Программа дисциплины «Социальная психология»




НазваниеПрограмма дисциплины «Социальная психология»
страница1/6
Дата публикации17.10.2014
Размер0.71 Mb.
ТипПрограмма дисциплины
literature-edu.ru > Психология > Программа дисциплины
  1   2   3   4   5   6
Учёным советом факультета

Психологии образования МГППУ

Протокол №___от «__» _____ 2007г
Декан факультета М.А.Егорова

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет психологии образования

Кафедра

ПРОГРАММА

дисциплины


«Социальная психология»



по специальности 020400 Психология

Москва, 2007

Автор и составитель программы: Будрейка Н.Н., канд. психологических наук, доцент

Рецензент: Крупнов А.И., доктор психологических наук, профессор




Примерная программа дисциплины «Социальная психология» составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 020400 «Психология»

ВВЕДЕНИЕ
Современные условия осуществления профессиональной деятельности психологов диктуют необходимость перенести акценты в образовании с получения декларативных знаний, все более доступных людям в век информационных телекоммуникаций, на технологические знания, на развитие мышления. Основное требование к специалисту – умение эффективно и оперативно решать задачи и принимать решения в сложных педагогических условиях и дефиците времени. Отсюда - кардинальная задача высшей школы – формирование у студентов умения строить целостные модели решения проблем на основе междисциплинарной интеграции изучаемых учебных предметов, чему и способствует наш курс.

Изучение курса «Социальная психология» осуществляется с целью:

- разъяснения студентам той важнейшей роли, которую социальные процессы и явления играют в жизни и деятельности человека, семьи, коллектива, организации общества и человечества в целом;

- овладения понятийно-категориальным аппаратом и, понимания сущности общественных явлений, их эволюции, функций, динамики, овладения умением выявлять особенности протекания и влияния социальных процессов на жизнедеятельность человека, коллектива и общества;

- формирования положительной мотивации к деятельности по пре­дупреждению и конструктивному разрешению конфликтов;

- овладение студентами знаниями и первичными навыками анализа жизненных ситу­аций;

  • вооружения обучаемых первичными навыками распознания социально-психологических феноменов;

  • развития психологической устойчивости личности в конфликтной ситуации;

  • формирования начальных навыков анализа жизненных ситуаций и конструктивных моделей поведения в них.

Междисциплинарный подход к преподаванию и изучению социальной психологии является важным условием успешности овладения курсом.

По окончанию курса студент:

Должен знать: закономерности поведения в деятельности людей; эволюцию представлений о сущности и функциях больших и малых групп; основные этапы и динамику развития коллектива; специфику психологии личности в группе.

Должен уметь: воспроизводить полученную информацию, устанавливать логические связи между понятиями; узнавать и определять социально-психологические феномены в конкретной практической ситуации; определять конструктивное поведение в конфликтной ситуации.

Весь излагаемый материал тесно увязан с результа­тами эмпирических исследований поведения во взаимоотношениях, развивает профессиональную компетентность.

Оценка эффективности самостоятельной работы и контроль за хо­дом подготовки студентов по данному курсу обеспечены системой воп­росов, заданий, а также отработкой практических методик на группо­вых занятиях.

Изучение учебной дисциплины завершается экзаменом.

Программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта к содержанию знаний по данному курсу.

I. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Место курса в профессиональной подготовке выпускника. Программа данного курса рассчитана на профессиональную подготовку студентов по специальности «Психология образования». Программа разработана на основании государственного образовательного стандарта и предполагает две основные формы работы: лекции и семинары с включением в них лишь отдельных элементов практических занятий. Курс «Социальная психология» фактически начинает социально-психологическую подготовку студентов, включающую как цикл теоретических дисциплин, так и спецпрактикумы по социально-психологическим методам диагностики и воздействия. Поэтому программа данного курса представляет собой основы социальной психологии для последующей социально-психологической подготовки студентов или для специализации в области социальной психологии.

Основная цель курса - дать студентам систему социально-психологических знаний, включающую фундаментальные концепции, устоявшиеся закономерности, подтверждающие наличие взаимосвязи социально-психологических явлений. Ведущее место при этом отводится анализу основных категорий и понятий социальной психологии. Важной задачей при этом является сопряжение профессионального образования с развитием гуманитарной культуры, формированием духовно богатой, интеллектуально оснащенной, социально ответственной личности. Данная программа ориентирует студентов на работу с классическими текстами (монографиями и статьями) ведущих отечественных и зарубежных социальных психологов, чтение и конспектирование которых необходимо для подготовки к семинарским занятиям. При этом практикуются семинары двух основных типов: направленные на конкретизацию темы лекции или дополняющие содержание лекции новыми вопросами (число последних значительно больше). Курс читается в тесной связи с дисциплинами общепсихологического, социально-психологического, социологического, социально-психологического циклов.

Учебные материалы составлены в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и определяют круг проблем, которые должен знать каждый выпускник.
2.АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Постоянные значительные изменения в обществе, в отношениях общества и личности являются одной из причин обращения к социальной психологии. Общество нуждается в социально – психологических знаниях, поскольку его развитие с возрастающими темпами и трудностями требует высокого уровня психологических знаний человека, в какой бы области он ни работал. Особый интерес курс представляет для студентов – психологов.

Явления и процессы, изучаемые социальной психологией, многообразны и многогранны. Необходимо исследовать их, видеть, понимать и учитывать специфику их проявления в жизни и деятельности людей. Знание социальной психологи позволяет:

- правильно оценивать и прогнозировать явления общественной жизни, ее сложных отношений;

- всесторонне изучать и осмысливать общественные явления, что позволяет регулировать характер взаимодействия;

- понимать, какое влияние общественно-политические явления и процессы оказывают на личность, ее статус и положение, специфику адаптации к окружающей действительности, особенности взаимоотношений с другими людьми;

- использовать закономерности функционирования и проявления социально-психологических процессов и механизмов, что дает возможность поддерживать гармонию человеческих отношений, создавать благоприятные условия для совместной деятельности.

3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И РАСЧЕТ ЧАСОВ ПО ВИДАМ ЗАНЯТИЙ

Учебно-тематический план по курсу «Социальная психология» для студентов факультета Психологии образования дневного отделения


№ п/п


Название раздела и темы


Всего часов


В том числе



лекции


семинары


Раздел I. Введение в социальную психологию



12


6


6


1.

Социальная психология как отрасль психологической науки



2


2




2.

История западной социальной психологии: ключевые события



6


2


4


3.

История отечественной социальной психологии



4


2


2



Раздел II Социальная психология личности


14


6


8


1.


Социально-психологические теории личности

4





4

2.

Социальные установки личности

2

2




3.

Социальные стереотипы и предрассудки

2

2




4.

Я-концепция как социально-психологический феномен

2




2

5.

Социальное развитие личности


4

2

2

Раздел III Психология общения

14

10

4

1.

Общение как объект социально-психологического исследования

4

4




2.

Влияние общения на психические процессы

2




2

3.

Психология невербального общения

2




2

4.

Феномены и психологические механизмы социальной перцепции

2

2




5.

Факторы социально-перцептивной адекватности в общении

2

2




6.

Психология межличностных отношений

4

2

2

Раздел IV Психология малых групп

26

14

12

1.

Феномен группы как объект социально-психологического исследования

2

2




2.

Социально-психологический климат группы

2




2

3.

Психология совместной деятельности малой группы

2




2

4.

Психология развития малых групп (групповая динамика)

2




2

5.

Психология лидерства в малых группах

4

2

2

6.

Психология конформизма в малых группах

2




2

7.

Психология группового принятия решений

2

2




8.

Эффективность деятельности малой группы

2

2




9.

Психология конфликта и методы его разрешения в малых группах

8

6

2

Раздел V. Психология межгруппового взаимодействия

4

2




1.

Основные психологические феномены и факторы межгруппового взаимодействия

2

2




Раздел VI Психологии больших социальных групп и массовых явлении

12

10

2

1.

Большая социальная группа как объект психологического исследования

4

2

2

2.

Психология толпы

2

2




3.

Роль лидера и способы его воздействия воздействия на группу

2

2




4.

Паника как массовое психическое явление

2

2




5.

Психология массовых слухов в диффузных социальных группах

2

2







Всего по курсу

80

48

32


Учебно-тематический план по курсу «Социальная психология» для студентов факультета Психологии образования вечернего отделения


№ п/п


Название раздела и темы


Всего часов


В том числе



лекции


семинары


Раздел I. Введение в социальную психологию



4


2


2


1.

Социальная психология как отрасль психологической науки









2.

История западной социальной психологии: ключевые события









3.

История отечественной социальной психологии










Раздел II Социальная психология личности


4


2


2


1.


Социально-психологические теории личности







2.

Социальные установки личности










3.

Социальные стереотипы и предрассудки










4.

Я-концепция как социально-психологический феномен










5.

Социальное развитие личности











Раздел III Психология общения

6

4

2

1.

Общение как объект социально-психологического исследования










2.

Влияние общения на психические процессы










3.

Психология невербального общения










4.

Феномены и психологические механизмы социальной перцепции










5.

Факторы социально-перцептивной адекватности в общении










6.

Психология межличностных отношений









Раздел IV Психология малых групп

8

4

4

1.

Феномен группы как объект социально-психологического исследования










2.

Социально-психологический климат группы










3.

Психология совместной деятельности малой группы










4.

Психология развития малых групп (групповая динамика)










5.

Психология лидерства в малых группах










6.

Психология конформизма в малых группах










7.

Психология группового принятия решений










8.

Эффективность деятельности малой группы










9.

Психология конфликта и методы его разрешения в малых группах










Раздел V. Психология межгруппового взаимодействия

4

2

2

1.

Основные психологические феномены и факторы межгруппового взаимодействия










Раздел VI Психологии больших социальных групп и массовых явлении

6

2

4

1.

Большая социальная группа как объект психологического исследования










2.

Психология толпы










3.

Роль лидера и способы его воздействия воздействия на группу










4.

Паника как массовое психическое явление










5.

Психология массовых слухов в диффузных социальных группах













Всего по курсу

32

16

16


4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ЧАСТЬ 1. ЛЕКЦИИ. Общее количество часов – 48 (д/о), 16 часов (в/о)

РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ

  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины «Социальная психология» iconН. И. Семечкин социальная психология
Социальная психология: предшествующие и сопутствующие влияния (вместо введения)

Программа дисциплины «Социальная психология» iconРабочая программа дисциплины «Психология и педагогика семейного воспитания»
Целями освоения дисциплины «Психология и педагогика семейного воспитания» является следующие

Программа дисциплины «Социальная психология» iconРабочая программа учебного курса дисциплины «психология»
Целями освоения курса «Психология развития личности и индивидуальности» являются

Программа дисциплины «Социальная психология» iconУчебно-методическое и информационное обеспечение курса
Андреева Г. М. Социальная психология: учеб для студентов вузов, обуч-ся по напр и спец.«Психология»: Рек. М-вом образования рф/ Г....

Программа дисциплины «Социальная психология» iconРабочая программа дисциплины «корпоративная социальная ответственность»
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (институт)

Программа дисциплины «Социальная психология» iconРабочая программа дисциплины «корпоративная социальная ответственность»
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (институт)

Программа дисциплины «Социальная психология» iconРоссийская академия наук институт психологии московская гуманитарно-социальная...
Психология совместной жизнедеятельности малых групп и орга­низаций. Ответственные редакторы: А. Л. Журавлев, е в. Шорохова. М.: Изд-во...

Программа дисциплины «Социальная психология» iconРабочая программа дисциплины (модуля ) антропология направление подготовки 030300 «Психология»
Целями освоения дисциплины «Антропология» являются общее знакомство с основными положениями и разделами антропологии

Программа дисциплины «Социальная психология» iconРабочая программа дисциплины «Детская психология»
Дисциплина 2 Детская психология включена в профессиональный цикл дисциплин б 3 (вариативная часть 2). Она является одним из разделов...

Программа дисциплины «Социальная психология» iconРабочая программа дисциплины Общая и экспериментальная психология...
Учебная дисциплина 1 «Общая и экспериментальная психология» включена в профессиональный цикл дисциплин б 3 (базовая часть 1)

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции