Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Дом детского творчества» пос. Рощино
ПРИНЯТА УТВЕРЖДАЮ
На педагогическом совете Директор МБОУДОД
Протокол №________ «Дом детского творчества»
пос. Рощино
от «___»___________20___г.
______________________
«___»_____________2013 г.
-
-
-
-
Дополнительная образовательная
-
программа
"Русские шашки"
Рассчитана на 2 года обучения
Возраст воспитанников: 7-9 лет
-
Составитель:
-
педагог дополнительного образования
Торопова Тамара Александровна
пос. Рощино
2013г.
«Чей ум живей, чем дух способнее к паренью,
Тем шашки лучшее доставят развлеченье»
Адам Мицкевич.
Пояснительная записка.
Дополнительная образовательная программа «Русские шашки» имеет физкультурно-спортивную направленность.
Новизна программы заключается в том, что она составлена на основе «Программы подготовки юных шашистов» С.С.Меньшина и Г.В.Громова, программы «Русские шашки в школе» Громова Г.В. и Свечникова А.А., адаптирована под возраст детей 7-9 лет, с использованием разнообразных развивающих логических игр и заданий (лабиринты, мозаики, пазлы, головоломки), которые способствуют подготовке ребенка к основному виду деятельности – игре в русские шашки.
Актуальность программы определяется желанием детей заниматься интеллектуальными играми и участвовать в соревнованиях.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что при использовании разнообразных развивающих логических игр и заданий (лабиринты, мозаики, пазлы, головоломки), при серьезном увлечении интеллектуальными играми у детей развиваются личностные качества: усидчивость, выдержка, тактичность, целенаправленность, активность, которые способствуют успешным занятиям в школе.
Цель программы:
Обучить детей игре в русские шашки, привить интерес к интеллектуальным играм.
Задачи программы.
Обучающие:
Научить основным правилам игры в русские шашки.
Дать знания по теории шашечной игры.
Научить проводить партию по правилам.
Сформировать первоначальные навыки участия в соревнованиях.
Развивающие:
Развить творческий потенциал ребенка.
Создать условия для развития внимания, логического мышления, памяти и других общих и познавательных способностей детей.
Развить интерес и мотивацию к занятиям интеллектуальными играми.
Воспитательные:
1. Воспитать целеустремлённость, настойчивость.
2. Воспитать дисциплинированность, коммуникативность, ответственность.
Научить оценивать свои действия и действия соперника в ходе игры.
Помочь обрести уверенность в своих силах и возможностях.
Отличительная особенность данной программы заключается в том, что новые игровые методики помогают быстро развить способность слушать и слышать, видеть и замечать, организовать свой содержательный досуг.
Возраст детей, занимающихся в детском объединении - 7- 9 лет.
Программа рассчитана на два года обучения.
Занятия проводятся два раза в неделю: 1 год обучения — два раза в неделю по два учебных часа, 2 год обучения — два раза в неделю по одному учебному часу. Формой организации образовательной деятельности в детском объединении является занятие, проводимое коллективным и групповым способами, с учетом индивидуальных особенностей детей. Основными видами занятий являются: беседа, практическая работа, самостоятельная работа, турнир, конкурс, соревнование, праздник.
Материально-техническое оснащение:
1.Помещение, соответствующее санитарным нормам.
2.Магнитная доска и шашки.
3.Комплекты шашечных досок и шашек.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
Ожидаемые результаты по окончанию первого года обучения:
Предметные:
Знать «Шашечный кодекс».
Знать основные шашечные понятия и определения, ориентироваться на шашечной доске, уметь выполнять практические задания.
Знать основные правила игры в русские шашки, уметь играть попарно.
Знать этапы шашечной партии, нотацию, уметь записывать простейшие партии.
Метапредметные:
Участвовать в соревнованиях, проявляя нравственно-волевые качества личности.
Формировать логическое мышление, способность к самоконтролю;
Воспитать желание играть в логические и настольные игры.
Личностные:
1. Объективно оценивать свои действия, а также действия и поступки товарищей.
2. Воспитать стремление к взаимопомощи, взаимовыручке.
Ожидаемые результаты по окончанию второго года обучения:
Предметные:
Знать историю появления шашек на Руси.
Знать назначение диагоналей.
Уметь записывать партии, знать несколько вариантов дебютов.
Разгадывать шашечные кроссворды и выполнять задания.
Метапредметные:
Иметь понятие о тактике и стратегии игры.
Знать алгоритм действий при осуществлении шашечной партии.
Развивать логическое мышление, умение прогнозировать свои действия в различных жизненных ситуациях.
Воспитательные:
1. Научиться быть дисциплинированными на занятиях и соревнованиях.
2. Уметь помогать друг другу, доводить дело до конца.
3. Придерживаться общепринятых норм и правил поведения на занятиях, соревнованиях и в повседневной жизни.
Основной формой подведения итогов за учебный год является соревнование на личное первенство в детском объединении.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1-й год обучения
№ п/п
|
Название разделов программы
|
|
|
|
|
|
1.
|
Шашечный кодекс.
|
|
|
|
2.
|
Исторический обзор.
|
|
|
|
3.
|
Правила игры.
|
|
|
|
4.
|
Этапы партии:
4.1 Дебют
4.2 Миттельшпиль
4.3 Эндшпиль
|
25
42
21
|
4
14
8
|
21
28
13
|
5.
|
Соревнования.
|
|
|
|
6.
|
Проектная деятельность
|
|
|
|
|
ВСЕГО:
|
|
|
|
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ
(первый год обучения)
Шашечный кодекс.
Теория: Личные соревнования. Организация соревнований. Шашечная этика. Дисциплина во время соревнований.
Исторический обзор.
Теория: Возникновение шашечных игр. А.Д. Петров - автор первой книги о шашках на русском языке. Шашки в России.
Правила игры.
Теория: Шашечная нотация. Шашечная доска. Расстановка шашек. Диагонали (большая дорога). Правила первого хода. Ударные и тихие ходы. Простая шашка и дамка. Центр. Бортовые шашки.
Практика: запись своей партии. Упражнения на определение нотации каждого поля шашечной доски.
Этапы партии.
Дебют.
Теория: определение первого этапа шашечной партии.
Практика: разыгрывание различных вариантов дебюта в шашечной партии.
Миттельшпиль.
Теория: Срединная стадия партии (после 7-10 ходов). "Любки", "Распутье", "Блокада", "Столбняк". Серия жертв. Роздых. Цугцванг. Центр. Атака. Защита.
Практика: разыгрывание различных комбинаций в шашечных партиях.
Эндшпиль.
Теория: Окончательный этап шашечной партии. Три дамки против одной (треугольник А.Д. Петрова). Ничья. Победа.
Практика: разыгрывание треугольника А.Д.Петрова и других вариантов окончания шашечной партии.
Соревнования.
Практика: Соревнования в группе.
Проектная деятельность.
Теория: Ознакомление с этапами проектной деятельности.
Практика: Составление шашечных кроссвордов.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2-й год обучения
№ п/п
|
Название разделов программы
|
|
|
|
|
|
1.
|
Шашечный кодекс.
|
|
|
|
2.
|
Исторический обзор.
|
|
|
|
3.
|
Правила игры.
|
|
|
|
4.
|
Этапы партии:
Дебют
Миттельшпиль
Эндшпиль
|
7
28
17
|
-
6
2
|
7
22
15
|
5.
|
Соревнования.
|
|
|
|
6.
|
Шашечный кроссворд
|
|
|
|
|
ВСЕГО:
|
|
|
|
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ
(второй год обучения)
Шашечный кодекс.
Теория: Организация соревнования. Соревнования: "Чудо - шашки". Спортивный режим.
Исторический обзор.
Теория: Появление шашек на Руси. Шашки в культурной жизни России.
Правила игры.
Теория: Поле А1, Н8. Значение диагоналей. Жеребьевка. Преимущества дамки. Значение центра.
Практика: запись своей партии, определение нотации каждого поля шашечной доски.
Этапы партии.
Дебют.
Теория: Расширение репертуара дебютов.
Практика: разыгрывание различных вариантов дебюта в шашечной партии.
Миттельшпиль.
Теория: "Золотая шашка" (е 1 d8). Приемы достижения цугцванга. Серия жертв. Приемы выигрыша шашки. Тщательная подготовка атаки. Контрнаступление. Овладение центром. Атака и защита.
Практика: разыгрывание шашечных партий.
Эндшпиль.
Теория: Большое число возможностей. Завершающий удар, причина проигрыша - цугцванг.
Практика: осуществление большого числа возможностей в эндшпиле, записывание варианта эндшпиля.
Соревнования.
Соревнования в группе и на первенство ДДТ.
6. Мероприятие.
«Шашечный кроссворд». Обобщающее занятие.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
« Русские шашки"
Первый год обучения
№ и\п
|
Раздел, тема
|
Форма занятий
|
Методы
|
Дидактический и наглядный
материал,
Технические средства обучения
|
Формы диагностики
|
1.
|
Шашечный кодекс
|
Беседа.
|
Объяснительно-иллюстративный.
|
Обучающая и методическая литература.
|
Наблюдение.
|
2.
|
Исторический обзор
|
Беседа. Конкурс.
Дидактические игры.
|
Объяснительно-иллюстративный.
|
Комплекты шашечных досок и шашек.
Шашечная магнитная доска.
Рабочие тетради.
Карточки с заданиями.
Карточки с шашечными терминами.
|
Наблюдение.
Собеседование. Анализ.
|
3.
|
Правила игры
|
Беседа.
Дидактические игры.
Практические занятия.
Самостоятельная работа.
|
Объяснительно-иллюстративный. Репродуктивный.
Программированный
|
Комплекты шашечных досок и шашек.
Шашечная магнитная доска.
Рабочие тетради.
Карточки с заданиями.
Карточки с шашечными терминами.
|
Наблюдение. Собеседование Анализ.
Самостоятельная работа.
|
4 .
4.1
4.2
4.3
|
Этапы партии
Дебют
Миттельшпиль
Эндшпиль
|
Беседа.
Конкурс.
Соревнования. Практические занятия.
|
Репродуктивный.
Проблемный Программированный
|
Комплекты шашечных досок и шашек.
Шашечная магнитная доска.
Рабочие тетради.
Карточки с заданиями.
Карточки с шашечными терминами.
|
Наблюдение.
Собеседование
Анализ.
Соревнования.
Кроссворд.
|
5.
|
Соревнования
|
Соревнование
|
Проблемный Программированный
|
Комплекты шашечных досок и шашек.
Шашечная магнитная доска.
Фотоаппарат.
|
Наблюдение.
Анализ.
Соревнование.
|
6.
|
Проектная деятельность
|
Проект
|
Программированный
Проблемный
Метод проектов
|
Обучающая и методическая литература
|
Анализ
|
Второй год обучения
№ и\п
|
Раздел, тема
|
Форма занятий
|
Методы
|
Дидактический и наглядный
материал,
Технические средства обучения
|
Формы диагностики
|
1.
|
Шашечный кодекс
|
Беседа.
|
Объяснительно-иллюстративный.
|
Обучающая и методическая литература.
|
Наблюдение.
|
2.
|
Исторический обзор
|
Беседа. Конкурс.
Дидактические игры.
|
Объяснительно-иллюстративный.
|
Комплекты шашечных досок и шашек.
Шашечная магнитная доска.
Рабочие тетради.
Карточки с заданиями.
Карточки с шашечными терминами.
|
Наблюдение.
Собеседование. Анализ.
|
3.
|
Правила игры
|
Беседа.
Дидактические игры.
Практические занятия.
Самостоятельная работа.
|
Объяснительно-иллюстративный. Репродуктивный.
Программированный
|
Комплекты шашечных досок и шашек.
Шашечная магнитная доска.
Рабочие тетради.
Карточки с заданиями.
Карточки с шашечными терминами.
|
Наблюдение. Собеседование Анализ.
Самостоятельная работа.
|
4 .
4.1
4.2
4.3
|
Этапы партии
Дебют
Миттельшпиль
Эндшпиль
|
Беседа.
Конкурс.
Соревнования. Практические занятия.
|
Репродуктивный.
Проблемный Программированный
|
Комплекты шашечных досок и шашек.
Шашечная магнитная доска.
Рабочие тетради.
Карточки с заданиями.
Карточки с шашечными терминами.
|
Наблюдение.
Собеседование
Анализ.
Соревнования.
Кроссворд.
|
5.
|
Соревнования
|
Соревнование
|
Проблемный Программированный
|
Комплекты шашечных досок и шашек.
Шашечная магнитная доска.
Фотоаппарат.
|
Наблюдение.
Анализ.
Соревнование.
|
6.
|
Мероприятия
|
Кроссворд
|
Проблемный Программированный
|
Карточки с кроссвордом.
Фотоаппарат.
|
Наблюдение.
Анализ.
Кроссворд.
|
Список используемой литературы для педагога:
Барский Ю. Герцензон Б. «Приключения на шашечной доске» Лениздат, 1969г.
Голосуев В.М. «Играйте в шашки» - Лениздат 1983г. Программы для внешкольных учреждений –1998г.
Городецкий В.Б. «Книга о шашках» – «Детская литература» М.,1984.
Громов Г.В., Свечников А.А. «Русские шашки в школе»-1991г.
Звирбулис В.А., Здоровяк Р.З. «Типичные шашечные приемы»- «Физкультура и спорт» М.,1998г.
Программа подготовки юных шашистов (1 часть). С.С.Меньшин. Г.В.Громов.
С - Пб.,1992г.
Список литературы для детей:
Барский Ю. Герцензон Б. «Приключения на шашечной доске» Лениздат, 1969г
Голосуев В.М. «Играйте в шашки» - Лениздат 1983г
Городецкий В.Б. «Книга о шашках» – «Детская литература» М.,1984.
Громов Г.В., Свечников А.А. «Русские шашки в школе»-1991г.
Звирбулис В.А., Здоровяк Р.З. «Типичные шашечные приемы»- «Физкультура и спорт» М.,1998г.
|