Урок литературы в 9 классе на тему: «Петербург в поэме Пушкина «Медный всадник»




Скачать 85.62 Kb.
НазваниеУрок литературы в 9 классе на тему: «Петербург в поэме Пушкина «Медный всадник»
Дата публикации09.10.2014
Размер85.62 Kb.
ТипУрок
literature-edu.ru > Литература > Урок
Урок литературы

в 9 классе

на тему:
«Петербург в поэме Пушкина «Медный всадник».

Сложность позиции автора»
Автор: Имайкина Нина Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ №40» (г. Саранск)
Цели урока:

- показать особенности композиции поэмы; помочь учащимся увидеть, как противоречиво решает Пушкин тему Петербурга, по-новому выбирает героя и строит конфликт; привлечь внимание к богатству и изяществу поэтического языка повести;

- развивать умение анализировать поэтический текст, выразительно его читать; логически мыслить, делать выводы;

- воспитывать любовь к Родине, ее историческому прошлому.

Эпиграф к уроку: Город пышный,

город бедный…

А.С. Пушкин.
Ход урока:


  1. Звучит песня А. Розенбаума «Прогулка по Невскому».

  2. Вступительное слово учителя.

- Для русской литературы тема Петербурга, города, соединившего отсталую Россию с Европой, стала совершенно особой. Весте с тем в сознании писателей, некоторых видных ученых, исторических деятелей Петербург уже на рубеже 18-19 веков был показателем противоречий исторического развития страны. Пушкин был в числе этих писателей.

В 1833 г. он написал поэму «Медный всадник», одно из самых лучших, самых загадочных произведений русской литературы. Поэма была написана в Болдине и опубликована уже после смерти автора. У нее есть подзаголовок «Петербургская повесть». В поэме «Медный всадник» Пушкин по-новому решает тему Петербурга, по-новому выбирает героя и строит конфликт. Именно об этом мы поговорим сегодня на уроке. Записываем тему урока, эпиграф. В процессе работы над поэмой вы должны собирать материал в Петербурге, о том, каким его показывает Пушкин, и делать записи в тетради.

Маленькое по объему произведение поражает масштабностью. Как это удалось поэту? Пушкин использует совершенную по новизне и оригинальности композицию. Действие поэмы охватывает три исторические эпохи: Петра I (создание Петербурга), Александра I (наводнение 1824 г.), Николая I (пушкинская современность); главные герои ни разу не встречаются друг с другом; обрамление.

Поэма называется «Медный всадник». Медный всадник – памятник Петру I, одному из любимых исторических героев Пушкина. О нем вы читали в «Полтаве», о нем же неоконченный роман «Арап Петра Великого». В деятельности Петра Пушкин видел прежде всего проявление исторической закономерности. И Петр был для него не просто «великим человеком», а «великим деятелем». Поэтому поэма «Медный всадник» начинается кратким, но знаменательным описанием Петра в один из высоких и творческих моментов его жизни, когда рождается гениальный замысел создания города «на берегу пустынных волн» Невы.

(Ученик читает наизусть «На берегу пустынных волн…» до «И запируем на просторе»)

- Каким Пушкин показывает основателя Петербурга? Почему автор говорит о нем ОН?

- А для чего замыслил Великий Петр преобразования?

Далее во вступлении мы читаем восторженные строки, посвященные Петербургу, воплощенной мечте Петра. Белинский высказал мысль о том, что Петербург является одним из важнейших героев поэмы. Действительно, во вступлении Петербург – это символ новой, преображенной России, громадное и прекрасное чудо, сотворенное в тяжко, кровавом труде молодой империи.

(Ученик читает наизусть «Прошло сто лет…» до «…порфироносная вдова»)

- Быстрый переход от далекого прошлого, когда только рождался замысел создания новой столицы к современности помогает развить главную мысль Пушкина. Дерзкий замысел Петра был не просто прихотью монарха, а задачей, выполнение которой было необходимо для существования новой России. Гимн Петру, основавшему славный город, звучит далее как ода, как стихи, пронизанные восторженным чувством поэта. Здесь отношение Пушкина к основателю города настолько ясное, задушевное, любовное, что ни о каком безликом Он и не может быть и речи. «Люблю тебя, Петра творенье…». Одическая интонация сменяется повествовательной.

(Ученик читает наизусть «Люблю тебя, Петра творенье…»)

После лирического повествования имя Петра упоминается дважды.

(Читаем «Красуйся, град Петров, и стой неколебимо…»)

- Да, Петербург стал удивительным, беспримерным памятником дел и усилий многих поколений людей.

(Совершим прогулку по современному нам Петербургу – 3 мин.)

- Возвращаемся в далекую от нас эпоху.

Два времени – пошлое и настоящее – переплетаются во вступлении к поэме. Но, видимо, результаты деятельности Петра не исчерпываются созданием прекрасного города. И Пушкин обращается к событиям десятилетней давности, к той ужасной поре, о которой еще «свежо воспоминанье». «Печален будет мой рассказ», – предупреждает поэт читателя. И начинается новая тема Петербурга. В главной части поэмы героем выступает не Петр – он как бы вынесен за ее пределы – а другой, «аленький человек», Евгений, со своими мечами, страстями, надеждами. И его судьба призвана показать другие следствия деятельности «державца полумира».

- Кто же такой Евгений? Как к нему относится Пушкин?

(Читаем «…Наш герой… живет в Коломне…»)

(Евгений дворянин, он не ищет милости начальства, знатных, пониает, что должен добиться всего трудом. Он осознает свою обыкновенность, замечает, что «мог бы Бог ему прибавить ума и денег». Евгений добрый человек с ограниченными интересами.)

- А о чем думает Евгений? Постараемся определить «жанр» его дум.

(Читаем «Жениться? Мне? Зачем же нет?»)

(Он думает о женитьбе на Параше, тихом семейном счастье, о спокойной уютной жизни, о детях).

В литературе такое описание безмятежной, добродетельной жизни на лоне природы называется идиллией (на доске, записать в тетрадь). И если во вступлении звучат в рассказе о Петре одические ноты, то здесь, где речь идет о прозе жизни – идиллические. И ритм стиха как бы замедляется, голос автора теплеет.

Именно в ночных думах героя развивается тема дома, семьи, смерти – тема чрезвычай-но важная для лирики Пушкина 30-х годов. И все же позиция поэта отличается о позиции Ев-гения. Пушкин считал, что человек рождается не для того, чтобы жить для себя, а для других людей, может быть для Родины. Он обязательно должен оставить после себя добрую память.

- Есть ли у Евгения фамилия? Интересуется ли он своим прошлым?

А ведь фамилия вписывает человека в историю его рода, а через род – в историю человечества. Пушкин считал, что без глубокой исторической памяти нет ни подлинной культуры, ни плодотворного настоящего, ни перспективного будущего. Это еще одна сторона сложной жизненной позиции Пушкина.

Евгений живет в замкнутом мирке, без широких интересов, не дрожит своими корнями, у него нет фамилии, а значит – нет будущего. Он становится духовно неустойчивым. Случись какая беда – и тебе не за что будет ухватиться.

А беда пришла! Снова в поэме звучит тема Петербурга. Теперь этот город еще и источник беды. Петербург «полнощных стран краса и диво», величавые гранитные берега, прелестные узоры чугунных оград – всего этого не существует для Евгения. Его Петербург – город окраин, ветхий домик Параши с некрашеным забором и одинокой ивой. Далее Пушкин создает ужасную картину наводнения.

(Читаем «Ужасный день… Где будет взять?») Историческая справка.

- К каким сравнениям и другим художественны средствам прибегает автор, рисуя разбуженную, а потом успокоившуюся стихию?

(Развернутое сравнение, проходящее через две строки – шайка разбойников; тритон, как верь; эпитеты, метафоры).

Как видно, наибольший ущерб понесли бедняки, жители хижин, они потеряли последнее. И в этой ужасной неразберихе, когда кругом горе, когда народ «Зрит божий гнев и казни ждет. Увы! Все гибнет: кров и пища! Где будет взять?» – впервые в поэме появляется описание памятника Петру I. Евгений оказывается радом с Медным всадником.

(Читаем «И обращен к нему спиною…»)

- Зачем эта деталь: Медный всадник – кумир (идол, божок) (на доске).

(Кругом беда, но это его не качается. Он в неколебимой вышине. Он обращен спиной к Евгению). Вдумаемся в то, что ощущает несчастный Евгений, чем отзывается его сердце на гибель людей? Что делает герой?

- Найдите строки, свидетельствующие о том, что Евгений понял: все погибло. (Читаем «Что же это…» - часть II)

- Как описывает Пушкин мечущегося Евгения?

(Он словно задыхается, ожидает самого страшного и не боится думать о нем).

- Обратите внимание, ребята, здесь одни глаголы. Пушкин сочувствует своему герою, сострадает. Мечты разрушены, Евгений сходит с ума.

(Читаем «Но бедный, бедный мой Евгений…»)

У него нет ни друзей, ни родных. Вот оно, испытание. Итог жизни – нищета, смерть. Далее Пушкин дает лаконичное, как бы протокольное описание событий, о которых делается жутко.

(Читаем «Он скоро свету стал чужд…»)

- Петербург выступает жестоким и бессердечным обидчиком. Город-обидчик, город-оплот самовластья, мрачная столица империи – этот город и способствовал окончательному прояснению мыслей героя.

(Читаем «Евгений вздрогнул…»)

Пушкин как бы «поручает» своему герою Евгению высказать отношение поэта Пушкина к Петру I. В словах обвинения, которые бросает Евгений, голос и Пушкина. Он упрекает Петра в том, что тот и город основал «над морем, и Россию поднял на дыбы», над самой бездной. И назвал он «горделивым истуканом». Кумир замышлял основать город «на зло». Теперь Евгений – соперник «грозного царя». Его предостережение «Ужо тебе!» – делает героя равновелики Петру, но оно же неумолимо влечет его к гибели. Меняется интонация стиха, ритм, высокая лексика появляется тоже, как во вступлении.

Город – детище Петра, отверг бедняка, он лишен милосердия, он заложен «на зло». И Евгений – дитя этого великолепного города – находит свой конец на берегу пустынного острова.

- Случайно ли Евгений умирает на пороге «домика ветхого»?

(Нет, этот дом стал символом его «домашнего» счастья. Он пуст.)

Пушкин как художник не с Петром, а с Евгением. Он как бы говорит нам, что каждый человек имеет право на жизнь, на счастье. Поэт стремился к гармонии и хотел ее видеть во все. Если воля самодержца, ведущая к славе и могуществу государства, утверждается так страшно и беспощадно, что может оправдать эту волю.

Мы еще раз убеждаемся в бесстрашном пушкинском взгляде на жизнь, в таланте поэта, смело исследующего самые сложные проблемы и современности, и далекого прошлого.

(Читаем записи о Петербурге).

Рекомендация книг для чтения (по выставленным книгам Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, Н.А. Некрасова).

Текст №1

Санкт-Петербург находится в два раза ближе к Северному полюсу, чем к линии
экватора. Это второй по численности населения город России. Основан город в 1703
году. Ему более 300 лет. До 1914 года город назывался Санкт-Петербургом, до 1924 -
Петроградом, до 1991 года - Ленинградом.


Текст № 2


В начале 20-х годов в дельте Невы было 147 островов, спустя 50 лет их стало 101, а в настоящее время эта цифра упала до 42. 29 островов имеют названия.


Текст № З


В пределах современного Санкт-Петербурга насчитывается 93 реки, ручья, канала общей протяженностью почти в 300 километров. В черте города также имеется 100 водоемов. Таким образом, водная поверхность города занимает 60 квадратных километров, т.е. 1/10 часть площади Санкт- Петербурга.


Текст № 4

Известно, что Санкт-Петербург страдал от наводнений буквально с первых лет своего существования. Наиболее значительные и частые подъемы воды бывают в период с сентября по декабрь. За историю существования города около 250 раз вода поднималась выше ординара на 1,5 метра и более 60 раз подъем превышал 200 сантиметров.

Назовем 5 наиболее разрушительных наводнений:
- 10 сентября 1777 года - 310 сантиметров;
- 7 ноября 124 года - 410 сантиметров;
- 23 сентября 1924 года - 369 сантиметров;
- 15 октября 1955 года - 282 сантиметра;
- 29 сентября 1975 года - 270 сантиметров.

Каждое наводнение было убыточно для города. Например, во время наводнения а
1824 году было снесло 324 дома, повреждено более 3000 разных построек. Погибло
600 голов скота, испорчено 900 тысяч пудов муки. Общие убытки составили 15-20
миллионов рублей. В бурном потоке воды утонуло более 600 человек.


Текст № 5


До середины ХIХ века главным видом городского транспорта Петербурга были извозчики. В 1847 году появились первые маршрутные общественные кареты - омнибусы (лат. «для всех») стоимостью 10 копеек в один конец. Первый маршрут прошел от Невского проспекта до Тучкова моста.

В 1862 году появилась первая конка - конная железная дорога, предшественница современного трамвая. А торжественное открытие первой линии трамвая в Петербурге состоялось 16 сентября 1907 года. Сейчас в Санкт-Петербурге 85 трамвайных маршрутов.


Задание для самостоятельной работы.

1. На смену пятиэтажным домам прошлых лет пришли пятнадцатиэтажные точечные здания, появились новые бассейны, кооперативные гаражи, кинотеатры.
2. Территория Санкт-Петербурга теперь составляет 600 км2.
3. Удвоилась и сеть городского транспорта.
4. За проезд в трамвае до декабря 1968 года ленинградцы платили три копейки, на проезд в троллейбусе давал право четырёхкопеечный билет.
5. За пятак можно было проехать из конца в конец по автобусному маршруту и целый день изучать подземные дворцы метрополитена.
б. Позже единой таксой на все виды транспорта стали пять копеек или пятикопеечный талон.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок литературы в 9 классе на тему: «Петербург в поэме Пушкина «Медный всадник» icon«Вопросы литературы» 2008, №3 Вместо предисловия
Поэтика антиутопии в поэме А. С. Пушкина "Медный всадник" как русская "весть миру": взгляд из наших дней

Урок литературы в 9 классе на тему: «Петербург в поэме Пушкина «Медный всадник» iconПрезентация: Microsoft Power Point Рекомендации
Название урока: «Поэма «Медный всадник». Проблема личности и государства в поэме»

Урок литературы в 9 классе на тему: «Петербург в поэме Пушкина «Медный всадник» iconСписок литературы для восьмого класса
Белкина», поэмы «Граф Нулин», «Медный всадник», «Кирджали», стихотворения Пушкина (по выбору)

Урок литературы в 9 классе на тему: «Петербург в поэме Пушкина «Медный всадник» iconЭти произведения мы будем изучать на уроках литературы в 9 классе
Александр Сергеевич Пушкин. «Евгений Онегин», "Пиковая дама", "Медный всадник","Моцарт и Сальери"

Урок литературы в 9 классе на тему: «Петербург в поэме Пушкина «Медный всадник» iconУрок литературы 5 класс Сказочное и реальное в поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»
Образовательная: найти сходство и различия поэмы Пушкина с русской волшебной сказкой

Урок литературы в 9 классе на тему: «Петербург в поэме Пушкина «Медный всадник» iconМетодическая разработка по теме изучение произведения а. С. Пушкина...
Программа изучения темы составлена так, что видна эволюция художественного и философского мышления А. С. Пушкина (изучаются основные...

Урок литературы в 9 классе на тему: «Петербург в поэме Пушкина «Медный всадник» iconУрок литературы в 11-м классе на тему "Добро и зло в романе Булгакова "Мастер и Маргарита"
Форма проведения: Урок-размышление + урок-экскурсия (на определенном этапе урока) + урок-творческий поиск

Урок литературы в 9 классе на тему: «Петербург в поэме Пушкина «Медный всадник» iconУрок литературы в 6 в классе на тему «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»
А. С. Пушкина, совершенствовать навыки анализа лирического произведения, овладеть секретами поэтического мастерства поэта и художественными...

Урок литературы в 9 классе на тему: «Петербург в поэме Пушкина «Медный всадник» iconУрок по русской литературе на тему «Встреча с поэмой «Мцыри» продолжается...
Наглядность: презентации с портретами М. Ю. Лермонтова, с иллюстрациями к поэме «Мцыри»

Урок литературы в 9 классе на тему: «Петербург в поэме Пушкина «Медный всадник» iconУрок по русской литературе в 5 классе на тему «Анализ лирического...
Открытый урок по русской литературе в 5 классе на тему «Анализ лирического произведения А. С. Пушкина «Зимний вечер»

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции