Урок литературы в 9 классе Тема, изучаемая по программе: Творчество А. С. Пушкина. Роман «Евгений Онегин»




Скачать 44.76 Kb.
НазваниеУрок литературы в 9 классе Тема, изучаемая по программе: Творчество А. С. Пушкина. Роман «Евгений Онегин»
Дата публикации14.10.2014
Размер44.76 Kb.
ТипУрок
literature-edu.ru > Литература > Урок
Урок литературы в 9 классе

Тема, изучаемая по программе: Творчество А.С.Пушкина. Роман «Евгений Онегин»

«И СНИТСЯ ЧУДНЫЙ СОН ТАТЬЯНЕ…»

(Анализ эпизода.Исследование образного строя, композиционной и смысловой роли сна Татьяны в романе.)

Татьяна верила преданьям

Простонародной старины…

А.С.Пушкин. Евгений Онегин,гл.5

Цели урока

  1. Формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для выдвижения собственной позиции.

  2. Овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями: планировать деятельность, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет.

  3. Формировать понимание связи произведения с эпохой его написания, выявлять заложенные в нём вневременные, непреходящие нравственные ценности и их современное звучание.

  4. Развивать понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; формировать эстетический вкуса.

ХОД УРОКА

  1. Вступительное слово. (Повторение основных понятий, связанных сюжетом романа, системой образов.)

Прочитаны пять глав романа. Назовите героев, связанных с эпическим сюжетом.

Онегин и Татьяна. Ленский и Ольга.

Определение заглавного героя (Онегина).

Обращаем внимание учеников на сюжетную «странность» романа: чем дальше разворачивается действие, тем больше внимания автор уделяет… Татьяне. Почему?

На этом этапе урока не нужно добиваться исчерпывающего ответа на вопрос. Возможно, ответ на него мы получим только в финале изучения произведения.

  1. Подготовка восприятия. Обращение к домашнему заданию: «Какова роль описания природы в начале пятой главы?»

  1. Каким образом Пушкин создаёт наше представление о Татьяне?

Обращаемся к изученному ранее. Делаем записи на доске и в тетрадях.

А.С.Пушкин, характеризуя Татьяну, говорит о том, какой она НЕ БЫЛА, подчёркивая её уникальность, самобытность. Далее знакомит нас с кругом чтения героини (сентиментальные романы XVIIIвека). Указывает на «простонародное имя». Подчёркивает искренность героини (письмо). Указывает на владение французским языком.

2. Пятая глава дополняет характеристику Татьяны картинами зимней природы, отношением героини к подлинно русским обычаям (святочные гадания).

3. Как Пушкин готовит нас к восприятию сна Татьяны?

Анализ эпиграфа к пятой главе. Связь с содержанием эпизода «Святки в доме Лариных».

Вновь обращаемся к записи «Как создаётся образ Татьяны» и «исключаем» из неё всё, что можно отнести к модным тенденциям того времени, временным ценностям. Остаются «простонародность» героини и её искренность, уникальность.

Выделяем «ключевые слова» в характеристике героини: «русская душою» и «верила преданьям простонародной старины».

  1. Гадание на сон.

Основной вопрос: «Какова роль сна литературного героя в произведении?»

  1. Приготовление ко сну-гаданию (строфа Х).

Гадающий вступает в общение с нечистой силой, поэтому мир во сне «перевёрнут» по отношению к реальному. Гадают в бане (неосвящённое место, без икон), снимают с себя нательный крест, поясок-оберег, спать ложатся не крестясь.

Девицы гадают на жениха. Цель гадания должна быть сформулирована. Под подушку кладется зеркальце.

Всё это относится в народной традиции к разряду «страшных гаданий». С одним из них ученики знакомились, читая балладу В.А.Жуковского «Светлана». Отсюда – включение в контекст размышлений на уроке ассоциаций с этим произведением.

  1. Сон (строфы XI - XXI).

В качестве домашнего задания девятиклассники получили прочитать комментарий Ю.М.Лотмана к пятой главе романа, выписать ключевые образы сна и истолковать их, пользуюсь комментарием и другими источниками по своему выбору.

В результате анализа на доске и в тетрадях оформляется запись, раскрывающая символику сна Татьяны. Выделяются образы, традиционные для свадебного фольклора, и народно-мифологические представления о них.

Свадебная символика

Образы сна

Народно-мифологическая символика

Предвещает скорую свадьбу. Переправа через ручей – символ перехода девицы в новую для неё жизнь.

РУЧЕЙ

Символ смерти. Переправа через ручей –переход в иной мир.

Сближаются влекущее и ужасное, любовь и гибель.

К скорому замужеству.

Мохнатая лапа – к богатству.

МЕДВЕДЬ

Хозяин леса, двойник лешего, «лесного чёрта».

Проводник Татьяны в «шалаш убогой». Убегая от него, Татьяна теряет во сне все обереги.




ДОМ

ОНЕГИН

Лесной дом, прибежище нечистой силы. Онегин – хозяин.

НЕ ЖЕНИХ, потому что не он идёт за невестой, а невеста приходит в его дом. Онегин убивает Ленского, как разбойник, ножом. Фольклорный мотив о девице и разбойнике использован Пушкиным в балладе «Жених».

Итак, перед нами предстаёт образ АНТИСВАДЬБЫ, свадьбы «наоборот», влекущий трагические последствия.

Делаем выводы о роли сна в сюжете и композиции поэмы:

  1. Сон – ключ к сознанию героини. Не французские романы, а народная поэзия являются основой характеристики Татьяны, её «русской души».

  2. Композиционная роль сна: связывает содержание предшествующих глав с драматическим содержанием 6-й.

III. Вслед за сном – сцена именин Татьяны.

  1. Проводим сопоставление: гости в лесном доме и гостив доме Лариных. Выявляем совпадения на уровне ассоциативном, фонетическом, ритмическом.

Вывод: реальность – своеобразное продолжение сна. Единственный человек во сне и в доме – Татьяна.

Она выше всех, и даже Онегина. Выше нравственно.

Пушкин создаёт особый тип литературного фона (строфы 25 – 28). Здесь нарисованы общеизвестные герои , ставшие к тому времени литературными масками (Скотинины, Буянов, Петушков, Пустяков, Флянов, Харликов…). Это целый художественный мир.

Итак, сон – это…

Ученики делают самостоятельный вывод, дополняя свои записи с урока.

Домашнее задание.

  1. Для гуманитарно одарённых детей начинать подбирать материал к сочинению «Мотив сна в романах А.С.Пушкина «Евгений Онегин» и «Капитанская дочка»» или «Символические образы романа «Евгений Онегин»».

  2. Прочитать 6-ю главу, выполнить задания:

  • Каков смысл эпиграфа к главе?

  • Истолковать образы-символы в цене дуэли.

  • Каков смысл лирического отступления в конце главы? (по желанию).


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок литературы в 9 классе Тема, изучаемая по программе: Творчество А. С. Пушкина. Роман «Евгений Онегин» iconУрок по литературе в 9 классе. Тема: «Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Познакомить учащихся с разноречивыми отзывами современников Пушкина и критиков ХIХ о романе «Евгений Онегин» и его героях

Урок литературы в 9 классе Тема, изучаемая по программе: Творчество А. С. Пушкина. Роман «Евгений Онегин» iconУрок литературы в 9 классе тема: «Смысл жизни, счастья и долга в...
«Пушкин есть знаменосец такого отношения к человеку, при котором счастье одного не может быть основано на несчастии другого, при...

Урок литературы в 9 классе Тема, изучаемая по программе: Творчество А. С. Пушкина. Роман «Евгений Онегин» iconУрок (литература + математика). Технологии
Тема: Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Особенности композиции романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Урок литературы в 9 классе Тема, изучаемая по программе: Творчество А. С. Пушкина. Роман «Евгений Онегин» icon"Евгений онегин" Роман "Евгений Онегин" создавался Пушкиным в течение...

Урок литературы в 9 классе Тема, изучаемая по программе: Творчество А. С. Пушкина. Роман «Евгений Онегин» iconУрок литературы и русского языка в 9 классе. Тема урока: А. С. Пушкин. Лицей. Лирика дружбы
Оборудование: портрет А. С. Пушкина Е. Гейтмана (гравюра 1822 г.). Книги: М. Басина «В садах лицея», «А. С. Пушкина. Жизнь и творчество....

Урок литературы в 9 классе Тема, изучаемая по программе: Творчество А. С. Пушкина. Роман «Евгений Онегин» iconРеферат по литературе на тему: «Женские образы в творчестве А. С. Пушкина»
Пушкина. Так и я, прочитав роман «Евгений Онегин», комментарии к нему и статьи В. Г. Белинского, задумался над фразой: «Татьяна –...

Урок литературы в 9 классе Тема, изучаемая по программе: Творчество А. С. Пушкина. Роман «Евгений Онегин» iconПушкин Роман «Евгений Онегин»
...

Урок литературы в 9 классе Тема, изучаемая по программе: Творчество А. С. Пушкина. Роман «Евгений Онегин» iconУрок № Художественный мир А. С. Пушкина. "В родстве со всем, что есть…"
«Евгений Онегин», «Песнь Мэри» в поэме «Пир во время чумы» и т п Отличительная особенность лирики Пушкина — необычайное богатство...

Урок литературы в 9 классе Тема, изучаемая по программе: Творчество А. С. Пушкина. Роман «Евгений Онегин» iconБиография писателя Статьи и заметки «Евгений Онегин»
А. С. Пушкина; второй — статьи и исследования, третий — заметки, рецензии и выступления, посвященные творчеству поэта, четвертый...

Урок литературы в 9 классе Тема, изучаемая по программе: Творчество А. С. Пушкина. Роман «Евгений Онегин» iconУрок литературы в 9 классе. Тема: «Осень жизни»
Тема: «Осень жизни» в творчестве поэта. (Читая философскую лирику Ф. И. Тютчева и А. С. Пушкина)

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции