Программа "Русские шашки" Рассчитана на 2 года обучения Возраст воспитанников: 7-9 лет Составитель: педагог дополнительного образования Торопова Тамара Александровна пос.




Скачать 167.65 Kb.
Название Программа "Русские шашки" Рассчитана на 2 года обучения Возраст воспитанников: 7-9 лет Составитель: педагог дополнительного образования Торопова Тамара Александровна пос.
Дата публикации 30.09.2014
Размер 167.65 Kb.
Тип Программа
literature-edu.ru > Литература > Программа


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Дом детского творчества» пос. Рощино

ПРИНЯТА УТВЕРЖДАЮ

На педагогическом совете Директор МБОУДОД

Протокол №________ «Дом детского творчества»

пос. Рощино

от «___»___________20___г.

______________________

«___»_____________2013 г.

  1. Дополнительная образовательная
  2. программа



"Русские шашки"


Рассчитана на 2 года обучения

Возраст воспитанников: 7-9 лет

  1. Составитель:

  2. педагог дополнительного образования


    1. Торопова Тамара Александровна


пос. Рощино

2013г.
«Чей ум живей, чем дух способнее к паренью,

Тем шашки лучшее доставят развлеченье»

Адам Мицкевич.
Пояснительная записка.
Дополнительная образовательная программа «Русские шашки» имеет физкультурно-спортивную направленность.

Новизна программы заключается в том, что она составлена на основе «Программы подготовки юных шашистов» С.С.Меньшина и Г.В.Громова, программы «Русские шашки в школе» Громова Г.В. и Свечникова А.А., адаптирована под возраст детей 7-9 лет, с использованием разнообразных развивающих логических игр и заданий (лабиринты, мозаики, пазлы, головоломки), которые способствуют подготовке ребенка к основному виду деятельности – игре в русские шашки.

Актуальность программы определяется желанием детей заниматься интеллектуальными играми и участвовать в соревнованиях.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что при использовании разнообразных развивающих логических игр и заданий (лабиринты, мозаики, пазлы, головоломки), при серьезном увлечении интеллектуальными играми у детей развиваются личностные качества: усидчивость, выдержка, тактичность, целенаправленность, активность, которые способствуют успешным занятиям в школе.

Цель программы:

Обучить детей игре в русские шашки, привить интерес к интеллектуальным играм.

Задачи программы.

Обучающие:

  1. Научить основным правилам игры в русские шашки.

  2. Дать знания по теории шашечной игры.

  3. Научить проводить партию по правилам.

  4. Сформировать первоначальные навыки участия в соревнованиях.

Развивающие:

  1. Развить творческий потенциал ребенка.

  2. Создать условия для развития внимания, логического мышления, памяти и других общих и познавательных способностей детей.

  3. Развить интерес и мотивацию к занятиям интеллектуальными играми.

Воспитательные:

1. Воспитать целеустремлённость, настойчивость.

2. Воспитать дисциплинированность, коммуникативность, ответственность.

  1. Научить оценивать свои действия и действия соперника в ходе игры.

  2. Помочь обрести уверенность в своих силах и возможностях.


Отличительная особенность данной программы заключается в том, что новые игровые методики помогают быстро развить способность слушать и слышать, видеть и замечать, организовать свой содержательный досуг.
Возраст детей, занимающихся в детском объединении - 7- 9 лет.

Программа рассчитана на два года обучения.

Занятия проводятся два раза в неделю: 1 год обучения — два раза в неделю по два учебных часа, 2 год обучения — два раза в неделю по одному учебному часу. Формой организации образовательной деятельности в детском объединении является занятие, проводимое коллективным и групповым способами, с учетом индивидуальных особенностей детей. Основными видами занятий являются: беседа, практическая работа, самостоятельная работа, турнир, конкурс, соревнование, праздник.

Материально-техническое оснащение:

1.Помещение, соответствующее санитарным нормам.

2.Магнитная доска и шашки.

3.Комплекты шашечных досок и шашек.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:

Ожидаемые результаты по окончанию первого года обучения:

Предметные:

  1. Знать «Шашечный кодекс».

  2. Знать основные шашечные понятия и определения, ориентироваться на шашечной доске, уметь выполнять практические задания.

  3. Знать основные правила игры в русские шашки, уметь играть попарно.

  4. Знать этапы шашечной партии, нотацию, уметь записывать простейшие партии.

Метапредметные:

  1. Участвовать в соревнованиях, проявляя нравственно-волевые качества личности.

  2. Формировать логическое мышление, способность к самоконтролю;

  3. Воспитать желание играть в логические и настольные игры.

Личностные:

1. Объективно оценивать свои действия, а также действия и поступки товарищей.

2. Воспитать стремление к взаимопомощи, взаимовыручке.
Ожидаемые результаты по окончанию второго года обучения:

Предметные:

  1. Знать историю появления шашек на Руси.

  2. Знать назначение диагоналей.

  3. Уметь записывать партии, знать несколько вариантов дебютов.

  4. Разгадывать шашечные кроссворды и выполнять задания.

Метапредметные:

  1. Иметь понятие о тактике и стратегии игры.

  2. Знать алгоритм действий при осуществлении шашечной партии.

  3. Развивать логическое мышление, умение прогнозировать свои действия в различных жизненных ситуациях.

Воспитательные:

1. Научиться быть дисциплинированными на занятиях и соревнованиях.

2. Уметь помогать друг другу, доводить дело до конца.

3. Придерживаться общепринятых норм и правил поведения на занятиях, соревнованиях и в повседневной жизни.

Основной формой подведения итогов за учебный год является соревнование на личное первенство в детском объединении.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1-й год обучения


п/п

Название разделов программы
  1. Количество учебных часов




  1. Всего

  1. Теория

  1. Практика


1.

Шашечный кодекс.
  1. 2

  1. 2

  1. -


2.

Исторический обзор.
  1. 5

  1. 5

  1. -


3.

Правила игры.
  1. 35

  1. 10

  1. 25


4.

Этапы партии:

4.1 Дебют

4.2 Миттельшпиль

4.3 Эндшпиль
  1. 88


25

42

21
  1. 26


4

14

8
  1. 62


21

28

13

5.

Соревнования.
  1. 6

  1. -

  1. 6


6.

Проектная деятельность
  1. 8

  1. 1

  1. 7





ВСЕГО:
  1. 144

  1. 44

  1. 100



СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ

(первый год обучения)

  1. Шашечный кодекс.

Теория: Личные соревнования. Организация соревнований. Шашечная этика. Дисциплина во время соревнований.


  1. Исторический обзор.

Теория: Возникновение шашечных игр. А.Д. Петров - автор первой книги о шашках на русском языке. Шашки в России.


  1. Правила игры.

Теория: Шашечная нотация. Шашечная доска. Расстановка шашек. Диагонали (большая дорога). Правила первого хода. Ударные и тихие ходы. Простая шашка и дамка. Центр. Бортовые шашки.

Практика: запись своей партии. Упражнения на определение нотации каждого поля шашечной доски.


  1. Этапы партии.

Дебют.

Теория: определение первого этапа шашечной партии.

Практика: разыгрывание различных вариантов дебюта в шашечной партии.

Миттельшпиль.

Теория: Срединная стадия партии (после 7-10 ходов). "Любки", "Распутье", "Блокада", "Столбняк". Серия жертв. Роздых. Цугцванг. Центр. Атака. Защита.

Практика: разыгрывание различных комбинаций в шашечных партиях.

Эндшпиль.

Теория: Окончательный этап шашечной партии. Три дамки против одной (треугольник А.Д. Петрова). Ничья. Победа.

Практика: разыгрывание треугольника А.Д.Петрова и других вариантов окончания шашечной партии.

  1. Соревнования.

Практика: Соревнования в группе.


  1. Проектная деятельность.

Теория: Ознакомление с этапами проектной деятельности.

Практика: Составление шашечных кроссвордов.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2-й год обучения


п/п

Название разделов программы
  1. Количество учебных часов




  1. Всего

  1. Теория

  1. Практика


1.

Шашечный кодекс.
  1. 2

  1. 2

  1. -


2.

Исторический обзор.
  1. 2

  1. 2

  1. -


3.

Правила игры.
  1. 14

  1. 4

  1. 10


4.

Этапы партии:

  1. Дебют

  2. Миттельшпиль

  3. Эндшпиль
  1. 52


7

28

17
  1. 8


-

6

2
  1. 44


7

22

15

5.

Соревнования.
  1. 1

  1. -

  1. 1


6.

Шашечный кроссворд
  1. 1

  1. -

  1. 1





ВСЕГО:
  1. 72

  1. 16

  1. 56



СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ

(второй год обучения)

  1. Шашечный кодекс.

Теория: Организация соревнования. Соревнования: "Чудо - шашки". Спортивный режим.


  1. Исторический обзор.

Теория: Появление шашек на Руси. Шашки в культурной жизни России.


  1. Правила игры.

Теория: Поле А1, Н8. Значение диагоналей. Жеребьевка. Преимущества дамки. Значение центра.

Практика: запись своей партии, определение нотации каждого поля шашечной доски.


  1. Этапы партии.

Дебют.

Теория: Расширение репертуара дебютов.

Практика: разыгрывание различных вариантов дебюта в шашечной партии.
Миттельшпиль.

Теория: "Золотая шашка" (е 1 d8). Приемы достижения цугцванга. Серия жертв. Приемы выигрыша шашки. Тщательная подготовка атаки. Контрнаступление. Овладение центром. Атака и защита.

Практика: разыгрывание шашечных партий.
Эндшпиль.

Теория: Большое число возможностей. Завершающий удар, причина проигрыша - цугцванг.

Практика: осуществление большого числа возможностей в эндшпиле, записывание варианта эндшпиля.


  1. Соревнования.

Соревнования в группе и на первенство ДДТ.
6. Мероприятие.

«Шашечный кроссворд». Обобщающее занятие.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

« Русские шашки"

Первый год обучения


и\п

Раздел, тема

Форма занятий

Методы

Дидактический и наглядный

материал,

Технические средства обучения

Формы диагностики

1.

Шашечный кодекс

Беседа.

Объяснительно-иллюстративный.

Обучающая и методическая литература.

Наблюдение.

2.

Исторический обзор

Беседа. Конкурс.

Дидактические игры.

Объяснительно-иллюстративный.


Комплекты шашечных досок и шашек.

Шашечная магнитная доска.

Рабочие тетради.

Карточки с заданиями.

Карточки с шашечными терминами.

Наблюдение.

Собеседование. Анализ.

3.

Правила игры

Беседа.

Дидактические игры.

Практические занятия.

Самостоятельная работа.

Объяснительно-иллюстративный. Репродуктивный.

Программированный

Комплекты шашечных досок и шашек.

Шашечная магнитная доска.

Рабочие тетради.

Карточки с заданиями.

Карточки с шашечными терминами.

Наблюдение. Собеседование Анализ.

Самостоятельная работа.

4 .

4.1

4.2

4.3

Этапы партии

Дебют

Миттельшпиль

Эндшпиль

Беседа.

Конкурс.

Соревнования. Практические занятия.


Репродуктивный.

Проблемный Программированный

Комплекты шашечных досок и шашек.

Шашечная магнитная доска.

Рабочие тетради.

Карточки с заданиями.

Карточки с шашечными терминами.

Наблюдение.

Собеседование

Анализ.

Соревнования.

Кроссворд.

5.

Соревнования

Соревнование

Проблемный Программированный

Комплекты шашечных досок и шашек.

Шашечная магнитная доска.

Фотоаппарат.

Наблюдение.

Анализ.

Соревнование.

6.

Проектная деятельность

Проект

Программированный

Проблемный

Метод проектов

Обучающая и методическая литература

Анализ



Второй год обучения


и\п

Раздел, тема

Форма занятий

Методы

Дидактический и наглядный

материал,

Технические средства обучения

Формы диагностики

1.

Шашечный кодекс

Беседа.

Объяснительно-иллюстративный.

Обучающая и методическая литература.

Наблюдение.

2.

Исторический обзор

Беседа. Конкурс.

Дидактические игры.

Объяснительно-иллюстративный.


Комплекты шашечных досок и шашек.

Шашечная магнитная доска.

Рабочие тетради.

Карточки с заданиями.

Карточки с шашечными терминами.

Наблюдение.

Собеседование. Анализ.

3.

Правила игры

Беседа.

Дидактические игры.

Практические занятия.

Самостоятельная работа.

Объяснительно-иллюстративный. Репродуктивный.

Программированный

Комплекты шашечных досок и шашек.

Шашечная магнитная доска.

Рабочие тетради.

Карточки с заданиями.

Карточки с шашечными терминами.

Наблюдение. Собеседование Анализ.

Самостоятельная работа.

4 .

4.1

4.2

4.3

Этапы партии

Дебют

Миттельшпиль

Эндшпиль

Беседа.

Конкурс.

Соревнования. Практические занятия.


Репродуктивный.

Проблемный Программированный

Комплекты шашечных досок и шашек.

Шашечная магнитная доска.

Рабочие тетради.

Карточки с заданиями.

Карточки с шашечными терминами.

Наблюдение.

Собеседование

Анализ.

Соревнования.

Кроссворд.

5.

Соревнования

Соревнование

Проблемный Программированный

Комплекты шашечных досок и шашек.

Шашечная магнитная доска.

Фотоаппарат.

Наблюдение.

Анализ.

Соревнование.

6.

Мероприятия

Кроссворд

Проблемный Программированный

Карточки с кроссвордом.

Фотоаппарат.

Наблюдение.

Анализ.

Кроссворд.



Список используемой литературы для педагога:


  1. Барский Ю. Герцензон Б. «Приключения на шашечной доске» Лениздат, 1969г.

  2. Голосуев В.М. «Играйте в шашки» - Лениздат 1983г. Программы для внешкольных учреждений –1998г.

  3. Городецкий В.Б. «Книга о шашках» – «Детская литература» М.,1984.

  4. Громов Г.В., Свечников А.А. «Русские шашки в школе»-1991г.

  5. Звирбулис В.А., Здоровяк Р.З. «Типичные шашечные приемы»- «Физкультура и спорт» М.,1998г.

  6. Программа подготовки юных шашистов (1 часть). С.С.Меньшин. Г.В.Громов.

С - Пб.,1992г.

Список литературы для детей:

  1. Барский Ю. Герцензон Б. «Приключения на шашечной доске» Лениздат, 1969г

  2. Голосуев В.М. «Играйте в шашки» - Лениздат 1983г

  3. Городецкий В.Б. «Книга о шашках» – «Детская литература» М.,1984.

  4. Громов Г.В., Свечников А.А. «Русские шашки в школе»-1991г.

  5. Звирбулис В.А., Здоровяк Р.З. «Типичные шашечные приемы»- «Физкультура и спорт» М.,1998г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа \"Русские шашки\" Рассчитана на 2 года обучения Возраст воспитанников: 7-9 лет Составитель: педагог дополнительного образования Торопова Тамара Александровна пос. icon Программа тьюторского сопровождения обучающихся «Теория и практика шашечной игры» Составитель
По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Эта мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Возраст ее...
Программа \"Русские шашки\" Рассчитана на 2 года обучения Возраст воспитанников: 7-9 лет Составитель: педагог дополнительного образования Торопова Тамара Александровна пос. icon Программа «Игровая экология» для детей 6-8 лет срок реализации 1...

Программа \"Русские шашки\" Рассчитана на 2 года обучения Возраст воспитанников: 7-9 лет Составитель: педагог дополнительного образования Торопова Тамара Александровна пос. icon Рабочая программа «Активисты школьного музея» на 2013-2014 учебный...
Программа: «активисты школьного музея», типовая, специализированного уровня, туристско-краеведческой направленности
Программа \"Русские шашки\" Рассчитана на 2 года обучения Возраст воспитанников: 7-9 лет Составитель: педагог дополнительного образования Торопова Тамара Александровна пос. icon Конспект занятия по предмету «Хореография»
Злобина Ольга Александровна педагог дополнительного образования, высшая квалификационная категория
Программа \"Русские шашки\" Рассчитана на 2 года обучения Возраст воспитанников: 7-9 лет Составитель: педагог дополнительного образования Торопова Тамара Александровна пос. icon Образовательная программа «Литературная гостиная» Вид программы модифицированная...
Детство особый поэтический творческий мир, когда способности воображения, фантазирования развиты особенно остро
Программа \"Русские шашки\" Рассчитана на 2 года обучения Возраст воспитанников: 7-9 лет Составитель: педагог дополнительного образования Торопова Тамара Александровна пос. icon Здоровьесберегающие технологии в группах раннего развития детей в...
Наталья Викторовна Семейникова, педагог-психолог, педагог дополнительного образования мбоу дод «дюц «Горизонт», г. Протвино
Программа \"Русские шашки\" Рассчитана на 2 года обучения Возраст воспитанников: 7-9 лет Составитель: педагог дополнительного образования Торопова Тамара Александровна пос. icon Инструкция по профилактической работе в оу, ведение документации,...
Опыт введения оу должностей: педагог дополнительного образования, социальный педагог, педагог-организатор, психолог, классный
Программа \"Русские шашки\" Рассчитана на 2 года обучения Возраст воспитанников: 7-9 лет Составитель: педагог дополнительного образования Торопова Тамара Александровна пос. icon Программа аэрокосмического кружка первого и второго года обучения
Программа первого года обучения расчитана на младший школьный возраст /1-4 классы/, предусматривает расширение по литехнического...
Программа \"Русские шашки\" Рассчитана на 2 года обучения Возраст воспитанников: 7-9 лет Составитель: педагог дополнительного образования Торопова Тамара Александровна пос. icon Программа рассчитана на обучающихся 5-9 классов и рассчитана 5 лет...
Фундаментального ядра содержания общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи...
Программа \"Русские шашки\" Рассчитана на 2 года обучения Возраст воспитанников: 7-9 лет Составитель: педагог дополнительного образования Торопова Тамара Александровна пос. icon Методическая разработка поход выходного дня по маршруту: Протвино...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции