Скачать 119.3 Kb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА г. БУЙНАКСКА» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДЕНО» на MC Директор ДДТ: Алиханова М.А. Образовательная программа «Литературная гостиная» Вид программы — модифицированная создана на основе типовой программы Возраст учащихся - 8- 16 лет Срок реализации - 3 года Педагог: Исмаилова З.Д. Программа «Литературная гостиная» в 2012 году утверждена на заседании МС экспертной группой в составе: - Алихановой М. А., директор ДДТ; - Мамаевой Т. Н., зам. директора по УВР; - Темирхановой М.А., зам. директора по НМР; - Гаджиевой И.Г., методиста ДДТ. г. Буйнакск 2012 г. Пояснительная записка Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он - засушенный цветок В.А. Сухомлинский Детство - особый поэтический творческий мир, когда способности воображения, фантазирования развиты особенно остро. Кружок «Литературная гостиная» направлен на оживление внеурочной работы в школе, с опорой на самотворчество ребят. Программа дополнительного образования «Литературная гостиная» имеет культурологическую направленность. Программа актуальна тем что, художественное образование ( в частности освоение литературы, музыки, рисования, театральной деятельности в дополнительном образовании ) предназначено для того, чтобы удовлетворять уже имеющиеся у ребёнка потребности в художественных переживаниях, беречь и развивать в человеке восприимчивость к воздействиям искусства. Полноценно воспринимая искусство, читатель вместе с персонажами и автором произведений проживает их судьбы, насыщая свою память бесценным эмоциональным духовным опытом. Этот опыт эмоционально- целостного проживания чужих жизней гораздо богаче любых морализаторских извлечений из него и самым непосредственным способом влияет на сферу чувств, существенно определяя направленность формирующейся личности, её самовосприятие, жизненные установки, идеалы, ценностные ориентации и через жизненную цель, поведение, поступки. Вне воздействия литературного искусства трудно представить себе формирование культурного человека, творческой личности, способной и готовой ориентироваться в быстроменяющихся обстоятельствах современного мира и принимать самостоятельные социально ответственные решения. Театр, является «трибуной» для донесения морально- нравственного опыта, накопленного тысячелетиями, до каждого человека. Поэтому так важен подбор информации и методов её подачи как юному «актёру», так и зрителю. Чтобы её восприятие не затруднялось личными филосовскими, религиозными, возрастными или интеллектуальными барьерами. Театральная деятельность в целом помогает практически формировать учащегося : • способного к самообучению и стремящегося к постоянному повышению своего образовательного уровня; • коммуникабельного, т.е. способного осуществлять разноплановое общение, с навыками вербального и невербального общения не только при прямом, непосредственном контакте с собеседником/ аудиторией, но и при опосредованном общении, с использованием технических средств связи; • социализированного ,умеющего отыскать собственную «экологическую нишу» в социуме. Поэтому проникновение в мир театра требует первоначального формирования у подростка зрительской культуры, чуткого, внимательного и бережного отношения к миру искусства в целом. Приобщение к искусству, развитие готовности и способности полноценно воспринимать его - необходимое условие освоения духовного опыта предков, исторического опыта человечества, совершенствования внутреннего мира человека. В младшем школьном возрасте приобщение к искусству имеет свои особенности, которые существенно отличают начальное литературное образование от его продолжения в средних и старших классах, что вызывает трудности в учении. В студии «Литературная гостиная» содержание приобщения детей к словесному искусству охватывает и коммуникативное развитие ребёнка. Это развитие письменной и устной речи, как средство общения. Накопление значимого для ребёнка опыта читательских переживаний и оценок, становление художественно - коммуникативной позиции, попытки собственного литературного творчества расширяют круг собеседников, совершенствуется средство общения, включая речевое развитие, побуждает учащегося на более высоком уровне обладать различными речевыми умениями и навыками. Научить писать инсценировки к изучаемым произведениям-юбилярам, а особенно сочинение -размышление о биографии какого-нибудь действующего лица произведения - одна из актуальных проблем студии в дополнительном образовании, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он и в будущем ни самореализовывался. Актуальность программы студии «Литературная гостиная» заключается в развитии умений и навыков литературного, изобразительного, театрального творчества с целью развить уникальные способности детей. Цель кружка: расширить интерес к литературе, более глубокому пониманию литературных произведений, содействовать развитию духовно-нравственных основ личности подростка, его творческих способностей и эмоционального мира через приобщение к искусствам: литературы, театра, ИЗО, музыки и т.д. Программа является модифицированной. Основные задачи программы: Образовательная: - один из главных вопросов работы с художественной литературой расширить интерес к литературе, содействует формированию мировоззрения; - повысить общую эстетическую подготовку читателей ; - усвоить основы книжной культуры: научиться глубоко, эмоционально и логически осмысливать произведения — это возможно лишь после того, как произведение прочитано, вскрыто его идейное содержание, дана характеристика героев, рассмотрены языковые и художественные особенности; - взаимопонимание литературного и театрального искусства. Драматизация - своеобразный итог прочтения произведения в кружке; - научит понимать особенности в театральном искусстве. Развивающая: - комплексное развитие детских способностей через игру; - развитие и совершенствование основных психических процессов ребенка (ощущения, восприятия, мышления, внимания, памяти, воли, эмоции); - развитие производных от них свойств: наблюдательности, фантазии, смелости публичного выступления; - формирование у детей необходимых навыков и умений работы с книгой; - развитие техники чтения, речи, выработка правильного дыхания. Воспитательная: - поднять культурный уровень - воспитывать чувство коллектива и ответственности перед ним; - объединять детей общей деятельностью, в которой возникают отношения взаимной зависимости; - воспитать чуткость по отношению к товарищу; - воспитать художественный вкус, чувство прекрасного; - привить любовь к чтению, любить книгу, потребность в чтении, совершенствовать навыки чтения, научить читать осмысленно; - воспитать бережное отношение к книге; - Обеспечить связь школы и семьи (вовлечение родителей в нашу деятельность их помощь в изготовлении костюмов, реквизита, участия самих в выступлениях) — это помогает родителям открыть для себя своих детей в новом качестве, сближаясь с ними в совместной работе; - воспитать творческую личность; Становление личности через творческое самовыражение - что может быть лучше для детей от 8 до 16 лет? Именно на эту возрастную группу рассчитана комплексная программа, имеющая интегрированный характер. Программа кружка 1 -го года обучения рассчитана на 144 часа при занятиях 2 раза в неделю по 2 часа. В каждой группе от 13 до 15 человек. Программа 2-го и 3-го года обучения - на 216 часов при занятиях 2 раза в неделю по 3 часа. В каждой группе по 10 человек. Комплектуется из учащихся от 8 до 16 лет. Уровни освоения: 1 . Уровень «Основы книжной культуры», «Беседы об искусстве», «Основы актерского мастерства» теоретическое овладение понятиями и терминологией, элементарными навыками работы с книгой, сценического мастерства, практическое применение знаний и умений, постановка этюдов, участие в концертах, праздничных представлениях. В завершении этого этапа проводится отчетный показ инсценированных стихотворений или музыкально-литературных композиций на книги-юбиляры. 2 .Уровень Углубленный - предполагает работу над постановкой одноактных пьес, самостоятельную разработку характеров героев, применение полученных знаний и совершенствование навыков сценического мастерства. 3. Уровень Профессионально-ориентированный. Добавляются курсы «Гримм» и «Основы сценического движения», увеличивается объем практических знаний. Проведение репетиционной работы при активном режиссерском участии студийцев, выступающих ассистентами режиссера. При создании программы учитывается тот факт, что театр - это синтез многих видов искусства: литературы, музыки, живописи, танца, пластики. В процессе обучения подросток получает и знания в этих областях. Занятия способствуют развитию у подростков способности эффективно воздействовать с окружающими, навыков коллективного анализа, личностных качеств и умений. Большое внимание уделено произведениям «книгам-юбилярам» и творчеству их авторов. Формы работы разнообразны: инсценировки, викторины, выставки-просмотры, экскурсии, просмотры спектаклей в театрах г. Махачкалы и посещение спектаклей, гастролирующих в г. Буйнакске. Чтение и обсуждение сказок помогает детям осознать жизненную необходимость хороших поступков и неприятие плохих. Поведение сказочных героев вольно или невольно переносится детьми на ситуации, имеющие место в жизни, заставляет задуматься над своим поведением, выделить «Эстетические добродетели», поняв и приняв их, сделав их своим достоянием. К концу первого года обучения учащиеся Должны знать: Основы художественного чтения: - четкое и правильное произношение; - ясная и верная передача мысли автора; - умение видеть то, что изображено в произведении и читать так, чтобы воздействовать на слушателей в процессе живого общения с ними. Соблюдение правил логического чтения: - давление на речевые звенья; -паузы; - логические ударения; - логическая перспектива; Разбираться в жанрах литературы: - историю театра; - театральную этику; - основу положения системы К.С. Станиславского - работу актера над ролью; - работу театральных цехов. Должны уметь: - коллективно выполнять задания; - управлять своим вниманием; - уметь активизировать свою фантазию; - овладеть и пользоваться словесными воздействиями; - анализировать работу свою и товарищей; - ответственно исполнять роль; - правильно выполнять упражнения актерского тренинга; - самостоятельно сочинять и ставить актерские этюды; - выполнять работу осветителей, оформителей, бутафоров; - укреплять путем тренировки мышцы дыхания; - координировать дыхание со звуком и пользоваться своими резонаторами для верхнего направления звука; - производить логический анализ произведения. По итогам 2-го года обучения кружковцы Должны знать: - историю книги; - внешнее оформление книги; - основы работы с книгой; - основы логики звучащей речи; ' - логику сценической речи; - книги-юбиляры года; - орфоэпические нормы русского языка; - литературные нормы и говор; - понятие «диапазон», «регистр»; - этапы работы актера над ролью и сценарием. Должны уметь: - организовать выставку; - характеризовать книги, внешне и внутренне оформить их; - логически анализировать текст. Составить план на главу книги; - работать над исправлением дикционных недостатков; - логический разбор и чтение небольших текстов; - быть участником «живой картины» создать словесную иллюстрацию по заданию; - работать над ролью; - создавать точные актерские образы; - четко анализировать стихотворную форму; - самостоятельно выполнять упражнения на укрепление полученных навыков по дыханию и голосу. По итогам 3-го года обучения: Должны знать: - теоретические основы а/м; - историю театра и театрального искусства; - этапы работы над спектаклем. Должны уметь: - самостоятельно работать над образом роли; делать действительный анализ роли; - создавать ряд этюдов по обстоятельствам пьесы; - владеть словесным действием в спектакле; - находить верное органическое поведение в предлагаемых обстоятельствах; - органически владеть текстом; - создавать яркие и точные актерские образы. По курсу «Сценическая речь» Знать: • методику проведения образовательной работы по сценической речи в театре-студии. • методы игры в работе по речевой технике. • особенности работы над сатирическими жанрами. Уметь: • самостоятельно работать над произведениями жанров: (стиха, про сатира, монолог и др.) • свободно владеть орфоэпией русского языка; • свободно пользоваться навыками по дикции, дыханию и голосу, а также выразительными речевыми средствами в своей творческой работе над ролями в спектаклях; • проводить занятия по сценической речи в мл. группах; • исполнять монолог; • владеть эмоциональными реакциями и состоянию речи; • владеть речевым этикетом. По курсу «Грим»: Знать: • историю грима; • основные приемы гримирования. Уметь: • самостоятельно накладывать коррективный грим. По курсу «Основы сценического движения». Знать: • этические требования, предъявляемые к телосложению и осанке актера; • способы создания необходимой зрительной иллюзии. Уметь: • самостоятельно выполнять все упражнения; • распределять мышечную силу; • ставить этюды на тему «Манеры и этикет в различные исторические эпохи»; По курсу «Библиотечно-библиографические знания: Знать: • библиографические указатели; • план чтения; • основы работы с книгой; • записи о прочитанном. Отзыв о книге; • периодические издания для школьников; • справочную литературу. Уметь пользоваться библиографическими указателями: • составлять план чтения; • уметь работать с книгой; • уметь вести записи о прочитанном. Отзыв о книге; • знать периодические издания для школьников; • уметь пользоваться справочной литературой (энциклопедическим орфоэпическими и др.) |
Образовательная программа Хореографическое отделение ( модифицированная... Он дает учащимся возможность обобщить знания, полученные при изучении других предметов, глубже разобраться в таком сложном явлении... |
Муниципальное бюджетное учреждение Клуб «Любителей поэзии» -«Первое перо», или Литературная гостиная функционирует в мбу сош №15 г. Дербента для учащихся 5-11 классов,... |
||
Образовательная программа по шахматам Мурманской областной детско-юношеской... Модюсш) составлена на основе типовой программы по шахматам 1977 года и программы подготовки шахматистов IV-II разрядов 2007 года... |
Литературная гостиная Слайд 1 Нельзя пред вечной красотой Не петь,... Алексея Ивановича Плещеева, 190 лет со дня рождения Афанасия Афанасьевича Фета, 75 лет со дня рождения русского поэта Николая Рубцова…... |
||
Программа "Русские шашки" Рассчитана на 2 года обучения Возраст воспитанников:... Дополнительная образовательная программа «Русские шашки» имеет физкультурно-спортивную направленность |
Программа «Игровая экология» для детей 6-8 лет срок реализации 1... |
||
Характеристика учебных программ Вид учебной программы (типовая, скорректирован-ная, модифицированная, авторская, эксперимен-тальная, рабочая учебная программа) |
Рабочая программа по окружающему миру для учащихся 2 классов Срок реализации Примерной программы по учебным предметам. Начальная школа.: М.: Просвещение, 2010 |
||
Рабочая программа по литературе создана на основе авторской программы... Рабочая программа по литературе создана на основе авторской программы под редакцией В. Я. Коровиной |
Цели и задачи образовательной программы 3 Основные принципы построения... Настоящая рабочая программа разработана Соколовой Ольгой Михайловной на основе модифицированной образовательной программы "Фотообъединение"... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |