Образовательная программа по шахматам возраст детей: 6 17 лет




Скачать 358.94 Kb.
НазваниеОбразовательная программа по шахматам возраст детей: 6 17 лет
страница1/3
Дата публикации18.10.2014
Размер358.94 Kb.
ТипОбразовательная программа
literature-edu.ru > Спорт > Образовательная программа
  1   2   3


УТВЕРЖДАЮ

Принято на Педагогическом совете

Протокол № 3 от 02.09.2009 год Директор МОУ ДОД

«Коммунарская ДЮСШ»
______________________В.Н. Сергачев

______________________ 2009 год.


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«КОММУНАРСКАЯ ДЕТСКО - ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПО ШАХМАТАМ


Возраст детей: 6 – 17 лет

Срок реализации: 11 лет

Коммунар

2009 год

1. ВВЕДЕНИЕ В ПРОГРАММУ
Родиной шахмат многие считают Индию. Шахматы просто игрой и назвать невозможно. Это и сложное спортивное состязание, и целая наука. Благородным поединком, не оставляющим следов разрушений, настоящей битвой умов и сложной стратегией называл шахматы мудрый Алишер Навои. Они вошли в жизнь всех слоев населения. На Востоке и Западе сложились теории этой игры, которая считалась показателем культуры и, по своей роли, влиянию на умы людей на Востоке приравнивалась к прекрасной поэзии. Считают, что предшественница шахмат — чатуранга — зародилась два с половиной тысячелетия назад в Северной Индии. Чатуранга представляла сражение четырех армий по восемь фигур, в состав которой входили, кроме королей, боевее слоны и колесницы. Отсюда и название «четыре отряда», «четыре рода войск». И правила движения фигур здесь были иными, и порядок ходов определялся не только замыслом игрока. Были очки, определяемые судьбой — бросанием игральной кости. Борьба же велась до полного уничтожения фигур противника. Развитие игры связывалось с буддизмом, с его приверженностью к активной деятельности ума и в то же время покорностью судьбе. На юге Узбекистана, близ Денау, в слоях античного городища Дальварзинтепа найдены интересные фигурки из слоновой кости с изображением слона и быта-зебу. Но зебу не встречается в шахматной игре, так что это, скорее всего, чатуранга, описание которой мы находим у знаменитого энциклопедиста II столетия хорезмийца Абу Райхона Беруни в его труде «Индия». Из Индии чатуранга, вероятно, с купеческими караванами перешла в Иран, Среднюю Азию и арабские страны. И здесь преобразилась, приобрела новее правила, новые качества – стремительность и динамичность. Из четырех армий осталось две. Около короля — «шаха» появилась новая, мудрая, оберегающая его фигура — Фарзин» — ферзь —советник короля, мудрец, в восточной игре — мужская фигура. Остались, приобретя иную подвижность и качества, слон — «фил», конь — «фарас», осталось и пешее войско. Постепенно исчезает неизвестная в других армиях индийская колесница — ратха. Ее место заняла близкая по звучанию фигура — «Рух». Она означала на Востоке хищную птицу — покровительницу воинов. Но в некоторых местах эта фигура трансформировалась в башню. Считается, что на Руси крылья птицы были приняты за паруса и фигура получила название ладьи. Когда чатуранга распространилась из Индии в другие страны Востока, каким образом происходила трансформация ее в шатрандж — шахматы? Наиболее раннее упоминание о построении фигур, близкой к шахматной расстановке, связывается с описанными Фирдоуси в поэме «Шахнаме» событиями, происходившими в конце VI века при дворе Сасанидского шаха Хосрова I . Ему индийские мудрецы около 570 года нашей эры преподнесли игру, завершающуюся смертью короля. Но сведения эти не строго научны и носят полулегендарный характер. И в то же время уже в IX веке в восточных странах эта игра была настолько развита, что появилась шахматная теория и остроумные решения задач — мансубы.Существует масса гипотез о происхождении шахмат и их роли в культурной жизни. Узбекистанские историки шахмат З.Ходжаев и Ф.Дюммель считают родиной шахмат Среднюю Азию. И в самой игре ученые видят различные истоки — от военной мысли до сложных философских и космологических теорий.
2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена на основе Программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (Допущена Федеральным агентством по физической культуре, спорту и туризму, Москва 1996г.)

В данной программе представлены основные разделы спортивной подготовки шахматистов, изложенные на основе новейших данных в области теории спорта. Особое внимание уделяется планированию, построению и контролю процесса многолетней спортивной тренировке шахматистов - от начинающих до квалифицированных спортсменов.

Основной целью данной программы является многолетняя подготовка юных спортсменов в ДЮСШ, профессиональное самоопределение учащихся отделения.
Основные задачи:

1. Подготовка всесторонне развитых юных шахматистов высокой квалификации.

2. Подготовка инструкторов-общественников и судей по шахматам.

3. Подготовка шахматистов и выполнение ими нормативных требований.

Важным условием выполнения поставленных задач является сис­тематическое проведение практических и теоретических занятий, конт­рольных упражнений, восстановительных мероприятий, регулярное участие в соревнованиях.
Образовательная программа рассчитана на одиннадцатилетний период обу­чения:

  • Этап спортивно – оздоровительный – до 11 лет;

  • Этап начальной подготовки – 3 года;

  • Этап учебно – тренировочный – 5 лет.




6 – 8 лет

9 - 10 лет

10 - 11 лет

11 - 12 лет

12 - 13 лет

13 - 14 лет

14 - 15 лет

15 - 16 лет

16 - 17 лет

СОГ

НП - 1

НП - 2

НП - 3

УТГ -1

УТГ - 2

УТГ - 3

УТГ - 4

УТГ - 5


Ожидаемые результаты: по окончанию срока освоения программы спортсмены школы должны:

  • выполнить норматив 1 разряда;

  • поступить в ВУЗы, техникумы, профтехучилища физкультурно – спортивной направленности.


Основные принципы образовательной программы:

  • Принцип системности предусматривает тесную взаимосвязь содержа­ния соревновательной деятельности и всех сторон учебно-тренировочно­го процесса: технической, тактической, психологической, теоретической подготовки, воспитательной работы, восста­новительных мероприятий, педагогического и медицинского контроля.

  • Принцип преемственности определяет последовательность изложе­нии программного материала по этапам многолетней подготовки. Надо обеспечить в многолетнем тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки, объемов трени­ровочных и соревновательных нагрузок, рост показателей технико-тактической подготовленности.

  • Принцип вариативности предусматривает в зависимости от этапа многолетней подготовки, индивидуальных особенностей юного шахматиста вариативность программного материала для практических за­нятий, характеризующихся разнообразием тренировочных средств и нагрузок, направленных на решение определенной педагогической задачи.


3.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН






п/п

Разделы подготовки

Этапы подготовки

СОГ

НП-1

НП-2

НП-3

УТГ-1

УТГ-2

УТГ-3

УТГ-4

УТГ-5

 

ТЕОРИЯ

 

1.

Физическая культура и спорт в РФ

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2.

Шахматный кодекс РФ. Судейство и организация соревнований

2

2

2

2

2

2

2

2

2

3.

Исторический обзор развития шахмат

5

5

10

10

20

30

30

40

50

4.

Дебют

10

10

30

30

40

50

60

60

70

5.

Миттельшпиль

50

50

60

60

90

120

130

140

150

6.

Эндшпиль

20

20

45

45

60

45

60

60

70

7.

Основы методика тренировки шахматиста

-

-

-

-

2

2

4

4

5

8.

Спортивный режим и физическая подготовка шахматиста

-

-

1

1

1

1

1

1

2

9.

Советская и зарубежная шахматная литература

-

-

-

-

-

2

4

6

12

 

Итого:

88

88

149

149

216

253

292

314

362

 

ПРАКТИКА




1.

Квалификационные турниры, анализ партий и типовых позиций, индивидуальные занятия

102

102

150

150

200

240

276

381

472

2.

Теоретические семинары, контрольные работы, доклады и рефераты учащихся

4

4

4

4

10

10

12

10

16

3.

Партии по консультации, конкурсы, решения задач, этюдов, шахматной композиции, сеансы одновременной игры

22

22

18

18

20

26

34

-

-

4.

Выполнение контрольно-нормативных и переводных требований

2

2

2

2

3

4

6

8

10

5.

Общефизическая подготовка

20

20

60

60

67

70

90

60

60

6.

Участие в официальных соревнованиях согласно календарному плану

20

20

30

30

36

41

50

55

411

 

 ВСЕГО ЧАСОВ:

258

258

414

414

552

644

760

828

920

 7.

Количество часов в неделю

6

6

9

9

12

14

16

18

20

 8.

Количество тренировок в неделю

3

3

3

3

4

5

6

6

6

9.


ВСЕГО НЕДЕЛЬ

43

46

4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ЭТАП СПОРТИВНО – ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ И НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
На этом этапе осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники избранного вида спорта, выбор спортивной специализации и выполнение контрольных нормативов для зачисления на учебно-тренировочный этап.

Задачи на этапах подготовки:
Спортивно – оздоровительный и начальной подготовки

-привлечение максимально – возможного количества детей и подростков к систематическим занятиям шахмат;

- овладение элементарными основами шахматной игры;

-получение первоначальных знаний по истории шахмат, приобретение навыков участия в соревнованиях;

- утверждение здорового образа жизни;

- всесторонне гармоническое развитие физических способностей, укрепление здоровья, закаливание организма;

- овладение с основными тактическими идеями и приёмами шахмат;

-приобретение навыков участия в соревнованиях.

Наполняемость учебных групп.


Год обучения

Минимальный возраст

для зачисления, лет

Минимальное число

учащихся в группе

Максимальное количество учебных часов в неделю

Требования по

физической и

специальной подготовке

на начало учебного года

Количество недель

Количество часов в год


СОГ

6

15

6

Выполнение

нормативов, участие в соревнованиях

43

258

НП - 1

9

15

6

Выполнение

нормативов, участие в соревнованиях

43

258


НП - 2

10

14

9

Выполнение

нормативов, 4 разряд

46

414


НП - 3

11

14

9

Выполнение

Нормативов, 4 разряд

46

414



УЧЕБНО - ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ЭТАП
Задачи на этапе подготовки:

УТГ – 1 год обучения

-развития интереса к занятиям шахматами;

- изучение сложных комбинаций на сочетание идей;

- овладение элементарными техническими приёмами легкофигурного эндшпиля;

-ознакомление с теорией А.Филидора;

- усвоение понятия о тренировке и гигиене шахматиста;

- выполнение норматива 3 разряда.

УТГ – 2 год обучения

-формирование устойчивого интереса к занятиям шахматами;

- развитие тактического зрения;

-приобретение навыков самостоятельной работы;

-ознакомление с приёмами атаки в шахматной партии, проблемами центра;

-углублённое изучение лекгофигурных окончаний и основных технических приёмов ладейного эндешпиля;

-изучение понятия инициативы в дебюте;

- расширение знаний по истории шахмат;

- изучение элементарных основ судейства и организации шахматных соревнований;

- выполнение норматива 2 разряда.

УТГ – 3 года обучения

- расширение полученных знаний;

- изучение теории В. Стейница;

- углублённое изучение темы «Атака на короля»

- ознакомление с характеристикой современных дебютов;

- совершенствование приёмов эндшпиля и миттельшпиля;

- приобретение углублённых знаний о режиме шахматиста и методике тренировки;

- подтверждение норматива 2 разряда.

УТГ – 4 года обучения

-совершенствование теоретических знаний;

- изучение типовых позиций миттельшпиля;

- овладение принципами составления дебютного репертуара;

- углублённое изучение сложных окончаний;

- основы методики тренировки шахматиста;

- овладение глубокими знаниями по истории шахмат;

-получение сведений о психологической и волевой подготовке;

-практическая деятельность по организации и судейству шахматных соревнований;

-получение знаний «Судья-общественник» и «Инструктор по спорту»;

-выполнение норматива 1 разряда.

УТГ-5 года обучения

- совершенствование и развитие теоретических знаний;

- дальнейшее изучение типовых позиций миттельшпиля и отработка на этой основе дебютного репертуара;

- формирование индивидуального подхода к шахматам;

- дальнейшее совершенствование знаний по истории шахмат;

- накопление опыта участия в ответственных соревнованиях;

-подтверждение норматива 1 разряда и выполнение норматива КМС
Наполняемость учебных групп.


Год обучения

Минимальный возраст

для зачисления, лет

Минимальное число

учащихся в группе

Максимальное количество учебных часов в неделю

Требования по

физической и

специальной подготовке

на начало учебного года

Количество недель

Количество часов в год


1 - й

12

10

12

Выполнение

Нормативов, 3 взрослый разряд

46

552


2 - й

13

10

14

2 взрослый разряд

46

644


3 - й

14

8

16

2 взрослые разряды

46

736

4 - й

15

7

18

1 взрослый разряд.

46

828

5 - й

16

6

20

1 разряд. КМС

46

920


4.1 РАЗДЕЛЫ ПОДГОТОВКИ
4.1.1. Теория

  • Физическая культура и спорт в РФ

  • Шахматный кодекс РФ. Судейство и организация соревнований

  • Исторический обзор развития шахмат

  • Дебют

  • Миттельшпиль

  • Эндшпиль

  • Основы методика тренировки шахматиста

  • Спортивный режим и физическая подготовка шахматиста

  • Советская и зарубежная шахматная литература

  • Физическая культура и спорт в России.


4.1.2. Общая физическая подготовка

Общая  физическая подготовка – процесс разностороннего воспитания физических способностей и повышения уровня общей работоспособности организма спортсмена. Общефизическая подготовка является обязательной для шахматистов всех групп каждого года обучения и проводится еженедельно. Тренеры-преподаватели по ОФП в соответствии с программным материалом и индивидуальными особенностями шахматистов составляют годовой учебный план и подборку соответствующих физических упражнений для каждой группы. При проведении занятий по ОФП учитывается специфика шахматного спорта, характеризующихся малой двигательной активностью, используются различные эмоциональные упражнения, подвижные и спортивные игры. Каждый учащийся спортшколы проходит медосмотр.

В число задач общей физической подготовки входит:

1. Укрепление здоровья;
2.Воспитание основных физических качеств;
3.Повышение уровня обшей работоспособности;
4.
Совершенствование жизненно важных навыков и умений.

ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (для всех учебных групп)

Строевые упражнения

Построение в шеренгу, колонну (соблюдая определенный ин­тервал и дистанцию). Выполнение команд: "Становись!", "Равняйсь!", "Смирно!", "Отставить!". Расчеты группа: по порядку, на первых и второй. Повороты на месте и в движении: направо, налево, кругом. Передвижения; ваг и бег не месте, походный (обычный) ваг, бег, переход с шага на бег м с бега на шаг, «изменение длины и частоты шагов. Перестроения: из одной шеренги в две, из колонны по одному в колонну по два, повороты в движении. Размыкание и смыкание: приставными шагами, в движе­нии.

Общеразвивающие упражнения без предметов

Для мышц рук и плечевого пояса: одновременные, попеременные и последовательные движения в плечевых, локтевых и лучезапястных суставах (сгибание, разгибание, отведение, приведение, повороты, маховые к круговые движения, взмахи и рывковые дви­жения в различных исходных упражнениях, на месте и в движении, сгибание рук в упоре лежа.

Для мышц шеи и туловища; наклоны (вперед, а сторону, назад), повороты (направо, налево), наклоны о поворотами, вра­щения,

Для мышц ног: опускание ноги (прямой и согну­той, вперед, в сторону, назад), сгибание и разгибание ног стоя (полуприседания, приседания, выпады), сидя, лежа, круговые движения (стоя, сидя, лежа), взмахи ногой (вперед, сторону, на­зад), подскоки (ноги вместе, врозь, скрестно, на одной ноге), передвижение прыжками на одной и на обеих ногах на 30 метров.

Для мышц всего тела; сочетание движений различными частями тела (приседания с наклонами вперед я движениями руками, выпа­ды с наклоном туловища, вращение туловища с круговыми движения­ми руками, посредством сгибания и разгибания ног я др.), упраж­нения на формировали правильной осанки.

Общеразвивающие упражнения с предметами

Со скакалкой с короткой - подскоки на обеих и одной но­ге, с ноги на ногу, бег со скакалкой, с длинной - пробегание под вращающейся скакалкой, подскоки на одной и обеих ногах.

С гимнастической палкой и повороты туловища (стоп, сидя, стоя на коленях, лежа), с различными положениями палки (вверх, вперед, вниз, за голову, за спину), перешагивание и перепрыгивание через палку, круты, упражнения с сопро­тивлением партнера.

Баскетбольными мячами броски из различных положений: сидя, стоя, лёжа,

стоя, лежа, броски одной и двумя руками, броски из-за головы, сбоку, снизу, ведение мяча с постепенным ускорением движения, броски в корзину одной рукой, двумя руками, с места и в движении, игровые упражнения, эстафеты с мячами.

С набивными мяча (вес от 1 до 2 кг): сгибание и разгибание рук, круговые движении руками, сочетание движении руками с движением туловища, броски вверх и ловля с поворотом и приседанием, перебрасывание мяча по кругу и вдвоем в различных исходных положениях (стоя, сидя, лежа), переноска мяча, броски ногами, эстафеты и игры с мячом.

Легоатлетические упражнения: ходьба на носках, на пятках, на внутренней к наружной стороне стопы, в полуприседе и присе­де, выпадами, о высоким подниманием бедра, приставными и окре­стными шагами, сочетание ходьбы с прыжками. Бег обычный, с вы­соким подыманием бедра, со сгибанием ноги назад, скрестным шагом вперед и в сторону. Бег на короткий дистанции 30, 60, 100 метров с низкого и высокого старта, бег по пересеченной местности (кросс), с преодолением различных естественных я искусственных препятствий. Бег о переменной скоростью на различные дистанции.

Спортивные и подвижные игры.

Спортивные и подвижные игры в спортивном зале.
4.1.3.Контрольные и календарные игры ( по календарю)


  • Первенства ДЮСШ

  • Первенство города Коммунар

  • Первенство ГМР

  • Первенство Ленинградской области


4.1.4 Контрольно – нормативные требования (декабрь, май).
Выполнение нормативных требований программы является обязательной для всех

учащихся каждого года обучения, в форме зачета или семинара в конце учебного года,

протоколируется, утверждается решением педагогического совета и оформляется приказом

директора ДЮСШ.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образовательная программа по шахматам возраст детей: 6 17 лет iconОбразовательная программа художественного и речевого развития детей...
Интеграция творческого процесса более эффективно обеспечивает потребность каждого ребенка свободно проявлять свои способности и выражать...

Образовательная программа по шахматам возраст детей: 6 17 лет iconОбразовательная программа по шахматам Мурманской областной детско-юношеской...
Модюсш) составлена на основе типовой программы по шахматам 1977 года и программы подготовки шахматистов IV-II разрядов 2007 года...

Образовательная программа по шахматам возраст детей: 6 17 лет iconПрограмма "Русские шашки" Рассчитана на 2 года обучения Возраст воспитанников:...
Дополнительная образовательная программа «Русские шашки» имеет физкультурно-спортивную направленность

Образовательная программа по шахматам возраст детей: 6 17 лет iconОбразовательная программа «Литературная гостиная» Вид программы модифицированная...
Детство особый поэтический творческий мир, когда способности воображения, фантазирования развиты особенно остро

Образовательная программа по шахматам возраст детей: 6 17 лет iconОбразовательная программа униципального бюджетного дошкольного образовательного...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №26 «Родничок» осуществляет воспитание, обучение и развитие...

Образовательная программа по шахматам возраст детей: 6 17 лет iconДополнительная образовательная программа Тхэквондо (итф) возраст...
Итф подготовлена с учетом нормативно-правовых основ, регулирующих деятельность спортивных школ в системе Министерства образования...

Образовательная программа по шахматам возраст детей: 6 17 лет icon«Агентство домели» www domeli ru
Жена, возраст: 30, Работает начальником отдела; Сын, возраст: 9, Школьник; Дочь, возраст: 15, Школьник

Образовательная программа по шахматам возраст детей: 6 17 лет iconПояснительная записка. Программа I года обучения. Учебно тематический план I года обучения
Данная образовательная программа рекомендована для детей в возрасте 13-17 лет с гуманитарным складом ума, умением грамотно владеть...

Образовательная программа по шахматам возраст детей: 6 17 лет iconОбразовательная программа по баскетболу сроки реализации программы 8 лет
Фз «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования...

Образовательная программа по шахматам возраст детей: 6 17 лет iconНепосредственно образовательная деятельность по интеллектуальному...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №62 Журавушка

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции