Методика преподавания истории географических открытий в школьном курсе географии. Обзор методической литературы по изучению истории географических открытий. 15




НазваниеМетодика преподавания истории географических открытий в школьном курсе географии. Обзор методической литературы по изучению истории географических открытий. 15
страница1/4
Дата публикации04.10.2014
Размер0.66 Mb.
ТипРеферат
literature-edu.ru > География > Реферат
  1   2   3   4
Содержание


Введение 3



1. Историко-географические знания в школьном курсе географии на примере некоторых географических открытиях. 5

2. Методика преподавания истории географических открытий в школьном курсе географии.

2.1. Обзор методической литературы по изучению истории

географических открытий. 15

2.2. Анализ содержания истории географических открытий в школьных

программах и учебниках по географии для 7 класса. 20

2.3. Использование методических приемов и методов обучения

географии в преподавании истории географических открытий. 26

3 . Опытная работа по изучению истории географических открытий

3.1. Диагностическое исследование отношения учащихся к истории

географических открытий. 45

3.2. Разработка урока. 50

Заключение 52




Список литературы 53




Приложение 56



Введение

« Уважение к предкам – это не только

показатель нравственности, но и ключ в будущее».

( В.Т.Богучарсков)

Государственная политика в области образования основана на следующих принципах: воспитание гражданственности, личности, защита и развитие национальных культурных традиций. Так гласит закон Российской Федерации «Об образовании».

Однако в длинной череде школьных предметов очень мало сегодня таких, которые позволяют говорить с учениками о главном – о том, как стать личностью, гражданином и, наконец, просто Человеком. В курсе географии такая возможность есть. Система образования существует для того, чтобы подготовить учащихся к достойному происхождению своего жизненного пути. И выходя в этот путь, они должны иметь перед собой четкие нравственные ориентиры. Таковыми могут стать примеры исследователей, посвятивших свою жизнь расширению границ человеческого познания.

Исследователей, трудами которых на карту положена огромная территория нашей Родины, разведаны ее несметные богатства.

Однако «случилось так, что на десятилетия из географических курсов почти совсем исчезли фамилии путешественников и исследователей, крупнейших ученых, трудами которых обогатилась география… Курс школьной географии потерял многое в части занимательности и привлекательности. А отсюда и свое значение в передаче общекультурного наследия предшественников». (В.Т.Богучарсков)

Ведь мысленно совершая далекие путешествия с выдающимися землепроходцами и мореплавателями к неизвестным землям, осваивая новые территории и строя города, вместе со своими далекими предками люди, в том числе учащиеся школ, открывают для себя процесс становления и развития духовного мира человека на протяжении всего исторического периода. Они начинают задумываться над тем, что же двигало людьми, стремящимися, преодолевая огромные трудности, познать мир и созидать собственную культуру. При этом в процессе познания развития духовности своего народа, собственный духовный мир человека (учащегося), обогащается новыми представлениями о системе «Человек и мир». (А.Н.Любарский)

При изучении курса школьной исторической географии формируется личность гражданина – патриота, осознание чувства уважения к

общечеловеческим моральным ценностям и, прежде всего любви к прошлому,

настоящему и будущему своей Родины.

В надежде на то, что со временем будет введен специальный учебный курс для средней школы типа: «История путешествий и географических открытий», мы посчитали целесообразным рассмотреть методические вопросы включения этих знаний в базовый курс школьной географии.

Объект исследования в дипломной работе – преподавание истории географических открытий. Предметом исследования станут методические приемы преподавания истории географических открытий в 7 классе, через которые необходимо показать учащимся, как трудом и отвагой многих поколений исследователей, ученых, географов добывались географические знания. Учащиеся должны быть подведены к выводам о вкладе в географическую науку того или иного путешественника, исследователя, о том, какие научные выводы были сделаны разными учеными на основе собранных фактов.

База проводимого эксперимента – МОУ Марьяновская СОШ Чертковского района, Ростовской области.

Исходя из этого, целью нашей работы является исследование методических приемов, делающих наиболее интересными и полезными для учащихся уроки с проблематикой истории географических открытий. Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи:

1. Рассмотреть содержание истории географических открытий в школьном

курсе географии, в том числе в курсе географии 7 класса.

2. Проанализировать учебники географии для 7 класса по проблематике

истории географических открытий.

3. Разработать некоторые методические приемы преподавания вопросов

истории географических открытий.

4. Разработать урок по теме истории географических открытий.

5. Провести диагностическое исследование по теме дипломной работы.


1.Историко – географические знания в школьном курсе географии на примере некоторых географических открытиях
В настоящее время происходит обновление содержания школьной географии. Неотъемлемой частью современного географического содержания являются историко – географические знания.

Сегодня вновь особое внимание уделяется историко – культурным аспектам: культуре разных народов – их быту, языку, религии, этническим особенностям формирования наций, истории географических открытий и исследований развития Земли как планеты и др.

История географических открытий и исследований всегда изучалась в курсах географии. Так, в 6 классе учащиеся знакомились с путешествиями Х.Колумба, Васко да Гама, Ф.Магеллана. В курсе географии материков и океанов изучались исследования отдельных материков. В родиноведческих курсах в 8 – 9 классах характеризовались русские экспедиции. В курсе экономической и социальной географии мира исторические вопросы использовались для объяснения формирования политической карты мира, и отдельных материков (Африки, Южной Америки, Евразии), мирового хозяйства, международного географического разделения труда.

В настоящее время в школьной географии существуют предпосылки для совершенствования методики изучения историко – географических знаний, поскольку есть большая потребность в объяснении многих географических процессов и явлений, особенностями исторического развития в установлении историко – географических связей между ними.

Эпоха Великих географических открытий – это наиболее важный период в исследовании Земли (см. рис. 1). Хотя географические открытия совершались во все исторические эпохи, начиная с древних времен, представителями всех цивилизованных народов, крупнейшие географические открытия, сделанные

европейскими мореплавателями и путешественниками с середины 15 до середины 17 в., принято называть великими благодаря их исключительному



Рис. 1. Карта Великих географических открытий

значению для Европы и всего мира. Эпоха Великих географических открытий явилась важным социальным явлением в развитии цивилизации в целом и географической науки в частности.

Организация экспедиций носила не случайный характер. Тому предшествовали накопленные человечеством знания о Земле, кроме того – рост крупных городов, развитие товарного производства и торговли в Европе. Всеобщим средством обмена стали деньги, потребность в которых резко увеличилась, резко возрос спрос на золото – все это способствовало бурному развитию мореплавания и организации многочисленных экспедиций в неизвестные земли.

Главным организатором экспедиций был принц Генрих – мореплаватель, хотя сам он никогда не плавал, а только организовывал экспедиции, преследуя корыстные цели. Он начал торговлю рабами, которых первоначально продавали в портах Португалии, а потом начали перевозить и продавать в Америку. Аф риканцы стали бояться португальцев и при приближении их кораблей стремительно убегали в глубь материка. Португальцы, остерегаясь углубляться в материк, всё дальше и дальше шли вдоль берега. Он основал первый в мире Географический институт в Сагрише, где были построены дворец, мореходная школа, астрономическая обсерватория, здания для хранения карт и рукописей. Здесь работали ученые разного вероисповедания со всего Средиземноморья. Среди них были географы, картографы, математики, переводчики, способные читать рукописи, написанные на разных языках. Перед ними была поставлена задача усовершенствования способов навигации и преподавания их португальским капитанам. В мореходной школе велись разработки новых, усовершенствованных кораблей – каравелл. Среди навигационных приборов широко использовались намагниченная стрелка – компас, астролябия, гномон и др. Поэтому неудивительно, что первой достигла Индии морским путем португальская экспедиция Васко да Гама. Не менее, великой морской державой была в то время Испания, которая тоже предпринимала попытки поиска морского пути в Индию в западном направлении. Экспедиция была совершена под руководством Х.Колумба. Открытия, сделанные в этом походе, имели колоссальные последствия в развитии цивилизации. Так, итог географических результатов четырёх плаваний Колумба таков: он первый пересёк Атлантический океан в субтропической и тропической полосе северного полушария и первый из европейцев плавал американском «Средиземном» море. Он положил начало открытию материка Южной Америки и перешейков Центральной Америки. Суммарная длина прослеженной им в Третьем и Четвёртом плаваниях береговой черты составила не менее 2700 км. Он открыл все Большие Антильские острова, центральную часть Багамского архипелага, Малые Антильские острова, от Доминики до Виргинских включительно, а также ряд мелких островов в Карибском море и остров Тринидад у берегов Южной Америки. Но всемирно – историческое значение дела Христофора Колумба было впервые оценено в середине девятнадцатого века. Открытие Америки и морского пути вокруг Африки создало для подымающейся буржуазии новое поле деятельности. Ост - индийский и китайский рынки, колонизация Америки, обмен с колониями, увеличение количества средств обмена и товаров вообще дали неслыханный до тех пор толчок торговле, мореплаванию, промышленности и тем самым вызвали в распадающемся феодальном обществе быстрое развитие революционного элемента.

Не менее значительным было кругосветное плавание Ф. Магеллана, который своим кругосветным плаванием доказал, что между Америкой и Азией простирается величайшее водное пространство, и установил наличие единого Мирового океана. Магеллан навсегда положил конец спорам о форме нашей планеты, предоставив практическое свидетельство её шарообразности. Благодаря ему, наконец, учёные получили возможность установить истинные размеры Земли не умозрительно, а на основании неопровержимых данных.

Результаты экспедиций эпохи Великих географических открытий имели огромное значение: научное – утверждение идеи шарообразности Земли и единства Мирового океана, что имело большое значение для формирования географии как самостоятельной науки; практическое – совершенствовались древние карты и развивалась картография, был создан первый в мире глобус, совершенствовались приборы и инструменты, необходимые в навигации; социально – политическое – мир был поделен на Старый и Новый Свет. Под Старым подразумевались три части света – Азия, Европа и Африка, Новым Светом называлась открытая в 16 в. Америка.

При изучении путешествий Колумба, Магеллана, Дежнева, Беринга и других особое место занимает работа с географической картой. Учащиеся показывают маршруты экспедиций и объекты, открытые путешественниками. Это требует хорошей картографической подготовки.

Большие возможности для углубления историко – географических знаний заложены в курсе географии 7 класса. Здесь продолжается изучение истории географических открытий и исследований отдельных материков, океанов и стран. Учащиеся знакомятся с путешествиями Д.Ливингстона, В.В.Юнкера, Дж.Кука, Э.Кортеса, У.Баффина и многих других.

Выше уже отмечалось, что Великие географические открытия имели не только большое научное значение, но и глубокие социально – экономические последствия. Открытие новых торговых путей и новых стран способствовало тому, что торговля приобрела мировой характер, начался процесс колонизации вновь открытых территорий. В 7 классе учащиеся знакомятся с таким важным социально – экономическим явлением, как колонизация, которое необходимо рассматривать с разных позиций. Если раньше раскрывались лишь отрицательные последствия колонизации, то в настоящее время можно объективно показать процесс освоения вновь открытых земель. С одной стороны, колонизация имела отрицательные черты: истребление коренного населения, вымирание индейцев вследствие болезней, завезенных европейцами, эксплуатация населения, работорговля. С другой стороны, шел активный процесс взаимопроникновения разных культур, формирование новых этнических групп, распространение европейских языков, религий, образование новых и расширенных старых государств, формирование новых видов хозяйственной деятельности населения Земли.

В курсе географии материков, океанов, стран и народов интересно показать, что процесс взаимопроникновения культур носил разный характер в различных регионах мира. Это могло быть насильственное насаждение культур, примером чего служат страны Латинской Америки. Так, на территории современной Мексики существовало сильное государство ацтеков, его жители занимались земледелием. Именно здесь возник один из древних мировых очагов земледелия, давший человечеству такие сельскохозяйственные культуры как кукуруза, фасоль, томаты, мексиканский вид хлопка. Индейские племена имели самобытную культуру, создавали выдающиеся памятники архитектуры – огромные пирамиды Луны и Солнца и многое другое. Своим вторжением испанские завоеватели уничтожали или оттесняли коренное население на непригодные земли. Была создана колония Новая Испания, здесь рождались потомки испанцев – креолы. Постепенно из разнородных этнических элементов складывалась мексиканская нация.

Подобные процессы происходили в США, Канаде, в Австралии, которые в дальнейшем рассматриваются как страны переселенческого типа.

Постепенное взаимопроникновение культур характерно для стран Северной Африки и Ближнего Востока, когда смешение культурных черт проходило длительный исторический период. Одной из причин слияния культурных особенностей в странах этого региона является их территориальная близость.

В истории есть и такие примеры, когда культура других стран не принималась каким – либо государством, например в Китае и Японии. О китайцах можно говорить как о нации, сделавшей большой вклад в мировые открытия. Китайцы изобрели компас, первыми ткали шелк, делали бумагу, превращали глину в изящный фарфор, развили идею книгопечатания. Уже в 13 в., по сведениям Марко Поло, в Китае были построены Великая Китайская стена и Великий канал – система водных путей.

Приход европейцев в Китай в 16 в. стал серьезной проблемой для страны. Высокоразвитой, независимой в экономическом отношении, сильной цивилизации трудно было принять варварские обычаи, язык, одежду европейцев. Они настойчиво требовали оставить их в покое. В результате многолетней борьбы лишь в 19 в. европейцам удалось достичь торговых соглашений с китайским правительством.

Одновременно китайская культура повлияла на развитие Японии. Будучи высокоразвитой страной, Япония начала регулярно торговать с Китаем в 300 г. н.э. Отсюда в Японию пришло умение обрабатывать металл, дубить кожу, строить корабли и ткать. Японская культура заимствовала китайский стиль письма.

В России период многочисленных открытий пришелся на 17 – 18 вв. Если португальских мореходов называли капитанами принца Генриха – мореплавателя, то русских мореплавателей можно по праву называть капитанами Петра 1. Он построил русский флот, организовал мореходное дело. Петр 1 был крайне заинтересован в исследовании северного морского пути и собственноручно подписал инструкцию об экспедиции В.Беринга для исследования северного побережья России. Немаловажную роль в теоретизации многих географических вопросов сыграл великий русский ученый М.В.Ломоносов. Он сумел заложить основы полярной океанологии и ледоведения. Им впервые было разработано и обосновано представление о генеральном дрейфе льдов в Арктическом бассейне, создана их первая классификация. Особенно поразительным в научном наследии великого учёного является то, что, ни разу не побывав в южном полушарии и не имея сколько – ни будь достоверных сведений о его природных условиях, Ломоносов высказал гениальную догадку о существовании ледяного материка вблизи Южного полюса, фактически предсказав существование современной Антарктиды. Это случилось за четверть века до плаваний Д. Кука.

Важнейшее воспитательное значение имеет изучение вклада русских мореплавателей и землепроходцев в Великие географические открытия. Учитель может привлекать самый разнообразный материал, в основе которого лежат следующие факты. Так, например, русские мореходы и землепроходцы продвигались на восток вдоль побережья Северного Ледовитого океана в Сибирь. В середине 14 в. новгородцы проникли на Обь, а в 15 в. был предпринят поход на Иртыш. В середине 16 в. был уже освоен морской путь к Обской губе и к устью реки Таз. В 30-х гг. 17 в. русские землепроходцы во главе с Иваном Москвитиным дошли до Охотского моря. В 40-х годах 17 в. Поярков и Хабаров, обследовали Нижний Амур и составили карту реки. В 1648г. Семён Дежнев и Федот Алексеев (Попов) совершили плавание от устья Колымы до устья реки Анадырь, обогнув северо-восточную оконечность Азиатского материка, у мыса названного именем Дежнева. Ими был открыт Берингов пролив, отделяющий Азиатский материк от Америки. Географическими достижениями экспедиции Попова- Дежнёва являются те, что обнаружив пролив между Северным Ледовитым и Тихим океанами они доказали, что Азиатский и Североамериканский материки не соединяются; они первые плавали в Чукотском море и водах северной части Тихого океана; Дежнёв открыл Чукотский полуостров и Анадырский залив; открыл и первый пересёк Корякское нагорье, обследовал реку Анадырь и Анадырскую низменность.

Русские к концу 15 в. открыли не только всю Северную и Северно-Восточную Европу, но и Полярный, Приполярный и Северный Урал, т.е. большую часть Каменного пояса и перевалили его в нескольких местах. Русские проникли на Иртыш и в низовья Оби и, следовательно, положили начало открытию огромной Западно-Сибирской равнины. Великий князь Василий Иванович впервые внёс в свой титул земли Обдорскую и Кондинскую- территорию по нижнему течению Оби и по Конде, нижнему притоку Иртыша.

Особенно велики заслуги русских путешественников Петра Петровича Семёнова-Тян-Шанского и Николая Михайловича Пржевальского в изучении труднодоступной Центральной Азии. П.П Семёнов совершил два путешествия по Тянь-Шаню. Результаты были поразительные. Он установил границы Тянь-Шаня - одной из горных систем Центральной Азии, открыл вершину Хан-Тенгри. Исследовав высокогорное озеро Иссык-Куль, П.П. Семёнов доказал, что оно бессточное. Впервые установил высотные пояса в горах Тянь-Шаня. Оказалось, что снеговая линия здесь расположена выше, чем в Альпах.

В признании научных заслуг П.П. Семёнов получил право пользоваться дополнением к своей фамилии Тянь - Шанский.

Н.М. Пржевальский собрал богатейший материал о рельефе, климате, растительности и животном мире Монголии, Северного и Западного Китая, Тибетского нагорья и Уссурийского края.

Более поздние географические открытия также изобилуют примерами мужества, самоотверженности, нравственного долга, любви к родине. Всё это даёт неиссякаемый источник нравственно-эстетического и патриотического воспитания учащихся. Для учителей важно найти те методические приёмы, которые наиболее рельефно, образно и ярко способны донести до ума и души учащихся знания по истории географических открытий.
Таблица 1. Историко – географические знания в школьных курсах географии ( по ст. О.В.Чичериной, )


Основные содержательные линии

6 класс

7 класс

8-9 классы

10 класс

История развития Земли

Изменение состава атмосферы Земли. Предпосылки развития жизни на Земле. Человек – часть биосферы.

Теория литосферных плит. Образование материков и океанов Земли. Заселение человеком материков Земли. Формирование климата Земли.

Геохронологическая таблица. Геологическое прошлое Земли. Формирование климатических особенностей России. Формирование рельефа России в послеледниковый период.

Взаимодействие природы и человека на разных исторических этапах развития общества.

Развитие географических знаний.

Эпоха Великих географических открытий (испанско–португальский период – сер. 15 – сер. 16 в.)

Открытие всех материков Земли.

Открытие и продвижение на восток, присоединение вновь открытых территорий.

Формирование историко– культурных регионов мира.

История познания Земли и зарождения географии как самостоятельной науки.

Великие географические открытия в России (17 – 18 вв.)




Формирование историко– культурных районов России.




Формирование политической карты мира.
Формирование мирового хозяйства.

Тордесильсский договор – попытка первого передела мира.

Деление мира на Старый и Новый Свет. Колонизация новых территорий. Формирование новых государств на вновь открытых территориях.

Формирование Российского государства. Политико– административное деление. Колонизация вновь открытых территорий. Межрайонное географическое разделение труда.

Исторические этапы формирования политической карты мира.
Международное географическое разделение труда.


В этой главе раскрыты лишь некоторые аспекты содержания историко – географических знаний в школьных курсах географии. Очевидно, что дальнейшее расширение историко – культурных вопросов и включение их в содержание школьной географии – важная методическая проблема, так как культурологический аспект и все связанные с ним направления играют большую роль в формировании географической культуры современного человека.

Применительно для 7 класса можно выделить уроки, на которых могут изучаться вопросы истории географических открытий (Табл. 2).

2. Методика преподавания истории географических открытий в школьном курсе географии.
2.1. Обзор методической литературы по изучению истории географических открытий.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методика преподавания истории географических открытий в школьном курсе географии. Обзор методической литературы по изучению истории географических открытий. 15 icon2 естественные науки
История географии и географических открытий. Биографии географов и путешественников

Методика преподавания истории географических открытий в школьном курсе географии. Обзор методической литературы по изучению истории географических открытий. 15 iconПрограмма курса охватывает период с конца V по XV вв., от падения...
Задачи курса – показать самобытные черты Средневековья, его особенности, с целью понимания его учащимися и уважительного отношения...

Методика преподавания истории географических открытий в школьном курсе географии. Обзор методической литературы по изучению истории географических открытий. 15 iconКалендарно-тематическое планирование 7 класс. Новая история (28 часов). №
Основные понятия: традиционное общество, индустриальное общество, общество; предпринимательский дух, ойкумена, реконкиста, конкиста....

Методика преподавания истории географических открытий в школьном курсе географии. Обзор методической литературы по изучению истории географических открытий. 15 iconТезисы докладов и сообщений V всероссийского научно-практического...
К истории Калужско-Бежецкого удела в начале XVI в. // Исследования по источниковедению истории СССР дооктябрьского периода. М. С....

Методика преподавания истории географических открытий в школьном курсе географии. Обзор методической литературы по изучению истории географических открытий. 15 iconО, сколько нам открытий чудных

Методика преподавания истории географических открытий в школьном курсе географии. Обзор методической литературы по изучению истории географических открытий. 15 iconРабочая программа по «Всеобщей истории и истории России»
Цель обучения истории: приобретение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической...

Методика преподавания истории географических открытий в школьном курсе географии. Обзор методической литературы по изучению истории географических открытий. 15 iconПлан декады олимпийских знаний
Учителя русского языка и литературы, истории и обществознания, технологии, географии, английского языка, изо искусства, мхк, физкультуры,...

Методика преподавания истории географических открытий в школьном курсе географии. Обзор методической литературы по изучению истории географических открытий. 15 iconФизика 1место школьный тур олимпиады по математике
Участие в молодежном чемпионате по географии (5 место в районе), в районной игре «Умники и умницы» по математике (грамота), на олимпиадах...

Методика преподавания истории географических открытий в школьном курсе географии. Обзор методической литературы по изучению истории географических открытий. 15 iconТематическое планирование курсов истории России и всеобщей истории (курса Новой истории) 7 класс
Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта, примерной программы основного...

Методика преподавания истории географических открытий в школьном курсе географии. Обзор методической литературы по изучению истории географических открытий. 15 iconПрограмма по всеобщей истории предназначена для 8 класса основной...
Даёт распределение учебных часов по темам курса «Новая история 19 век- начало 20 века». Программа рассчитана на 2 часа в неделю,...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции