная Онегина как «молодого повесу», мы все же делаем вывод, что в сцене свидания Онегина с Татьяной в саду он поступает… как?

(ответ учащихся)

Почему автор приводит Татьяну в опустевший дом Онегина?

(ответ учащихся. «Уж не пародия ли он?»)

3 страница «Татьяна в финале романа»

 А счастье было так возможно,

Так близко…»

1. Изменилась ли Татьяна в финале романа? (гл.8) Если да, то в чем?

(учащиеся находят в тексте строки, где автор описывает появление

Татьяны в Петербурге на балу)

Звучит вальс. Иллюстрация к роману «Бал»

(ответ учащихся: Татьяна не изменилась. Анализ эпизода их встречи)

2. Почему Онегин, отвергший любовь провинциальной барышни, влюбляется в светскую даму?

(ответ учащихся: Татьяна – «законодательница мод»)

Увидев Татьяну на балу, Онегин был поражен: «Ужель та самая Татьяна?» Прослушаем фрагмент из оперы Чайковского, арию Онегина.

Звучит фрагмент из оперы. ( строфа, восьмая гл.)

В романе Пушкина нет намека даже на возможность счастливого конца с Онегиным. Чайковский, работая над одноименной оперой, при всех отступлениях от романа в силу оперной специфики, очень скоро понял, что задуманный им первоначально счастливый конец – невозможен. Онегин в последних лирических сценах развенчан Чайковским более, чем автором романа.

Выступление ученицы. История создания оперы «Евгений Онегин» тесно связана с главной трагедией жизни великого композитора – его неудачной женитьбой. Чайковскому настолько было несимпатично поведение Онегина, что он сам, тридцатисемилетний мужчина, получая полусумасшедшие письма неизвестной ему девушки, испугался быть похожим на Онегина – такова сила воображения или степень доверчивости души великого художника; ведь если и было сходство, то чисто ситуативное: угрожавшая в своих письмах самоубийством Антонина Ивановна нисколько не была похожа на Татьяну. Но … «Петр Ильич вознегодовал на себя в роли Онегина, холодного бессердечного фата. Ему казалось, что он поступает с возлюбленной девушкой хуже, чем Онегин обошелся с Татьяной». Тяжело пережив личную драму (1877г.), композитор еще глубже прочувствовал правду Татьяны, глубину пушкинской философии жизни и конгениально выразил это в опере «Евгений Онегин» (1877-1878; композитор называл ее «лирическими сценами»).

3. Сравните письмо Онегина с письмом Татьяны.

  1. Чтение наизусть письма Онегина.

Сколько писем написал Онегин? Почему Пушкин не дал нам их прочитать?

  1. ответ учащихся

  2. Вернемся к сцене свидания Татьяны с Онегиным. Какой показана Татьяна?

- «сидит, не убрана, одна…»

- Почему Пушкин так скуп в описании Татьяны?

5) Чтение наизусть монолога Татьяны

-Какой смысл вложил автор в фразы «Я вышла замуж» и «Я другому отдана»

4. Почему любя Онегина, Татьяна отказывается от счастья?

(ответ учащихся)

Пушкин долго работал над сюжетом романа. Современница поэта А.Т. Новосильцева вспоминает, как она предложила Пушкину свой вариант развития романа после дуэли с Ленским: «Я ранила бы Онегина, Татьяна за ним ходила, и он бы оценил ее и полюбил ее.» - «Ну нет, он Татьяны не стоил», - ответил Пушкин.

Достоевский писал: «Я вот как думаю: если б Татьяна даже стала свободною, если бы умер ее старый муж и она овдовела, то и тогда бы не пошла за Онегиным. Надо же понимать всю суть этого характера! Ведь она же видит кто он такой: вечный скиталец вдруг увидел женщину, которую прежде пренебрег, в новой блестящей недосягаемой обстановке, - ведь в этой обстановке –то, пожалуй, и вся суть дела! Ведь этой девочке, которую он чуть не презирал, теперь поклоняется свет – свет, этот страшный авторитет для Онегина». (Неточность. Муж-старик? Строфа 23)

С Онегиным он вспоминает

Проказы, шутки прежних лет.

Они смеются.

Мы можем заключить, что Онегин и муж Татьяны – ровесники. А генералами тогда становились и ранее 30 лет.

«А счастье было так возможно…» Условием этого возможного счастья было понимание Онегиным Татьяны тогда, в деревне. Но он не понял ни тогда, ни позже, что такие натуры, как Татьяна, любят один раз. Последнее пожелание Онегина Татьяна выполнила с лихвой «Учитесь властвовать собой» и в этом даже превзошла своего учителя.

К концу романа Татьяна достигает нравственной высоты, внутренней гармонии, душевного покоя.

Она была не тороплива,

Не холодна, не говорлива, строфа14, гл.8

Без взора наглого на всех,

Без притязаний на успех,

Без этих маленьких ужимок,

Без подражательных затей…

Все тихо, просто было в ней.

Пушкин в образе Татьяны впервые в русской литературе представил нам идею «монастыря в миру». Живя в миру, Татьяна преодолела его суету и страсти, противопоставив ему свой внутренний духовный мир – монастырь. И общество преклонилось перед ней, повинуясь ее тайной духовной крепости и нравственной чистоте.

К ней дамы подвигались ближе;

Старушки улыбались ей;

Мужчины кланялися ниже,

Ловили взор ее очей

Девицы проходили тише

Пред ней по зале…

Татьяна преодолела последнее искушение демона – совратителя Онегина. К концу романа Татьяна приближается к своему первообразу, к той святой христианской мученицы Татианы, в честь которой ее нарекли.

Достоевский писал: «Это тип положительной красоты,

Это апофеоза русской женщины»

А трагедия Татьяны и ее романа с Онегиным в том, что «она прошла в его жизни мимо него не узнанная и не оцененная им».

Тест по роману «Евгений Онегин»

Итог урока. Домашнее задание. Используя цитаты, подготовить устное сообщение «Татьяна – любимая героиня Пушкина».
Литература

  1. Уроки литературы в 9-м классе. Поурочные планы. Автор: Савина Л.Н. Волгоград. Издательство «Братья Гринины», 1999.

  2. Русская литература первой половины XIX века. Поурочное планирование. 9 класс. С.Н.Аленькина. Санкт-Петербург, «Паритет», 2001.

  3. Поурочные планы по литературе 9 класс. (по учебнику Т.Ф.Курдюмовой). Составитель Н.М.Скоркина. Волгоград. Издательство «Учитель – АСТ», 2000.

  4. Поурочные планы по русской литературе. Первая половина XIX века. 10 класс, 1 полугодие. И.В. Золотарева, Т.И.Михайлова. Москва, «ВАКО», 2004.

  5. Зуев Н. Татьяна и Онегин в эпилоге романа. Опыт медленного чтения.//Литература в школе. 1997, №3.

  6. Егоров В.Н. Проблема нигилизма и пути его преодоления в творчестве А.С.Пушкина.//Литература в школе. 2000, №3.

  7. Кошелев В.А. «Онегина воздушная громада». Статья пятая «Татьяна, русская душою …»//Литература в школе. 2000, №3.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по литературе в 9 классе на тему: «Татьяны милый идеал» iconУрок по литературе в 9 классе на тему: «Татьяны милый идеал…»
Ковалева Н. Р., учитель русского языка и литературы мбоу «сош №2» с. Александрия Благодарненского района Ставропольского края

Урок по литературе в 9 классе на тему: «Татьяны милый идеал» iconУрок по русской литературе в 5 классе на тему «Анализ лирического...
Открытый урок по русской литературе в 5 классе на тему «Анализ лирического произведения А. С. Пушкина «Зимний вечер»

Урок по литературе в 9 классе на тему: «Татьяны милый идеал» iconУрок литературы в 11-м классе на тему "Добро и зло в романе Булгакова "Мастер и Маргарита"
Форма проведения: Урок-размышление + урок-экскурсия (на определенном этапе урока) + урок-творческий поиск

Урок по литературе в 9 классе на тему: «Татьяны милый идеал» iconУрок русского языка в 4-м классе на тему "Наречие: урок-турнир, обобщение знаний"

Урок по литературе в 9 классе на тему: «Татьяны милый идеал» iconУрок по русской литературе на тему «Встреча с поэмой «Мцыри» продолжается...
Наглядность: презентации с портретами М. Ю. Лермонтова, с иллюстрациями к поэме «Мцыри»

Урок по литературе в 9 классе на тему: «Татьяны милый идеал» iconУрок внеклассного чтения по литературе в 5 классе
Особый интерес вызвала интеллектуальная игра по русскому языку в 10-11 классах «Своя игра». Урок по внеклассному чтению в 5 классе,...

Урок по литературе в 9 классе на тему: «Татьяны милый идеал» iconУрок литературы в 9 классе Тема, изучаемая по программе: Творчество...
Анализ эпизода. Исследование образного строя, композиционной и смысловой роли сна Татьяны в романе

Урок по литературе в 9 классе на тему: «Татьяны милый идеал» iconУрок литературы в 9 классе на тему: «Петербург в поэме Пушкина «Медный всадник»
Пушкин тему Петербурга, по-новому выбирает героя и строит конфликт; привлечь внимание к богатству и изяществу поэтического языка...

Урок по литературе в 9 классе на тему: «Татьяны милый идеал» iconПлан конспект урока по информатике и литературе в 5,6 классе с применением...
Учит. Ивт сегодня у нас необычный урок. Бинарный урок – нестандартная форма обучения по реализации межпредметных связей, урок ведут...

Урок по литературе в 9 классе на тему: «Татьяны милый идеал» iconУрока по литературе в 10-м классе на тему "Есть женщин® в русских селеньях"
Конспект открытого урока по литературе в 10-м классе на тему "Есть женщин® в русских селеньях"

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции