Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы центр образования № 1486
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор Локотко Е.Г.
___________________
«____» ______2013г.
Рабочая программа
по музыке
2 класс
2013-2014 учебный год
Разработчик:
Матвеевская Н.С.
учитель музыки
Обсуждена и согласована
Методист СВАО
Бирюкова Н.В.
Протокол №_____от «___»_____201_г.
Принята на педагогическом совете
Протокол №_____от «___»_____201_г.
Год разработки
2013
2 класс
«Музыкальное искусство »
В.О.Усачёва, Л.В.Школяр, В.А.Школяр
Пояснительная записка
Класс – 2, количество часов по учебному плану всего - 34, в неделю - 1 час.
При организации изучения музыки, выборе учебников и УМК, а также составлении
поурочного планирования руководствуюсь следующими документами:
– стандарт общего образования по музыке;
– примерные программы по музыке;
– требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением стандартов по музыке.
План составлен на основе концепции развивающего обучения, реализуемой на основании учебно-методического комплекса «Искусство слышать» И.В. Кадобновой, Л.В. Школяр, В.О. Усачевой, О.В. Кузьминой.
Основой отбора содержания данного учебного курса является идея самоценности музыкального искусства как человеческого творения, помогающего ребенку познавать мир и самого себя в этом мире.
Содержание музыкального образования в начальной школе — это запечатленный в музыке духовный опыт человечества , в котором отражены вопросы смысла жизни, существования человека на земле с эстетических и нравственных позиций.
Целью уроков музыки в начальной школе является воспитание у учащихся музыкальной культуры как части их общей духовной культуры, где содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всем богатстве его форм и жанров, художественных стилей и направлений.
Основные задачи уроков музыки:
• Раскрытие природы музыкального искусства как результата творческой деятельности человека.
• Формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке.
• Воспитание устойчивого интереса к деятельности музыканта — человека, сочиняющего, исполняющего и слушающего музыку.
• Развитие музыкального восприятия как творческого процесса — основы приобщения к искусству.
• Овладение интонационно-образным языком музыки на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства.
Специфика музыкальных занятий в начальной школе заключается в овладении общими способами постижения музыкального искусства, позволяющими как можно раньше представить в сознании учащихся целостный образ музыки, приобщить к музыкальной культуре.
Основу программы составляют русское и зарубежное классическое музыкальное наследие, отражающее «вечные» проблемы жизни; народная музыка, музыкальный и поэтический фольклор; духовная (церковная) и современная музыка. При отборе музыкального материала учитывался принцип «независимости» той или иной музыки для данного возраста. Поэтому в репертуар программы вошли произведения, играющие исключительно важную роль в развитии музыкальной культуры школьников в данный возрастной период — та музыка, которая может вызвать ответное чувство и душе ребенка именно в возрасте 6—11 лет.
В качестве методологического основания концепции учебного курса «Музыкальное искусство» выступает идея преподавания искусства сообразно природе ребенка, природе искусства и природе художественного творчества. С учетом этого программа опирается на следующие принципы:
• преподавание музыки в школе как живого образного искусства;
• возвышение ребенка до понимания философско-эстетической сущности искусства;
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно программе на изучение программного материала во 2 классе отводится 1 час в неделю. Исходя из учебного плана школы, на изучение курса «Музыка» отведено 1 час в неделю (35 часов).
Основой отбора содержания данного учебного курса является идея самоценности музыкального искусства как человеческого творения,
помогающего ребенку познавать мир и самого себя в этом мире.Содержание музыкального образования — это
запечатленный в музыке духовный опыт человечес тва, в котором отражены вопросы смысла жизни, существования человека на Земле с эстетических и нравственных позиций.
В результате обучения детей музыке предполагается достижение следующих результатов:
проявлять устойчивый интерес к музыке;
проявлять готовность «исследовать» композиторский замысел в процессе восприятия интонационного богатства музыкального
произведения;
приобретать навыки слушательской культуры;
решать учебные и практические задачи:
определять жанровые признаки;
характеризовать интонации по эмоционально-образному строю — лирические, драматические, трагические, комические, возвышенные,
героические и др.;
называть запомнившиеся формы музыки;
определять автора и название музыкального произведения по характерным интонациям (например, Бетховен — Пятая симфония,
Григ — «Пер Гюнт», Чайковский — Четвертая симфония) и напеть,
делиться своими впечатлениями о музыке и выражать их в рисунках, пением, танцевальным движением;
проявлять готовность к самостоятельным творческим пробам (поиск своей музыкальной интонации к поэтическому тексту, образной
ситуации, к характеристике персонажа).
Личностные результаты
1) Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
2) формирование основ национальных ценностей российского общества;
3) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
4) формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов;
5) развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
7) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты
Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, его духовно-нравственном развитии;
умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;
Метапредметные результаты
1) Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
определять наиболее эффективные способы решения;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать в ситуациях
неуспеха;
5)освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6)использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7)активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения
коммуникативных и познавательных задач;
9)овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
10) осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
11)овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
12)готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Содержание программы по музыке.
Всеобщее в жизни и в музыке (8 ч)
От исследования происхождения всеобщих для музыки языковых сфер (жанров) песенности, танцевальности, маршевости как состояний природы, человека, искусства, через отношения сходного и различного, их взаимодействие в жизни и в музыке к пониманию того, как в музыке обыденное становится художественным. Изучения самих себя к воплощению в музыке сложности, богатства внутреннего мира.
Музыка — искусство интонируемого смысла (10 ч)
Интонация как феномен человеческой речи и музыки, как их смысловая единица. Интонация — «звукокомплекс», выступающий как единство содержания и формы. Исполнительская интонация (прочтение и воплощение авторского интонационного замысла).
«Тема» и «развитие» — жизнь художественного образа (10 ч)
Одно из основных понятий музыки — «Тема» — единство жизненного содержания и его интонационного воплощения. Диалектичность понятия «музыкальная тема». «Развитие» как отражение сложности жизни, богатства человеческих чувств, как процесс взаимодействия музыкальных образов (тем), образных сфер (частей) на основе тождества и контраста (Б.В. Астафьев), сходства и различия (Д.Б. Кабалевский).
Развитие как становление художественной формы (5 ч)
Форма (построение музыки) как процесс закономерной организации всего
комплекса музыкальных средств для выражения содержания. Исторически
сложившиеся музыкальные формы — двухчастная, трехчастная, рондо,
вариации.
Резерв 2ч.
Требования ФГОС
Содержание курса
|
Тематическое планирование
|
Характеристика деятельности учащегося
|
Всеобщее в жизни и музыке (8 ч)
|
Всеобщие эмоционально-образные сферы музыки — песенность, танцевальность, маршевость как состояния природы, человека, искусства.
Взаимодействие явлений жизни и музыки — попытка проникновения в процесс превращения обыденного в художественное.
Выразительные и изобразительные возможности музыки в раскрытии внутреннего мира человека
|
Размышлять о взаимосвязи музыкальных и жизненных явлений.
Исследовать выразительные и изобразительные возможности музыки — возможна ли «чистая» изобразительность в искусстве?
Различать в произведениях искусства песенность, танцевальность, маршевость и выделять эти свойства в жизни природы и человека.
Воспринимать и раскрывать музыкальное содержание как выражение мыслей, чувств, характера человека, его душевного состояния.
Использовать графическую запись при импровизации голосом, игре на детских музыкальных инструментах.
Исполнять песни, собственные попевки, музыкальные фразы, подбирать к ним ритмический аккомпанемент
|
Музыка — искусство интонируемого смысла (10 ч)
|
Интонация как феномен человеческой речи и музыки.
Интонационное многообразие музыки: различение и классификация интонаций как по жанровым истокам, так и по эмоционально-образному содержанию.
Интонация как особый тон произнесения музыки: особенность художественного высказывания — возвышенность, благородство интонирования. Интонация как интерпретация музыки: исполнительское прочтение авторского «интонационного замысла».
Интонация — «звукокомплекс», выступающий как единство содержания и формы, единство выразительного и изобразительного
|
Размышлять о музыкальной интонации как художественном воспроизведении человеческой речи.
Находить истоки разговорной и музыкальной интонации, определять их выразительное значение.
Исследовать средства перевода звуков природы, человеческой речи в музыкальную интонацию.
Различать на слух и исполнять интонации, характерные для музыкально-художественных образов произведений разных форм и жанров.
Сочинять главные интонации героев сказок, литературных сюжетов.
Исполнять вокально-хоровые произведения, воплощая интонационно-выразительный замысел авторов текста и музыки
|
«Тема» и «развитие» — жизнь художественного образа (10 ч)
|
«Тема» — одно из основных понятий музыки, единство жизненного содержания и его интонационного воплощения.
«Развитие» как отражение сложности жизни, внутреннего богатства и многообразия проявлений человеческих чувств; как процесс взаимодействия музыкальных образов (тем), образных сфер (частей) на основе тождества и контраста, сходства и различия
|
Размышлять о всеобщности развития в жизни и музыке: «всё течет, всё изменяется».
Воспринимать музыкальную тему произведения в единстве жизненного содержания и интонационной линии развития.
Наблюдать, как с появлением нового художественного образа (темы) музыка изменяет движение во времени и пространстве.
Различать на слух взаимодействие музыкальных тем на основе тождества и контраста, сходства и различия.
Вырабатывать исполнительский план вокально-хорового произведения, исходя из отражения в нём законов развития музыки и жизни.
Воплощать исполнительский замысел в разных видах музицирования: пении, игре на музыкальных инструментах, пластическом интонировании
|
Развитие как становление художественной формы (5 ч)
|
Форма (построение) музыки как процесс закономерной организации всего комплекса музыкальных средств для выражения содержания.
Исторически сложившиеся музыкальные формы — двухчастная, трёхчастная, рондо, вариации
|
Выявлять роль формы для восприятия логического развития музыкальной мысли.
Определять на слух простые формы звучащей музыки — двухчастные, трёхчастные, рондо, вариации.
Воплощать собственный художественный замысел в той или иной форме с позиций композитора, исполнителя, слушателя.
Запоминать имена великих композиторов-классиков, определять на слух интонации, главные темы, характерные для их творческой индивидуальности
|
Резервные уроки 2ч
|
|
|
Календарно-тематическое планирование
№
|
Тема
|
Содержание
|
Репертуар
|
|
1
2а-04.09
2б-
05.09
|
Всеобщее в жизни и в музыке(8ч.)
|
Всеобщее в жизни и в музыке
|
Р.н.п «Во поле берёза стояла»,
Д.Кабалевский
«Зачем нам выстроили дом?»
Популярные детские песни5 симфония Л.В.Бетховена(фрагмент)
Ж.Бизе «Кармен»(вступление к опере)
С.С.Прокофьев «Мимолётности»№1,5
|
|
2
2а-11.09
2б-
12.09
|
|
Песенность, танцевальность, маршевость
|
Работа над репертуаром
Р.н.п «Во поле берёза стояла»,
Популярные детские песни
П.И.Чайковский «Сладкая грёза»,
«Камаринская»,
«Мужик на гармонике играет»
|
|
3
2а-17.09
2б-
18.09
|
|
Раскрытие в музыке внутреннего мира человека
|
Работа над репертуаром
Э.Григ «Пер Гюнт»-пьесы из сюиты
|
|
4
2а-25.09
2б-
26.09
|
|
Раскрытие в музыке внутреннего мира человека
|
Работа над репертуаром
П.И.Чайковский «Сладкая грёза»,
«Камаринская»,
«Мужик на гармонике играет»
Э.Григ «Пер Гюнт»-пьесы из сюиты
|
|
5
2а-02.10
2б-
03.10
|
|
Раскрытие в музыке внутреннего мира человека
|
Работа над репертуаром
П.И.Чайковский «Сладкая грёза»,
«Камаринская»,
«Мужик на гармонике играет»
Э.Григ «Пер Гюнт»-пьесы из сюиты
|
|
6
2а-09.10
2б-
10.10
|
|
Всеобщее в жизни и в музыке
|
Работа над репертуаром
П.И.Чайковский «Сладкая грёза»,
«Камаринская»,
«Мужик на гармонике играет»
Э.Григ «Пер Гюнт»-пьесы из сюиты
|
|
7
2а-16.10
2б-
17.10
|
|
Тест-викторина по теме «Всеобщее в жизни и в музыке»
|
Конкурс на лучшее исполнение
Угадай мелодию
|
|
8
2а-23.10
2б-
24.10
|
|
Урок-концерт
|
Конкурс на лучшее исполнение
Любимые музыкальные произведения
|
|
9
2а-30.10
2б-
31.10
|
Музыка-искусство интонируемого смысла(10ч.)
|
Музыка-искусство интонируемого смысла
|
Р.н.п. «Новогодние поздравления
Овсени и Таусени,
«Котёнок и щенок»
Популярные детские песни
С.С. Прокофьев «Болтунья»
|
|
10
2а-13.11
2б-
14.11
|
|
Интонация
|
Работа над репертуаром:
Р.н.п. «Новогодние поздравления
Овсени и Таусени,
«Котёнок и щенок»
Популярные детские песни
С.В.Рахманинов «Вокализ»,
«Богородице, Дево, радуйся»
|
|
11
2а-13.11
2б-
14.11
|
|
О чем говорит и что выражает музыка?
|
Работа над репертуаром
А.С.Даргомыжский романсы
«Титулярный советник»,
«Старый капрал»
|
|
12
2а-20.11
2б-
21.11
|
|
Изобразительность в музыке
|
Работа над репертуаром
А.П.Бородин «Спящая княжна»,
«В монастыре»
|
|
13
2а-27.11
2б-
28.11
|
|
Интонация
|
Работа над репертуаром
Фрагмент из народного свадебного
обряда («Рязанская свадьба»)
и из обряда заупокойной службы
|
|
14
2а-04.12
2б-
05.12
|
|
О чем говорит и что выражает музыка?
|
Работа над репертуаром
С.иТ.Никитины «Снег идёт»
|
|
15
2а-04.12
2б-
05.12
|
|
Тест –викторина по теме «Интонация»
|
Конкурс на лучшее исполнение
Угадай мелодию
|
|
16
2а-11.12
2б-
12.12
|
|
Урок-концерт
|
Конкурс на лучшее исполнение
|
|
17
2а-18.12
2б-
19.12
|
|
Музыка-искусство интонируемого смысла
|
Р.н.п. «Мать Мария»,
«Добрая сказка» А.Пахмутова
Популярные детские песни
М.И.Глинка «Иван Сусанин»,
«Руслан и Людмила»
Н.А.Римский-Корсаков
«Сказание о невидимом граде
Китеже и деве Февронии»
|
|
18
2а-25.12
2б-
26.12
|
|
О чем говорит, что выражает, что изображает музыка?
|
Работа над репертуаром:
Р.н.п. «Мать Мария», «Добрая сказка»
А.Пахмутова
Популярные детские песни
И.О.Дунаевский увертюра к
к/ф «Дети капитана Гранта»,
«Весёлый ветер»
|
|
19
2а-15.01
2б-
16.01
|
«Тема» и «Развитие»- жизнь художественного образа(10 ч)
|
«Тема» и «Развитие»- жизнь художественного образа
|
Работа над репертуаром
Ф.Шопен Полонез А-dur и
«Юношеский» полонез g-moll, cis-moll,
прелюдии №7,20
|
|
20
2а-22.01
2б-
23.01
|
|
«Живая» музыка
|
Работа над репертуаром
Р.Шуман фортепианные пьесы
«Порыв», «Отчего?»
|
|
21
2а-29.01
2б-
30.01
|
|
«Живая» музыка
|
Работа над репертуаром
К.Дебюсси «Ветер на равнине»
К.Сен-Санс «Аквариум»
|
|
22
2а-05.02
2б-
06.02
|
|
Музыкальная речь
|
Работа над репертуаром
И.С.Бах Хоральные прелюдии
Es- dur, f- moll
|
|
23
2а-12.02
2б-
13.02
|
|
Всё растёт, всё изменяется
|
Ф.Шуберт
«Форель»
|
24
2а-19.02
2б-
20.02
|
|
Развитие в музыке
|
Э.Григ из сюиты
«Пер Гюнт»
|
|
|
Урок-викторина по теме Развитие в музыке
|
Повторение
терминов и
понятий
|
25
2а-26.02
2б-
27.02
|
|
Урок-концерт
|
Любимые
произведения
Конкурс на
лучшее
исполнение
Подведение
итогов
творческого
конкурса
|
26
2а-05.03
2б-
06.03
|
|
«Тема» и «Развитие»- жизнь художественного образа
|
М.И.Глинка
«Иван Сусанин»,
«Руслан и
Людмила»
Колыбельная
песня
|
27
2а-12.03
2б-
13.03
|
|
«Тема» и «Развитие»- жизнь художественного образа
|
Н.А.Римский-Корсаков
«Сказание о
невидимом граде
Китеже и деве
Февронии»
Работа над
репертуаром:
Колыбельная
песня,
«Разговор с
кактусом»,
Популярные
детские песни
|
28
2а-19.03
2б-
20.03
|
«Развитие» как становление художественной формы(5 ч)
|
Развитие в музыке
|
Работа по
пройденному в
году
музыкальному
материалу
Работа над
репертуаром
Научиться
различать
особенности
построения
музыки
|
29
2а-02.04
2б-
03.04
|
|
Простые музыкальные формы
|
Работа по
пройденному в
году
музыкальному
материалу
Работа над
репертуаром
Научиться
различать
особенности
построения
музыки
|
30
2а-09.04
2б-
10.04
|
|
Простые музыкальные формы
|
Работа по
пройденному в
году
музыкальному
материалу
Работа над
репертуаром
Научиться
различать
особенности
построения
музыки
|
31
2а-16.04
2б-
17.04
|
|
Форма вариаций и рондо в музыке
|
Работа по
пройденному в
году
музыкальному
материалу
Работа над
репертуаром
Научиться
различать
особенности
построения
музыки
|
32
2а-23.04
2б-
24.04
|
|
Итоговый тест по теме «Развитие как становление художественной формы»
|
Музыкальная
викторина
Подведение
итогов конкурса
на лучшего
исполнителя
|
33
2а-
07.05
2б-
08.05
|
|
Резервный урок
|
Подведение
итогов конкурса
на лучшего
слушателя
музыки
Подведение
итогов конкурса
на лучшего
исполнителя
|
34
2а-
14.05
2б-
15.05
|
|
Резервный урок
|
|
35
2а-
21.05
2б- 22.05
|
|
Резервный урок
|
|
Список основной литературы
-
«Закон РФ об образовании», М., 2013.
-
УМК «Начальная школа XXI века» Л.В. Школяр, В.О. Усачёвой. 2 класс
Список дополнительной литературы
-
Программы средней общеобразовательной школы с русским языком обучения «Искусство», Минск «Народная асвета» 1990г.
-
Л.Михеева « Музыкальный словарь в рассказах».
-
Н.Н.Гришанович Концепция, Минск 1991г. Проект «Искусство», Минск 1997г.
-
Е.И.Юдина Мой первый учебник по музыке и творчеству (азбука музыкально-творческого саморазвития), Москва «Аквариум» 1997г.
-
Е.Н.Ильин «Путь к ученику» Москва «Просвещение» 1988г.
-
В.В. Гракова Педагогические основы формирования духовной культуры подростков в процессе учебно-музыкальной деятельности. Минск 2002г.
-
В.Н. Чепуров «Музыка в школе», Москва «Просвещение» 1983г.
-
Воспитание музыкой (из опыта работы) Т.Е.Вендрова, И.В.Пигарева., Москва «Просвещение» 1991г.
-
Д.Б.Кабалевский «Как рассказывать детям о музыке?», 3-е издание, Москва «Просвещение» 1989г.
-
Л.Г.Дмитриева, Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», Москва «Просвещение» 1989г.
-
«Движение и музыка», С.И.Бекина. Т.П.Ломова, Е.Н. Соковнина Москва «Просвещение» 1984г.
-
«Что ты знаешь о музыке?», А.И.Барановская, Т.П.Гулина. А.В.Касьянова (тетрадь) Минск «Беларусь» 1987г.
-
«Поют барды» песенник Ленинград 1991г.
-
Праздник в школе «…И звучит прощальный вальс», Минск «Красико-Принт 1998г.
-
С.Газарян «В мире музыкальных инструментов» Москва «Просвещение» 1985г.
-
Н.Колосова «Здравствуй, музыка!», «Молодая гвардия» 1969г.
-
М.Друскин «История зарубежной музыки» (вторая половина 19 века). Пятое издание, издательство «Музыка», Москва 1980г.
-
С.Рахманинов (воспоминания), Москва «Радуга», 1992г.
-
Н.Владыкина-Бачинская «П.И.Чайковский», пятое издание. Издательство «Москва» 1971г.
-
А.Кенигсберг «Людвиг ван Бетховен», издательство «Музыка» Ленинград 1970г.
-
«Поет хор», Москва «Советская Россия», 1985г.
-
С.А.Павлюченко «Элементарная теория музыки». 3-е издание Ленинград-Москва 1946г.
-
Л.Н.Комиссарова, Э.П.Костина «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников». Москва, «Просвещение». 1986г.
-
История русской музыки том 1-11 тт. . Издательство «Музыка» 1979г.
-
А.Г.Менабени «Методика обучения сольному пению», Москва «Просвещение». 1987г.
-
Е.М.Гордеева «Композиторы «Могучей кучки», Москва «Музыка», 1986г.
-
«Учите детей петь», Москва «Просвещение» 1988г.
-
Русские народные песни (мелодии и тексты). Москва «Музыка», 1988г.
-
О.А.Апраксина «Методика музыкального воспитания в школе», Москва «Просвещение». 1983г.
-
В.В. Стасов «Статьи о музыке», вып.3, Москва «Музыка», 1977г.
-
Н.П.Савельев «Сергей Сергеевич Прокофьев». Издательство «Музыка» Москва 1982г.
-
В.Матонис «Музыкально-эстетическое воспитание личности», Ленинград «Музыка» 1988г.
-
Б.Розенфельд «Сергей Есенин и музыка» (справочник), Москва «Советский композитор» 1988г.
-
Д.Б. Кабалевский о музыке и музыкальном воспитании: Книга для учителя/ Сост. И.В. Пигарева. Отв. ред. Г.П. Сергеева. – М., 2004.
-
Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? – 4-е изд. – М., 2004.
-
Кабалевский Д.Б. Про трех китов и про много другое. Книжка о музык. – 3-е изд. – М., 1976.
-
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка: 1–4 классы. Методическое пособие. – 2-е ид. – М.,2004.
-
Музыка в школе. Вып. I. Песни и хоры для учащихся начальных классов /Сост. Г.П. Сергеева. – М., 2000.
-
Музыкальное образование в школе / Под ред. Л.В. Школяр. – М., 2001.
-
Оссенева М.С., Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом: Учеб. пособие. – М.,1999.
-
Рапацкая Л.А., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Русская музыка в школе. Пособие для учителя. – М., 2003.
-
Сергеева Г.П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе. – М., 2000.
-
Теория и методика музыкального образования детей. Науч.-метод. пособие для учителя музыки и студентов средних и высших учебных заведений. / Л.В. Школяр, М.С. Красильникова, Е.Д. Критская и др. – М., 1999.
-
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Музыка /авт.-сост. А.С. Кленов. Под общ. ред. О.Г. Хинн. – М., 1998.
|