Программа кандидатского экзамена по специальности 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования




Скачать 479.04 Kb.
НазваниеПрограмма кандидатского экзамена по специальности 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
страница1/4
Дата публикации17.10.2014
Размер479.04 Kb.
ТипПрограмма
literature-edu.ru > История > Программа
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный университет»








УТВЕРЖДАЮ
Проректор по научной работе

____________________ С.Н. Летута
«_____» _________________ 2011 г.


ПРОГРАММА

КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА

по специальности

13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования


Оренбург 2011
Программа составлена в соответствии с утвержденными ФГТ и рекомендациями по формированию основных профессиональных образовательных программ послевузовского профессионального образования.

Авторы: _______________ А.В. Кирьякова, доктор педагогических наук, профессор

_______________ Т.А. Ольховая, доктор педагогических наук, профессор

_______________ Н.А. Каргапольцева, доктор педагогических наук, профессор

Программа одобрена на заседании кафедры теории и методологии образования

от «3»ноября 2011 г., протокол № 3.
Согласовано:
Зав. кафедрой ______________________________ /А.В. Кирьякова
Декан факультета ___________________________ /С.В. Гуленина
Зав. отделом

докторантуры и аспирантуры__________________ /Е.А. Кострюкова


ВВЕДЕНИЕ
Программа кандидатского экзамена по специальности 13.00.01. – Общая педагогика, история педагогики и образования» рассчитана на определение профессиональной компетентности соискателя ученой степени кандидата педагогических наук.

Кандидатский экзамен по специальности 13.00.01 предполагает знание соискателем основных проблем современной педагогической науки, а также истории ее развития.

Соискатель обязан изучить основные труды по методологии и методике педагогических исследований, наиболее важные работы по истории и теории педагогики, уяснить основные педагогические взгляды классиков отечественной и зарубежной педагогики.

Программа составлена с учетом современных требований, опирается на классические и новейшие педагогические исследования. В программе представлено две части:

    1. Типовой программы (минимум по специальности), разрабатываемой ведущими в соответствующей отрасли высшими учебными заведениями и научными организациями и утверждаемой Минобрнауки РФ;

    2. Дополнительной программы, разработанной кафедрой в соответствии с направлениями научных исследований кафедры.

Соискатель ученой степени должен показать глубокое знание современной отечественной и зарубежной литературы по данной проблематике, умения осуществлять доказательство научных проблем с помощью сравнительно-сопоставительного анализа, выявлять закономерности и тенденции в рассматриваемых вопросах, извлекать исторические уроки из педагогических теорий прошлого и уметь прогнозировать будущее. Наряду с общетеоретическими знаниями по данной специальности соискатель должен показать возможные пути решения новых, нерешенных, дискуссионных проблем, высказывать и аргументировать собственную точку зрения, обнаружить способность к творческому, проблемному мышлению.

В ходе кандидатского экзамена соискатель должен решить следующие задачи:

  • проанализировать историю развития данной проблемы в науке;

  • высказать свое суждение по дискуссионным вопросам;

  • дать сравнительный анализ соответствующих концепций отечественной и зарубежной педагогики;

  • связать педагогическую теорию с практикой обучения и воспитания в современных условиях;

  • раскрыть сущность, структуру и содержание педагогической системы непрерывного многоуровневого образования;

  • проанализировать современную педагогическую систему, сложившуюся в системе Российского образования.


Экзамен по специальности 13.00.01.- «Общая педагогика, история педагогики и образования» состоит из двух частей.

Проведение экзамена позволяет выявить уровень подготовленности обучающихся в аспирантуре к научно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности, раскрыть мировоззренческое видение ими насущных педагогических проблем, сущности современных подходов к их разрешению, определения путей и способов организации собственного научного исследования.
Содержание разделов программы
Раздел 1. Теоретико-методологические основы общей педагогики
Актуальные проблемы науки и образования.

Объект, предмет и функции педагогики. Взаимосвязь педагогики и других наук о человеке. Место педагогики в системе знаний о мире.

Система антропологических наук и место в ней педагогики. Педагогическая антропология как методологическая основа современной педагогики. Проблема диалектической взаимосвязи педагогики и психологии. Актуальные проблемы и тенденции развития отечественной и зарубежной педагогики и психологии.

Система категорий современной педагогики. Характеристика терминологии (языка, категориального и понятийного аппарата) педагогической науки.

Проблема единства и целостности мирового образовательного пространства. Общемировые тенденции развития современной педагогической науки.

Аксиологические основы педагогики. Психология человека. Понятие о педагогических ценностях и их классификация. Образование как общечеловеческая ценность.

Сущность целостного педагогического процесса и его характеристика. Ис­торические предпосылки понимания педагогического процесса как целостного явления. Логика и условия построения целостного педагогического процесса.

Современная система образования: демократические преобразования, модели образования, основные тенденции развития. Технологии профессионально-ориентированного обучения и научно-методической работы.

Основы риторики, дискуссий и общения. Природа и структура научных дискуссий.

Проблема внедрения достижений педагогической науки в практику работы образовательных учреждений различного уровня.
Литература к разделу


  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л., 1969.

  2. Бабанский Ю.К. Педагогический процесс // Избр. пед. труды/Сост.
    М.Ю. Бабанский. - М., 1989.

  3. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях,
    пер­воисточниках: Учеб. пособие. -М., 1997.

  4. Гессен СИ. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. -
    М.: «Школа-Пресс», 1995.

  5. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. - СПб. 1992.

  6. Елканов С.Б. Основы профессионального самосовершенствования учите­ля: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. - М., 1989.

  7. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. М.: Просвещение, 1990.

  8. Закон РФ «Об образовании» (3992),

  9. Кантор Й.М. Понятийно-терминологический аппарат педагогики. - М.:
    Педагогика, 1980.

  10. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. - Л., 1985.

  11. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов
    гтед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. - М.: Прометей, 1992.

  12. Методологические проблемы развития педагогической науки /Под ред.
    П.Р. Атутова, М.Л. Скаткина, Я.С. Турбовского. - М.: Педагогика, 1985.

  13. Мищенко А.И. Педагогический процесс как целостное явление. М.,
    1993.

  14. Никитин А.Р. Педагогика прав человека: Пособие для учителей. - М,
    1993.

  15. Новиков A.M. Методология образования. - М.: Эгвес, 2002.

  16. Новое педагогическое мышление /Под ред. А.В.Петровского. -М., 1989.

  17. Основы педагогического мастерства: Учебное пособие / Под ред. И. А. Зя-
    зюна. - М.: Просвещение, 1989.

  18. Петров Ю.А. Культура мышления. Методологические проблемы научно-
    педагогической работы. М.: МГУ. 1990.

  19. Профессиональная культура учителя /Под ред. В.А.Сластенина. - М.,
    1993.

  20. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятель­
    ность. -М., 1997.

  21. Педагогика: Учебник для студентов высших пед. учеб. заведений. - М.:
    Просвещение, 1996.

  22. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педа­гогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. -М., 2002.

  23. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. 2121
    «Педагогика и методика нач. обучения» / СП. Баранов, Л.Р. Болотина.
    В.А. Сластенин и др.; Под ред. СП. Баранова, В.А. Сластенина. - М.:
    Про­свещение, 1986.

  24. Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. тр. / Отв. ред.
    Е.В. Ткаченко. Вьгп.1. Екатеринбург, 1995.

  25. Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. тр. / Отв. ред.
    Е.В. Ткаченко. Вып. 2, Екатеринбург, 1995.

  26. Сластенин В.А., Мищенко А.И. Целостный педагогический процесс как
    объект профессиональной деятельности учителя. - М., 1997,

  27. Сластенин В,А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учебное пособие. -
    М.; Академия, 2004.

  28. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. -
    М.: Педагогическое общество России, 2000.

  29. Управление качеством образовании2006.

  30. Учителю о педагогической техники / Под ред. Л.И. Рувинского. М., 1987.

  31. Шакуров Р.Х. Творческий рост педагога.-М., 1995.


Раздел 2. История образования и педагогической мысли
Значение историко-педагогических исследований для модернизации тео­рии и практики современного образования. Основные задачи, методологичес­кие основы изучения истории образования и педагогической мысли.

Развитие идеи природосообразности воспитания в истории педагогики (Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф.В.А. Фребелъ и др.).

Принцип культуросообразности воспитания в истории образования (Д. Дидро, А. Дистервеп, И.Ф. Гербарт, Ю.М. Лотман, А.Я. Гуревичидр.)

Развитие идеи свободного воспитания в истории педагогики (Л.Н. Толстой, Д. Дьюи, К.Н. Вентцель, Я. Корчак и др.)

Антропологическая тенденция в развитии истории образования. Разви­тие высшего и среднего образования в Европе: университетское образование, Гуманизм, эпоха Возрождения и Реформация. (Э. Ротердамский, Леонардо да Винчи, М. Лютер, Ж. Кальвин, И. Лойола, Ф. Бэкон, Д. Локк, Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, В, Гумбольт, З.Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, Э. Фромм, Р. Штайнер, М. Монтессори, А Маслоу, К. Роджерс и др.).

Развитие высшего и среднего образования в России. Университетское об­разование: автономия и авторитарность. (М.В. Ломоносов, И. Шварц, Й. Бец­кой, В.Н. Карамзин, А.Н Голицын, А.С.Шинжов, П.Я. Чаадаев, А.С. Хомяков, Н.И.Пирогов, К.Д. Ушинский, II.A. Корф, П.Ф. Каптерев, Д.И. Менделеев, П.Ф. Лесгафт, М.М. Ковалевский, В.М. Бехтерев, В.В. Зеньковский, К.А. Тимирязев, В.М. Вернадский, С.П. Трубецкой, М.Н. Покровский, А.В. Луначарский,
В.Н. Сорока-Росинский, С.Т. Шацкий, П.И. Бяонский, А.С. Макаренко,
В.А. Сухомлинский, Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов, Ш. А. Амонашвили)

Реформы, контрреформы и модернизации системы отечественного образо­вания. Смена парадигм в области образования.
Литература к разделу


  1. Антология педагогической мысли России X – XXвв. – М.: Педагогика, 1982 – 1985.

  2. Библия Книга Ветхого и Нового Завета. – М., 2004.

  3. Всемирная история педагогики. Учеб. пособие. – М.: РОУ, 1994.

  4. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антрополо­гии. -М.: Школа-ПРЕСС, 1996. История педагогики и образования / Под ред А.И. Пискунова. - М., 2001.

  5. Каптерев П.Ф. История русской педагогики. - М., 2003.

  6. Князев Е.А. Генезис высшего образования в России XVIII - начало XX в. -
    М.,2001.

  7. Князев Е.А. Русская история до XVII в.. М., 2005.

  8. Коменский Я.А. Избр. пед. сочинения: В 2-х т. - М.: Педагогика, 1982.

  9. Лесгафт П.Ф. Избр. пед. соч.: В 2-х т. - М.: Педагогика, 1980.

  10. Ломоносов М.В. О воспитании и образовании. - М.: Педагогика, 1991.

  11. Мень А. Педагогика. - М. 2000.

  12. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до XVIT века / Под ред. Э.Д. Днепрова. - М.: Педагогика,
    1989.

  13. Очерки истории школы и педагогической мысли в СССР (кон. XIX - нач.
    XX вв.) / Под ред. Э.Д. Днепрова. - М.: Педагогика, 1991.

  14. Песталоцци И.Г. Избр. пед. сочинения: В 2-х т. - М.: Педагогика, 1981.

  15. Русская мысль в век Просвещения. - М.: Наука, 1991.

  16. Руссо Ж.Ж. Избр. пед. сочинения: В 2-х т. - М.: Педагогика, 1980.

  17. Толстой Л.Н. Избр. пед. соч. -М.: Педагогика, 1987,

  18. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6-ти т. - М.: Педагогика,
    1988-1990.

  19. Хрестоматия по истории педагогики: В 4-х т. / Сост. И.Ф. Свадковский. -
    М, 1938-1940.


Раздел 3. Проблемы методологии педагогики и педагогических исследований
Методологические проблемы развития педагогической науки. Понятие «ме­тодология» педагогической науки. Методология педагогики и ее специфика.

Методология педагогики как система знаний и как область научно-познава­тельной деятельности.

Методологические основы научного познания в педагогике. Научное поз­нание среди других форм отражения педагогической действительности.

Предмет научного исследования в педагогике. Характер и детерминация воспитательных явлений в педагогике. Характер и детерминация учебного процесса как педагогического явления. Взаимоотношения метода и предмета исследования. Методологическое обеспечение преобразований в педагогике.

Логика педагогического исследования. Методы исследования. Эмпиричес­кие методы педагогического исследования. Теоретические методы педагоги­ческого исследования. Сравнительно-исторические методы педагогического исследования.

Методологические характеристики педагогического исследования: акту­альность, проблема, тема, объект и предмет исследования, гипотеза и защи­щаемые положения, цель и задачи исследования, новизна, значение для науки и практики.

Научная проблема в развитии процесса познания. Педагогический факт как категория научного познания. Функция и особенности гипотезы в развитии на­учного познания в педагогике.

Планирование научно-педагогических исследований. Программа экспери­мента. Критерии и система диагностического инструментария. Уровни, типы, виды эксперимента как метода исследовательской деятельности. Особенности констатирующего, поискового, формирующего, сравнительного эксперимен­тов.

Требования к результатам и выборке экспериментальных данных: досто­верность, воспроизводимость, валидность, репрезентативность. Методологи­ческие требования к организации исследований в педагогике и оформление результатов научно-исследовательской работы.

Методологические вопросы использования методов математической ста­тистики в педагогике. Оформление диссертации: текст, таблицы, формулы, иллюстративный материал, библиографический аппарат. Составление авторе­ферата диссертации.

Литература к разделу


  1. Введение в научное исследование по педагогике: Учебное пособие для студентов, - М.: Педагогика. 1988.

  2. Волков Ю.Г. Диссертация: Подготовка, защита, оформление: Практическое пособие / Под ред. Н.И. Загузова. - М., 2004.

  3. Герасимов Н.Г. Структура научного исследования. - М.: Педагогика, 1985.

  4. Гузеев В.В. Аппарат научного исследования и структура кандидатской диссертации // Школьные технологии. - 2004. - № 2. - С. 117-133.

  5. Демидова А.К. Пособие по русскому языку: Научный стиль. Оформление аучной работы. - М., 1991.

  6. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. – М, 1982.

  7. Загвязинский В.И., Поташник М.М. Как учителю подготовить и провести эксперимент: Методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2006.

  8. Загузов Н.И. Подготовка и защита диссертации по педагогике: Научно-методическое пособие. - М., 1998.

  9. Загузов Н.И. Технология подготовки и защиты кандидатской диссертации (научно-методическое пособие). - М.: Исслед. центр, 1993.

  10. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. - М., 1991.

  11. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. - Самара: Изд-во ГПИ, 1994.

  12. Краевский В.В. Методология педагогической науки. - М,: Центр «Школьная книга», 2001.

  13. Краевский В.В. Моделирование в педагогическом исследовании. - М., 1988.

  14. Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты: Практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. - 2-е изд. - М.: «Ось-89», 1998.

  15. Кэмпбелл Д.Т. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. - СПб., 1996.

  16. Маслак А.А. Основы планирования и анализа сравнительного эксперимента в педагогике и психологии. - Курск, 1998.

  17. Методологические проблемы развития педагогической науки / Под ред. П.Р. Атутова, М.П. Скаткина, Я.С. Турбовского. -М: Педагогика, 1985.

  18. Методология педагогических исследований / Под ред. А.И.Пискунова, Г.В.Воробьева. - М., 1980.

  19. Методы системного педагогического исследования / Под ред. Н.В. Кузьминой. - Л, 1980.

  20. Наин А.Я. Технология работы над кандидатской диссертацией по педагогике. Челябинск: Урал ГАФК, 1996.

  21. Новиков A.M. Как работать над диссертацией. - 4-е изд. - М.: Эгвес, 2003.

  22. Новиков A.M. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. - М.: АПО, 1998.

  23. Новиков A.M. Методология образования. - М.: Эгвес, 2002.

  24. Новиков Д.А. Применение методов математической статистики в педагогических исследованиях. М.: Эгвес, 2003.

  25. Облицова З.Г. Исследовательская деятельность педагогов как фактор совершенствования профессиональной компетентности.-М.; Архангельск: Юпитер, 2004.

  26. Полонский В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований. - М.: Педагогика. 1989.

  27. Полонский В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований. - М., 1987.

  28. Рузавин Г.И. Методы научного исследования. -М.: Мысль, 1974.

  29. Сиденко А.С, Новикова Т.Г. Эксперимент в образовании. Учебное пособие для директоров инновационных учебных заведений, заместителей директоров по научной и экспериментальной работе, учителей-экспериментато­ров. - М.: АПКиПРО, 2002.

  30. Сиденко А.С, Брусенцова Н.В. Рабочая тетрадь педагога-исследователя (пособие в помощь начинающему исследователю). Часть 1,2. - М: АПК и ППРО, 2006.

  31. Скалкова Я. и др. Методология и методы педагогического исследования, - М: Педагогика, 1989.

  32. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. - М.: Педагогика, 1986.

  33. Черепанов B.C. Экспертные оценки в педагогических исследованиях. - М.: Педагогика, 1989.


  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа кандидатского экзамена по специальности 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования iconРабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования
По научной специальности 13. 00. 01 – общая педагогика, история педагогики и образования

Программа кандидатского экзамена по специальности 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования iconПрограмма кандидатского экзамена по специальности 19. 00. 01 Общая...
Программа составлена в соответствии с утвержденными фгт и рекомендациями по формированию основных профессиональных образовательных...

Программа кандидатского экзамена по специальности 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования iconПрограмма подготовки студентов 11 курса енф к экзаменам по учебному предмету «Педагогика»
«Педагогика» ( модули: «Введение в педагогическую деятельность», «Общие основы педагогики», «Теория воспитания», «Теория обучения»,...

Программа кандидатского экзамена по специальности 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования iconРабочая программа кандидатского экзамена для подготовки аспирантов...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Программа кандидатского экзамена по специальности 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования iconПрограмма кандидатского экзамена по специальности 08. 00. 10 Финансы,...
Программа составлена в соответствии с утвержденными фгт и рекомендациями по формированию основных профессиональных образовательных...

Программа кандидатского экзамена по специальности 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования iconПрограмма минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки»
В основу настоящей программы положена дисциплина «Теория, методология и история социологии»

Программа кандидатского экзамена по специальности 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования iconПрограмма минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки»
Программа разработана Российской академией образования и одобрена экспертными советами вак минобразования России по педагогике и...

Программа кандидатского экзамена по специальности 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования iconПрограмма кандидатского экзамена дисциплины «история и философия науки»
Теория и методика обучения и воспитания (математика, технические дисциплины, уровень высшего образования, русский язык)

Программа кандидатского экзамена по специальности 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования iconПрограмма минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки»
В основу настоящей программы положены следующие разделы истории психологии: история общей психологии, история специальных разделов...

Программа кандидатского экзамена по специальности 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования iconРабочая программа по дисциплине «История педагогики и образования»...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции