Скачать 197.62 Kb.
|
Дополнительная образовательная программа художественного и речевого развития детей «Лепная Сказка» (возраст детей: 4-7 лет) Срок реализации программы – один год. Руководитель студии «Лепная сказка» Марковская С.В. г. Мытищи, 2011 г. 2.Пояснительная записка Современная педагогика, нацеленная на личностный рост и творческое развитие ребенка, предполагает интеграцию различных видов художественной деятельности детей. Традиционные виды художественной деятельности, такие, как рисование, лепка и аппликация, не всегда дают возможность в полной мере реализовать задачи творческого развития ребенка. Интеграция творческого процесса более эффективно обеспечивает потребность каждого ребенка свободно проявлять свои способности и выражать интересы. 2.1.Направленность дополнительной образовательной программы. Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность. Художественно-творческая деятельность (лепка, рисование, аппликация, работа с природным материалом и т.д.) имеет огромное значение в формировании личности ребенка. Эти занятия помогают ребенку ощутить радость познания, творчества. Лепка, как и любой другой вид изобразительного искусства, должна носить творческий характер, ведь ребенок в своих работах образно отражает действительность и свои впечатления от окружающего мира. Кроме того, во время лепки ребенок приобретает разнообразные знания, его представления об окружающем мире уточняются и углубляются. В процессе работы ребенок осмысливает качества предметов, их характерные особенности. Во время работы с глиной у ребенка развивается тонкая моторика рук, сила и подвижность пальчиков, он учится координировать движения обеих рук, соответственно приобретает сенсорный опыт. При создании своей поделки он использует сразу обе руки, в этот момент задействованы все пальцы и внутренняя поверхность ладоней Удивительно, но лепка из глины дает тот же эффект, что и массаж рук. Следует отметить, что лепка имеет еще и психотерапевтическую направленность. Ребенок изготавливает из глины различных сказочных персонажей и обыгрывает ситуации и взаимоотношения с ними. С вылепленными предметами ребенок может просто играть, не боясь, что они разобьются или сломаются. Кроме того, дети обычно трепетно относятся к вещам, сделанным своими руками, а значит, лепка учит бережному отношению к игрушкам. При совместном выполнении какой-нибудь модели (сказочного замка, к примеру), дети учатся общаться и взаимодействовать друг с другом, правильно выражать свои мысли, объяснять задуманное. 2.2.Новизна актуальность, педагогическая целесообразностьСуществует большое количество образовательных программ по лепке из глины и других материалов, но нет программ, объединяющих развитие речи в форме литературного творчества и изобразительную деятельность детей (рисование и лепка) в рамках одного курса. В связи с этим разработанная образовательная программа “Лепная сказка” является педагогически целесообразной и обладает новизной. Ее актуальность не вызывает сомнения. 2.3. Цель и задачиЦель программы: художественно-эстетическое и личностное развитие ребенка через приобщение к волшебному миру русских народных сказок и традиционной русской игрушки посредством художественной лепки и создания самобытных сказок на занятиях студии «Лепная сказка». Задачи программы: - познакомить детей с народными художественными промыслами (дымковская, филимоновская, кагропольская игрушка); - познакомить детей с основными способами лепки (пластический, комбинированный, конструктивный), приемами обработки глины и изготовления игрушек, а после сушки и обжига – их декоративной росписи; - развивать мелкую моторику пальцев рук детей, их ручную умелость; - в ходе придумывания сказок и создания сказочных персонажей развивать образное мышление детей, фантазию и творческие способности; - совершенствовать монологическую и диалогическую речь детей; - формировать эстетические потребности, художественный вкус детей; - воспитывать уважение к духовным и нравственным ценностям, к культуре русского народа. Ведущими идеями программы является создание: - условий для удовлетворения индивидуальных потребностей и эстетических запросов через вариативность содержания программы; - нравственно-эмоционального климата и чувственно-эмоциональной поддержки, условий для самоопределения, саморазвития, свободного самовыражения; - отношений, при которых возможна такая форма общения, как сотрудничество и соавторство педагога и ученика. 2.4.Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной программыПрограмма рассчитана на детей 4-7 лет. 2.5.Сроки реализации программы (продолжительность образовательного процесса, этапы)Сроки реализации составляют один год – 76 учебных часов. Хотя программой и предусматривается возможность дополнительных занятий, связанных с повышением уровня мастерства при условии формирования у детей в процессе занятий устойчивого интереса и положительной мотивации к продолжению деятельности. Строится курс из расчета два занятия в неделю, на одном из них проводится работа со сказками, на втором – лепка по мотивам народных сказок. Основной акцент на интегрированных занятиях студии «Лепная сказка» делается на сочетании речевой и практической деятельности в их разнообразных формах, а именно: прослушивание и обсуждение художественной литературы, придумывание сказок с опорой на картинки и схемы, словесные и подвижные игры, а также лепка и зарисовки по сказкам. Для занятий в студии используется цветное тесто и белая или голубая глина в брикетах. Белая глина, каолин, очень пластична, ее удобно заранее окрашивать в яркие цвета сухими красками, не меняющими цвет при обжиге. Для окраски поделок используются акриловые краски, в том числе металлик и перламутр разных оттенков. Готовые изделия для большей прочности покрываются лаком. На первых занятиях педагог диагностирует уровень подготовленности учащихся с учетом их возрастных и психофизических особенностей для уточнения дальнейшей программы. 2.6.Формы и режим занятийОрганизационные формы работы на занятиях определяются в соответствии с целями и задачами. На одном занятии могут быть использованы различные формы работы: групповая, работа в парах и индивидуальная. В течение недели одно из двух занятий посвящено литературной деятельности, второе – лепке из соленого теста или глины. Также предусмотрена проективная деятельность детей: создание декораций и постановка спектаклей по придуманным детьми сказкам. 2.7. Ожидаемые результаты и способы их проверкиВ качестве показателей эффективности могут быть выделены две группы критериев: анализ творческих продуктов и анализ процесса деятельности. Диагностика продвижения, так же как и анализ результативности курса ведется на каждого из детей, при этом учитывается личность и способности конкретного ребенка, что позволяет поддерживать в нем веру в собственные возможности, вовремя выявлять недочеты и корректировать творческий процесс. Для выявления уровня развития творческих и коммуникативных способностей разработаны индивидуальные диагностические карты, анализ которых позволяет отследить результативность образовательной программы. К оценкам результатов творчества относятся похвала за самостоятельность и инициативу выбора новой темы, выставка работ, награждение грамотами, дипломами, фотографирование работ для фотоальбома лучших работ студии “Лепная сказка”. В течение учебного года между кружковцами проводятся различные конкурсы, позволяющие сделать срез и выявить сформировавшиеся знания и умения по пройденным темам. Такой подход, не травмируя детскую психику, позволяет сформировать положительную мотивацию их деятельности и в форме игры научить самоанализу. Применение безоценочного способа позволяет не только провести диагностику развития личностных способностей, но и повысить самооценку учащихся. Завершением курса является итоговая выставка, призванная показать достижения детей за год. Лучшие изделия отбираются для участия в городских конкурсах, выставках и фестивалях. Ожидаемые результаты апробации образовательной программы заключаются в формировании у детей необходимых знаний, умений и навыков. Знания:
Умения и навыки:
2.8. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы Формы подведения итогов образовательной программы включают в себя:
Завершением цикла занятий является итоговая выставка, призванная показать достижения детей за год. Лучшие изделия фотографируются и отбираются для участия в городских и областных конкурсах, выставках, фестивалях. 3.Учебно-тематический план
4.Содержание изучаемого курса Для успешной реализации образовательной программы разработан учебно-тематический план, включающий в себя 8 разделов, общим объемом 76 часов. 1 раздел Технология выполнения изделий из соленого теста Темы:
формы занятий: беседа, показ трудовых приемов, упражнения по выполнению приемов, операций, самостоятельные работы. теоретические сведения: беседа о курсе, знакомство с группой, история возникновения и развития промысла, народная игрушка из глины (дымковская, филимоновская, каргопольская); современная авторская игрушка из глины; керамика и керамические изделия (терракота, фаянс, фарфор); знакомство с основным материалом на теоретическом уровне; способы лепки: вырезание по шаблону, конструктивный, пластический, комбинированный, основные элементы лепки, использование дополнительных приспособлений (стек, формочки, спички, пуговицы, проволока, скрепки, бисер, стеклярус, бумага, расческа, ткань), приемы рельефной лепки. практические работы: выполнение зарисовок глиняных игрушек и керамических изделий, отработка основных приемов и элементов лепки, выполнение образцов изделий, фантазийное осмысление работ по заданной теме. 2 раздел Технология лепки объемных игрушек из теста на каркасе из фольги и других материалов Темы:
Формы занятий: беседа, показ технических приемов и способов лепки, самостоятельная работа. Теоретические сведения: беседа о свойствах теста как пластического материала, роль каркаса при лепке объемных игрушек; виды каркасов; способы крепления деталей; центр тяжести игрушки; роль проволочных элементов; орехи, желуди, каштаны в качестве основы для игрушки. Практические работы: лепка игрушек по образцу на каркасе из фольги; облепливание тестом различных мелких флаконов при изготовлении игрушек; соединение деталей с помощью зубочисток, проволоки, самостоятельная творческая деятельность. 3 раздел Технология лепки из глины Темы:
Формы занятий: беседа, показ технических приемов и способов лепки, самостоятельная работа. Теоретические сведения: беседа о мифологическом происхождении народных игрушек; особенности дымковских, филимоновских, каргопольских игрушек; отличия между приемами работы с глиной и тестом; способ лепки из цельного куска. Практические работы: самостоятельная лепка народных игрушек по образцу; фантазийная лепка мо мотивам сказок; лепка на мифологические темы. 4 раздел Технология раскраски изделий из соленого теста Темы:
формы занятий: устное изложение, беседа, игра - сказка “Бедная кисточка”, показ трудовых приемов, самостоятельные наблюдения учащихся, упражнения по выполнению комплексных работ. теоретические сведения: основные приемы работы с красками по тесту и бумаге; пищевые красители, гуашь, акварель, темпера, акриловые краски; ощущение цвета (холодный, теплый); родственные контрастные цвета; цветовое сочетание; получение произвольных цветов (использование палитры); высветление цвета; затемнение цвета; наложение одного цвета на другой; цветовой круг. практические работы: работа с палитрой по получению дополнительных цветов; использование красок для раскраски эскиза (работа с бумагой); выполнение работы по раскраске изделий из теста. 5 раздел Технология сочетания изделий из соленого теста с природными материалами Темы:
формы занятий: рассказ – объяснение, самостоятельные работы. теоретические сведения: фитодизайн как искусство; природные материалы и их использование; отпечаток на тесте при помощи трав и злаков; использование различных семян; особенности сушки изделия оформленного засушенными растениями. практические работы: составление небольших букетиков из сухих растений; выполнение отпечатка на тесте; практическое использование и красочное оформление работы выполненной с использованием природных материалов. 6 раздел Анализ содержания сказок Темы:
Формы занятий: прослушивание сказки, ее пересказ, анализ, построение схемы сказочного сюжета, сравнение героев и сказок между собой, работа над составлением схемы сказки. Теоретические сведения: типология сказочных сюжетов по В.Я.Проппу; мифологические корни волшебной сказки; типология действующих персонажей; основные виды сказок; роль зачинов, повторов и ритуальных формул; магическая действительность в сказке. Практическая работа: пересказ сказок; описание героев и местности; составление маршрута путешествия героя; составление схемы сказки с опорой на рисунки функций, а затем – фишки; определение типа героя; составление картотеки волшебных даров и волшебных помощников, зарисовки по сказкам. 7 раздел Литературное творчество детей Темы:
Формы занятий: совместное или индивидуальное творчество; рисование придуманных героев и действующих лиц; озвучивание диалогов между персонажами. Теоретические сведения: знакомство с биографией писателей-сказочников, историей создания некоторых литературных произведений, с важнейшими законами литературного творчества. Практическая работа: видоизменение окончания известных сказок, придумывание новых названий к сказкам, рисование карты волшебной страны, коллективное придумывание сказок, сочинение в парах и индивидуальное литературное творчество, рисование иллюстраций к придуманным сказкам. 8 раздел Театрализованная деятельность детей Темы:
Формы занятий: самостоятельная и коллективная работа. Практическая работа: лепка и изготовление необходимых атрибутов и декораций; заучивание ролей, представление спектаклей для родителей. 5.Методическое обеспечение программы Методическое обеспечение образовательной программы “Лепная сказка” включает в себя дидактические принципы, методы, техническое оснащение, организационные формы работы, формы подведения итогов. При подготовке к занятиям большое внимание уделяется дидактическим принципам. Прежде всего, это принцип наглядности, так как психофизическое развитие детей 4-7 лет, на который рассчитана данная программа, характеризуется конкретно-образным мышлением. Следовательно, дети способны полностью усвоить материал, если занятия ведутся с применением предметной (образцы изделий, практические упражнения), изобразительной (учебно-наглядные пособия) и словесной (образная речь педагога) наглядности. Большое внимание также уделяется принципам доступности и посильности в обучении, методу активности, связи теории с практикой, прочности овладения знаниями и умениями. Методы, применяемые при подготовке к занятиям подразделяются на:
При организации работы кружка используется дидактический материал. Он включает в себя образцы изделий, выполненные педагогом и учащимися, рисунки, открытки и эскизы, инструкционные карты, специальную и дополнительную литературу, фотографии детских работ (фотоальбом лучших работ кружка “Лепная сказка”) и профессиональных работ, разработку отдельных тематических занятий. Также педагогом разрабатывается рабочая тетрадь, включающая все памятки, необходимые для работы, игровые задания, сказки. На занятиях педагогом используются следующие дидактические игры: «Назови сказку», «Приведи пример из сказки», «Сравни сказки», «Назови сказочные дары и волшебные средства», «Чудесные помощники», «Придумай к сказке новое название», «Сочини продолжение к сказке». А также игровые упражнения, такие, как «Разговор по телефону», «Интервью у сказочного героя», «Беседа чудесных друзей», (при этом дети учатся грамматически правильно выстраивать диалог); «Сказочная деревня», «Тридевятое царство», «Заколдованный лес» (дети упражняются в умении вести рассказ о времени и месте, где разворачивается сюжет сказки). При обучении детей построению схем сказок используются разноцветные фишки, обозначающие: «Р» - рассказ о герое; «О» - описание местности, времени; «Б» - беседа, диалог между персонажами; «С» - сравнить двух героев, персонажи. Техническое оснащение занятий включает в себя:
|
«Реализация системно деятельностного подхода в практике комплексного... Реализация системно – деятельностного подхода в практике комплексного тематического планирования познавательно – речевого развития... |
Образовательная программа по шахматам возраст детей: 6 17 лет Существует масса гипотез о происхождении шахмат и их роли в культурной жизни. Узбекистанские историки шахмат З. Ходжаев и Ф. Дюммель... |
||
Образовательная программа униципального бюджетного дошкольного образовательного... Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №26 «Родничок» осуществляет воспитание, обучение и развитие... |
Образовательная программа творческого и научно-технического развития... Федеральная научно – образовательная программа творческого и научно-технического развития детей и молодёжи |
||
Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи (художественный профиль) Типовая программа детей и молодежи художественного профиля представляет собой технический нормативный правовой документ, определяющий... |
Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи (художественный профиль) Типовая программа детей и молодежи художественного профиля представляет собой технический нормативный правовой документ, определяющий... |
||
Программа рассчитана на обучение детей в возрасте от 10 до 18 лет Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего... |
Пояснительная записка по образовательной деятельности «Формирование... Образовательная деятельность «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей» направлена на развитие познавательных... |
||
Пояснительная записка по образовательной деятельности «Формирование... Образовательная деятельность «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей» направлена на развитие познавательных... |
Обоснование необходимости проекта Проект «Путешествие в леголэнд» представляет собой систему организационно-педагогических мероприятий и действий, обеспечивающих интеграцию... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |