Скачать 80.89 Kb.
|
В рамках проведения Недели русского языка и литературы в школе прошли открытые уроки и мероприятия, которые вызвали интерес учащихся, способствовали развитию познавательной активности школьников и расширению кругозора. Особый интерес вызвала интеллектуальная игра по русскому языку в 10-11 классах «Своя игра». Урок по внеклассному чтению в 5 классе, литературно-музыкальная композиция «Нам не дано предугадать…» Внеклассное чтение в 5 классе. «По следам сказочных героев А.С. Пушкина» Учитель русского языка и литературы Бабаева Г.М. Цели урока: Обобщить и систематизировать материал, пройденный учащимися ранее. Выявить творческие способности школьников посредством заданий разного уровня. Способствовать отработке литературного анализа текста, выразительного чтения и образного мышления. Тип урока: урок внеклассного чтения по литературе в 5 классе Оборудование: Портрет А. С. Пушкина (работа В.А. Тропинина), интерактивная доска (презентация, видео), выставка книг об А.С. Пушкине и его произведениях, рисунки детей, костюмы пушкинских героев. Класс: 5 – А Ход урока
(Слайд №1) Перед вами портрет А.С. Пушкина работы В.А. Тропинина. Этот портрет у Тропинина заказал друг Пушкина С.А. Соболевский. Но, заказывая, выразил желание изобразить поэта не возвышенно, а просто: в домашнем халате, в непринужденной обстановке. Художник выполнил эту просьбу. Пушкин позировал в домашнем халате. Но главное, что смог отразить художник – это гордый и независимый взгляд в будущее. Недаром Н.В. Гоголь писал: Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он может быть, явится через двести лет. В нём русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла. - Как вы понимаете смысл данного высказывания?
-Что вам известно о жизни и творчестве А.С. Пушкина? 6. Слово учителя о поэте (Слайд №2) Пушкин родился в Москве, в Немецкой слободе, в еще старой донаполеоновской Москве, больше похожей на большую деревню 26 мая по старому стилю, или 6 июня по новому стилю 1799 года. Принадлежал поэт к старинному дворянскому роду. Его дядя, Василий Львович был поэтом. Его отец Сергей Львович был отставным майором; мать, Надежда Осиповна, принадлежала к роду знаменитого потомка Абрама Ганнибала, выходца из Эфиопии, возвышенного волей Петра 1. Его родители были образованными людьми своего времени. Кроме того, у Пушкина были старшая сестра Ольга и младший брат Лев. (Слайд №3, №4,№5) Но самое главное, что на месте нашей школы когда – то находился домик Пушкина, в котором он родился. Перед входом в нашу школу висит Мемориальная доска с надписью: « Здесь 26 мая (6 июня) 1799 года родился А.С. Пушкин». А напротив входа школы в садике был установлен в 1949 году, в честь 150-летия поэта памятник Пушкину – лицеисту скульптором Е.Ф. Балашовой и архитектором Ю.О. Соколовым. Сам домик не сохранился. Зато память о поэте наша школа поддерживает за счет создания музея с экспозицией «Края Москвы, края родные…». В музее хранятся «школьные сокровища», рассказывающие об учениках и учителях нашей школы, о тех пушкинистах, которые побывали у нас в гостях; представлена работа школьного театра, декорации к спектаклям, фотоальбомы – все то, что повествует о пушкинской направленности работы школы. Школа является коллективным членом Всероссийского и международного Пушкинского сообщества. Участвует в Пушкинских ассамблеях. (Слайд №6)Но вернемся к детству поэта. Сначала Пушкин обучался дома. Он не очень проявлял желание учиться, но потом пристрастился с 9 лет к чтению. А с 1811 по 1817 годы учился в Царскосельском лицее, который был открыт 19 октября 1811 года. Надо сказать, что Лицей был открыт для дворянских детей. Император Александр 1 отвел под Лицей четырехэтажный флигель своего Царскосельского дворца. Внизу жили инспекторы и гувернеры, на втором этаже была столовая, больница, концелярия, конференцзал. На 3 этаже – учебные кабинеты и библиотека. Лицеисты жили одной семьей 6 лет. Их было 30 человек. Они не смели покидать Лицей до окончания курса обучения. Ближайшими друзьями Пушкина в Лицее были Иван Пущин, Антон Дельвиг, Вильгельм Кюхельбекер. Позднее Пушкин скажет: …Друзья мои, прекрасен наш союз! Он как душа неразделим и вечен – Неколебим, свободен и беспечен Срастался он под сенью дружных муз. Куда бы нас ни бросила судьбина, И счастие куда б ни повело, Всё те же мы: нам целый мир чужбина; Отечество нам Царское Село… Пушкин написал в Лицее 130 стихотворений. (Слайд №7) Самым знаменательным событием в Лицее был публичный экзамен в 1815 году по русской словесности. Картина Репина «Александр Сергеевич Пушкин читает свою поэму перед Гавриилом Державиным на лицейском экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года» правдоподобно отражает этот экзамен. Когда Пушкин прочитал «Воспоминания», Державин подскочил от восторга. Он признал в молодом человеке высокий поэтический талант. Но Пушкин засмущался и убежал. До конца своих дней А.С. Пушкин помнил Царскосельский лицей и лицейское братство. (Слайд №8) Если говорить о детстве Пушкина, то преимущественно его воспитанием с раннего детства занималась Арина Родионовна. Как никто другой повлияла она на творчество поэта. Она знала бесчисленное множество сказок, пословиц, поговорок и охотно сообщала их своему питомцу. Недаром Пушкин вспоминает: Мастерица ведь была И откуда что брала? А куда разумны шутки, Приговоры, прибаутки, Небылицы и былины Православной старины
Пушкин нежно вспоминает о няне: Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждешь меня. Ты под окном своей светлицы Горюешь, будто на часах, И медлят поминутно спицы В твоих наморщенных руках. Глядишь в забытые вороты На черный отдаленный путь; Тоска, предчувствия, заботы Теснят твою всечасно грудь… Именно няня подсказывала сюжеты сказок, которые Пушкин записывал. Так совпало. Что сказки были написаны в селе Болдино Нижегородской губернии в разные периоды приезда поэта. Мы пройдем сегодня по следам героев этих сказок.
(Слайд №9, №10,№11№12) Всего 7 сказок: 1) « Жених» (1825) Чтение учителя. 2) « Сказка о попе и о работнике его Балде» (1830) Вопросы по «Сказке о попе и работнике его Балде»
3) «Сказка о медведихе» (1830—1831) Чтение учителя 4) « Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди» (1831) Вопросы по «Сказке о царе Салтане…»
5) « Сказка о рыбаке и рыбке» (1833) Вопросы по «Сказке о рыбаке и рыбке» 1. Какую рыбку поймал старик? (Золотую) 2. Что попросил старик у рыбки в первый раз? (Корыто) Во второй? (Избу) В третий? (Стать дворянкой) 3. За что была наказана старуха? (За жадность, за то, что захотела стать владычицей морскою, чтоб сама рыбка была у нее на посылках) 6) « Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» (1833) Вопросы по «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»
7) « Сказка о золотом петушке» (1834) 1. Зачем царю Дадону нужен был Золотой петушок? (Охранять государство) 2. Какое вознаграждение обещал Дадон за Золотого петушка? (Исполнить первую его волю) 3. Кто убил сыновей Дадона? (Они убили друг друга из-за Шемаханской царицы) 4. Отчего умер царь Дадон? (Золотой петушок клюнул его в лоб, когда царь отказался отдать мудрецу Шемаханскую царицу. (Слайд №13) Кроме того, поэтом написана сказочная поэма «Руслан и Людмила». Замысел которой возник еще в Лицее. - Кто вспомнит строки «У Лукоморья дуб зеленый…» Вопросы по поэме «Руслан и Людмила»
9. (Слайд №14) «Стол находок» Посмотрите на вещи, оставленные нашими героями. Как по вещам можно определить героя? (учитель показывает вещи с выставки)
Перед вами книжки с разными сказками Пушкина. Составьте «хитрые» вопросы классу, запишите их в тетради. Задайте классу.
Сказки Пушкина – это народная песнь о судьбах людей, передаваемых через волшебных героев. Посредством сказки мы узнаем человеческие пороки, положительные и отрицательные стороны характера, поступков людей. Их отношение друг к другу, и всему окружающему миру. Сказки учат нас любви, терпению, взаимовыручке и дружбе. Читайте сказки А.С. Пушкина! |
Урок внеклассного чтения в 4 классе Тема: Русские народные сказки. Викторина по сказкам За три года в начальной школе вы прочитали много различных сказок. Сегодня на уроке внеклассного чтения мы подробнее поговорим о... |
Урок внеклассного чтения в 3 б классе по теме: «Стихотворения русских поэтов о зиме» Мы любим сказки, верим в чудеса и волшебство. И сегодня наш урок внеклассного чтения мы посвятим волшебнице зиме. В чем же её волшебство... |
||
Урок внеклассного чтения в 9 классе. Урок №44. Тема: «Одной постигнуты судьбою…» Один из них – «географический». Мы живем в Сибири. Кажется, что большая литература и знаменитые писатели далеко и с нами связаны... |
Урок №40. Тема : Урок внеклассного чтения по повести А. С. Пушкина «Дубровский» (главы XIII-XIX) Тема : Урок внеклассного чтения по повести А. С. Пушкина «Дубровский» (главы XIII-XIX) |
||
Урок литературного чтения в 4 классе Формировать навыки разбора лирического произведения, словесно-образного рисования и выразительного чтения |
Урок 65. Тема : Урок внеклассного чтения. Ю. Яковлев «Девочка с Васильевского острова» Цель: показать преемственность поколений, осуждение войны через восприятие детей; совершенствовать восприятие и анализ текста на... |
||
Урок литературного чтения и музыки в 3 «А» классе по теме: «А. С.... Сегодня мы проводим интегрированный урок. Это урок, который соединяет в себе два предмета литературное чтение |
Есениязова Багила Атырауская область Махамбетский район Средняя школа... Формировать навыки выразительного чтения, устойчивого интереса к чтению, любви и красоте художественного слова |
||
План конспект урока по информатике и литературе в 5,6 классе с применением... Учит. Ивт сегодня у нас необычный урок. Бинарный урок – нестандартная форма обучения по реализации межпредметных связей, урок ведут... |
Урок литературного чтения в 3 классе. Умк «Школа России» Тема: А.... Сегодня заключительный урок по произведению А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |