Урок по русской литературе в 5 классе на тему «Анализ лирического произведения А. С. Пушкина «Зимний вечер»




Скачать 115.73 Kb.
Название Урок по русской литературе в 5 классе на тему «Анализ лирического произведения А. С. Пушкина «Зимний вечер»
Дата публикации 08.10.2014
Размер 115.73 Kb.
Тип Урок
literature-edu.ru > Литература > Урок
Открытый урок по русской литературе в 5 классе на тему «Анализ лирического произведения А.С.Пушкина «Зимний вечер».

Цели:

  • Повторить, что такое лирическое произведение и каковы его особенности;

  • Рассмотреть особенности языка лирического произведения и образ лирического героя в стихотворении;

  • Уметь анализировать лирическое произведение.

Задачи:

  • Подготовить выразительное чтение стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер».

  • Обучить анализу лирического произведения на примере стихотворения

«Зимний вечер» по методам А.П. Журавлева и Б. Ярхо.

Оборудования: мультимедийный проектор, интерактивная доска, текст стихотворения «Зимний вечер», учебник, раздаточный материал, видеоролик на стих А.С.Пушкина, романс О. Погудина, композитор М. Яковлев.

Форма урока: урок-исследование стихотворения А.С.Пушкина «Зимний вечер».

Ход урока

I. Организационный момент. (Класс разделен на2 группы)

- Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами будем анализировать стихотворение А.С. Пушкина «Зимний вечер». Я научу вас, какими еще методами можно понять глубину лирического произведения.

II. Проверка домашнего задания.

1. Чтение наизусть стихотворения «Зимний вечер». (Читают 2-3 ученика)

Учитель ставит оценки за стихи в журнал.

III. Чтение учителем стихотворения вслух.

IV. Просмотр и прослушивание видеоролика с романсом на стихотворение А.С. Пушкина «Зимний вечер».

(Перед тем, как дети прослушают романс, учитель дает задание:

- Ребята, прослушайте, пожалуйста, видеоролик, всмотритесь в слайды и скажите, какая картина встает перед вами при прослушивании этого стихотворения, какие чувства, ассоциации у вас возникли? Смог ли композитор выразить чувства автора через музыку, романс? Каждая группа пусть посчитает, сколько картин смогли увидеть.

V. Беседа учителя с классом о стихотворении после прослушивания видеоролика.

- Скажите ребята, вам понравился романс? А чем?

(Отвечают по группам: сначала первая группа, потом вторая).

Примерный ответ учеников: «Глухой зимний вечер. На дворе воет метель — ни зги не видно. В комнатушке тепло — потрескивает затопленная няней печка. Сама няня садит на скамейке и прядет свою пряжу. Котенок играет у ее ног. Пушкин тут же, у стола, в теплом домашнем халате. Оплывающая свеча дрожащим светом озаряет его обросшее бакенбардами молодое лицо, погрустневшие глаза. Он смотрит в темное окно, за которым ничего не видно, и прислушивается к тому, что делается там, в открытом снежном поле».
- Ребята, я не зря взяла это замечательное произведение А.С. Пушкина. Ведь он очень любил природу, осень, зиму, цветы. Изображение природы – это его любимая тема в стихотворениях. Как умело, сказочно он ее изображает!

VI. Объяснение нового материала.

1. Анализ стихотворения «Зимний вечер».

Слово учителя.

- Дорогие ребята, в русской литературе существует схема анализа стихотворения. Этот анализ требует определенной работы над его содержанием, особенностями языка и стихотворной формы. Он должен включать в себя определение жанра (природы поэтического высказывания), выявление лирического сюжета, обозначение темы, истолкование названия, анализ композиции, характеристику лирического героя, выявление организации поэтической речи, анализ языка (специальных изобразительных средств).
А теперь переходим непосредственно к анализу. Для начала вспомним, что такое стихотворение? (Стихотворение — лирическое произведение, как правило, небольшого объема, написанное стихами).
Работа по группам.
Итак, 1 вопрос. Когда и где было написано это стихотворение?

(Стихотворение «Зимний вечер» было написано в 1825 г. в ссылке в Михайловском, в очень тяжелое для поэта время. Надежда на освобождение была потеряна; план побега за границу не удался; он серьезно поссорился с отцом, после чего вся семья Пушкиных уехала в Петербург, оставив поэта одного, на попечение няни Арины Родионовны. Стихотворение «Зимний вечер» прекрасно, образно передает это душевное состояние поэта)

2 вопрос. Как поэт описывает снежную бурю?

(Небо, покрытое мглою, неистовый ветер, который кружит в поле снежные вихри, вой ветра, напоминающий то плач ребенка, то шорох соломенной крыши, то стук в окошко запоздалого путника.)

3 вопрос. Как изображена в стихотворении няня?

(Пушкин нежно обращается к няне: «моя старушка», «мой друг», «добрая подружка бедной юности моей».)

4 вопрос. Можно ли сказать, что это стихотворение - самое грустное стихотворение Пушкина? (Стихотворение действительно грустное, но последние две строчки позволяют говорить о том, что поэт сохраняет бодрое, жизнерадостное настроение: нужно преодолеть, победить грустное настроение.)

5 вопрос. Определить природу поэтического высказывания в этом стихотворении. (Показ конкретной картины - описание зимнего вечера - можно рассматривать как пейзажную лирику. В то же время поэт говорит и о своих чувствах, о своем настроении.)

6 вопрос. Как можно определить тему, идею и сюжет этого стихотворения?

(Пушкин пишет о своем одиночестве, оторванности от близких и друзей.

Размышление поэта о своей горестной судьбе и составляет тему этого стихотворения. Идея заключается в том, что лирический герой верит в то, что он сможет преодолеть все трудности и освободиться).

7 вопрос. Почему стихотворение названо «Зимний вечер»?

(Картина зимней бури с ее завыванием, темнота ночи помогают ярче передать настроение поэта.)

8 вопрос. Что такое композиция?( В литературе понятие композиции означает построение литературного произведения, структура его составляющих частей, их последовательность и система)

Что представляет собой композиция этого стихотворения?

(Можно выделить три части: В первой части главным действующим лицом является вьюга. Вторая часть целиком посвящена няне и разговору с ней. Третья часть имеет свой художественный смысл: в ней вновь упоминается снежная буря и ветхая лачужка. Мотив преодоления придает последней части оптимистическое звучание).

9 вопрос. Каким предстает перед нами лирический герой этого стихотворения? А вы знаете, кто такой лирический герой? (Образ поэта в лирике, выражающий его мысли и чувства).

(Пушкин был очень жизнерадостным, общительным человеком. А его временное затворничество было очень тягостно для него.)

10 вопрос. Каким стихотворным размером написано это стихотворение? (Анализ текста показывает, что «Зимний вечер» написан двусложным размером с ударением на первом слоге. Это хорей).

-А что такое хорей?

11 вопрос. Какие изобразительные средства использовал поэт в этом стихотворении?

А какие вы знаете? Что такое эпитет, олицетворение, сравнение, метафора?

(Эпитет - образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета или явления в виде сравнения; метафора - вид тропа, перенос названия одного предмета на другой на основании их сходства; олицетворение - особый вид метафоры, перенесение изображения человеческих черт на неодушевлённые предметы или явления).
-Найдем эпитеты. («вихри снежные», «ветхая лачужка», «путник запоздалый», «по кровле обветшалой», «бедной юности» и др.)

-Ребята, скажите, для чего нужны эпитеты в стихотворении, что они характеризуют в этом произведении? (Их смысл в том, чтобы украсить речь и сделать ее литературной).
-Найдем сравнения. (Буря сравнивается то со зверем, то с ребенком, то со спутником).

- А что нам помогают увидеть в этом стихотворении сравнения?

(Они помогают увидеть черты сходства или различия отдельных предметов).
-Найдем олицетворения. (буря кроет, завоет, заплачет)

Для чего они нужны в стихотворении?(Они применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами)
- А теперь найдем метафоры: жужжанье веретена, завыванье бури. В чем смысл метафоры?

(Смысл метафоры как тропа в том, чтобы усиливать эмоциональную выразительность речи)
2. Анализ стихотворения «Зимний вечер» по методу А.П. Журавлева.

Слово учителя.

- А теперь, ребята, я вас научу, как делать анализ стихотворения другими методами. Вот, например, существует метод характеристики гласных звуков по их цвету. (Цветопись) Автор этой методики – исследователь А.П. Журавлев.

- При анализе подумайте, что мы можем увидеть с помощью этого метода.
- Записываем в тетрадь. Например, гласный а – обозначает красный цвет, е – темно-зеленый, и – голубой, о – желтый, у - черно-синий, ы – черный, ю – фиолетовый, я – розовый, э – бледно-зеленый.

- Наша задача: посчитать, сколько раз встречается одно и то же гласное.

(Чтобы сократить время, можно самому посчитать и показать классу, какие получились данные):
О – 33

Е – 30

А – 28

И – 15

У – 14

Ы – 4

Я – 4

Ю –2
- В данном стихотворении 81 светлых и 18 темных гласных звуков.

Это говорит о том, что стихотворение несет положительное настроение, оно наполнено добром, светлым смыслом, хотя есть и темные цвета, но это только из-за того, что автор тревожится, печалится и тоскует, а за окном еще и буря.

Преобладание звука «О» свидетельствует о том, что в стихотворении заложен глубокий смысл, связь с космосом: «Буря мглою небо кроет..» Это подтверждается тем, что лирический герой, Пушкин, верит, надеется, что он сможет все преодолеть.

- Меня заинтересовал звук «Е». Его меньше «О» всего на 3 звука.

Этот звук имеет связь с землей, ведь все покрыто снегом.
Это мы рассмотрели цветопись.
-А еще есть ассонанс — это повторение одинаковых гласных и аллитерация - это повторение одинаковых согласных. Гласный о, а тоже часто повторяются.
Посмотрим, какие звуки еще часто повторяются. Например, если взять звук р, при произношении этого звука чувствуется грозность, тревога, страх, неприятность;
Вывод: С помощью этого анализа мы сможем увидеть красоту произведения, его тайный смысл, научимся понимать и чувствовать настоящее произведение искусства.
3. Анализ стихотворения «Зимний вечер» по методу Б.Ярхо.
- Для этого мы должны с вами посчитать количество существительных, глаголов, прилагательных, т.е., ребята, в этом методе вы должны проявить знания в нахождении частей речи, которые вы изучаете на уроках русского языка. Как видите, русская литература очень тесно взаимосвязана с русским языком.

-Выписываем существительные: буря, мгла, небо, вихри, зверь, кровля, солома, путник, окошко, лачужка, старушка, окно, буря, жужжанье, веретено, подружка, юность, горе, кружка, сердце – всего 21 существительное;

глаголы: кроет, крутя, завоет, заплачет, зашумит, застучит, приумолкла, дремлешь, выпьем, выпьем – всего 10 глаголов;

прилагательные: снежные, обветшалой, запоздалый, ветхая, печальна, темна, добрая, бедная, утомлена, веселей, – всего 10 прилагательных.

Вывод: Таким образом, все эти части речи, которые мы нашли, характеризуют:

  1. Внешний мир (в данном случае зимний вечер во время бури).

  2. Дом (здесь ветхую лачужку).

  3. Няню поэта Арину Родионовну.


Полученные данные показывают, что в стихотворении много существительных. Но глаголов по сравнению с ними в 2 раза меньше, действия есть, но не так уж много. Ведь автор находится в ссылке, и он ничего не может сделать, он ждет… И к тому же большинство глаголов совершенного вида. Это говорит о том, что действия непродолжительны, все обязательно закончится, придет время (в нашем стихотворении буря закончится, автор обязательно вернется из ссылки).

Прилагательных, как и глаголов 10, их наличие нам говорит о том, что в стихотворении есть описание, а именно описание бури, лачужки, старушки (няни).

Вывод: Таким образом, проанализировав стихотворение этим методом, мы подтверждаем его идею: лирический герой, окруженный холодом, тоской, мечтает о светлом будущем, надеется и верит в него.

Итак, в стихотворении А.С. Пушкина «Зимний вечер» проявляется богатство переживаний, чувств лирического героя.




VII. Домашнее задание.

  1. Прочитать стихотворение А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

  2. Проанализировать стихотворение по методам А.П. Журавлева, Б. Ярхо в тетрадь.


VIII. Подведение итогов урока.

1. Поэт доносит до нас свои мысли, чувства, переживания. «Зимний вечер» помогает увидеть душевное состояние Пушкина в период ссылки в Михайловском. Мгла, покрывающая небо, снежные вихри, вой и плач бури - все это создает настроение томительной тоски. Это стихотворение помогает нам увидеть поэта в один из самых тяжелых периодов его жизни.

Таким образом, мы смогли доказать, что стихотворение А.С. Пушкина «Зимний вечер» - действительно настоящее произведение.

2. Учитель подводит итоги работы групп.

Рефлексия.

Ребята, скажите пожалуйста, какой из этапов урока вам больше всего понравилось?

Как вы думаете, мы смогли понять Пушкина, его чувства?

IX. Выставление оценок учащимся за работу на уроке.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по русской литературе в 5 классе на тему «Анализ лирического произведения А. С. Пушкина «Зимний вечер» icon Тема: «Стихотворение А. С. Пушкина «Зимний вечер»
Подготовка учащихся в восприятию лирического стихотворения с опорой на наблюдения и опыт детей
Урок по русской литературе в 5 классе на тему «Анализ лирического произведения А. С. Пушкина «Зимний вечер» icon Урок литературы в 6 в классе на тему «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»
А. С. Пушкина, совершенствовать навыки анализа лирического произведения, овладеть секретами поэтического мастерства поэта и художественными...
Урок по русской литературе в 5 классе на тему «Анализ лирического произведения А. С. Пушкина «Зимний вечер» icon Тема: А. С. Пушкин «Зимний вечер»
Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А. С. Пушкина и мастерство поэта в создании...
Урок по русской литературе в 5 классе на тему «Анализ лирического произведения А. С. Пушкина «Зимний вечер» icon Разработка урока литературы в 9 классе на тему «Любовная лирика Пушкина»
А. С. Пушкина; обогатить знания учащихся; показать глубину произведений; вызвать интерес к слову художественного произведения; помочь...
Урок по русской литературе в 5 классе на тему «Анализ лирического произведения А. С. Пушкина «Зимний вечер» icon Рабочая программа по учебному предмету «Анализ лирического произведения»
Рабочая программа по курсу «Анализ лирического произведения. 8 9 классы» (8 класс) составлена на основе следующих нормативно-правовых...
Урок по русской литературе в 5 классе на тему «Анализ лирического произведения А. С. Пушкина «Зимний вечер» icon Урок в 3 классе: литературное чтение и музыка
Н. А. Римский – Корсаков фрагмент из симфонической картины «Сказка о царе Салтане» «Три чуда», М. Яковлев романс «Зимний вечер»,...
Урок по русской литературе в 5 классе на тему «Анализ лирического произведения А. С. Пушкина «Зимний вечер» icon Урок литературного чтения в 4 классе
Формировать навыки разбора лирического произведения, словесно-образного рисования и выразительного чтения
Урок по русской литературе в 5 классе на тему «Анализ лирического произведения А. С. Пушкина «Зимний вечер» icon Стихотворения
Сравнительный анализ стихотворений «Зимнее утро» и «Зимний вечер» с точки зрения идейно-тематического содержания
Урок по русской литературе в 5 классе на тему «Анализ лирического произведения А. С. Пушкина «Зимний вечер» icon Произведения Для самостоятельного чтения
И. А. Бунин. «Шире, грудь, распахнись…». Деревенский нищий. Затишье. «Высоко полный месяц стоит…». «Помню долгий зимний вечер…»
Урок по русской литературе в 5 классе на тему «Анализ лирического произведения А. С. Пушкина «Зимний вечер» icon Произведения для самостоятельного чтения 5-8 классы
...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции