Программа кандидатского экзамена по специальности 19. 00. 01 Общая психология, психология личности, история психологии




Скачать 494.85 Kb.
Название Программа кандидатского экзамена по специальности 19. 00. 01 Общая психология, психология личности, история психологии
страница 1/4
Дата публикации 20.10.2014
Размер 494.85 Kb.
Тип Программа
literature-edu.ru > Психология > Программа
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный университет»








УТВЕРЖДАЮ
Проректор по научной работе

____________________ С.Н. Летута
«_____» _________________ 2011 г.


ПРОГРАММА

КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА

по специальности

19.00.01 – Общая психология, психология личности, история психологии


Оренбург 2011
Программа составлена в соответствии с утвержденными ФГТ и рекомендациями по формированию основных профессиональных образовательных программ послевузовского профессионального образования.

Автор(ы): ____________________А.В. Иващенко, к.пед.н., профессор

_____________________Л.В. Зубова, к.пс.н., зав. кафедрой, доцент

Программа одобрена на заседании кафедры Общей психологии и психологии личности

от «______»___________2011 г., протокол № _____.
Согласовано:
Зав. кафедрой общей психологии

и психологии личности _______________________ /Л.В. Зубова
Декан факультета гуманитарных

и социальных наук___________________________ /Н.Б. Шебаршова
Зав. отделом

докторантуры и аспирантуры__________________ /Е.А. Кострюкова

Введение

Программа кандидатского экзамена по специальности 19.00.01 – общая психология, психология личности, история психологии нацелена на проверку методологических основ и методического инструментария изучаемой отрасли науки; умений анализировать актуальные проблемы и достижения в научной отрасли; их использование в практике; формирование умений и навыков самостоятельной научно-исследовательской деятельности.

Общие требования
Экзаменующийся должен осветить основный точки зрения по спорным проблемам и проанализировать их позитивные и негативные стороны. Он вправе разделять одну из точек зрения, но это не исключает необходимости, знать аргументацию, выдвигаемую представителями иных точек зрения. Аналогичным образом, касаясь истории вопроса, экзаменующийся должен быть в состоянии дать как критический анализ, так и позитивную характеристику тех или иных направлений, или школ и изложить фактические основания , на которых базируются их концепции.

В списках литературы указаны, прежде всего, наиболее важные монографии и статьи. Имеется в виду, что в этих книгах экзаменующийся сам выберет те главы и параграфы, которые необходимы для раскрытия вопросов, сформулированных в программе.

Раздел 1. Введение в психологию.

Тема 1. Становление психологии как науки.

1. Предмет психологии. Общее понятие о психике как одной из форм отражения живы­ми существами объективной реальности. Формы отражения в живом и неживом мире, Свое­образие психического отражения как субъективного образа объективного мира. Сознатель­ное отражение. Активный и избирательный характер психического отражения. Психика как свойство высокоорганизованной материи - мозга.

Психология как наука о законах порождения и функционирования психического отра­жения в деятельности субъекта (животных и человека). Ориентирующая и регулирующая функции психики.

Материалистический и идеалистический подходы к изучению психики, борьба этих на­правлений в истории психологии. Критика идеалистического понимания психики как особой субстанции, духовного начала. Критика механистических взглядов на природу психического. Естественно-научный подход к изучению психики.

2. Развитие представлений о предмете психология. Развитие психологии в рамках фи­лософии. Зарождение психофизической проблемы. Психология как наука о сознании. Успехи биологических наук в изучении мозга, физиологии органов чувств и поведении живых орга­низмов, как естественно-научная предпосылка превращения психологии в самостоятельную науку. Становление экспериментальной психологии. Физиологическая психология В. Вундта.

Теоретические школы зарубежной психологии конца XIX-XX вв. как выражение кри­зиса психологии. Эмпирическая психология, основанная на интроспективном описании субъективных явлений. Сенсуализм и ассоцианизм в психологии. Вюрцбургская школа. Психология как наука о поведении; гаштальт-психология; социологическая школа в психо­логии; глубинная психология и их эволюция. Современное состояние зарубежной психоло­гии.

Развитие психологии в России. Программа научной психологии И.М. Сеченова. Учение И.П. Павлова о ВНД и его значение для понимания физиологических механизмов психиче­ских явлений. Развитие экспериментальной психологии (Н.Н. Ланге, В.М. Бехтерев, Г.И. Челпанов), работы по детской и педагогической психологии, патопсихологии, зоопсихологии. Марксистский этап развития психологии - психологическая наука в СССР.

3. Отрасли психологической науки. Общая и социальная психологии, педагогическая психологии, психология труда и инженерная психология, психология спорта, медицинская психология, психофизиология, зоопсихология. Задачи различных отраслей психологии. Зна­чение психологии для развития народного хозяйства и культуры, для решения задач образо­вания и коммунистического воспитания.

4. Методы психологии. Несостоятельность интроспективного подхода к исследованию психики. Необходимость объективного изучения психических процессов, их формирования и протекания. К. Маркс о промышленности как открытой книге «человеческих сущностных сил».

Наблюдение как метод. Беседа, анализ продуктов человеческой деятельности. Лабора­торный эксперимент. Диагностические тесты. Проблема измерений психических процессов. Проблема объективных индикаторов в экспериментальных исследованиях психики.

Сравнительно-генетический метод. Формирование психических функций как метод ис­следования. Сравнительно-патологический метод. Моделирование психических процессов как метод исследования.

Тема 2. Возникновение и развитие психики в биологической эволюции.

1. Проблема возникновения психики. Гипотеза о природе чувствительности и ее экспе­риментальное обоснование. Раздражимость и чувствительность.

2. Стадии развития психики. Характер отражения на различных стадиях.

3. Проблема возникновения сознания. Конкретно-психологические характеристики сознания. Структура и единицы сознания. Развитие сознания. Происхождение языка и его функции. Проблема бессознательного. Два уровня отражения действительности у человека.

4. Проблема биологического и социального. Понятие высших психических функций. Процесс усвоения общественно-исторического опыта человечества, его содержание и необ­ходимые условия. Избирательность усвоения.

Тема 3. Психологический анализ деятельности человека.

Общее понятие о деятельности. К. Маркс о роли человеческой деятельности (К. Маркс,Тезисы о Фейербахе; К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 3).

Предметная деятельность - необходимое условие существования человека и его разви­тия. Деятельность как предмет психологического исследования.

Исследование психических особенностей строения деятельности. Деятельность и пси­хические процессы (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев). Анализ деятельности человека. Прак­тическая деятельность как исходная и основная форма деятельности человека. Внешняя и внутренняя деятельность.

Мотивы и цели деятельности. Характеристика действий, как процессов, направленных на достижение сознательных целей. Способы (операции), с помощью которых выполняются действия; их зависимость от условий и наличных средств достижения цели. Внутренние свя­зи строения деятельности человека со строением его сознания.

Действие как единица человеческой деятельности. Его целенаправленный характер. Психологическое строение действия. Регуляция действия на основе образа. Понятие об ори­ентировочной основе действия (П.Я. Гальперин). Зависимость действия от общих особенно­стей деятельности. Внутренние, умственные действия. Понятие о целеобразовании.

Способы (операции) выполнения действий. Преобразование действий в операции. От­носительная самостоятельность операций, их переносы из одних действий в другие. Закреп­ление операций в предметных значениях. Умственные операции.

Литература

1. Аристотель «О душе», Сочинения, т. 1, 1975. М., стр. 371-374,384-396.

2. Асмус В.Ф. «Трактат о душе» (Вводная статья в кн.: Аристотель. Сочинения, т. 1), стр. 50-62, М, 1975.

3. ВундтВ. Введение в психологию, 1912, гл. 1, 2.

4. Декарт Р. «Начала философии», часть 1 (фрагменты 1-9, 51-54, 75-76), «Страсти ду­ши» (фрагменты 1-14, 31-36). В кн.: Декарт. «Избранные произведения», М., 1950.

5. Джемс В. «Научные основы психологии», 1902, стр. 3-8, 114-126, 130-134 (или главы «Введение», «Поток сознания» в любом издании кн.: «В. Джемс «Психология»).

6. Ильенков Э.В. Идеальное. «Философская энциклопедия», т. 2, 1962.

7. Ильенков Э.В. Психика и мозг. «Вопросы философии», 1968, №11.

8. Локк Дж. Опыт о человеческом разуме. Кн., 2, гл. 1, стр. 129-131, 140, в кон.: Локк Дж. Избранные философские произведения. М., 1960.

9. Уотсон Дж. Психология как наука о поведении. 1926, гл. 1 (или «бихевиоризм». ВСЭ, 1926, т. 6, стр. 434-443).

10. Фрейд 3. Психопатология обыденной жизни,

11. Ярошевский. История психологии.

12. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.

13. Келер В. Исследование интеллекта человекообразных обезьян. М.

14. Северцев Д.Н. Эволюция психики.

15. Леонтьев Д.Н. Возникновение и первоначальное развитие языка. М, 1963.

16. Выготский Л.С., Развитие высших психических функций. М., 1960.

17. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М, 1946.

18. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

19. Миллер, Галантер, Прибрам. «Планы и структура поведения». М., Прогресс, 1965.

20. Теплов Б.М. «Об объективном методе в психологии». 21.Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 1976, 7-22, 22.Фресс, Пиаже. Экспериментальная психология. Вып. 1. М., 1966.

23. Рубинштейн С.Л. «К вопросу о методах в психологии», в кн.: «Принципы и пути развития психологии». АН СССР, М., 1959, стр. 164-187.
Раздел 2. Ощущение и восприятие.
Общее понятие об ощущении. Ощущение - элементарная форма чувственного отраже­ния воздействия объективной чувствительности, единственный источник познания. Адек­ватность ощущений воздействующим свойствам. Критика Лениным физиологического идеа­лизма в учении об ощущении. Критический анализ принципа специфической энергии орга­нов чувств И. Мюллера.

Классификация ощущений и рецепторов. Основания классификаций по положению ре­цептора (классификация Шеррингтона) по виду физической энергии, являющейся для органа чувств раздражителем; эволюционная классификация форм чувствительности, по модально­сти ощущений.

Психофизика сенсорных процессов. Понятие порога и чувствительности. Абсолютный порог и абсолютная чувствительность. Порог различия (абсолютный и относительный) и различная чувствительность.

Классические методы измерения порогов:

а) Метод минимальных измерений (границ).

б) Метод средней ошибки (метод установки).

в) Метод постоянных раздражителей (метод истинных и ложных случаев). Психомет­рическая функция порога графическим и расчетным путем.

г) Сравнение классических методов измерения порогов (по точности и быстроте изме­рения, значению полученного в результате измерения пороге). Сходство и различие различ­ных методов.

Объективное измерение чувствительности. Теоретическое значение и область измере­ния чувствительности по непроизвольным реакциям. Типы используемых реакций. Понятие порога реакции и анализатора. Субсенсорный диапазон.

Шкалирование ощущений. Методы шкалирования. Психофизические законы.

1. Закон Бугера-Вебера. Опыт Бугера. Область приложения закона. Кривые измерения дифференциального порога в большом диапазоне интенсивностей.

2. Принцип «косвенного» измерения силы ощущения. Закон Фехнера, вывод закона. Область его приложения. Объективные данные, свидетельствующие в пользу закона Фехне­ра. Постулат Фехнера.

3. Принцип «прямого» шкалирования; уравнение интервалов. Фракционирование, оцен­ка отношений и установление заданного отношения, прямая оценка величины ощущения; установление заданной величины, кроссмодальное сравнение. Типы измерения шкал.

4. Закон Стивенса. Графическое изображение его в линейных логарифмических координатах. Пределы измерения показателя степени. Критика степенного закона.

Виды ощущений, кожные ощущения, проприоцептивные ощущения. Вкусовые, обоня­тельные и органические ощущения, вестибулярные ощущения. Слуховые ощущения.

Зрительные ощущения. Качества зрительных ощущений; цветовой тон, светлота, на­сыщенность, их физические корреляты.

Основные свойства и Феномены восприятия.

1. Основные классы феноменов и свойств восприятия.

2. Константность восприятия. Определение и виды константности. С учетом каких ус­ловий связан каждый из видов константности ? Общая методическая схема экспериментов по исследованию константности у человека. Способы количественной оценки константности (формула коэффициента константности). Экспериментальное исследование константности, опыты Холуэя и Боринга, опыты Бруновика и Гельба, опыты Смирнова или Таулеса.

3. Восприятие пространства. Механизмы стереоскопического зрения. Корреспонди­рующие и диспаратные точки сетчатки. Бинокулярный параллакс. Зрительные эффекты при различных степенях диспаратности. Гороптер. Стереоскоп; устройство, способ действия. Виды стереоскопов. Псевдоскоп; псевдоскопические эффекты. Роль аккомодации и конвер­генции в оценке удаленности. Монокулярные признаки глубины. Иллюзии, основанные на некоторых из них, опыты Гибсона с картами; комната и окно Эймса. Оптико-геометрические иллюзии и их объяснения с точки зрения теории перспективы и теории Грегори. Зрительные кинестезии. Стабильность видимого мира и теории, ее объясняющие.

4. Восприятие движения. Восприятие реального движения. Механизм восприятия дви­жения (системы: изображение/сетчатка и глаз/голова и их взаимосвязь при неподвижных глазах и при прослеживании глазами движущегося предмета. Пороги восприятия реального движения (автокинетический эффект, иллюзия индуцированного движения, стробоскопиче­ский эффект). Факторы, определяющие появление стробоскопического эффекта; стимульные законы (закон Корте) и центральные. Теории иллюзий движения.

5. Восприятие времени. Механизм (системы) восприятия времени («биологические ча­сы») и специфически человеческая система отсчета времени). Методы изучения восприятия времени. Закон Вьерорда. Понятие нейтрального интервала. Теории восприятия времени.

6. Научение и восприятие. Врожденные свойства и механизмы восприятия. Приобре­тенные свойства и механизмы восприятия. Экспериментальные исследования перцептивного научения (опыты Райзена, Хелда, Э. Гибсона). Анализ перцептивных возможностей слепо­рожденных после снятия катаракты. Опыты с оптическими искажениями и перестройками.

Опыты Мишотта.

7. Теории восприятия. Структуралистская теория восприятия, Теория бессознательных умозаключений Г. Гельмгольца. Гештальт-теория. Теория Гибсона.

8. исследование восприятия в советской психологии (А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Венгер; В.П. Зинченко, Ю.Б. Гиппенрейтер).

Литература

1. Хрестоматия по ощущению и восприятию, под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.Б. Михалевской. Изд. МГУ, 1975.

2. Проблемы и методы психофизики. Хрестоматия, под ред. А.Г. Асмолова и М.Б. Михалевской. Изд. МГУ, 1974.

3. Величковский Б.М., Психология восприятия, Изд. МГУ, 1973-. Зинченко В.П., Лурия А.Р.

4. Восприятие. Модели и механизмы. Сб. переводов, М., «Мир», 1974.

5. Восприятие и деятельность. Под ред. А.Н. Леонтьева. Изд. МГУ, 1975.

6. Грегори Р.Л. Глаз и мозг. М., «Прогресс», 1970.

7. Зрительные образы: феменология и эксперимент. Хрестоматия, т. 1 и 4, Душанбе, 1973-1974.

8. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972.

9. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. М., «Мир», 1974.

10. Руководство по физиологии сенсорных систем, т. 1 и 2. Отв. ред. Г.В. Гершуни, М., «Наука», 1971.

11. Сеченов И.М. Впечатления и действительность. Избранные произведения, т. 1, М., 1952.

12.Фресс, Пиаже. Экспериментальная психология. Вып. 6, 1978. 13. Кравков. Очерк общей психофизиологии органов чувств.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа кандидатского экзамена по специальности 19. 00. 01 Общая психология, психология личности, история психологии icon Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки»
В основу настоящей программы положены следующие разделы истории психологии: история общей психологии, история специальных разделов...
Программа кандидатского экзамена по специальности 19. 00. 01 Общая психология, психология личности, история психологии icon Учебное пособие по разделу «Психология личности» курса «Общая психология» для студентов
Рецензенты: кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии Гргу им. Я. Купалы Т. К. Комарова
Программа кандидатского экзамена по специальности 19. 00. 01 Общая психология, психология личности, история психологии icon Учебное пособие по разделу «Психология личности» курса «Общая психология» для студентов
Рецензенты: кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии Гргу им. Я. Купалы Т. К. Комарова
Программа кандидатского экзамена по специальности 19. 00. 01 Общая психология, психология личности, история психологии icon Программа кандидатского экзамена по специальности 13. 00. 01 общая...
Программа составлена в соответствии с утвержденными фгт и рекомендациями по формированию основных профессиональных образовательных...
Программа кандидатского экзамена по специальности 19. 00. 01 Общая психология, психология личности, история психологии icon Общие вопросы психологии развития
Психология развития и возрастная психология. Психология развития как прикладная отрасль. Основные задачи психологии развития. Связи...
Программа кандидатского экзамена по специальности 19. 00. 01 Общая психология, психология личности, история психологии icon Программа по дисциплине дпп ф. 2 «история психологии»
Становление и тенденции развития психологии в России; современная зарубежная психология. История психологического изучения лиц с...
Программа кандидатского экзамена по специальности 19. 00. 01 Общая психология, психология личности, история психологии icon Юрий Викторович Щербатых Общая психология введение
Учебный предмет «Общая психология» характеризуется рядом особенностей, создающих некоторые трудности в процессе преподавания
Программа кандидатского экзамена по специальности 19. 00. 01 Общая психология, психология личности, история психологии icon Рабочая программа дисциплины Общая и экспериментальная психология...
Учебная дисциплина 1 «Общая и экспериментальная психология» включена в профессиональный цикл дисциплин б 3 (базовая часть 1)
Программа кандидатского экзамена по специальности 19. 00. 01 Общая психология, психология личности, история психологии icon Литература учебная. Подписано в печать
Книга предназначена, в первую очередь, студентам, обучаю­щимся по специальности 031000 «Педагогика и психология». Материалы пособия...
Программа кандидатского экзамена по специальности 19. 00. 01 Общая психология, психология личности, история психологии icon Программа дисциплины «Социальная психология»
Примерная программа дисциплины «Социальная психология» составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции