Учебное пособие по разделу «Психология личности» курса «Общая психология» для студентов




НазваниеУчебное пособие по разделу «Психология личности» курса «Общая психология» для студентов
страница1/10
Дата публикации24.05.2014
Размер1.64 Mb.
ТипУчебное пособие
literature-edu.ru > Психология > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Министерство образования Республики Беларусь

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ГРОДНЕНСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ»

А.М.КОЛЫШКО

ПСИХОЛОГИЯ САМООТНОШЕНИЯ

Учебное пособие

по разделу «Психология личности»

курса «Общая психология» для студентов

специальности Г07.01.00 – Психология

Гродно 2004


УДК 159.923 (075.8) ББК 88.37 К62

Рецензенты: кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии ГрГУ им. Я.Купалы Т.К.Комарова;

доцент кафедры психиатрии с курсом общей психологии Гродненского государственного медицинского университета А.В.Прудило.

Рекомендовано советом факультета психологии ГрГУ им. Я.Купалы.

Колышко A.M.

Психология самоотношения: Учеб. пособие / А.М.Колышко. -К62 Гродно: ГрГУ, 2004. – 102 с.

ISBN 985-417-537-5

В учебном пособии изложены основы психологии самоотношения: его феноменология, структура, механизмы защиты. Предлагаются психо­лого-педагогическая программа формирования развитого позитивного са­моотношения педагога, методики исследования различных аспектов отно­шения личности к себе.

Адресовано студентам специальности «Психология».

УДК 159.923 (075.8) ББК 88.37

ISBN 985-417-537-5 © Колышко A.M., 2004

ВВЕДЕНИЕ

Одним из важнейших отношений социального бытия человека является его отношение к себе. Любое проявление человека как социального субъекта сопровождается включением в данный про­цесс его самоотношения.

Самоотношение является для психологии традиционным объектом исследования и не исчезает из ее поля зрения со времен У. Джеймса (исключение составляют лишь 20-40-е годы XX века). За это время накоплены богатейшие теоретические и эксперимен­тальные данные изучения самоотношения как объекта психологи­ческого анализа, раскрыты механизмы его формирования, особен­ности функционирования и строения. Значительным вниманием среди психологов пользуется проблема влияния самоотношения на поведение человека, особенно на его асоциальные формы.

В то же время имеющиеся данные высвечивают нерешен­ность многих методологических и теоретических проблем психо­логии самоотношения. В литературе по проблеме обнаруживается терминологическая путаница, которая затрудняет интерпретацию полученных данных. На этом фоне некоторые авторы фундамен­тальных работ по психологии самоотношения высказывают мне­ние о кризисе психологии «Я». В этой связи обращение к феноме­нологии и строению самоотношения, раскрытие его места в про­цессе становления личности является насущной проблематикой современной психологии личности.

Настоящее учебное пособие посвящено психологии самоот­ношения и может быть рекомендовано в качестве дополнительно­го источника учебной информации для студентов специализации «Педагогическая психология». Оно позволит им расширить и углу­бить содержание лекционного курса. Главная задача пособия -помочь студентам ориентироваться в огромном количестве работ по психологии самоотношения, в методиках изучения различных сторон самоотношения, в вооружении их психолого-педагогичес­кой программой формирования развитого позитивного самоотно­шения педагога.

ГЛАВА 1 ФЕНОМЕНОЛОГИЯ САМООТНОШЕНИЯ

В современной психологии отсутствует единый подход к оп­ределению такого феномена как отношение человека к себе, не­смотря на то, что он активно изучается как отечественными, так и зарубежными исследователями. Анализ работ, посвященных изу­чению отношения человека к себе, позволяет говорить о большом разнообразии используемых для описания его содержания психо­логических категорий. Можно назвать такие понятия как обобщен­ная самооценка, самоуважение, самопринятие, эмоционально-цен­ностное отношение к себе, собственно самоотношение, самоуве­ренность, чувство собственного достоинства, самоудовлетворение, аутосимпатия, самоценность и др. Их содержание раскрывается с помощью таких психологических категорий как «установка» (Д.Н.Узнадзе), «личностный смысл» (А.Н. Леонтьев), «отношение» (В.Н.Мясищев), «аттитюд» (M.Rosenberg, R.Wylie, S.Coopersmit), «социальная установка» (И.С.Кон, Н.И.Сарджвеладзе), «чувство» (С.Л.Рубинштейн).

Отсутствие четкой терминологии привело к тому, что значе­ния используемых терминов большинством авторов не разводят­ся, они чаще всего употребляются как синонимы. Вместе с тем, анализ той психологической реальности, которая «скрывается» за данными понятиями позволяет более досконально разобраться в феноменологии отношения человека к себе.

К наиболее употребляемым категориям, раскрывающим сущ­ность отношения человека к себе, можно отнести четыре: «об­щая» или «глобальная самооценка», «самоуважение», «самоот­ношение» и «эмоционально-ценностное отношение к себе». Пер­вый термин являлся наиболее используемым в западной психологии с конца XIX до 60-х годов XX века, а затем был вы­теснен термином «самоуважение». В отечественной психологии начало фундаментальных исследований феномена отношения че­ловека к себе было положено благодаря трудам А.Н. Леонтьева [43], С.Л. Рубинштейна [67; 68], А.Г Спиркина [78], Е.В. Шоро-ховой [95] и теоретическим работам И.С. Кона [32] и И.И. Чес-ноковой [86; 87]. Термин «самоотношение» был введен грузинс­ким психологом Н.И.Сарджвеладзе [25; 69]. В настоящее время в отечественной психологии доминирующим является категория «эмоционально-ценностное самоотношение».

Самым устоявшимся в психологии является термин «глобаль­ная самооценка» (self-esteem). Слово «самооценка» происходит от латинского «aestimare», означающего оценивание, которое человек делает в отношении чьей-либо значимости. В немецком языке слово «Selbswertgefuhl» обозначает «чувство ценности», которое есть у человека в отношении самого себя.

Глобальная самооценка стала предметом психологического анализа благодаря изданным в конце XIX века работам У. Джеймса (1890). В ряде источников этот термин принципиально разводится с термином «самопознание» [8; 66; 81; 86]. Так, западные психологи в самопознании традиционно обнаруживают причину и смысл собствен­ного поведения человека, его отношения к другим людям, в то вре­мя как самооценка подчеркивает позитивный или негативный мо­дус восприятия себя, своих возможностей, качеств, места среди других людей. Для обозначения самопознания как когнитивного блока самосознания личности (когнитивная самооценка, интеллектуальная, когнитивный уровень «образа Я») западные психологи чаще всего используют такое понятие как «self-evaluation» [66].

В отечественной психологии под глобальной самооценкой пре­имущественно понимается особое аффективное образование лич­ности, которое является результатом интеграции самопознания и эмоционально-ценностного самоотношения [86] или общее чувство «за» или «против» себя как совокупность позитивных и негатив­ных моментов самоотношения [81]. Необходимо отметить, что в отечественной психологии понятие единой, целостной самооценки не получило своего развития: большинство исследований посвя­щены частным самооценкам, которые являясь факторами само­регуляции личности, не позволяют судить о сущности отношения человека к себе как таковом.

В процессе формирования глобальной самооценки психологи обнаруживают такие механизмы как проекция осознаваемых ка­честв на внутренний эталон [62; 71]; суждение индивида о самом себе, относящееся к степени, в которой он или какие-либо аспекты его «Я» соответствуют желаемым свойствам [103]; сравнение ре­ального «Я» с идеальным «Я» [19; 63; 65; 93]; отражение субъек­том информации о себе с точки зрения определенной системы цен­ностей [17]; личностное суждение о собственной ценности, отра­жающее субъективную значимость «Я» [8; 9; 98]; оценка своих характеристик как способствующих или препятствующих саморе­ализации [57; 75; 81]; оценка личностью реализации своего «Я» [74]; своей успешности [39].

Анализ психологических механизмов формирования глобаль­ной самооценки позволяет, вслед за И.С.Коном [35], утверждать, что в ее основании обнаруживаются такие процессы как усвоение субъектом внешних оценок (это может быть и непосредственное отражение чужих оценок, и равнение на генерализированного дру­гого), социальное сравнение по признакам «лучше – хуже» или «по­хожий – непохожий» и самоатрибуция, когда индивид заключает о себе и о своих внутренних состояниях, наблюдая и оценивая свое поведение в различных ситуациях.

Традиционно глобальная самооценка личности рассматрива­ется как производная от ее частных самооценок. Выделяют три подхода в описании механизмов формирования глобальной само­оценки из частных самооценок:

- глобальная самооценка как конгломерат частных самооце­нок, которые связаны с различными аспектами Я-концепции;

- как интегральная самооценка частных аспектов, взвешен­ных по их субъективной значимости;

- как иерархическая структура, включающая частные само­оценки, интегрированные по сферам личностных проявлений и в комплексе составляющие обобщенное «Я», которое находится на­верху иерархии [57].

Понимание глобальной самооценки как простой суммы част­ных самооценок подвергается критике [55; 56; 109]. Наиболее по­пулярным среди исследователей является второй подход, когда влияние частной самооценки на глобальную самооценку варьиру­ет в зависимости от уровня ее значимости: высокий уровень значи­мой парциальной самооценки выраженно повышает общую само­оценку, в то время как низкий уровень существенно снижает. Вклад менее значимых самооценок в общую самооценку соответственно оказывается меньшим. Как первый, так и второй подходы не полу­чили в современной психологии эмпирического подтверждения, их концептуальные основания подвергаются критике [57].

В психологии самосознания имеют место расхождения отно­сительно содержания глобальной самооценки. Она рассматрива­ется как переживание, устойчивое чувство, пронизывающее «об­раз Я» [82]; как устойчивое чувство в адрес собственного «Я», которое содержит ряд специфических модальностей, различающих­ся как по эмоциональному тону переживания «Я», так и по семан­тическому содержанию [18; 56], как система переживаний, вклю­ченных в процесс самосознания, отражающая внутренние ценнос­ти личности, принятые ею в отношении самой себя [86], как «накапливающийся аффект на себя», связанный с мерой удовлет­воренности своими действиями, результатом реализации намечен­ных целей [26; 27], как чувство самодовольства-недовольства со­бой [24], как чувство собственного достоинства [63; 99], как «аф­фективно-моторный эквивалент», сливающийся с общим витальным фоном организма [55], как эмоционально окрашенное состояние личности [39], «ощущение» собственной ценности, осоз­нание того, за что мы ответственны, что мы должны делать, а что нет, если не хотим уронить или лишиться своего человеческого достоинства [96].

Несмотря на существенные различия в понимании содержания глобальной самооценки, она отражает такую сторону отношения че­ловека к себе как его чувство «за» или «против» себя. Это чувство характеризуется относительной устойчивостью, амодальностью, не­дифференцируемостью и мало зависит от актуального самовосприя­тия. При этом чувство «за» или «против» себя традиционно рассмат­ривается как устойчивая личностная черта (свойство), которая скла­дывается постепенно и приобретает привычный характер.

Так, человек с высоким самоуважением верит в себя, счита­ет, что может преодолеть свои недостатки. Развитое позитивное чувство в адрес «Я» как устойчивая личностная черта является центральным звеном внутреннего психического мира человека, оно лежит в основе единства и целостности его личности, согласовы­вает и упорядочивает внутренние ценности, завершает структуру характера [86]. Самоотношение как свойство личности теснейшим образом связано с целями ее жизни и деятельности, с ее ценност­ными ориентациями, выступает важнейшим фактором образова­ния и стабилизации ее единства [3; 54]. Выступая устойчивой лич­ностной чертой, самоотношение тесно связано с другими свойства­ми личности, особенно волей. Оно влияет на формирование содержания, структуры и формы проявления целой системы пси­хологических особенностей личности [86].

Человек с низким самоуважением – это человек с устойчи­вым чувством неполноценности, ущербности [32], ранимостью, чувствительностью к внешним воздействиям, оторванностью от реального взаимодействия с другими людьми. В сфере деятельно­сти такое отношение к себе может проявляться в непоследова­тельности и нерешительности. Личность с пониженным самоува­жением отличается неустойчивым внутренним миром, не облада­ет твердой и последовательной линией поведения в общении, во взаимоотношениях с другими людьми [86].

7

В психологической литературе можно встретить такие специ­фические обозначения чувства человека в адрес самого себя как гордость или стыд [54; 96], высокомерие, тщеславие, самопочита­ние, заносчивость, чувство собственного достоинства, и противо­положные им – скромность, смирение, сострадание, застенчивость, уничижение, сознание собственного позора [24], чувство неполно­ценности, недовольство собой [94]. Близким глобальной самооцен­ке по своей содержательной нагрузке является разработанная в рамках аналитической психологии категория «чувство увереннос­ти в себе» [96].

Итак, глобальная самооценка является тем психологическим понятием, в котором наиболее детально отображена такая сторона отношения человека к себе как его чувство в адрес «Я». Это чув­ство является устойчивым психическим образованием и обнаружи­вает себя как личностная черта (свойство, смысловая диспозиция).

«Самоуважение» в западной психологии чаще всего рассмат­ривается в связи с изучением представлений личности о себе как системе социальных установок. При этом под установкой понима­ется гипотетический конструкт, который обозначает основанное на прошлом опыте состояние готовности человека, направляющее, ис­кажающее или иным образом воздействующее на его поведение [37].

Можно выделить два подхода к определению содержания са­моуважения как установочного по своей природе образования:

- самоуважение как общая установка личности в отношении своей ценности [48; 70; 98; 112]. Под самоуважением при этом по­нимается позитивная или негативная установка, обращенная на специфический объект, называемый «Я», включающая в себя по­знавательный (знание о себе, представление о своих качествах, свойствах), эмоциональный (оценка этих качеств и связанные с ней чувства в отношении себя) и практический компоненты;

- самоуважение как эмоциональный компонент установки [8; 21; 32; 34; 109].

При этом вне зависимости от того, рассматривается ли само­уважение как установка или как ее эмоциональный компонент, ис­следователей интересует представленность отношения человека к себе в состоянии его готовности к тому или иному поведению. Спо­собность оказывать регуляторное влияние на актуальное поведение человека выступает сущностной характеристикой самоуважения.

В отечественной психологии понимание самоотношения как установочного образования нашло свое отражение в работах тех исследователей, которые выстраивают свои представления о дан-

ном феномене на базовых положениях теории диспозиционной ре­гуляции социального поведения В.А.Ддова [32; 48] и теории уста­новки Д.Н.Узнадзе [70].

Опираясь на базовые положения теории диспозиционной регу­ляции социального поведения, И.С. Кон определяет самоуважение как эмоциональный компонент особой установочной системы -«образа Я» [32; 33], как «личное ценностное суждение, выражен­ное в установках индивида к себе (одобрении или неодобрении), которые указывают в какой мере индивид считает себя способ­ным, значительным, преуспевающим и достойным» [34, с. 100].

Отношение человека к себе определяется как установочное образование и представителями школы Д.Н.Узнадзе. В данной традиции концептуальная модель самоотношения как социальной установки наиболее детально разработана Н.И.Сарджвеладзе. Этот исследователь впервые ввел «самоотношение» в научный обиход как специальное понятие, классифицируя его как подкласс социальной установки. Самоотношение определяется как отноше­ние субъекта потребности к ситуации ее удовлетворения, которое направленно на самого себя. По мнению исследователя, отноше­ние к себе наряду с социальным статусом и установкой личности к внешнему миру, составляет содержание системы «личность – со­циальный мир» и является одной из структурных единиц диспози-ционального ядра личности. Под диспозицией автор понимает «предрасположение к определенному взаимодействию личности с социумом и самим собой, ... как некоторая готовность или фикси­рованная установка субъекта жизнедеятельности» [70, с. 192].

Содержательно близким к самоуважению как установочному образованию является разработанная в рамках теории «отноше­ний» А.Ф.Лазурского – В.Н.Мясищева категория «самоотношение». Самоотношение рассматривается как единство содержательных и динамических аспектов личности, мера осознания и качество эмо­ционально-ценностного принятия себя как инициативного и от­ветственного начала социальной активности [36; 52].

Самоотношение личности понимается как сложное когнитив­но-аффективное образование, зрелость которого определяется ка­чеством взаимосвязи и степенью согласованности его составляю­щих [36; 42]. Его структура рассматривается как состоящая из двух компонентов: рационального отношения к себе как субъекту социальной активности («образ – Я» или категориальное «Я») и эмоционально-ценностного отношения к себе – переживания и оцен­ки собственной значимости как субъекта социальной активности,

образующих рефлексивное «Я» [36]. В результате взаимодействия указанных компонентов с потребностно-мотивационной сферой личности отношение к себе включается в процесс деятельностной и личностной саморегуляции, стимулирует развитие познаватель­ной и личностной субъектности человека.

Итак, исследователи, которые определяют самоотношение личности как установочное образование, акцентируют свое вни­мание на его месте в системе саморегуляции. При этом саморегу­ляция понимается как процесс организации личностью своего по­ведения, «в который включены результаты самопознания и эмоци­онально-ценностного отношения к себе» [86, с. 126].

Необходимо отметить, что в отношении именно регуляцион­ного аспекта самоотношения психологи проявляют самый боль­шой исследовательский интерес. Еще У. Джемс писал, что само­чувствие проявляется через «инстинктивные побуждения», кото­рые направлены на заботу человека о себе, на его стремление к социальному и духовному самосохранению» [24, с. 14].

Характер регуляторного влияния самоотношения определяет­ся широтой и глубиной его включенности в процесс внутриличнос-тной детерминации [33]. Отношение личности к себе оказывает влияние на проявление социальной активности личности, обуслов­ливает ее адекватность и дифференцированность. Оно выступает мотивом саморегуляции поведения и актуализируется на всех эта­пах осуществления поведенческого акта, начиная с его мотивиру­ющих компонентов и заканчивая собственной оценкой достигнуто­го эффекта поведения, участвует в механизмах регуляции поведе­ния от уровня конкретной ситуации деятельности до уровня длительной реализации идейных замыслов [86].

В психологии представлено огромное количество исследова­ний, в которых установлена тесная связь между отношением лич­ности к себе как к субъекту жизненных отношений и ее поведени­ем [2; 4; 5; 7; 29; 38; 45; 47; 89]. В них отмечается, что высокое самоуважение личности выступает условием ее максимальной активности, продуктивности в деятельности, реализации творчес­кого потенциала [46], влияет на свободу выражения чувства, уро­вень самораскрытия в общении [65]. Позитивное устойчивое са­моотношение лежит в основании веры человека в свои возможно­сти, самостоятельность, энергичность, связано с его готовностью к риску, обусловливает оптимизм в отношении ожидания успешно­сти своих действий в ситуации неопределенности [28]. Люди с по­зитивным самоотношением менее поглощены своими внутренни-

10

ми проблемами, гораздо реже страдают психосоматическими рас­стройствами. Одним из мотивов, побуждающих человека соблю­дать моральные нормы, является его стремление сохранить поло­жительное самоотношение [97].

В то же время негативное самоотношение является источни­ком различных трудностей в общении, поскольку человек с таким отношением к себе заранее уверен в том, что окружающие плохо к нему относятся [98]. Проблема достоинства, ценности своего «Я» почти полностью поглощает его внимание, в связи с чем уровень активности человека излишне повышается, затрудняя тем самым выбор адекватного способа взаимодействия, его поведение стано­вится ригидным [63]. Отрицательное, конфликтное отношение лич­ности к себе обусловливает ее отклоняющееся поведение: соверше­ние правонарушений, наркоманию, алкоголизм, агрессивное и суици­дальное поведение, связано с неадаптивными, асоциальными формами поведения, является одной из причин девиации [ 17; 3 3; 5 3; 64; 103; 104], положительно коррелирует с депрессией [61; 98].

Человеческому восприятию свойственна пристрастность. В процессе познания реального мира человек вносит нечто свое, субъективное. Он обращается, прежде всего, к тем воздействиям, которые ввиду их тесного отношения к его собственным потреб­ностям, интересам, склонностям, оказывают на него сильное вли­яние. «Один и тот же реальный мир «поворачивается» для отдель­ного человека как бы особой своей стороной... Из одного и того же явления и объекта «вычерпываются» разные содержания; их сущность, оставаясь одной и той же в многочисленных индивиду­альных восприятиях, приобретает для каждого человека свой осо­бый смысл...» [86, с. 104-105].

Одним из факторов, который обусловливает пристрастность восприятия человека, является его самоотношение. «С одной сто­роны, отношение личности к себе возникает и формируется в про­цессе самопознания на разных ее уровнях, с другой – самоотноше­ние в той форме, в какой оно сложилось на данном этапе развития личности, существенно влияет на весь процесс самопознания, оп­ределяя его специфику, направленность и индивидуальный, лично­стный оттенок» [86, с. 117]. Включаясь в самопознание на более или менее зрелом уровне своего развития самоотношение делает его как по способу осуществления, так и по своему результату бо­лее тонким и совершенным [86].

Влияние самоотношения на процессы самопознания достаточ­но подробно описано И.Г.Чесновой. Она обращается к имеющим-

11

ся в психологии данным, что развитие аффективной составляющей в онтогенезе предшествует познанию себя, о том, что знание чело­века никогда не бывает свободным от оценочных характеристик, которые играют чрезвычайно важную роль в механизмах восприя­тия. Воспринимая и описывая другого человека, люди в значитель­ной степени фиксируются на его общей привлекательности, припи­сывая при этом многие положительные характеристики тем, кто им нравится, и отрицательные тем, кто не нравится. При этом люди часто не осознают, что их оценка детерминирована эмоциональ­ным фактором. В механизмах межличностного восприятия, само­восприятия процессы когнитивного анализа находятся под сильным и непрерывным влиянием эмоциональных факторов, вносящих свой вклад в их ход и результат. Эмоциональные оценки черт личности (будучи во многом независимыми от наблюдения за реальным по­ведением) как бы накладываются на структуру этих наблюдений, придавая образам социальной перцепции необходимую констант­ность, целостность и обобщенность. Отсюда общее эмоциональ­ное отношение к самому себе играет роль «цемента», скрепляю­щего всегда разрозненные, часто противоречивые фрагменты про­цесса познания и самопознания [85].

В психологической литературе имеются данные, которые ука­зывают на зависимость эталонных представлений педагога о лич­ности ученика [31], восприятия им педагогической ситуации от ти­пологических характеристик самоотношения [30].

Близкую позицию можно обнаружить у некоторых западных исследователей самоотношения. Например, J. Hattie пишет, что чувство собственного достоинства влияет на блокирование и сте­пень выпуклости нашего восприятия. Человек, по мнению иссле­дователя, не воспринимает себя и других людей исключительно на основе рациональных способностей. Его самоотношение влияет на целый спектр тех аспектов поведения, которые заслуживают ува­жения и внимания. Человек с высоким чувством собственного достоинства чаще всего рассматривает аспекты своей жизни как важные, верит в их реализацию, его восприятие себя, своих по­ступков более целостно и осознано [99].

Таким образом, в исследованиях регуляторной функции само­отношения личности можно выделить три взаимодополняющих друг друга аспекта:

- изучение влияния отношения личности к себе как субъекта жизненных отношений на ее поведение;

12

- изучение самоотношения личности как детерминанты само­восприятия;

- изучение обусловливания самоотношением личности ее вос­приятия других людей.

В психологической литературе самоотношение личности оп­ределяется также как эмоциональный компонент самосознания [32; 82; 76; 86]. Отношение личности к себе как аффективная состав­ляющая самосознания чаще всего возникает в силу того, что его когнитивная составляющая не воспринимается человеком безраз­лично. Наиболее распространенным понятием, с помощью которо­го описывается эмоциональный компонент самосознания, являет­ся термин «эмоционально-ценностное самоотношение».

Теоретические основы понимания самоотношения как ком­понента самосознания были заложены И.И. Чесноковой, которая ввела в научный обиход понятие «эмоционально-ценностное са­моотношение». Она определила эмоционально-ценностное само­отношение как специфический вид эмоционального переживания», в котором отражается собственное отношение личности к тому, что она узнает, понимает, «открывает» относительно самой себя [86]. Переживание при этом понимается как внутренняя динами­ческая основа, способ существования самоотношения, через ко­торый человек осознает ценностный смысл собственных отно­шений к себе. Оно может протекать как в форме непосредствен­ной эмоциональной реакции, так и в «инактуальной форме» (П.М. Якобсон), «когда живая эмоциональная реакция отсутствует и заменяется оценочным суждением, за которым стоит в данный момент не актуализированное устойчивое чувство, а свернутая, в определенное время непосредственно пережитая эмоциональ­ная реакция» [86, с. 109].

Формирование самоотношения как аффективного компонента самосознания осуществляется на двух уровнях самопознания. На первом уровне эмоционально-ценностное самоотношение возника­ет как результат соотнесения человеком себя с другими людьми. В этом случае при познании себя человек преимущественно опи­рается на внешние моменты. Итогом такого самопознания явля­ются единичные образы самого себя и своего поведения, которые как бы привязаны к конкретной ситуации. Здесь еще нет целостно­го, истинного понимания себя, связанного с осмыслением своей сущности. Ведущими формами самопознания в рамках сравнения «Я-другой» являются самовосприятие и самонаблюдение. На вто­ром, более зрелом уровне самопознания, формирование самоотно-

13

шения осуществляется в рамках сравнения «Я-Я» посредством внутреннего диалога. Ведущими формами такого самопознания являются самоанализ и самоосмысление [86].

Наиболее перспективным в современной психологии являет­ся рассмотрение самоотношения как непосредственной представ-ленности в сознании личностного смысла «Я». Здесь самоотноше­ние не базируется на оценке социальной желательности восприни­маемой в себе черты, и не является прямым следствием знания о себе, хотя феноменологически выводимо из него. В основу такого подхода положена идея о том, что в основании самоотношения ле­жит оценка личностью своего «Я», собственных черт по отноше­нию к мотивам, которые выражают ее потребность в самореали­зации [57; 81].

Самоотношение в рамках данного подхода понимается как формируемое в процессе соотнесения личностью собственных качеств с мотивами ее самореализации. В сознании субъекта самоотношение семантически оформляется (когнитивная состав­ляющая) и переживается (эмоциональная составляющая). Ког­нитивная составляющая самоотношения в сознании выражает­ся в субъективном наделении себя чертами, т.е. в самовоспри­ятии, эмоциональная – в возникновении эмоций, чувств, направленных на самого себя [82]. Субъект при этом относится к своему «Я» в зависимости от того, воспринимается ли оно как негативное, позитивное или конфликтное (противоречивое) ус­ловие достижения мотивов личности. Отсюда отношение чело­века к себе может быть позитивным («Я» – условие, способ­ствующее самореализации), негативным («Я» – условие, пре­пятствующее самореализации) или конфликтным («Я» – условие, в одно и то же время и способствующее и препятствующее са­мореализации) [81].

Таким образом, третьим важнейшим аспектом рассмотрения самоотношения является его изучение как компонента самосозна­ния. Наиболее часто при этом для обозначения самоотношения как структурной составляющей самосознания используется понятие «эмоционально-ценностное самоотношение».

Проведенный анализ позволяет говорить о существовании трех разных подходов рассмотрения отношения человека к себе: понимания самоотношения как аффективного компонента само­сознания (самоотношение в структуре самосознания), как черты личности (самоотношение в структуре личности), как компонен­та саморегуляции (самоотношение в системе саморегуляции). Их

14

интеграция возможна на основе методологического положения о единстве деятельности, личности и (само)сознания [43; 68]. Так, С.Л. Рубинштейн пишет, что «изучение... деятельности естествен­но и закономерно переходит в изучение свойств личности... Вся­кая деятельность исходит от личности как ее субъекта... Лич­ность как сознательный субъект осознает не только окружаю­щее, но и себя в своих отношениях с окружающими... сознательно присваивает себе все, что делает человек, относит к себе все исходящие от него дела и поступки и сознательно принимает на себя ответственность в качестве их автора и творца... Пробле­ма... изучения личности... завершается раскрытием самосозна­ния» [68, с. 434-435].

Системный анализ самоотношения предполагает его рас­смотрение как представленного одновременно на трех уровнях психологического бытия человека: деятельности, личности как субъекта этой деятельности и самосознания как смыслового ядра личности. Включаясь в ту или иную деятельность, личность ос­мысливает себя как субъекта деятельности. Результатом тако­го осмысления является отношение личности к себе как выра­жение в самосознании личностного смысла «Я» по отношению к мотивам самореализации. Формируясь в процессе осмысле­ния личностью себя как субъекта жизненных отношений, само­отношение обнаруживается в структуре личности как смысло­вая диспозиция. При этом, будучи устойчивой, относительно не­зависимой от актуального жизненного опыта, оно проецируется в деятельность как установка, состояние готовности личности к тому или иному поведению.

Рекомендуемая литература

1. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М.: Прогресс, 1986.-422 с.

2. Джемс У Психология. -М.: Педагогика, 1991. – 368 с.

3. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. – М.: Поли-тиздат,1984.-335с.

4. Пантилеев СР. Самоотношение как эмоционально-оценочная сис­тема. -М: МГУ, 1991. – ПО с.

5. Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. – Тбилиси: «Мецниереба», 1989. – 206 с.

6. СтолинВ.В. Самосознание личности. -М.: МГУ, 1983. – 284 с.

7. Чеснокова И.И. Проблемы самосознания в психологии. – М.: На-ука,1977.-144с.

15

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебное пособие по разделу «Психология личности» курса «Общая психология» для студентов iconУчебное пособие по разделу «Психология личности» курса «Общая психология» для студентов
Рецензенты: кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии Гргу им. Я. Купалы Т. К. Комарова

Учебное пособие по разделу «Психология личности» курса «Общая психология» для студентов iconПсихология человека
...

Учебное пособие по разделу «Психология личности» курса «Общая психология» для студентов iconУчебное пособие «Дифференциальная психология: теоретические и прикладные...
А95 Дифференциальная психология: теоретические и прикладные аспекты исследования интегральной индивидуальности / Учеб пособие. —...

Учебное пособие по разделу «Психология личности» курса «Общая психология» для студентов iconУчебное пособие допущено Министерством образования Российской Федерации...
Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2001.— 318 с. ІзхШ 5-7567-0159-1

Учебное пособие по разделу «Психология личности» курса «Общая психология» для студентов iconУчебное пособие является составной частью общего курса «Психодиагностики»
Прыгин Г. С. Введение в психодиагностику: Принципы и методы. История развития. Основы психометрики: Учебное пособие. М.: Умк «Психология»,...

Учебное пособие по разделу «Психология личности» курса «Общая психология» для студентов iconРабочая программа учебного курса дисциплины «психология»
Целями освоения курса «Психология развития личности и индивидуальности» являются

Учебное пособие по разделу «Психология личности» курса «Общая психология» для студентов iconУчебное пособие предназначено для студентов общепедагогических и...
Вачков И. В., д-р психол наук, профессор (Московский городской психолого-педагогический университет)

Учебное пособие по разделу «Психология личности» курса «Общая психология» для студентов iconГогунов Е. Н., Мартьянов Б. И. Г 58 Психология физического воспитания...
Учебное пособие предназначено для студентов вузов, обучающихся по специальности «Физическая культура и спорт»

Учебное пособие по разделу «Психология личности» курса «Общая психология» для студентов iconАллахвердян А. Г., Мошкова Г. Ю., Юревич А. В., Ярошевский М. Г....
Учебное пособие предназначено для психологов, представителей других наук, а также для всех интересующихся тем, как возникает новое...

Учебное пособие по разделу «Психология личности» курса «Общая психология» для студентов iconУчебное пособие для вузов
Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции